2 В рукописи лекция представлена не полностью. Продолжение лекции см. в: ОР РНБ. Ф. 253. Ед. хр. Д. 135. «Заметки (5) о богослужебных книгах: триоди постной и цветной, типиконе, требнике, служебнике и др. Л. 48 – 67 об. 4 Программа лекций Николая Фомича за 1880/1881 учебный год сохранилась в: НАРТ. Ф. 10. Оп. 1. Ед. хр. 7613 (Дело совета КазДА с программами испытаний магистерских студентов IV к.). Л. 17–18. Автограф Н. Ф. Красносельцева . 5 Отчет о деятельности Казанской духовной академии за 1877/1878 учебный год. Казань, 1878. С. 40. 7 В отчете сказано: «Доцентом Николаем Красносельцевым По литургике студентам II курса, по введении в науку, преподано о христианском богослужении в его составных частях; студентам III курса – о богослужебном песнопении, чтении Св. Писания, о действиях сакраментальных и о богослужебных чинопоследованиях в их целом составе» (Отчет о деятельности Казанской духовной академии за 1877/1878 учебный год. Казань, 1878. С. 34). 8 Одну в сентябре (Протоколы заседаний совета Казанской духовной академии за 1880 г. Казань, 1880. С. 227) и две в январе (Протоколы заседаний совета Казанской духовной академии за 1881 г. Казань, 1881. С. 23). 9 В марте (Протоколы заседаний совета Казанской духовной академии за 1881 г. Казань, 1881. С. 79) 10 У лекции, представленной на л. 28 об. – 32 об., имеется другая запись, представленная на л. 5 – 8 об. Публикуется в Приложении 1. 17 В рукописи – Робана. Рабан Мавр (ок. 780 – 856) – немецкий богослов и писатель, архиепископ Майнцский. Вероятно, имеется в виду сочинение Мавра “De institutione clericorum libri tres”//PL 107/1. Col. 294–420. 18 Валафрид Страбон († 849) – средневековый латинский поэт и богослов. Вероятно, имеется в виду сочинение Страбона под названием “De rerum ecclesiasticarum exordiis et incrementis, sive de rebus ecclesiasticis”//PL 114. Col. 919–966. 20 В рукописи – Атомского. Гонорий Отёнский [Августодунский] (1075/1080 – ок. 1156) – католический богослов, философ и историк. Вероятно, имеется в виду сочинение Гонория “Gemma animae, seu de divinis officiis et antique ritu missarum...”//PL 172.

http://azbyka.ru/otechnik/Nikolaj_Krasno...

1171 Фр. ‘предупреждаю Вас... памятник, вероятно, фальшивый’. Речь идет о «перстне Соломона» (см. выше примеч. 1159). 1172 Возможно, имеется в виду ал-вазари – вид парчи, изготовлявшийся в селении Вазар, близ Самарканда. 1174 Граф Н. П. Игнатьев, занимавший пост министра внутренних дел с 4 мая 1881 г. по 30 мая 1882 г. 1178 О. Антонин мечтал устроить в Хирбет-Насара русское православное селение. См. выше дневник за 18 июля. 1179 Богословская школа в монастыре Святого Креста, созданная Патриархом Кириллом II в 1855 г., была закрыта в связи с отсутствием финансирования в 1876 г. Вновь открыта Патриархом Иерофеем 12 октября 1881 г. (см. ниже). Подробнее: Соколов И. И. Богословская школа Креста в Иерусалиме. Исторический очерк//Сообщения ИППО. 1906. Т. XVII. Вып. 3. С. 409–459. 1180 Дитмар Владимир Федорович (1840–1894) – юрист и дипломат. Окончил Санкт-Петербургский университет (1862), кандидат права. Туркестанский городовой судья, участник дипломатической миссии в Бухару (1870) и Хивинского похода (1873). Церемониймейстер Высочайшего Двора в звании камер-юнкера (1874). В распоряжении Виленского, Ковенского и Гродненского генерал-губернатора (1875). Действительный статский советник (1883). 1201 Барклай Джозеф Т. (Barclay Joseph; 12.08.1831–22.10.1881), епископ Иерусалимской англиканской кафедры (1879–1881). Уроженец Ирландии, окончил Тринити Колледж в Дублине. Активный проповедник христианства среди евреев Иерусалима в 1861–1870 гг. Переводчик Талмуда на ангийский язык (The Talmud; With Illustrations and Plan of the Temple. Translations of selections. London, 1878). 1208 Мицкевич Аркадий Николаевич (1831–07.01.1909) – гофмейстер, чиновник Министерства финансов. Известный петербургский меценат, много путешествовавший по Европе и Востоку. В 1909 г. завещал свое богатое собрание предметов искусства Музею Псковского Археологического Общества (ныне в собрании Псковского музея-заповедника). 1213 Буткевич (Будкевич) Иосиф-Казимир Константинович (18.04.1841–03.12.1895) – художник, друг М. М. Антокольского, И. Е. Репина, Г. И. Семирадского. Приехал в Святую Землю в качестве секретаря А. Н. Мицкевича.

http://azbyka.ru/otechnik/Antonin_Kapust...

11.1. В 1881 г. настоятель Михаило-Архангельского монастыря в Козьмодемьянском уезде Казанской губернии игумен Паисий (Ерин) 34 напечатал в Казани четыре рассказа странника (К-1881). Упоминание о духовном отце в названии рассказов и характерные чтения в начале первого рассказа указывают на принадлежность текста, использованного при подготовке editio princeps, к редакции Михаила Козлова. Из предисловия ко второму изданию 1883 г. следует, что Паисий (Ерин) переписал текст рассказов странника у не названного по имени старца–схимника на Афоне (К-1883: 3. Ср.: К-1884: 3), однако в путевом дневнике Паисий (Ерин) отметил, что 24 сентября 1868 г. он встретил схимонаха Михаила, который ранее был старообрядцем (Ерин. 1881: 144), то есть Михаила (Козлова). Вероятно, принадлежавший Паисию (Ерину) список рассказов странника был изготовлен вскоре после этой встречи. 11.2. Сопоставление текста К-1881 с текстом редакции Михаила (Козлова) по рукописи Мух-293 показывает, что при подготовке к изданию было сокращено название текста, из заглавий рассказов удалены датировки, из второго рассказа удалено повествование о чудесном избавлении от волка при помощи четок старца и изложение беседы на постоялом дворе с писарем и учителем, а также было опущено описание странника, находившееся в конце текста. Кроме того, в текст были внесены существенные стилистические и смысловые изменения: Редакция Михаила (Козлова) (Мух-293) К-1881 Где тебе, неучу, читать Библию ? Вам и читать-то ее не велено, нам только велено ее читать (л. 41 об.). Где тебе самому разуметь Библию? Не только вам, но и нам читать-то ее без руководства Св. Церкви не велено (с. 3). он ушел от меня (л. 41 об.). священник отослал меня от себя (с. 4). не в бегании на общественные славословия (л. 43 об.). не в обычном только хождении на общественные славословия (с. 6). благоговейного знахаря (л. 46). ответного водителя (с. 10). невооруженным глазом (л. 50 об.). неогражденным глазом (с. 17). ходил к нему с откровением (л. 51). ходил к нему с простосердечным исповеданием и откровением (с. 18).

http://azbyka.ru/otechnik/Patrologija/is...

Собором 1877 года определен сюда Павел Цуда, а с одиннадцатого месяца дан ему помощником Петр Кавано. С десятого месяца этого года стали определенно избираться в этой Церкви сицудзи. Во втором месяце 1878 года здесь был о. Анатолий для совершения крещений. Собором 1878 года назначен в Оказаки Стефан Оогое. С девятого месяца сего года здесь определенно стали выбираться казначеем и советники (гию), а месячный взнос, начатый еще с Цуда, упорядочен. В десятом месяце прибыл на помощь Оогою Иоанн Онгивара. Собором 1879 года также Оогое и Онгивара назначены для Оказаки, но с четвертого месяца 1880 года Оогое, по болезни, вернулся в Тоокёо. Собором 1880 года назначен Петр Сасагава, состоящий здесь и доселе. В помощники ему дан был Иеремия Сибата, но он до конца 1880 года проповедывал в Сингехара и Цириу (бесполезно), а с генваря 1881 года до Собора – в Нагоя, так что Петр Сасагава всегда трудился здесь один. Иеремия, впрочем, теперь несколько помогает. Определенными священниками для Оказаки и окрестных мест были: с 1879 год по июль 1881-го – о. Тимофей Хариу; с Собора 1881-го – о. Павел Таде, но он с 6-го генваря 1882 года заболел простудой, безуспешно лечился в Оказакском госпитале и 22 марта умер от чахотки вследствие простуды; для погребения отвезен в Нагоя, так как в Оказаки еще не кончились затруднения касательно христианского погребения. (Затруднения эти подняты бонзами по поводу христианского погребения жены Никанора Вакабаяси, умершей в одиннадцатом месяце 1880 года. Начавшаяся по этому поводу тяжба язычников с христианами кончилась в двенадцатом месяце 1881 года в пользу христиан. Но язычники, подстрекаемые бонзами [Монтосиу], во втором месяце 1882 года подали на апелляцию; до сих пор однако не видно никаких результатов сего; должно быть, так и кончится). В настоящее время проповедь здесь производится в четырех местах: 1 . В Квайдо: по воскресеньям и средам вечером с «хино куре». Собирается человек десять христиан, для которых Сасагава объясняет Священное Писание ; язычников не приходит.

http://azbyka.ru/otechnik/Nikolaj_Japons...

я помолился, поцеловал тот клочок земли, на котором Бог удостоил меня недостойного своей милости   (А-57, л. 36 об.) и помолившись в землянке, я поцеловал тот клочок земли, на котором Бог удостоил меня такой великой милости (Рассказ, 1893, с. 19) Далее приведем некоторые совпадающие чтения Сергиевской и Сокращенной редакций, отличающиеся от соответствующих чтений издания 1881 года, что свидетельствует о независимости текста Сокращенной редакции от первого печатного издания: Когда случалось приходить в церковь , то длинная пустынная служба казалась краткою (Рассказ, 1881, с. 23) бывало, стоишь в церкви, и длинная монастырская служба кажется коротка (Рассказ, 1893, с. 10) Настало стремя рубки леса (Рассказ, 1881, с. 44) Наконец пришло время рубки леса (А-57, л. 36) Наконец пришло время рубить лес (Рассказ, 1893, с. 19) Следовательно, источником Сокращенной редакции является или Афонская, или, скорее всего, Сергиевская редакция, что косвенно подтверждает афонское происхождение этих редакций, поскольку издание Сокращенной редакции было осуществлено Русским Пантелеимоновым монастырем. Подводя итоги предварительного текстологического изучения известных рукописных и печатных редакций, можно сделать следующие выводы. В начале 60-х годов XIX столетия в Русском Пантелеимоновом монастыре на Афоне отцом Михаилом был составлен «Искатель непрестанной молитвы». Наиболее ранним известным текстом, восходящим к сочинению отца Михаила, является «Рассказ странника, искателя молитвы» в Оптинской редакции (не ранее 1859 года). Текст более поздней Афонской редакции, возможно списанный игуменом Паисием во время его пребывания в Пантелеимоновом монастыре, был использован для издания 1881 года, в котором был напечатан с внесенными издателем изменениями. Поскольку игумен Паисий находился на Афоне в 1866–1869 годах, то, следовательно, время возникновения этой редакции – не позднее 1869 года. Тогда к периоду 1859–1869 годов относятся, по меньшей мере, две редакции – Оптинская и Афонская. Следующей версией рукописного текста является Сергиевская редакция, а печатного – редакция епископа Феофана 3атворника (издание 1884 года), при подготовке которого была так же использована и одна из рукописных редакций. Сокращенная редакция 1882 года восходит либо к Афонской, либо к Сергиевской редакциям и была опубликована независимо от издания 1881 года.

http://azbyka.ru/otechnik/Arsenij_Troepo...

По преданию, Д. Г. еще при жизни удостоился даров чудотворения и власти над нечистым духом. В Житии указано, что он управлял Додос Рка 25 лет (по др. ркп.- 52 года) и скончался в возрасте 90 лет (ПДГАЛ. 1968. Т. 4. С. 415). Преподобный похоронен в мон-ре Додос Рка в своей келлии, на месте к-рой в IX в. была высечена малая купольная церковь. По свидетельству Жития, «пыль из могилы святого исцеляла людей от всех болезней. На могиле изображен лик святого в виде усопшего, в то время как на стенах его могилы - сцена его вознесения ангелами на небеса» (ПДГАЛ. 1968. Т. 4. С. 418). По сведению письменных источников XVIII-XIX вв., в основном из архивных материалов свящ. П. Карбелашвили (ЦГИАГ. Ф. 1461. Ед. хр. 47), а также эпиграфического материала, усыпальница Д. Г. находилась в сев. рукаве малой купольной церкви; по описанию Сабинина, во 2-й пол. XIX в. усыпальница и храм были засыпаны песком (Сабинин. Рай. С. 292; он же. 2004. С. 549). 16 марта 1880 г. по инициативе Сабинина гробница Д. Г. была вскрыта, «очистили церковь, и показалась могила, гладко оштукатуренная, а на ней изображен лик преподобного Додо, и имела могила отверстие для продевания руки в нее, дабы богомольцы брали оттуда землю для евлогии и приходящих с упованием» (Сабинин. Рай. С. 638). Мощи Д. Г. были перенесены из опустевшего мон-ря Додос Рка в Давидгареджийскую лавру и упокоены на могиле прп. Давида Гареджийского. 19 марта Сабинин и местный кн. Спиридон заказали в Тифлисе раку из орехового дерева (Бердзенов. 1881. С. 3; Сабинин. 1881. С. 3). Однако когда рака была доставлена в Гареджи, архим. Макарий, воспользовавшись отъездом Сабинина в Россию, направил донос в Грузино-Имеретинскую синодальную контору, в результате чего появилась резолюция о погребении мощей Д. Г. в церковном дворе. Настоятель мон-ря архим. Григорий (Дадиани) последовал приказу, братия «на скорую руку смастерили небольшую деревянную раку и поместили туда благословенные и священноблагоухающие мощи святого Додо, которые по распоряжению того же Макария были похоронены в монастырской ограде, там, где в прошлом так же были захоронены святые мощи преподобного Шио Младшего и других мучеников, поминающихся 1 июня» (Сабинин. Рай. С. 639; Кекел. S 3283d). Эти действия вызвали неоднозначную реакцию общественности: был опубликован критический отзыв И. Бердзенишвили, возникла полемика (Бердзенов. 1881. С. 3; Сабинин. 1881. С. 3; Макарий, архим. 1881. С. 2; Папуашвили. 1989. С. 271-281), после чего мощи Д. Г. были упокоены в Преображенской ц. Поскольку результаты расчистки двора лавры, осуществленные в нач. XXI в., не выявили следов первичного захоронения раки во дворе, сведения, опубликованные Сабининым, нельзя считать вполне достоверными.

http://pravicon.com/info-2189

8 апреля 1879 г. – вступил в брак с Наталией Николаевной Дохтуровой; венчались в Спасо-Преображенском, всей артиллерии, соборе г. Санкт-Петербурга. 12 января 1880 г. – родилась дочь Вера. 25 сентября 1880 г. – назначен адъютантом к товарищу (заместителю) Его Императорского Величества генерал-фельдцейхмейстера. 12 апреля 1881 г. – произведен в штабс-капитаны. 21 июня 1881 г. – родилась дочь Наталия. 4 августа 1881 г. – командирован во Францию на маневры французских войск. 30 августа 1881 г. – за отлично-усердную и ревностную службу награжден орденом Святого Станислава 2-й степени. 31 октября 1881 г. – назначен ктитором Сергиевского, всей артиллерии, собора в Санкт-Петербурге. 30 января 1882 г. – награжден французским офицерским крестом ордена Почетного Легиона и черногорским орденом Данилы 1-го IV-й степени. 14 января 1883 г. – родилась дочь Леонида. 6–28 мая 1883 г. – награжден Румынским Железным крестом и темно-бронзовой медалью на Александровской ленте в память Священного Коронования Их Императорских Величеств 15 мая 1883 г. в Успенском соборе Московского Кремля. 28 мая 1883 г. – награжден Его Величеством князем Болгарским орденом Святого Александра 3-й степени. 30 августа 1884 г. – награжден орденом Святой Анны 2-й степени. 2 сентября 1886 г. – родилась дочь Екатерина. 24 декабря 1888 г. – зачислен в запас Гвардейской конной артиллерии. 15 апреля 1890 г. – приняв решение стать священником по благословению о. Иоанна Кронштадтского , вышел в отставку штабскапитаном с мундиром. 7 января 1891 г. – произведен в полковники для сравнения (уравнивания) со сверстниками. 1891 г. – переезд в Москву с семьей. 26 февраля 1893 г. – рукоположен в диакона в Московской Синодальной церкви Двенадцати апостолов. 28 февраля 1893 г. – рукоположен в пресвитера и приписан к Кремлевской Синодальной церкви Двенадцати апостолов. Реставрировал и украшал на свои средства церковь во имя апостола Филиппа (верхний при дельный храм церкви Двенадцати апостолов в Кремле) и церковь Двенадцати апостолов.

http://azbyka.ru/otechnik/Serafim_Chicha...

409. Рождество – Богородицкий , женский, 3-го класса, в местечке Иллуксте, Курляндской губ., Иллукстского у., в 264 вер. к юго-вост. от Митавы и в 4 вер. от левого берега р. Двины. Он был первоначально мужским и основан в 1816 г., а в 1880 г. преобразован в женский с припискою к нему заштатного Духова мон. в Якобштадте со всеми его угодьями. С 1881 г. здесь существует трехклассное училище с приготовительным классом. Орановский, “Курлянд. губ.”, 474; “Собр. узак. и распор. правит.”, 1881 г., 76, ст. 504; “Извл. из отч. Об. Пр.”, 1850 г., 90 (вместо угодий положено производить ежегодно по 210 р.); 1852 г., 87 (надел. лесом); 1880 г., 98 (преобразов. в женский); 1881 г., 70 (устройство м-ря); 1884 г., 242 (училище); “Церковн. ведом.”, 1889 г., 48, прибавл., 1478 (женское духовн. училище при м-ре). 410. Рождество – Богородицкий , женский, общежительный, Смоленской губ., Бельского у., в приходе села Комары, при сельце Федоровском, в 24 вер. от Бельска. Учрежден в 1865 г. под именем женской общины, в имении вдовы ген.-майора Гаузен; в 1881 г. община переименована в общежительный монастырь. При м-ре находится школа. “Собр. узак. и распор. правит.”, 1865 г., 16, ст. 83; 1881 г., 59, ст. 318; “Извл. из отч. Об. Пр.”, 1884 г., 245; “Рождество-Богор. община в Бельском у. Смол. губ.”, Смоленск, 1869 г., перепечатано из журн. “Странник” за сентябрь 1869 г. 411. Рождество – Богородицкий , женский, общежительный, Тамбовской губ., Темниковского у., в 1½ вер. от Темникова. Учрежден под именем женской общины, основанной около 1823 г. несколькими женщинами при загородной Николаевской церкви и в 1835 г. вверенной надзору епархиального начальства. После сооружения в 1854 г. каменного храма Рождества Богородицы, община в 1855 г. принята под покровительство духовного и гражданского ведомств с укреплением за нею приобретенной земли, в количестве 33 дес. В 1859 году переименована в общежительный монастырь. М-рь содержит приют со школой. “Сенат. ведом.”, 1856 г., 7; 1859 г., 73; Хитров, “Ист. стат. опис. Тамбов. епар.”, 241, 270; “Извл. из отч. Об. Пр.”, 1855 г., 9 (принят. в духов. вед.); 1884 г., 245 (приют); “Прибавл. к Церковн. вед.”, 1888 г., 1, 17; Григорович, “Обзор учрежд. правосл. м-рей 1764–1869 г.”, 131.

http://azbyka.ru/otechnik/Spravochniki/o...

Перовская Софья Львовна (1853–1881), дочь действительного статского советника. В 1870 г. ушла из дома и занялась революционной деятельностью. В 1879 г. вошла в Исполнительный комитет «Народной воли» и деятельно участвовала в двух неудавшихся покушениях на Александра II в 1879 г. и 1880 г. В 1881 г., после неожиданного ареста Желябова, возглавила группу, совершившую убийство императора. Все трое повешены 3 апреля 1881 г. в С.-Петербурге. Навроцкий – псевдоним Саблина, мужа Геси Гельфман, участницы покушения, приговоренной к смерти вместе с другими первомартовцами, но помилованной и покончившей с собой в тюрьме. На их квартире проходили совещания заговорщиков и готовились бомбы. Тригони Михаил Николаевич (1850–1917), сын генерала, окончил Новороссийский университет в Одессе. С 1879 – участник «Народной воли»; единственный член ее Исполнительного комитета, живший на легальном положении (занимался адвокатурой под своей фамилией). В 1880 г. основал одесскую народовольческую организацию. Арестован 27 февраля 1881 г. По «процессу 20-ти» осужден на 20 лет каторги, которую отбывал в Алексеевском равелине и Шлиссельбургской крепости. В 1902 г. сослан на Сахалин. С 1906 г. жил в Крыму. 547 Иногда в стихах содержится больше информации и чувства, чем в самом тексте дневника. О. Антонин видит в цареубийстве 1 марта помимо «адского умысла» революционеров-террористов также и «перст Божий» – наказание Александра II за измену, за раздвоение между двумя женщинами – императрицей Марией Александровной и княжной Е. М. Долгоруковой (с 5 декабря 1880 г. светлейшей княгиней Юрьевской). «Она», «Праведная» – императрица Мария Александровна († 22 мая 1880). Всех поразила поспешная морганатическая женитьба царя (6 июля 1880 г.) , не дождавшегося даже окончания положенного траура. 549 1 апреля по церковному календарю совершается память преп. Марии Египетской, в честь которой были названы большинство русских Марий. В данном случае о. Антонин имеет в виду Марию Гавриловну Смирнову (Змирову), ризничую Русской Духовной Миссии в Иерусалиме (см.

http://azbyka.ru/otechnik/Antonin_Kapust...

До 1881 г. священник помещался в ветхом, каменном одноэтажном домике, построенном в 1802 году для церковной сторожки; диакон и 2 псаломщика помещались в деревянном, одноэтажном, с подвалом, доме, на 7-ми саж. длины и на 4-х в ширину, построенном в 1834 г. прихожанами на отведенном ими усадебном месте. В 1877 г., когда каменный домик священника пришел в совершенную ветхость и, как стоящий не на плану, предназначен был к сломке, а дом диакона и псаломщиков требовал перестройки, тогда прихожане и причт порешили – построить один большой каменный дом, для помещения всего причта и просвирни, на усадебном месте крестьянина Андрея Васильева Корешова, а ему отдать участок, прежде занимаемый домами причта, а равно отдать и самые дома, причтом занимаемые; участок же Корешова отдать в полную собственность приходской церкви. 28 декабря 1877 г. крестьяне составили об этом общественный приговор, на который последовало, 7 июня 1880г., утверждение Святейшего Синода, а 28 ноября 1880 – совершена, у нотариуса Успенского, дарственная запись, утвержденная 5 декабря того же года окружным судом. 30 января 1881 г. совершен ввод церкви во владение тем участком, по вводному листу от 30 января 1881 г., за 170. По указу духовной консистории от 16 июня 1878, за 1935, и по проекту архитектора Буланова, утвержденному 31 июля того же года, на уступленном крестьянами участке заложен, 20 августа 1878 г., каменный двухэтажный дом, с нижним полуэтажом, на 11-ть саж. по лицу и 6-ть саж., во двор. С 13 августа 1881 г., по окончательной отделке дома, причт в него переселился. Прежний участок, в размере 400 кв. саж. передан Корешову; ветхий дом священника, по указу духовной консистории от 6 октября 1881 г., за 3161 сломан, а материал его употреблен частью на постройку прачечной при новом доме, частью продан и вырученные за продажу деньги пошли на ту же прачечную. На постройку нового дома, кирпичными заводчиками было пожертвовано кирпичей на 905 р., от лесопромышленников Николая Ивановича Русанова и Ильи Феодуловича Громова – лесных материалов на 378 р., от церковного старосты Ивана Ивановича Зотова – две плитные необделанные ступени и 50 кусков войлоку на 50 р., от прихожан, крестьян села Рыбацкого и деревни Усть-Славянки пожертвовано деньгами 375 р. Всего же на постройку дома, со всеми службами, употреблено, с включением материала, 21587 р. 76 к. Постройка произведена заботами протоиерея Флоровского и церковных старост: Ивана Ивановича Зотова, а потом – сына его Петра Ивановича Зотова.

http://azbyka.ru/otechnik/Spravochniki/i...

   001    002    003    004    005    006    007   008     009    010