П. И. Панин, командующий рус. армией в Крыму. В 1788 г. знаки ордена 1-й степени получил Г. А. Потёмкин , в 1789 г.- А. В. Суворов . Кавалерами всех 4 степеней Г. о. были ген.-фельдмаршалы светлейший кн. М. И. Голенищев-Кутузов (1775, 1791, 1792, 1812), кн. М. Б. Барклай-де-Толли (1794, 1806, 1812, 1813), гр. И. И. Дибич (1808, 1812, 1829, 1829) и светлейший кн. И. Ф. Паскевич (1810, 1811, 1827, 1829). В числе иностранных кавалеров ордена 1-й степени был кор. Пруссии Вильгельм I (1869). В 1805 г. к награждению орденом 1-й степени был представлен имп. Александр I, но он согласился принять лишь знаки 4-й степени за личную храбрость. В 1869 г., в день 100-летнего юбилея Г. о., знаки 1-й степени возложил на себя имп. Александр II, уже имевший орден 4-й степени (1850). Среди выдающихся кавалеров ордена 2-й степени были прав. Феодор Ушаков (1790), кн. П. И. Багратион (1805), гр. М. И. Платов (1807), кн. М. С. Воронцов (1814), Н. Н. Раевский (1814), А. П. Ермолов (1814), П. С. Нахимов (1853), кн. А. И. Барятинский (1859), гр. Д. А. Милютин (1877), вел. кн. Александр Александрович (впосл. имп. Александр III ) (1877), М. Д. Скобелев (1881), Н. Н. Юденич (1916). В 1915 г. приказом по армии и флоту орденом 4-й степени был награжден имп. мч. Николай II . За отличия в Отечественной войне 1812 г. и за участие в заграничном походе 1813-1814 гг. орден 1-й степени был выдан 5 раз, 2-й степени - 36, 3-й - 155, 4-й - сотни раз. Во время первой мировой войны орден 2-й степени вручался 4 раза, 3-й - 71, 4-й - более 3500 раз. На георгиевской ленте носились 5 офицерских золотых крестов (за Очаков, Измаил, Прагу, Прейсиш-Эйлау, Базарджик), а также мн. медали Российской империи. Звезда ордена св. Георгия 1-й степени Звезда ордена св. Георгия 1-й степени 13 февр. 1807 г. имп. Александр I учредил особый знак отличия Военного ордена, к-рым награждались за военные заслуги нижние чины армии и флота. Решение о награждении принималось голосованием ротными командирами и штаб-офицерами полка по представлении непосредственных начальников.

http://pravenc.ru/text/164505.html

Первоначально храм в с. Водениковском был деревянный, однопрестольный в честь Свв. равноапостольных Царя Константина и матери его Елены. Он был построен на правом берегу р. Ичкина. В 1789 году от неизвестной причины он сгорел. В 1791 году вместо него, но уже на другом месте, именно в части селения, носящей название Тюленевой, заложен был в честь тех же святых новый также деревянный храм. Алтарная часть этого храма была устроена так, что разделялась на две части и представляла собою два рядом расположенных алтаря, из которых один был освящен в 1793 г. в честь вышепоименованных святых, а другой – в 1794 г. в честь Модеста, патриарха Иерусалимского. В 1835 году храм этот был перестроен и разделен на теплый и холодный. Теплый в честь Василия Великого освящен был в 1836 году, а холодный летний – в 1840 г. во имя прежних святых. Храм этот сгорел в 1849 году со всем своим имуществом. Еще до пожара у прихожан возникла мысль об устройстве нового более обширного храма, так как существующий не соответствовал по своей тесноте потребностям прихода. Но к осуществлению этой мысли приступлено было лишь в 1857 г., когда заложен был каменный храм, в честь Свв. равноапостольных Константина и Елены, с теплыми приделами: в честь Покрова Пресвятой Богородицы – с северной стороны и Св. Василия Великого – с южной. Теплый храм закончен постройкою в 1863 году и тогда же освящен южный придел его, а северный освящен в 1881 г. Постройка летнего главного храма закончена лишь в 1874 году, тогда же последовало и освящение его. Храм устроен иждивением прихожан и поддерживается в должном благолепии их же старанием. Так, на их средства в 1881 году были устроены новые иконостасы в приделах. Вокруг храма устроена каменная с железными решетками ограда. В пределах прихода есть одна деревянная часовня, устроенная в д. Уткиной в воспоминание избавления Его Императорскаго Величества Государя Императора Николая Александровича от угрожавшей Ему опасности в Японии в бытность Его Наследником престола. При церкви имеются два дома для помещения священника и диакона. Школы грамоты имеются в деревнях Тюшняковой и Уткиной.

http://sobory.ru/article/?object=48216

Переселение крымских христиан в Россию, в том числе православных греков во главе с митроп. Игнатием кафийским и готейским. Епархия-митрополия Кафийская и Готейская (1778 – 1786 гг.) на побережье Азовского моря с кафедрой в Мелитополе. Ее состав. Смерть м. Игнатия (16 февраля 1786 г.). Прикрытие его кафедры и присоединение его епархии к Славянской и Херсонской епархиям, переименованным (28 ноября 1786 г.) в Екатеринославскую и Херсонскую после образования на её территории Екатеринославского наместничества и Таврической области. Дарование архиепископу екатеринославскому титула местоблюстителя Молдо-влахийской экзархии в 1789 году во время второй турецкой войны (1787 – 1794 гг.). Присоединение к Екатеринославской епархии ханской украины – Очаковской области после мира в Яссах (1791 г.), входившей в состав Молдо-влахийской экзархии. В 1764 году Екатерина Великая «в воздаяние к ней Божьего благословения» побуждаемая, конечно, не только общей народной пользой, как говорила, сколько собственным благополучием, и, принимая во внимание не столько «душеспасительные дела православной церкви», сколько интересы государства, привела к концу, яко бы, «истинное и богоугодное» намерение своих предков, т. е. отобрала населенные вотчины и угодья у церковных учреждений – архиерейских домов, монастырей, соборов и храмов, передав их в полное распоряжение государства без всякого отчета перед церковной властью... В манифесте, приложенном к Именному указу на имя Сената от 26 февраля 1764 г., в числе оснований к отобранию церковных имуществ, между прочим, указано на то, что управление множеством деревень для архиерейских домов и монастырей при частой перемене властей тягостно, и что многие епархии, монастыри и соборы, а также белое духовенство находились в неустройстве и были не уравнены: одни сравнительно с другими получали весьма мало доходов, а некоторые, разумеется бедные монастыри, соборы и церкви, совсем не получали никаких доходов, кроме доброхотных пожертвований. Для прекращения всяких нестроений, и чтобы избавить духовную власть и монастыри от излишних хлопот по управлению и эксплуатации церковных имуществ, Екатерина I повелела Коллегии Экономии принять все церковные вотчины с их казенным наличным имуществом под свое ведение и управление.

http://azbyka.ru/otechnik/Ivan_Pokrovski...

По материалам сайта fedorstratilat.ru ГРИГОРЬЕВСКОЕ (Михайловское) – бывшее село Вяземского уезда. Ныне – дер., центр Григорьевского сельского округа Новодугинского района. 227 жит. (1992 г.). Было основано вокруг дворянской усадьбы в 35 верстах от Вязьмы. Сельцо Г. с деревянным господским домом впервые упоминается в 1781 г., оно находилось на правом берегу речки Лужки, на которой стояли две водяные мельницы. В эти годы сельцом и окружающими деревнями владел Богдан Васильевич Лыкошин. Недалеко от речки стояла “винокурня, в которой гонят вино и водку для господскаго расходу”. Уже в 1799 г. в усадьбе стоял каменный дом с 4 флигелями и конной мельницей. В селе было два храма. Приходский храм, построенный в 1794-95 гг. на средства поручика Богдана Михайловича Лыкошина, имел главный престол во имя Преображения Господня и два придела – северный в честь Покрова Божией Матери и южный – в честь Архистратига Михаила. Прошение о строительстве каменного храма в усадьбе еще в 1789 г. подавал в Священный Синод Михаил Богданович Лыкошин. Однако получить разрешение он смог лишь в 1791 г. после долгой переписки. Строительству храма сильно препятствовал и владелец села Хмелита Алексей Федорович Грибоедов, так как к приходу Казанского храма относилась и усадьба Г. с окружающими деревнями. В храме Преображения Господня стояли двухъярусные иконостасы в классическом стиле. Почти все иконы имели серебряные ризы. При храме была построена отдельно стоящая трехъярусная колокольня, обнесен оградой с четырьмя каменными строениями для богадельней. Второй храм в честь Всех Святых был построен также в 1795 г. и стоял на кладбище, отстоящем от села в 1,5 верстах. Здесь же была и каменная сторожка. После смерти М.Б. Лыкошина в связи с малолетством его сыновей Якова и Сергия имение переходит под опеку его брата Иоанна Лыкошина и майора Александра Жигалова. Они находились на государственной службе и передали имение во временное владение в 1810 г. ельнинскому помещику подпоручику Василию Звереву. В 1813 г. с невыполнением им взятых обязательств Г. возвращено Лыкошиным. Судебная тяжба продолжалась до 1819 г. В 1845 г. усадьбой владела коллежская регистраторша Мария Петровна Лыкошина.

http://sobory.ru/article/?object=10057

По окончании освящения храма и торжественно совершенной божественной литургии, был отслужен Господу Богу молебен с провозглашением многолетий Государю Императору, Государыням Императрицам, Наследнику Цесаревичу и всему Царствующему Дому, Свят. Синоду и Преосвященному Епископу Антонию, а также и благоустроителям храма. По заамвонной молитве священником Григорием Григоровским было сказано приличное событию слово. Новоустроенный и освященный храм сей по величине небольшой, но вместителен, так как нет в нем ни колонн, ни поперечных сводов, которые нередко в наших храмах занимают не мало места, а представляет сплошную светлую залу, разделенную мало заметной аркой на восточную и западную части. Иконостас и заклиросные киоты, прекрасной резной работы, чуть не сплошь залитые золотом и чудной, в старинном стиле, московской работы образа производят весьма приятное впечатление. А подобранная довольно со вкусом утварь, как то: роскошное, позлащенное паникадило, позлащенные резной работы металлические хоругви, серебряный, позлащенный, изящной работы, ковчег, серебряные, позлащенные массивные сосуды, такие же напрестольные кресты и евангелие ясно свидетельствуют, что строитель храма не жалел на это крупных денежных затрат и лишь заботился о возможно большем благолепии и благоукрашении храма, чего вполне он, с помощью Божиею, и достиг. Ибо, действительно, сей новоустроенный храм по своему благолепию и дорогой роскошной утвари, несомненно, должен быть причислен к разряду наилучших местных наших храмов. Священник Григорий Григоровский. Черниговские епархиальные известия, 4, 1899 год. Храмовый комплекс церквей Вознесения и Николая Чудотворца расположен в центре города на левом берегу реки, на южной стороне бывшей торговой площади, за сквером, на густо поросшем деревьями участке (улица Карла Маркса, 17а, 19). В конце 18 века здесь была сооружена православная деревянная часовня Вознесения (заложена в 1791 году, а освящена в 1794 году. К 1845 году пришла в крайнюю ветхость). Вместо нее во второй половине 19 века возведены каменные церкви: Вознесения – в 1870 году, как теплый единоверческий храм, а Николая - в конце 19 века, как холодный; тогда же сооружена и ограда с воротами.

http://sobory.ru/article/?object=13440

При И. был достроен и 30 окт. 1776 г. освящен в честь Воскресения Христова теплый кафедральный собор, о ремонте и благоукрашении к-рого архиерей заботился вплоть до кончины: в 1794-1795 гг. кровля собора была перекрыта листовым железом, в июне 1795 г. поставлен новый крест на главе, тогда же иконописцем Андреем Елизаровым был написан запрестольный Владимирский образ Божией Матери. По инициативе И. в архиерейском дворе был построен 2-этажный корпус, на нижнем этаже которого разместилась мастерская для производства восковых свечей. В Вологде епископ освятил каменную кладбищенскую ц. во имя Лазаря Праведного (1 мая 1790), приходские церкви во имя свт. Николая Чудотворца (1713-1777) на Сенной пл., в честь Покрова Пресв. Богородицы на Торгу (1778), в честь Рождества Пресв. Богородицы (1779?) на Нижнем долу, во имя арх. Гавриила (1780?), а также теплый храм во имя прп. Варлаама Хутынского (1780) в бывшем Илиинском муж. мон-ре. Вместо обветшавшей деревянной Екатерининско-Фроловской ц. в Вологде был построен одноименный каменный храм (1776) с колокольней и оградой, древние иконы и утварь из старой церкви были перенесены в новую. 7 нояб. 1791 г. И. освятил каменный 5-главый храм в честь Рождества Пресв. Богородицы (1781-1791; закрыт в 1937, разрушен в кон. 50-х гг. XX в.; совр. Усть-Кубинский р-н Вологодской обл.). При И. были возведены каменный храм во имя свт. Николая Чудотворца (1773-1785) в с. Браткове на месте сгоревшего в 1773 г., каменная ц. в честь Введения во храм Пресв. Богородицы (1796) в с. Байдарове Никольского у. В 1783 г. архиерей выдал грамоту на строительство каменного 2-этажного храма во имя свт. Николая Чудотворца и прав. Прокопия Устьянского в Вельском у. Однако преемник И. еп. Арсений (Тодорский) решил освятить ц. в честь Введения во храм Пресв. Богородицы, а не во имя св. Прокопия Устьянского, поскольку «имени его не было в святцах» ( Веревкина Г. А. О судьбе мощей прав. Прокопия Устьянского//Святые и святыни северорус. земель: Мат-лы VII науч. конф. Каргополь, 2002).

http://pravenc.ru/text/674003.html

Рождественская церковь принадлежит к числу немногих сельских памятников Ярославского края, построенных в стиле позднего барокко. Церковь состоит из поставленных на одной оси полукруглого алтаря, центрального храма, трапезы, притвора и крыльца. Все объемы храма, за исключением последнего, являются двухэтажными. Помещения обоих этажей перекрыты сводами. Летний храм заканчивается вальмовой крышей с четырьмя овальными окнами и увенчан пятью луковичными главами на восьмигранных барабанах. Центральный из них световой, а остальные глухие. Над крышей притвора небольшая двухъярусная колокольня, увенчанная главкой. Стены обоих этажей членятся пилястрами, над которыми проходит раскрепованный карниз, украшенный крупными сухариками. Двухсветный четверик летнего храма обработан двумя раскрепованными карнизами, из которых верхний заканчивается полукруглым фронтоном. За счет внешней декорации летний храм выглядит трехэтажным. Летняя и зимняя церкви украшены разными по величине окнами с разными по форме наличниками, в зимней они с замковым перехватом, а в летней с лучковыми фронтонами. Интерьер Рождественского храма построен на контрасте низкого и довольно скромного помещения зимней церкви и высокого, устремленного ввысь и залитого солнечным светом летнего, где служба проходила 2–3 раза в год по большим праздникам. Летний храм в 1791–1794 годах был расписан крепостными мастерами графа Н.П. Шереметева. Росписи отмечены яркой декоративностью, театральными патетическими жестами и светотеневой лепкой фигур. Отдельные сюжеты трактованы не как составные части единого художественного замысла, а в виде картин, помещенных в рисованные рокайлевые рамы, имитирующие деревянную резьбу. В главном храме картины расположены в 7 ярусов. Шестьдесят клейм иллюстрируют преимущественно земную жизнь Иисуса Христа. На западной стене к ним добавлены 14 клейм из жизни пророков, истории святой Троицы и Апокалипсиса. В световом барабане Вседержитель и пророки, а в круглых световых окнах «Заповеди блаженств». В конце алтаря «Новозаветная Троица» и «Семь таинств» в овальных медальонах. На откосах алтарных окон изображения архангелов. На западной стене алтаря «Страсти Христовы». Всю западную стену и свод трапезы занимает грандиозная композиция «Страшного Суда», где в аду удивительные полусказочные бесы, зеленый сатана часто напоминает водяного, а душа человека стоит под весами с крестьянскими лукошками. На сводах притвора «Дни творения», на западной стене притвора «Насыщение 10 тысяч 10 хлебами», на восточной «Гонение на церковь Божию в разные времена от разных еретиков», на северной и южной «Отче наш». В окнах летнего храма изображения 19 различных богородичных икон.

http://sobory.ru/article/?object=15097

Также Александр Васильевич получил еще и два высших иностранных военных звания – генерал-фельдмаршал Священной Римской империи (за совместные боевые действия) и великий маршал войск пьемонтских (за разгром французов). Такого количества регалий на момент смерти графа Суворова российская военная история еще не знала. А получены все эти ордена не за красивые позы и придворное шарканье по паркету, а за блестящие военные операции – сражение при Козлуджи (1774), Кинбурнскую баталию (1787), сражение под Фокшанами (1789), битву при Рымнике (1791), штурм Измаила (1790), штурм Праги (1794), сражение на реке Адда (1799), битва при Треббии (1799) и битву при Нови (1799). Ему пожалованы дворянские титулы: князь Италийский – за победы в Италии, граф Рымникский – за Рымникскую победу, князь с титулом Кузен короля и гранд Сардинского королевства. Безусловно, он был гениальный полководец, но только этим объяснить его непобедимость невозможно. Благочестие Александр Васильевич считал одним из необходимых качеств воина: « Солдату надлежит быть здорову, храбру, тверду, решиму, правдиву, благочестиву». Для воинов была обязательная молитва: « Пресвятая Богородице спаси нас. Святителю Отче Николае чудотворче, моли Бога за нас». Суворов настаивал: « Без сей молитвы оружия не обнажай, ружья не заряжай, ничего не начинай». Ни одну баталию не начинал без молебна. Иногда объявлял перед сражением постное время. Например, началу штурма крепости Измаил, которую турки считали неприступной, предшествовали три дня поста. Известный исторический факт – 1 октября 1787 года, в день Покрова Пресвятой Богородицы, турки высадились на берег, чтобы овладеть крепостью Кинбурн, которую защищали войска под командованием полководца. Он с офицерами был на праздничной службе в храме. Ему дважды докладывали о приближении турецких солдат, которые были уже на Кинбурнской косе. Однако Суворов отстоял обедню до конца, веря в покровительство Царицы Небесной. В итоге была одержана победа. В благодарность Богу и Матери Божией за это очередное явленное ему и всей России Чудо построил храм Покрова Пресвятой Богородицы.

http://ruskline.ru/opp/2023/10/16/blagoc...

«Энергийный дискурс» Хоружего позволяет говорить о выводе понятия энергии с исключительно служебно-подчиненного положения по отношению к сущности, характерного для «эссенциализированного Аристотелева дискурса западной мысли», 1784 на комплементарный ей уровень. « Энергия теперь концентрирует в себе все существенное содержание события» 1785 и составляет средство « диалогического процесса» с Богом, «онтодиалога». 1786 «Паламитское богословие энергий», согласно мнению Хоружего, «может рассматриваться как завершение патристического богословия личности, поскольку таинственное домостроительство Пресвятой Троицы, Божественный перихоресис въявь представляется в нем как домостроительство Лиц, не сущностная, но личностная икономия». 1787 Когда Хоружий говорит о «возрастании человеческой индивидуальности, личного начала в ней», то всегда подразумевает, что «энергии человека, не подавляясь, усваивают себе новый строй, согласный, сообразованный с действием благодати. Это согласное действие, соработничество энергий человека и благодати, нетварной Божественной энергии носит название синергии и представляет собою центральную парадигму Богочеловеческого отношения». 1788 «Феномен синергии», согласно Хоружему, «принадлежит к основоустройству личного бытия, это – феномен встречи и соработничества двух личностных формаций». 1789 «Вбираясь в икономию Богообщения, личное общение ориентируется, тем самым, на представления о Божественных Лицах и их совершенном общении». 1790 Это общение личностей человека и Бога непосредственно связано с обожением, прежде всего, самого человека как целостной личности, 1791 но также и всего «здешнего бытия». 1792 Хоружий говорит о христианской концепции бытия как «личного бытия-общения», бытия Святой Троицы, 1793 личном перихоресисе как о «(совершенном) взаимопроникновении, сочетаемом с (совершенным) сохранением собственной идентичности – (совершенной) взаимопрозрачности, взаимооткрытости», и признает это «специфической особенностью и способностью личного бытия». Причем важно, что подобное «общение, предполагает» не только «сохранение индивидуально-личной идентичности», 1794 но и ее благоприятное развитие. Раскрываясь, «размыкаясь» к «личному общению», 1795 личность человека, «нуждающаяся в других, в социуме», 1796 способна проходить созидательное общение, которое «формирует структуры личности и идентичности» так, что в итоге «сами участники общения существенно изменяются», 1797 происходит «артикуляция структур идентичности». 1798

http://azbyka.ru/otechnik/Kirill_I_Mefod...

17 нояб. 1789 г. по предложению президента Российской академии Е. Р. Дашковой М.-П. был единогласно избран действительным членом академии. С 1790 г. возглавлял в академии наградной комитет по премиям (по присуждению золотых медалей), члены к-рого обычно заседали в его с.-петербургском доме. Эти награды вручались за заслуги в деле создания Российского академического словаря. М.-П. активно участвовал в работе по составлению словаря (напр., объяснил этимологию слов «думный дьяк», «думный дворянин», «воскресение», «сажень» и др.). Также М.-П. готовил необходимые книги, когда царица работала над 5-й частью «Записок касательно Российской истории»; она пользовалась его б-кой. Имп. Екатерина II была довольна трудами М.-П. и восхищалась его эрудицией. О том, что он «носил нарочитое благоволение императрицы», писал и Г. Р. Державин ( Державин Г. Р. Записки, 1743-1812. М., 2000. С. 211). 26 июля 1791 г. М.-П. был назначен обер-прокурором Святейшего Синода (РГИА. Ф. 796. Оп. 72. Д. 260, 263; Ф. 797. Оп. 1. 1786 г. Д. 1097). По свидетельству историка Н. Н. Бантыш-Каменского , о выдвижении М.-П. также «неотступно просили» Потёмкина члены Синода. Так, М.-П. был давно знаком по совместной деятельности в Российской академии с С.-Петербургским и Новгородским митр. Гавриилом (Петровым) . Новое назначение предоставило М.-П. широкие возможности для формирования собрания древних рукописей, как государственного, так и собственного. М.-П. инициировал повеление императрицы от 11 авг. 1791 г. «о взносе к ее императорскому величеству всех собранных из епархий и монастырей относящихся к Российской истории летописцов и других сочинений, и о предписании всем епархиальным архиереям и монастырским настоятелям о присылке оных, ежели где еще найдутся, в Святейший Синод». Уже через 2 дня из Синода пришла подробная инструкция по поиску древних рукописей. В 1-й год было получено ок. 100 рукописей. В 1794 г. прокурор Синодальной конторы получил от М.-П. ордер, к-рый обязывал его «справиться о Великих Четиях-Минеях Макарьевских, имеющихся в библиотеке… Успенского собора: из коих источников почерпал он… Макарий, запасы, составляющие 12 Миней его, и оное отыскивать в двух библиотеках…» (Из бумаг прот. П. Алексеева. 1910. 2. С. 312).

http://pravenc.ru/text/2564398.html

   001    002    003    004    005    006    007    008    009   010