Материал из Православной Энциклопедии под редакцией Патриарха Московского и всея Руси Кирилла ГОЛИЦЫН Александр Николаевич (8.12.1773, Москва - 22.11.1844, имение Гаспра Ялтинского у. Таврической губ.), кн., обер-прокурор Святейшего Синода (21 окт. 1803 - 24 окт. 1817), министр духовных дел и народного просвещения (24 окт. 1817 - 15 мая 1824). Из обедневшей ветви древнего княжеского рода Голицыных. Воспитанник М. С. Перекусихиной, камер-фрау имп. Екатерины II . В 1783 г. был определен в Пажеский корпус в С.-Петербурге, где подружился с вел. князьями Константином Павловичем и Александром Павловичем (впосл. имп. Александр I ), зачислен в пажи Александра и имел доступ ко двору. С 1791 г. камер-юнкер при дворе Александра Павловича, с 1797 г. действительный камергер. С 1794 г. поручик лейб-гвардии Преображенского полка. В мае 1799 г. уволен имп. Павлом I и получил приказ покинуть С.-Петербург, переехал в Москву. Кн. А. Н. Голицын. Литография. XIX в. (ГИМ) Кн. А. Н. Голицын. Литография. XIX в. (ГИМ) При имп. Александре I Г. был вновь принят на службу, 8 сент. 1802 г. получил пост обер-прокурора 2-го, 21 дек. того же года 1-го департамента Сената. Назначение Г. 21 окт. 1803 г. обер-прокурором Святейшего Синода со званием статс-секретаря удивило современников: в кругу аристократов он был известен как «веселый эротоман», «баловень прекрасного пола», скептик, к-рый резко отзывался о Церкви. Тем не менее члены Святейшего Синода встретили назначение Г., сменившего на этом посту властного А. А. Яковлева , с удовлетворением. Имп. Александр I хотел видеть в обер-прокуроре близкого человека, он предоставил ему право непосредственного доклада императору (одновременно члены Синода были лишены этого права). Получив столь высокий пост, Г. изменил образ жизни, занялся изучением истории христианства, чтением религ. книг. 21 сент. 1804 г. ввел новый порядок прохождения дел через Синод, поставив задачу сосредоточить в своей канцелярии все дела церковного управления. В 1807 г. епархиальным архиереям было предписано сообщать в канцелярию обер-прокурора о состоянии дел в епархиях и лично отчитываться перед Г.

http://pravenc.ru/text/165261.html

Материал из Православной Энциклопедии под редакцией Патриарха Московского и всея Руси Кирилла НОВОМОСКОВСКОЕ ВИКАРИАТСТВО Троицкий собор в Новомосковске. 1778–1780 гг. Фотография. 10-е гг. XXI в. Троицкий собор в Новомосковске. 1778–1780 гг. Фотография. 10-е гг. XXI в. Днепропетровской епархии, существовало в период не позднее нояб. 1928 - нач. 1929 г., возобновлено в 2009 г. Близ Новоселицы (с 1794 Новомосковск, ныне Днепропетровской обл., Украина), на берегу р. Самара, в зданиях упраздненного Самарского Пустынного во имя святителя Николая Чудотворца мужского монастыря (ныне монастырь возрожден) в 1791 г. был устроен загородный архиерейский дом Екатеринославских (Новороссийских и Днепровских в 1797-1803) епископов со скитом. В 1915-1917 гг. в праздник свт. Николая Чудотворца, 6 дек., проводился крестный ход из бывш. Самарского Николаевского мон-ря в Новомосковск и в Екатеринослав (в 1797-1802 Новороссийск, в 1926-2016 Днепропетровск, ныне Днепр, Украина) с главной святыней края - местночтимой Самарской чудотворной иконой Пресв. Богородицы (список с Ахтырской иконы Божией Матери ). Образ находился в Никольском храме Самарского загородного архиерейского дома до его упразднения в 1928 г. В докладе патриарху Московскому и всея России свт. Тихону (Беллавину) от управляющего Екатеринославской епархией Бахмутского еп. Иоанникия (Соколовского) от 24 июля 1923 г. сообщалось о том, что в Новомосковске остался верным канонической Церкви только бывш. настоятель храма Толгской иконы Божией Матери свящ. Петр (впосл. Новомосковский еп. Иоасаф (Попов)), лишенный властями прихода; настоятель Троицкого собора прот. Георгий Даценко перешел в обновленчество (РГИА. Ф. 831. Оп. 1. Д. 201. Л. 2-7). Образование Н. в. не позднее нояб. 1928 г. было обусловлено нек-рым облегчением положения Церкви после издания «Декларации» 1927 г. заместителя патриаршего местоблюстителя митр. Сергия (Страгородского) и Временного Синода, когда власти разрешили регистрировать региональные органы церковного управления.

http://pravenc.ru/text/2577843.html

Сщмч. Иувеналий Аляскинский. Икона. 2007 г. Иконописец Хитер Маккин (миссия сщмч. Иувеналия в г. Каилуа, Гавайи) (Говорухин Иаков Фёдоров; 1761, Екатеринбург - 1796, близ сел. Квингагах (Куинагак), Аляска), сщмч. (пам. 7 авг.- в Соборе Валаамских святых, 2 июля, 24 сент.- в Соборе всех святых Аляски, 12 дек.- в Соборе первомучеников Американской земли), иером., миссионер. Род. в семье шихтмейстера (горного чиновника 14-го класса), работавшего на Нерчинских заводах. В 1784 г. Говорухин был зачислен в армию в чине «инженерного прапорщика», служил на Колывано-Воскресенских заводах и рудниках. В 1791 г. был уволен «на собственное пропитание», поступил в Спасо-Преображенский Валаамский мон-рь . После учреждения в 1793 г. Северо-американской кадьякской духовной миссии во главе с архим. Иоасафом (Болотовым) И. был рекомендован для участия в ней в сане иеродиакона, но митр. Новгородский и С.-Петербургский Гавриил (Петров) указал рукоположить его во иеромонаха. 25 мая 1793 г., вероятно в Александро-Невской лавре, пострижен в монашество с именем в честь свт. Иувеналия , патриарха Иерусалимского. В состав миссии вошел также родной брат И. Михаил Фёдоров Говорухин, послушник Коневского в честь Рождества Пресв. Богородицы монастыря , ранее служивший «унтер-шихтмейстером» на Нерчинских заводах. Путь к месту расположения миссии проходил через Иркутск, где по просьбе архим. Иоасафа послушник Михаил 20 апр. 1794 г. был пострижен в монашество с именем Стефан и 30 апр. рукоположен во иеродиакона. По отзыву архим. Иоасафа, «Ювеналий… довольно рачителен, а брат его… отец Стефан, хотя и молодой человек, но такой добрый, простонравный, услужливый и умный, что хотя бы из Валаамского братства выбрать, так и днем с огнем наищешься столь способного по здешнему месту». В др. письме архим. Иоасаф называл И. «добрым человеком» ( Деменков. 1842. С. 229; Письмо Иоасафа, преосв. Кадьякского, к ректору Ярославской семинарии [архим.] Иерониму (Понятскому)//ДЧ. 1910. Ч. 1. 2. С. 273-281). Из Иркутска миссионеры отправились по Лене до Якутска, а затем до Охотска, откуда отплыли в Америку.

http://pravenc.ru/text/1237735.html

Эпоха V-я, по кончине государя император Павла I, по восшествии на престол Александра I, при коем Екатеринославу возвращено прежнее имя, а архиерейская кафедра из Новомиргорода перенесена в Екатеринослав, с наименованием архиереев Екатеринославскими, Херсонскими и Таврическими 1800 год Села Ильинского, Александровская, кам. Одесск. у. Села Остановки, Николаевская, кам. Херс. у. Села Петрова, Вознесенская, кам. Бобр. у. Села Щербаковки, Гаврииловская, кам. Бобр. у. 1801 год Села Березнеговатого, Николаевская, кам. Херс. у. 1803 год Села Бокового, Покровская, кам. Бобр у. Села Терновки, Успенская, кам. Херс. у. Обращена в церковь из Турецкой мечети. Здесь в 1802г. поселились Болгаре, выходцы из Турции, исповедания Православного. 1804 год Города Тирасполя, соборная Николаевская, кам. По верным устным преданиям известно, что на том месте, где ныне город Тирасполь стоит, еще при Турецком владении находилось Молдаванское селение «Суклея», в котором была церковь во имя Святителя Христова Николая, деревянная, крытая камышом, неизвестно кем и когда построенная ; но в 1787 году, пред начатием войны России с Турцией, турецкое правительство выслало часть Буджацких Татар в Очаковскую область для опустошения ее и истребления всего народонаселения, особенно Днестровских прибрежных мест; о чем узнав жители сих мест, разбежались в разные стороны, иные в бывшую Польшу, другие за Буг в Россию, а остальную часть Татары забрали в Турцию, жилища же их истребили огнем, в это время сожжено и селение Суклея вместе с церковью. Когда же в 1791 г. заключен был мир между Россией и Турцией, и в следствие оного Очаковская область уступлена Россия на вечные времена, и когда разбежавшиеся жители начали возвращаться на прежние свои места и заводить вновь селения: тогда и Суклейские возвратились на прежние свои пепелища и составили небольшое селение под тем же названием, и как привыкшие к церковному богослужению, не могли долго оставаться без оного, то по ходатайству Черноморского войска Кошевого , так как войско сие с 1790 по 1794 год занимало все прибрежные места , начиная от Бендер до самого Очакова, и с разрешения Амвросия архиепископа Екатеринославского в 1792 г.

http://azbyka.ru/otechnik/Gavriil_Voskre...

Гавриил Романович (3.07.1743, Казань (по др. сведениям, дер. Кармачи или Сокуры под Казанью) - 8.07.1816, с. Званка Новгородского у. и губ.), поэт, гос. деятель. Из мелкопоместного дворянского рода татар. происхождения. В 1759-1762 гг. учился в Казанской гимназии, находившейся в ведении Московского ун-та. В 1762-1771 гг. служил в нижних чинах в лейб-гвардии Преображенском полку в С.-Петербурге, в 1772 г. произведен в чин прапорщика. В 1773-1774 гг. состоял в Секретной комиссии по расследованию причин Пугачёвского бунта, деятельно участвовал в его усмирении. 15 февр. 1777 г. отставлен от военной службы с чином капитан-поручика, переведен на статскую службу с чином коллежского советника и награжден имением в Белоруссии. В авг. 1777 г. назначен экзекутором 1-го департамента Сената. В дек. 1780 г. переведен в новоучрежденную Экспедицию о гос. доходах, составил инструкцию («начертание должности»), регламентировавшую ее деятельность. В февр. 1784 г. из-за разногласий с ген.-прокурором кн. А. А. Вяземским Д. был отправлен в отставку, но уже в мае 1784 г. назначен на должность губернатора новоучрежденной Олонецкой губ. В дек. 1785 г. переведен губернатором в Тамбов, где при нем было открыто главное народное уч-ще (сент. 1786) и начала действовать типография (нояб. 1787). В 1787 г. усилиями Д. были открыты народные школы в др. городах губернии (Козлов, Лебедянь, Елатьма, Шацк, Липецк, Спасск, Темников). В кон. 1788 г. из-за конфликтов с ген.-губернатором И. В. Гудовичем Д. был отставлен от должности губернатора и отдан под суд. В сер. 1789 г. полностью оправдан, а в дек. 1791 г. стал статс-секретарем имп. Екатерины II с поручением наблюдать за законностью решений Сената. В сент. 1793 г. стал сенатором, а в янв. 1794 г. президентом Коммерц-коллегии. В этой должности Д. взялся за борьбу со злоупотреблениями таможенной службы и иностранных купцов, в результате чего ему было передано распоряжение императрицы никакими делами больше не заниматься и числиться президентом Коммерц-коллегии, «ни во что не мешаясь».

http://pravenc.ru/text/171736.html

И.П. Медведев Часть II. Публикации Письма Карла Бенедикта Газе в архиве академика Ф. И. Круга В С.-Петербургском филиале Архива РАН хранится интереснейший личный фонд (Ф. 88. Оп.1–2) академика Ф. И. Круга, одного из тех немецких ученых (наряду с И. П. Колем, 3. Байером, Г. Ф. Мюллером, А. Л. Шлецером, И. Г. Штриттером), которые, по оценке Ф. И. Успенского, стали «первыми глашатаями и проводниками научного византиноведения в собственном смысле», 1991 принеся с собой в Россию «научный критический метод», выработанный уже богатой к этому времени исследовательским опытом европейской наукой. Восприняв «близко к сердцу» поставленную перед Академией наук задачу – исследовать корни русской истории, академики пришли к необходимости заняться изучением и византийских источников по истории IX–X вв. в связи с вопросом об образовании русского государства и крещения Руси. Иоганн Филипп (в России – Филипп Иванович) Круг (1764–1844), 1992 уроженец г. Галле, где он и получил университетское образование, в 1791 г. нанимается в качестве учителя в дом одного польского сановника, с семьей которого в 1794 г. оказывается в «собственно России»; с 1795 г. он в Москве, где становится воспитателем сына графини Орловой, вдовы гр. И. Г. Орлова ; 15 августа 1803 г. Ф. И. Круг переезжает в Петербург, оставшись здесь, вопреки первоначальному намерению, навсегда. Все эти годы он усиленно занимается нумизматикой, к которой пристрастился с детства, обменивает привезенную с собой в Москву немецкую коллекцию иностранных монет на коллекцию русских (у одного родственника графини), довольно быстро овладевает сначала церковнославянским, а затем и русским языком, получив в домашней библиотеке Орловых, изобиловавшей славянскими и русскими рукописями (некоторые из них были дарами императрицы Екатерины), превосходную возможность познакомиться с источниками по русской истории (библиотека гр. И. Г. Орлова , которого братья звали «философом», погибла в огне в 1812 г.). Именно как нумизмат Круг зачисляется в 1805 г. сотрудником («помощником библиотекаря») Эрмитажа, работая, правда, лишь в его Минцкабинете под начальством Г. К. Келера, 1993 а его исследования о русской нумизматике древнейшего периода 1994 открывают ему двери в Академию наук (адъюнкт по русской истории с 27 марта 1805 г., экстраординарный академик с 11 марта 1807 г., ординарный академик с 16 августа 1815 г.).

http://azbyka.ru/otechnik/Istorija_Tserk...

Материал из Православной Энциклопедии под редакцией Патриарха Московского и всея Руси Кирилла КАРЛОВАЦКИЙ РАСПЕВ [серб. карловачко церковнопевческая традиция Карловацкой митрополии Сербской Православной Церкви (СПЦ). Сербская певч. традиция на протяжении веков развивалась в богослужебной практике монастырских, сельских и городских церквей на территории Сербской архиепископии, получившей самостоятельность в 1219 г. В период тур. ига, после восстановления Печского патриархата (1557), стало возможным дальнейшее развитие этого вида деятельности. В XVIII-XIX вв. в Карловацкой митрополии особое внимание уделялось пению в мон-рях на Фрушка-Горе , церковное пение изучалось в школах, став т. о. основным видом муз. практики и муз. образования сербов. В посл. десятилетия XIX - 1-й пол. ХХ в. мн. выдающиеся сербские композиторы испытали влияние литургической практики (К. Станкович , Т. Остойич , И. Байич ), пели на клиросе (С. Мокраняц , М. Топалович , К. Манойлович ), работали с церковными и школьными хорами (П. Конёвич , М. Милоевич, С. Христич , М. Тайчевич). В среде правосл. юж. славян почти тысячу лет муз. письменность была привилегией единиц, церковные напевы создавались и передавались устно. В СПЦ церковное пение и сегодня передается преимущественно устно и в основном остается сферой интереса немногих исследователей. Под К. р. имеют в виду разные традиции. Наиболее часто его отождествляют с церковным пением, к-рое развивалось в Карловацкой митрополии в XVIII-XIX вв., другие связывают его с г. Сремски-Карловци, митрополичьим центром, где красоте церковного пения как на ежедневных службах, так и в школах (гимназиях, семинариях) придавалось большое значение. На протяжении XIX в. церковное пение было связано с развитием школ и системы образования. Важнейшие серб. школы были основаны в Габсбургской монархии в кон. XVIII в.: педагогическое училище «Норма» в г. Сомбор (1778), гимназия (1791) и духовная семинария (1794) в Сремски-Карловци, гимназия в Нови-Саде (1810); все они продолжают действовать до настоящего времени. По образцу Карловацкой семинарии богословские школы были открыты по всей Карловацкой митрополии (в Араде, Темишваре (Темешваре, ныне Тимишоара, Румыния), Вршаце, Плашки, Пакраце, Карлштадте (Карловаце), Шибенике (впосл. в Задаре)) и в Сербском княжестве (Белград). Изучению пения в школах каждый день посвящался 1 час, а в воскресенье и праздники ученики принимали активное участие в богослужении. Судя по архивным документам, регенты использовали названия «црквено с правилом», «cantus ecclesiasticus» (лат.), «canto ecclesiastico» (итал.).

http://pravenc.ru/text/1681085.html

От издателей Сильвестр (Лебединский), архиепископ Астраханский и Кавказский, родился в Малороссии. По окончании Киевской духовной академии направлен преподавателем в семинарию в Астрахань, где принял монашеский постриг. В 1791 г. назначен архимандритом Астраханского Спасо-Преображенского монастыря и ректором семинарии. С 1794 г. – ректор Казанской семинарии и настоятель Свияжского Богородицкого монастыря, а с 1797 года – ректор Казанской духовной академии. В 1799 году хиротонисан во епископа Полтавского и Переяславского, в 1807 году переведен в Астрахань и возведен в сан архиепископа. Скончался 5 ноября 1808 года. «Приточник Евангельский» (М., 1796, 1808, 1822; СПб., 1894) занимает видное место среди его сочинений, отличаясь глубоким постижением текстов Священного Писания и святоотеческих творений. Текст публикуется по изданию 1822 года и сохраняет все его особенности, включая лексику, орфографию и пунктуацию. Исправлены лишь явные опечатки. Предисловие к читателю Вещей зиждитель Бог по единой Своей благости, вся к бытию приводя, естественную добра любовь всем созданиям сообщил, дабы всякая вещь естественно стремилась к добру себе сродному, и оного желая тем бы показывала, что она чудным некоторым обращением к Богу, начальнику существования своего, преходит. Но в сем пред прочими преимущественен есть человек; поелику Самого благости Источника чрез премудрость видеть может, и чрез любовь к Нему, истее Его приобщиться. Премудрость бо всяческая может, и пребывающи в себе вся обновляет, и по родом в души преподобным, преходящи други Божия и пророки устрояет 1 . Отсюда происходит, что премудрости добро, по которому мы Богу благости подателю уподобляемся, всем добрам мира сего предпочитается. Сия бо (премудрость) благолепнее солнца, и паче всякого расположения звезд, свету соравняема обретается первая 2 . Сия присное веселие с собою носит, сама в себе непрестанное к себе привлечение имеет так, что кто ея приобщается, еще взалчет; и кто от нея пиет, вжаждется паки. Сия есть бессмертное притяжание на земли, доставляющее старцу славу в народах, а юному честь пред старцы. Она когда молчит, вси потерпят: и егда глаголати будет о мнозе, вси руку положат на уста своя. Она сладостию своею превосходит все удовольствия мирския, тихостию и безопасностию своею все великолепныя убежища, пользою своею все богатства тленныя. В домах мирских бывают свары, раздоры, горести, и проч. В доме премудрости покой вечный; ибо не имеет горести сообщение ея, ни болезни сожитие тоя, но веселие и радость. В сродстве мирском бывают перемены, превращения, в сродстве же премудрости бессмертие есть 3 . В дружестве мирском бывают обманы, лести, и притворства: но в содружении премудрости услаждение, благо, и благославие в приобщении словес ея, и в сообучении беседы ея разум 4 .

http://azbyka.ru/otechnik/Silvestr_Lebed...

248. ПИЙ VI. 1775— 1799. Джананджело, граф Браски. Родился 25 Декабря 1717 г в Чезене. Изучал право. В 36 лет принял священнический сан. Стал секретарем Бенедикта XIV. Климент XIII назначил его папским казначеем. В 1773 г. получил кардинальскую шапку. После вступления на трон св. Петра Пий VI, вопреки запрету Иннокентия XII, возвел в кардинальское достоинство своего непота — Ромуальдо Онести-Браски и наделил его богатыми бенефициями. Брат папы был провозглашен князем Неми. Для своих непотов папа построил в центре Рима, на пьяцца Навоне, роскошный дворец Браски. Религиозная деятельность папы сводилась главным образом к организации очередных празднований Юбилейного года: в 1775, 1782, 1790 и 1792 гг. Роспуск ордена иезуитов губительно отразился на папской администрации, особенно на миссионерских территориях. В 1784 г. пана назначил бывшего иезуита Джона Кэролла первым епископом в Соединенных Штатах. Принцип отделения церкви от государства, провозглашенный в американской конституции с 1787 г., позволил католицизму свободно развиваться в стране, где большинство населения составляли протестанты. В Европе тяжелой проблемой для папства было распространение этатизма и янсенизма в таких католических странах, как Франция и Австрия. Распространению идей Феброния, осужденных Климентом XIII, способствовал император Иосиф II, монарх Австрии. Он считал себя ответственным за судьбу католицизма на территории своего государства и совершенно не прислушивался к мнению апостольской столицы. Пий VI решил лично поехать в Вену, чтобы поднять там авторитет епископа римского. Император принял его с почестями, но не отказался от проведенных самовольно реформ. В 1786 г. в тосканском городе Пистое состоялся синод, созванный епископом Риччи, сторонником идей иосифизма и янсенизма. Синод принял много решений реформаторского характера, которые папа Браски осудил в 1794 г. главным образом по той причине, что епископ действовал самовольно, без согласия апостольской столицы. Во времена Пия VI произошел последний раздел Польши. В этом деле папство 20 лет придерживалось неустойчивой и медлительной политики. В 1791 г. Пий VI признал конституцию 3 мая, но с условием, что права католической церкви в Польше не будут нарушены. В 1795 г. папа осудил восстание под предводительством Тадеуша Костюшки, а в 1796 г. ликвидировал нунциатуру в Варшаве. 29 марта 1790 г. Пий VI собрал кардиналов, чтобы обсудить положение, создавшееся во Франции после начала революции. Тогда не было принято никакого решения. В 1791 г. папа осудил содержание революционных декретов. В 1796 г. победоносный поход Наполеона в Италию развеял надежды апостольской столицы на помощь Бурбонов и Австрии. Толентинский трактат (1797 г.) подчинил папское государство власти французской Директории. Двумя годами позднее по приказу Наполеона генерал Бертье вывез Пия VI в Сиену, а затем в крепость Валанс на Роне, где папа и умер.

http://sedmitza.ru/lib/text/442676/

Материал из Православной Энциклопедии под редакцией Патриарха Московского и всея Руси Кирилла О " КОННЕЛЛ [англ. O " Connell] Даниел (6.08.1775, Кэрсивин, графство Керри - 15.05.1847, Генуя), ирл. политический и религ. деятель, основатель Католической ассоциации Ирландии. Происходил из знатного, но обедневшего ирл. рода из графства Керри в Мунстере (считались потомками древнеирландской династии И Фидгенти). Отец О., Морган О " Коннелл (1739-1809), был небогатым землевладельцем. Младший брат Моргана, Даниел Чарльз О " Коннелл (1745-1833), с 60-х гг. XVIII в. состоял на военной службе во Франции, получил от франц. кор. Людовика XVI (1774-1792) титул графа (1783), после Французской революции (1789-1799) переехал в Англию, сражался в брит. армии против Наполеона Бонапарта. Один из младших братьев О., Джеймс О " Коннелл (1786-1872), был активным деятелем Либеральной партии в Ирландии, в 1869 г. по протекции премьер-министра У. Гладстона получил титул баронета. В 1790-1791 гг. О. учился в католич. школе в Корке, с 1791 г.- в иезуитских коллегиях в Сент-Омере и Дуэ в Австрийских Нидерландах. В янв. 1793 г., после интервенции в Австрийские Нидерланды французской революционной армии, уехал в Лондон, где изучал право в Линкольнс-инне (1794-1796), затем - в Кингс-инне в Дублине (1796-1798). В 1798 г. не поддержал восстание, организованное республиканским Об-вом объединенных ирландцев. С 1799 г. занимался юридической практикой, в т. ч. защищал обвиняемых в политических процессах, стал одним из наиболее известных ирл. адвокатов. Был членом дублинской масонской ложи (с 1799; к 20-м гг. XIX в. отошел от масонского движения, в т. ч. из-за осуждения масонства Римско-католической Церковью). В 1802 г. женился на дальней родственнице - Мэри О " Коннелл, в браке родились 4 дочери и 4 сына; двое из сыновей впосл. стали членами палаты общин брит. парламента. Сохранилась переписка О. с женой (ок. 600 писем). О. отрицательно отнесся к Акту об унии Великобритании и Ирландии (1800), стал активным членом Ирландского католич. комитета, выступавшего за эмансипацию католиков (отмену существовавших в их отношении имущественных и политических ограничений), а после его запрета властями (1812) - Ирландского католич. совета. О. выступал против компромиссных вариантов эмансипации, при к-рых за брит. властями сохранялось бы право вето при назначении католич. епископов в Великобритании и Ирландии. Вел полемику с ирл. протестантами, в 1815 г. смертельно ранил на дуэли одного из главных своих оппонентов - Дж. Д " Эстерра, в чем впосл. глубоко раскаивался.

http://pravenc.ru/text/2578251.html

   001   002     003    004    005    006    007    008    009    010