4) Иоанн Соколов (моск. сем.), магистр моск. ак. 1842 г. и бакалавр в московской, потом спб. академии, в которой был и инспектором. В 1853 г. ординарный профессор и доктор богословия за соч. «Опыт курса церк. Законоведения». В янв. 1855 г. назначен ректором спб. сем., в сане архимандрита, со степенью настоятеля второклассного монастыря. Кроме исправления других посторонних должностей, которые указаны в своем месте, был членом строительного комитета по сооружению зданий Александроневского училища, а в 1855 г. ревизором тверской сем. В 1856 г. член Синодальной конторы. В 1857 г. перемещен ректором в казанскую академию, с оставлением за ним лично степени настоятеля первоклассного монастыря. В 1864 г. ректор спб. академии, и викарий Выборгский (1865 г.) В 1866 г. епископ смоленский. Известный проповедник, замечательный глубиною и живостью мысли, смелостью и энергией слова. † 1869 г. 5) Нектарий Надеждин (тамб. сем.), магистр киев. ак. 1843 г., ректор Приворотских дух. училищ, затем киево-софийского и потом инспектор киев. семинарии. С 1851 г. бывши ректором киев. сем. находился на чреде священнослужения в Спб. и сделан ректором новгор. сем. (1856 г.) В марте 1857 г. перемещен в спб. сем. со степенью лично настоятеля второклассного монастыря; член временного комитета при постройке двух флигелей при семинарии (1858 г.) В 1859 г. ректор спб. академии и викарий выборгский. В 1860 г. епископ нижегородский, в 1866 г. был председателем комитета по преобразованию дух. учебных заведений; в 1867 г. – архиепископ, с 1869 – харьковский. † 1874 г. 6) Леонтий Лебединский (ворон. сем.), магистр спб. ак. 1347 г. По опред. св. Синода, в октябре назначен, в сан иеромонаха, помощником ректора по кафедре богословия. С 1849 г. был и помощником инспектора. В нач. 1851 г. перемещен в инспекторы киевской сем. В 1856 г. ректор владим. семинарии, потом новгородской, а в мае 1859 г. перемещен в с. -петербургскую. В 1860 г. – викарий, еп. ревельский, но некоторое время исправлял ректорскую должность. В 1863 г. еп. подольский, в 1874 г. архиеп. херсонский, с 1875 г. – Холмско-варшавский.

http://azbyka.ru/otechnik/Istorija_Tserk...

7) Платон Троепольский (моск. сем.), магистр моск. ак. 1844 г., профессор подол. сем. В 1851 г. принял монашество н был профессором киев. сем., потом инспектором полтавской, харьковской сем.; в 1857 г. определен ректором влад. сем., откуда в марте 1860 г. перемещен в с. -петербургскую; член комитета для рассмотрения проектов о преобразовании дух. учебных заведений (1860 г.) Дана ему лично степень настоятеля 2 кл. монастыря. В 1864 г. еп. екатеринославский, в 1868 г. томский. † 1876 г. 8) Палладий Раев (нижег. сем.), магистр казан, ак. 1852 г. Профессор нижег. сем., рукоположен во свящ. в 1856 г., а в 1861 г. пострижен в монаш. и сделан инспектором в сент. 1863 г., в сане архимандрита. В дек. 1864 г. перемещен в ректоры спб. сем. В 1866 г. еп. ладожский, но временно исправлял ректорскую должность. Впоследствии еп. вологодский, тамбовский, рязанский, а ныне архиеп. казанский. 9) Павел Лебедев (твер. сем.), магистр спб. ак. 1853 г. Назначен в сан иеромонаха помощником ректора спб. сем. по профессорской должности, потом и помощником инспектора. В 1854 г. отправлял (безмездно) богослужение в семин. церкви. В 1855 г. временно преподавал нем. яз. и православное исповедание с Богослуж. книгами. С ноября 1857 г. инспектор спб. сем., с возведением в сан архимандрита в 1858 г. и член строительного комитета по постройке флигелей (1858 г.); с окт. 1859 г. инспектор спб. дух. академии. В 1861 г. ректор смол. семинарии, а с 1866 – петербургской. Член конференции и внешнего правл. спб. ак. В 1868 г. был членом комитета по пересмотру акад. устава; в том же году епископ выборгский, но исправлял ректорскую должность до нач. 1869 г. Затем епископ ладожский, кишиневский (с 1879 г. архиепископ), а с 1882 г. экзарх Грузии. Инспекторы 1) Александр Ив. Мишин (ворон. сем.) магистр и бакакалавр спб. акад. 1841 г., с сентября того же года определен на должность инспектора сем. в светском звании и профессора философии (логики и психологии), также чтения лат. писателей, а с 1845 г. и патристики (в средн. отд.) В 1857 г. переведен на кафедру церк. законоведения ординарным профессором в спб. академию. † 1859 г.

http://azbyka.ru/otechnik/Istorija_Tserk...

В давнее время в Черной слободе был деревянный храм в честь преп. Сергия Радонежского с приделом Михаила Малеина. Храм этот уцелел при пожаре и впоследствии был продан в село Злобин-Воргол для образования там прихода. Новый же каменный храм был устроен на его месте в 1780-84 гг. при епископе Воронежском Тихоне III, в честь иконы Владимирской Божией Матери с южным приделом в трапезе во имя преп. Сергия Радонежского, а северный придел в трапезе – в честь Феодосия Тотемского, за неимением средств устроен уже в 1811 г. При этом здесь на храмовой иконе преп. Феодосия изображен лик преп. Михаила Малеина для сохранения памяти о благодеянии царя Михаила Федоровича. Посвящен храм Владимирской Божией Матери потому, что в 1395 г. на этом месте, по преданию, находилась ставка хана Темир-Аксака, которому во сне явилась Царица Небесная в сонме небесных воинств и грозно повелела уйти из пределов России. Темир-Аксак тогда с несметными полчищами татар успел дойти до Ельца и раскинул свой стан по реке Ельчику. Отсюда он думал двинуться на Москву, но, устрашенный видением, оставил свой план. Память об этом доселе хранится в Черной слободе, а одно урочище носит название «Таборки». Каменная колокольня при храме устроена в 1809 г. Рассказывают, что епископ Досифей рассматривал план колокольни с довольно высоким шпилем, переломил последний втрое и сказал: «в таком виде устроена колокольня на моей родине и приятно было бы для меня, если бы вы, гг. строители, поставили такой же шпиль на своей колокольне». Желание епископа Досифея было исполнено, и шпиль в уменьшенном виде стоял до 1870 г., когда переделан был по первоначальному плану. Владимирский храм в 1841-44 гг. подвергся крупной перестройке: он был распространен и надделан в главной и трапезной частях. В приделах вновь устроены престолы: южный – во имя св. Тихона Задонского в 1865 г. на средства купца Николая Васильевича Волуйского в благодарную память за исцеления зрения у его единственного сына Мелитона, а северный – в честь Михаила Малеина на средства мещанина Якова Клим. Гаврилова. Внутренние стены были расписаны священными изображениями в 1842-44 гг., а внешние с украшением лепными работами в 1853-57 гг. Одновременно иконостасы трапезной заменены новыми. В 1895 г. эти иконостасы поновлены позолотой.

http://sobory.ru/article/?object=06488

В таком первоначальном виде и составе Николаевская церковь просуществовала до 1861 г. В этом году она была продана в село Бельдяжки Кромского уезда, а вместо нее был выстроен новый каменный пятиглавый храм в 43 квартале г. Карачева, при большой шоссейной Орловской дороге. Строителем этого храма был крестьянин деревни Масловки Гавриил Васильевич Болдырев. Еще в 1847 и 1853 гг. для постройки новой церкви были приобретены покупкой и пожертвованиями участки усадебной земли на восточной окраине города. В 1855 г. началась постройка храма, а в 1860 г. она окончилась, и церковь была освящена с благословения преосв. Поликарпа. Церковь первоначально была устроена без трапезы, с тремя престолами: во имя св. Николая, св. пророка Илии и в честь иконы Божией Матери « Утоли моя печали. В 1862-63 гг. к трехпрестольной настоящей церкви была пристроена трапезная часть и каменная колокольня. Здесь сооружены были два престола: во имя св. Тихона Задонского и св. муч. Иоанна Воина. В 1871 г. по случаю замеченного повреждения капитальных стен храма пять каменных куполов на храме были сняты и вместо них поставлен один «восьмерик» с окнами; вместе с этим была окончена постройка колокольни. К особо чтимым святыням Николаевской церкви относится икона Божией Матери «Утоли моя печали». Когда и кем она устроена – неизвестно, но она уже существовала в древнем деревянном храме. Высота ее и ширина около аршина, драгоценных украшений икона не имеет. Копии метрических книг имеются с 1809 г., а исповедные ведомости от 1828 г. При церкви имеются 18 дес. земли, находящихся в 8 верстах от города. С 17 октября 1899 г. при храме открыта в собственном каменном просторном помещении церковно-приходская школа, устроенная старанием священника Алексея Ивановича Попова. В школе обучается до 70 детей прихожан обоего пола; содержится она на средства казенные и церковные. До 1806 г. Николаевский приход состоял из купцов и мещан, жителей центральной части города, и крестьян деревень Подсосенок и Малой Бошины. В этом же году, по разделе приходов, к Николаевской церкви приписаны были: в городе – Драгунская слобода и пригородные деревни – Масловка и Глыбочки. В таком виде приход существует и до настоящего времени. Всех домов в приходе 215 с 850 душами муж. пола.

http://sobory.ru/article/?object=07421

Гравюра. 1881 г. (РГБ) В 1807 г. с разрешения правительства В. к. было расширено, на нем построили 2-этажную каменную моленную с 3 флигелями, богаделенные корпуса. В нач. 1809 г. на В. к. прошел собор федосеевцев, принявший постановление о смягчении отношения к староженам и новоженам (см. статьи Беспоповцы , Брак (разд. Брак у старообрядцев)) и ужесточивший порядок присоединения к федосеевцам поморцев (см. Поморское согласие ). Наставник В. к. купец Я. В. Холин подготовил соборное постановление, к-рое было послано на утверждение на Преображенское кладбище в Москву. Из-за смерти Ковылина, войны 1812 г. и разногласий в Преображенской общине утверждение постановления (кроме статьи о «половинках») состоялось в 1818 г. В это время попечителями В. к. являлись купец Сухачёв и подрядчик А. Яковлев, имевшие богатых покровителей, обеспечивавших внешнее благополучие общины. Наставниками общины были И. Тиханов, Г. Н. Ошара, проповедовавший скорое пришествие антихриста , и А. Алексеев-Каинов, или Варагин,- «бывший председатель в Петербурге многих соборов своей церкви и учредитель на оных правил». В 1820 г. городские власти установили особые правила для В. к., распространявшиеся и на др. федосеевские общины. Полиция должна была наблюдать за всеми действиями федосеевцев, иметь список лиц, находившихся в богадельнях, проверять наличие паспортов. В 1829 г. федосеевцы получили разрешение от с.-петербургского военного генерал-губернатора вести книги для записи переходивших в старообрядчество из правосл. Церкви, после протеста С.-Петербургского митрополита разрешение было отменено. Несмотря на ужесточение гос. политики в отношении старообрядцев, община В. к. росла. В апр. 1847 г. богадельня В. к. была подчинена городскому Попечительскому совету общественного призрения. В кон. 1852-1853 гг. она стала городской, наряду со старообрядцами в нее помещали православных, для к-рых одна из моленных В. к. была освящена как правосл. храм. В управлении богадельней для наблюдения за старообрядцами участвовал чиновник Мин-ва внутренних дел.

http://pravenc.ru/text/155154.html

Имел награды: Получил бронзовый крест на Владимирской ленте (в память войны 1853 – 1856 гг.) Скуфия (повседневный головной убор духовных лиц). (3 апреля 1871 г.) Орден святого Владимира 4-й степени (8 июля 1889 г., за 50-летнюю отлично-усердную службу. Жена Агриппина Ивановна ( родилась в 1809 г.). Имел одного сына Алексея. Алексей Иванович Пурикордов родился 7 марта 1854 года. Крещён в с. Новоникольское (Самодуровка) Сапожковского уезда. Окончил 2 класса Сапожковского Духовного училища. Жена – дочь священника с. Борец Антонина Дмитриевна Топольская. Имел восьмерых детей: Пётр Алексеевич ( родился 17.05. 1882 г.; крещён 19 мая в с. Новокрасная Слобода); Мария Алексеевна (род. 1883 г.); Анна Алексеевна (род. 1886 г.); Прасковья Алексеевна (род. 1887 г.); Александра Алексеевна (род. 1888 г.); Ольга Алексеевна (род. 1890 г.); Елена Алексеевна ( род. 7.05.1898 г.; крещена 9 мая в Христорождественской церкви с. Новокрасная Слобода; восприемники: дьякон Пётр Дмитриевич Новиков и жена священника Александра Николаевна Топильская); Дмитрий Алексеевич (род. 13.09.1903 г.; крещён 16 сентября в Покровской церкви села Канино Сапожковского уезда; восприемники: коллежский секретарь Платон Яковлевич Морозов и жена священника села Канино Мария Михайловна Стародубровская. В 1913 году упоминается, что в селе работает чугунолитейный завод, хозяином которого является Пурикордов Алексей Иванович. Иоанн Иоаннович Пурикордов основал Рязанский дворянский род, став кавалером ордена Святого Владимира 4-й степени. Вместе с сыном Алексеем, 30 мая 1890 года, Иоанн Иоаннович Пурикордов был внесён в 3-ю часть Дворянской Родовой Книги Рязанской губернии. Сельский священник Николай Дмитриевич Топильский: Учился на 1 курсе Санкт-Петербургской духовной академии. В 1883 г. был определён на священническую вакансию к церкви села Воскресенское Данковского уезда Ряз. губернии. В 1884 был назначен помощником настоятеля прихода. В 1887 г. был определён помощником благочинного в 3-м благочинническом округе Данковского уезда. В 1889 г. был определён на должность благочинного в том же округе. В 1892 г. был перемещён к Рождественскому храму села Ново-Красная Слобода Сапожковского уезда. В декабре 1895 года был уволен за штат. После смерти в январе 1896 года священника Иоанна Стародубровского, был вновь назначен штатным священником Рождественского храма. Упоминается как священник этого храма и в 1898 году. Жена – Александра Николаевна Топильская.

http://sobory.ru/article/?object=17639

После 1885 г., пройдя через череду структурных изменений, Грузинский Экзархат Святейшего Синода Православной Российской Церкви состоял из 4 епархий и 2 викариатств: 1 . Карталинская (30.08.1814 присоединена митрополия Тифлисская, в 1829 г. – Акисская, в 1837 г. – возобновленная Сигнахская епархия). При епархии учреждено 2 викариатства: Горийское и Алавердское. 2 . Имеретинская. 3 . Гурийская. 4 . Сухумская. Местопребывание Экзарха – в г. Тифлис (Тбилиси), столице Грузии. Первым Экзархом Грузии был назначен грузин, архиепископ (позже митрополит) Мцхетский и (с 1814 г. ) Имеретинский Варлаам, кн. Эристави; последующие Экзархи – из русских архипастырей. «...С увольнением последнего Католикоса Антония от управления Грузинскою и Имеретинскою Церковью в 1809 году перестало быть звание Католикоса, вместо коего ... наименование Экзарха Грузии и Имеретии получил Преосвященный Варлаам, митрополит Мцхетский, Тифлисский и Карталинский...» (История Грузинской иерархии с присовокуплением обращения в христианство осетин и других горских народов по 1-е генваря 1825 г. M., 1853. C. 19). 1257 Кроме кафедрального наименования, правящий архипастырь (обычно в сане архиепископа) титуловался еще и Экзархом Грузии и являлся Членом Святейшего Синода. (Краткое изложение последовательного формирования Экзархата см., напр.: ЦВ. 1901. 2.) В марте 1917 года в связи с провозглашением самочинной «автокефалии» (12.03.1917) и отложением от канонического священноначалия Русской Церкви Экзархат Грузии был ликвидирован. С 13.08.1917 последний Экзарх Грузии Платон (Рождественский), управляющий русскими приходами в Грузии, именуется митрополитом Тифлисским и Бакинским, Экзархом Кавказским. 13.09.1917 было вынесено определение Св. Синода о прибавлении к титулу митрополита Тифлисского слов «и Бакинский» и слиянии оставшейся территории бывшего Бакинского викариатства с новоучрежденной Елисаветпольской (Кировабадской) епархией. Кавказский Экзархат существовал по 1920 г. Именовалась: Мцхтская и Карталинская, Грузинский Экзархат;

http://azbyka.ru/otechnik/Istorija_Tserk...

Пятиглавый храм с высокой шатровой колокольней был освящен в 1802 г. В верхнем, холодном этаже находились престолы в честь Смоленской иконы Божией Матери и придельный - во имя Св. Пророка Илии, в теплом, нижнем этаже размещался престол во имя Святителя и Чудотворца Николая. Старые деревянные церкви были упразднены и разобраны. В новоустроенном каменном храме служили священники: в 1809-1830 гг. - Алексей Васильевич Веретьевский, в 1830-1855 гг. - Алексей Андреевич Добровольский, в 1831-1850 гг. Иван Иванович Борисовский и в 1853-1864 гг. - Николай Александрович Харламов. Наиболее же известным настоятелем храма Веретевского погоста стал протоиерей Дмитрий Иванович Бережков, прослуживший там более 60 лет - с 1850 до начала 1910 гг. За свою ревностную пастырскую деятельность он получил множество положенных священнику наград, был возведен в сан протоиерея и в 1910 г. награжден палицею. Преемником о.Димитрия стал его сын, священник Иван Димитриевич Бережков, в 1915 г. награжденный набедренником, а в марте 1919 г., среди начавшихся гонений на Церковь, получивший еще и скуфью. И.Д. Бережков оказался, по-видимому, последним настоятелем Веретевской церкви, которая в конце 1920 - начале 1930-х гг. была закрыта. При церкви в конце XIX века была основана церковно-приходская школа. Из числа благотворителей и наиболее усердных в попечении о своем храме прихожан погоста можно назвать крестьян деревни Полушино Григория Лукича Фомина (церковного старосту в 1868-1879 гг.) и его сына Василия Григорьевича Фомина; крестьянина деревни Шелухино Ивана Мохова (церковного старосту в 1880-е гг.); крестьянина Ефимия Панова (церковного старосту в 1890-1900 гг., награжденного в 1900 г. золотой нагрудной медалью на Станиславской ленте); иваново-вознесенского купца Михаила Андреевича Зубкова, отставного солдата Петра Киприанова. Веретевский погост, окруженный с трех сторон болотистой местностью, а с четвертой - речкой, сам по себе являлся небольшим поселением, гае проживал лишь местный церковный причт.

http://sobory.ru/article/?object=05672

Сами же Россия и Австрия до 1809 года ни разу не воевали между собой. До 1795 года этому способствовало наличие между ними неразделённой Польши. Но и когда обе державы стали граничить друг с другом, то состояние войны объявлялось лишь дважды - в 1809 и 1812 гг. И то оба раза это было сделано больше для проформы - исполнения союзнических обязательств перед Наполеоном (в 1809 г. его союзником была Россия, а в 1812-м уже Австрия). Долгий мир продолжался, пока не грянули громы 1914 года... Следовательно, эпохи добрососедских и даже союзнических отношений между Россией и Германией должны рассматриваться как нормальное состояние этих стран, а конфронтационные эпохи, тем более войны между русскими и немцами - как нечто исключительное, не соответствующее историческому духу взаимоотношений наших наций. Конечно, случались и в столетнюю эпоху после Венского конгресса периоды резкого ухудшения отношений. Так, в разгар Крымской войны 1853-1856 гг. Австрия была в шаге от того, чтоб объявить войну России на стороне англо-французской коалиции. И всё-таки Австрия не решилась тогда на этот последний шаг, хотя изрядно пошантажировала Россию этой угрозой. Правда, ничего этим не выиграла. А с 80-х годов XIX века в объединившейся Германии возникает идеология пангерманизма и раздаются голоса, взывающие из исторической могилы похороненный там " Drang nach Osten " . Правящие круги как Германии, так и Австрии всё больше проникаются идеями территориальной экспансии за счёт России. Да и раньше в немецких государствах нередко раздавались воинственные голоса в адрес России. При этом, что интересно, сторонниками войны против России до 60-70-х гг. XIX века в Германии были левые круги. Вспомним хотя бы то, что должно было быть известно в советское время каждому студенту - что Маркс и Энгельс во многих своих работах методично твердили о необходимости военного разгрома царского самодержавия для успеха демократического и социалистического движения Европы. Да и сам экспансионистский пангерманизм нельзя рассматривать как однозначно правое, консервативное течение. В своей агрессивности, в своём отрицании легитимизма он впитал очень многое у левых и либералов предшествовавшего времени.

http://ruskline.ru/monitoring_smi/2014/0...

Гучковы (принадлежали к федосеевскому согласию): Ефим Федорович (1805–1859) — один из трех основных попечителей Преображенского кладбища, фабрикант и финансист, член совета Московской коммерческой академии, в 1853 г. под давлением властей отступил в единоверие, избирался Московским городским головой; его брат Иван Федорович (1809–1865) — религиозный деятель, крупный фабрикант, хобби — химические исследования, которыми он занимался в Московском университете, под давлением властей вместе с братом отступил в единоверие; еще более известны их внуки, вернувшиеся к вере предков — Николай Иванович (1860–1935) — один из лидеров Преображенки, коммерсант, в 1905–1912 гг. — городской голова Москвы; Федор Иванович (1860–1913) — издатель, журналист, владелец газеты " Голос Москвы " ; Александр Иванович (1862–1936) — участвовал добровольцем в Англо-бурской войне на стороне буров, один из основателей партии октябристов, военный министр Временного правительства. Несколько купеческих родов, принадлежавших к разным старообрядческим согласиям, носили фамилию Морозовы. Среди них: знаменитый меценат Савва Тимофеевич (1861–1905); Арсений Иванович (1850–1932) — лидер Рогожки, один из богатейших промышленников России (на него работало более 10 000 человек), прославился благотворительностью и увлечением церковным пением — он создал известный на всю Россию " Морозовский хор " и опубликовал " Полный круг древнего знаменного пения " . Всероссийскую славу не только как текстильные фабриканты, но и как пионеры бакинской нефтедобычи приобрели Шибаевы, основатели нефтяной компании " С. Шибаев и Ко " (впоследствии выкупленной Ротшильдами). Но далеко не все знали, что благоденствие рогожских храмов волновало их больше нефтедобычи. Из старообрядцев белокриницкого согласия происходит династия Шелапутиных, один из представителей которой Павел Григорьевич (1847–1914) был председателем совета общества среднеторговых рядов (ныне — ГУМ), совладельцем Балашихинской мануфактуры. На его средства созданы гимназия с интернатом, три ремесленных училища, зал в Музее изящных искусств, Гинекологический институт на Девичьем Поле и многое другое.

http://religare.ru/2_7175.html

   001    002    003    004    005   006     007    008    009    010