Тотьма. Церковь Входа Господня в Иерусалим. Карта и ближайшие объекты Церковь Входа Господня в Иерусалим построена в 1794 г. Ныне в ней размещён музей мореплавателей. http://geolocation.ws/v/P/93325058/-/en Впечатляющая размерами и красотой старинная церковь, освященная в честь Входа Господня в Иерусалим. Строительство каменного комплекса датируется концом 18 века, первое богослужение упоминается 1794 годом. В архитектурном облике преобладают черты барокко. Центральный объем возведен формой обширного трехэтажного четверика с массивным сферическим куполообразным сводом. Глав пять, на небольших двойных восьмигранных барабанчиках вторичного типа. С восточного торца располагается четырехгранная апсида с конусной конхой. С западного торца располагается двухэтажная прямоугольная трапезная, сопряженная с четырехъярусной колокольней, восьмигранный ярус звона которой увенчан двойным барабаном с главкой. В наружной отделке из кладочного декора представлены: широкий карниз, украшенный фризом, фигурные обрамления оконных проемов, арочные фронтоны и пилястры. В настоящее время церковь Входа Господня в Иерусалим полностью восстановлена и открыта для прихожан, богослужения проводятся регулярно. http://www.2rf.ru/rest/10259#descr Красивейший храм города, бесспорный шедевр “тотемского барокко” – это церковь Входа Господня в Иерусалим. Построена на средства местных купцов, братьев Пановых, основателей крупнейшей торговой компании “Русской Америки”. Церковь строили 20 лет, с 1774 по 1794 год, в ту пору, когда в столицах уже господствовал классицистический стиль. Обычный для северной Руси бесстолпный пятиглавый храм с гранёной алтарной апсидой, притвором и колокольней создан с удивительным мастерством и своеобразием. Двухъярусная церковь с теплым нижним и холодным верхним храмами как будто взлетает в небо. Её устремлённость ввысь особенно хорошо заметна с востока, со стороны алтаря. Позже подобный тип церквей назовут “тотемским кораблём”. Церковь увенчана высокой, с переломами, кровлей и пятью изящными главами на двухъярусных восьмериках. При этом центральный восьмерик служит световым барабаном. Интерьер летней церкви наполнен воздухом и светом за счёт множества окон. Вот только на стенах и сводах видна копоть – осталась от бывшего здесь винзавода. Особо стоит отметить окна второго света трапезной, имеющие вычурные, типично барочные по форме проёмы.

http://sobory.ru/article/?object=00244

Начало православной миссионерской деятельности среди аборигенов российских североамериканских владений – Аляске и Алеутских островах относится к 1790–1791 гг. Находившийся в плавании на судне «Слава России» священник Николай Сивцов в своем донесении в Св. Синод от 4 июня 1792 г. сообщал: «Бывши в 1790 и 1791 гг. по Лисьей гряде на острове Уналашке и Каянге и на западной стороне острова Кадьяка крестил туземцев». Им было крещено 93 мужчины, 33 женщины и совершено 4 венчания 186 . Регулярная миссионерская деятельность Русской Православной Церкви в Северной Америке началась с посылки в 1794 г. специальной миссии в составе монахов Валаамского и Коневского монастырей – архимандрита Иоасафа (Ивана Ильича Болотова) иеромонахов Афанасия (в миру Антоний Семенович Михайлов), Ювеналия (в миру Яков Федорович Говорухин), Макария (в миру Матвей Александров), иеродиакона Нектария (в миру Федор Дмитриевич Панов) и монаха Германа. В составе миссии отправлялись 4 послушника Валаамского монастыря. Члены миссии не имели духовного образования, но отличались чистотою жизни и готовностью к самоотверженному миссионерскому служению. Миссия была снабжена церковной утварью, облачениями, богослужебными книгами. По личному распоряжению Екатерины II главе миссии выдали 500 руб., а каждому миссионеру по 250 руб. Св. Синод снабдил их подробными инструкциями. Миссия отправилась из Валаама в декабре 1793 г. и прибыла на о. Кадъяк в сентябре 1794 г. В течение года на Кадьяке ею было крещено 6740 местных жителей и совершено 1573 венчания. В 1796 г. были построены церковь и школа, в которой местные дети обучались русской грамоте. Эта миссия действовала с 1794 но 1818 гг., испытывая большие лишения. От Российско-Американской торговой компании миссия практически не получала никакой помощи. Наоборот, купцы этой кампании препятствовали обращению местных жителей в православие, считая, что такого аборигена труднее будет спаивать и обирать. (Такие же препятствия чинили русские торговцы и православным миссионерам на севере Архангельской губернии.)

http://azbyka.ru/otechnik/Istorija_Tserk...

В 1786 г. И. был вызван в С.-Петербург на чреду священнослужения, 11 янв. 1787 г. прибыл в столицу. С 1787 по 1791 г. произнес 15 проповедей, 12 из них в церквах Зимнего дворца в присутствии высочайших особ, две - в Петропавловском соборе и одну проповедь в Троицком соборе Александро-Невского мон-ря. Высочайшим указом от 6 мая 1788 г. И. был назначен членом Святейшего Синода. 21(30?) июня 1788 г. определен архимандритом Юрьева новгородского мон-ря , который посещал лишь во время отпуска и по разрешению, напр., с 3 дек. 1789 по 1 янв. 1790 г.- по собственному ходатайству «для исправления экономических по нему надобностей». 30 авг. 1790 г. И. сослужил при освящении Троицкого собора столичного Александро-Невского мон-ря, во время процессии нес жезл св. блгв. кн. Александра Невского, а после литургии, к-рую возглавлял митр. Гавриил (Петров) , произнес проповедь. 18 мая 1792 г. императорским указом И. был определен на Тверскую кафедру, 22 мая состоялось наречение, а 26 мая в Богородице-Рождественской ц. на Невском проспекте - хиротония И. во епископа Тверского и Кашинского. В епархии И. учредил цензуру проповедей. Согласно его предписанию, консистория избрала по всем городам «ученых цензоров» и составила для них инструкцию, в к-рой рекомендовалось в проповедях избегать «политических предметов», «неприличных из истории примеров» и не намекать на к.-л. конкретное лицо при повествовании о грехах. В 1794 г. И. утвердил эту инструкцию. 28 окт. 1793 г. И. участвовал в совершении таинства бракосочетания вел. кн. Александра Павловича и вел. княжны Елисаветы Алексеевны в Спасском соборе Зимнего дворца (богослужение возглавлял митр. Гавриил). В 1794 г. вышел второй сборник И. «Продолжение поучительных слов» с 10 проповедями 1791-1794 гг., произнесенными в с.-петербургской и петергофской придворных церквах, в Андреевском соборе на Васильевском о-ве. По предписаниям императрицы от 3 дек. 1795 г. участвовал в торжествах по случаю образования Курляндской губ. в г. Митаве, от 10 авг. 1796 г.- Виленской и Слонимской губ. (в Вильне находился в нояб.-дек. 1796 г., когда был вызван имп. Павлом I).

http://pravenc.ru/text/674015.html

Арсений . Даниил , 30 янв. 1492. Матфей , 1499, 1500. Давид , 1502. Матфей , 1510 и 11, февр. Иосиф , 1590. (Сего и Благовещенского Нижегородского). Рафаил , 1597–1602. Гурий , 1621–1634. Моисей определён 6 дек. 1634. Павел , 1643–52. Исаия , 1657–63. Феодосий , 1670–77. Авраамий , 1682–86. Иосиф , 1690–93. Конон , с янв. 1694. Иов , 1697–1705. Тихон определён в июле, из казначеев Владимиро-Рождественского монастыря, 1706–1712. Дионисий , бывший игум. Угрешский, 1712–17. Феодосий , 1717–22, † 5 мая. Павел (игум.) перев. из Владычня, 27 дек. 1722–25, перев. в Волосов. Маркелл (игум.) перев. из Череповецкого, 19 окт. 1727–31. Филарет , казначей, управлял 1731–1734. ( Фаддей , наместник, 1736–41, после игум. Сновицкий). Савватий , 1741–51 (игум. до 1744). Товия , 1754–57. Никон Красовский , администратор при епископе Антонии Грузине, 1757–1759. 202 Амвросий , 1759–61. Авраамий Флоринский 1762 перев. из Виленского Духова, а 1773 – в Ростовский Борисоглебский. Никодим перев. оттуда 1773–77. Дорофей Возмуйлов , 1777–79, перев. в Нежинский. Тихон в 1779 перев. из Нижеломовского, а 1784 – в Голутвин. Арсений Тодорский 1784 перев. из Голутвина, а 30 июня 1788 – в Ростовский Борисоглебский. Евгений Романов в дек. 1789 перев. из Волоколамского Иосифова, а 1794 – в Ростовский Борисоглебский. Виктер , в апр. 1794, из законоучителей Московского университета. Гедеон Замыцкий 27 мая 1794 перев. из Свияжского, а 11 мар. 1800 – в Колязин. Ювеналий Смирнов , бывший игум. Кизичевский, 1802–4; † ... Вениамин , 1804–9, 4 июля перев. в Спасский Евфимиев. Анатолий , 1809–19. Павел Подлипский 15 нояб. 1819 перев. из Юрьевского Архангельского, а 1 мар. 1820 перев. в Переяславский Даниилов. Вениамин , 1820–33. Гедеон , 1833 и 34. Серафим , с 1834 до 1844. 5 Боголюбов (Рождества Богородицы), в 11 вестах от Владимира. Основание его относят к временам великого кн. Андрея Боголюбского (но это сомнительно); в 1687 приписан был к патриаршему дому. Ныне третьеклассный. [III, 378.] Игумены Вениамин , около 1455.

http://azbyka.ru/otechnik/Istorija_Tserk...

14 мая 1793 г. они вместе выехали из С.-Петербурга, в сер. сент. прибыли в Казань, где все члены миссии, согласно указу Синода, дали подписку о повиновении своему начальнику. По сведениям еп. Николая (Адоратского), в апр. 1794 г., по прибытии в Иркутск, Каменский подал прошение архим. Софронию. Он писал о том, что не имеет способностей к изучению китайского и маньчжурского языков и что хотел бы покинуть миссию также по причине смерти брата, у к-рого 7 детей осталось сиротами. Среди обстоятельств, побудивших Каменского написать это прошение, было и то, что он был намного старше др. студентов миссии. Согласно определению от 19 июня 1794 г., Синод не нашел препятствий к удовлетворению просьбы Каменского ( Николай (Адоратский), архим. 1887. 11. С. 299) и отдал распоряжение Иркутскому епископу подыскать нового ученика для Пекинской духовной миссии. Тем не менее Каменскому пришлось отказаться от намерения вернуться домой, т. к. Коллегия иностранных дел согласилась на его увольнение, но потребовала возврата выданных 100 р., которых, вероятно, у него уже не было. К кон. лета 1794 г. подготовка 8-й миссии для следования в Китай была закончена. 2 сент. того же года русские путешественники выехали из Кяхты и прибыли в Пекин 27 нояб. В первые годы пребывания в Пекине Каменский основал б-ку Пекинской духовной миссии. Овладев основами китайского и маньчжурского языков, он стал подрабатывать переводами в кит. учреждениях. Он уделял много внимания проблемам, связанным с католич. миссиями в Китае. В кон. 1805 г. в числе др. студентов миссии помог успешно решить вопрос об аресте кораблей И. Ф. Крузенштерна и Ю. Ф. Лисянского в порту Гуанчжоу и проблему, связанную с дипломатической миссией Ю. А. Головкина. Каменский собирал и анализировал информацию по вопросам политического устройства, международных отношений, торговли и проч., интересовавшим российское правительство и пограничные власти. Он также проделал огромную работу по изучению и популяризации истории Китая, перевел на рус. язык краткую историю Китая «Тунцзянь ганму» («Китайская история с самой глубокой древности и даже со времен баснословной до нынешних времен императорской Академии Ханьлинь беспрерывно через 40 столетий с лишком веденная» - АВ ИВР РАН.

http://pravenc.ru/text/2580308.html

1031 С. Г. Рункевич . История Минской архиепископии – стр. 166. Приведя такую цифру церквей в Минской архиепископии за 1793 г, на основании подсчета их по ведомостям, г. Рункевич оговаривается, что в виду неисправности тогдашней статистики, можно думать, что православных церквей там было больше. 1032 Там же, стр. 169–170, 173. В виду того, что в капитальном труде С. Г. Рункевича «История Минской архиепископии», составленном на основании, главн. обр., архивных материалов, прекрасно изложена история воссоединения западно-русских униатов с 1794 по 1796 г., то мы будем мало касаться этого вопроса. 1033 Там же, стр. 182–183. По округам можно судить о пространстве Минской архиепископии. В Минской губернии были округи: 1. бобруйская, 2. борисовская, 3. вилейская, 4. давидгородская, 5. дисненская, 6. докшицкая, 7. игуменская, 8. минская, 9. мозырская, 10. несвижская, 11. пинская (тут пинский монастырь), 12. поставская. По Изяславской и Брацлавской губерниям: 1. изяславская (тут медведовский монастырь), 2. владимирская (в другом списке домбровицкая – тут игумен мошногорский), 3. житомирская (родомысльская – тут игумен лебедянский), 4. корецкая и стенанская (тут игумен богуславский), 5. овруцкая (тут игумен ржищевский), 6. александровская (игумен виноградский), 7. брацлавская и винницкая, 8. богуславская и подгородничества – каневское, фастовское и паволоцкое, 9. белоцерковская, 10. бершадская и ямпольская, 11. острогская, 12. гродецкая и иваньковская, 13. теофипольская, 14. каменецкая, 15. рашковская, 16. хмелъницкая, 17. летичевская, 18. староконстантиновская. Большинство округ (здесь обозначены курсивом) находились в Изяславской губернии. На лебедянском съезде православного духовенства в лебедянском монастыре в июле 1794 года к прежним округам и благочиниям прибавились по Изяславской губернии округи: Проскуровская (Плоскировская), Могилевская, Рожевская и Янишпольская, в Брацлавской губ. Дашевская, Звенигородская и Уманская (там же, стр. 190–191). 1036 Полн. Собр. Зак. Рос. Имп. XXIII, 17264 и 17272. Манифест о присоединении земель от Польши к России по третьему разделу опубликован в декабре 1794 г., но самое принятие присоединенных жителей в русское подданство посредством присяги совершилось в мае 1795 г. (Сборн. Импер. Русск. Истор. Общ XVI, 190).

http://azbyka.ru/otechnik/Ivan_Pokrovski...

Dur Joan. La tolérance religieuse en Valaquie et en Moldavie pendant laseconde moitié de XVIIe siècle//Irénikon. 1984. T. 57. P. 52–58, 176–195. Дылевский Николай Михайлович. Русские и украинские рукописи и старопечатные книги в болгарских книгохранилищах//Исследования источников по истории русского языка и письменности. М., 1966. С. 215–216. Economidis Dimitrie V. Nicodim Agioritul//Biseric Ortodox Român.1941. T. 59. P. 51–69.The Eighteenth Century in Russia/Ed. By J. G. Gaggard. Oxford, 1973. Евлогий (Смирнов), архимандрит. Старчество и русская религиозная жизнь//ОПРК. С. 27–37. Филарет (Гумилевский) , архиепископ. История Русской Церкви. СПб., 1894. Филарет (Гумилевский) , архиепископ. Обзор русской духовной литературы. 3-е изд. СПб., 1884. Т. 1–3. Флоровский Георгий . Пути русского богословия. Париж, 1937. Furtun D. Ucenicii Stareului Paisie in mnstirile Cernica i Cldruani. Cu un scurt istoric asupra acestor mnstiri. Bucureti, 1928. Геннди Григорий. Справочный словарь о русских писателях и ученых, умерших в XVIII и XIX столетиях, и список русских книг с 1725 по 1825. Берлин, 1876. Т. 1; Берлин, 1880. Т. 2; М., 1908. Т. 3. Georgescu Vlad. Ideile politice i iluminismul în principatele române 1750–1831. Bucureti, 1972. Горбач Олекса. Рукописна церковнословьянска «Риторика» з 2-гой половины 18 в. манастирьской библиотеки в Нямц у Румунии. Roma, 1972. (Extractum e Bohoslovia; T. 35). Grumel V. Nicodème l’Hagiorite//DTC. T. 11. Col. 486–490. Hainsworth Cuthbert D. Starets Paisy Velichkovsky (1722–1794). Doctrine of Spiritual Guidancë Excerpta e Dissertatione ad Lauream. Rome, 1976. Hainsworth Cuthbert D. Starets Paisy Velichkovsky (1722–1794): Doctrineof Spiritual Guidancë A Doctoral Dissertation directed by Rev. Thomas Špidlik, S. J. Roma, 1973. Hainsworth Cuthbert D. Starets Paisy Velichkovsky (1722–1794): TheSpiritual Father’s Moral and Intellectual Prerequisites//Carmelus. 1976. Vol. 23. P. 223–280. Heppel Murriel. Slavonic Translations of Early Byzantine Ascetical Literature//JEH. 1954. Vol. 5. P. 86–100.

http://azbyka.ru/otechnik/Ioann_Mejendor...

Тогда обратились они с самым трогательным прошением к митрополиту новгородскому и санктпетербургскому Гавриилу (от 4 ноября 1787 г.), и доблестный архипастырь немедленно подал им руку помощи 622 . По соглашению с преосвящ. екатеринославским Амвросием, он послал в ним (в 1788 г.) из С -Петербурга охтенского священника Андрея Иоаннова, который сам некогда находился в расколе и по опыту знал, как успешнее действовать на сердца раскольников. Прибыв в стародубские слободы, Иоаннов прежде всего обратил к единоверию многих купцов и мещан в посаде Климовском, и, с благословения преосв. Амвросия, освятив им (в 1789 г.) приходскую церковь во имя Успения пресв. Богородицы, сам священствовал в ней два года и восемь месяцев. В том же 1789 г. он основал еще две единоверческие церкви – в посаде Злынском во имя Вознесения Господня и в посаде Зыбковском во имя Преображения Господня, из которых первая освящена в 1794 г., а последняя в 1795 г. православными священниками. В 1791 г. Иоаннов освятил новую церковь во имя живоначальныя Троицы в Успенской Никодимовой пустыни, которая с того времени начала называться обителию Святотроицкою. Преосв. Амвросий в 1791 г. рукоположил для посада Климовского нового священника, избранного самими слобожанами, Михаила Иларионова, а священнодействовавшего там дотоле Андрея Иоаннова, возведши за его ревностные труды и подвиги в деле обращения раскольников в сан протоиерея, с честию отпустил в северную столицу к его пастве. Нельзя при этом не заметить, что Иоаннов, пользуясь своим пребыванием между раскольниками, собрал здесь много потаенных их преданий, записок и писем, на основании которых и составил «полное историческое известие о старообрядцах, их учении, делах и разгласиях», изданное в первый раз в 1794 г. и доселе сохраняющее свою цену. По отъезде Иоаннова из Стародубья, в 1794 и 95 г. освящено или только заложено, с благословения нового преосвящ. екатеринославского Гавриила, еще шесть единоверческих церквей, три в слободах стародубских и три в области таврической, и для всех этих церквей рукоположены православные священники 623 .

http://azbyka.ru/otechnik/Makarij_Bulgak...

1034 Место первого издания неизвестно. Второе было в Спб. в 1787 году (ср. Наст. состяз. с раск., прим. на стр. 7, изд. 1839 г.), 48 стр. in 16°. Хотя имя автора не означено, но сомневаться в принадлежности сочинения Журавлеву нет оснований. 1035 В 1799 году было третье издание «исправленное» и «умноженное» некоторыми «прибавлениями» (стр. 396–434). 1036 В IV части напечатаны некоторые (не имеющиеся в издания 1794 г.) документы и сведения по истории, так называемого, «согласия» в Стародубье (стр. 122–43). Кроме того, отличия второго издания «Известия» от первого касаются: внесения новых §§ (ч. 2, стр. 101–3) и др. вставок (ч. 1, стр. 88–97 ср. по изд. 1794, стр. 33), опущения в тексте (ч. 2, стр. 50–1 ср. по изд. 1794, ч. 1. стр. 111–12) и примечаниях (ч. 1, стр. 75 ср. по изд. 1794, прим. на стр. 15, ч. 1), в переделке текста на примечание (ч. 1, стр. 71 ср. по изд. 1794, стр. 9–10, ч. 1), в замене документальной выдержка передачей её содержания (ч. 1, стр. 72 ср. по изд. 1794, ч. 1, стр. 11–12), изложения (ч. 2. стр. 16, пр. 3 ср. по изд. 1794, ч. 1 стр. 68 прим.); при опущениях, автор, можно думать, руководился соображениями о фактической достоверности в сведениях (ч. 2, стр. 10 ср. по изд. 1794, прим. на стр. 58–9). 1037 Впрочем, выражения Иоаннова «приобщаю здесь самую точную копию» и под. иногда следует понимать условно, ибо дело ограничивается приведением из документа только отрывков и притом с поправками против подлинника в тексте, хотя и незначительными по существу (напр. изд. 1795, ч. IV, стр. 53–77 ср. Бр. Сл. 1888, I, 10. 85. 167. 263). 1041 Мудрые и драгоценные наставления давал питомцах преосвященный – о том, чтобы ученики брались за дело изучения раскола с охотою, вниманием и прилежанием, ибо иначе не возможно надеяться на «хороший конец», – о том, чтобы, имея под руками руководство, не ограничивались им, но читали бы первоисточники, особенно уважаемые старообрядцами книги, – о том, наконец, чтобы при беседе с заблуждающимися, не делали им «огорчения», – хотя бы и сами заблуждающие своим поведением вызывали на то, – подражая кротости Христа и помня что нельзя «огнем огня угасить» (Наст. состяз. с раск. стр. I–VIII, М. 1839). – Одно время (между 1808–25 гг.) в Московской академии начались было уроки о расколе и о «средствах к вразумлению впадающих в него», но скоро прекратились (Собр. мн. и отз. м. Филар. II, 159–60).

http://azbyka.ru/otechnik/Petr_Semenovic...

1881, 11–12). 502 Medizinische Psychologie, 1852 г., 21–24 (Principes généraux de Psychologie physiologique... 1881, 14–17); ср. Kleine Schriften II, 200; III. 421; Mikrokosmus в 3-х томах; 5 изд. 1896–1909, II, 15–17. 503 Medizinische Psychologie, 1852 г., 27–29; (Principes généraux de Psychologie physiologique... 1881, 20–22); ср, Kleine Schriften III, 4. 504 Medizinische Psychologie, 1852 г., 25–26 (Principes généraux de Psychologie physiologique... 1881, 17–18). 505 Medizinische Psychologie, 1852 г., 26–27; (Principes généraux de Psychologie physiologique... 1881, 18–19); Mikrokosmus в 3-х томах; 5 изд. 1896–1909, I, 353. 507 Разумеется Р. Вагнер (Wentscher M, Lotze’s Gottesbegriff und dessen metaphysische Begründung. Halle a. S. 1893:107). 508 Medizinische Psychologie, 1852 г., 35–37 (Principes généraux de Psychologie physiologique... 1881, 28–30); Kleine Schriften, II, 451–452; Mikrokosmus в 3-х томах; 5 изд. 1896–1909, I, IX–X. 509 Medizinische Psychologie, 1852 г., 37–39 (Principes généraux de Psychologie physiologique... 1881, 30–32); ср. Kleine Schriften, I, 263. 510 Medizinische Psychologie, 1852 г., 40–41 (Principes généraux de Psychologie physiologique... 1881, 33–34). 511 Medizinische Psychologie, 1852 г., 41–43 (Principes généraux de Psychologie physiologique... 1881, 33–35). Подробный разбор гипотезы о жизненной силе дан у Лотце в его Allgemeine Physiologie d. körperlich. Lebens, 1851 г., 25–36; 94–105 и в статье Leben u. Lebenskraft (Kleine Schriften, I, 130–220). 512 Medizinische Psychologie, 1852 г., 43 (Principes généraux de Psychologie physiologique... 1881, 35–36). 513 Medizinische Psychologie, 1852 г., 43–44 (Principes généraux de Psychologie physiologique... 1881, 36–37); cp. Kleine Schriften, II, 138, 142, 458; III, 244. 514 Medizinische Psychologie, 1852 г., 44–45 (Principes généraux de Psychologie physiologique... 1881, 37–38). 515 Medizinische Psychologie, 1852 г., 56–57 (Principes généraux de Psychologie physiologique... 1881, 49–51); ср.

http://azbyka.ru/otechnik/Dmitrij_Mirtov...

   001    002    003    004    005    006    007    008    009   010