Севск. Церковь Петра и Павла. Петропавловская церковь Карта и ближайшие объекты Церковь Петра и Павла (ул. Ленина, 70) сооружена в 1795-1809 гг. взамен деревянной 1701 г. Перестраивалась в cep.XIX в. В советское время закрыта. Отреставрирована в 1980-х гг. (арх. Г.П. Степаненко). Ныне действует. Храм во имя Первоверховых Апостолов Петра и Павла - интересный образец двухэтажного бесстолпного храма на Брянщине в стиле раннего классицизма, с рядом барочных элементов, а также галерей в духе позднего классицизма. Расположен на центральной улице города (бывшей Киевской, ныне ул. Ленина), в бывшей Новоселебной Солдатской слободе. Является архитектурной доминантой южной части города. В 1701 г. здесь была построена новобранцами Е. Шереметцовым " со товарищи " деревянная церковь Петра и Павла. В 1799 г. по благословению Преосвященного Аполлоса (Байбакова), епископа Орловского и Севского, вместо деревянного храма усердием прихожан и на пожертвование севских купцов Филатова и Дубровского был выстроен каменный храм. Вновь устроенный каменный храм с колокольней был освящен в 1809 г. Имел два этажа: верхний (летний) во имя постолов Петра и Павла и нижний (теплый) - в честь Благовещения Пресвятой Богородицы. Помещения церкви перекрыты сводами. Низкие, с распалубками над окнами, своды первого этажа придают интерьеру палатный характер, в противоположность которому помещения верхнего этажа - высокие и светлые получили торжественное выражение. Внешняя архитектура церкви относится к раннему классицизму, с которым уживаются барочного рисунка детали украшения фасадов - пилястры, карнизы и плоские обрамления проемов. В 1853 г. к колокольне была пристроена галерея с двумя лестницами подъема на второй этаж. Декор стен галереи выполнен в стиле позднего классицизма. Храм закрыт не позднее 1930-х гг. Венчания были сломаны. В конце 1950-х - начале 1960-х гг., во время строительства автодороги Москва-Киев, в здании храма находились автомастерские Суземского дорожного отдела. По окончании строительства дороги и до 1977 г. в храме располагалась пожарная часть, а затем - организация " Райсельэнерго " .

http://sobory.ru/article/?object=01619

Великие Луки. Церковь Покрова Пресвятой Богородицы. Покровская церковь /// Объект утрачен Карта и ближайшие объекты Церковь во имя Покрова Пресвятой Богородицы и придел во имя Святого Великомученика Георгия построены в 1751 году (по клировым ведомостям церкви за 1871-1872, 1876-1877, 1879-1882 гг.) или в 1756 году (по клировым ведомостям церкви за 1910, 1915 гг.). 29 сентября 1756 года придел был освящен. В 1809, 1831, 1833, 1834, 1836, 1853, 1872, 1878-1879, 1886,1895, 1904, 1907 годах проводился частичный ремонт церкви. Здание церкви каменное, над притвором пристроена каменная колокольня. Престолов в церкви два: главный - во имя Покрова Пресвятой Богородицы; придельный - во имя Святого Великомученика Георгия. До 1876 года причт церкви состоял из следующих лиц: священник, дьячок и пономарь. По штату 1876 года в церкви служили один священник и один псаломщик. Ближайшие к ней церкви находились в городе Великие Луки (0,25 версты) - Троицкая, Входо-Иерусалимская и Воскресенский собор. Церковь приписанных церквей и часовен не имела. В приходе церкви было две школы: 18 октября 1883 года учреждена, а 1 ноября 1884 года открыта одноклассная церковно-приходская школа, которая 18 октября 1895 года была преобразована в двухклассную (23 ноября 1898 года из сторожки школа была переведена в новое здание построенное на Дворцовой площади г. Великие Луки); 15 ноября 1907 года была открыта школа грамоты в деревне Велебодка. В церкви служили следующие лица: священник Матвей Авраамович Виноградов (с 21 мая 1904 по 1915 гг.), псаломщик Михаил Александрович Боголюбов (с 20 июня 1914 по 1915 гг.). Матвей Авраамович Виноградов - отец академика И.М. Виноградова - был освобожден от должности настоятеля Покровской церкви 20 февраля 1930 года по собственной просьбе и в связи с закрытием храма. На основании имеющихся документов проследить дальнейшую историю церкви не представляется возможным. http://i-nventory.ru/index.php?id=506 Шестая по времени постройки каменная церковь Великих Лук с пристроенной над притвором каменной колокольней. С точной датой постройки историки не определились. Например, А. Лопырёв склонялся к 1751 году, утверждая, что «в 1756 году были освящены алтарь и напрестольный крест в уже пять лет существовавшей церкви». Он же в своих трудах приводит краткое описание внешнего вида храм: «Церковь отличалась некоторой архаичностью архитектурных форм. На приземистом кубическом здании поставлен невысокий простой шестигранный барабан, покрытый конической крышей на шесть скатов, и всё это было увенчано несоразмерно маленьким куполком». Церковь имела два престола: главный во имя Покрова Пресвятой Богородицы и придельный во имя Великомученика Георгия Победоносца.

http://sobory.ru/article/?object=39851

Касперовская икона является великой святыней южных городов Херсона и Одессы 11 апреля. ПРАВМИР. В среду Светлой седмицы Церковь празднует память Касперовской иконы Божьей Матери. Касперовская икона является великой святыней южных городов Херсона и Одессы, где она пребывает около шести месяцев. День принесения ее в Одессу, т. е. 1 октября, и отшествия ее – в четвертый день Пасхи – являются здесь великим церковным торжеством. Икона эта была в конце XVI века принесена из Трансильвании сербом, который поселился в Ольвиопольском уезде Херсонской губернии, и, переходя от родителей к детям, в 1809 году стала собственностью помещицы Касперовой, проживавшей в Ольвиопольском уезде, в имении Ново-Ивановке. Икона была ветхая, и живопись до того потемнела, что трудно было разобрать черты. В феврале 1840 года, переживая великие горести, Касперова как-то ночью долго молилась перед иконой. Во время молитвы она заметила, что лики Богоматери и Младенца просветлели и икона стала как бы обновившейся. От нее впоследствии истекло много чудес и исцелений, по исследовании которых икона была признана чудотворной; к ней стало постоянно стекаться много паломников. В 1852 году жители Херсона исходатайствовали разрешение ежегодно в праздник Вознесения Господня приносить к ним икону. В Севастопольскую войну в 1853–1855 гг., когда Одесса была осаждена неприятельским флотом, икону с крестным ходом принесли в город, и он остался невредимым. По общему верованию Одесса спасена благодатью иконы. Было решено «в поучение потомству сделать это событие незабвенным, и день 1 октября – праздником священнейшим». Икона признана Святейшим Синодом чудотворной после расследования целого ряда чудес, прославивших ее в 1840 году. Главным местопребыванием иконы продолжает считаться село Касперовка, но икона находится там недолго. Ежегодно к 1 октября она приносится из Касперовки в Одессу и остается там до среды Пасхальной недели, помещаясь у южной стены передней части кафедрального собора. Остальную часть Пасхальной недели и ближайшие недели икона находится в Касперовке, а в праздник Вознесения уносится в Херсон до 29 июня, когда переходит по 1 августа в Николаев. Таким образом, в Касперовке икона стоит немногим больше трех месяцев. По всем местам пребывания иконы по пятницам перед нею читается акафист.

http://pravmir.ru/tserkov-prazdnuet-pamy...

«Кто жаждет, иди ко Мне и пей» (Ин. 7,37) Санкт-Петербургский церковный вестник Основан в 1875 году. Возобновлен в 2000 году. Официальное издание Санкт-Петербургской епархии Русской Православной Церкви Главная / Журнал / 2, 2008 год Врата Валаамской обители. Свято-Никольский скит Никольский остров, расположившийся в северной части Валаамского архипелага, у самого входа в Монастырскую бухту, - одно из самых живописных мест на Ладоге. Прибывающие на Валаам паломники издалека могут полюбоваться красотой церкви Свято-Никольского скита. Как известно, скитами в православных монастырях принято называть поселения отшельников, посвятивших себя уединенному житию и молитве. Некогда через эти края проходил торговый путь «из варяг в греки», а в XVIII веке, когда после победы в Северной войне эти земли опять отошли к России, сюда вернулись монахи. С этого времени начинается активное освоение Никольского острова. Иноки привозили сюда почву, и постепенно в окрестностях келий возник уникальный ландшафт. Сегодня к скиту ведет пихтовая аллея, а неподалеку от церкви сохранились живописные посадки сирени, кленов, лиственниц и других деревьев. Одной из достопримечательностей скита является яблоневый сад с огородом. Поскольку остров расположен у самого входа в Монастырскую бухту, монахам также приходилось нести таможенную службу: устав строго воспрещал ввозить на архипелаг табак и спиртное. В 1809 году на месте деревянного креста появилась каменная часовня, а в 1853 году на вершине холма усердием петербургского купца Николая Солодовникова по проекту академика архитектуры А. М. Горностаева была построена церковь во имя покровителя всех плавающих и путешествующих. Она по праву считается одной из архитектурных жемчужин обители. Ее архитектурным прототипом являются московские храмы XV-XVI веков. В основании она представляет собой восьмерик, ее венчает шатер с золоченой луковичной главкой, к зданию пристроена звонница, украшенная кокошниками. В 1902 году храм был расписан. Главной святыней скита была резная икона Святителя Николая в человеческий рост. С ней связано следующее предание. Однажды некий злоумышленник проник в храм, чтобы похитить церковную кружку, и тут он вдруг увидел вышедшего из стены старца. Вор в страхе упал на землю около ограды, сбежавшиеся на шум иноки увидели рядом с ним икону Святителя.

http://old.aquaviva.ru/archive/2008/2/40...

Материал из Православной Энциклопедии под редакцией Патриарха Московского и всея Руси Кирилла АРХЕОГРАФИЧЕСКИЕ ЭКСПЕДИЦИИ научные экспедиции с целью выявления и сбора памятников письменности. Одним из первых историков России, предпринимавших А. э., был Г. Ф. Миллер . В ходе поездки в Сибирь в 1733-1743 гг. он выявил более чем в 20 архивах большое количество источников по истории России, в 1782-1783 гг. Миллер совершил поездку для сбора документов в Московскую губ. В 1804 г. еп. Евгений (Болховитинов) собрал ряд памятников в архивах и б-ках мон-рей Новгородской епархии. В 1809 г. комиссия АН под рук. К. М. Бороздина обследовала ряд городов Севера России. Начиная с 1817 г. регулярные А. э. по обследованию монастырских б-к и архивов, а затем и архивов местных гос. учреждений проводились учеными, входившими в кружок гр. Н. П. Румянцева,- П. М. Строевым , К. Ф. Калайдовичем и др. В 1817-1818 гг. Строев и Калайдович посетили ряд мон-рей Московской епархии, в 1820 г. Строев работал в б-ках мон-рей Рязанской епархии. Во время этих поездок было найдено большое количество ценнейших исторических источников: Изборник Святослава 1073 г. , Судебник 1497 г., Софийская I летопись, сочинения свт. Кирилла Туровского и др. Экспедиция АН во главе со Строевым в 1829-1834 гг. обследовала ок. 200 б-к и архивов 14 сев. и центр. губерний России, собрала до 3 тыс. документов и рукописей (в т. ч. уставные, губные и таможенные грамоты, Сийское Евангелие 1339 г.), большая часть материалов была опубликована Археографической комиссией, созданной для этих целей. Эта А. э. носила полуофиц. характер, Строев и присоединившийся к нему в 1830 г. Я. И. Бередников в ходе ее работы собрали также личные коллекции документов, часть к-рых впосл. перешла к гр. А. С. Уварову , гр. Ф. А. Толстому и др. (архив Строева и Археографической комиссии хранится в Архиве С.-Петербургского филиала Ин-та российской истории РАН). Строев и Бередников готовили каталог собранных рукописных и старопечатных книг (частично опубликован в 1832 г. в «С.-Петербургских ведомостях»). В 1853-1854 гг. Н. В. Калачов обследовал архивы учреждений и частных лиц в 11 губерниях.

http://pravenc.ru/text/76464.html

Материал из Православной Энциклопедии под редакцией Патриарха Московского и всея Руси Кирилла ВРДНИК жен. мон-рь в честь Вознесения Господня Сремской епархии Сербской Православной Церкви (СПЦ). Находится на Фрушка-Горе . Основан в кон. XV - нач. XVI в. как муж. во имя св. Иоанна Крестителя. Впервые упоминается в султанском фирмане 1569 г., освобождавшем мон-рь от налогов ( С. 26). Несмотря на это, кадастр 1578 г. сообщает, что насельники В. не смогли выплатить властям 3 тыс. акче и были вынуждены разойтись ( С. 19). В 1589 г. иером. Георгием здесь была переписана Минея ( Записи. Т. 1. 806). В сер. XVII в. мон-рь находился в запустении. В 1697 г. там поселились монахи из мон-ря Раваница , к-рые принесли с собой мощи св. кн. Лазаря . Благодаря этому В. получил название Раваницы Новой (Сремской) и стал важным духовным центром Сербии, в кон. XVII - 10-х гг. XVIII в., при митр. Бачском Стефане (Метохийце) , в мон-ре находилась кафедра Фрушкогорской епархии. В XVIII в. мон-рю давали богатые пожертвования, в т. ч. из России: известны указы императриц Елизаветы Петровны от 1748 г. и Екатерины II от 1768 г. ( С. 36). В сер. XVIII в. был построен большой братский корпус и трапезная, к-рая в 1776 г. была расписана мон. Амвросием (Янковичем), отразившим в 7 сценах историю мон-ря. В 1858 г. Петр Чортанович поверх этой росписи написал панораму Косовской битвы, эта роспись утрачена в годы второй мировой войны. Братский корпус и трапезная много раз перестраивались и в наст. время представляют собой 3 крыла, соединенные П-образно и замкнутые воротами, над к-рыми возвышается 2-ярусная барочная колокольня. В 1791-1811 гг. около старой церкви (разобрана в 1813) Корнелий Серб и Коста Змиянович возвели каменный 1-нефный храм в честь Вознесения Господня с полукруглой апсидой, небольшим куполом и барочной колокольней. Резной иконостас (1809-1814) работы Марко Вуятовича; своды расписаны в 1851-1853 гг. Димитрие Аврамовичем. В 1811 г. в храме с правой стороны от алтаря были поставлены мощи св. кн. Лазаря. Храм пострадал при землетрясении 1893 г., но в 1898 г. был отреставрирован.

http://pravenc.ru/text/155422.html

Фёдор Петрович Денисов, казак пятиизбянской станицы, и один из храбрейших воинов своего времени, достиг, при Екатерине Великой, до чина генерал-поручика и до звания наказного атамана войска Донского; имел Александровскую ленту и Георгиевскую звезду 2-й степени, (полученную им ещё в чине генерал-майора) 190 . Император Павел Петрович произвёл его в генералы от кавалерии, и возвёл, 4 апреля 1799 года, в Графское Российской Империи достоинство. Первый граф между Донцами, он скончался в 1811 году, имел, от брака с казачкою Мариною Петровною Чернозубовою, одну дочь, Дарию Фёдоровну, за наказным атамавом войска Довского, генерал от кавалерии и святого Александра Невского кавалера Василием Петровичем Орловым. Сей последний, овдовев, женился вторично на Екатерине Дмитриевне Иловайской, и от второго брака детей не имел, а от первой жены имел дочь Екатерину Васильевну († 1853), за генералом от кавалерии графом Павлом Петровичем Паленом, и сына Василия Васильевича, коему Император Александр I передал, 26 апреля 1801 года, имя и титул графа Денисова. – Граф Василий Васильевич Орлов-Денисов (рождение 7 сентября 1780 † 24 января 1843), также один из храбрейших вождей своего времени и муж благороднейших качеств душевных, был, при Императоре Александре I, генерал-лейтенант, генерал-адъютант, кавалер святого Александра Невского и святого Георгия 3 степени, а в нынешнее царствование был генералом от кавалерии. Он имел, от брака с графинею Мариею Алексеевною Васильевою (рождение в январе 1784 † 21 мая 1829), шесть сыновей и трёх дочерей: 1) графиня София Васильевна, за генерал-майором графом Владимиром Петровичем Толстым; 2) графиня Надежда Васильевна, за полковником Михаилом Андреевичем Катениным; 3) графиня Любовь Васильевна, за князем Николаем Петровичем Трубецким; 4) граф Фёдор Васильевич, генерал-адъютант, женат на единственной дочери графа Алексея Петровича Никитина, Елисавете Алексеевиче; у них дети: а) граф Василий Фёдорович; 6) граф Алексей Фёдорович Орлов-Денисов-Никитин 191 ; в) графиня Александра Фёдоровна и г) графиня Мария Фёдоровна; 5) граф Алексей Васильевич (рождение 18 октября 1809 † 15 ноября 1834); 6) граф Василий Васильевич (рождение 1840 † 1827); 7) граф Николай Васильевич (рождение 1815 † 1855), полковник; женат на Наталие Алексеевне Шидловской; 8) граф Михайло Васильевич, женат на Елене Ивановне Чертковой; 9) граф Пётр Васильевич 192 .

http://azbyka.ru/otechnik/Spravochniki/r...

Женский монастырь Жупа-Никшичка Материал из Азбука паломники Идёт загрузка карты… Монастырь апостола Луки (Жупа-Никшичка) (серб. Манастир Жупа/Манастир Светог Луке) построен в средние века, сыграл важную роль в освободительной борьбе черногорского народа. Относится к Будимлянско-Никшичской епархии Сербской Православной Церкви. Содержание История [ править править код ] Точная дата основания монастыря неизвестна, но предполагают, что обитель была основана внуком Вукана Неманича в XIII веке. По преданию, первоначально монастырь располагался на правом берегу Грачаницы, но там он был разрушен камнепадом с г. Градац. Обитель восстановили зетские князья Черноевичи, но она снова была разрушена. Местные жители построили церковь и кельи на новом месте, на другом берегу реки, разобрав здания и перенеся их по камням. Это произошло в первой четверти XVII века, под руководством местного зодчего Йовицы. Больше всего исторических данных о монашеской жизни здесь сохранилось из XVII-XVIII вв. В XVII веке в этих краях родился прп. Стефан Пиперский , основатель монастыря Челия Пиперская . В 1809 году жупские монахи из-за турецких притеснений разошлись по другим монастырям. В XIX веке, во время сербских восстаний против турецкого гнёта, Жупа Никшичская была сборным местом восставших. За это турки неоднократно сжигали монастырь. Окончательно обитель была сожжена в 1853 году во время карательного похода Омера-паши, австрийского серба Михаила Латоса. Тогда в огне погибла знаменитая Жупская летопись. Во время осады Никшича в июле-августе 1877 году черногорскими войсками в Жупе находился лазарет для раненых черногорских воинов, которым заведовал известный русский хирург Студийский. После победы православных славян во главе с Россией над турками, эти края были присоединены к Черногории. В 1881 году черногорский князь Николай Петрович-Негош воздвиг новую монастырскую церковь Св. Апостола Луки в память своего дяди и предшественника князя Даниила. В 1930-х годах много сделал для монастыря его настоятель архимандрит Никодим (Янюшевич). Он же и стал первой жертвой коммунистов в никшичском крае. Партизаны убили его в 1941 году без всякой причины. В этот день, вечером, архимандрит Никодим после тяжелого труда отдыхал на террасе келейного корпуса. В это время перед монастырскими воротами показалась группа партизан. Отец Никодим ушел в свою келью и закрыл двери. Партизаны стали ломиться в двери, а потом стали стрелять из автоматов. Архимандрит был убит шестью пулями. Взломав двери и убедившись, что он мертв, партизаны ограбили монастырь.

http://azbyka.ru/palomnik/Женский_монаст...

Каталог икон на сайте PravIcon.com Православные иконы Богородицы, Христа, ангелов и святых Описание иконы Касперовская Касперовская чудотворная икона Божией Матери является великой святыней городов Херсона и Одессы, где она пребывает около шести месяцев в году. Дни принесения ее в Одессу (1 октября), и отшествия ее – в четвертый день Пасхи – стали великими церковными торжествами. Вид этой небольшой иконы, написанной масляными красками на холсте, наклеенном на доску, производит сильное впечатление. Владычица и Богомладенец изображены только по верхнюю часть груди. Богоматерь со скорбными очами на лице прижимает к ланите Своей Младенца Христа, придерживая голову Его обеими руками. Прильнув к Пречистой, Младенец левой рукой схватился за плат, покрывающий главу Приснодевы, в правой Он держит свиток. Согласно преданию, икона эта была в конце XVI века привезена в Россию из Трансильвании сербом, который поселился в Ольвиопольском уезде Херсонской губернии. Переходя от родителей к детям, в 1809 году святой образ стал собственностью помещицы Касперовой, проживавшей в Ольвиопольском уезде, в имении Ново-Ивановке. Икона была ветхая, и живопись до того потемнела, что трудно было разобрать черты Божией Матери и Спасителя. В феврале 1840 года, переживая великие горести, Касперова как-то ночью долго молилась перед иконой. Во время молитвы она заметила, что лики Богоматери и Младенца просветлели, и икона чудесным образом обновилась. От святого образа Пресвятой Богородицы, находившейся в доме помещицы, впоследствии произошло множество чудес и исцелений, по исследовании которых икона была признана Святейшим Синодом чудотворной. К ней стало постоянно стекаться много паломников, и в 1844 году Касперова, считая невозможным удерживать чудотворный образ в своем доме, отнесла икону в местный Никольский храм. В 1852 году жители Херсона исходатайствовали разрешение ежегодно в праздник Вознесения Господня крестным ходом приносить к ним чудотворную икону. А с 1853 года и жители г. Николаева получили возможность с 1 июля по 1 августа поклоняться Касперовской иконе Божией Матери в своих храмах.

http://pravicon.com/info-89

Мониторинг СМИ Одиночество «святого доктора» Сто лет назад в Москве был поставлен памятник человеку, призвавшему спешить делать добро 02.10.2009 12:10 В Германии его звали Фридрих Йозеф Гааз, в России окрестили Федором Петровичем. Он приехал к нам совсем молодым человеком в начале девятнадцатого столетия и прожил в Москве полвека, за это время отлучившись из Первопрестольной всего три раза. В 1809 и 1810 годах он ездил изучать кавказские минеральные источники (один из них до сих пор носит его имя), затем был в рядах русской армии, гнавшей двунадесять языков от Москвы до Парижа. Врач с европейским образованием, он быстро приобрел в Москве признательных и состоятельных пациентов, разбогател, купил дом на Кузнецком, ездил в карете, запряженной шестеркой лошадей, что по тем временам было примерно то же самое, что в наши дни шестисотый «Мерседес». Умер он, однако, в бедности, и его хоронили за казенный счет. За гробом Федора Петровича шло, по подсчетам полицмейстера Цинского, около двадцати тысяч человек. В Москве в ту пору (1853 год) народу было тысяч не более четырехсот, и, таким образом, мы можем исчислить высочайший показатель любви к доктору Гаазу и скорби о нем. Его похоронили на Введенском (Немецком) кладбище. Если с Госпитального Вала войти в кладбищенские ворота и двинуться по главной аллее, то через несколько минут по левую руку будет видна могила с висящими на ограде кандалами, большим, почти круглым камнем с установленным на нем крестом и выбитыми словами: «Спешите делать добро». Эти слова, равно как и кандалы, — ключ к судьбе Федора Петровича, главный знак его жизни, объяснение тому поразительному почитанию, которым Москва окружила Гааза, и тому пристальному вниманию, с каким сейчас, более полутора века спустя, мы всматриваемся в облик «святого доктора». В 1828 году восклицанием «Это то, о чем я мечтал всю жизнь!» он ответил на предложение губернатора Москвы князя Д. Голицына войти в состав Попечительского о тюрьмах комитета и тем самым до гробовой доски предопределил свои труды и дни. Отныне его непреходящей заботой стали несчастные России, ее униженные и оскорбленные, ее идущие по этапу в Сибирь кандальники, ее бедняки, силой помещичьего произвола оторванные от родителей дети. Боль России стала его болью.

http://blagovest-info.ru/index.php?ss=2&...

   001   002     003    004    005    006    007    008    009    010