В 1719 г. пожар, испепеливший почти весь Белев, уничтожил и деревянную Успенскую церковь. Вскоре после пожара, неизвестно в каком году, по всей вероятности, усердием прихожан, при содействии, может быть, родственников стольника Щепотьева построена была каменная церковь с приделом Архистратига Михаила. Эта церковь существовала до 1821 г. Оставалась ли она соборною, или же, с уничтожением крепости, и собор был переведен тогда же в мужской Спасо-Преображенский монастырь, сведений об этом не имеется. Еще при существовании этой церкви начата была постройкой в 1776 г. существовавшая в конце XIX в. каменная Успенская церковь. К постройке этой церкви на свои средства приступил Орловский помещик Спиридон Тимофеевич Мацнев, но за смертью его, по недостатку средств, постройка прекратилась на целые 27 лет и едва не была разобрана, по предписанию консистории. Но за судьбу этого вновь строившегося храма вступилось гражданское начальство. Губернское правление не изъявило своего согласия на это, предписав гражданам окончить начатую постройку. В 1803 г. приступили к постройке храма, а в 1804 г. он был зданием закончен. Первоначально устроена была трапезная церковь с приделом во имя собора Пресвятая Богородицы, который и был освящен около 1805 или 1806 г. Сам же храм был приготовлен к освящению только в 1815 г. Постройка эта была произведена на " общественные доходы граждан " , при содействии частных благотворителей, из коих особенное попечение к устройству настоящей церкви прилагали: бывший Белевский стряпчий Андрей Николаевич Мясоедов, купец Даниил Димитриевич Волков и купец Алексей Иванович Казанин. Новоустроенная церковь была не достаточно просторна и не имела колокольни. Вследствие этого в 1821 на средства благотворителей приступили было к расширению трапезной части и постройке колокольни, при чем употреблялся в дело материал прежней, разобранной церкви. Трапезная церкви была устроена в 1822 г., а колокольня окончена только в 1832 г. В 1842 г., стараниями настоятеля этой церкви, протоиерея Григория Успенского и церковного старосты купца Петра Васильевича Меренищевского, алтарь церкви, сильно обветшавшей, был разобран до основания и построен новый, более поместительный, с каменными сводами. В теплой трапезной церкви устроен был в 1865 г. новый придел с левой стороны во имя Всех Святых на средства Белевской купчихи Анны Михайловны Бородиной и сына ее Александра Максимовича Бородина. На их же средства переделан был заново и другой придел во имя собора Пресвятой Богородицы по одинаковому плану с левым приделом. Производились и другие, менее капитальные поновления в храме.

http://sobory.ru/article/?object=43499

В 1804 г. по инициативе и, вероятно, на средства помещика П. Верховского был выполнен проект нового каменного храма. Таким образом, именно с 1804 года ведет свою историю ныне существующий Спасский храм. Есть все основания полагать, что проект этой постройки спроектирован тверским губернским архитектором А.А. Трофимовым. Строительство церкви началось в 1804 г., но уже в 1805 г. П.Ф. Верховский заявил, что необходимых средств, обозначенных сметой А.А. Трофимова (12 000 рублей) у него и остальных прихожан нет, поэтому он просил тверского епископа Мефодия выдать «зборную книгу» для сбора от «доброхотных людей» недостающих на сооружение церкви денег. Запрашивалась «зборная книга» и в 1821 г. Первый (правый) придел во имя Покрова Божией Матери освятили 2 ноября 1831 г., а через год, 30 октября 1832 г., - второй Никольский придел. Строительство Спасской церкви окончательно завершено в 1845 г., тогда же её и освятили. Пропорциональное совершенство и композиционную гармонию архитектуры храма в первую очередь определяет его крещатый основной объем, средокрестие которого увенчано масштабным цилиндрическим барабаном. Стилистика здания характерна сооружениям, спроектированным на рубеже XVIII–XIX в.в. Это подчеркивается многочисленными нишами, позднебарочными наличниками, декорирующими классическое по облику здание. Не все «рукава» крестообразной в плане Спасской церкви одинаковы по длине. Близки по величине апсида, а также северный и южный притворы. Западная «оконечность» церкви акцентирована трехъярусной колокольней, которая коротким переходом объединена с трапезной. Наиболее величественным элементом внутреннего пространства является устроенная в средокрестии двухсветная ротонда. Ее плоскости делит в интерьере на два яруса развитый антаблемент, опирающийся на колонны тосканского ордена, которые опоясывают ротонду по всему периметру. В отдельных местах храма на стенах сохранилась масляная живопись в технике «гризайль». Церковь не имела перестроек, в ней сохранились подлинные детали столярки, кованые изделия, решетки. Храм по своему значению является ярким подлинным образцом классической архитектуры.

http://sobory.ru/article/?object=28931

В период богоборческих гонений храм был отнят у верующих, колокольня разобрана. Здание собора горело в 1937 году, но было восстановлено. Долгое время здесь размещался дом культуры. После пожара 1987 года собор снова пытались реконструировать, он обрёл почти прежний облик, но остался бесхозным. В 2005 году очередной пожар уничтожил кровлю и внутреннее убранство храма, оставив лишь стены. После этого собор был заброшен и стал быстро ветшать, на 2013 год стены рушились. Собор не принадлежал Вологодской епархии и не числился памятником архитектуры, районный бюджет оплатить реставрацию также был не в силах, а пожертвований от местных жителей не поступало - на открытый администрацией района благотворительный фонд для восстановления храма средств почти не приходило. В августе 2013 года проводился опрос населения района, которым предложили ответить на вопрос: собор " сносить или реставрировать? " http://drevo-info.ru/articles/25185.html Историческое местоположение: Никольский уезд, Вологодская губерния. Из писцовых книг Юрия Стромилова с товарищи 1620 года известно, что существовала приходская деревянная церковь во имя св. Николая. В писцовой книге 1682 г. церковь значится уже двухклировой. Волость, в 1626 г. получившая название Никольской слободки, преобразована в город Никольск в 1780 г.Сретенская и Никольская церкви, располагавшиеся " сверх Югу " в Южской трети Устюжского уезда, упоминались в окладной книге монастырей и церквей Великоустюжской епархии 1755 года. Никольская Сретенская соборная церковь, двухэтажная, каменная, строилась тщанием прихожан в 1788-1832 г.г. на месте деревянной, сгоревшей 27 октября 1776 г. Тёплая нижняя освящена в 1790 году и верхняя холодная - в 1835 году. Престолы в честь: Сретения Господня - главный, мчч. Флора и Лавра, свт. Николая Мирликийского. Никольская Покровская кладбищенская церковь, 1855 года, каменная. Престолы в честь: Покрова Пресвятой Богородицы - главный, Всех Святых, святителя Митрофана Воронежского. Каменной цекрви предшествовала деревянная, построенная в 1805 г. 26 июля 1870 г. освящён новоустроенный главый престол во имя Покрова Божией Матери.

http://sobory.ru/article/?object=02739

Василий Ананьевич Голенище, родоначальник Голенищевых-Кутузовых, находился в 1471 году посадником в Новгороде; сын его Иван Васильевич был воеводою в казанском походе 1506 года; Фёдор Иванович 55) был воеводою в Сургуте (16211623), в Кузнецке (16251627) и в Валуйках (1641); Павел Митрофанович 60) ранен при осаде Смоленска, в 1634 году. – Двадцать-четыре члена фамилии Голенищевых-Кутузовых владели населёнными имениями в 1699 году. Илларион Матвеевич, человек большого ума, был генерал-поручиком и сенатором; а сын его, фельдмаршал Михайло Илларионович, самое знаменитое лице этой древней фамилии, один из величайших полководцев и искуснейших дипломатов России, спас отечество в 1812 году 199 . Он уже прославился при Екатерине Великой в чине генерал-поручика, и был послом в Цареграде; при Императоре Павле Петровиче служил генералом от инфантерии, а при Императоре Александре I был главнокомандующим: в 1805 году против французов, в 1811 году против турок и, наконец, в 1812 году, ему, главнокомандующему всеми российскими армиями, отечество обязано было спасением своим. Император Александр I возвёл его в Графское Российской Империи достоинство 29 октября 1811 года; в достоинство Светлейшего Князя Российской Империи 29 июня 1812 года, и пожаловал титулом: Смоленского, 6 декабря 1812 года. – Иван Логинович находился, при Екатерине Великой, адмиралом, первым членом адмиралтейств-коллегии, казначеем флота и директором морского кадетского корпуса. Император Павел Петрович, через два дня по восшествии на престол, пожаловал ему звание вице- президента той коллегии и Андреевскую ленту, а через два года (31 октября 1798) возвёл на степень президента адмиралтейств-коллегии и велел состоять в первом классе, на всех правах и преимуществах генерал-фельдмаршала. Из сыновей его: Павел Иванович был сенатором и попечителем московского университета, а Логин Иванович генерал-лейтенант флота, генерал-казначеем адмиралтейств-коллегии, потом председателем морского учёного комитета. – Павел Васильевич, генерал от кавалерии, генерал-адъютант, главный директор пажеского и кадетских корпусов, потом с.-петербургский военный- генерал-губернатор и государственного совета член, возведён был в Графское Российской Империи достоинство 8 ноября 1832 года. – Досифей Голенищев-Кутузов (рождение 1750 † 23 ноября 1819) был архимандритом монастыря Дмитровского Богоявленского, потом Московского Златоустовского 200 . Герба графов Голенищевых-Кутузовых в Общем Российском Гербовнике не находится, а герб дворян Голенищевых-Кутузовых следующий (Общий Российский Гербовник, часть II, 31): в голубом поле, одноглавый орёл с дворянскою короною на голове и со шпагою в правой лапе. На щите дворянские: шлем и корона с тремя строусовыми перьями. Намет справа – голубой, слева – чёрный, подложенный серебром.

http://azbyka.ru/otechnik/Spravochniki/r...

Венские власти в этот период были заинтересованы в охране своих границ сербами, поэтому были готовы пойти на уступки (см. ст. Венгрия//ПЭ. Т. IX. С. 565.), но местные прокатолические власти были настроены к православным враждебно. Так в 50–60-х гг. XVIII в. Жумберак, почти наполовину православный город, был обращен в унию. Городские власти ставили униатов на свободные православные приходы, запретив въезд в город православным священникам. В ответ на протесты епископа Даниила направленные в город представители несколько комиссий докладывали, что не обнаружили никаких нарушений и что в городе православных мало. С 20 янв. 1754 г. Костайницко-Зринопольской епархией управлял епископ Иосиф (Стоянович, ум. 1775). В 1769 г. епархия была упразднена, а епископ отправлен на пенсию. После смерти епископа Даниила епископ Иосиф с титулом «Горно-Карловацкий» был поставлен над приходами обеих епархий, окончательно их объединив. В 1774 г. он снова ушел на пенсию. Епископ Петр (Петрович; 1774–1783) организовал епархиальную консисторию, которая работала, не учитывая регламенты 1777 и 1779 гг., ограничивавшие сербов в правах (Там же.). 2 ноября 1783 г. на кафедру был поставлен епископ Иоанна (Йовановича, впоследствии епископ Бачский, ум. 1805), который достроил резиденцию в Плашки. С 1786 г. на кафедре служил епископ Геннадий (Димович, ум. 1796), который добился от местной власти исполнения некоторых законов в отношении к православным: впервые австрийский офицер был оштрафован за оскорбление священника. Стефан (Авакумович; 1798–1801) перенес кафедру из Плашки в Карловац. Его преемники особое внимание уделяли образованию: епископ Петр (Йованович Видак; 1801–1806) распорядился проводить для всех желающих при церквах катехизаторские собрания, в 1802 г. открыл церковную школу в Плашки, в 1804 г. там же — славяно-сербскую школу. В 1809 г. по Шенбруннскому мирному договору между Австрией и Францией территория Горно-Карловацкой епархии перешла к Франции. Новые власти повелели епископу Моисею (Миоковичу; 1807–1823) управлять епархией самостоятельно, независимо от Карловацкой митрополии. В 1810 г. после объезда приходов маршал Мармонт рапортовал, что в епархии нет школ, а священство живет очень скудно. Епископ Моисей попросил генерала разрешить реорганизацию приходов и открытие 10 начальных школ и богословских семинаров в Карловаце и административном центре каждой провинции. В том же году в Плашки была открыта богословская школа, которая просуществовала до 1812 г. В 1813 г. в епархии насчитывалось 156 приходов, на которых служили 317 священников и 27 диаконов. Епископ Лукиан (Мушицкий; 1828–1837) в 1826 г. еще как администратор епархии открыл школу в Плашки с курсом обучения в один семестр, а затем школу для священников. В это время к епархии относились и немецкие школы, в 1832 г. их насчитывалось 38, более трети от общего числа. Были открыты еще 4 сербские школы.

http://pravoslavie.ru/41366.html

Из альбома «Православные храмы Альметьевского благочиния Казанской епархии», изд-во Сергея Бузукина, Казань-2010 г. Троицкая церковь - кирпичный двухпрестольный храм с приделом во имя Святых Мучеников Флора и Лавра воздвигнут в 1791 г. и перестроен в 1888 и 1914-1915 гг. Церковь перестроена по проекту казанского архитектора Н.М. Андреева. Построена в стиле барокко и является характерным бесстолпным одноапсидным храмом с трехчастной планировочной композицией. Главный объем и колокольня представляют собой сочетание простых геометрических форм, на средства помещицы А.С. Блудовой. Священником Троицкой (Живоначальной Троицы) церкви до 1851 года служил Алексей Иванович Львов (1818 г.р.) он был женат на Александре Васильевне (1824 г.р.). У Алексея Ивановича и Александры Васильевны было четверо детей: Мария (1842 г.р.), Анна (1843 г.р.), Александр (1845 г.р.) и Николай (1848 г.р.). Известно что Алексей Иванович служил в Троицкой церкви с 1844 года. С 1851 года священником стал Георгий Абрамович Тринитатов, 27 лет (1824 г.р.). Он был женат на Марье Григорьевне (1831 г.р.). У них были дети: Анна (1850 г.р.), Иоанн (1852 г.р.), Елена и Мария. С 1844 по 1857 год дьяконом служил Алексей Григорьевич Лепоранский (1804 г.р.), жена Анна Никитична (1805 г.р.). У них было пятеро детей: Елизавета (1831 г.р.), Пелагей (1832 г.р.), Анна (1837 г.р.), Василий (1839 г.р.), Петр (1842 г.р.). С Алексеем Григорьевичем проживала его мать Евфимия Ивановна, вдова умершего священника, церкви Святой Троицы села Куркуль (ныне Алексеевского района), Григория Ивановича. В 1844 году дьячком упоминается Михаил Семенович, 25 лет, холостой. С 1852 года дьячком стал служить Михаил Абрамович Тринитатов, 23 лет, холостой. В последствии он женился на Марье Ксенофонтовне. Сын Василий 21.02.1861 Года, сын Симеон 8.04.1863 г.р. (умер в этом же году). Последний раз Михаил Абрамович упоминается в метрической книги за 1868 год. С 1861 года диакон Константин Монтрезоров. Служил Константин не долго. В 1864 году в село Богородское была определена новая просфорня- Анна Мвановна, вдова диакона села Новотроицкого Константина Мо(а)нторезова. При ней дочь Александра 1844 г.р.. Указ на должность был подписан 23 сентября 1864 года 3185 (Клировая ведомость за 1865 год НА РТ ф.4, оп.97, д.48).

http://sobory.ru/article/?object=12617

Из них старший, барон Фёдор Фёдорович, рождение 1760 † 1813, находился обер-комендантом в Митаве; женат был на Марие Сергеевне Смирновой; оставил двух дочерей и 6 сыновей: 1) баронесса Ольга Фёдоровна, за действительным тайным советником бароном Модестом Андреевичем Корфом; 2) барон Николай Фёдорович, полковник, рождение 1798 † 1831; от брака с баронессою Елисаветою Андреевною Корф, рождение 1804 † 1832, оставил дочь баронессу Ольгу Николаевну, и трёх сыновей: а) барон Николай Николаевич, рождение 5 мая 1827, нынешний владетель майоратов Преекульна, Брукена и Шёнберга, женат на Софие Семёновне Есаковой; имеет двух сыновей, барона Николая, рождение 1853, и барона Семёна, рождение 1854; б) барон Фёдор Николаевич, рождение 30 июня 1830; в) барон Андрей Николаевич, рождение 3 июля 1831; 3) барон Карл (Паридон) Фёдорович, рождение 8 марта 1801, женат на Ксаверие Фелькерзам, имеет 5 сыновей и 2 дочерей: а) барон Модест Карлович, рождение 12 января 1835; б) баро Евгений Карлович, рождение 14 июля 1836; в) баро Павел Карлович, рождение 1 июля 1831; г) барон Александр Карлович, рождение 8 января 1842; д) барон Виктор Карлович, рождение 12 сентября 1842; е) баронесса Розалия Карловна, за майором Друковиною; ж) баронесса Мария Карловна; 4) барон Леопольд Фёдорович, полковник и директор новгородского аракчеевского кадетского корпуса, рождение 19 сентября 1804; женат на графине Марие Павловне Голенищевой-Кутузовой; имеет двух сыновей: барона Павла Леопольдовича и барона Аркадия Леопольдовича; 5) барон Александр Фёдорович, рождение 1805 † 1836; женат был на девице Бранденбург, оставил сына барона Николая Александровича, рождение 2 июля 1834; 6) барон Юлия Фёдорович, рождение 1807, действительный статский советник и председатель с.-петербургского коммерческого суда, женат на Наталие Лобрн; 7) барон Фёдор Фёдорович, рождение 20 октября 1813 † 1854, известен был как писатель; женат был на Софие Кёлёр, оставил трёх сыновей: барона Анатолий Фёдоровича, барона Фёдора Фёдоровича и барона Николая Фёдоровича

http://azbyka.ru/otechnik/Spravochniki/r...

Михаил Вострышев " Москва православная. Все храмы и часовни " В 1833 году для Университета была приобретена усадьба Д. И. и А. И. Пашковых, расположенная на углу Моховой и Никитской улиц. Первоначально у Московского университета не было своей собственной домовой церкви, как и собственного здания, построенного специально для него. На первых порах он временно разместился в старинном здании Земского Приказа на Красной площади, где в ту пору находилась Главная аптека. Архитектор Д.Ухтомский наскоро обновил старую постройку для нужд Московского университета (теперь на этом месте - Исторический музей). Вскоре Московский университет получил в свое ведение усадьбы князей Волконского, Репнина и Борятинского на Моховой - там, где потом было выстроено его Главное здание по проекту Матвея Казакова. И приблизительно на том месте, где сейчас стоит здание Зоологического музея с огромной аркой соседнего Ботанического корпуса МГУ, в старину находилась древняя церковь св. Дионисия Ареопагита, построенная еще в 1519 году Алевизом Фрязиным. В ней были два придела, принадлежавшие Репниным, и князь Репнин завещал их вместе с церковной утварью Московскому университету. Университетская церковь св. Татианы, оставшаяся без крова, вновь открылась временно в 1817 году на втором этаже соседнего с университетом храма святого Георгия Победоносца на Красной горке. Храм этот, разрушенный большевиками, стоял на месте нынешнего дома на Моховой улице, построенного в 1934 году знаменитым архитектором И.В.Жолтовским как первый московский образец архитектуры " сталинского ампира " . В 1832 году император Николай I купил для Университета усадьбу Пашковых на Моховой, расположенную между Воздвиженкой и Большой Никитской улицами и построенную, возможно, самим Василием Баженовым (ныне это - Аудиторный корпус МГУ). Имя этого великого архитектора упоминается здесь неслучайно: Пашковы были родственниками того самого богача П.Е. Пашкова, сына денщика Петра Великого, для которого Баженов построил дворец на углу Моховой и Знаменки, известный как " Дом Пашкова " . В 1833-1836 годах архитектор Е. Д. Тюрин перестроил главный усадебный дом в Аудиторный корпус (так называемое «новое здание» Университета), левый флигель - в библиотеку, а манежную часть, где в 1805-1808 годах давала спектакли труппа сгоревшего Петровского театра - в Университетскую церковь. 12 сентября 1837 года митрополит Московский Филарет освятил домовую церковь Университета; первым настоятелем домовой церкви стал протоиерей Пётр Матвеевич Терновский,, где она действовала вплоть до 1918 года.

http://sobory.ru/article/?object=02389

Новые праздники, установленные в рассматриваемый период, можно свести к двум группам: 1 . По случаю благодеяний Божиих Церкви и Отечеству: а) победа в Полтавской битве (1709); б) прекращение моровой язвы (чумы) (1771). 2. В связи с прославлением новых святых: а) Димитрия Ростовского (открытие мощей в 1752); б) Феодосия Тотемского († 1568); в) Иннокентия Иркутского († 1731); г) перенесение мощей святого Александра Невского (праздник установлен В 1729). д) равноапостольных Мефодия и Кирилла. В царствование имп. Александра I, 9 февраля 1805 года, были торжественно открыты мощи святителя Иннокентия, первого епископа Иркутского. Празднование ему установлено еще и 26 ноября. В 1840 году этот день был Высочайше включен в число табельных дней Иркутска. В 1902 году и день открытия мощей установлено праздновать не только церковно, но и граждански. После войны 1812 года было установлено после литургии 25 декабря совершать благодарственное моление в воспоминание избавления Церкви и Державы нашей от нашествия галлов и с ними двунадесяти языки. В царствование имп. Николая I, в 1826 году, Высочайше повелено было открыть для поклонения мощи мучеников Литовских Антония, Иоанна и Евстафия (†1347). 6 августа 1832 года торжественно открыты мощи святителя Митрофана, первого епископа Воронежского (†1703). Память празднуется 23 ноября и 7 августа. На сороковой день после прославления в Воронеж для поклонения мощам прибыл сам император Николай Павлович. В царствование Александра II, 13 августа 1861 года, были открыты мощи и причислен к лику святых святитель Тихон, епископ Воронежский, Задонский чудотворец (†1783). В 1866 году установлено празднование святым угодникам Волынским (2 мая) в воспоминание спасения Александра II в Париже от пули Березовского. В 1881 году, после кончины государя, празднование было перенесено на 10 октября – день возвращения Православной Церкви Почаевской Лавры в 1831 году. В 1785 году празднование святителю Филиппу было присоединено к святителям Петру, Алексию и Ионе (5 октября). Празднование стало не только московским, но всероссийским.

http://azbyka.ru/otechnik/Istorija_Tserk...

Предложение Д.Е. Кутейникова приняли и 21 сентября 1828 г. Войсковым архитектором Фоминым были составлены план, а также фасад храма со сметой, одобренными в 1829 г. Императором Николаем I, но с повелением начать постройку каменного Александра-Невского храма только после окончания строительства в Новочеркасске каменного Войскового Вознесенского собора и здания Областных присутственных мест. В 1832 г. колокольня деревянной церкви стала настолько ветхой и опасной, что решили ее заменить. Поэтому в 1834 г. построили новую колокольню, также деревянную на 4-х столбах, обшитую снаружи тесом. «В 1835 г. была возобновлена самая церковь, причем устроен был под ней каменный фундамент, и тогда же сооружен второй придельный алтарь и престол в честь святителя Митрофана, перваго епископа Воронежскаго, с левой стороны от главнаго» («Донская Церковная Старина», вып. 2-й, 1909 г., стр. 31). В 1846 г. Император Николай I  выразил пожелание, чтобы строящийся в Новочеркасске Войсковой собор именовался в честь Вознесения Господня (как это и было при его закладке и освящении места Епископом Арсением 18 мая 1805 г.), при условии, что в городе будет построена каменная церковь во имя св. благоверного Александра Невского вместо существующей деревянной. Дело в том, что основатель Новочеркасска М.И. Платов хотел назвать Новочеркасский собор Александровским и во всех своих письмах и документах называл его не Вознесенским, а Александровским. Но так как соборный храм заложили именно в день Вознесения Господня, то и имя ему должно быть Вознесенский. Поэтому Император Николай I  согласился назвать собор Вознесенским, но потребовал, чтобы церковь во имя Александра Невского построили каменной. В 1851 г., когда уже стало известно об обрушении первого варианта Новочеркасского Вознесенского собора, Император Николай I утвердил составленный полковником Черниковым проект каменной Александро-Невской церкви и повелел заложить ее в память назначения своего сына Александра Николаевича Августейшим Атаманом всех казачьих войск.

http://sobory.ru/article/?object=50711

   001    002    003    004    005    006   007     008    009    010