Епископы (в Вологде): Антоний Быстров 1910. Волынская 10 Епископы Владимиро-Волынские (во Владимире Волынском): Стефан I (болгарин) 992. Иоанн. Антоний I. Анитий. Кодриус. Геласий. Св. Стефан II 1090–1094. Амфилохий 1105–1122. Симеон 1123–1136. Феодор 1137; упом. 1147. Лаврентий. Прокопий. Антоний II. Иоасаф 1223–1230. Василий; упом. 1229–1265. Никифор I Сатанило; упом. 1266. Косма 1271. Марк 1271–1287 . Евсигний (Евгений) 1287; упом. 1301. Афанасий I 1328–1353. Uoha I 1359–1388. Афанасий II 1388–1391. Епископы Владимиро-Волынские и Берестейские: Иоанн Гоголь 1391–1405 (хиротонис. будто бы в 1404). Герасим 1414–1416. Весвасиан. Даниил I; упом. 1441; в 1451 удален. Даниил II 1451; упом. 1452. Никифор II 1458. Порфирий; упом. 1470. Феодосий 1458. Порфирий; упом. 1470. Феодосий 1485. Дамиан; упом. 1487. Мартиниян. Вассиан I 1487; † 1497. Вассиан II 1500–1512. Пафнутий 1513–1521. Uoha II ; хирот. 1523; упом. до 1535. Геннадий; нареч. 1536; упом. 1547. Иона Борзобогатый-Красенский; не хиротон. Иосиф; упом. 1558. Феодосий Лазовский 1566–1588. Мелетий Богуринский-Хребтович 1588–1593. Ипатий Поцей 1593–1595. Иосиф кн. Курдевич 1621–1625. Епископы Волынские и Житомирские (в г. Остроге): Варлаам Шишацкий 1799–1805. Даниил Натток-Михайловский Мирдамский 1806–1813. Стефан Романовский 1813–1828. Амвросий Морев 1828–1832. Архиепископы (c 1833 г.): Иннокентий Сельнокринов-Коровин 1832–1840. Еп. до 1833. Кафедра в Житомире Никанор Клементьевский 1840–1843. (C 1843 по 1860 г. епархиею управляли Архп. Варшавские). Антоний Павлинский 1860–1866. Еп. до 1862. Агафангел Соловьев 1866–1876. Еп. до 1868. Димитрий Муретов 1876–1882. Тихон Покровский 1882–1885. Палладий Ганкевич 1885–1889. Модест Стрельбицкий 1889–1902. Еп. до 1892. Антоний Храповицкий 1902. Еп. до 1906. Кременецкое викариатство (переименовано в 1902 г. из Острожского). Епископы (в г. Кременце): Паисий Виноградов 1902. Димитрий Сперовский 1903–1904. Амвросий Гудко 1904–1909. Никон Безсонов 1909. Владимиро-Волынское викариатство, учр. в 1891 г.

http://azbyka.ru/otechnik/Sergej_Bulgako...

54) Предсказание за неверие сбылось: я всю жизнь кашляю и ничто мне не помогает. 55) Точное название книги «Царский путь Креста Господня, вводящий в жизнь вечную». В русском переложении святителя Иоанна Тобольского . М., 1904 (Сост.). 56) Лиза просила благословения ежедневно причащаться, а монах сказал: «Нельзя тебе!» – и прогнал ее. 57) Я помню его телеграмму: «Никому нельзя, а больным душою (Н. Д.) можно». 58) Речь идет о митрополите Ленинградском Никодиме (Ротове), тогда епископе (хиротонисан во епископа в 1960 г.). Узнав о кончине Натальи Дмитриевны Крыловой, он приехал на ее отпевание, привез с собой для покойной полное схимническое облачение (Сост.). 59) Отец Сергий Мечев . 60) Лет через 25 я как-то услышала от Н. Д.: «Лиза как дочь мне, я ее родила, я ее люблю». И разговор навсегда был окончен. Ни слова осуждения. 61) Монахиня Елена (Елена Васильевна Мантурова, 1805–28.5.1832) – первая начальница Мельничной общины (Сост.). 62) Михаил Васильевич Мантуров (1896–7.7.1858) погребен с левой стороны церкви Рождества Богородицы, под самым окном (Сост.). 63) Вот как об этом повествуется в «Летописи Серафимо-Дивеевского монастыря» архимандрита (позже – митрополита) Серафима (Чичагова) : «Мать Александра недоумевала, какому святому посвятить третий придел [церкви Казанской иконы Божией Матери], и поэтому однажды всю ночь молила в своей келии Господа указать Свою волю. Вдруг послышался в маленьком окне ее стук и за ним голос: «Да будет престол сей первомученика архидиакона Стефана!» С трепетом и радостью бросилась мать Александра к окну, чтобы видеть, кто ей говорит, но никого не было, а на подоконнике она обрела чудно и невидимо откуда явившийся образ св. первомученика архидиакона Стефана, написанный на простом, почти неотесанном обрубке бревна. Этот образ был всегда в церкви и теперь перенесен в келию первоначальницы Дивеевского монастыря» (СПб., 1903. С. 29) (Сост.). 64) Преподобный Серафим, будучи иеродиаконом, побывал у матушки Александры в первой половине июня 1789 г. вместе с саровским строителем о. Пахомием и казначеем о. Исаией. Матушка первоначальница просила о. Серафима «не оставлять ее обители, как Царица Небесная Сама тогда наставить его на то изволит».

http://azbyka.ru/otechnik/Serafim_Sarovs...

Анны). В 1722-1732 гг. на месте сгоревшей церкви выстроен каменный 3-главый Вознесенский собор в стиле украинского барокко. В 1777 г. в правом приделе храма устроили престол в честь Собора Пресвятой Богородицы, между 1772-1780 гг. – еще 2 престола на хорах: правый – Всех святых, левый – Ахтырской иконы Пресвятой Богородицы. В 1780 г. храм был расписан, в 1805 г. росписи поновили. После пожара на Подоле в 1811 г. стены интерьера выкрасили в 1818 г. светло-серой краской, затем в 1865 и 1904-1906 гг. роспись опять поновляли. Она представляет собою святые лики и образы священных событий на однотонном фоне, замененном во время недавнего очередного поновления с серого на серо-голубой. В росписи храма видны повторы известных композиций XVII и XIX вв.: пример 1-го – аллегория «Блаженны кроткие» по гравюре из Библии Вайгеля (Аугсбург, 1695), 2-го – «Крещение Господне» по работе Михаила Нестерова из Свято-Владимирского собора в Киеве (1882-1896). В 1980-х гг. в соборе установлен новый деревянный иконостас: он выполнен на основании фотографии утраченного барочного иконостаса XVIII в. У южной стены храма на стыке XX-XXI вв. воссоздано надгробие игумении Евпраксии, управлявшей монастырем в 1898-1919 гг. В XIX в. вблизи западных углов собора стояли 2 деревянных беседки с источниками: сегодня на месте южной из них вода вытекает из небольшой каменной пирамидки. Приятно обратить внимание на 1-этажный каменный домик игумении к юго-востоку от собора: оставленный нам с 1821 г. зодчим Андреем Меленским как интересный образец малого жилого здания в стиле классицизма, он заметен по закругленным портикам с колоннами на боковых крыльцах. В том же смысле примечателен «11-й корпус» (1822-1832) южнее собора: обращенный к храму угол здания закруглен и украшен колоннадой с балконом. Кроме сгоревшей в 1718 г. деревянной церкви, перед пожаром обитель имела (согласно архивным данным 1759 г.) каменный трапезный храм св. ап. Иоанна Богослова (с верхним приделом св. блгв. князя Александра Невского). Ныне это – Николо-Тихвинская церковь, старейшее каменное здание монастыря.

http://azbyka.ru/palomnik/Вознесенский_(...

В России 12 октября 1870 г. проф. Дмитрием Федоровичем Голубинским (1832-1903), по благословению Святейшего Синода в Московской духовной академии, была впервые основана кафедра естественно-научной апологетики (взамен упраздненных новым уставом духовных школ  (1869) кафедр физики и математики). Читаемый курс включал в себя сведения по физике, химии, астрономии и преследовал цель «доказать бытие Бога через изучение целесообразности устройства звездного мира и системы законов физики и химии» . Здесь очевидна полная преемственность в подходе к осмыслению взаимоотношения естествознания и богословия, четко сформулированном еще великим М. В. Ломоносовым (1711-1865): «Физические рассуждения о строении мира служат к прославлению Божию и вере не вредны. О если бы тогда (во времена ранних Отцов Церкви. - Свящ. О. М.) были изобретены нынешние астрономические орудия и были бы учинены многочисленные наблюдения от мужей, древних астрономов знанием небесных тел несравненно превосходящих, если бы тогда открыты были тысящи новых звезд с новыми явлениями, каким бы духовным парением, соединенным с превосходным их красноречием, проповедали оные святые риторы величество, премудрость и могущество Божие!» . Многие ведущие представители православной церковной науки и богословия XIX-XX вв.: догматисты митрополит Московский Макарий (Булгаков) (1816-1882), Ректор Киевской духовной академии епископ Сильвестр (Малеванский) (1828-1908), архиепископ Черниговский Филарет (1805-1866), свящ. Николай Малиновский ; библеисты: Ректор Московской и Киевской духовных академий епископ Михаил (Лузин) (1830-1887), проф. Александр Павлович Лопухин (1852-1904) и др. - в своих трудах в различной степени использовали известные им данные естественных наук. Святитель Феофан (Говоров) (1815-1894) всегда стремился быть в курсе современной ему естественно-научной и философской проблематики, в своих трудах и письмах к частным лицам вел активную полемику с такими атеистическими построениями,  как вульгарный материализм и дарвинизм. При этом Вышенский Затворник широко использовал научные знания для иллюстрирования своих мыслей, из-под его пера изливались глубокие размышления о сущности, законах бытия тварного мира.    

http://bogoslov.ru/article/319657

Илия Литвинцев 4 мар. 1793 перев. из Иркутского Вознесенского монастыря; † 1799 … Пётр в 1800 перев. из Якутского Спасского, а в 1807 – в Киренский Троицкий мнтрь. Лаврентий Мордовский в 1807 перев. из Кировского монастыря; † 11 февр. 1811. Серапион , в 1811–17. Архимандриты Феодорит , игум. с 1818; архим. в 1825–35. Даниил 163 13 июня 1837 перев. из Московского Златоустова монастыря; до 1849. Иларий , в 1850. Амвросий , в 1851–54. Доримедонт , в 1854–59. ?? Гавриил , 1860. 5 Пекинского Сретенского монастыря настоятели [II, 487]: Архимандриты Иларион Лежайский , из иеромонахов Тобольского архиерейского дома, определён в 1714; † 1715 … Антоний Платковский , архим. Иркутского Вознесенского монастыря, отправлен к исх. 1720, но в 1721 вызван; в 1729 снова послан и оставался в Пекине до 1734 г. 27 дек. 1744, из казначеев Троицкой Лавры, определён в архим. Переяславского Залесского Даниилова монастыря. Иларион Трусов произведён 30 окт. 1734 164 и 1736 отбыл в Пекин; † там 22 апр. 1741. Гервасий Линцевский 25 июня 1742 перев. из Киево-Софийского монастыря; в 1755 возвратился из Пекина; 27 июля 1757 хирот. в Киевского викария. Амвросий Юматов 13 июня 1753 произведён из учителей Московской духовной акад.; † 176… в Пекине. Николай Цвет 8 сент. 1767 произведён из учителей Московской духовной акад.; возвратился в 1782; † в Киевской Лавре. Иоаким Шишковский 8 мар. 1780 произведён ...; † 2 нояб. 1781, в Пекине. Софроний Грибовский , 30 янв. 1793, из Московских иеромонахов; в 1808 возвратился; † 17 мая 1814, в Новоспасском мнтре. [ Аполлос Алексеевский 17 мая 1805 назначен, но не был; в 1814 определён в Тольгский.] Иакинф Бичурин , архим. Иркутского Вознесенского, с 1807; возвратился.... Пётр , до 1832. 6 Знаменский, в Иркутске, основан в 1693 г.; по штатам 1764 г. третьеклассный. [IV, 195.] 19 сент. 1836 возведён во 2-й класс. Игуменьи Акилина , 1704–44. Анна Исленьева , 1762–67. Иулиания Свирских , 1767–70. Ираида Павлуцких , 1770–81. Пелагия Сосунова , 1781–94. Анфиса , 1794–1816.

http://azbyka.ru/otechnik/Istorija_Tserk...

К осени 1768 г. устройство теплого придела в храме было закончено, в нем начались службы. Летняя церковь была окончательно отстроена, оформлена иконостасом и освящена 5 мая 1773 года. Оригинальная типология холодного храма с восьмериком в виде третьего светового уровня – одна из немногих в области. От первоначальной постройки остался двусветный четверик, завершающий его восьмерик, перекрытый куполом с люкарнами. Сохранившиеся фрагменты масляной живописи в интерьере старой части трапезной принадлежат кисти И.Симонова. В 1887 году при составлении метрики Вознесенской церкви священник П. Чемоданов так охарактеризовал иконостас холодного храма: «… не особенно древнего устройства… гладкий, только между образами сделаны колонки с резьбою рококо и позолотою, фон иконостаса – белый. Иконостас четырёхъярусный. Царские двери резные, верх – полукружием». Иконы были вставлены в резные рамки, состоящие из мелких бусин и растительных вставок между ними. Прилагаемое к метрике фотографическое изображение двух нижних ярусов иконостаса позволяет датировать его временем освящения церкви, что не исключает его переоформления в более поздние годы с сохранением особенностей первоначального замысла. От многолетнего строительства прихожане обнищали, подати не платили по 2-3 года, поэтому на сходе решили каменную колокольню строить позднее. Появление нового каменного храма имело положительную сторону - приход стал расти за счет притока населения в основном из Вятского уезда. По переписной ведомости 1805 года здесь числилось уже 130 дворов, в которых проживало лиц мужского пола 432 и 413 женщин всех возрастов. Это позволило снова «на свой кошт» в 1807 году заменить прежнюю деревянную колокольню на четырехярусную каменную. Колокольня построили над кровлей трапезной. Наиболее облегченный средний ярус звона имел зауженные арочные проёмы. В её архитектуре нашли отражение черты раннего провинциального классицизма, отличающиеся стройностью и нехарактерной компоновкой столпа. Верхний восьмерик, прорезанный четырьмя осевыми арками, нёс шпилевидное завершение на кирпичном пьедестале. Через три года на колокольню подняли колокола. С западной стороны церкви пристроили палатки. В 1832 году церковь была покрыта железом, сменившим тесовые крыши.В 1878 год отмечен открытием в селе церковно-приходской школы, священником служил Павел Чемоданов.

http://sobory.ru/article/?object=11820

Но Французы в слепом восхищении своим героем не могли считать его способным на преступление и поверили торжественным заявлениям о вине герцога. Принц погиб, и никто не явился его защитить! Напротив, почти в то же время трибунал и сенат республиканской Франции принимали решение о поднесении первому консулу императорского достоинства с наследственной властью его потомству. Через несколько дней, 18 мая 1804 года, это предложение и было сделано Бонапарту и 20 мая было им принято. Восторг народа и войска по отношению к новому императору был неописуем: все видели в нем нового родоначальника знаменитейшего поколения царей и неблагодарно забывали о тех, чьи предки в течение нескольких столетий были их королями и благодетелями. Так думали легкомысленные Французы, преклоняясь перед величием своего нового государя. Но их мнение не разделяли другие народы, и многие государства не только не признавали нового достоинства бывшего консула, но даже прервали все отношения с Францией с того времени, когда узнали о несчастной кончине невинного герцога Энгиенского. Впрочем, несмотря на это общее неудовольствие и на оскорбления, нанесенные Французским императором многим владетельным Европейским принцам (ведь Бонапарт провозгласил себя не только Французским императором, но вскоре и королем Итальянским), 1804 год прошел довольно тихо. Казалось, все готовились к войне, все ждали, что она начнется в 1805 году, и не ошиблись. Ода (греч. песня) — торжественное патетическое произведение, прославляющее деяния выдающейся личности. Вильно — официальное название города Вильнюса (столицы Литвы) до 1939 года. Нежинская гимназия высших наук имени князя А.А. Безбородко — одно из старейших на территории бывшей Российской империи учебное заведение. Оно было основано в городе Нежин на Украине в 1820 году видным государственным деятелем, известным русским дипломатом А.А. Безбородко. Впоследствии с 1832 года это был Нежинский физико-математический лицей, с 1875 года — Нежинский юридический лицей, с 1875 года — Нежинский историко-филологический институт, а с 1920 года — Нежинский педагогический институт.

http://azbyka.ru/fiction/istoriya-rossii...

Однако всякая пропаганда протестантства у нас была строго запрещена. Во внутренние дела протестантских общин правительство наше вообще не вмешивалось. Даже после покорения при Петре Великом губерний Эстляндской и Лифляндской, оно никаких распоряжений по устройству протестантской церкви не сделало, предоставив ей руководствоваться прежними узаконениями, изданными шведскими королями, и ограничилось тем, что поручило высший надзор за делами лютеран Юстиц-коллегии лифляндских, эстляндских и финляндских дел. – В 1805 г.. вследствие беспорядков в управлении духовными делами протестантов, повелено было Юстиц-коллегии составить новый церковный лютеранский устав, который был издан под названием «литургического учреждения». В 1810 г. было учреждено главное управление духовными делами иностранных исповеданий, распространившее сбои действия и на дела протестантов. Но так как во внутренней жизни протестантских общин часто происходили несогласия и беспорядки, указывающие на отсутствие центрального церковного органа, то правительство, в виду интересов самих протестантов, пришло к заключению о необходимости учредить в России для евангелического вероисповедания епископское достоинство и евангелическую государственную генеральную консисторию, которой должны быть подчинены все консистории. Назначение епископа состоялось вскоре после издания указа 20 июля 1819 г. об учреждении генеральной консистории; проект же устава евангелическо-лютеранской церкви в России был составлен лить в 1831 г., а утверждён и введён в действие в следующем 1832 г. Устав этот, 77 составленный по тщательном обсуждении и заключающий в себе собрание постановлений, издавна имевших силу в евангелическо-лютеранской церкви и почти повсеместно соблюдавшихся в Европе, встретил общее сочувствие всех протестантов как у нас в России, так и заграницей. §49. Современное устройство евангелическо-лютеранской церкви в России Для общего заведывания делами евангелическо-лютераиской церкви в России существует в С.-Петербурге евангелическо-лютеранская генеральная консистория, представляющая собою высшее центральное учреждение евангелическо-лютеранской церкви в России и состоящая из светского президента, духовного вице-президента, двух светских и двух духовных членов евангелическо-лютеранского исповедания.

http://azbyka.ru/otechnik/Mihail_Krasnoz...

он установил непосредственную папскую власть над Б. Однако в 1511 г. болонцы вызвали Аннибале II Бентивольо и вручили ему синьорию, но вскоре он был убит. Это убийство послужило началом войны между Б. и Юлием II; в противовес папе болонцы избирают в том же году своим епископом представителя рода Бентивольо - Галеаццо. Однако Юлию II удалось восстановить свою власть в городе, к-рый с этого времени на неск. столетий вошел в состав Папского гос-ва. В XIV в. в Б. появляются первые картузианский (1334) и цистерцианский мон-ри, а в XV в. мон-рь кларисс . В XVI в. Б. стала местом ряда значительных политических и церковных событий: в 1515 г. папа Лев X заключил Болонский конкордат с франц. кор. Франциском I, а Карл V был торжественно коронован в ц. св. Петрония как император Свящ. Римской империи (24 февр. 1530). При папе Павле III в Б. заседали 2 сессии Тридентского Собора . Впосл. еп. Габриеле Палеотти провел в Б. церковную реформу в соответствии с постановлениями Собора. Им также были обнаружены гробницы первых епископов святых Замы и Фаустиниана. Папа Григорий XIII , происходивший из болонской семьи Буонкомпаньи, возвел в 1582 г. кафедру Б. в ранг архиепископской, подчинив ей еп-ства Имола, Червия, Парма, Реджо-нель-Эмилия, Модена, Пьяченца и Кремона. Архиепископы Б. в XVII-XVIII вв. были гл. обр. выходцами из знатных болонских семейств Лудовизи, Буонкомпаньи, Ламбертини и пр. Архиеп. Алессандро Лудовизи стал папой Римским под именем Григория XV (1621-1623), а Просперо Ламбертини - под именем Бенедикта XIV (1740-1758). Последний, даже став папой, до 1754 г. сохранял за собой сан архиепископа Б. В 1796 г. Б. была захвачена франц. войсками Наполеона Бонапарта, к-рый провозгласил город независимым от власти папы и учредил здесь самостоятельную Болонскую республику, вошедшую в состав Циспаданской республики (1796-1797) и в 1804 г. в состав Итальянского королевства. Республиканское правительство провело секуляризацию церковной собственности и упразднение мн. мон-рей, нек-рые из них, впрочем, были восстановлены после провозглашения Наполеона королем Италии (1805). По решению Венского конгресса 1815 г. Б. вновь была подчинена власти Папского гос-ва. В последующий период Б. пережила ряд революций и восстаний против папской власти (1831-1832, 1849). В 1859 г. Б. провозгласила свое окончательное отделение от Папского гос-ва и в следующем году присоединилась к королевству Сардиния (с 1861 королевство Италия). В 1914 г. архиеп. Б. Джакомо делла Кьеза стал папой Римским под именем Бенедикта XV . В наст. время в еп-стве Б. из 938 тыс. населения более 919 тыс.- католики (An. Pont. 2003. P. 99).

http://pravenc.ru/text/149693.html

Иулиан Артемьевич Илларион Артемьевич Гордей Артемьевич Полуехт Григорьевич Фаддей Яковлевич Илья Алексеевич, женат на Анне Васильевне Огонь-Догоновской Степан Романович, рождение 1688 † 1743; женат на Елене Ивановне Панафидиной Иван Иванович, генерал-майор † 1655 Алексей Иванович Григорий Иванович Роман Гаврилович Иван Гаврилович Графиня Прасковья Антоновна, за Михайлом Петровичем Юрьевым Граф Фёдор Сергеевич Граф Сергий Сергеевич Граф Иван Сергеевич Графиня Елисавета Сергеевна, за князем Михаилом Александровичем Шаховским Графина Прасковья Николаевна, за гофмаршалом графом Максимилианом Фредро Графиня Елисавета Николаевна, за действительным тайным советником графом Львом Севериновичем Потоцким КОЛЕНО XV: Василий Павлович, рождение 2 февраля 1805 † 24 октября 1846; женат на Ольге Матвеевне Редкиной, рождённой Дашковой, рождение 11 июня 1798 † 2 декабря 1840 Гавриил Павлович, рождение 15 июля 1806 Александр Павлович, рождение 6 августа 1808 Екатерина Павловна, за Василием Евгениевичем Нееловым Мария Павловна Анна Павловна Василий Иванович, полковник, рождение 2 января 1802 † 11 марта 1841; женат на Варваре Михайловне Львовой Сергий Иванович, рождение 30 августа 1804; женат на Варваре Ивановне Гаевской, рождение 28 ноября 1816 † 24 сентября 1839 Михаил Иванович, рождение 30 августа 1804 Пётр Иванович, рождение 15 августа 1808 † 12 августа 1829 Анастасия Ивановна, за Николаем Ивановичем Кордо-Сысоевым Варвара Ивановна Николай Васильевич, рождение 10 июня 1804 † 17 декабря 1832; женат на Елисавете Евгениевне Мордвиновой, рождение 1808 † 25 марта 1832 Василий Васильевич, рождение 15 ноября 1805; женат на Маргарите Николаевне Бибиковой Владимир Васильевич, рождение 23 июля 1814; женат на Марие Дмитриевне Мухановой, рождение 21 августа 1813 † 28 марта 1844 Анна Васильевна, за Александром Христиановичем Гессе Дарья Васильевна, за князем Петром Васильевичем Ухтомским Наталья Васильевна, рождение 1805 † 1843 Вера Васильевна Мария Васильевна Любовь Васильевна, за Петром Дмитриевичем Руничем

http://azbyka.ru/otechnik/Spravochniki/r...

   001    002    003    004    005    006    007    008    009   010