Красное, урочище. Церковь Иоанна Воина. /// Объект утрачен Церковь.  Утрачена.   Престолы: Иоанна Воина Год постройки:Между 1774 и 1779. Год утраты:1943 Адрес: Красное — деревня в Вяземском районе Смоленской области России. Входило в состав Относовского сельского поселения. Прекратила существование в 1962 г. Координаты: 55.230278, 34.205833 (приблизительно) Реальное положение объекта на местности может отличаться от указанного на 100-200 метров, а в отдельных случаях и больше. Если вам известны более точные координаты объекта - пожалуйста, сообщите нам. Проезд:Расположена в восточной части области в 3 км к западу от Вязьмы, в 1,5 км севернее автодороги М1 «Беларусь», на берегу реки Бебря. Изменить описание объекта Карта и ближайшие объекты Красное – деревня, прекратила существование в 1962 г. В прошлом – село Вяземского уезда. С 1796 г. – имение Марии Богдановны Лыкошиной; с 1811 г. принадлежало поручице Ефросинии Богдановне и ее дочерям Марии и Александре Михайловне Лыкошиным. В 1813 г. в сентябре имение приобрел надворный советник Иоанн Венедиктович Фатов, но тут же в декабре оно приобретено вдовой, капитаншей от артиллерии Надеждой Ивановной Радищевой. Она в 1819 г. продала имение Петру Яковлевичу Энгельгардту, а он дворянам Шагаровым. Из них известен коллежский советник и кавалер ордена Святой Анны Федор Федорович Шагаров, уездный предводитель вяземского и смоленского (1802 г.) дворянства, проживал в Вяземском уезде на рубеже XVIII–XIX веков. В 1828 г. Красное, деревни Андреевскую, Сысоевку, Ельнову и хутор Карпов вдова коллежского советника Елизавета Григорьевна Шагарова продала генерал-майору Николаю Васильевичу Дехтереву. В 1866 г. прихожане села Красное " на устроение при их церкви сторожки, исправление контрфорсов, с покрытием оных железом и штукатурку церкви пожертвовали 453 рубля 47 копеек " . По данным, представленным " Смоленскими епархиальными ведомостями " , в селе было два однопрестольных каменных храма, при них 46 с половиной десятин земли и 1271 прихожан мужского пола. Иеромонах Даниил (Сычев). Вязьма. Очерки истории. – М., 1997. – С. 172-173. А.М. Сычев Комментарии и обсуждение В селе Красное было две однопрестольные церкви: построенная прихожанами в 1730 г. холодная каменная во имя Николая Чудотворца и постр. поручиком Иваном Гавриловичем Белкиным в 1774-1779 г. теплый храм во имя святого мученика Иоанна Воина. Смоленские епархиальные ведомасти вып.1, 1898 г., с. 162 --> Административное деление приведено по состоянию на начало 2022 года. × Внести изменения в объект × Добавить статью или комментарий × Добавить фотографии (можно загружать сразу несколько файлов) Только зарегистрированные пользователи могут добавлять фотографии в каталог.

http://sobory.ru/article/?object=40051

Материал из Православной Энциклопедии под редакцией Патриарха Московского и всея Руси Кирилла Андрей (Зепович), еп. Ужичско-Шабацкий [серб. Антим] (Зепович; ок. 1762, о. Миконос, Греция - † неизв.), еп. Ужичско-Шабацкий К-польского Патриархата (1802-1814). До 1802 г. протосинкелл Ираклийской митрополии К-польского Патриархата. После перевода митр. Ужичско-Валевского Даниила в Трново К-польский Патриархат поставил на освободившуюся кафедру А., к-рый перенес кафедру из Валево в Шабац. Во время Первого серб. восстания (1804-1813) А. поддерживал многие начинания повстанцев. Вместе с митр. Леонтием (Ламбровичем) участвовал в сходе повстанческих старейшин, направивших австр. правительству и митр. Стефану (Стратимировичу) прошение о помощи серб. народу в борьбе против тур. владычества. В авг. 1805 г. принял участие в собрании в Боговачавском мон-ре , на к-ром вождем серб. народа был провозглашен Георгий Петрович (Карагеоргий) и А. был призван его миропомазать. Положение А. и его участие в освободительной борьбе сербов осложнялись тем фактом, что он находился в юрисдикции К-польского Патриархата. А. был тесно связан со своей серб. паствой и пользовался полным доверием и поддержкой митр. Карловацкого Стефана, чья хиротония не была признана К-польским Патриархатом. А. был вынужден бежать в Австро-Венгрию, и митр. Стефан обеспечил ему безопасное проживание в империи. После того как власти настояли на том, чтобы он покинул г. Сремска-Митровица, А. удалился в Бешеновский мон-рь (Сербия), где братия радушно приняла его как друга и сподвижника митр. Стефана. В 1807 г. возвратился в епархию и вновь занял свою кафедру. Намерение Карагеоргия поставить А. в сан митрополита Белградского (1812) не осуществилось. В серб. историографии признана важная и позитивная роль А. в событиях Первого серб. восстания. Сохранились 2 портрета А. 1811 г.- в Бешеновском мон-ре и в митрополичьей резиденции в Сремски-Карловци. Лит.: Р. О шабачком владици Антиму (1802-1806). Београд, 1941; Bpyja С. Епископ Антим и први српски устанак//Зборник за ucmopujy Матице српске. Нови Сад. 1977. 15. С. 150-168; Л. Портрет епископа Антима Српске православне цркве. Београд, 1981. С. 248-260; Српски jepapcu. С. 18. Еп. Шумадийский Савва Рубрики: Ключевые слова: АЛЕКСАНДР (Семёнов-Тян-Шанский Александр Дмитриевич; 1890-1979), еп. Зилонский (К-польский Патриархат), дух. писатель АНГЕЛИНА (Бранкович; не позднее 1447 - ок. 1520), деспотица, прп. (пам. 1 июля, 10 дек., серб. 30 июля, 10 дек.)

http://pravenc.ru/text/114124.html

Материал из Православной Энциклопедии под редакцией Патриарха Московского и всея Руси Кирилла БЕРЕДНИКОВ Яков Иванович (7.10.1793, С.-Петербург - 28.09.1854), историк, археограф. Сын купца. Учился в Тихвинском ДУ, в 1811 г., не закончив гимназии в С.-Петербурге по состоянию здоровья, вернулся в Тихвин. В 1813-1815 гг. слушал курс лекций (в основном по рус. истории) в Казанском ун-те, в 1815-1819 гг.- в Московском ун-те. В 1820-1827 гг. служил чиновником в новгородской Казенной палате, с 1825 г.- в инспекторском департаменте в С.-Петербурге, затем - в канцелярии новороссийского генерал-губернатора, снова - в новгородской Казенной палате. В 1827 г. вышел в отставку, поселился в Тихвине и занялся разбором монастырского архива. В 1830 г. определен в комитет правления АН и прикомандирован к археографической экспедиции П. М. Строева . После возвращения из экспедиции назначен членом Археографической комиссии, с 1838 г.- ее главным редактором. В 1835 г. был определен библиотекарем в Департамент народного просвещения, в 1841 г. избран адъюнктом, в 1847 г.- ординарным академиком АН. В 1835 г. Б. поручен осмотр Публичной б-ки, Румянцевского музея, б-к АН и Эрмитажа с целью пополнения актов, собранных археографической экспедицией. В 1836 г. под редакцией Б. издан 1-й т. «Актов археографической экспедиции» (период 1294-1598), через 2 года - «Акты юридические, или Собрание форм старинного делопроизводства». В 1840 г. Б. издал соч. Г. К. Котошихина «О России в царствование Алексея Михайловича». Б. занимался подготовкой к изданию «Актов исторических» (1841-1842), «Дополнений к Актам историческим» (1848-1853. Т. 1-5) и первых 6 томов ПСРЛ, помогал Строеву в подготовке дополнения каталога монастырских настоятелей и архиереев XIV-XVIII вв., принимал участие в редактировании академического издания «Российского словаря». В последние годы жизни собирал материалы для областного великорусского словаря. Соч.: Описание рукописей Румянцевского музеума//ЖМНП. 1837. 6. С. 1-12; Записка об открытиях в Московском Кремле древностей, представленная 2-му отд-нию имп. Академии наук. СПб., 1844; О славянских рукописях, хранящихся в германских и французских б-ках//ЖМНП. 1844. 5. С. 73-91; Описание 4-х рукописей, хранящихся в б-ке Тихвинского Успенского мон-ря//Там же. 1847. 9. С. 201-226; О некоторых рукописях, хранящихся в мон-рях и других б-ках//Там же. 1853. 6; Путеводитель по античному отделению Эрмитажа. М., 1856; Историко-статистическое описание первоклассного тихвинского Богородицкого большого муж. мон-ря. СПб., 1859, 18882. Лит.: Плетнёв П. А. Я. И. Бередников и ученые его труды. СПб., 1854. Е. Н. Филатова Рубрики: Ключевые слова:

http://pravenc.ru/text/78128.html

Материал из Православной Энциклопедии под редакцией Патриарха Московского и всея Руси Кирилла ИВАНОВИЧ Иванович [серб. Евтимий (20.01.1773, мон-рь Кувеждин - 28.01.1849, Сремска-Митровица), серб. прот. и церковный писатель. В 1796 г. окончил гимназию в г. Сегедин (ныне Сегед, Венгрия), в 1798 г.- ДС в Сремски-Карловци. В 1798-1806 гг. преподавал в гимназии в г. Сремски-Карловци. В 1811-1812 гг., после рукоположения, служил в храме в с. Шид и мон-ре Кувеждин , в 1812-1834 гг.- в церквах в Земуне (Землине, ныне в черте Белграда), в 1834-1839 гг.- в Вуковаре и в 1839-1849 гг. в Сремска-Митровице. По инициативе И. 1 нояб. 1812 г. в Земуне был основан серб. церковно-школьный фонд. Для фонда он написал устав, 8-й пункт к-рого провозглашал архиеп. Сербского свт. Савву I небесным покровителем школ Земуна - с тех пор свт. Савва I почитается покровителем всех серб. школ. И. был ярким проповедником, на основе своих проповедей и отчасти проповедей митр. С.-Петербургского и Новгородского Амвросия (Подобедова) издал «Краткие поучительные беседы» (Кратке поучителне беседе. Нови Сад, 1838-1841. 2 Перевел на серб. язык соч. франц. писателя П. Бланшара «Плутарх для юношества, или Жизнь великих людей всех наций от самых отдаленных и до наших времен» (М., 1808-1810) в 8 книгах и составил сб. «Новый Плутарх, или Краткое описание известных людей всех славных народов с древних времен до настоящего» (Новый Плутархъ, или Краткое описанïе славнейши людïй свïю народа отъ древнейши времена до данасъ. Будим, 1809. 1; Крагуевац, 1834. 2; Нови-Сад, 1840. 3; 1841. 4), в к-рый включил биографии знаменитых сербов: царя Стефана Душана V, свт. Саввы I, историка архим. Иоанна (Раича) и вождя 1-го серб. восстания Карагеоргия (с последним И. встречался в 1813). За этот труд получил прозвище Плутарх. Произведения И. свидетельствуют о подъеме национального серб. сознания в 1-й пол. XIX в. Лит.: Znameniti zemunski Srbi u XIX v. Zemun, 1913. S. 2; Gruji R. Ivanovi Jeftimije// Stanojevi S. Narodna enciklopedija srpsko-hrvatsko-slovenaka. Zagreb, 1926. Knj. 2. S. 85; М. А. Прилог ucmopuju земунских школа од дeцehuje XVIII. ст. до 1918. града Београда. Београд, 1979. 26. С. 69-89; И. Директори, професори и ученици Карловачке ruмhaзuju. Београд, 2005. Н. Стошич Рубрики: Ключевые слова: ДАМАСКИН (Грданичкий Драгутин; 1892 - 1969), митр. Загребский, духовный писатель, переводчик, собиратель церковных напевов, автор гармонизаций ДОСИФЕЙ (Черкезишвили), еп. Некресский Мцхетского Католикосата (Вост. Грузия) Грузинской Православной Церкви (ГПЦ) (2-я пол. XVIII в.), церковный писатель, переводчик ЕВФИМИЯ (в миру Елена, в схиме Евпраксия; ок. 1348 - ок. 1405), мон., серб. гос. деятель, церковная писательница и вышивальщица

http://pravenc.ru/text/200497.html

Материал из Православной Энциклопедии под редакцией Патриарха Московского и всея Руси Кирилла КИРИЛЛ († не позднее сер. XVII в., Спасо-Каменный мон-рь), прп. (пам. в 3-ю Неделю по Пятидесятнице - в Соборе Вологодских святых), пустынник, Вологодский. Время жизни К. неизвестно; его имя упоминается в «Описании о российских святых» (РГБ. МДА. 209, кон. XVII в., др. списки XVIII-XIX вв.). В иконописном подлиннике 20-х гг. XIX в. он назван игуменом «на во Тотме» (РНБ. Погод. 1931. Л. 46; Маркелов. Святые Др. Руси. Т. 2. С. 145). М. В. Толстой в «Путевых письмах с Севера» назвал К. в числе святых, к-рые подвизались и были погребены в Спасо-Каменном мон-ре, но заметил, что «могилы их уже забыты» ( Толстой. 1868. С. 49). В описях Спасо-Каменного мон-ря 1670, 1701-1702 гг. гробница святого не упоминается (Переписные книги вологодских монастырей XVI-XVIII вв.: Исслед. и тексты. Вологда, 2011). В иконописных подлинниках кон. XVIII-XIX в. описание образа святого помещено под 4 и 6 марта, 13 окт.: «Сед, брада аки Димитрия Прилуцкаго, ризы преподобническия». Память К. указана под 7 марта в «Алфавите российских чудотворцев» Ионы Керженского (ЯМЗ. 15544. Л. 351 об., 1813-1819 гг.). В 1811 г. еп. Евгений (Болховитинов) составил список Вологодских святых, куда включил имя К. Канонизирован в составе Собора Вологодских святых, празднование к-рому установлено в 1841 г. Ист.: Описание о российских святых. С. 134. 278. Лит.: Евгений (Болховитинов), митр. Краткое сведение об угодниках Божиих, в пределах Вологодской епархии почивающих, прославленных Церковью и местно чтимых/Опубл.: Н. Суворов//Вологодские ЕВ. 1864. 1. С. 11; Толстой М. В. Путевые письма с Севера. М., 1868; Барсуков. Источники агиографии. Стб. 306-307; Суворов Н. И. Описание Спасо-Каменного, что на Кубенском озере, мон-ря. Вологда, 1893. С. 29; Леонид (Кавелин). Св. Русь. С. 84. 341; Верюжский. Вологодские святые. С. 10; Сергий (Спасский). Месяцеслов. Т. 3. С. 563; Голубинский. Канонизация святых. С. 359; Маркелов. Святые Др. Руси. Т. 2. С. 145. Е. В. Романенко Рубрики: Ключевые слова: АВКСЕНТИЙ И ОНУФРИЙ ПЕРЦЕВСКИЕ (кон. XV – нач. XVI в.), преподобные (пам. 12 июня и 3 нед. по Пятидесятнице в Соборе Вологодских святых) АРСЕНИЙ КОМЕЛЬСКИЙ (Сахарусов; † 1550), Вологодский игумен, прп., (пам. 24 авг., в неделю 3-ю по Пятидесятнице - в Соборе Вологодских святых и в Соборе Радонежских святых) АФАНАСИЙ НАВОЛОЦКИЙ ( XV–XVI в.), прп. (пам. 18 янв., 2 мая, в Соборе Вологодских святых и в Соборе Карельских святых)

http://pravenc.ru/text/1840271.html

Мелхиседек, епископ Екатеринбургский, викарий Пермской епархии (Золотинский Михаил Андреевич) Родился в семье диакона села Золотихина Новоторжского уезда Тверской губернии. В 1811 году окончил курс Тверской духовной семинарии. 10 марта 1813 года назначен учителем Вышневолоцкого духовного приходского училища. 28 мая 1814 года рукоположен во диакона. 22 августа 1822 года поступил в Петербургскую духовную академию, которую окончил кандидатом богословия. 31 июля 1823 года пострижен в монашество. В том же году 2 августа назначен инспектором Вологодской духовной семинарии; 5 августа рукоположен во иеромонаха. С 24 августа 1824 года – архимандрит и настоятель Спасо-Каменного Духова монастыря Вологодской епархии. С 22 декабря 1828 года – ректор Псковской духовной семинарии. 30 января 1829 года назначен настоятелем Спасо-Елеазарова монастыря Псковской епархии. 6 августа 1841 года хиротонисан во епископа Екатеринбургского, викария Пермской епархии. Скончался 24 сентября 1845 года. Погребен в кафедральном соборе. Труды: Конспект богословских наук (рукопись Синодального архива). Литература: Родосский А. С. Биографический словарь студентов первых XXVIII курсов Санкт-Петербургской духовной академии. 1814–1869 гг. – СПб., 1907. – С. 271. Списки архиереев иерархии Всероссийской и архиерейских кафедр со времени учреждения Святейшего Правительствующего Синода (1721–1895 гг.). – СПб., 1896, 304. Толстой Ю. В. Списки архиереев и архиерейских кафедр иерархии Всероссийской со времени учреждения Святейшего Правительствующего Синода (1721–1871 гг.). – М., 1872, 304. Строев П. М. Списки иерархов и настоятелей монастырей Российской Церкви. – СПб., 1877. – С. 388, 769, 942. Н. Д[урново]. Девятисотлетие русской иерархии 988–1888. Епархии и архиереи. – М., 1888. – С. 79. Труды Киевской духовной академии. – 1870, декабрь. – С. 24. –»– 1872, ноябрь. – С. 46. –»– 1873, сентябрь. – С. 428. Читать далее Источник: Русские православные иерархи : 992-1892 : [Каталог] : в 3 томах./Митр. Мануил (Лемешевский). - М. : Изд. Сретенского монастыря, 2002-2004./Т. II. Иоан - Симеон II. 2003. – 606 с. ISBN 5-7533-0280-7 Поделиться ссылкой на выделенное

http://azbyka.ru/otechnik/Manuil_Lemeshe...

Нылга. Церковь Рождества Христова. Церковь. Не действует.   Престолы: Рождества Христова Год постройки:Между 1811 и 1830. Архитектор: С.Е. Дудин Адрес: Россия, Удмуртская Республика, Увинский район, с. Нылга, пер. Школьный, д. 2 Координаты: 56.755467, 52.365826 Изменить описание Добавить фотографии Карта и ближайшие объекты Добавить статью с. Нылга-Жикья (Нылга) Сарапульского уезда. Приход с. Нылга-Жикья открыт в 1760 г. Первая деревянная церковь по-строена и освящена в 1762 г. во имя Рождества Христова. По указу Вятской духовной консистории от 23 декабря 1770 г. 1299 разрешено в холодной Христорождественской церкви в трапезе на правой стороне устроить придел во имя Св. Апостолов Петра и Павла. 7 декабря 1813 г. эта церковь сгорела. 12 июля 1810 г. Вятской духовной консисторией выдана храмозданная грамота на строительство каменного храма. Каменный храм строился с 1815 по 1822 гг. на средства прихожан и частично " сторонних доброхотных дателей " с одним престолом в честь Рождества Христова. В 1830 г. состав прихода входили: с. Нылга-Жикья, д. Верхний Лоллез, д. Сикан, д. Жужгес, д. Штангурт, д. Пазели, поч. Ключи, д. Киби-Жикья, д. Ошмесдор, д. Барышмувыр, д. Сундованинская, поч. Динтем, поч. Копки, д. Кечгурт, д. Старый Кыйлуд, д. Парсьгурт, д. Кочир, д. Булай, д. Турунгурт, д. Новый Кыйлуд, д. Мукшур, д. Пытцам, д. Новая Монья, поч. Косоево, поч. Караваевский, поч. Какки, д. Верхний Лоллез, поч. Лучег, д. Старая Вамья, д. Гэйская, поч. Покровский, поч. Бармин, д. Чушстостем, д. Чекангурт, д. Сярцигурт, д. Бинвыр, д. Пунем, д. Урдогурт, поч. Лудзиил, поч. Мечлуд, д. Бургурт, д. Квакагурт, поч. Турцкогурт. В 1860–61 гг. церковь расширялась. В 1884 г. при церкви открыто церковно-приходское попечительство, в 1901 г. – женская церковно-учительская второклассная школа. В апреле 1906 г. началось строительство нового каменного храма на средства прихожан. Сведений о его завершении по документам ЦГА УР не обнаружено; известно, что в 1918 г. храм еще не был построен. Христорождественская церковь была закрыта на основании Указа Президиума Верховного Совета УАССР от 16 июня 1938 г. Здание передано под клуб. Архивная служба Удмуртии Добавить комментарий Комментарии и обсуждение Ваш комментарий будет первым. --> Административное деление приведено по состоянию на начало 2022 года. × Внести изменения в объект × Добавить статью или комментарий

http://sobory.ru/article/?object=18444

Ко времени присоединения Грузии к России (1801-1804) местная автокефальная Церковь находилась в состоянии глубокого упадка. В состав РПЦ она вошла на правах экзархата (церковной автономии), этот статус был определен указами 1811 и 1814 гг. В 1817 г. экзархом Грузии поставлен митр. Рязанский Феофилакт (Русанов) , ряд епархий экзархата был преобразован путем их слияния и укрупнения. Получила свободу та часть груз. духовенства, к-рая находилась в крепостной зависимости. При А. в России началось возрождение миссионерской деятельности. На десятки языков «инородцев» были переведены краткий катехизис и молитвослов, НЗ был переведен на татар., ногайский, осетин. языки и даже на язык аборигенов Мезенской тундры. В 1810 г. начала действовать «самоедская» на Севере, в 1814 г.- осетинская, а в 1821 г.- монгольская миссии. В 1807 г. расширено действие Пекинской миссии , во главе к-рой был поставлен выдающийся синолог архим. Иакинф (Бичурин). Распоряжения А. сыграли решающую роль в упрочении положения правосл. миссии в Русской Америке, существовавшей в труднейших условиях: в 1811 г. A. отклонил представление Синода о закрытии вдовствующей Кадьякской епископской кафедры, а в 1823 г. не только воспрепятствовал упразднению самой миссии, но и оказал ей всемерную поддержку. В 1803 г. в зап. губерниях был запрещен перевод униатов (см. Греко-католики ) в католичество; началось сближение униатов с Православием в форме единоверия (аналогичной той, к-рая была принята по отношению к старообрядчеству). Крещеные евреи в 1811 г. были освобождены от рекрутской повинности, а в 1817 г. наделены казенными землями. В этот период царствования A. увлекался мечтами об «общеевропейской религии». Находясь в 1813-1814 гг. за границей, он проявлял интерес к различным христ. конфессиям. В 1814 г. в Силезии А. встретился с представителями секты Моравских братьев , в их строгом аскетизме император увидел «образец чистого идеала христианства». В Бадене A. общался с европ. мистиком И. Г. Юнгом-Штиллингом , в Лондоне беседовал с квакерами , посещал их молитвенные собрания.

http://pravenc.ru/text/64316.html

1759-1766); Дионисий в 4-й раз (после 1767-1774); Никифор из Смирны (ок. 1778-1790); Анфим (ок. 1779); Каллиник (до 1780-1792); Гавриил (1792-1810); Даниил (1810-1811); Кирилл (1811-1813); Дорофей Проинос (1813-1821); нмч. Никифор Пилусиот (1821-1824); Герасим (1824-1829); Григорий (1830-1840); Герасим (1840-1853); Кирилл (1853-1873); Дионисий Харитонидис (1873-1880); Неофит Папаконстантину (1880-1886); Дионисий Харитонидис вторично (1886-1887, затем К-польский Патриарх); Матфей (1890); Кирилл Димитриадис (1890-1908); Каллиник (1908-1910); Поликарп (1910-1922). После 1922 г. епархия была упразднена. Архитектура Рим. город находился в юго-зап. части совр. Эдирне (стены укреплений еще сохранялись в XIX в.). Собор Св. Софии не сохранился, но известен по фотографиям XIX в. Построенный в V-VI вв., представлял собой купольный тетраконх с амбулаториями и галереей. После завоевания А. (1361) Мурад I превратил Св. Софию в мечеть Халабие. Баязид I Йылдырым построил на месте раннехрист. базилики мечеть (кон. XIV в.). Ядро совр. города возникло в 10-е гг. XV в. к северу и северо-востоку от цитадели. К тому времени относятся Старая мечеть (Эски-джами; 1403-1413, девятикупольная с арочным портиком вдоль фасада), бедестен (1418, перекрыт 14 куполами), перестройка визант. моста (1420, совр. мост Газимихаль). Церкви Христа, Одигитрии и св. Стефана сгорели в 1526 г. Последняя была восстановлена и стала подворьем Афонской Великой лавры . Лит.: Le Quien. OC. Vol. 1. P. 1172-80; Choisy A. L " art de bâtir chez les Byzantins. P., 1883. P. 131 sq.; Pauly, Wissowa. T. 7. Col. 2174-2175; Αξιτης Π. Η Αδριανοπολις π τν ρχαιοττων χρνων μχρι το 9. Θεσσαλονκη, 1922; Laurent V. La liste épiscopale du synodicon de la métropole d " Adrianople//EO. 1939. Vol. 38. P. 1-34; Aslanapa O. Edirnede osmanl devri abideleri. Istanbul, 1949; Mavrodinov N.//Actes de VIe Congrès international des Études Byzantines. [P., 1951]. Vol. 2. P. 286-290; Ö zde G. Edirne Imar planina hazrlk etüdü. Istanbul, 1951; Velkov V. Die thrakische und dakische Stadt in der Spätantike. Sofia, 1959. S. 96; Edirne: Edirne " nin 600. fetih yildönümü armaan kitabi. Ankara, 1965; Γριτσπουλος Τ. Α. Αδριανοπολις//ΘΗΕ. Τ. 1. Σ. 453-460; Zachariadou E. A. The Conquest of Adrianople by the Turks//StVen. 1970. Vol. 12. P. 211-217; Kreiser K. Edirne. Edirne, 1975; Venedikov I. Thracian art treasures. Sofia, 1975; Asdracha C. La région des Rodopes aux XIIe et XIVe s.: Étude de géographie historique. Athènes, 1976; Искусство стран и народов мира. М., 1978. Т. 4. С. 455; La Thrace orientale et la Mer Noire: Géographie ecclésiastique et prosopographie. P., 1987; Soustal P. Thracien//TIB. W., 1991. Bd. 6. S. 161-167.

http://pravenc.ru/text/82160.html

К началу ХХ века в верхнем этаже собора было три престола и ещё пять - в нижнем. Ранее в алтаре главного храма находились престолы Димитрия Прилуцкого, Иоанна Богослова и Преображения. В 1656 году престол Димитрия Прилуцкого был перенесён в нижний этаж собора, а его место в нижнем отделении алтаря занял престол Иоанна Богослова. Преображенский престол после пожара 1811 года был перенесён в южную паперть на место существовавшего там ранее престола во имя святых мучеников Платона и Романа. Кроме того, в нижнем храме почивали мощи прп. Димитрия и Игнатия (Ивана) Угличских, сосланных царём Иваном III на заточение в Вологду. Находятся они там и сейчас. А вот надгробие благоверного князя Димитрия, похороненного в ногах прп. Игнатия, было в 1641 году снято, поскольку находилось близко к алтарю и мешало установке нового иконостаса. В 1811 году Спасский собор горел - как это часто бывает, от неосторожно позабытой " грошовой свечи " . Тогда лишь чудом удалось спасти из огня икону прп. Димитрия Прилуцкого. Всё внутреннее убранство храма исчезло в огне, обгорели и некоторые главы. До начала Отечественной войны собор так и не успели отреставрировать, и сокровища ризниц московских монастырей и Троице-Сергиевой Лавры, привезённые в Вологду, хранились в обгоревшем храме. В 1813-17 годах были предриняты работы по восстановлению интерьера и завершений собора. Именно тогда главы приобрели барочную форму (сегодня главам Спасского храма вновь придана первоначальная, шлемовидная, форма). В 1813-17 годах оштукатуривали и расписывали вновь стены ярославский изограф Иван Баранов с восемью товарищами. Был сделан карниз, настлан чугунный пол и устроен новый иконостас столярной и резной работы, а к нему написаны иконы. В 1836 году царские врата и иконостас были позолочены. В 1856 году стены и своды верхнего этажа были покрыты внутри масляной живописью. В 1896 году снова ремонтировались главы, кресты и кровля собора, во время этого ремонта на большой главе были вызолочены 62 звезды. В столь благолепном виде Спасскому храму довелось постоять недолго. Уже в 1918 году в Спасо-Прилуцком монастыре прошёл обыск.

http://sobory.ru/article/?object=05128

   001    002    003    004    005    006    007    008   009     010