Закрыть itemscope itemtype="" > Эхо первого кризиса Восстание декабристов в контексте глобальных социально-экономических проблем первой половины XIX века 27.12.2008 332 Время на чтение 13 минут Восстание 14 декабря 1825 года в Санкт-Петербурге традиционно принято интерпретировать как первое в России открытое вооруженное выступление против самодержавия и крепостничества и фактическое начало русского освободительного движения. За минувшие годы специалисты из самых разных идейных лагерей весьма глубоко изучили общественно-политическую подоплеку восстания и предшествовавших ему событий и процессов. Достаточно тщательно на сегодняшний день изучено и социально-экономическое развитие России той эпохи. Однако глобальный контекст как российских социально-экономических проблем первой половины XIX века, так и непосредственно движения декабристов достаточно редко попадал в поле зрения историков. Так, наиболее крупной работой, освещающей этот вопрос по существу, до сих пор остается известный курс русской истории М.Н. Покровского. При всей своей тенденциозности главы данного курса, посвященные декабристам и развитию России в первой половине XIX века, в целом наглядно и ярко показывают, что хотя Российская империя начала XIX века, захлестнутая первыми волнами европейской нестабильности в эпоху наполеоновских войн, и сумела отстоять свой политический суверенитет, она, тем не менее, оказалась почти беззащитной как перед глобальной экономической экспансией западноевропейских товаров и капиталов, так и перед лицом западноевропейской информационно-идеологической агрессии. Перед тем как начать анализ российского кризиса середины 1820-х годов, важно вспомнить, что ряд крайне тяжелых потрясений в первой половине XIX века переживала практически вся континентальная Европа. Достаточно лишь обратить внимание на новый характер военных конфликтов эпохи революционных и наполеоновских войн (когда завоеватель стремится не только подчинить себе некую территорию, но и провести там необратимые социальные преобразования), на число революционных выступлений и их ожесточенность, чтобы утверждать: перед угрозой социального хаоса, утраты государственного суверенитета и даже полного распада (раздела) в период 1789-1850 годов стояли все крупные европейские державы. Пруссия (1807-1812), Австрийская империя (1809, 1848-1849), Франция (1814-1815, 1830, 1848), Испания (1807-1814, 1820-1824, 1834-1843), Португалия (1807-1811, 1820, 1828, 1834-1847), Голландия (1810-1813, 1830), Швеция (1809), Дания (1807), Швейцария (1803, 1847) - фактически ни одна из этих держав не сумела выйти из кризиса, не прибегнув (вольно или невольно) к иностранной помощи, не пережив прямое вмешательство соседей в свои внутренние дела или даже оккупацию.

http://ruskline.ru/monitoring_smi/2008/1...

Люценко Ефим Петрович (1776–1855) – поэт, переводчик. Сын священника. До 1791 года учился в Черниговской духовной семинарии. С 1793 года ученик Университетской гимназии, с 1799 – студент-словесник Московского университета, в том же году поступает в Школу практического земледелия, открывшуюся близ Царского Села. Школа просуществовала недолго, но одна из многочисленных его должностей будет называться «наставник хлебопашества», то есть агроном. С 1811 по 1813 год он служил секретарем хозяйственного правления Царскосельского лицея, где и познакомился с Пушкиным-лицеистом, еще только пробовавшим свои силы в поэзии. К тому времени тридцатипятилетний Ефим Люценко уже вполне мог считать себя поэтическим мэтром. Первая поэтическая публикациция семинариста Люценко появилась еще в 1792 году, и с тех пор он освоил едва ли не все поэтические жанры – от од и переложений псалмов до баллад, идиллий, посланий, эпитафий, не говоря уже о переводах. Его стихотворный перевод сказки К. Виланда «Вастола» вышел в конце 1835 года анонимно, но с указанием на обложке: « Издано А. Пушкиным », что послужило поводом для оскорбительных слухов о том, что Пушкин отдал свое имя Смирдину «напрокат». И не только слухов. В «Библиотеке для чтения» Сенковский восклицал: «Трудно поверить, чтобы Пушкин, вельможа русской словесности, сделался книгопродавцем и «издавал» книжки для спекуляции...» Пушкин поместил в первом томе «Современника» за 1836 год заметку, в которой отстаивал не столько свою честь, сколько Люценко. «...В том же журнале сказано было, что «Вастола» переведена каким-то бедным литератором, что А.С.П . только дал ему напрокат свое имя и что лучше бы сделал, дав ему из своего кармана тысячу рублей. Переводчик Виландовой поэмы, гражданин и литератор заслуженный, почтенный отец семейства, не мог ожидать нападения столь жестокого». Пушкин таким образом хотел помочь многодетному Люценко, которого помнил по Лицею, а в результате дело едва не дошло до дуэли с соседом Гончаровых по Полотняному заводу Семеном Хлюстиным, упомянувшим в разговоре о статье Сенковского. В данном случае Пушкин отстаивал честь уже не Люценко, а свою собственную.

http://azbyka.ru/otechnik/molitva/molitv...

Н.И. Полетаев Глава V. История Славено-Русской церкви от начала оные до настоящего времени (рукопись) Мысль об этой истории у Евгения; начало и продолжительность работ над нею. Ее различные редакции, источники и пособия. Подробная передача содержания Истории Славено-Русской церкви. Ее научная ценность. Предшествующее и современное м. Евгению состояние русской церковно-исторической науки. Условия, при которых работал Евгений над своею «Историею». Под выписанным заглавием, в библиотеках Киево-Софийского собора (за 158) и С.-Петербургской духовной академии (за 254) хранится рукописный, только почти начатый, труд преосв. Евгения, доведенный им до конца XI стол. Не иначе, как об этом труде сам автор упоминает в своей автобиографии, помечая в числе неизданных своих сочинений «Историю российские церкви» и добавляя, что «она не окончена» (Сл. светс. пис., его. 15). Когда начал и когда перестал Евгений работать над «Историею», с точностию определить трудно. Категорическое заявление г. Сперанского, имевшего под руками одно лишь «Введение» в историю, что составление последней относится к 1803 г. 602 , не заслуживает и опровержения, так как в самом же «Введении» есть ссылки на русский перевод шведской истории Далина (примеч. 11 и 16), сделанный в 1805–1807 г.г., и на 3 и 5 ч.ч. Шлецерова «Нестора» (примеч. 35, 40 и 42), вышедшие в свет в 1805 и 1809 г.г. Стало быть, ранее 1809 г. наш историк и не мог приняться за свою любимую работу. Но и этот год мы не вправе принять, как ее начальный год, так как в самой «Истории», Сперанскому неизвестной, именно, в примеч. 58 и 59 (§ 32 – по первой редакции) преосв. автор цитует III и IV ч.ч. «Истории российской иерархии», появившиеся в 1811 и 1812 г.г., и «Вестник Европы» за 1810–1812 г.г. (§ 56 – по остальным редакциям). В частности, он цитует 14 этого журнала за 1812 г. Так. обр., чтобы начать писать свое сочинение, Евгений должен был иметь уже под руками все перечисленные пособия и засесть за него не ранее конца 1812 или начала 1813 г., в Вологде.

http://azbyka.ru/otechnik/Evgenij_Bolhov...

Скачать epub pdf Архиепископ Игнатий (Семенов Матвей Афанасьевич) родился 5 августа 1791 года в погосте Покшеньга Пинегского уезда Архангельской губернии. Его отец, диакон, впоследствии священник, Афанасий Иванович Семенов умер 6 марта 1819 года в Каргопольском приходе, мать Ирина Яковлевна скончалась 14 сентября 1845 года в родном селе. Юный Матвей очень рано проявил склонность к знаниям. Богослужебные книги он разумел настолько, что отец считал его в состоянии занять причетническое место в соседнем погосте. В 1799 году Афанасий Семенов отправился с сыном в Архангельск с просьбой о месте к преосвященному Аполлосу (Байбакову; †1801). Человек проницательный, он увидел в отроке задатки больших дарований и определил его в духовное училище. Матвей Семенов всегда находился в числе первых и отличных учеников. Особенные успехи он проявил в изучении греческого, латинского и французского языков, отличался он также в поэтических, риторических и философских сочинениях. Жажду Матвея Семенова к учению одобрял епископ Архангельский и Холмогорский Парфений (Петров; †1819). В 1809 году Матвей Семенов перешел в богословский класс Архангельской семинарии и одновременно стал учителем французского языка в низших классах. В 1811 году он завершил свое семинарское образование. 25 января 1812 года по инициативе епископа Парфения Матвей Семенов был определен учителем греческого языка и всеобщей истории в Архангельское уездное училище. Одновременно он исполнял обязанности иподиакона при архиерейских служениях. С ноября 1814 года ему было поручено также преподавать священную историю, географию и катехизис. 26 сентября 1813 года, в дополнение к учительской должности, он был определен инспектором Архангельских училищ. 14 июля 1816 года Матвей Семенов был перемещен на должность профессора греческого и французского языков в Архангельскую семинарию. Находясь постоянно при владыке Парфении, он должен был говорить при многочисленном стечении паствы проповеди своего сочинения, в чем достиг совершенства. 24 сентября 1817 года на Матвея Семенова была возложена хлопотная должность эконома семинарии, а 29 июня 1819 года он определен секретарем Библейского общества. Все свои должности он исполнял “с неутомимою деятельностию, полною отчетливостию и с совершенным усердием”.

http://azbyka.ru/otechnik/Ignatij_Semeno...

В рукописях встречаются и др. образцы мелоса Г. К.: Трисвятое на 4-й глас для пения в конце Великого славословия на праздники Честного Креста (Xen. 148, 1824 г., и др.), иногда сопровождающееся ремаркой, что оно является сокращением (σντμησις - Paul. 15, 1813 г.) «древнего» мелоса (Pantel. 992, 20-е - 40-е гг. XIX в., и др.) или мелоса Мануила Хрисафа (Doch. 404, ок. 1840 г.); песнопение, заменяющее Трисвятое на литургии - «Δναμις. Елицы во Христа» 1-го плагального гласа (Pantel. 934, 1818 г.; 953, ок. 1815-1825 гг., и др.); песнопение Великого четверга «Вечери Твоея Тайныя» на 2-й плагальный глас Πα (Pantel. 987, ок. 1815-1830 гг.; БАН. Собр. А. А. Дмитриевского 2, 2-я четв. XIX в., и др.); причастен «Знаменася на нас» 3-го гласа Γα (Pantel. 1028, сер. XIX в.); ирмос канона праздника Преполовения «Чужде матерем девство» 4-го плагального гласа; многолетствование «Τν δεσπτην κα ρχιερα μν» на глас βαρς Ζω, поющееся во время облачения архиерея (Doch. 1244, ок. 1810 г., и др.); стих «Возлюблю Тя» на 2-й глас, поющийся на литургии во время целования мира (Pantel. 906, 1816 г.; 1013, 1805 г.); воскресные песнопения гласа βαρς Ζω, в т. ч. догматик «Мати убо позналася еси» (Xeropot. 409, ок. 1835 г.; Pantel. 1021, XIX в.), ирмосы Петра Берекета в «изложении» (ξγησις) Г. К. (Gregor. 40 кон. XVIII - нач. XIX в.), и нек-рые др. Составленный Г. К. мелос песнопений присутствует в большом числе списков кон. XVIII - нач. XX в. Полных автографов муз. творений Г. К., судя по опубликованным описаниям, пока не найдено. В Анастасиматарии-Анфологии РНБ. Греч. 840 (сер. XVIII в.), некогда находившемся в личной б-ке Г. К., сохранилась его запись, а также выполненные им варианты распевов нек-рых слов ( Герцман. Т. 1. С. 369-370). Немало прижизненных списков его творений находятся в различных собраниях: Gregor. 11, Pantel. 976, Paul. 20, Xeropot. 377 (кон. XVIII в.), БАН. РАИК. 47, Gregor. 40 Xen. 143, Xeropot. 305 (рубежа XVIII и XIX вв.), Pantel. 1013 (1805 г.), Athen. Merlier. 8 (1805-1815 гг.), Doch. 1244, Xeropot. 299 (ок. 1810 г.), Athen. Stamati Ioannidi, Aegion. Taxiarch. 5, C Polit. Bibl. Patr. K. Ananiadou. 3, Karakal. 228 (1811 г.), Philoth. 126 (1812 г.), Paul. 15 (1813 г.), Doch. 311, Pantel. 998 (1815 г.).

http://pravenc.ru/text/164381.html

Материал из Православной Энциклопедии под редакцией Патриарха Московского и всея Руси Кирилла МЕЛЕТИЙ [Серб. Meлemuje] (Никшич; 20.02.1780, Брезова, близ г. Кралево, Свящ. Римская империя - 16.06.1816, г. Шабац, Османская империя), митр. Ужицко-Валевский, общественный деятель. Племянник архим. Василия (Радосавлевича), настоятеля мон-ря Студеница , участника серб. освободительного движения. В 1796 г. М. принял монашество, в 1797 г. рукоположен во диакона, в 1800 г.- во иерея. В нач. 1806 г. вождем 1-го серб. восстания Карагеоргием (см. в ст. Карагеоргиевичи ) был направлен для агитации сербов в верховье р. Ибар и в обл. Рашка, но его миссия не имела успеха. В марте-апр. 1806 г. был в числе монахов Студеницы, перешедших в мон-рь Врачевшница, расположенный на подконтрольных восставшими землях. Они перенесли в эту обитель и мощи кор. Стефана Первовенчанного (см. Симон монах ). 30 дек. 1806 г. в честь освобождения восставшими Белграда М. произнес торжественную проповедь. Вскоре он стал синкеллом, затем протосинкеллом, в 1809 г. возведен в сан архимандрита Белградским митр. Леонтием (Ламбровичем) . В 1810 г. возглавил братию Студеницы, проживавшую во Врачевшнице, в том же году - объединенную братию этих обителей. По поручению лидеров восстания в 1811 г. М. ездил с дипмиссией в Россию и был принят имп. Александром I. Благодаря этой встрече восставшим удалось наладить прямые контакты с российскими властями, а Студеница получила финансовую помощь. М. поддерживал переписку с российскими дипломатами. В 1813 г. он участвовал в т. н. Июньском молебне о победе серб. оружия в предстоящей битве с османами. После поражения и подавления восстания 21 сент. того же года студеницкая братия с мощами блгв. Стефана перешла на подконтрольные Вене земли и поселилась в мон-ре Фенек . Карагеоргий доверил М. на хранение часть денежных средств, но тот их не вернул, и их судьба неизвестна. Благодаря М. Фенек стал главным центром для сербов, бежавших от османов в Габсбургскую империю. В 1814 г. М. был делегирован в Вену для встречи с российским императором, к-рый участвовал в Венском конгрессе (1814-1815), с поручением просить царя оказать помощь сербам, страдавшим под властью османов. Но встреча не состоялась. Вернувшись в Фенек, М. стал готовиться к поездке в С.-Петербург, но вынужден был отказаться от этих планов из-за слежки со стороны австр. властей. Рус. делегация, участвовавшая в конгрессе, получила от него письменное уведомление о положении сербов на османских землях. М. оказывал финансовую помощь серб. делегации, к-рая находилась на Венском конгрессе с целью проинформировать его участников о положении сербов.

http://pravenc.ru/text/2562840.html

Подольск. Церковь Вознесения Господня. Церковь. Не действует.   Престолы: Вознесения Господня Год постройки:Дата постройки неизвестна. Архитектор:Ф.Ф. Рихтер Адрес: Московская обл., г. Подольск, ул. Парковая, д. 1 Координаты: 55.434704, 37.521966 Изменить описание объекта Карта и ближайшие объекты Домовая церковь в бывшей усадьбе Ивановское, которая ныне находится в черте города Подольска. Храм устроен в восточном флигеле усадебного дома во второй четверти XIX века во время реконструкции усадьбы, предпринятой А.А. Закревским. В настоящее время в помещении церкви находится музейная экспозиция. Вознесенская деревянная церковь в Ивановском, построенная ещё Головиными и в 1813 г. приписанная к церкви с. Дубровиц, была деревянной и ветхой, не освящённой после разорения французами и к освящению не готовой. Священник Козма Иродионов в 1813 г. умер. Дьячок Михайлов умер в 1811 г. В 1821 г. вышел указ церковь разобрать. Владевший в это время селом Ф.А. Толстой собирался возводить каменный храм, но дела расстроились, в 1823 г. он продал Ивановское. С 1823 г. усадьба была во владении зятя Толстого, графа, генерала от инфантерии, генерал-адъютанта Арсения Андреевича Закревского. При нём в левом крыле усадебного дома была устроена домовая церковь (на фотографии 1940-х гг. видна апсида храма и маленькая главка, вероятно, по храму Ивановское в некоторых документах именовали «Ивановское, Рождествено тож», например в документе 1903 г. «Акт о разделе имения Ивановское, принадлежащего семье Бахрушиных, и выкупе его в единоличную собственность Владимиром Александровичем Бахрушиным»). При Закревском флигели объединены с домом, построены ворота ограды парадного двора (1820-е гг.), по его же предложению архитектор Фёдор Фёдорович Рихтер построил белокаменную колоколенку. http://www.vidania.ru/temple/ В 1627 г. Ивановское - деревня на р. Пахре, во владении Василия Никитича Ельчанинова и братьев Ивана и Алексея Головиных. В 1678 г. Ивановским владел окольничий Иван Иванович Головин (ум. 1700), комнатный стольник в 1683 г., в 1694 г. воевода в Пскове, в 1696 г. в Смоленске. Он построил в 1694 г. деревянную церковь Вознесения Господня. Вознесенская деревянная церковь в Ивановском, построенная ещё Головиными и в 1813 г. приписанная к церкви с. Дубровиц, была деревянной и ветхой, не освящённой после разорения французами и к освящению не готовой. Священник Козма Иродионов в 1813 г. умер. Дьячок Михайлов умер в 1811 г.

http://sobory.ru/article/?object=22324

21 нояб. 1810 г. И. был хиротонисан во епископа Старорусского, викария Новгородской епархии. Особо заботился о Горицком в честь Воскресения Господня монастыре , 11 июля 1811 г. в Новгороде возвел в игуменьи мон. Маврикию (Ходневу), к-рая ввела в обители общежительный устав. 6 июля 1813 г. И. возглавил Смоленскую и Дорогобужскую епархию. Основное время и силы посвящал восстановлению церковной жизни, храмов и мон-рей епархии, многие из к-рых были разрушены или разграблены в результате нашествия франц. войск в 1812 г. В этом ему пригодился хозяйственный опыт, приобретенный ранее на поприще монастырского служения. Мн. клириков И. спас от бедственного положения, добиваясь от властей выдачи пособий на восстановление хозяйства. Не дожидаясь окончательного завершения ремонтных работ в корпусах Смоленской ДС, И. объявил о возобновлении занятий в сент. 1813 г. Книг в семинарии не было, в аудиториях отсутствовала необходимая мебель, поэтому ученики во время занятий были вынуждены сидеть на полу. Нередко И. приходил в семинарию и своим словом поддерживал воспитанников и преподавателей, также находившихся в стесненных условиях. К кон. 1813/14 уч. г. курс наук уже преподавался в полном объеме. С целью более качественной подготовки кандидатов в священство в 1817 г. И. произвел преобразования в Смоленской ДС в соответствии с реформой духовного образования 1808-1814 гг. Семинария с подведомственными ей уч-щами вошла в Киевский учебный окр., а в 1819 г. была переведена в С.-Петербургский окр. Согласно уставу, утвержденному И., обучение в Смоленской ДС продолжалось в течение 6 лет на 3 отд-ниях: низшем, среднем и высшем, по 2 года на каждом. В низшем отд-нии изучались словесные науки и всеобщая история; в среднем - философия, математика и физика; в высшем (богословский класс) - богословские дисциплины и церковная история. Во всех отделениях преподавались греч., нем. и франц. языки, а в среднем и высшем - также древнеевр. язык. Студенты-богословы произносили проповеди в Авраамиевом смоленском в честь Положения ризы Пресвятой Богородицы во Влахерне монастыре . В 1819 г. по инициативе И. в Смоленске был открыт епархиальный комитет Российского Библейского общества . За короткое время архиерею удалось собрать для нужд об-ва 5 тыс. р.

http://pravenc.ru/text/578108.html

Авраам, архиепископ Ярославский и Ростовский (Шумилин Алексей Федорович) Родился 16 мая 1761 года в селе Быстром Московской губернии. Окончил Крутицкую духовную семинарию. В 1782 году рукоположен в сан священника в один из сельских приходов епархии. В 1784 году переведен ключарем в Успенский собор – кафедральный собор Крутицкой епархии и одновременно назначен учителем поэзии в Крутицкую духовную семинарию. С 1788 года (более 22 лет) находился при Екатерининской церкви при Московском Воспитательном доме и обучал воспитанников Закону Божию. В 1811 году назначен протоиереем Архангельского собора Московского Кремля. 31 августа 1812 года, перед вступлением Наполеона в Москву, был отправлен в Вологду для временного хранения церковных вещей и документов в местном Спасо-Преображенском монастыре. Там он овдовел. В 1813 году вернулся в Москву. 3 апреля 1813 года пострижен в монашество и вскоре возведен в сан архимандрита. 6 апреля 1813 года был определен настоятелем Златоустовского монастыря. 26 июня 1816 года переведен в Московский Богоявленский монастырь. С 20 декабря 1817 года – настоятель Спасо-Андроникова монастыря. В 1818 году находился в Санкт-Петербурге на чреде священнослужения. 21 июля 1818 года хиротонисан во епископа Тульского и Белевского. С 29 октября 1821 года – архиепископ Астраханский. С 7 мая 1824 года – архиепископ Ярославский и Ростовский. На 1825 год он был вызван в Санкт-Петербург для участия в заседаниях Святейшего Синода. В 1827 году вернулся в свою епархию. 3 сентября 1836 года уволен на покой в Ярославский Толгский монастырь с правом управления монастырем. Скончался 18 апреля 1844 года в Толгском монастыре и там же был погребен. В течение 17-ти летнего епископского служения преосвященный Авраам особенно заботился о благоустройстве храмов. Он отличался отзывчивостью и заботливостью о нуждах паствы, перестроил соборный церковный дом и выстроил здание для духовного училища. Не менее заботливо относился преосвященный и к управлению делами своей епархии. Пройдя сам все степени церковного служения, он понимал нужды духовенства и всегда готов был придти на помощь нуждающимся.

http://azbyka.ru/otechnik/Manuil_Lemeshe...

Приморск. Церковь Троицы Живоначальной. Свято-Троицкая церковь Церковь. Действует.   Престолы: Троицы Живоначальной Год постройки:Между 1813 и 1836. Ссылки:   Адрес: Украина, Запорожская область, Приморский район, Приморск (до 1964 г.— Ногайск), ул.Партизанская Координаты: 46.737285, 36.391745 Проезд:Приморск (до 1964 г.— Ногайск) — город районного подчинения, центр района. Расположен на реке Обиточной, в 3 км от Азовского моря, в 183 км от Запорожья и в 32 км от железнодорожной станции Елизаветовка на линии Чаплино — Бердянск. Изменить описание объекта Фотографий пока нет Карта и ближайшие объекты На окраине города Приморска высится храм – это самая старая церковь Запорожской области. Его история такова. В 1800 г. граф Орлов-Денисов, впоследствии прославившийся во время Отечественной войны 1812 г., получил в дар от царского правительства крупный земельный участок более одиннадцати тысяч десятин на побережье Азовского моря. Он перевез несколько десятков крепостных из своего рязанского имения и поселил их на левом берегу речки, назвав новое поселение по названию речки – Обиточное. Вскоре в селе, находившемся на оживленном тракте из Крыма в Таганрог, поселились армяне, немцы, поляки, евреи. Проживали здесь и 24 семьи коренных жителей – ногайцев, управление по делам которых в 1808 г. разместилось в Обиточном. В 1811 г. под руководством графского садовника Клерфона крепостные заложили большой фруктовый сад, со временем ставший своеобразной школой садоводства для всей округи. Но от первых десятилетий существования Ногайска до настоящего времени сохранилась лишь небольшая Троицкая церковь. Она была заложена в 1813 г. на территории с. Обиточное (нынче г. Приморск) в ознаменование победы Российской империи в Отечественной войне 1812 г. Изначально храм возвели из дерева (годы строительства 1813-1814 гг.), но через некоторое время было решено построить храм из камня, воплотив задуманное в 1836 г.Построенный храм освятили в честь Святой Троицы. Тогда же церковь расписали мастера, специально приглашенные со всех концов Российской империи. Роспись интерьера состояла из 12 фресок, 8 из которых в наше время восстановлены. В таком виде церковь просуществовала до 30–х годов прошлого века, когда была уничтожена колокольня, а сам храм превращен в склад, забелены и закрашены в нем лики святых.

http://sobory.ru/article/?object=51719

   001    002    003   004     005    006    007    008    009    010