К концу июля стены церкви были подведены под крышу. Декоративная отделка фасадов и интерьера потребовала дополнительного изучения средневекового русского искусства, и участники кружка предприняли поездки в Ростов, Ярославль и другие города. В течение лета храм был украшен резным орнаментом. На валике, обрамляющем вход, в орнамент включены изображения, связанные с христианской символикой и евангельскими сюжетами: Агнец олицетворяет Христа; голова осла напоминает о торжественном входе Христа в Иерусалим; петух – об отречении апостола Петра; ангел, лев, орел и телец символизируют евангелистов и т. д. Под главой церкви выложен фриз из разноцветных изразцов, придавший впечатление легкости мощному барабану. Позднее над входом было помещено изображение Спаса Нерукотворного (1882) работы Поленова, а печная труба в углу крыши покрыта изразцами (1890-е). В оформлении интерьера церкви ведущая роль принадлежала В. Д. Поленову. По его эскизам выполнены иконостас, киоты, подсвечники, запрестольный крест, паникадило, свадебные венцы, хоругви и другая церковная утварь. Двухъярусный иконостас восходит к интерьерам деревянных сельских церквей русского Севера. Иконы традиционного письма, собранные участниками Мамонтовского кружка, соседствуют в нем с авторскими произведениями. В иконостасе – «Спас Нерукотворный» (1881–1882) И. Е. Репина, «Николай Чудотворец» (1881) Н. В. Неврева, «Сергий Радонежский» (1881) и «Богоматерь» (1882) В. М. Васнецова, «Благовещение» (1882) В. Д. Поленова и другие произведения абрамцевских художников. Впервые в православном храме иконы были выполнены в реалистической манере, предвосхитившей работы Васнецова во Владимирском соборе (1885–1896) в Киеве. На северной стене – рельеф «Голова Иоанна Крестителя» (1880-е) работы М. М. Антокольского, на южной – икона «Святые князь Федор с сыновьями Константином и Давидом» (1890-е) Е. Д. Поленовой. Клиросы расписаны изображениями цветов и бабочек Васнецовым. По его же рисункам выполнен мозаичный пол со стилизованным цветком и датой строительства: 1881–1882 по-старославянски. В 1892 г. в церкви поставил печь М. А. Врубель. Оформление документов на храм заняло все лето 1881 г. Осенью, когда церковь уже была построена, состоялась ее официальная закладка, а летом следующего года – обряд освящения во имя Спаса Нерукотворного.

http://sobory.ru/article/?object=00084

Получив об этом известие чрез благочинного монастырей 12 марта за 41, старшая братия сдала подряд с торгов на устройство ограды инженеру П.К. Апостолопуло, а 21 мая 1881 г. было совершено архиепископом Павлом освящение основания новых врат и ограды. При этом Высокопреосвященнейший владыка произнес слово, в котором разъяснил значение для иноков, ограды, которая должна охранять их от соблазнов мира, и врат, которые должны служить общению иноков со всею Христовою церковью и проводить доброе влияние иноков в мир. Начатая в мае 1881 г. постройка ограды закончена была в августе 1882 г. и освящена была им же, архиепископом Павлом, за несколько дней до выезда его в Грузию, куда он назначен был экзархом, и куда выехал 18 августа. Между тем монастырь оставался без настоятеля. Это вредно отражалось на нравственности иноков. Поэтому спустя недолгое время после освящения соборной церкви, старшая братия 15 мая 1881 г. обратилась к высокопреосвященному Павлу с прошением об утверждении игумена Феофана настоятелем монастыря, но получила ответ его, что это не возможно сделать без ведома Св. Синода. Тогда братия упросила архиепископа назначить игумена Феофана хотя членом управляющей монастырем комиссии старшей братии, и поручить ему надзор над нравственностью иноков. Эту просьбу братии архиепископ Павел исполнил неофициально, и 21 мая 1881 г. написал братии: «Для поддержания в монастыре должного порядка, установленного монастырским уставом, нахожу необходимым впредь до назначения настоятеля вверить нравственный надзор за братиею монастыря и ограждения устава от нарушений игумену Феофану на правах настоятеля, оставляя монастырское хозяйство в ведении старшей братии монастыря в месте с игуменом Феофаном. Давая о сем знать, внушаю братии оказывать игумену Феофану при исполнении им своих обязанностей должное повиновение». Это распоряжение архиепископа Павла было встречено братиею с великою радостью. О. Феофан 20 октября 1881 г. вошел к высокопреосвященному Павлу с прошением, чтобы он сделал архипастырское распоряжение о строгом соблюдении и точном исполнении братиею обители правил устава Паисия Величковского , дабы в обители царствовали тишина, братская любовь и духовное житье.

http://azbyka.ru/otechnik/Istorija_Tserk...

Но Петр III оставался на российском престоле недолго. В результате очередного переворота к власти пришла его супруга – Екатерина II. Именным указом от 7 марта 1765 г. императрица приняла Корпус под свое непосредственное ведение. Управление Корпусом было возложено на генерал-поручика Ивана Ивановича Бецкого. В 1767 г. начальник 1-го Кадетского корпуса генерал-лейтенант Бранд отвел для лютеранской церкви старую одноэтажную пекарню в боковом флигеле главного корпуса; она была переделана и освящена. 600 В 1777 году по приказу генерала Пурпура в кирхе была устроена кафедра и алтарь. 601 Эту церковь могли посещать не только кадеты, но и все лютеране, жившие в соседних кварталах. В 1779 году отечественный историк Г. Богданов упоминал об этом храме как об одной из приходских церквей Санкт-Петербурга: «Кирка на Васильевском острову, при Кадетском корпусе». 602 А его собрат по перу – Федор Туманский, в своем очерке, опубликованном в 1792 году, также уделил этому храму несколько строк: «В Сухопутном Кадетском Корпусе лютеранская церковь заведена в 1732 году. Пастору производится жалования 370 рублей». 603 С 1786 по 1794 гг. Корпусом управлял генерал-адъютант граф Фридрих (Федор Евстафьевич) Ангальт, сын наследного принца Ангальт-Дессауского. Граф Фридрих Ангальтский (1732–1794), с 1783 года на русской службе. В 1786 г. граф получает пост Главного инспектора войск Петербургской губернии, а также Лифляндии и Эстонии. 8 ноября 1786 г. он становится главой Кадетского корпуса – самое важное его место службы в России. Вплоть до своей смерти в 1794 г. он возглавлял Кадетский корпус. Благодаря введению современных по тем временам методов воспитания, ежедневному посещению корпуса и личной симпатии, он, не имевший своей семьи, стал «отцом русских кадетов». Граф снимал вместе со своим слугой дом Штельпманна на Красном мосту через Мойку за Адмиралтейством. Уже в 5.00 часов утра после 45-минутной прогулки он был в корпусе и будил своих воспитанников словами «Вставайте, дети мои!». Зимой он шел прямой, но очень опасной дорогой, по льду замерзшей Невы.

http://azbyka.ru/otechnik/Avgustin_Nikit...

А., прот. Исторический очерк единоверия. СПб., 1867. С. 31). Однако действия Ж. были успешными. 23 февр. 1789 г. он освятил в Климовом посаде ц. в честь Успения Пресв. Богородицы, куда ранее ходили инокини старообрядческого климовского Казанского мон-ря, желавшие иметь священство. Богослужение Ж. совершал по старопечатным книгам. Прихожан было не много, даже «согласные» на единство с РПЦ опасались новшеств; затем число молящихся увеличилось. В том же году были основаны 2 единоверческие церкви: в Злынке - в честь Вознесения Господня и в Зыбкой - в честь Преображения Господня, освященные соответственно в 1794 и 1795 гг. В 1791 г. Ж. освятил ц. во имя Живоначальной Троицы в бывш. беглопоповской Успенской Никодимовой пуст., переименованной в Свято-Троицкую. Осенью 1791 г., перед возвращением в С.-Петербург, Ж. был возведен в сан протоиерея. Вернувшись в столицу, продолжал служить в Свято-Троицкой ц. на Б. Охте. Дело, начатое Ж., развивалось, и в 1794-1795 гг. в Стародубье было заложено или освящено 6 единоверческих церквей. Все годы служения Ж. собирал источники и предания о центрах и согласиях старообрядчества, на основании которых составил «Полное историческое известие о древних стригольниках и новых раскольниках, т. н. старообрядцах, собранное из потаенных старообрядческих преданий, записок и писем» (1-е издание: Полное историческое известие о старообрядцах, их учении, делах и разногласиях, собранное из потаенных старообрядческих преданий. СПб., 1794. 3 ч.; во 2-м издании (СПб., 1795. 4 ч.) добавлены сведения о стригольниках ; последнее издание - СПб., 18906). В этом труде, в наст. время не потерявшем своего значения, опубликован ряд утраченных источников по истории старообрядчества, напр. фрагменты постановления собора в Новгороде 1692 г., приведен обзор, часто краткий и не всегда достоверный, всех известных тогда старообрядческих согласий, к к-рым автор относил духовных христиан и последователей др. сект. Сочинение завершается сведениями о единоверческих приходах и «Краткой повестью о обращении из раскола многогрешного Ксенофонта, а по поставлении в иночестве Киприана, писанной им самим».

http://pravenc.ru/text/182357.html

Протоиерей лейб-гвардии Измайловского полка о. Симеон Александров, за неустрашимость в кампаниях 18121831 гг. Протоиерей лейб-гвардии Егерского полка о. Василий Моисеев, за похвальное мужество в сражениях с 1806 г. Протоиерей лейб-гвардии Конного полка о. Стефан Гордиевский, за отличие в походах и сражениях с 1805 по 1831 гг. Священник Московского гренадерского полка о. Савва Соловьев, за отличие в походах 1794 г. в Польше и 1798 г. в Австрии, Италии и Швейцарии, до возвращения в Россию. Протоиерей Сумского Гусарского полка о. Василий Ставровский, за отличие в походах и действительных сражениях с Чугуевским полком в 17921800 гг. Священник лейб-гвардии Павловского полка о. Захария Москевич, за мужество и неустрашимость при исполнении пастырского долга в походах с 1806 г. Священник Таврического гренадерского полка о. Тимофей Таранецкий, за поход в армии Суворова в 1794 г. и за кампанию 1805 г. и 1807 г. Священник Владимирского пехотного полка о. протоиерей Померанский, за походы с 1794 г. по 1808 г. Протоиерей Елизаветградского гусарского полка о. Алексей Роговский, за отличное мужество в походах и сражениях 17891794 гг. Священник 17-го Егерского полка о. Петр Егоров, за похвальное самоотвержение при взятии штурмом крепости Ганжи. Священник Кременчугского мушкетерского полка о. Иаков Усевич, за отличие в 1808 г. в Шведской кампании. Священник Саратовского мушкетерского полка о. Алексей Любавский, за военные отличия в походах и сражениях 1812 г. Флотский священник о. Павел Пуходинский, за боевые отличия в походах и делах 17901800 гг. Протоиерей Днепровского пехотного полка о. Василий Полянский, за неустрашимость в 1812 г. во время военных действий за границей. Священник Гридненского Гусарского полка о. Симеон Вартминский, за ревностную службу в Отечественную войну 1812 г. Священник Таврического драгунского полка о. Стефан Матвеенко, за военное отличие в походах 18121814 гг. Священник Смоленского пехотного полка о. Филипп Добротворский, за мужество во всех походах и сражениях с 1798 года по 1813 год, особенно в делах под Лейпцигом, где был контужен в бою и ранен.

http://azbyka.ru/otechnik/Istorija_Tserk...

Cедмица.RU Церковно-Научный Центр «Православная Энциклопедия» По Благословению Святейшего Патриарха Московского и Всея Руси Кирилла Функционирует при финансовой поддержке Министерства цифрового развития, связи и массовых коммуникаций Российской Федерации Святой преподобный Серафим Саровский и Свято-Троицкая Серафимо-Дивеевская обитель   Памятник преп. Серафиму в Сарове. Скульптор В.Клыков 19.07.1759 - Курск. В купеческой семье Исидора и Агафьи Мошниных родился младший сын Прохор. 1762 - Смерть отца Исидора Мошнина 1766 - Падение Прохора со строительных лесов с большой высоты, остается невредим 1769 - Болезнь, исцеление Божией Матерью 1776 - Паломничество в Киев. Отшельник Досифей направляет его в Саровский монастырь для становления на путь исихазма 20.11.1778 - Становится послушником в Сарове (игумен в Сарове - о. Пахомий); вверяется о.Иосифу. Различные послушания: пекарня, столярня... 1780-1783 - Водянка. Исцеление после видения Божией Матери 13.08.1786 - Принесение обетов. Прохор становится о.Серафимом Окт.1786 - О. Серафим посвящен в иеродиаконы 1788 - Основание Дивеевской общины Агафьей Мельгуновой (матерью Александрой) 13.06.1789 - Кончина матери Александры. Она берет обещание с оо. Пахомия, Исайи и Серафима присматривать за ее общиной 2.09.1793 - О. Серафим рукоположен в священники 1794 - Кончина игумена Пахомия. Избрание игуменом о.Исайи; он меньше заботится о монахинях 20.11.1794 - о.Серафим становится отшельником. Он уже известен как старец 1794-1798 - 1000 дней столпничества в начале отшельнической жизни. Питание травами 12.09.1804 - Преп. Серафим тяжело ранен двумя разбойниками и исцелен Божией Матерью 1806 - Отставка о.Исайи. Преп. Серафим отказывается от должности игумена. Избрание Нифонта. Преп. Серафим прекращает старческое попечение о братии. Духовная опека монахинь. 4.12.1807 - Кончина о.Исайи 1807-1810 - Преп. Серафим становится «молчальником» в своей пустыньке 1810 - Нифонт и монастырский собор обязывают его вернуться в монастырь 8.05.1810 - Преп. Серафим возвращается в монастырь и уходит в затвор

http://sedmitza.ru/text/713589.html

193 В 1793 году иеромонах Авдий, в уважение учености его и трудолюбия вызван был в дом преосвященного епископа Феоктиста на должность эконома, присутствующего в консистории и главного строителя в семинарии, 194 а 13 июля 1794 года произведен в Игумена и назначен настоятелем в Путивльский монастырь на место игумена Паисия. 195 В 1796 г. 16 февраля 196 игумен Авдий произведен в архимандрита и назначен настоятелем Преображенского Острожского монастыря и ректором Волынской семинарии, где и скончался 23 сентября 1807 г. Примечание. На место переведенного из Обоянского в Путивльский монастырь строителя Авдия предназначен был к переводу из Путивльского игумен Паисий, но сей, оскорбившись таковым принижением и другими невыгодными для него отзывами, в ордере преосвящ. еписк. Феоктиста, отказался и просил паспорта за границу. Заимствуем здесь из двух указов соображения, коими мотивирован был перевод Паисия и Авдия. «Поскольку в Путивльском монастыре имеется училище и духовное правление; сего ж монастыря игумен неучителен и судо-производного порядка незнающ, от чего его преосвященству и консистории происходят великие затруднения: того ради минувшего 1793 года июля 28 д. определено было его преосвященством перевесть в Путивльский монастырь настоятеля Белоградского Николаевского монастыря игумена Иустина, а игумена Паисия определить в Валуйский Успенский монастырь. Но как игумен Иустин в Путивльский монастырь не пожелал, а игумен Паисий поданным его преосвященству того же 1793 года августа 23 д. прошением просил об оставлении его, по прежнему, в Путивльском монастыре по старости и слабости его; сегож 1794 г. мая 1 дня на отзыве его Паисия, к его преосвященству, хотя дозволено его преосвященством присутствовать, по-прежнему в Путивльском духовном правлении, однако с тем, чтоб впредь поступал во всем подолгу звания своего, ныне же последовали на его игумена Паисия такие представления, по коим ему игумену быть в оном Путивльском монастыре настоятелем никак не совместно, того ради, перевесть его игумена Паисия в Обоянский монастырь настоятелем же, до открытия другого праздного в Белоградской епархии места, а в Путивльский монастырь к произведению в игумена представить Обоянского монастыря строителя иеромонаха Авдия, мужа в науках и добродетелях отличного, к правлению монастырем и училищем и к присутствованию в духовном правлении способного и рачительного, но с тем, чтобы он выдавал игумену Паисию по пятидесяти рублей в год из игуменского жалованья, полугодично 25 руб., по получении из казначейства, до определения его игумена Паисия на праздное игуменское место». Авдий в игумена произведен того же 13 числа июля 1794 г., а 14 рапортовал консистории, что Обоянский монастырь сдан им иеромонаху Мельхиседеку; почему и велено было ему принять Путивльский монастырь от игумена Паисия, а Паисию от иеромонаха Мельхиседека. 197

http://azbyka.ru/otechnik/Istorija_Tserk...

Барановке, близ г. Чёрного Яра (жен., основан в 1896 как жен. община, в 1902 преобразован в мон-рь, закрыт в 20-х гг. XX в.). Архиереи: архиеп. свт. Феодосий (Харитонов; 1602 - 19.12.1606), архиеп. Онуфрий (15.02.1615 - 23.07.1628), архиеп. Макарий (13.01.1629 - 28.01.1638), архиеп. Рафаил (17.05.1638 - 20.12.1640), архиеп. Пахомий (17.07.1641 - 31.05.1655), митр. сщмч. Иосиф (4.05.1656 - 11.05.1671), митр. Парфений (25.02.1672 - 5.10.1680), митр. Никифор (26.06.1681 - 28.10.1682), митр. Савватий (4.03.1683 - 1.07.1696), митр. Сампсон (2.02.1697 - 3.04.1714), еп. Иоаким (22.01.1716 - 23.06.1723), еп. Лаврентий (Горка; 8.09.1723 - 22.05.1727), еп. Варлаам (Линицкий; 7.09.1727 - 7.06.1730), еп. Лев (Юрлов; назначен в июне 1730, в епархию не прибыл, 2.10.1730 лишен сана, расстрижен и сослан), еп. Иларион (15.08.1731 - 9.06.1755), еп. Мефодий (10.05.1758 - 29.05.1776), архиеп. Антоний (Румовский; 27.08.1776 - 10.11.1786), архиеп. Никифор (Феотоки; 28.11.1786 - 16.04.1792), архиеп. Тихон (Малинин; 18.05.1792 - 14.11.1793), еп. Феофил (Раев ; 6.02.1794 - 11.03.1794), архиеп. Платон (Любарский ; 11.03.1794 - 18.08.1805), архиеп. Афанасий (Иванов ; назначен 18.08.1805, умер в день назначения), архиеп. Анастасий (Братановский-Романенко; 20.12.1805 - 7.12.1806), архиеп. Сильвестр (Лебединский; 25.01.1807 - 10.01.1808), архиеп. Гаий (Токаов; 10.01.1808 - 20.02.1821), архиеп. Иона (Василевский ; 22.04.1821 - 1.10.1821), архиеп. Авраам (Шумилин ; 29.10.1821 - 7.05.1824), архиеп. Мефодий (Пишнячевский; 27.06.1824 - 30.09.1825), архиеп. Павел (Саббатовский; 26.01.1826 - 7.02.1832), еп. Виталий (Борисов-Жегачёв 12.03.1832 - 4.12.1840), еп. Стефан (Романовский; 1.03.1841 - 4.12.1841), еп. Смарагд (Крыжановский ; 31.12.1841 - 12.11.1844), архиеп. Евгений (Бажанов; 12.11.1844 - 15.04.1856), архиеп. Афанасий (Дроздов; 15.04.1856 - 6.04.1870), еп. Феогност (Лебедев; 27.06.1870 - 7.12.1874), еп. Хрисанф (Ретивцев; 29.12.1874 - 8.12.1877), еп. Герасим (Добросердов; 8.12.1877 - 24.06.1880), еп.

http://pravenc.ru/text/76736.html

Императрица, охотно посещавшая корпус, как-то воскликнула: «Это место, где взращивают великих мужей!». В Кадетском корпусе не было библиотеки. В 1787 г. для этих целей по настоянию графа императрица пожаловала корпусу библиотеку генерала Эггера, насчитывавшую 7000 томов. Для ее пополнения граф вкладывал значительные суммы из личных средств. 604 Сегодня она хранится в Российской национальной библиотеке в Санкт-Петербурге и известна как библиотека Кадетского корпуса. Два учебника французского языка были составлены самим графом и подарены каждому выпускнику корпуса. 605 Граф заботился и о духовном воспитании кадетов. Кроме 250 русских воспитанников в корпусе было около 100 детей из семей балтийских немцев лютеранского вероисповедания и 20 детей из семей иностранцев. В 1788 г. граф приказывает полностью отреставрировать евангелическо-лютеранскую домашнюю церковь в Кадетском корпусе и становится ее покровителем. 606 Весной 1794 г. в возрасте 63 лет Фридрих граф Ангальтский физически ослаб. 20 мая он в последний раз явился на службу в Кадетский корпус. 22 мая 1794 г. он навсегда закрыл глаза. В слезах двигались воспитанники за его гробом на евангелическо-лютеранское кладбище Волково, к месту покоя членов лютеранской общины Кадетского корпуса. Вся улица была забита людьми. Сохранившийся до наших дней надгробный памятник над его могилой был сделан по эскизам полковника графа Александра фон Мюниха (1771–1841), одного из воспитанников Кадетского корпуса. 607 Вскоре после его смерти Свободное экономическое торговое общество заказало у скульптора Гофмана мраморный бюст, который был выставлен в зале заседаний. 608 Сегодня он находится в фондах Русского музея. В Кадетском корпусе об «отце русских кадетов» напоминал портрет маслом. Сам портрет не известен специалистам, однако, возможно, он хранится в фондах Артиллерийского музея или Музея Петропавловской крепости. 609 После смерти графа Ангальта в 1794 году его место занял генерал-поручик М. И. Голенищев-Кутузов, ставший впоследствии знаменитым фельдмаршалом. 610

http://azbyka.ru/otechnik/Avgustin_Nikit...

После него наместником был игумен Клопский Иона 3121 . В мае 1794-го года он обратился к митрополиту с просьбой вернуть его в Клопский Монастырь. Сн ссылался на то, что «по приезде в здешшй Монастырь» «повстречались» с ним «разные перемены» в его здоровье, чрез что он «ощущает не в силах понесть» наложенное на него послушание, «а притом Клопской Монастырь требует, чтоб иметь общую жизнь», которая заведена им в Монастыре и которая «без настоятеля хранима быть не может, ибо в приключающихся братиям в духовных нуждах должно всегдашнее преподавать наставление, а без оного скоро может последовать в братии расстройство». Резолюция митрополита последовала 10-го сентября 1794-го года: «снисходя на просьбу Невского Монастыря отца наместника Ионы, продолжаемую с мая месяца сего года поныне, от должности наместника увольняем, оставляя его по-прежнему в Клопском Монастыре игуменом» 3122 . Он был постриженник Симонова Монастыря. В Клопском Монастыре игумен Иона был с 1793-го года. В 1796-м году, 20-го апреля, он переведен в Соловецкий Монастырь и          посвящен был во архимандрита митрополитом Гавриилом. После 9-и-летнего настоятельства он здесь и скончался 28-го апреля 1805-го года. Погребен под соборной церковью 3123 . На следующий день по увольнении наместника, игумена Ионы, 11-го сентября 1794-го года митрополит подписал приказ: «Невского Монастыря наместником определяется эконом и Моденского Монастыря игумен, отец Герасим. Благочинным по-прежнему быть иеромонаху, отцу Филарету, экономом определенному в помощь эконома иеромонаху Мофодию, духовником иеромонаху Варлааму» 3124 . По «Спискам» Строева, игуменом Моденским показан Герасим (Князев). Он 19-го мая 1795-го года быль переведен в Тихвин Монастырь, отсюда в 1810-м году в Симонов, здесь в 1821-м году вышел на покой и скончался 6-го июня 1829-го года 3125 . Наместником после него назпачен был иеромонах Мелхиседек. Иеромонах Мелхиседск (Короткий), из ризничих Тихвинского Монастыря, был в 1791-м году вызван митрополитом Гавриилом в Александро-Невский Монастырь и здесь в феврале зачислен в братство и в августе определен ризничим. Вместе с назначением наместником, в 1795-м году произведен во игумена Моденского Николаевского Монастыря «из Александро-Невских иеромонахов». В 1797-м году 14-го июня произведен во архимандрита Ростовского Яковлевского Монастыря с поручением учредить в нем общежитие. В апреле 1806-го года уволен на покой, но в 1807-м году опять вернулся к управлению в Арзамасском Спасском Монастыре. В 1810-м году перешел в Спасо-Евфимиев, в 1818-м году снова ушел на покой и скончался 15-го апреля 1841-го года в Оптиной пустыни 3126 .

http://azbyka.ru/otechnik/Stefan_Runkevi...

   001    002    003    004    005    006    007    008   009     010