Чтобы докончить свое образование, в 1789 г. Карамзин отправился за границу; он лично хотел видеть тех знаменитых писателей, с которыми быль знаком по их сочинениям, видеть произведения искусства и высокое влиятельное положение в обществе, какое писатели имеют в Европе, поставляя литературную деятельность выше всякой другой службы, на которой бы можно было принести пользу своему отечеству. В полтора года он объехал Германию, Швейцарию, Францию и Англию; свои впечатления от виденных им стран и городов, свои посещения библиотек и музеев, свои беседы с разными знаменитостями европейской науки и искусства он описал в «Письмах русского путешественника», которые первоначально назначались для родных его, Плещеевых, а потом сделались общим достоянием всего русского общества. По возвращении из-за границы Карамзин вздумал посвятить себя литературе; он начал издавать «Московский журнал» и издавал его два года сряду (1791–92). Журнал нравился публике; в числе сотрудников его были Державин и Херасков; из собственных сочинений – Карамзина здесь были помешены «Бедная Лиза» и «Наталья, боярская дочь». Кроме того в Московском журнале помешались критические статьи Карамзина, в которых разобраны: «Кадм и Гармония» Хераскова, «Энеида, вывороченная наизнанку» Осипова, «Генриада» Вольтера, «Неистовый Орланд» Ариоста, «Путешествия Анахарсиса» Бартелеми, «Кларисса» Ричардсона, «Эмилия Галотти» Лессинга и «Ненависть к людям» Коцебу. Но срочная журнальная работа утомляла Карамзина; он вздумал заменить журнал сборником; в 1794 году вышел первый сборник «Аглая». Здесь были напечатаны «Цветок на гроб Агатона», «Нечто о науках и искусствах», «Остров Борнгольм», «Афинская жизнь», «Письма Мелодора к Филалету и Филалета к Мелодору», «Илья Муромец» и др. Одновременно с первой книжкой «Аглаи» Карамзин снова издал свои сочинения из Московского журнала в двух частях под заглавием «Мои безделки» (1794). В 1795 г. Карамзин издавал Московские ведомости. В 1796–97 гг. он напечатал другой сборник: «Аониды или собрание новых стихотворений» ( 3 части); стихотворения эти принадлежали Державину, Дмитриеву, Хераскову, Капнисту, Кострову и самому Карамзину.

http://azbyka.ru/otechnik/Ivan_Porfirev/...

81. Nouveau Voyage aux isles de lAmerique par Labat. 8 tomes, à Paris. 1742. 83a. Voyage à St. Domingue par le Baron de Wimpffen. 2 tomes, à Paris. 1792. 83b. Voyage dans lInde et au Bengale par Graupré. 2 tomes, à Paris. 1801. 95. Briefe eines reisenden Russen von Karamsin. Uebersetzt von Ruhter. In 5 Bãndchen. Leipzig.1801. Из книг касающихся до Натуральной истории, Физики и Математики 9. Kleinii dubia circa plantarum. Petrop. 1760. 4º. 1. Büffons Naturgeschichte der Vógel 2-ter, 3-ter u. 4-ter Band. Berlin. 1772. 46. Физических писем Ейлера часть 3-я. Спб. 1768. 98. Morgenröthe im Aufgang, oder die Wurzel der Philosophie. Amst. 1656. 109. Полезное изобретение о приведении подошвенной кожи в лучшую прочность. Спб. 1798. Из Медицинских книг 7. Dictionnaire de santé tome 2-me, à Paris. 1768. 28.Jänisch. Geschichte der Pocken. St. Petersburg. 1769. 29. Способ как пользоваться в оспе. С-Петербург. 1766. 35. Evangelium medici. fenae. 1724. 41. Краткое описание морового поветрия. Москва. 1771. Из Голландской истории 3. Révolutions des Provinces Unies sous l " éntandart de divers stadhouders, suivies des anecdotes modernes 3 tomes. Nimègue. 1788. 10. Bericht van de constitutie van alle de illustre vergaderingen en collegien ins Gravenhage. 1716. 8º. Из Французской истории 13. Gabr. Barthol. Gramondi Historiarum Galliae ab excessu Henrici IV libri XVIII. Amst. 1653. 18. Histoire de France sous le règne de Louis XIV par M-r Larray. 4 tomes, à Rotterd. 1718. 47. Histoire des hommes illustres de France, à Paris. 4 tomes. 1797. 62. – amoureuse de Franco par M-r … à Bruxelles. 1708. 66. Traité de la civilisité française, à Paris. 1700. 68. La vie et le martyre de Louis XVI, à Mast. 1793. 69. Journal de ce qui est passé à la tour du Temple pendant la captivité de Louis XVI, à Londres. 1798. 70. Des principes et des causes de la révolution française par M-r Senak de Melham, à St. Pétersb. 1791. 71. Campagnes du général Pichegru, à Paris. 1794. 72. De la révolution française par Necker, t. I et 2, à Paris. 1797.

http://azbyka.ru/otechnik/Sergej_Belokur...

А новый русский город Одесса основан рескриптом Екатерины II от 7 июня 1794 года, официальной датой считается 2 сентября этого же года потому, что именно в этот день по благословению митрополита Екатеринославского и Таврического Гавриила (Бэнулеску-Бодони) были забиты первые сваи для строений города Одессы. Так, небольшое поселение, насчитывавшее в 1791-1793 годах всего 122 жителя, через 100 лет стало процветающим городом, столицей губернии, торговым, промышленным и научным центром, занимающим четвертое место в Российской империи после Санкт-Петербурга, Москвы и Варшавы. Можно ли что-то подобное сказать о современной Одессе? Увы, при всей любви к родному городу. Сегодня складывается такое впечатление, что на Западе хотят, нет, не пересмотреть итоги русско-турецких войн, по итогам которых Российская империя укрепилась на берегах Черного моря, а постараться нивелировать их. Сформировать убеждение в том, что Россия никогда не имела никаких прав на земли Новороссии, да и сама Новороссия - это, мол, миф «российской имперской пропаганды». Все эти украинские «патриотические» исторические инсинуации не что иное, как часть информационной войны Запада против России. К тому же именно Украина , по мнению западных аналитиков, неоднократно становилась «маршрутом для иностранного вторжения в Россию». В то же время мнение «свидомых» историков о польско-литовском прошлом Северного Причерноморья, о порте Коцюбеев, который штурмовал атаман Калнышевский, - не что иное, как самая настоящая пропаганда, демонстрирующая т.н. историческое европейское прошлое Украины, насчитывающее аж 600 лет. И как кто-то может еще оспаривать право столь древнего государства на членство в Евросоюзе?! Если следовать такой, «свидомой», логике, то можно вообще обосновать и членство украинских казаков в составе прототипа НАТО еще задолго до основания этого военного блока - во времена Великой смуты. Тем не менее совсем еще не факт, что одесские власти 2 сентября нынешнего года будут отмечать именно 600-летие города. Ведь, несмотря на «свидомую» пропаганду и усилия «патриотической» общественности типа товарищества «Просвита», а также на решение Верховной рады, официально эта дата не признана. http://odnarodyna.org/content/odesse-600-let

http://ruskline.ru/monitoring_smi/2015/0...

Однако, в отличие Украины, где приобщение к «европейским ценностям» происходило и происходит с войной и жестоким насилием, польщизна в Белоруссии действует и намерена действовать в дальнейшем по-иезуитски - тихой сапой. И в этом ее опасность, т.к. для многих ответственных лиц, в том числе и в России, она, как радиация, не осязаема. Одним из идеологических идолов польщизны является такой исторический персонаж, как польский генерал Анджей Тадеуш Бонаветура Костюшко, которого проводники этой доктрины напыщенно именуют «национальным героем четырёх стран - Польши, США, Литвы и Беларуси». Деятельность Костюшко в интересах заокеанской державы мы затрагивать не будем, но вот, что касается Белой Руси, то в ее отношении этот польский генерал проявил себя как непримиримый противник белорусского народа. Тадеуш Костюшко - рьяный противник Белой Руси Чтобы понять подлинную направленность деятельности Тадеуша Костюшко, необходимо рассмотреть цели польского восстания 1794 года, во главе которого он находился. Польские повстанцы выступали за то, чтобы Речь Посполитая стала исключительно польским государством, в которой католицизм объявлялся господствующей религией. При этом «переход из господствующей веры в какое-либо другое вероисповедание запрещается под страхом наказания за вероотступничество». Ни Руси (будущей Белоруссии), ни православию, ни даже униатству места в Речи Посполитой Польской не предусматривалось. Все это было изложено в «Правительственном законе» (Ustawa Rzdowa z dnia 3 maja) или, как его называют, конституции Речи Посполитой Польской от 3 мая 1791 года, за которую и воевал генерал Костюшко. Причём действовали мятежники методами якобинского террора: виселицы и расстрелы в отношении несогласных, заградительные отряды - против насильно согнанных в мятежные войска крестьян и мещан. Да и печально известное клеймо «враг народа» также было в ходу у мятежников. Бой русских гренадеров с польскими мятежниками Что касается самосознания Анджея Тадеуша Бонаветура Костюшко, то оно было исключительно польским, собственно, другим оно и быть не могло у выпускника Варшавской рыцарской школы (военной академии), из которой он вышел в чине капитана. С Белой Русью Тадеуша Костюшко связывало только то, что он родился в усадьбе Меречевщина около местечка Коссово (ныне Брестская обл.). Правда, его отец Людвик Костюшко, среднепоместный шляхтич, выводил свою родословную от православного западнорусского боярина Константина (Костюшко) Фёдоровича, жившего в XVI веке. Однако за прошедшие двести лет потомки боярина Константина отреклись и от православной веры, и от своего народа, став ясновельможной польской шляхтой, люто ненавидящей Русь и православие.

http://ruskline.ru/opp/2021/02/09/tadeus...

Указ предусматривал принятие французскими подданными, находящимися на территории России, специальной присяги, в которой содержалось осуждение революции и давалась клятва на верность монархии и королю Франции. Финансово поддерживались эмигранты-роялисты, строившие планы подавления революции. В августе 1792 года в специально составленной записке «О мерах к восстановлению во Франции королевского правительства» Екатерина II отметила: «Дело французского короля есть дело всех государей» . Но по ее убеждению, «с революцией покончат скорее не иностранные державы, а сами французы», ибо «республика всегда в конце концов превращается в монархию». «Насчет контрреволюции положитесь на самих французов, – писала императрица Гримму в апреле 1795 года, – они это сделают лучше, чем все союзные государи. Они уже усиленно принялись за это. По моему мнению, когда вся эта сволочь – цареубийцы – будет истреблена, их место займут иные люди, не такие злодеи, как те, и им уже не будет такой выгоды защищать подлые парадоксы. Но чтобы с успехом управлять ими, нужно короля очень и очень способного и очень и очень находчивого» . Еще в январе 1791 года государыня уверенно предсказывала появление во Франции человека, который вернет страну к порядку и законности: «Злодеи захватили власть и превратят скоро Францию в Галлию времен Цезаря. Но Цезарь их усмирил. Когда же придет Цезарь? О, он придет, не сомневайтесь, он появится». В феврале 1794 года в письме Гримму она писала: «Если Франция справится с своими бедами, она будет сильнее, чем когда-либо, будет послушна и кротка, как овечка; но для этого нужен человек недюжинный, ловкий, храбрый, опередивший своих современников и даже, может быть, свой век. Родился он или еще не родился? Придет ли он? Все зависит от того. Если найдется такой человек, он стопою своею остановит дальнейшее падение, которое прекратится там, где он станет, во Франции или в ином месте» . Когда императрица писала это письмо, во Франции такой человек уже появился – 24-летний генерал Наполеон Бонапарт.

http://pravoslavie.ru/64824.html

Наверняка здесь прогуливался и Александр Васильевич Суворов, часто навещавший своего «любезного друга Федора Федоровича». И наверняка забавную картину представлял собой променад двух боевых товарищей. Невысокий, жилистый, подвижный и любящий острое словцо Суворов и степенный, немногословный, высокий Ушаков, не отказывавший себе в удовольствии побороться со своими матросами и не уступавший сильнейшим из них. К тому времени Александр Васильевич командовал южными сухопутными войсками империи, Федор Федорович руководил флотом. Им было о чем поговорить. Современники называли Ушакова «морским Суворовым». Действительно, «Теория без практики мертва», «Воевать не числом, а умением», «Ничего – кроме наступательного», «Не меньше оружия поражать противника человеколюбием», «Быстрота и внезапность заменяют число. Натиск и удары решают битву», «Субординация, экзерциция, дисциплина, чистота, опрятность, здоровье, бодрость, смелость, храбрость, победа, слава, слава, слава!» – принципы, вложенные Суворовым в его знаменитую «Науку побеждать», с неизменным результатом использовал и Ушаков. Только пришел он к ним самостоятельно, не в степной пыли, а посреди соленых брызг. Назвать Суворова «сухопутным Ушаковым» мы имеем такое же право. Это были два настоящих русских мужа, определившихся со своим призванием и по благословению Божиему не жалевших сил на пути самореализации. Восторженный возглас Суворова: «Горжусь, что я русский!» – равноценно звучал в устах Ушакова. Именно благодаря таким людям канцлер Российской империи Александр Безбородко в апреле 1799 года, будучи уже прикованным к смертному одру, смог на полном основании объявить собравшейся вокруг публике: «Не знаю, как при вас, молодых, будет, а при нас ни одна пушка в Европе без нашего разрешения выстрелить не смела!» Грандиозные воинские победы, мощный скачок в экономической, культурной и научной сфере огромной страны не возможны были без религиозного фундамента. Духовный стержень Отчизны ковали великие подвижники рубежа XVIII–XIX веков. Уже опочил (1783) святитель Тихон Задонский, удалился (1794) в уединенную келью преподобный Серафим Саровский, родился (1782) и возрастал будущий богослов святитель Филарет (Дроздов). В 1791 году закончил свой жизненный путь и родной дядя Ушакова – настоятель Санаксарского монастыря преподобный Феодор Санаксарский.

http://pravoslavie.ru/54851.html

Во 2-й пол. XVIII в. архитектурный ансамбль Н. П. м. был обновлен. Кирилло-Афанасиевский собор (XII в.) в 1753-1754 гг. перестроен (разобран до нижних окон и надстроен в верхней части) и освящен 17 янв. 1756 г. настоятелем новгородского Юрьева мон-ря архим. св. Павлом (Конюскевичем). Архитектурное оформление фасадов 5-главого храма, граненых барабанов и глав было решено в барочном стиле. С севера к собору был пристроен небольшой придел свт. Леонтия Ростовского, освященный 1 окт. 1756 г. настоятелем (1751-1758) Валдайского Святоозерского в честь Иверской иконы Божией Матери монастыря архим. Дамаскином (Аскаронским; † 1769). К кон. XIX в. в Леонтиевском приделе находился «интересный иконостас - весь серебряный, состоит лишь из царских врат и двух боковых икон» ( Слезскинский. 1901. С. 704). С южной и западной сторон к собору была пристроена паперть, по инициативе и на средства настоятеля (1791-1794) игум. Порфирия (Симонтовского) в 1792 г. там устроен и 4 сент. 1793 г. юрьевским архим. Иоакимом (Карпинским) освящен теплый юж. придел во имя прп. Арсения Новгородского. Здесь, в юго-зап. углу храма, покоились под спудом мощи прп. Арсения Новгородского († 1572?), в янв. 1787 г. перенесенные из упраздненного Арсениева в честь Рождества Пресв. Богородицы мон-ря. 12 янв. 1812 г. мощи были «вложены» в новую, бронзовую, позолоченную раку ( Ратшин. Монастыри. 1852. С. 381). Память святого в обители чтили 8 мая и 12 июля. По свидетельству новгородского прот. Арсения Васильевича Вихрова (1855-1911), посетившего обитель в 1896 г., при игум. Вонифатии, «в паперти» монастырского собора имелась доска с надписью: «Под сим погребены два родные брата Константин и Димитрий Корованковичи, первые здатели святаго храма сего». Слева от входа «в стене» стояла гробница с частицами мощей святителей Афанасия и Кирилла Александрийских, украшенная резной аркой ( Вихров. 1896. С. 246; Слезскинский. 1901. С. 704). Церковь в честь Покрова Пресв. Богородицы. 1753–1754 гг. Фотография. 30-е гг. XX в. Церковь в честь Покрова Пресв. Богородицы. 1753–1754 гг. Фотография. 30-е гг. XX в.

http://pravenc.ru/text/2577779.html

11. Recherches philosophiques sur les égyptiens, à Berl. 1773. 2 tomes. 12. Recherches historiques sur lInde, à Mast. 1792. 14. Portrait historique de lémpereur de la Chine par Bonnet, à Paris. 1697. 17. Desctiption générale de la Chine, par Grossier. Paris 1781. 2 tomes. 18. Voyage aux Indes orientales par Sonnerat, à Paris. 1782. 19. Voyage dans linterieur de la Chine, par Macartney. 5 vol. 1796 20. Relation de lembassade de Macartney. 1797. 2 tomes. 20b. Voyage en Chine formant le complètement de Voyage de Macartney. 3 vol. Avec un atlas in 4º, à Paris. 1805. 57. Цареградские письма. Москва. 1793. 86a. Voyage en Crimée par Milady Graven, à Paris. 1789. 86b. Voyage en Crimée par M-r Reuilly, à Paris. 1806. Из Ученой истории in 8º. 10. Краткий чертеж наук. Москва. 1792. 25. Allgemeine deutsche Bibliothek. 55-ter Theil. 93. Babioles littéraires. 1761. Из Географических книг 3. Cluveri Geographia Amstel. 1677. 23b. Cours de cosmographie, de géographie etc. par Mentelle. 4 vol. avec un atlas in 4º – in 8º. 29. Les tables guerrières, à Amsterd. 1708. 8º. 35. Dictionnaire géographique par Vogien, à Paris. 1776. 2 tomes. 8º. 37. Nouveau voyage autour du monde par Dampier, t. 2, 3, 4, 5. 37a. Voyage en Hannovre, par Mangourit, à Paris. 1805. 59. Voyage sur le Rhin 2 tomes, à Neuvied. 1791. 61. Voyage en Italie fait par Creuzé de Lesser, à Paris. 1806. 61b. Voyage en Portugal. 2 tomes, à Paris. 1797. 63. Voyage en Hollande fait en 1794. Paris. 1797. 2 tomes. 68. Biornstähls Briefe. Stralsund. 1777 1-ter Theil. 70. Voyage par le Cap de bonne Esperance à Soucarang. 2 tomes à Paris, 1799, par Stavorinus. 71. Voyage par le Cap de bonne Esperance à Bontam par Stavorinus, à Paris 1798. 72a. Voyage à Surinam par Stedman. 3 vol. avec la collection de planches in 4º, à Paris 1799. 72b. Voyage dans la partie méridionale de lAfrique, par Barrow. 2 tomes, à Paris. 1798. 76. Voyage dans la haute et basse Égypte par Sonnini. 3 tomes avec la collection de planches. Paris 1796. 78. Путешествие Вальяна. Том I. Москва 1793.

http://azbyka.ru/otechnik/Sergej_Belokur...

1827 1828 1829 1820 1821 839 728 406 380 805 717 657 1434 Приведенными цифрами выражается валовой доход 181 , которым церковь должна покрывать расходы по своему содержанию и ремонту, а также по содержанию и ремонту церковного дома. Кроме того, из этого же дохода церковь ежегодно платит установленные сборы на потребности духовно учебного ведомства, на вдов и сирот, на общества и братства и т. под. Этот расход производится в размере свыше 400 руб. в год. В чрезвычайных случаях голода, войны и других общественных бедствий и нужд церковь делала посильные пожертвования из свободных сумм. Так, во время Крымской войны церковь пожертвовала 200 р.; в 1860 г. – в пользу разоренных сирийских христиан 12 руб.: в 1863 году – в пользу духовенства западных губерний, потерпевших разорение от польских мятежников, 6 руб.; в – 1891 году в пользу пострадавших от неурожая – 300 руб. и проч. 182 Случаев похищения в делах церковного архива отмечено три, а именно: в 1824 г. из церковной ризницы похищены поручи красного атласа и «убрусец», низанные жемчугом, и 18 зол. жемчужной осыпи; в 1825 году из церковного сундука, наход. в алтаре, похищено 100 руб. ассигнациями и 67 руб. серебра, а в 1827 г. из того же сундука похищено 62 руб. 49 коп. 183 174 По купчей значится- «земли мерою длиннику по правую сторону до перелома 9 саж.; от перелома влево до выступа 20 ½ саж., в выступе вправо до перелома 4 с. 2 ¼ ар.; от перелома вправо 4 с. ¾ ар., от сего выступа до заднего поперешника 11 с. 2 ¼ ар., по левую сторону, по Воздвиженке, 44 с. 2 ½ ар., поперешнику в переднем конце, по Моховой улице, 31 с. 1 ар.; в заднем конце 44 с. 2 ар. В межах оной: по правую сторону д, Пашкова, по левую Воздвиженская ул., впереди Моховая; позади д. гр. Шереметева.» Купчая на 82,000 руб. 177 Арх. Моск. Д. Кон. по Пречист. сор. д. 1832 г. 421, и там же в вязке по Крестов. мон. д. 59. 178       1-й положенный девицей Софией Иван. Алмазовой в пользу церкви 1791 г. дек. 3, на 285 руб. 71 3/7 коп. 2-й полож. вд. действ. тайн. сов. Мариею Феодот. Брылкиной в пользу причта 1794 г. нояб. 13, на 285 р. 71 3/7 коп.

http://azbyka.ru/otechnik/Nikolaj_Kedrov...

А., прот. Исторический очерк единоверия. СПб., 1867. С. 31). Однако действия Ж. были успешными. 23 февр. 1789 г. он освятил в Климовом посаде ц. в честь Успения Пресв. Богородицы, куда ранее ходили инокини старообрядческого климовского Казанского мон-ря, желавшие иметь священство. Богослужение Ж. совершал по старопечатным книгам. Прихожан было не много, даже «согласные» на единство с РПЦ опасались новшеств; затем число молящихся увеличилось. В том же году были основаны 2 единоверческие церкви: в Злынке - в честь Вознесения Господня и в Зыбкой - в честь Преображения Господня, освященные соответственно в 1794 и 1795 гг. В 1791 г. Ж. освятил ц. во имя Живоначальной Троицы в бывш. беглопоповской Успенской Никодимовой пуст., переименованной в Свято-Троицкую. Осенью 1791 г., перед возвращением в С.-Петербург, Ж. был возведен в сан протоиерея. Вернувшись в столицу, продолжал служить в Свято-Троицкой ц. на Б. Охте. Дело, начатое Ж., развивалось, и в 1794-1795 гг. в Стародубье было заложено или освящено 6 единоверческих церквей. Все годы служения Ж. собирал источники и предания о центрах и согласиях старообрядчества, на основании которых составил «Полное историческое известие о древних стригольниках и новых раскольниках, т. н. старообрядцах, собранное из потаенных старообрядческих преданий, записок и писем» (1-е издание: Полное историческое известие о старообрядцах, их учении, делах и разногласиях, собранное из потаенных старообрядческих преданий. СПб., 1794. 3 ч.; во 2-м издании (СПб., 1795. 4 ч.) добавлены сведения о стригольниках ; последнее издание - СПб., 18906). В этом труде, в наст. время не потерявшем своего значения, опубликован ряд утраченных источников по истории старообрядчества, напр. фрагменты постановления собора в Новгороде 1692 г., приведен обзор, часто краткий и не всегда достоверный, всех известных тогда старообрядческих согласий, к к-рым автор относил духовных христиан и последователей др. сект. Сочинение завершается сведениями о единоверческих приходах и «Краткой повестью о обращении из раскола многогрешного Ксенофонта, а по поставлении в иночестве Киприана, писанной им самим».

http://pravenc.ru/text/182357.html

   001    002    003    004    005    006   007     008    009    010