Новочеркасск. Кафедральный собор Вознесения Господня. Вознесенский войсковой всеказачий собор " Второе Солнце Дона " Карта и ближайшие объекты 18 (30) мая 1805г. состоялось торжество освящения места и закладки г.Новочеркасска, а также временного деревянного соборного храма в честь Вознесения Господня. Судьба распорядилась таким образом, что к постройке каменного соборного храма войска Донского приступили только в октябре 1811г. А перед этим в новом городе проводились большие земляные работы по выравниванию главного проспекта (позднее он получит название Платовского). От будущей площади, где закладывался соборный храм, до будущей ул. Московской выравнивался проспект. " Фактически был прорыт канал на ширину проезжей части улицы от тротуара с одной стороны до тротуара с другой стороны " , - писал архитектор К.Куликов. ( " Знамя Коммуны " , 174 от 10 сентября 1988г.). Если приглядеться, то и сейчас видны высокие тротуарные откосы у музея истории Донского казачества, у Военного института связи, рядом с кинотеатром " Танаис " и т.д. Первый вариант собора (1811-1846гг.)  1 октября 1811 года состоялась торжественная закладка каменного Войскового собора, но не в честь Вознесения Господня, как он был заложен и освящен при закладке Новочеркасска 18 (30) мая 1805 года, а во имя св. благоверного Александра Невского. В этом историческом казусе сыграла свою роль та ошибка, которая была допущена в Петербурге, когда на первое место была поставлена постройка Александровской церкви, а не собора. А с другой стороны милости и щедроты Императора Александра I к Войску Донскому обязывали казаков построить достойный каменный храм в честь Александра. Как бы там ни было, но был совершен обряд закладки Александровской соборной церкви. ( " Донская церковная старина " , ч.1, стр. 81, г.Новочеркасск, 1906г.). Затем история расставит все по своим местам и собор вернет себе название Вознесенский. Первый проект каменного Вознесенского собора по просьбе знаменитого Донского Атамана М.И.Платова сделал придворный архитектор из Петербурга Алоизий (Луиджи) Иванович Русско (Руска). Возглавлял же работы по строительству собора до своего увольнения в отставку в 1818 г. родной брат знаменитого архитектора Иероним Иванович Русско (Руска). Реальные работы на строительстве собора проводились в основном в 1816 и 1817 году, так как в другое время казаки все свои силы (поголовное ополчение на Дону) и средства отдавали борьбе с Наполеоном в Отечественной войне 1812 г., в том числе и в заграничных походах 1813-1814 годах. В основу строящегося соборного храма положен куб со сторонами 34х34 м. Главный купол обрамляли четыре небольших купола. Парадные входы украшены шестиколонными портиками с фронтонами. В целом этот вариант собора во многом напоминал архитектурный мотив самого крупного в мире собора св. Петра в Риме. В 1818 и 1819г. собор из-за нехватки строительных материалов не строился.

http://sobory.ru/article/?object=01849

Ильинский погост, урочище. Церковь Илии Пророка на Ильинском погосте. /// Объект утрачен Карта и ближайшие объекты Кирпичный одноглавый храм в псевдорусском стиле, сооруженный в 1859 г. при помощи купца П.Г.Цурикова. Трапезная с Покровским и Сергиевским приделами и колокольня в стиле классицизма остались от прежнего здания 1813-1820 гг. В ноябре 1934 г. постановлением президиума Мособлисполкома Ильинская церковь была закрыта. В качестве оснований приводилось, что «здание церкви так называемого Ильи находится на участке, который передан строительству дома отдыха областного союза печатников, и культовое здание необходимо использовать под Дом отдыха». По одним планам, новые власти хотели переоборудовать здание храма под детский санаторий, по другим – построить вокруг него П-образный корпус Дома отдыха, однако ни один из этих проектов так и не был реализован. Церковь местные жители разобрали " по кирпичику " (хотя есть мнение, что её сначала в 1938 г. взорвали). Сейчас на месте утраченного храма находится поляна, на ней разрушенный памятник Максиму Горькому, а рядом – два заброшенных двухэтажных корпуса бывшего пансионата «Березка». Неподалеку сохранился и двухэтажный дом, который в народе прозвали «поповским». Судя по всему, до революции это был дом настоятеля Ильинского храма, позже приспособленный под нужды д/o. Издавна рядом с городищем существовал погост с церковью пророка Илии, первое упоминание о которой относится к 1584 году: «древяна клецки, а в ней образы и свечи и на колокольнице колокола все было мирское строенье». В приходных книгах Патриаршего казенного приказа за 1628 год записано: «Церковь Пророка Илии на Городище, дани три алтыни 3 деньги генваря в 30 день на нынешний год взято». Причт составляли тогда два священника, пономарь и просвирница, дома которых располагались рядом с храмом, поэтому погост в документах порой называли селом Ильинское на Городище. В 1811 году деревянная Ильинская церковь сгорела, но сразу же началось строительство новой, каменной. К 1813 году возвели трапезную, в которой освятили придел пророка Илии, чуть позже была построена колокольня, а в 1820 году прихожане подали в Консисторию прошение о дальнейшем строительстве настоящей церкви, которую планировалось освятить в честь Рождества Пресвятой Богородицы. Тогда же церковному старосте Харитону Ларионову, который в 1817 году «со вступлением его в должность строительную выстроил колокольню, и придел привел в надлежащий порядок», была выдана книга для сбора доброхотных подаяний. Стоит заметить, что разрешение Консистории на выдачу такой книги скорее исключение, потому как множество подобных прошений в то время отклонялось.

http://sobory.ru/article/?object=34540

@font-face font-family: " YS Text Variable " ; src: url( " " ) format( " woff2 " ); font-weight: 400 700; font-display: optional; @import url( " http://fonts.googleapis.com/css2?family=Fira Sans:wght@400;500;700&display=swap " );@import url( " " );@import url( " " );@import url( " " );@import " " #63de4b830c Закрыть День памяти князя Петра Горчакова Сегодня мы также вспоминаем сенатора кн. Ю.А.Долгорукова, министра В.Н.Ламсдорфа, художника В.И.Сурикова, конструктора А.Д.Швецова и маршала Л.А.Говорова 04:28 19.03.2024 36 Время на чтение 6 минут Фото: Из интернет-источников Сегодня Святая Церковь чтит память мч. 42-х во Амморее Константина, Аетия, Феофила, Феодора, Мелиссена, Каллиста, Васоя и прочих с ними (ок. 845). Прп. Иова, в схиме Иисуса, Анзерского (1720). Прмчч. Конона и сына его Конона (270-275). Обретение Честного креста и гвоздей св. равноапостольной царицею Еленою во Иерусалиме (326). Прп. Аркадия Кипрского (IV). Прп. Фридолина Зекингенского (V-VI). Икон Божией Матери: Ченстоховской (I) «Благодатное Небо» (XIV) и Шестоковской (XVIII). Сегодня мы вспоминаем генерала от инфантерии, члена Госсовета князя Петра Дмитриевича Горчакова (1789-1868). Он родился в 1785 г. Поступил на службу юнкером в 1807 г. и в том же году произведен в прапорщики гвардейской артиллерии. Участвуя в кампании 1808-1809 гг. в Финляндии, в 1810-1811 гг. - в Турции, в Отечественной войне 1812 г. и в кампании 1813-1815 гг., Горчаков получил все чины до полковника включительно. В 1820 г. он был произведен в генерал-майоры и назначен управляющим Имеретией. Занимая этот пост, Горчаков принял участие в ряде экспедиций против горцев, проявляя при этом смелость и решительность. Генерал Ермолов остался очень доволен действиями Горчакова и в 1825 г. представил Горчакова к назначению командующим 22-й пехотной дивизией и исполняющим дела Кавказского областного начальника. В кампанию 1828-1829 гг. против Турции он командовал 18-й пехотной дивизией и за участие в штурме Силистрии был награжден орденом св. Владимира 2-й степени. В 1829 г. Петр Дмитриевич получил орден св. Георгия 4-й степени за беспорочную выслугу 25 лет в офицерских чинах. Произведенный в 1829 г. в генерал-лейтенанты, Горчаков командовал последовательно 19-й, 15-й и 12-й пехотными дивизиями, а с 1836 по 1851 гг. был генерал-губернатором Западной Сибири и командиром отдельного Сибирского корпуса. В 1851 г. Горчаков был назначен в распоряжение главнокомандующего Крымской армией князя Меншикова. Здесь он принял участие в сражении на р. Альме и, командуя войсками правого фланга, лично водил в атаку батальоны Владимирского пехотного полка. Назначенный командующим 6-м пехотным корпусом, Горчаков оставался в рядах Крымской армии до июня 1855 г., когда в связи с преклонным возрастом, он был назначен членом Государственного совета. П.Д.Горчаков умер в 1868 г.

http://ruskline.ru/news_rl/2024/03/19/de...

I. Посреди монастыря каменная соборная церковь во имя Пресвятой Троицы. Она сооружена Государем и Великим Князем Василием Иоанновичем в 1530 году. В настоящее время иконостас в ней и царские двери столярной работы в три яруса; колонны, рамы, карнизы и прочие вещи в иконостасе – резные – поставлены в 1784-м году, при архимандрите Иосифе Быкове, и вызолочены на полимент червонным золотом в 1801 году мастером московским купцом Иваном Хрипуновым при архимандрите Павле Предтеченском. 1 Иконы в иконостасе древнего письма; но украшение их состоит только в том, что венцы на священных изображениях серебряные. Храмовая икона Живоначальныя Троицы – образ древний; на нём три венца с коронами и цатами серебряные, вызолочены, на коронах 10-ть камней разноцветных простых; нижнее и верхнее поля обложены серебром басемным с позолотою. Поверх образа в клеймах Богоявление Господне. Святый престол обложен серебряным листом с чеканными изображениями – Вечери Господней, положения Спасителя во гроб, Успения Божией Матери и Воскресения Христова. Одеяние сие устроено коллежским асессором Демидом Мещаниновым в 1801 году. Клиросы и место настоятельское – новые, резные, 2 устроены переславскими 2-й гильдии купчихами, почётными гражданками, девицами Варварою и Татьяною Васильевными Гладковыми в 1859 году при архимандрите Платоне (Троепольском). Церковь расписана стенным писанием в 1668 году, при архимандрите Григории Неронове. Предметы для картин живописи взяты большею частию из Апокалипсиса. Двери западные и южные – железные, 3 устроены купчихами девицами Гладковыми в 1858 году при архимандрите Платоне (Троепольском). Глава и верх церкви покрыты листовым железом в 1805 году при архимандрите Модесте. На северной стороне летней церкви находится каменный придел во имя преподобного Даниила. Придел сей сооружён в 1660 году, вскоре после открытия мощей преподобного Даниила с благословения патриарха Никона , при архимандрите Никите. Иконостас в нём столярной работы, вызолочен на полимент усердием купеческой жены Агафьи Васильевны Крестовниковой в 1811 году; святые иконы писаны из усердия переславским мещанином Иваном Мельниковым; в 1813 году придел сей снова весь был возобновлён и освящён архимандритом Иосифом Величковским; в 1835 году устроен в нём чугунный пол усердием доброхотных дателей; в 1856 году, при архимандрите Платоне Фивейском , особенно усердием вкладчиц девиц Гладковых и некоторых других сделана живопись, 4 изображающая некоторые события из жизни преподобного, и их же усердием придел сделан тёплым и устроены, при архимандрите Леонтие (Лебединском), в нём под полом духовые трубы, 5 в 1805 году при архимандрите Модесте покрыт вновь железом. Из предметов, особенно замечательных, обращают на себя внимание – икона преподобного Даниила и Тихвинской Божией Матери, и рака с мощами преподобного Даниила.

http://azbyka.ru/otechnik/Aleksandr-Svir...

Анна. Церковь Рождества Христова. Карта и ближайшие объекты Поселок городского типа Анна - административный центр Аннинского района, образованного в 1928 году. Проезжая в сторону Борисоглебска по Саратовской автодороге через Анну, невозможно не заметить красивейшую многоглавую церковь, стоящую на холме, справа от дороги. Чуть далее, начинается огромный усадебный парк, спускавшийся к Битюгу. К сожалению, сегодня мало что осталось от усадебных построек, но само место замечательно своей историей.  В 1797 г. графу Федору Васильевичу Ростопчину (1763-1826), великому канцлеру, главному директору почт и члену Государственного совета, высочайшим повелением императора Павла I были пожалованы дворцовые селения в Воронежской губернии. В селе Анна начинается устройство усадьбы. В 1801 г. Ф.В. Ростопчин, получив отставку, вплотную занялся своим имением «Анна». На мысообразном выступе правого берегового склона реки Битюг, между балкой с речушкой Анной (давшей название селу) и небольшим безымянным логом, разбивается парк, устраивается небольшой пруд. В южной части территории строятся здания усадьбы: большой каменный господский дом, флигели, службы. За речкой устраивается конный завод. Следующий владелец Андрей Федорович Ростопчин (1813-1892) в 1833 г. женился на Евдокии Петровна Сушковой (1811-1858) и до 1842 гг. супруги подолгу жили в своей аннинской усадьбе. В 1840-50 гг. имение было продано. Сменив несколько хозяев, имение " Анна " в 1873 г. переходит к древнему дворянскому роду князей Барятинских. Владелицей становится княгиня Надежда Александровна, урожденная Стенбок-Фермор (1846-1920). За усадьбой вдоль балки с прудом располагались винокуренный завод, маслозавод, кирпичный завод, конный завод. В кон. XIX в. Барятинские финансировали строительство железной дороги, в 1900 г. Надежда Александровна организовала детские ясли – приют, в 1901 г. выстроила больницу. На своих землях княгиня организовала новую систему хозяйства, построила паровую мельницу, устроила питомник лесных и фруктовых деревьев, показательные птичники. При Барятинских был перепланирован парк, который был тогда одним из самых больших усадебных парков в губернии: площадью 29 га. 

http://sobory.ru/article/?object=02347

Батурино. Сретенский женский монастырь. Церковь Сретения Господня. Карта и ближайшие объекты Деревянная церковь на этом месте известна с XVIII века. В 1811 году на собрании Итанцинской волости прихожане приняли решение «за ветхостью деревянной, выстроить каменный храм» в Батурине. Строительство и благоустройство велось в основном на средства прихожан и «доброхотных пожалователей». Закладка храма состоялась летом 1813 года, в сентябре 1829 освятили нижнюю теплую церковь во имя Сретения Господа нашего Иисуса Христа, а в августе 1836 – вторую верхнюю церковь во имя Святого Великомученика Георгия Победоносца. В это время Батуринская волость объединяла 12 деревень. Храм строился по типовому проекту, что характерно для забайкальских храмов того времени – вызвать архитектора в столь удаленное место было непросто. Несмотря на это, внешний вид церкви уникален. Строители внесли в оформление здания многочисленные изменения сообразно своим умениям, наличию материалов и собственному видению красоты. Пышность «сибирского барокко» в ней уже почти не ощущается. Мы видим характерные для этого стиля «полуглавия» – полукруглые завершения фасадов, многогранные барабаны и главы над ними, завершающий колокольню шпиль, поднимающийся на высоту более тридцати метров. Но внешний декор храма упрощен: сдвоенные пилястры, простые наличники, плоские картуши над окнами первого яруса, зубчатые карнизы и несколько лопаток с крестами-«квадрифолиями», похожими на распустившийся цветок. Очень простым осталось и цветовое решение: выбеленные стены, изумрудные покрытия крыш. Но именно такая лаконичность и придает зданию выразительную монументальность. Композиция церкви типична для многих забайкальских храмов своего времени: по одной оси объединены несколько объемов, среди которых выделяется высокий трехъярусный храм с большой алтарной апсидой и восьмигранная колокольня. Похожее решение мы можем встретить в Спасо-Преображенском соборе Посольского монастыря, Спасском соборе в Селенгинске, Одигитриевском соборе в Верхнеудинске, Богородско-Казанской церкви в Творогово, Христорождественской церкви в Читкане. Такое построение храма позволяет совместить в едином объеме две церкви: верхнюю, летнюю, и нижнюю, зимнюю, причем вход в теплую церковь лежит через нижний ярус колокольни, образующий своеобразные сени, препятствующие доступу в храм холодного воздуха. Не случайно именно такой тип храма прижился в Забайкалье с его суровым климатом. Сочетание объемов здания выглядит гармонично. Вертикальной доминантой является колокольня, однако за счет узкого шпиля, меньшей, по сравнению с храмом, ширины и крупных окон-слухов верхнего яруса она не подавляет, а выглядит соразмерной другим частям здания. Выбор места церкви определен и расположением села на Баргузинском тракте, и живописным окружением высоких гор, обрамляющих долину. Большая и одновременно изящная Сретенская церковь стала композиционной доминантой долины и просматривается со всех точек слободы.

http://sobory.ru/article/?object=02528

Евгений, митрополит Киевский и Галицкий (Болховитинов Евфимий Алексеевич) Родился 18 декабря 1767 года в семье приходского священника. Окончил Воронежскую духовную семинарию и, как лучший ученик, был отправлен для продолжения образования в Московскую славяно-греко-латинскую академию. Одновременно с занятиями в академии слушал лекции в Московском университете. По окончании образования был назначен преподавателем в Воронежскую духовную семинарию. В 1793 году в Воронеже рукоположен во священника. С 1796 года – префект Воронежской духовной семинарии. В 1798 году лишился троих детей, а в 1799 году овдовел. Эта потеря совершенно прервала его видимую связь с миром. Он принял монашество. В 1800 году назначен префектом Александро-Невской академии. С 11 марта 1800 года – архимандрит Троицкого Зеленецкого монастыря Санкт-Петербургской епархии. С августа 1800 года и весь 1801 год исполнял чреду священнослужения в Петербурге. 27 января 1802 года переведен в Троице-Сергиеву пустынь под Санкт-Петербургом. 17 января 1804 года хиротонисан во епископа Старорусского, викария Новгородского. В 1805 году избран почетным членом Московского университета; в 1806 году – действительным членом Российской академии. С 24 января 1808 года – епископ Вологодский. В этом же году избран членом Санкт-Петербургской медикохирургической академии. В 1810 году избран членом Санкт-Петербургского общества любителей наук, словесности и художеств; в 1811 году – почетным членом и – соревнователем Санкт-Петербургской «Беседы любителей русского слова», почетный член Общества истории и древностей Российских при Московском университете. С 19 июля 1813 года – епископ Калужский. С 1814 года – член Санкт-Петербургской духовной академии. С 1815 года – Московского Общества врачебных и физических наук. 7 февраля 1816 года возведен в сан архиепископа и назначен в Псков. Избран членом Казанского общества любителей отечественной словесности при университете. С 1817 года – член Харьковского и Казанского университетов. С 1818 года – член Комиссии составления законов империи Российской.

http://azbyka.ru/otechnik/Manuil_Lemeshe...

Елины. Церковь Покрова Пресвятой Богородицы. Карта и ближайшие объекты В 16 веке местность Елинского погоста принадлежала Псковскому Пантелеймоновскому монастырю. На мете нынешнего храма находилась деревянная часовня. В 16 веке для монастырских крестьян построили каменный Покровский храм. В 1744 году храм стал приходским. В 1798 г. к нему пристроили Никольский предел, а в 1811 году - Успенский. Храм закрыли в конце 1930-х годов. Во время войны служили священники Псковской Православной Миссии. Информация с сайта Псковской Епархии Деревня Елины, Островский район (бывший Островский уезд). Церковь Покрова Пресвятой Богородицы. Действующая. Построена в 18 веке на месте прежней Святителя Николая Чудотворца, которая, в свою очередь, по преданию, была поставлена там, где находилась часовня, носившая название «Выставки», принадлежавшая Псковскому Пантелеймонову монастырю. Первое упоминание о погосте относится к 16 веку. Покровский храм имел три престола: в главном храме, холодном во имя Покрова Божьей Матери, в придельных, теплых во имя Успения Божьей Матери (придел пристроен в 1813 году помещиком И.М. Беклешовым) и во имя Святителя Николая Чудотворца. На колокольне висело 5 колоколов, самый большой из которых весил 52 пуда. Причт состоял из священника, двух псаломщиков и просфорни. Церковной земли 15 десятин. Неприкосновенного капитала 2560 рублей. Действовала церковно-приходская школа. В Покровской церкви находилась местнопочитаемая икона святой великомученицы Параскевы. В 19 веке к храму была приписана домовая церковь Успения Божьей Матери в имении действительного статского советника Н. С. Беклешова (в 1890 году сгорела) и 5 часовен. Вокруг церкви кладбище, на котором сохранились старинные захоронения, в том числе дворян Вульфов и Серебряковых. Информация: Владимир Орлов " Храмы Псковской земли " По местному преданию на месте, где стоит церковь, прежде была часовня, принадлежащая Псковскому Пантелеймонову " дальнему " монастырю. Эта часовня называлась " выставки " . Сюда приезжал для службы монах монастыря, он же наблюдал за производством крестьянами полевых работ на принадлежащих здесь монастырю землях.

http://sobory.ru/article/?object=09631

Закрыть itemscope itemtype="" > Основатель медицинского образования на Урале и герой Отечественной войны 1812 года Из истории славной династии Гамалея 17.02.2021 841 Время на чтение 3 минуты В начале января пермская патриотическая общественность отдала дань памяти героям Отечественной войны 1812 года. Во время мероприятия вспоминали не только хорошо известных героев той войны, но и пермяков – участниках русско-наполеоновских войн. Особняком стоит и ставшая с недавнего времени известная в стране фамилия Гамалея. Николай Фёдорович Гамалея, чьим именем назван Центральный институт эпидемиологии и микробиологии, был внуком много лет прожившего в Перми Михаила Леонтьевича Гамалея, которого многие краеведы не без оснований считают основателем медицинского образования на Урале. Один из сыновей Михаила Леонтьевича, уроженец Перми Николай Михайлович Гамалея (1795 – 1859), был участником Отечественной войны 1812 года и Заграничного похода русской армии 1813 – 1814 годов. О Николае Михайловиче (как впрочем, и о других героях-пермяках) стало известно благодаря сайту «Забытые имена Пермской губернии», в котором собран довольно обширный материал, повествующий нам о подвигах наших героических предков. Как повествует сайт, «по окончании в 1810 году курса наук в Московском университете Гамалея вступил 4 марта того же года в службу в департамент уделов. Служа здесь, он 8 апреля получил чин коллежского регистратора, а 17 ноября того же года был определен в канцелярию комитета, Высочайше учрежденного по делам Лифляндским. Получив 21 октября 1811 и 12 апреля 1812 годов чины губернского и коллежского секретаря, Гамалея бросил гражданскую службу и по вызову военного начальства поступил в Санкт-Петербургское ополчение, созданное для защиты России от наполеоновских войск в Отечественной войне 1812 года, с переименованием в подпоручики. В составе Санкт-Петербургского ополчения Гамалея после изгнания Наполеона из России принял участие в заграничном походе русской армии. Сражался в Польше, Пруссии, Саксонии, Австрии, Баварии, Вюртемберге, Бадене, Швейцарии и Франции. Принимал непосредственное участие во Втором сражении под Полоцком, где за отличие был награждён орденом Святой Анны 4-й степени. Затем Гамалея сражался в бою под Чашниками, баталии под Смолянами и в битве при реке Березине. В последнем сражении он был ранен в ногу пулей навылет и за отличие произведен в поручики. В последний раз он принимал участие в военных действиях, во время осады крепости Модлин»...

http://ruskline.ru/news_rl/2021/02/17/os...

Материал из Православной Энциклопедии под редакцией Патриарха Московского и всея Руси Кирилла [Дехтерёв, Дехтярёв] Степан Аникиевич (1766, слобода Борисовка Хотмыжского у. Белгородской губ., позднее Грайворонского у. Курской губ.- 23.04.1813, Москва), русский композитор, один из значительных мастеров хоровой музыки рубежа XVIII и XIX вв., продолжатель традиций школы Д. С. Бортнянского . Род. в семье крепостного крестьянина гр. Н. П. Шереметева. В 7-летнем возрасте музыкально одаренный мальчик был зачислен в графскую капеллу в подмосковном с. Кускове, где в те же годы пела его сестра Степанида, а позднее и брат Евдоким. В 1811 г. отец Д. Аникий благодаря труду своих детей повелением графа был полностью освобожден от оброка. Его дети получали образование в певч. школе при театре Шереметевых; занятия проводились по общим предметам, а также по муз. и театральному мастерству. Д. помимо уроков сольного пения учился игре на скрипке, фортепиано и гуслях. После ломки голоса Д. продолжал числиться в труппе театра, участвовал в драматических спектаклях, вел репетиционную работу с хором и оркестром. Для повышения уровня образования ему было разрешено посещать лекции по рус. словесности и иностранным языкам в Московском ун-те. Считается, что тогда же он брал уроки у Дж. Сарти , к-рый, по преданию, в 1790 г. возил Д. в Италию. С. Д. Шереметев, внук владельца крепостного театра, упоминал в мемуарах, что Д. некоторое время учился в Миланской консерватории ( Шереметев С. Д. Отголоски XVIII в. М., 1905. Вып. 10); документальных подтверждений этому нет. Шереметевская капелла на рубеже XVIII и XIX вв. по художественному уровню и мастерству намного превосходила др. хоровые коллективы Москвы и была сравнима лишь с с.-петербургской Придворной певческой капеллой . В репертуар крепостного театра Шереметевых включались оперы и балеты европ. композиторов А. Э. М. Гретри, Э. Р. Дуни, П. А. Монсиньи, Ф. А. Филидора; оркестр и хор исполняли произведения Й. Гайдна, Ф. Ж. Госсека, Сарти. В обязанности Д. входило редактирование и переложение для оркестра различных опер, кантат, симфоний, увертюр и дивертисментов (учитывая партии рогового оркестра) и сочинение песнопений для хора. Не являясь формально главным капельмейстером, Д. фактически определял репертуар капеллы, заботился о профессиональном уровне музыкантов, вел хоровые и оркестровые репетиции, исполнял роли (теноровые) в театральных постановках, дирижировал концертами и спектаклями. Впосл. управлял хором на богослужении в домовых церквах Шереметевых - Живоначальной Троицы в с. Останкине и Знамения на Шереметевом дворе близ ул. Воздвиженки в Москве. За годы работы в театре при Д. было поставлено не менее 75 опер рус. и европ. композиторов, хотя офиц. звание 1-го капельмейстера театра крепостной музыкант получил лишь в 1802 г. (Реестр на выдачу жалованья на 1802 г.// Левашев. С. 189).

http://pravenc.ru/text/171569.html

   001   002     003    004    005    006    007    008    009    010