В 1786 г. И. был вызван в С.-Петербург на чреду священнослужения, 11 янв. 1787 г. прибыл в столицу. С 1787 по 1791 г. произнес 15 проповедей, 12 из них в церквах Зимнего дворца в присутствии высочайших особ, две - в Петропавловском соборе и одну проповедь в Троицком соборе Александро-Невского мон-ря. Высочайшим указом от 6 мая 1788 г. И. был назначен членом Святейшего Синода. 21(30?) июня 1788 г. определен архимандритом Юрьева новгородского мон-ря , который посещал лишь во время отпуска и по разрешению, напр., с 3 дек. 1789 по 1 янв. 1790 г.- по собственному ходатайству «для исправления экономических по нему надобностей». 30 авг. 1790 г. И. сослужил при освящении Троицкого собора столичного Александро-Невского мон-ря, во время процессии нес жезл св. блгв. кн. Александра Невского, а после литургии, к-рую возглавлял митр. Гавриил (Петров) , произнес проповедь. 18 мая 1792 г. императорским указом И. был определен на Тверскую кафедру, 22 мая состоялось наречение, а 26 мая в Богородице-Рождественской ц. на Невском проспекте - хиротония И. во епископа Тверского и Кашинского. В епархии И. учредил цензуру проповедей. Согласно его предписанию, консистория избрала по всем городам «ученых цензоров» и составила для них инструкцию, в к-рой рекомендовалось в проповедях избегать «политических предметов», «неприличных из истории примеров» и не намекать на к.-л. конкретное лицо при повествовании о грехах. В 1794 г. И. утвердил эту инструкцию. 28 окт. 1793 г. И. участвовал в совершении таинства бракосочетания вел. кн. Александра Павловича и вел. княжны Елисаветы Алексеевны в Спасском соборе Зимнего дворца (богослужение возглавлял митр. Гавриил). В 1794 г. вышел второй сборник И. «Продолжение поучительных слов» с 10 проповедями 1791-1794 гг., произнесенными в с.-петербургской и петергофской придворных церквах, в Андреевском соборе на Васильевском о-ве. По предписаниям императрицы от 3 дек. 1795 г. участвовал в торжествах по случаю образования Курляндской губ. в г. Митаве, от 10 авг. 1796 г.- Виленской и Слонимской губ. (в Вильне находился в нояб.-дек. 1796 г., когда был вызван имп. Павлом I).

http://pravenc.ru/text/674015.html

Особенно торжественно И. был принят на Афоне. После Великой лавры И. посетил груз. Иверский монастырь , в то время находящийся уже в юрисдикции К-польского Патриархата, где пробыл месяц и работал с груз. рукописями. Ему удалось получить разрешение временно вывезти из мон-ря Библию на груз. языке 1078 г. и 3 др. груз. рукописи: манускрипты были переданы в Тифлис, переписаны и возвращены на Афон. Посетив Грецию, И. с Кипра отправился в Дамаск, где получил благословение и «отпущение грехов» от патриарха Антиохийского Даниила (1767-1791), к-рый по примеру 2 предыдущих патриархов известил об этом Антония I. Сохранилось письмо груз. католикоса-патриарха К-польскому патриарху, в к-ром Антоний I подтвердил позицию в отношении статуса И. и указал, что И. «намерен обманом заполучить от блаженнейшего патриарха епархию Джавахети... муж сей Иона отвержен от Церкви и лишен чести архиерейской, дабы ни одна душа не вознамерилась содеять зло и ввести в заблуждение Ваше Святейшество и блаженнейшего патриарха Антиохийского» (НЦРГ. Н 2510; Кавтария. 1977. С. 143). Однако, несмотря на это, И. везде по предложению местных Глав Церквей и архиереев совершал богослужения, часто в патриаршем облачении. В Палестине И. был принят Иерусалимским патриархом, в Александрии - умирающим патриархом Александрийским Герасимом III (Гимарисом; 1783-1787/88), к-рый также «разрешил его от грехов». На подворье Екатерины великомценицы монастыре на Синае в Каире И. по просьбе братии мон-ря рукоположил во иереев неск. монахов; в мон-ре вмц. Екатерины он прожил 4 месяца. В Триесте И. встречался с имп. Свящ. Римской империи Иосифом II (1765-1790), в Яссах в 1789 г.- с кн. Г. А. Потёмкиным, с разрешения которого по ходатайству местоблюстителя Молдо-Влахийского Экзархата еп. Амвросия (Серебренникова) (22 дек. 1789 - 29 дек. 1791) И. был дан в управление мон-рь сщмч. Панкратия близ Ясс. В течение 2 лет обитель стала одной из самых богатых в Молдавском княжестве. В дек. 1791 г. И. получил приказ российской имп. Екатерины II выехать в Киев. Он был назначен викарием тяжелобольного митр. Киевского Самуила (Миславского) (22 сент. 1783 - 5 янв. 1796), жил в Киево-Печерской лавре и вел дела епархии, в т. ч. рукополагал священников (нач. 1792 - весна 1794).

http://pravenc.ru/text/578302.html

В 1780-е гг. проводятся активные работы по внутренней отделке и интерьеру нижнего этажа церкви, т.е. теплого храма великомученика Никиты: навешиваются и окрашиваются внутренние двери, делается кладка печей, мастерятся летние и зимние оконницы и стелятся полы, белятся стены (причем известью местного производства). Переклеивается и наново окрашивается иконостас (мастер – Алексей Переславцев). Поновляются старые образа, часть из них покрывается серебряными позолоченными ризами местного производства угличского чеканщика Василия Васильевича Хорхорина. В том числе поновляется храмовый образ Великомученика Никиты. Пишутся новые полотняные хоругви, шьются новые облачения (причем парча и отделочный позумент закупаются в г. Ростове). В 1784 – начале 1785 гг. написан новый образ Леонтия епископа Ростовского Чудотворца, который покрывался ризой, а в начале 1787 г. риза золотится на сумму 72 рубля. В 1790-е – начале 1800 гг. проводится огромный объем работ в верхней холодной Леонтьевской церкви и на покрытии храма. Доход прихода увеличивается, поскольку с 6 сентября 1794 г. по указу Духовного правления в приход Леонтьевской церкви из прихода Ильинской церкви переведена угличская писчебумажная фабрика. А 7 ноября 1798 г. закрепляется право Леонтьевской церкви на доходную недвижимость выдачей из угличского Духовного правления 2-х межевых планов и межевой книги. Большие работы в верхней церкви развернулись по оформлению интерьера. В 1791 г. Указом Консистории за 189 от 22 декабря разрешено строительство нового иконостаса «вместо старого» . К концу 1794 г. основные работы по его изготовлению завершаются, включая золочение, и в марте 1795 г. главный иконостас установлен. Работы по золочению выполнял мастер Василий Шилов. Одновременно с иконостасом делается столярной работы сень над престолом, украшается резьбой и золотится, а в клеймах над престольной сенью выполняются иконописные работы. Тем же, 1794-м годом, во всей верхней церкви вставлены двойные рамы и отбелены стены. Отделочные работы главной части верхнего храма продолжаются вплоть до зимы 1796 г. В декабре 1796 г. священником Леонтьевской церкви из Ярославля привезен новый Св. антиминс.

http://sobory.ru/article/?object=34797

По народному преданию, сохранившемуся среди Макшеевцев, первоначально церковь находилась в лесу в местности, называемой «Ворыпавою», что подтверждается и письменными документами. В списке с писц. Коломенских книг 1578 г. упоминается «село Ворыпаево», ныне не существующее, в котором находилась «церковь Усекновение честныя главы Ивана Предтечи без пенья», при которой состояло «пашни церковные, худые земли перелогом 10 чети в поле, а в дву потому ж». Согласно преданию, упоминаемая в писцов. кн. Никольская церковь в с. Макшееве находилась позади дворов, занимаемых ныне священноцерковнослужителями, затем она перенесена была на то место, где находится и ныне существующая каменная церковь. Церковь эта в 1790 г. сгорела. Прошением, поданным 1 сентября 1791 г., подполковник Николай Захаров Апухтин с прочими приходскими людьми испрашивали у Коломенскаго преосвященного Афонасия дозволение на построение, вместо сгоревшей, вновь каменной церкви в то-ж храмонаименование - Св. Николая с приделом Иоанна Предтечи на прежнем месте, для чего и дана была храмозданная грамота 10 ноября того же года. Но, до построения каменной церкви, указом Коломенской Консистории от 6 августа 1791 г. дозволено было приисканную в с. Кругах деревянную церковь перенесть в с. Макшеево. В июле 1793 г. подполковник Апухтин доносил преосв. Афанасию, что перенесенная из с. Кругов церковь состоит к освящению в готовности, при чем просил о дозволении освятить оную во имя св. муч. Адриана и Наталии с. Дединова иер. Никите Варфоломееву. Церковь предписано было освятить Каширскому протопопу Василию Протопопову, которым она и освящена была 4 августа того же года. Существующая ныне в с. Макшееве ц. камен. Никольская с приделом Предтеченским начата постройкою в 1794, а окончена и освящена в 1800 г., на что указывает и надпись на камне, вделанном в колокольню, построенную одновременно с церковью; освящение придела в честь преподобн. Феодосия Тотемскаго и св. муч. Адриана и Наталии должно быть отнесено к позднейшему времени. В сентябре 1804 г. помещица Наталья Аркадьевна Апухтина испрашивала у епарх. начальства разрешения на переделку означеннаго придела по выданному рисунку; а в сентябре 1806 г. испрашивалось дозволение на его освящение.

http://sobory.ru/article/?object=46872

Под Измаилом он снова оказывается рядом с Суворовым. Ещё до появления Суворова, наступая к Измаилу, он разбивает отряд Осман-паши. При штурме командует шестой колонной, наступая на левом фланге. Именно Кутузов с гренадерами Херсонского полка и егерями Бугского корпуса преодолел яростное сопротивление янычар у Килийских ворот и ворвался в крепость. Суворов, который, по-видимому, настороженно относился к одиссеевскому хитроумию Кутузова, был доволен солдатской храбростью своего генерал-майора. Добавим, что отваги полководца храбрый солдат Кутузов в будущем не обнаружил, будучи осторожным и предусмотрительным стратегом, но перестраховщиком в тактике. В списке представленных к наградам Суворов написал: «Генерал Кутузов шёл у меня на левом крыле, но был правою моей рукою». А друзьям говорил о Кутузове: «Умён, умён! Хитёр, хитёр! Его и Де Рибас не обманет!». 28 июня 1791 при Мачине русская армия под командованием князя Репнина разбивает войско верховного визиря Юсуф-паши. Корпус Кутузова, обойдя горы, неожиданно ударил турок с правого фланга. Это был решающий маневр для всей битвы. В донесении Екатерине Репнин писал: «Расторопность и сообразительность генерала Голенищева-Кутузова превосходят всякую мою похвалу». За этот подвиг Кутузов был награждён с некоторой задержкой, но щедро: орденом Св. Георгия второй степени. С мая 1791 Кутузов во главе 27-тысячного корпуса принимает участие в польском походе Каховского, успешно сражается с армией Тадеуша Костюшки. «Моим генералом» называет Кутузова Екатерина: ведь к тому времени вся его военная карьера прошла при императрице, а  к моменту восшествия Екатерины на престол Кутузов был всего лишь поручиком. С 1793-го Кутузов год служит по дипломатической линии: русским послом в Константинополе. «Дипломатическая кариера сколь ни плутовата, но, ей-богу, не так мудрена, как военная, ежели ее делать как надобно» – писал он жене. Ему легко давались политические игры. В 1794-м назначен директором Сухопутного кадетского корпуса, и показал себя талантливым педагогом. По воцарении императора Александра поначалу Кутузов исполняет обязанности столичного генерал-губернатора, после чего на некоторое время удаляется от дел, чтобы в 1805-м возглавить войска антинаполеоновской коалиции.

http://pravmir.ru/1ostorozhnyj-xrabrec/

В 1735 г. Новгородский и Великолуцкий архиеп. Феофан (Прокопович) представил в Синод камень в виде колоды или бруса, к-рый, по преданию, служил возглавием прп. Никандра и почитался в обители. Несмотря на то что 9 апр. 1736 г. было определено бросить камень в Неву, он был помещен в Синодальный архив. В 1744 г. Н. Б. м. владел 319 крестьянами (ЧОИДР. 1860. Кн. 3. Отд. 1. С. 146). По духовным штатам 26 февр. 1764 г. при игум. Феодосии (1762-1765) пустынь оставлена в ведении Псковской епархии на своем содержании, «за штатом», в ней положено проживать строителю и 6 монахам. 24 авг. 1776 г. образована Псковская губ., в состав которой включен Порховский у., ранее входивший в Новгородскую губ. Пустошь Ольховец была закреплена за мон-рем 18 окт. 1764 г., что свидетельствует о том, что секуляризация монастырских владений, вероятно, не сильно затронула обитель. При размежевании Псковской губ., начавшемся в 1781 г., Н. Б. м. удалось вернуть почти все земли и угодья, пожалованные царем Алексеем Михайловичем вокруг мон-ря на 5 верст. В 1782 г. имп. Екатерина II Алексеевна дала мон-рю жалованную грамоту. 25 дек. 1791 г., при строителе Сосипатре (1785-1794), в Н. Б. м. произошел большой пожар, после чего в 1792 г. была выстроена каменная колокольня и восстановлен Благовещенский собор. По штатам 1792 г. пустыни было положено ежегодное содержание в размере 300 р. в год (столько по штатам 1764 г. в Псковской епархии полагалось на содержание муж. мон-ря 2-го класса). При строителе (1794-1805) Геннадии, постриженике Н. Б. м., в 1795 г. по указу имп. Екатерины II на возобновление пустыни было отпущено 5255 р., затем еще 320 р. На полное восстановление Н. Б. м. денег не хватило, в следующем году архимандрит рассчитывал получить недостающие средства у московских благотворителей. В 1795 г. завершено строительство каменной ограды (кроме 6 башен), половина ее покрыта тесом; для приезжавших богомольцев построен «дом гостиный» с 3 деревянными флигелями. Благоустройству Н. Б. м. во многом способствовали внимание к обители имп.

http://pravenc.ru/text/2565290.html

Из Саровской пустыни Феодор перешел в московский Симонов монастырь, где проходил послушание его старший брат Архипп. Здесь Феодор 4 апреля 1786 г. был пострижен в монашество с именем Филарет (в честь праведного Филарета Милостивого; память 1 декабря). 8 мая 1787 г. он был рукоположен в иеродиакона. Во время пребывания в Симоновом монастыре Филарет оказывал благотворное влияние на свою мать, которая была послушницей Новодевичьего монастыря. Он убедил ее принять постриг, от которого она отказывалась из смирения и неуверенности в своих силах. После принятия ею монашества сын застал ее плачущей. Она сказала, что не может в точности исполнять все свои обязанности. «Тогда Филарет ее утешил и обещался молиться за нее, чтобы Господь даровал ей Свою благодатную силу вынести все трудности и искушения» . В 1788 г. митрополит Гавриил (Петров) вызвал иеродиакона Филарета как монаха строгой жизни в Санкт-Петербург и поместил в число братии Александро-Невского монастыря (с 1794 г. – лавра). В следующем 1789 г. преосвященный Гавриил рукоположил его в иеромонаха. «Как много ценил преосвященный Гавриил духовную опытность и знание иноческой жизни в отце Филарете при личном знакомстве с ним, доказывает то обстоятельство, что когда после долгих ожиданий получил он из Молдавии сделанный старцем Паисием перевод с греческого книги “Добротолюбие” и отдал его для пересмотра и исправления ученым Александро-Невской духовной семинарии, то поручил им обращаться за советами к духовным старцам, проходившим самим делом высокое учение о духовной созерцательной жизни и умной молитве, предлагаемое в “Добротолюбии”. В числе этих старцев был отец Филарет» . В феврале 1791 г. иеромонах Филарет был поставлен управлять подворьем новгородского Юрьева монастыря, расположенного в Китай-городе. Священнослужение он совершал в церкви святого пророка Илии, принадлежавшей подворью. Управление подворьем, сопряженное со многими житейскими попечениями, мало соответствовало духовно-молитвенному настроению отца Филарета. 7 июля 1794 г. он был уволен от управления подворьем согласно его прошению.

http://pravoslavie.ru/2526.html

25 февраля 1785 г. дана благословен­ная грамота " вместо деревянной вновь каменную церковь во имя Спаса Неруктворённаго образа с приделом святаго великомученика Иоанна Воина, отступя от прежняго погоста на пять сажен пост­роить. И построение учинить хорошим рисунком... А придельную церковь уст­роить тёплую; по построении их убрать оные иконостасами и святыми иконами " . Однако в том же 1785 г. священник Ио­анн Никитин скончался, а помещик Из­майлов, начавший постройку храма, от­казался строить в нём придел, и в 1787 г. новый священник Николай Ефимов со­общил об этом в Рязанскую духовную консисторию. И поскольку в храме долж­но быть отопление или тёплый придел, Консистория постановила принудить к строительству тёплого придела прихо­жан Спасской церкви. Каменная Спасская церковь без коло­кольни окончена постройкой и освящена в 1791 г. Старый деревянный храм по указу Консистории от 23 марта 1794 г. был отдан в с. Кочуры Данковского уез­да. В 1813 г. тёсовая кровля каменного Спасского храма потребовала ремонта, и по просьбе прихожан Консистория от­правила указ о дозволении провести ра­боты, но до 1818 г. не только не был про­ведён ремонт, но даже и не заготовлен материал. В итоге, как докладывал в Кон­систорию благочинный, кровля вместе с решетником обвалилась на алтаре и тра­пезной и через своды образовалась течь, а в сводах трапезной появились трещи­ны. По данным клировой ведомости за 1870 г., причт Спасского храма состоял из " священника, дьячка и пономаря. Земли при церкви усадебной 3 дес., пахотной 33 дес., сенокосной нет. Дома у священно- и церковнослужителей собственные, дере­вянные, на церковной земле " . Летом 1887 г. при обозрении храмов Раненбургского уезда с. Гагино посетил Преосвященный Феоктист (Попов), епи­скоп Рязанский и Зарайский, особенно отметивший священника Спасской церкви Алексия Грацианского: " Священник Алексий отличается особым усерди­ем в проповедовании слова Божия и рев­ностен в исполнении своих пастырских обязанностей. При ревизии представил за текущий год 15 проповедей, 13 собесе­дований и отчёт о 37 говоренных им им­провизаций по надлежаще рассмотрен­ной программе. Документы ведутся ис­правно и старательно, но летописи нет. В приходе есть школа грамотности, заня­тия ведёт сам священник, в первой груп­пе обучается 20 мальчиков, во второй - 8 мальчиков и 5 девочек " .

http://sobory.ru/article/?object=40208

В 1707 году с Покровки на Новгородское подворье была переведена знаменитая школа пастора Глюка, созданная «для общия всенародныя пользы». Здесь по распоряжению Петра I «бояр и окольничих и думных и ближних и всякого служилого и купеческого чину детей, которые своей охотой приходить и в тое школу записываться станут», учили «греческого, латинского, итальянского, французского, немецкого и иных разных языков и философской мудрости». На подворье школа просуществовала до 1714 года, после чего была переведена в Санкт-Петербург. Еще одна страница из жизни храма и подворья связана с просветительской деятельностью митрополита Гавриила Петрова, ставшего в конце 18 века Санкт-Петербургским и Новгородским архиереем. По его благословению на Новгородском подворье в 1791-1794 гг. размещались работавшие над переводом и изданием «Добротолюбия» иеромонах Филарет Пуляшкин (в 2004 г. прославлен в лике местночтимых святых подвижников), который совершал здесь священнослужение и управлял подворьем, схимонах Афанасий и иеромонах Мефодий, присланный из Валаамского монастыря. В 1676 году церковь Ильи пророка и Новгородское подворье пострадали от пожара и по прошению митрополита Новгородского и Великолуцкого Корнилия храм с «церковным кладбищем, и поповским, и дьяконским, и пономарским и просфирническим местами» был передан царем Феодором Алексеевичем Новгородскому Софийскому дому. В ружной книге 1699 года духовенству храма было велено «кормиться подаянием Новгородского митрополита для того, что та церковь на его подворье». После этого древнее здание Ильинского храма было надстроено существующим ныне верхним храмом, который был освящен в честь Ильи пророка, а Нижний храм освятили в честь апостола Тимофея. Известно, что Верхний храм в то время был «холодным», а нижний отапливался. Приход храма того времени большей частью составляли синодальные певчие из соседней Певческой слободки, состоявшие в духовном сословии. Про жизнь прихода в XVIII веке многое известно из сохранившихся исповедных ведомостей. Во время Московского пожара 1737 года Новгородское подворье и храм вновь сильно пострадали.

http://sobory.ru/article/?object=04374

В 1791 году, по окончании Академии художеств, М.М. Уткин по ходатайству митрополита Гавриила был зачислен в пенсионеры, то есть ему выплачивали денежную субсидию. Тогда же Михаил Мануйлович вышел в отставку в чине прапорщика. В 1792 году он был определен в помощь художнику-иконописцу А.П. Антропову на место умершего Мины Колокольникова, своего земляка. За два года своей службы при Святейшем Синоде М.М. Уткин написал для Троицкого собора Александро-Невской лавры лики пророков Иеремии и Даниила, Исаии и Михея, а также «мужа благочестивого» Филиппа (Пелгусия), «когда он, будучи при морской страже, видел святых Бориса и Глеба, едущих в насаде (то есть корабле) в помощь святому Александру Невскому», а еще «Уверение апостола Фомы» и «Спасителя, вручающего ключи апостолу Петру». С 1794 по 1797 годы Михаил Уткин служил диаконом в Чесменской церкви. О последних годах жизни его известно немного: архивные документы сообщают, что жил он с женой и сыном неподалеку от церкви, что в 1797 году купец Тимофей Трофимов получает от него образ, заказанный для батальонной церкви в честь иконы Казанской Божией Матери г. Ревеля. Этот заказ, видимо, был последним в жизни иконописца. В том же году его жене, уже вдове Параскеве Исакиевне, выдают вид на жительство и деньги из Опекунского совета, а его сына Алексея в 1805 году определяют в Александро-Невскую духовную академию. После кончины в 1796 году Екатерины II Чесменский дворец приходит в запустение. Павел I хотел было во дворце устроить богадельню с лечебницей для увечных воинов, как на Каменном острове. Но только из этого проекта ничего не вышло. Сказался недостаток воды: речка мелкая, два небольших прудика и до колодца далеко. Комиссия, составленная для этого случая в 1799 году, нашла дворец неудобным для «устроения в нем лазарета Мальтийского ордена», после чего и последовало 3 сентября того же года высочайшее повеление «о возвращении оного дворца в Придворное ведомство». А в церкви жизнь в это время шла своим чередом. В марте 1793 года, еще при жизни Екатерины Великой, из села Бегунцы Ямбургского заказа в церковь Иоанна Предтечи был переведен новый священник – о. Иоанн Яковлев.

http://pravoslavie.ru/3537.html

   001    002    003    004    005    006    007   008     009    010