Никольский храм в переделанном виде сохранялся вплоть до начала 1960-х годов, до того, как между храмами был построен каменный мост через Клязьму, а дорога прошла прямо через старинный погост. Деревянная церковь была прямоугольной в плане, с пятигранной алтарной апсидой. Северная и южная стена храма в 1824 году были увенчаны фронтонами в стиле ампир с полукруглыми окнами. Тогда же храм был расширен с трёх сторон за счёт пристройки трапезной, а барабан с куполом покрыт железом, на котором были нарисованы ложные окна. К сожалению, старый деревянный храм и отдельно стоящая колокольня не сохранились до нашего времени. Обращаясь к истории села, стоит сказать, что Тимонино-Никольское было куплено в 1791 году почётным опекуном Московского воспитательного дома, предводителем дворянства Московского уезда Московской губернии, гвардии капитаном, князем Михаилом Ивановичем Долгоруковым (1731-1794). После его кончины в 1794 году село унаследовала его супруга-княгиня Анна Николаевна (1731-1813), дочь барона Николая Григорьевича Строганова. С марта 1813 года село Никольское-Тимонино переходит по наследству к её сыну Ивану Михайловичу Долгорукову (1764-1823). Другая часть села (деревня Новинки), находившаяся во владении князей Волконских, в 1816 году (по другим данным - в 1818 году) была продана супруге оберцеремониймейстера и начальника Московского дворцового управления, главноначальствующего Кремлёвской Оружейной палаты и " первого русского археолога " , Петра Степановича Валуева (1743-1814), Дарье Александровне Валуевой (1757-1836), урождённой Кошелевой. Схоронив в 1814 году мужа, Дарья Александровна, вместе с сыновьями Александром, Павлом, Степаном и 5-ю дочерьми: камер-фрейлиной Екатериной, Анной, Софьей, Анастасией и Прасковьей в 1819 году подала прошение о строительстве в своей части имения села Никольское-Тимонино каменной " холодной " церкви в честь иконы Божией Матери " Всех скорбящих радость " - иконы-утешительницы матерей, сыновья которых погибли на ратном поприще. Строительство храма было обусловлено тем, что сын помещицы, Пётр Валуев 7 сентября (26 августа по ст. стилю) 1812 года погиб в Бородинском сражении на батарее Раевского. Благословение было получено и строительство началось вблизи деревянной зимней Никольской церкви. Одновременно строилась церковная ограда на каменных столбах, окружающая оба храма и дом причта.

http://sobory.ru/article/?object=03811

В 1762 году Иван Андреевич Друцкий-Соколинский обратился к епископу Коломенскому и Каширскому Порфирию за разрешением выстроить в Шкини каменную церковь, так как деревянная была " давнего построения вся весьма обветшалая " и священнослужение совершалось " в немалой нужде " . Храм предполагалось возвести неподалёку от деревянного, на том же самом погосте, и назвать в честь праздника Преображения Господня, с приделом Архистратига Михаила, о чём и была получена храмозданная грамота. Но строительству не суждено было начаться, и новый хозяин Шкини, князь генерал-поручик Василий Владимирович Долгоруков, в 1775 году направляя епископу просьбу, писал по-прежнему об " Архангельской церкви " . В 1791 году клировые ведомости показали увеличение прихода храма Шкини на 60 дворов. Вероятно, это было связано с утратой Никольской церкви в селе Борисово, которое располагалось напротив, на левом берегу Северки. Имя архитектора, к которому обратился Г. И. Бибиков за помощью в строительстве, до настоящего времени неизвестно. Современные исследователи, отмечавшие " несомненное мастерство проектировщика " , предполагали авторство В. Баженова, Родиона Казакова и даже губернского архитектора И. Селехова. Лишь в начале XXI века было замечено типологическое сходство храмов Шкини и Гребнева, возведённых по заказу Бибикова почти одновременно. Автором проекта гребневской церкви стал подпоручик архитектуры Иван Иванович Ветров (Иоганн Ветер), а идея внутреннего убранства принадлежала капитану архитектуры Степану Васильевичу Грознову (Грязнову). К тому же оба они состояли на службе в военно-инженерном ведомстве, подчинённом Г. И. Бибикову. Строительство, начатое в 1794 году, длилось шесть лет. Возведённый к 1800 году, храм являл собой зрелище необычайное и характеризовал " целый этап развития русской архитектуры " , Редкими для сельского храма были не только размеры - длина 38 м, ширина 10 м, - но и его облик. Два десятка белокаменных колонн окружали храм с апсидой. Украшением западного фасада были крытая паперть, увенчанная аттиком, и две двухъярусные колокольни - северная и южная.

http://sobory.ru/article/?object=07341

– Варсонофий , 1857–69. 5 Спасо-Преображенский, Чебоксарский. [III, 692?] Строители Геронтий , 1671–74, дек. Сергий , 1676–79. Авраамий , 1682. Симеон , 1684–93, нояб. Игумены Мисаил (архим.) 1699. (Не из Юнгинского-ль?). Гермоген , 1703–8. Иона , 1721 и 22. Филипп , 1729. Фома , 1763 и 64. 6 Раифская Богородицкая пустынь, от Казани в 30 верстах, основана в XVII веке. Заштатная. [V, 663.] Игумены Авраамий , 1620. Иосиф , 1650. Савватий , 1670. Алексий , 1672 и 73. Иосиф , 1675. Феодул , 1678. Иосиф , 1686. Герман , 1691–96. Адриан , 1698 и 99. Феофил , 1700–3. Киприан , 1706. Варнава . 1707–14. Иорофей , 1715. Архимандриты Матфей , 1721–23. Иаков , 1729–33, 13 февр. сослан в Устюг. Герман , 1734, а 1737 бывший. Мисаил , 1736–39. Герман 1745–58. Созонт , 1763 и 64. В Симбирский Покровский? Геннадий Халчковский 1764 перев. из Седмиезерной пустыни, а 1765 – в Нижегородский Печерский. Хрисанф , 1765–67, перев. в Чебоксарский Троицкий. Виктор , 1767–69. Исидор , игум., 1769 перев. из Зилантова; до 1771. Созонт 1771 перев. из Симбирского Покровского; до 1775. Игумены Касторий , 1775–86, перев. в Седмиезерную пустынь. Иеракс , 1786. Иероним , 1791. Венедикт , 1794. Амвросий Сретенский , архим., 1802–5, перев. в Зилантов. Евстафий , архим., 1805. Виталий , 1806. Иларий , 1812. Аркадий , с 1819. Антоний , 1836. Амвросий , 1838; архим. 1843–48. Антоний , 1849–69. 7 Богородицкий, в Казани, основан в 1579 г. Ныне первоклассный. [III, 382.] Игуменьи Петронилла , 1582–84. Мария , 1588. Феодосия , 1631. Анфиса Левашева , в мар. (sic) 1643, 1646, апр. Ольга , в сент. 1652. Марфа Киреевская , 1654–56. Иулия , 1680 и 81. Марфа Воронова , 1699–1704. Марфа Соловцова , 1735–42; до 1764; † … Евдокия , 1764–78. Александра , 1778–80. София, княжна Болховская , 1801; † 5 (21?) апр. 1807. Назарета Шванвичева перев. из Тверского Рождественского, 1807–1822; перев. в Московский Алексеевский. Евфрасия , из Московского Алексеевского, 1822–1827. Евпраксия , 1827–47. ? Маргарита , 1848. Адрес-Календарь.

http://azbyka.ru/otechnik/Istorija_Tserk...

Девы. В настоящее время, сверх упомянутых трех церквей с колокольнею, находится следующие здания: 1) Против Троицкой церкви, при западной монастырской стене, каменный настоятельский с подвальным этажом дом, старинной постройки, длиною в 10, а шириной в 5 сажен. 2) При той же стене к сверху деревянный корпус с братской трапезной и кельями. 3) На юго-восточной стороне от Троицкой церкви находится выстроенный в 1838 году, для помещения братии, одноэтажный, деревянный, на каменном фундаменте корпус, длиною 10, а шириною 5 саж. 4) Над передними монастырскими вратами каменная осми-угольная башня, и при ней две каменные кельи старинной постройки, в коих теперь помещается монастырская церковь. 5) К Петропавловской церкви и колокольне с южной стороны каменная пристройка с тремя комнатами, в которых помещалось Тюменское духовное правление. 6) При Мученической церкви одноэтажный каменный ветхий корпус, современный постройке церквей, в коем прежде находилась кухня с кельями, а ныне за ветхостью стоит праздным. На западной стороне этого корпуса находится небольших размеров пристрой башни ( " столп " ), в коем помещалась домовая церковь пр-наго Филофея. Эта башенка заслуживает внимание археологов и, совсем запущенная, нуждается в восстановлении во внимание к исторической своей древности и значению для Сибири лица, приносившего здесь свои молитвы, владыки Филофея. 7) Между Троицкою и Мученическою церквами каменный подвал для хранения провизии. 8) За братскою трапезою, по той же линии, деревянный хлебный амбар с погребом. 9) На заднем дворе деревянные строения: баня и далее амбар на 15 саженях и 4-х сажен ширины, внизу коего помещаются конюшня, каретни и пр. В благоустройстве монастыря принимали участие следующие, упомянутые в сибирских летописях и в монастырских делах, лица: 1) первоначальный основатель монастыря, Казанский монах Нифонт 1616 года; 2) строитель старец Илия 1620 г.; 3) игумены: Аврамий 1621 г., 4) Сергий 1622 г., 5) Варлаам 1639 г.; строители: 6) Лаврентий 1648 г., 7) Феоктист 1656 г.; архимадриды: 8)Антоний 1698 г., 9) Исаакий 1703 г., 10) Гедеон 1723 г., 11) Зиновий 1733 г., 12) Михаил 1752 г.,13) Порфирий 1760 г., 14) Софроний 1761 г., 15) Феодосий до 1777 г., 16) Никодим до 1786 г.; игумены: 17) Троадий 1-й 1791 г., 18) Андрей с 1794 г., 19) Троадий 2-й, 20) Даниил с 1796 г., 21) Андрей 2-й 1798 г., 22) архимадрит Маргарит с 1808 по 1809 г., 23) архим.

http://sobory.ru/article/?object=00957

Опись 1764 г. дает представление о храмах обители. «В том монастыре каменных церквей две: одна о двух апартаментах, в ней престолов – в верхнем Спасо-Преображения Господня; в нижнем Казанския Богородицы, да в трапезе по сторонам по правую Иоанна Предтечи, а по левую Иоанна Златоустого… Да при оной церкви на колокольне железные большие часы, которые за повреждением ходу не имеют. Вторая церковь, застроенная в 1756 г. … строением окончена в 1760 г. во имя Пресвятыя Богородицы Тихвинския, но токмо в оной иконостаса и иконного писания за неимением к тому денег не окончено». В это время монастырю принадлежала пригородная деревня Пензятка с 34 душами мужского пола крепостных, 50 четвертей земли, сенные покосы, рыбные ловли, пчельник. После секуляризации в монастырь в 1765 г. перевели братию упраздненного Мокшанского Казанского монастыря во главе со строителем иеромонахом Питиримом. Сам Спасо-Преображенский монастырь упразднен не был, но остался за штатом. Лишь в 1798 г., когда упразднили Ферапонтов монастырь в Новгородской епархии, Пензенский Спасо-Преображенский (по ходатайству тамбовского епископа Феофила) занял его место, и все же попал в число штатных третьеклассных (из Ферапонтова же в Пензу перевели иноков). В 1764 г. севернее монастыря появился еще один храм – деревянная часовня Божией Матери Живоносного Источника над святым родником. Она дважды заново отстраивалась – в 1804 г. деревянной и в 1850 г. каменной. Почитание родника продолжалось вплоть до революции, в середине 20-х гг. храм Живоносного Источника снесли. Второй период в истории монастыря отсчитывается с конца XVIII в. В 1791 г., вскоре после екатерининской перепланировки города, расположение обители на горе, в самом центре Пензы, было найдено неудобным. Кроме того, тамбовский краевед Г. Хитров глухо упоминает о ссорах и беспорядках среди братии. Он же пишет: «Город строился по новому, Высочайше утвержденному плану, по которому немалая часть монастырской усадьбы назначена была к занятию частными строениями. Для входа в монастырь оставался один неудобный крутой спуск с горы. Существование его приходилось не у места. С другой стороны, самые церкви монастырские почти отказывались от поправки и обновления. Двухэтажная церковь Спасо-Преображенская, при многих расселинах, угрожала падением; церковь Тихвинская, стоявшая на вратах, по своей ветхости скоро могла свалиться под гору». Епископ Тамбовский и Пензенский Феофил предложил перенести обитель. И в 1794 г. монахов перевели за южную окраину губернского центра, на место Вознесенского кладбища. Преображенская церковь стала приходской, Тихвинскую разобрали и использовали при строительстве нового монастыря.

http://sobory.ru/article/?object=05619

Посуди же, читатель, есть ли тут какая-либо возможность заведывать и править одному священнику? Церковь Преображеннская построена в 1843 году иждивением Якутского купца Михаила Соловьева. Намерение ктитора клонилось к тому, чтобы заменить каменным зданием прежнее деревянное, созидавшееся около 1794 года и имеющее два яруса с тремя престолами – в нижнем во имя Воскресения Христова и Живоносного Источника, а в верхнем во имя Пророка Илии. При церкви прихожан числится из городских обывателей 281 душа мужеского и 286 женского пола; Якутов же 2521 д. муж. и 2173 жен. Пола. Следовательно, вдесятеро больше, чем русского населения. И они рассеяны на протяжении от семи до ста верст. Во всяком случае, расстояние определяется сотнями верст. И при взгляде на него никогда забывать не следует, что тут не только не существую проезжие дороги, но часто нельзя найти тропинки, проходящей от одного улуса к другому. Спрашивается: при сих и подобных условиях, есть ли возможность к соблюдению требуемых отношений между причтом и прихожанами, между церковию и новокрещенными из инородцев? В разряд градо-Якутских церквей недавно входила еще церковь Никольская, строенная в 1791-м году мещанином Петром Мельгиным, при участии Боголюбивых и доброхотных дателей. Непрочность кирпичной кладки привела в последние годы все здание к тому, что его принуждены были разобрать. А причту, чтобы не оставался он без службы, поручена в заведывание новоустроенная Якутским купцом Ив. Яков. Шиловым и освященная в 1842 году кладбищенская церковь , с двумя приделами. – Видно, что почтенный ктитор щедрою рукою брался за дело, но у местных техников не достало знания, чтобы соединить приятное с полезным. В заключение статьи о церквах градо-Якутских, скажу, что хотя они не отличаются изяществом архитектуры, но далеки и от той неуклюжести, типом которой невежество здателей умело во дни оны запечатлеть большинство сельских в Сибири церквей. К сему должно присовокупить, что церкви эти, чуть ни все, украшены благолепными иконостасами и изобилуют ризницами и утварью 4 .

http://azbyka.ru/otechnik/Nil_Isakovich/...

Старинное имение Филимонки известно с последней четверти XVI века, но своего рассвета усадьба достигает с 1820-х гг., когда почти на сто лет попадает во владение княжеского рода Святополк-Четвертинских. Борис Антонович Святополк-Четвертинский – представитель древнего литовского княжеского рода, по одной из исторических версий происходящего от литовского князя Гедемина. Молодой князь Борис был выписан с сестрами в Петербург после убийства их отца Антона Владимировича в Варшаве в 1794 г., помещен в кадетский корпус и вскоре произведен в офицеры. Вся семья Четвертинских пользовалась благоволением императрицы Екатерины II, а затем императоров Павла и Александра I. Князь Четвертинский – активный и блистательный участник наполеоновских войн с самого их начала. В кампании 1805 г. Четвертинский состоял при графе Голенищеве-Кутузове, награждён орденом св. Георгия 4-й степени за личное мужество. В кампании 1807 г. Четвертинский числился в Александрийском гусарском полку и находился при фельдмаршале графе Каменском, награждён за отличие при Фридланде. В 1812 г. Борис Антонович был командиром особого полка, сформированного на средства графа М.А. Дмитриева-Мамонова. В 1813 г. Б.А. Четвертинский вышел в отставку. У Бориса Антоновича и его жены Надежды Федоровны, урожденной Гагариной (1791-1883), было девять детей. Ещё в 1852 г. имение Филимонки числится за княгиней, но уже вскоре здесь становится хозяином их сын – князь Владимир, а стареющие родители окончательно поселяются в Москве. Князь Владимир Борисович (1824-1859) был женат на О.Н. Гурьевой. Именно желание княгини Ольги Николаевны устроить в родовом имении храм, подобный пещерному храму в честь явления Черниговской иконы Богоматери в Гефсиманском скиту близ Троице-Сергиевой Лавры со склепом для родовой усыпальницы, стало поводом строительства новой усадебной церкви на правом берегу реки Ликовы, напротив усадебного дома. Вот как повествует об этом событии изданная в 1895 году брошюра в пользу Князе-Владимирского женского монастыря: «… Однажды прогуливаясь с супругом по лесу, при селе Филимонках, княгиня нашла это место похожим на расположение Гефсиманского скита и снова убедительно просила князя Владимира Борисовича, в случае смерти похоронить её не в селе Валуеве, а именно на этом месте, в склепе построенного нового храма…».

http://sobory.ru/article/?object=01252

Н.М.Сергеев отметил, что белорусскому обществу предлагается воспринимать прошлое Белой Руси, а значит, и события настоящего с точки зрения польских магнатов и шляхты. Это особенно ярко видно на примере А.В. Суворова. На имя этого не только военного гения, но и высоконравственного и благородного витязя уже в течение длительного времени пытается бросить тень русофобствующая публика, которая в своих измышлениях тщится приписать полководцу и его чудо-богатырям бесчинства присущие как раз-то польским магнатам и шляхте. «Вся эта ложь рассыпается, если обратиться к документам, т.е. к приказам и распоряжениям по войскам, которые издавались во время боевых действий русской армии против польских мятежников Тадеуша Костюшко. Вот как звучал приказ от 22 августа 1794 года: «Крайне остерегаться и от малейшего грабежа, который в операции есть наивреднейшим. В поражениях сдающимся в полон давать пощаду. Обывателям ни малейшей обиды, налоги и озлобления не чинить; война не на них, а на вооруженного неприятеля». А вот выдержки из диспозиции А.В. Суворова к штурму Праги (предместье Варшавы) 23 октября 1794 года: «Его сиятельство граф Суворов приказал…в дома не забегать; неприятеля, просящего пощады, щадить; безоружных не убивать; с бабами не воевать; малолетков не трогать. Кого из нас убьют – царство небесное, живым – слава!». Еще с советских времен бытует превратное мнение, что Тадеуш Костюшко выступал не только за «прогрессивное переустройство Речи Посполитой», но и якобы «защищал свободу белорусов». Но это откровенная фальсификация, ведь цели польского восстания 1794 говорят совсем о другом. «Польские повстанцы выступали за то, чтобы Речь Посполитая стала унитарным исключительно польским государством, в которой католицизм объявлялся господствующей религией. При этом «переход из господствующей веры в какое-либо другое вероисповедание запрещается под страхом наказания за вероотступничество». Ни Руси (будущей Белоруссии), ни православию, ни даже униатству места в Речи Посполитой Польской не предусматривалось. Все это было изложено в «Правительственном законе» (поляки называют его конституцией) от 3 мая 1791 года, за который и воевал генерал Костюшко. Причем действовали мятежники методами якобинского террора: виселицы и расстрелы в отношении несогласных, заградительные отряды против насильно согнанных в мятежные войска крестьян и мещан. Да и печально известное клеймо «враг народа» также было в ходу у мятежников.

http://ruskline.ru/opp/2020/12/15/belaya...

Революция 1789 г. во Франции положила начало многолетней освободительной борьбе. В 1790 г. восстали свободные мулаты с требованием равных прав с белыми; в авг. 1791 г. началось всеобщее восстание рабов. Во главе восстания встал Ф. Д. Туссен-Лувертюр, чернокожий вольноотпущенник. После начавшейся в 1793 г. войны Франции с Испанией и Великобританией армия Туссен-Лувертюра временно перешла на сторону вторгшейся в Сан-Доминго испан. армии. Однако после того, как в 1794 г. Национальный конвент объявил об отмене рабства, повстанческая армия перешла на сторону республиканской Франции. Испан. войска были изгнаны с территории колонии, а в 1795 г. по Базельскому мирному договору Испания уступила Франции всю территорию острова. В 1798 г. армия Туссен-Лувертюра нанесла поражение англичанам, к-рые вынуждены были покинуть территорию острова. К этому времени Туссен-Лувертюр, первоначально управлявший островом совместно с комиссарами франц. правительства, стал единоличным правителем. В 1801 г. он провозгласил отмену рабства, а в июле того же года вступила в силу Конституция Сан-Доминго, сделавшая Туссен-Лувертюра пожизненным губернатором с диктаторскими полномочиями. Оставаясь формально колонией Франции (все жители острова были объявлены франц. гражданами), Сан-Доминго по сути превращалось в самостоятельное гос-во, где власть принадлежала чернокожему большинству. Чернокожим рабам, насильно оторванным от исторической родины, удалось сохранить верования своих предков. После того как они восприняли нек-рые элементы католицизма, образовался синкретический культ вуду, к-рый стал основой гаитянской народной культуры. Именно в ходе тайной вудуистской церемонии в авг. 1791 г. было принято решение о начале борьбы чернокожих рабов за освобождение. После обретения независимости немногочисленная элита республики была ориентирована на зап. культуру, франц. язык и католицизм, креологоворящее большинство гаитян, проживавших в сельской местности, принадлежали к африкан. культурной традиции и практиковали вуду.

http://pravenc.ru/text/161455.html

Ирмологий Петра Пелопоннесского 1773 г.- Zakinfos. P. Gritsanis. 13; Доксастарий Петра Пелопоннесского 1781 г.- Ath. Iver. 1018; Ирмологий Петра Пелопоннесского 1782 г.- Paris. Suppl. gr. 1139; Анфология Стихираря Петра Пелопоннесского 1783 г.- Athen. S. Karas. 61; Анфология 1784 г.- Athen. K. Psachou. 73/223; Анфология 1789 г.- Ath. Esph. 93; Анфология Стихираря Петра Пелопоннесского 1789 г. и часть Анфологии 1790 г.- Ath. Vatop. 1253; Анастасиматарий Петра Пелопоннесского 1790 г.- Kalabryta. Meg. Spilaiou. 32 (собрание сгорело во время пожара в мон-ре); Ирмологий Петра Пелопоннесского дек. 1791 г.- Iasi. Metr. Mold. 7. Fol. 4-72v; Анфология Стихараря 1792 г.- Pyrgos. Kourtidi. (ныне считается утраченной); Анфология 1794 г.- Athen. K. Psachou. Fakelos 4/Tetr. 114; Анфология 1795 г.- Athen. K. Psachou. 75/224 (olim Meg. Spilaiou 45); Анфология Стихираря 1795 г.- Kalabryta. Meg. Spilaiou. 8; Анфология Стихираря, Ирмологий и Анастасиматарий Петра Пелопоннесского 1795 г.- Hieros. Patr. 490; Ирмологий и Анастасиматарий Петра Пелопоннесского 1796 г.- Kalabryta. Meg. Spilaiou. 27; Анфология 1796 г.- Thessal. Univ. 57; Сборник произведений протопсалта Иакова 1797 г.- Athen. K. Psachou. 76/225; часть Анфологии 1797 г.- Bucur. Acad. Român. 778. Fol. 142-150v; Анфология 1800 г.- Chios. Mus. 1 Gymn.; Краткий Ирмологий П. В. авг. 1806 г. (упрощенный вариант пространного Ирмология Петра Пелопоннесского, др. песнопения) - Athen. Bibl. Nat. 964. Недатированные рукописи П. В. 2 Доксастария Петра Пелопоннесского - Athen. S. Karas. 62, 63 (ок. 1780); Анфология и великие часы - Athen. S. Karas. 57 (вероятно, до 1789); Анастасиматарий Петра Пелопоннесского - Athen. S. Karas. 58 (вероятно, до 1789); Анастасиматарий Хрисафа Нового - Athen. S. Karas. 60 (вероятно, до 1789); Ирмологий, Анфология - Athen. K. Psachou. 77/226. Fol. 1-71; Протеория, Анфология - Ath. Laur. Μ. 20. Fol. 1-122 (между 1794 и 1800); часть Анфологии утрени и литургии - S. Sepulcri. 753. Fol. 388-442, 455, ок. 1800; Краткий Ирмологий и пространные катавасии Триоди и Преполовения Пятидесятницы П.

http://pravenc.ru/text/2580376.html

   001    002    003    004    005   006     007    008    009    010