Лаж. Церковь Троицы Живоначальной. Троицкая церковь Карта и ближайшие объекты Поселение возникло в 1600 г., первоначально – марийская деревушка Ляж («дай муки»). Согласно легенде, первыми русскими поселенцами были беглые крестьяне из Владимирской области или сосланные Петром I неугодные ему люди. Первоначально первопоселенцы находились в подчинении Кукарского приказа. В начале XVIII в. построена первая деревянная церковь и освящена по имя с. Филиппа, Митрополита Московского с приделом в честь св. Гурия и Варсонофия Казанских Чудотворцев, отчего село получило второе название – Филипповское. 27 апреля1757 г. она сгорела. Вместо сгоревшей церкви Казанским Епархиальным начальством разрешено построить новую деревянную церковь с приделом в прежнее наименование. Указ на построение был выдан от 7.08.1758 г. за 672, а освящение состоялось в 1761 г. 4 октября 1764 г. сгорела. В 1764 г. причт с прихожанами просили разрешение на построение вновь деревянной Филипповской церкви с приделом в честь св. Гурия и Варсонофия Казанских. Освящена в 1767 г. Сгорела 22 декабря 1771 г. В 1773 г. дано разрешение построить в с. Лаж новую деревянную церковь с храмозданной грамотой от 22.05.1778 г. за 880. Сгорела 5 ноября 1796 г. В 1797 г. дана храмозданная грамота от 10 июля за 1779 на построение временной небольшой церкви в то же проименование. В прходе имелось 239 дворов. В 1805 г. дана храмозданная грамота от 16 декабря за 3028 на построение каменного храма в то же проименование. Храм строился с 1806 по 1809 гг. на средства московского купца Чижова. Первый придел в честь св. Филиппа – правая часть теплой церкви – освящен 8 января 1811 г.; к 1828 г. благоустроили и освятили холодный храм во имя св. Троицы, в 1832 г. – третий придел в честь св. Гурия и Варсонофия Казанских чудотворцев – левая часть теплой церкви. С 1833 по 1835 г.г. строилась каменная колокольня. В 1865-1866 гг. вокруг церкви была построена каменная ограда с железными решетками и двумя башнями – часовнями по фасаду. Из описания Троицкой церкви за 1924 г.: «Троицкая церковь с. Лажа в Византийском стиле, каменная, разделена на теплую и холодную, одноэтажная, трехпридельная, длиною 22 сажени, шириною 7 сажень и высотой с крестом 17 сажень, с колокольнею 22 сажени, покрытая железом, обнесена каменною оградою с железною решеткою… Алтарей три. Иконостасов, заполненных иконами три». Утварь: 11 аналоев, сто икон, 12 колоколов (вес самого большого, воскресного, 119 пудов 14 фунтов), 22 подсвечника. При церкви хранились метрические книги, исповедные росписи с 1835 г., книг «для чтения» 80 томов (всего в 1924 г. их насчитывалось до тысячи; имелся каталог). В 1930-е гг. церковь выписывала иностранные газеты.

http://sobory.ru/article/?object=32803

Материал из Православной Энциклопедии под редакцией Патриарха Московского и всея Руси Кирилла БОРОЗДИН Константин Матвеевич (13.05.1781, С.-Петербург - 10.05.1848, там же), археолог, историк. Род. в дворянской семье. Получил домашнее образование. В юности числился в Преображенском полку, после службы в Польше с 1816 г. вновь вернулся в гвардию. В 1826-1832 гг. Б. был попечителем С.-Петербургского ун-та и учебного округа; с 1833 г. сенатор; в нояб. 1841 г. избран почетным членом по отд-нию рус. языка и словесности имп. С.-Петербургской АН. Умер в чине тайного советника. Увлекался лит-рой и генеалогией, в 1805 г. опубликовал «Начертание жизни князя Якова Федоровича Долгорукого», до 1823 г.- «Краткое описание жизни графа Якова Федоровича Остермана». С 1841 г. начал печатать сер. «Опыт исторического родословия…», каждый выпуск к-рой посвящался одной из дворянских фамилий (всего 9 вып.: Нащокины, Измайловы, Апраксины, Бенкендорфы, Ефимовские, Матюшкины, Скавронские, Дивовы, Арсеньевы). В 30-х гг. XIX в. Б. принимал активное участие в издании «Энциклопедического словаря» Плюшара; вел переписку с учеными и писателями: митр. Евгением (Болховитиновым) , А. Н. Олениным , Д. И. Языковым , В. В. Капнистом и др.; составил б-ку, к-рая впосл. вошла в б-ку Румянцевского музея (в наст. время РГБ). Важное значение в деятельности Б. имела организация первого «ученого» (художественно-археологического) путешествия по России (1809-1810), предпринятого по повелению имп. Александра I. В состав группы кроме Б. входили архивист А. И. Ермолаев, худож. Д. Иванов, архит. П. С. Максютин . Экспедиция исследовала города Русского Севера (Ст. Ладога, Тихвин, Устюжна, Череповец, Белозерск, Вологда), Украины (Киев, Чернигов), центра России (Курск, Боровск, Тула). Результатом работы экспедиции стало собрание акварельных рисунков, фиксирующих памятники архитектуры и искусства. Б. дополнял изображения краткими описаниями, историческими и генеалогическими комментариями и т. п. 4 альбома с этими материалами, хранящиеся в Гос. Публичной б-ке (СПб.), содержат виды древних крепостей, храмов и предметов (Т. 1 - Ст. Ладога, сев. мон-ри и др. города; Т. 2 - древности из собрания Кириллова Белозерского мон-ря: кадила, чаши, шлемы и др.; Т. 3 - Киев, его окрестности, в т. ч. отдельные памятники; Т. 4 - Чернигов и рус. юж. города России). Их описание издано в «Библиографических листах» П. И. Кеппена (1825) и «Трудах Первого археологического съезда в Москве» (Т. 1). Экспедиции удалось также собрать материалы для изучения рус. истории - рукописные сборники, акты. Среди выдающихся находок - Синодик царя Иоанна IV Грозного . Работы экспедиции ознаменовали завершение «донаучного», «антикварного» этапа как в археологии Руси, так и в исследованиях древнерус. письменных источников, во многом подготовив научную почву для изучения рус. памятников 2-й четв. XIX в.

http://pravenc.ru/text/153227.html

Материал из Православной Энциклопедии под редакцией Патриарха Московского и всея Руси Кирилла Искусство ЕЖЕВИЦА муж. мон-рь с ц. во имя свт. Николая Чудотворца Жичской епархии Сербской Православной Церкви (СПЦ) ЕКАТЕРИНА СИЕНСКАЯ (1347 - 1380), католич. визионерка и мистик, учитель Римско-католической Церкви, св. католич. Церкви (пам. 30 апр.; в Сиене - 29 апр.) ЕКАТЕРИНБУРГСКАЯ И ВЕРХОТУРСКАЯ ЕПАРХИЯ РПЦ, учреждена 29 янв. 1885 г. как Екатеринбургская и Ирбитская преобразованием Екатеринбургского викариатства Пермской епархии ЕКАТЕРИНЫ ВЕЛИКОМУЧЕНИЦЫ МУЖСКОЙ МОНАСТЫРЬ (пустынь) (Подольской епархии Московской митрополии), в г. Видное Ленинского р-на Московской обл. ЕКСАПОСТИЛАРИЙ песнопение визант. послеиконоборческого чина утрени, исполняемое после 9-й песни канона и малой ектении ЕЛЕАЗАР (Севрюков; кон. XVI в. - 1656), прп. (пам. 13 янв., 21 мая - в Соборе Карельских святых, в 3-ю Неделю по Пятидесятнице - в Соборе Новгородских святых, 9 авг.- в Соборе Соловецких святых) ЕЛЕАЗАР, НАЗАРИЙ И ЕВМЕНИЙ (XVI-XVII вв.?), преподобные (пам. в 3-ю Неделю по Пятидесятнице - в Соборе Новгородских святых), Муромские (Мурманские), Олонецкие ЕЛЕАЗАРОВ ВО ИМЯ СВЯТИТЕЛЕЙ ВАСИЛИЯ ВЕЛИКОГО, ГРИГОРИЯ БОГОСЛОВА, ИОАННА ЗЛАТОУСТА ЖЕНСКИЙ МОНАСТЫРЬ (Спасо-Елеазаровский Трехсвятительский Великопустынский) (Псковской и Великолукской епархии), в дер. Елизарово Псковского р-на и обл. Первоначально мужской, с 2000 г.- женский ЕЛЕНА (Мантурова Елена Васильевна; ок. 1805- 1832), прп. Дивеевская (пам. 28 мая, 21 июля - в Соборе преподобных жен Дивеевских) ЕЛЕОНСКИЙ ВОЗНЕСЕНСКИЙ РУССКИЙ МОНАСТЫРЬ жен., действующий, расположен на вершине Елеонской горы, примерно в 200 м от места Вознесения Господня ЕЛЕЦКАЯ АРГАМАЧЕНСКАЯ ИКОНА БОЖИЕЙ МАТЕРИ (Видение Божией Матери Темир-Аксаку), чтимый образ в г. Ельце Липецкой обл. (Липецкая и Елецкая епархия РПЦ) ЕЛИЗАВЕТА [Елисавета; Елизавета Тюрингская, Венгерская] (1207 - 1231), ландграфиня Тюрингии, св. католич. Церкви (пам. 17 нояб.) ЕЛИСАВЕТА имя 2 женщин в Свящ. Писании.В ВЗ Е.- дочь Аминадава из колена Иудина; В Новом Завете Е.- праведная жена свящ. Захарии и мать св. Иоанна Крестителя

http://pravenc.ru/rubrics/123062_30.html

Материал из Православной Энциклопедии под редакцией Патриарха Московского и всея Руси Кирилла Православный Церковный календарь 2016 г. ЕКАТЕРИНА Андреевна Арская (1875-1937), мц. (пам. 4 дек., в Соборе С.-Петербургских святых и Соборе новомучеников и исповедников Российских) ЕЛЕАЗАР (Севрюков; кон. XVI в. - 1656), прп. (пам. 13 янв., 21 мая - в Соборе Карельских святых, в 3-ю Неделю по Пятидесятнице - в Соборе Новгородских святых, 9 авг.- в Соборе Соловецких святых) ЕЛЕАЗАР Спиридонович Спиридонов (1873-1937), свящ., сщмч. (пам. 23 нояб. и в Соборе новомучеников и исповедников Российских) ЕЛЕАЗАР, НАЗАРИЙ И ЕВМЕНИЙ (XVI-XVII вв.?), преподобные (пам. в 3-ю Неделю по Пятидесятнице - в Соборе Новгородских святых), Муромские (Мурманские), Олонецкие ЕЛЕВФЕРИЙ (Печенников; 1870 - 1937), схиархим., прмч. (пам. 14 авг. и в Соборе новомучеников и исповедников Российских) ЕЛЕЗВОЙ правитель Аксумского царства, блж. (пам. 24 окт., пам. эфиоп. 20 гэнбота, 15 мая, пам. зап. 27 окт.) ЕЛЕНА (Мантурова Елена Васильевна; ок. 1805- 1832), прп. Дивеевская (пам. 28 мая, 21 июля - в Соборе преподобных жен Дивеевских) ЕЛЕНА (Асташикина Елена Васильевна; 1878 (1882)-1937 ?), мон., прмц. (пам. 28 июля и в Соборе новомучеников и исповедников Российских) ЕЛИСАВЕТА имя 2 женщин в Свящ. Писании.В ВЗ Е.- дочь Аминадава из колена Иудина; В Новом Завете Е.- праведная жена свящ. Захарии и мать св. Иоанна Крестителя ЕЛИСАВЕТА Александровна Ярыгина (1879-1937), мон., прмц. (пам. 30 авг. и в Соборе новомучеников и исповедников Российских) ЕЛИСАВЕТА Николаевна Крымова (1877-1937), мц. (пам. 18 окт., в Соборе новомучеников, в Бутове пострадавших, и в Соборе новомучеников и исповедников Российских) ЕЛИСАВЕТА Викторовна Куранова (1877 - 1937), мц. (пам. 8 окт., в Соборе новомучеников, в Бутове пострадавших, и в Соборе новомучеников и исповедников Российских) ЕЛИСАВЕТА Николаевна Самовская (1860-1937), мц. (пам. 1 нояб. и в Соборе новомучеников и исповедников Российских) ЕЛИСАВЕТА Ивановна Сидорова (1875 -1937), мц. (пам. 7 нояб., в Соборе Нижегородских святых и в Соборе новомучеников и исповедников Российских)

http://pravenc.ru/rubrics/122346_27.html

Материал из Православной Энциклопедии под редакцией Патриарха Московского и всея Руси Кирилла Русская Православная Церковь ЕЛЕНА (Мантурова Елена Васильевна; ок. 1805- 1832), прп. Дивеевская (пам. 28 мая, 21 июля - в Соборе преподобных жен Дивеевских) ЕЛЕНА (Асташикина Елена Васильевна; 1878 (1882)-1937 ?), мон., прмц. (пам. 28 июля и в Соборе новомучеников и исповедников Российских) ЕЛЕОНСКИЙ ВОЗНЕСЕНСКИЙ РУССКИЙ МОНАСТЫРЬ жен., действующий, расположен на вершине Елеонской горы, примерно в 200 м от места Вознесения Господня ЕЛИЗАВЕТПОЛЬСКОЕ ВИКАРИАТСТВО Кавказского Экзархата РПЦ (1917 - не ранее 1919), с центром в Елизаветполе (ныне Гянджа, Азербайджан) и затем в Тифлисе (ныне Тбилиси) ЕЛИСАВЕТА Александровна Ярыгина (1879-1937), мон., прмц. (пам. 30 авг. и в Соборе новомучеников и исповедников Российских) ЕЛИСАВЕТЫ ФЕОДОРОВНЫ ПРЕПОДОБНОМУЧЕНИЦЫ ВЕЛИКОЙ КНЯГИНИ ЖЕНСКИЙ МОНАСТЫРЬ (Запорожской и Мелитопольской епархии), в пос. Камышеваха Ореховского р-на Запорожской обл., Украина ЕЛИСЕЙ прп. Киево-Печерский (пам. в 3-ю Неделю по Пятидесятнице - в Соборе всех святых, в земле Российской просиявших) ЕЛИСЕЙ († 23.10.1250), прп. Лавришевский (пам. 23 окт., в 3-ю Неделю по Пятидесятнице - в Соборе Белорусских святых) ЕЛИСЕЙ (род. ранее 1332, Ростов?), Радонежский, иеродиак. Троице-Сергиева мон-ря, родственник и ученик прп. Сергия Радонежского, прп. (пам. 6 июля - в Соборе Радонежских святых, 23 мая - в Соборе Ростово-Ярославских святых) ЕЛИСЕЙ († после 1478), прп., Сумский, Соловецкий (пам. 14 июня, 21 мая - в Соборе Карельских святых, в 3-ю Неделю по Пятидесятнице - в Соборе Новгородских святых, 9 авг.- в Соборе Соловецких святых) ЕЛИСЕЙ Федорович Штольдер (1883 -1937), диак., сщмч. (пам. 7 авг., в Соборе новомучеников, в Бутове пострадавших, и в Соборе новомучеников и исповедников Российских) ЕЛЛАДИЙ (XII-XIII вв.?), прп. (пам. 4 окт., 28 сент.- в Соборе преподобных отцов Ближних пещер, в Неделю 2-ю Великого поста - в Соборе всех Киево-Печерских преподобных отцов) ЕЛЬЦИН Борис Николаевич (1931 - 2007), гос. и политический деятель, Президент Российской Федерации (1991-1999)

http://pravenc.ru/rubrics/121660_42.html

Устюжна. Церковь Рождества Христова. Покровская церковь Карта и ближайшие объекты To navigate, press the arrow keys. На левом берегу реки Мологи в XVIII веке были возведены пятиглавые Покровская (1780 г.) и Успенская (1781 г.) церкви. После революции они были закрыты, в Успенской размещалась хлебопекарня. Сейчас они хорошо видны с набережной правого берега реки. www.mccme.ru - Путеводитель по России. Церковь Рождества Христова (Покровская) История Христорождественской церкви, стоящей ниже Духовской по течению реки Мологи, известна с XVI столетия. В то время здесь стояла церковь в честь Покрова Божией Матери. Строения она была деревянного, " вверх " , с папертями. Равно как и другие храмы города, строили её на средства прихожан посада. В конце 80-х годов XVI века к ней добавили придел во имя Рождества Христова, около церкви построили кельи для нищих, которые жили почти при каждой городской церкви, питаясь подаянием. Таковою же церковь оставалась и в XVII веке. Только вместо бывшего придела Рождества Христова построили храм того же наименования. 29 марта 1774 года грамотою Преосвященного Антония, епископа Олонецкого и Каргопольского, разрешено было вместо двух ветхих деревянных церквей XVI-XVII веков построить новую каменную церковь в честь Рождества Христова, холодную. При ней выстроили теплые приделы в честь Покрова Богородицы и Владимирской иконы Богоматери. Закончена новая постройка была в 1781 году и тогда же освящена. Первоначальная шатровая ее колокольня, построенная в 1802-1805 годах, вследствие технических просчетов оказалась недолговечной. Колокола с нее были сняты 13 января 1827 года и повешены на столбах. Начатая в 1829 году кладка новой колокольни закончена была в 1832 году - она стала трехъярусной. Прежние, современные постройке церкви иконостасы, к XIX веку не сохранились. Новый, четырехъярусный, столярной работы иконостас в " византийском " стиле был создан в 1854 году на средства прихожан. Придельные иконостасы, резные и позолоченные, существовавшие с 1834 года, окрасили в 1880 году на средства ктитора храма - купца Василия Павловича Проскурякова. Осыпавшаяся в холодной церкви Рождества Христова фресковая роспись заново была переписана в 1885 году на вклад Василия Михайловича Дьякова. Также поновили в 1886 году роспись на пожертвования Евдокии Гавриловны Проскуряковой и того же В.М. Дьякова. Перестройки начала XX века были незначительными и коснулись в основном паперти, полов и окон. В то же время живописцем из г. Рыбинска Александром Ушаковым написаны в клеймах различные богородичные сюжеты, мученицы Евдокия и Варвара, преподобный Иаков Боровичский. И, наконец, в 1907 году сделали паперть и покрыли алюминием главы.

http://sobory.ru/article/?object=09943

Гатчина. Церковь Николая Чудотворца при Лейб-Гвардии Кирасирском полку. /// Объект не принадлежит Православной Церкви Карта и ближайшие объекты To navigate, press the arrow keys. В российской армии каждый полк имел свою полковую церковь, она не всегда была стационарной. Не был исключением и лейб-гвардии Кирасирского Её Императорского Величества полк. Полк имел свою походную церковь с 1704 г. Церковь была сооружена во имя Св. Николая Чудотворца, полк брал её с собою в походы. В швейцарском походе 1799 г. Суворов затребовал церковь кирасирского полка в главную квартиру для совершения в ней богослужения. Аналогично в 1805 г. поступил и Кутузов. С расквартированием в Гатчине в 1823-1832 гг. походная церковь в летний период (с 1 мая по 15 сентября) размещалась около дома командира полка недалеко от Чёрного озера, в зимний период - в полковых казармах. С 1832 г. по распоряжению начальства полковые богослужения стали совершать в церкви лейб-гвардии Гарнизонного батальона, что было неудобно по причине удалённости (более двух вёрст) от казарм кирасиров. Летом 1858 г. жена Александра II Мария Александровна (шеф полка в 1855-1880 гг.) выразила пожелание, чтобы полк имел свою местную (стационарную) церковь в полковых казармах (здание бывших дворцовых конюшен). Первоначально планировалось поместить походный иконостас в бывшем цейхгаузе над учебным залом, но ветхость и ненадёжность свода привели к новому проекту: соединить учебный зал и цейхгауз под общим сводом. При таком преобразовании высота церкви требовала соответственно и более соразмерного иконостаса с новыми иконами. Был организован сбор средств: из различных источников на строительство полковой церкви было собрано 10380 рублей. 11 августа 1858 г. было дано разрешение на устройство полковой церкви. Руководил строительством (безвозмездно) архитектор гатчинского Николаевского сиротского института Степанов. Образа в иконостасе писал художник Шамшин. 18 марта 1861 г. в присутствии Александра II и Марии Александровны происходило освящение полковой церкви. Обряд освящения совершил духовник семьи императора протопресвитер В.Б. Бажанов. Впоследствии императорская семья неоднократно дарила полковой церкви различные предметы церковного обихода (парадная ризница, иконы, одежды, покрова на престол).

http://sobory.ru/article/?object=24931

святитель Филарет Черниговский (Гумилевский) (1805–1866) Экзегетика Догматическое богословие Патрология Агиография Церковная история Описания монастырей и епархий Педагогические работы. Публицистика Издания источников, библиография и критика Беседы, слова Письма Филарет (Гумилевский), архиепископ Черниговский и Нежинский, святитель Ректор МДА (1835-41). Историк церкви, богослов, патролог, библеист, талантливый проповедник и миссионер, автор капитального труда «Православное догматическое богословие». Ученик свт. Филарета Московского. Родился в семье священника Григория Афанасьевича Конобеевского. Фамилия Гумилевский ему была дана в семинарии в связи с его малым ростом и смиренным нравом (от лamuhckoro humilis — низкий, незнатный). Существуют сведения, что в юности Дмитрий посетил Саровскую пустынь, где Серафим Саровский сказал про него: «Сей отрок будет великим светильником Церкви и прославится по всей Руси, как учёный муж». Окончил Шацкое духовное училище (1820), Тамбовскую духовную семинарию (1826) и Московскую духовную академию (1830). Перед окончанием академии, 19 августа 1829 года он был пострижен в монашество. При пострижении митрополит Московский и Коломенский Филарет (Дроздов) дал ему своё имя - беспрецедентный случай в истории академии. C февраля 1830 года - иеродиакон, с июня 1830 года - иеромонах. Ещё во время обучения он был определён библиотекарем академии, а по окончании академии оставлен при ней бакалавром и с 1831 года занял кафедру церковной истории и причислен к собору иеромонахов московского Донского монастыря, а также назначен цензором. С 1832 года - профессор по кафедре Священного Писания. С сентября 1832 года он был назначен на кафедру нравственного и пастырского богословия, а 1 мая 1833 года стал инспектором Московской духовной академии. С 27 января 1835 года - архимандрит, а с 14 декабря 1835 года - ректор Московской духовной академии. С 9 марта 1837 года был, одновременно, настоятелем московского Богоявленского монастыря. Филарет считается основателем академического журнала Московской духовной академии: «Творения Св. Отцев в русском переводе с прибавлениями духовного содержания».

http://azbyka.ru/otechnik/Filaret_Cherni...

Материал из Православной Энциклопедии под редакцией Патриарха Московского и всея Руси Кирилла ГЛИНКА Федор Николаевич (8.06.1786, с. Сутоки Духовщинского у. Смоленской губ.- 11.02.1880, Тверь), поэт, прозаик. Из мелкопоместных дворян. В 1798-1802 гг. учился в 1-м кадетском корпусе в С.-Петербурге, испытал влияние законоучителя архим. Михаила (Десницкого ; впосл. митр. С.-Петербургский). В июне 1802 г. поступил на военную службу; с дек. 1803 г. фактически стал адъютантом ген. М. А. Милорадовича, участвовал в войне с Францией 1805-1806 гг. Неск. лет из-за болезни пребывал в отставке, путешествовал по среднерус. губерниям. Во время Отечественной войны 1812 г. был свидетелем обороны Смоленска и Бородинской битвы. Вернулся на службу 1 окт. 1812 г., участвовал в сражениях при Малоярославце, Вязьме, Дорогобуже, Красном и в заграничных походах рус. армии, дошел до Парижа, награжден рус. и иностранными орденами и шпагой «за храбрость». Ф. Н. Глинка. Литография К. П. Беггрова. 1821 г. Ф. Н. Глинка. Литография К. П. Беггрова. 1821 г. В 1816 г. переведен в Гвардейский генеральный штаб, в 1818 г. получил звание полковника. В 1817-1819 гг. редактировал «Военный журнал». С 1819 г. состоял чиновником «по особым поручениям» при с.-петербургском военном ген.-губернаторе Милорадовиче, заведовал его «особенной канцелярией». Являлся влиятельным членом масонской ложи «Избранного Михаила» (1816-1821; с 1817 был ее представителем в Великой ложе Астреи), декабристских орг-ций «Союз спасения» (1816-1818) и «Союз благоденствия» (1818-1821). Входил в Коренную управу «Союза благоденствия», являлся важнейшим «агентом влияния» в лит. кружках и об-вах (в частности, в 1819-1825 избирался председателем Вольного об-ва любителей рос. словесности, в к-рое вступил в 1816), был противником военного переворота и выступал за сохранение монархии. Свое положение при Милорадовиче Г. использовал для благотворительной деятельности, защиты прав заключенных и т. п. (в 1820 способствовал смягчению участи А. С. Пушкина ). В 1821 г. прекратил участие в декабристских и масонских об-вах, однако, оставался под подозрением, в 1822 г. был переведен в армию. Знал о подготовке декабристского восстания 1825 г., пытался предостеречь зачинщиков от «насилий». После восстания арестован и сразу освобожден; в марте 1826 г. вновь арестован, до июня находился под следствием в Петропавловской крепости, был оправдан и освобожден, но уволен с военной службы и отправлен в Олонецкое губ. правление на должность советника. В 1830 г. переведен на такую же должность в Тверь, в 1832 г.- в Орёл. В 1834 г. вышел в отставку с чином действительного статского советника.

http://pravenc.ru/text/165141.html

Материал из Православной Энциклопедии под редакцией Патриарха Московского и всея Руси Кирилла Пример 1а [Греч. παραλλαγ от παραλλσσω - изменять, частично совпадать], в греч. церковном пении вид подготовки к исполнению мелоса. Заключается в замещении слогов поэтического текста песнопения особыми слогами с целью систематического заучивания мелодических ходов и закрепления на слух определенных интервалов данного песнопения, а также в целом гласа и осмогласия . В совр. форме П. подобно западноевроп. сольмизации . Пример 1б Пример 1б П. засвидетельствовано уже в визант. период и представлено в виде упражнений и диаграмм в Протеории Пападики начиная с XIII в. Наиболее известной диаграммой является «Составное колесо» (Σνθετος Τροχς) прп. Иоанна Кукузеля , которое имеет ремарку «мудрейшее параллаги» (σοφωττη παραλλαγ). В примере 1а приведена диаграмма на основе рукописей Athen. Bibl. Nat. 2458 (Fol. 5v, 1336 г.) и Copenh. Kongelige Bibliotek. 4466. 4o (Fol. 14, Молдовалахия, между 1679 и 1681 гг.) (см. также: Alexandrescu. 2013; Αλεξνδρου. 2017. Σ. 442. Εικ. 8. 36; Σ. 447. Εικ. 8. 39). В примере 1б показано «ядро» «Составного колеса» со знаками византийской нотации (звуки-слоги и красные мартирии) из примера 1а с добавлением ихим (см. в ст. Интонационные формулы ): 1 - для 1-го и 1-го плагального (5-го) гласов: ανανεανες, 2 - для 2-го и 2-го плагального (6-го) гласов: νεανεανες, 3 - для 3-го гласа и гласа βαρς (7-го): ανεανες, 4 - для 4-го и 4-го плагального (8-го) гласов: αγια, 5 - для 1-го и 1-го плагального гласов в транспозиции: ανανεανες. В 5-линейной нотной расшифровке транскрибируются основные звуки диаграммы (см. также: Αλεξνδρου. 2017. Σ. 443-445. Εικ. 8. 37α-γ). Др. весьма распространенная диаграмма - «Древо параллаги» - также атрибутируется Кукузелю. Пример 2 (а+б) Пример 2 (а+б) В средневизант. нотации (XII - нач. XIX в.) П. соотносится с многосложными звуками, к-рые представляют собой краткие ихимы (ανανες, νεανες и др.) . В примере 2 представлено «малое правило» (καννιον) 8 гласов Древнего метода (Παλαι Μθοδος; назван так в противоположность Новому методу ) с соответствующими слоговыми ихимами: 1 - 1-й глас: ανανες, 2 - 2-й глас: νεανες, 3 - 3-й глас: νανα, 4 - 4-й глас: αγια, 5 - глас βαρς: αανες, 6 - 2-й плагальный глас: νεχεανες, 7 - 1-й плагальный глас: ανεανες, 8 - 4-й плагальный глас: νεαγιε; диаграмма дана по рукописи Апостола Констаса 1805 г. Athen. Bibl. Nat. 3325 (Fol. 48v; см. также изд.: Konstantinou. 2012), мелос слоговых ихим древнего П. изложен согласно Хрисанфу из Мадита , альтерационный знак при ключе указывает понижение на 2 гласовые «мории» (интервальные единицы; Χρσανθος. 1832. § 68; см. также: Αλεξνδρου. 2017 . Σ. 448-451).

http://pravenc.ru/text/2578978.html

   001    002   003     004    005    006    007    008    009    010