Gogol (1809–52), Dostoievsky (1821–81), Tolstoy (1828–1910), Vladimir Soloviev (1853–1900) y Rozanov (1856–1919) fueron visitantes de Optina. Iván Kireevsky (1805–56) y Constantin Leontiev (1831–1891), dos notables pensadores rusos, hicieron de Optina su residencia permanente. Sin embargo, Optina, lo mismo que todos los monasterios rusos, no estaba reservado a los intelectuales y a la élite espiritual; estaba abierto a todos; los ancianos estaban dispuestos a discutir problemas intrincados de teología mística o problemas hogareños de los campesinos, a vender una vaca o a disponer un matrimonio. Toda la vida, con su labor cotidiana, preocupaciones financieras, relaciones personales, pasaba ante ellos y era vista entonces a la luz del último destino del ser humano, el de una criatura cuya tarea terrenal era aprender a amar a Dios y a su prójimo en gozosa libertad. El Metropolitano Filareto de Moscú (1782–1867) San Serafín, los ancianos de Optina y otros representantes de la auténtica ortodoxia rusa, se mantenían por encima de la administración eclesiástica de los procuradores del Sínodo. No discutían con los círculos oficiales, donde su libertad espiritual creaba sospechas, pero tampoco estaban dispuestos a apoyar el sistema anticanónico introducido por Pedro el Grande. Entre los obispos de ese período figuraban no sólo contemporizadores y burócratas, sino también eruditos y ascetas; sin embargo, pocos eran estadistas. La excepción fue Filareto (Drozdov), metropolitano de Moscú desde 1821–67. Hijo de un pobre cantor eclesiástico, se educó en un seminario donde aprendió buen latín, pero poca teología. Hizo votos monásticos y en 1809, a la edad de veintiún años, fue ordenado y enviado a San Petersburgo como uno de los mejores predicadores jóvenes. Allí se impregnó de ese espíritu de abierta mentalidad y tolerancia religiosa que emanaba del trono. Durante el resto de su vida, Filareto continuó siendo liberal, pero la parte principal de su carrera eclesiástica coincidió con el reinado reaccionario de Nicolás I (1825–55), que le impidió realizar toda su contribución a la Iglesia.

http://azbyka.ru/otechnik/Nikolaj_Zernov...

Архиепископы Казанские и Свияжские: Иларион Рогалевский 1732–1735. Гавриил Русской 1735–1738. Епископы: Лука Конашевич 1738–1755. Гавриил Кременецкий 1755–1762. Архиепископы: Вениамин Пуцек-Григорович 1762–1782. Митр. с 1775. Антоний Герасимов-Зыбелин 1782–1785. Амвросий Подобедов 1785–1799. Архиепископы Казанские и Симбирские (до 1832 г.): Серапион Александровский 1799–1803. Павел Зернов 1803–1815. Амвросий Протасов 1816–1826. Иона Павинский 1826–1828. Казанские и Свияжские (с 1832 г.): Филарет Амфитеатров 1828–1836. Владимир Ужинский 1836–1848. Григорий Постников 1848–1856. Митр. с 1856. Афанасий Соколов 1856–1866. Антоний Амфитеатров 1866–1879. Еп. до 1867. Сергий Ляпидевский 1880–1882. Палладий Раев 1882–1887. Павел Лебедев 1887–1892. Владимир Петров 1892–1897. Арсений Брянцев 1897–1903. Димитрий Ковальницкий 1903–1905. Димитрий Самбикин 1905–1908. Никанор Каменский 1908–1910. Иаков Пятницкий 1910. Чистопольское викариатство, учр. в 1899 г. Епископы (в Казани): Антоний Храповицкий 1899–1900. Алексий Молчанов 1900–1905. Феодосий Олтаржевский 1905. Алексий Дородницын 1905. Чебоксарское викариат., учр. в 1853 г. Епископы (в Казани): Никодим Казанцев 1854–1861. Гурий Карпов 1866–1867. Викторин Любимов 1868–1874. Иоанн Жданов 1875–1878. Павел Вильчанский 1878–1882. Кирилл Орлов 1882–1888. Сергий Соколов 1888–1891. Никанор Каменский 1891–1893. Анастасий Опоцкий 1893–1897. Антоний Храповицкий 1897–1899. Иоанн Алексеев 1899–1902. Иоанн Смирнов 1902–1904. Хрисанф Щетковский 1904–1905. Митрофан Симашкевич 1905–1907. Михаил Богданов 1907. Мамадышское викариат., учр. в 1907 г. Епископы (в Казани): Андрей кн. Ухтомский 1907–1911. Варсанофий Лебедев 1911. Калужская, учр. в 1799 г. Кафедра в Калуге Епископы Калужские и Воровские: Серапион Александровский 1799. Феофилакт Русанов 1799–1809. Архп. с 1803. Евлампий Введенский 1809–1813. Евгений Болховитинов 1813–1816. Антоний Соколов 1816–1819. Филарет Амфитеатров 1819–1825. Григорий Постников 1826–1828. Гавриил Городков 1828–1831.

http://azbyka.ru/otechnik/Sergej_Bulgako...

В ответ делегация Русской Православной Церкви во главе с архиепископом Таллинским и Эстонским Алексием (ныне — Святейший Патриарх Московский и всея Руси) участвовала в декабре 1965 г. в торжествах 150-летия Семинарии в Коттаяме. В январе 1969 г. наша делегация во главе с архиепископом Минским Антонием посетила Малабарскую Церковь по приглашению Католикоса, после участия в мае 1968 г. делегации Малабарской Церкви во главе с митрополитом Кнанайским Авраамом Мар Климентом на торжествах 50-ле­тия Патриаршества в Русской Православной Церкви. Митрополиты Малабарской Церкви До начала XVI в. Малабарская Церковь находилась в юрисдикции Несторианской Церкви, которая в свою очередь возводит свою иерархию к апостолам Петру и Фоме. С XVII в. Малабарская Церковь вошла в юрисдикцию Сиро-Яковитской Церкви, в которой пребывает по сей день, будучи в принципе самостоятельной. Юрисдикция Несторианского Патриархата 70 Иоанн                                   †1503 Франциск Роз                             1599–1624 Иаков                                   1503–1549 Стефан де Бритто                     1625–1641 Иосиф                                   1556–1569 Франциск Гарджия                  1641–1659 Авраам                                1567–1597 Фома I                                          1653–1673 Юрисдикция Яковитского Патриарха Григорий                             1665–1672 Фома VIII                                    1809–1816 Фома II                                1672–1686 Дионисий II Фома IX               1816–1817 Иоанн                                   1686 Дионисий III                              1817–1825 Фома III                              1686–1688 Дионисий IV                               1825–1846 Фома IV                               1688–1728 Матфей Мар Афанасий          1843–1877 Фома V                                1728–1765 Кирилл (†1874)                         1846–1853 Дионисий Фома VI           1765–1808 Дионисий V                                1865–1909 Фома VII                             1808–1809 В начале XX в.

http://pravmir.ru/drevnie-vostochnyie-ts...

14. Леонид Зарецкий уроженец города Калуги, сын священника тамошней церкви, называемой Зарецкою. После Калужской семинарии, 4 года обучался в Санкт-Петербургской духовной академии; окончив курс академический в 1827 г., тогда и пострижен в монашество, проходил разные профессорские должности, потом был инспектором Смоленской семинарии и ректором Могилевской. В 1842 году хиротонисан в епископа Старорусского, викария Новогородской митрополии, переведен 1850 года, 25 февраля, на Костромскую епархию; в 1853 году – на Екатеринославскую. 15. Филофей Успенский, уроженец Ярославской епархии, родился 1807 года от диакона села Закобякина, находящегося близ границы Костромского уезда, в 10 верстах от Костромского села Мискова. Из Ярославской семинарии для дальнейшего образования послан в Московскую духовную академию. По получении степени магистра, несколько лет был бакалавром Московской академии, инспектором Санкт-Петербургской академии; в 1839 году возведен в сан архимандрита; в 1842-м году определен ректором Харьковской, но вскоре переведен в ректора Вифанской, после Московской семинарии. Из ректора Московской семинарии хиротонисан в 1849 году в епископа Дмитровского, викария Московской митрополии, 1853 года, августа 19-го, перемещен в епископа Костромского. 1856 года, августа 26-го, присутствовал в Московском Успенском соборе при короновании государя императора Александра Николаевича и награжден всемилостивейше панагиею, осыпанною драгоценными каменьями. 1857 года, февраля 15-го, переведен на Тверскую епархию и вызван для присутствия в Святейшем Синоде. 16. Платон Фивейский , родился 1809 года, июня 18-го, в Московской губернии, Коломенского уезда, в селе Чанках, обучался в Саввино-Сторожевскомгоду, апреля 6-го, определен в число соборных иеромонахов Московского Ставропигиального Донского монастыря. С октября 1838 года был библиотекарем и действительным членом конференции академической; с 16 сентября 1841 года, поручено ему было исправление должности инспектора академии. Ноября 9-го того же года произведен в сан архимандрита.

http://azbyka.ru/otechnik/Mihail_Diev/is...

1 Письма Филарета к родным. М. 1882, стр. 406. В это драгоценное издание не вошли два письма, напечатанные в ноябрьской кн. Душеполезного Чтения. 1870 г. 2 За служение литургии архимандриты получили, разумеется против желания, по 15 руб., протоиерей по 10 р. каждый. 6 Училище, в котором я обучался, открыто при ставропигиальном Донском монастыре 12 мая 1835 г. Однажды, владыка Филарет, осмотрев Донское училище и найдя в нем порядок, посетил квартиру инспектора Ф.И. Соловьева (уволен от училищной службы в 1842 г.), так как ректор-священник жил вдали, при своей приходской церкви. «Моск. Церк. Ведомости», 1884, 26, стр. 348. 7 Нашу семинарию посещали во время открытых испытаний: Неофит митрополит илиопольский, посланник антиохийского патриарха Мефодия, кроткий архиерей Божий († 3 дек. 1853 г. в Богоявленском монастыре, где проживал с января 1848 г.); преосвященный Евгений, бывший архиепископ ярославский, первый ректор моск. семинарии на Перерве, проживавший с 1854 по 1871 г. в Донском монастыре; директор духовно-учебного управления А. И. Карасевский († в декабре 1856 г.); профессор моск. академии А. В. Горский (был на экзамене в 1851 или 1852 г.), граф М. В. Толстой . 9 Обыкновенно он ходил в академию чрез лаврскую ограду, при которой устроены хоры и спускался по лестнице, опираясь на простую черешневую трость, а на обратном пути, как легко он восходил по той же лестнице! 12 В ноябре 1807 г., Высочайшим указом повелено было составить комитет для усовершенствования духовных училищ, а в 1809 г. Санкт-Петербургская академия была уже преобразована; московская в 1814 г. 14 Исследование библейской хронологии, студента Ивана Спасского в 1853 г., написанное на степень магистра богословия и отпечатанное киевской академией в 1857 году. 15 Слова «и державными чтим был», «что небесные силы в себе открывает и ими действует», внесены в мою проповедь рукой митрополита. 17 Он когда то находился в Женеве, в Париже при нашей миссии, в Берлине при русской посольской церкви. История моск. дух. академии С. К. Смирнова. М. 1879 г., стр. 519.

http://azbyka.ru/otechnik/Grigorij_Voino...

81 Пиццамано, фон, Иосиф (Josef (Giuseppe) von Pizzamano; 1809–1860), граф – австрийский консул в Иерусалиме в 1849–1860 гг. 82 Русский вице-консул в Яффе Н.С. Марабути (см. о нем в документах и примечаниях в т. 1 наст. изд.) выехал с семьей в период Крымской войны в Грецию и жил на острове Сира, в г. Ермополе. 83 Лидерс Александр Николаевич (1790–1874), граф – генерал от инфантерии (1843). Участник Русско-турецкой 1806–1812 и Отечественной 1812 войн, зарубежных походов русской армии 1813–1814, Русско-турецкой войны 1828–1829, польской 1830–1831 и венгерской 1849 кампаний и Крымской войны 1853–1856. С 1837 г. – командир 5-го пехотного корпуса, с 1848 – командующий войскам в Дунайских княжествах, с 1855 – командующий Южной армией, с 1856 – главнокомандующий Крымской армией. 84 Пальмер Вильям (1811–1879) – английский богослов и историк, диакон Англиканской Церкви. Автор работ по археологии Святой Земли и Египта. Возглавлял школу при протестантской (англикано-лютеранской) епископии в Иерусалиме (1847–1853). Близок к представителям «Оксфордского движения», допускавшим соединение англиканства с православием . Дважды приезжал в Россию – с переговорами о переходе в православие без совершения чина отречения от протестантских ересей (чего требовала Русская Церковь ) и тем более без перекрещивания (чего требовала Греческая Церковь ). Не решив проблемы, принял в 1855 г. католичество. В какой мере связаны были искания беспокойного диакона с британской политикой (если не разведкой), – сюжет, требующий дополнительного исследования. Неслучайно в комментируемых конфидансах с Порфирием, накануне отъезда обоих из Иерусалима (май 1854), Пальмер признавал, что его отторжение от православия определялось не догматикой, а политикой («вашей империей», «царской властью»), – притом, что в это же время Крымской войны английский посол на Босфоре пытался «вбрасывать» Вселенскому Патриарху разговоренный диаконом вопрос о различном принятии в Церковь инославных у русских и у греков как повод «к разъединению Греко-Восточной Церкви с Российскою, оказавшеюся будто неверною преданиям православия» (см. ниже в настоящем томе, в приложении, «Записку советника посольства в Афинах В.С. Неклюдова»).

http://azbyka.ru/otechnik/Nikolaj_Lisovo...

“Херсон. губ. в.”, 1853 г., 20 (Основ. скитов); “Таврич. губ. в.”, 1853 г., 25 (тоже самое). 249. Клименцы или Ионы Климецкого, а также Троицкий – Николаевский – Клименский , мужской, общежительный, Олонецкой губ., Петрозаводского у., в 65 вер. к вост. от Петрозаводска, на юж. оконечности острова Клименцы в Онежском озере. Основан около 1520 г. сыном богатого Новгородца Иоанном Климентьевым, в иночестве Ионою, в благодарность Богу за спасение ему жизни во время постигшей бури на озере, и на том самом месте, где преподобный обрел икону св. Троицы, которая и до настоящего времени находится в храме св. Троицы. Преп. Иона скончался в 1534 г., 6 июня, в каковой день чтится его память; мощи его почивают в церкви Захария и Елисаветы. В 1764 году подлежал упразднению, но в действительности упразднен в 1768 г. и с этого времени находился в ведении Синегубовского прихода. В 1809 г. сюда определен особый причт, в 1833 г. приписан к Олонец. архиер. дому с устройством обители, а в 1860 г. возведен на степень самостоятельного монастыря. “Краткое сказание о м-ре преп. Ионы Климец., именуемого Онега, в предел. Олонец., говорено в день освящ. храма во имя св. прав. Захария и Елисав.”, 31 марта 1840 г.; Преосв. Игнатий, “Кратк. сказ. о Климец. м-ре”, СПб. 1846 г.; Барсов, “Олонец. м-рь Клименцы с приписн. к нему пустынями, царск. и иерарш. грамотами”, помещено в “Чтен. И. Общ. ист.”, 1870 г., IV, Отд. 2, 1–171; “Ист. Росс. Иер.”, IV, 530; Ратшин, 419; Озерецковский, “Путеш. по Ладож. и Онеж. озер.”, 247; Дашков, “Опис. Олон. губ.”, 109; Пушкарев, “Олонец. губ.”, 80; Неволин, “Пятины, в Зап. И. Р. Геогр. Общ.”, VIII, прилож., 163; Макарий, “Ист. Р. Ц.”, VII, 38; Строев, “Спис. иер. и наст.”, 999, 5; “Словарь ист. о свят.”, 136; “Извлеч. из отчета Об. Пр.”, 1860 г., 8 (восстановление м-ря); “Памятн. кн. Олонец. губ.”, 1857 г., 139; 1867 г., Отд. III, 15; “Олонец. губ. вед.”, 1845 г., 4 (кратк. опис.); 1847 г., 15–16 (опис. м-ря); 1849 г., 4 (писцов. книги 1628 г.); 1862 г., 35 (несколько слов по поводу поездок в м-ри); “Дополн. к Акт. ист.”, VII, 25 (Память 1676 г. о рыбн. подарках); “Временник Общ. ист.”, 1856 г., XXIV, запись о ружн. дер. и м-рях 1577–89 г., 36 (выдав. руга игум. Мисаилу да 19 старцам); “О Высоч. посещениях Олонец. губ. Август. Особами”, VII, 75 (посещ. В. кн. Владимира Алекс. с супругою в 1884 г.); “Русск. истор. Би- блиот.”, II, 683, 169 (опис. Климец. Николаев. м-ря на Онеж. оз., в 1628–29 г., при игум. Герасиме), 953, 210 (цар. грам. 1641 г. Никол. Климец. м-рю о невзимании пошлин с монаст. запасов, на основ. прежней грам., данной в 1624 г.; игум. Варлаам), 1017, 238 (челобитн. 1644 г. крестьян Кижского погоста о завладении Климец. м-рем их земли; игум. Иоасаф), 1023 239 (цар. грам. 1644 г. об отводе земель и угодий м-рю по прежним жалов. грам.).

http://azbyka.ru/otechnik/Spravochniki/o...

академии; был наставником в Литовской семинарии и священником; овдовевши в 1847 г., принял монашество и в 1849 г. назначен ректором Полоцкой семинарии и вместе с тем настоятелем Полоцкого Богоявленского монастыря. Отличаясь либеральным направлением мыслей, он в короткое время своего ректорства успел посеять в умах своих воспитанников недобрые семена. Может быть, такое направление мыслей было причиною того, что он так быстро переводим был из одной семинарии в другую 1809 . С 1849 г. по 1866 г. он был ректором семинарий Полоцкой, Рижской, Екатеринославской, Могилевской и Вятской. – Не совсем добрую память оставил по себе о. Павел в Полоцке и как настоятель монастыря. Отправляясь в сентябре 1851 г. на ректорскую должность в Рижскую семинарию, он захватил с собою некоторые немалоценные вещи, принадлежащие Богоявленскому монастырю. Кафедральный протоиерей Ремезов, которому поручено было принять монастырь от архим. Павла, немедленно донес о присвоении сим последним монастырских вещей архиеп. Василию, между тем как о. Павел, получив неправильным путем (из кадетского корпуса вместо семинарского правления) подорожную, поспешил отправиться в путь. Преосвящ. Василий приказал протоиерею отобрать от архим. Павла незаконно присвоенные им вещи; но о. протоиерей, догнав —515— 1866 г. на пути о. Павла, тщетно требовал от него монастырские вещи и возвратился ни с чем. 3) Архим. Поликарп (Пясецкий) из инспекторов Орловской семинарии был ректором семинарии ровно два года, с сентября 1851 г. по сентябрь 1853 г.; умер от холеры. Отличался благодушием и общительным характером. Он лично был известен мне. Когда в 1850 г., по окончании курса в академии, я получил назначение на должность Синодального ризничего, он встретился со мною в Москве, бывши тогда инспектором Орловской семинарии, и в шутку, а, может быть, и серьёзно предлагал мне поменяться с ним должностью. 4) Архим. Фотий 1810 из инспекторов Новгородской семинарии; на должности ректора Полоцкой семинарии оставался так же, как и предшественник его, ровно два года, с декабря 1853 по декабрь 1855 г.

http://azbyka.ru/otechnik/pravoslavnye-z...

получил орден Анны 2-й ст. и сделан настоятелем Свияжского монастыря. 23) Вениамин Весновский. 24) Порфирий Кирилов. 25) Гедеон Федотов (1809–1819). 26) Товия, 123 из малороссийских дворян, иеромонах Лавры, с 1800 г. игумен Клопского монастыря, с 1802 г. был архимандритом Екатерино-лебежской пустыни Черноморского войска, которая обязана ему своим благоустройством и наместник Лавры. Имел ордена Анны и Владимира. В 1828 г. уволен, с полным пенсионом, на покой в Лубенский монастырь. 27) Палладий Белевцев, из воспитанников артиллерии инженеров кадетского корпуса, с 1806 г. монах, с 1816 г. архимандрит курского Знаменского монастыря, с 1828 г. наместник Лавры. Имел алмазные знаки на орден Анны 2-й ст. Скончался 16 октября 1842 г. 28) Аарон, из орловских мещан, с 1833 г. был экономом Лавры, 1839 г. возведен в архимандриты Троицкого Зеленецкого монастыря и был наместником Лавры. В 1844 г. перемещен в рязанский Троицкий монастырь. 29) Вениамин Морачевич, из духовной академии, член пекинской миссии, в которой с 1829 по 1842 год был настоятелем; за труды в миссии был награжден бриллиантовым крестом и орденом Анны 2-й ст. с короною; с 1843 года был наместником Лавры; в 1848 г. получил орден Станислава 3-й ст. В 1853 г. выбыл в херсонскую епархию, где и скончался. 30) Ириней Боголюбов, из архимандритов Иверского монастыря поставлен в наместники в 1853 году. В 1859 году посвящен в епископа екатеринбургского, викария пермской епархии, но, по прибытии туда, вскоре скончался. 31) Никанор Ильинский, заштатный протоиерей Волковского кладбища, сын священника новгородской епархии. Рукоположен во священники в 1813 г. Пострижен в мантию в 1859 г. в лаврской Киновии и назначен смотрителем Киновии. В 1860 г. Св. Синодом назначен наместником Лавры, со возведением в сан архимандрита и присвоением ему лично титула настоятеля первоклассного монастыря. Скончался в 1863 году, в Лавре. 32) Герман Осецкий, магистр с.-петербургской духовной академии. Был преподавателем с.-петербургской духовной семинарии.

http://azbyka.ru/otechnik/Spravochniki/i...

Попечительство существует с 1872 года. За последние 4 года собрано было 230 руб., из них 139 р. истрачено частью на украшение храма, частью на обеспечение причта. 34. Петропавловская церковь в Руднице Село Рудница находится в 240 верстах от Петербурга, в 25-ти – от Гдова, на проселочной дороге из Нарвы и Гдова в Псков, на берегу Чудского озера, в 3-х верстах от «Сорокового бора». Оно называется еще Берегскою Рудницею, в отличие от другой, находящейся на самом берегу. Прежняя деревянная церковь , во имя Петра и Павла, сломана в 1789 году, а вместо нее, в том же году, построена нынешняя, обновленная в 1852 году. Антиминс ее освящен митрополитом Никанором 20 декабря 1853 года. Длина храма с притвором 12 саж., ширина 3 саж. 1 аршин, высота 2 с. 2 аршина. Ныне строится новый каменный храм. В числе документов находятся: грамота на постройку церкви в 1789 году, вводный лист на церковную землю, отведенную в 1853 году, приходорасходные книги с 1809 года, обыскные – с 1810 г., метрические и исповедные – с 1812 г. По штату 1774 года причт составляли: священник, диакон, дьячек, пономарь и просвирня; в 1843 году диаконское место закрыто; в конце 1877 года закрыты места пономаря и просвирни. Пахатиой и сенокосной земли при церкви 33 десятины 1992 саж. Церковная сумма истрачена на постройку нового храма. Причт помещается в собственных домах. Жалованья священнику – 220 руб., причетнику – 70 руб.; 15 рублей получается процента с капиталов, положенных на вечное поминовение. Церковного дохода – до 400 р. Соседние приходы: Купестский, Моцкий, Озерский и Мишиногорский. В приходе 3 усадьбы и 15 деревень, не далее 4-х верст от церкви. Всех прихожан мужского пола 927 душ, женского – 1007. Ныне приход составляют следующие деревни: Рудница, Тарабарово, Горка, Спицино, Моисеево, Сельцо, Замогилъе, Бродино, Залужны, Шубино, Емельяново, Казурино, Липна, Залахтовье, Кукшиново, Новинка, Гаглова, и Рогачево. Грамотных не более 200 человек. Прежнее училище закрыто в 1878–79 годах, за недостатком средства. В нем учили священник, причетники и наемные лица. Ученики участвовали в церковном чтении и пении.

http://azbyka.ru/otechnik/Spravochniki/i...

   001    002    003    004    005    006    007    008    009   010