Днепр. Церковь Покрова Пресвятой Богородицы. Свято-Покровский храм /// Епархия неизвестна Карта и ближайшие объекты В конце 1791 года жители Таромского Днепропетровской области стали хлопотать о сооружении отдельного храма и открытии православного прихода в поселке. Первый Свято–Покровский храм был освящен 4 ноября 1794 года. Как отмечал Д. И. Яворницкий в 1888 году, " Свято–Покровская церковь считается одной из беднейших по части древностей: кроме двух церковно - богослужебных книг в ней ничего нет достопримечательного " . В 1894 году в Свято–Покровском храме открылась первая церковно-приходская школа. Современная каменная церковь Покрова Богородицы поселка Таромское Днепропетровской области построена в 1902-1905 гг. В 1936 году храм закрыли и передали под зернохранилище. К 300-летнему юбилею Таромского в 2004 году и 100-летнему юбилею храма в 2005 году  реконструкция святыни завершилась. http://www.tourdnepr.com/content/view/679/600 В мае 2008 г. митрополит Днепропетровский и Павлоградский Ириней с архипастырским визитом посетил древний Свято-Покровский храм городского поселения Таромское. Владыка в сослужении настоятеля общины протоиерея Бориса Алискова и городского духовенства совершил Божественную литургию, за которой обратился к молящимся со словом назидания. Ежегодно верующие собираются в эти дни и возносят благодарственные молитвы за чудесное сохранение своего храма. Свято-Покровский храм древнего поселения Таромское - один из красивейших храмов области, построенного в византийском стиле. Он был возведен местными мастерами под руководством итальянских архитекторов в 1905 году. Церковное строение было заложено в виде креста и построено в византийском стиле, подчеркивая особенность того времени. Формальная сущность русско-византийского стиля заключалась в использовании архитектурных образов и форм средневекового культового русского зодчества в эклектическом сочетании их с элементами византийской архитектуры. Обычно это были крестообразные в плане церкви с большим центральным куполом на четырех внутренних опорах и колокольнями с малыми куполами на углах здания. Этот прием позволял удовлетворять требованию Синода об обязательности пятиглавия. К.А. Тон, обосновывая свои проекты, писал, что «стиль византийский, сроднившийся с давних времен с элементами нашей народности, образовал церковную нашу архитектуру».

http://sobory.ru/article/?object=23268

До XVIII в. здешние храмы оставались деревянными, хотя уже задолго до того село Усть-Чепца количеством дворов превосходило такие города вятской земли, как Котельнич, Орлов или Шестаков. В 1727 г. епископ Вятский Алексей Титов благословил строительство каменной церкви. В 1736 г. кладка каменной церкви была закончена, и поп Нефимий с причетчиками да староста церковный Федор Наумов с приходскими людьми просили разрешение на освящение вновь построенной теплой придельной церкви в честь Рождества Пресвятой Богородицы; придел освящен в этом же году Слободского Богоявленского монастыря Архимандритом Никифором. Главный престол холодной каменной церкви освящен в 1745 г. во имя святого Николая Чудотворца. Церковь по-прежнему называлась Никольской. В 1740 г. после построения теплой каменной церкви служители и церковный староста Усть-Чепецкой Рождественской церкви просили разрешения старую ветхую деревянную Никольскую церковь разобрать. В 1762-1763 гг. в теплом храме был устроен новый иконостас. 28 августа 1828 г. по просьбе чепецких прихожан главная холодная Никольская церковь переосвящена в Рождественско-Богородицкую, а теплая Богородицкая переименована в Никольскую. С этого дня Усть-Чепецкая каменная церковь стала именоваться не Никольской, а Рождественско-Богородицкой. В 1852 г. церковь перестроена и расширена еще на один придел и стала трехпрестольной: главный холодный престол (освящен в 1745 г.) - в честь Рождества Богородицы, теплый южный (освящен 21 января 1853 г.) – в честь св. Николая, теплый северный (освящен 22 ноября 1865 г.) – в честь святого великомученика Дмитрия Солунского. Иконостас 1874 г. Каменная колокольня была возведена в 1791-1794 гг. вместо деревянной, имела вид трехъярусной башни. Высота храма 12, длина и ширина по 5 сажен. Своды котловые. Под самой крышей 4 круглых окна, наличники у них кирпичные, гладкие. Алтарь с одним полукружием. Стены снаружи испещрены разными украшениями из зубцов и полукружий; последние над окнами сделаны из кирпича в ребро с отливом сверху вниз. По середине церкви обведен пояс. Кровля четырехскатная. На церкви одна глава.

http://sobory.ru/article/?object=35007

Княжна Елисавета Сергеевна, рождение 1791 † 1802 Княжна Екатерина Сергеевна, рождение 6 июля 1794 † 24 декабря 1835, за шталмейстером князем Андреем Павловичем Гагариным † 7 января 1828 КОЛЕНО V: Князь Владимир Александрович, генерал-майор, рождение 1815; женат на княжне Леонилле Николаевне Гагариной Княжна Александра Александровна, за полковником Иваном Яковлевичем Вадковским Родоначальник князей Меншиковых, князь Александр Данилович, был, как всем известно, одним из самых необыкновенных людей своего века: был великим полководцем, великим дипломатом и великим государственным мужем. Император Германский Леопольд I возвёл его, в ноябре 1702 года, в Графское Римской Империи достоинство, а 30 января 1706 года, в достоинство Светлейшего Князя Римской Империи. Пётр Великий возвёл его, 30 мая 1707 года, в достоинства Герцога Ижерского и Светлейшего Князя Российского Государства. При ссылке своей, в 1727 году, он был разжалован, но Императрица Анна Иоанновна возвратила, в 1731 году, сыну его Александру достоинство светлейшего князя обеих империи, Российской и Римской. Князь Александр Александрович имел, на четырнадцатом году от рождения, звание обер-каммергера, ленты Андреевскую и белого орла, и (один из мужчин в России), Екатерининскую ленту! В 1727 году, он был разжалован и сослан вместе с отцом своим, сперва в Ораниенбург, потом в Берёзов; в 1731 году возвращён, поступил в гвардию подпоручиком; а в 1757 году, находясь генерал-поручиком и майором гвардии, получил Александровскую ленту, которую имел за тридцать лет пред тем. В день восшествия на престол Императрицы Екатерины, он был пожалован в генерал-аншефы. Сын его князь Сергий Александрович находился, при Екатерине Великой, генерал-поручиком и сенатором, а по восшествии на престол Императора Александра Павловича, уволен от службы с чином действительного тайного советника. Герб князей Меншнковых (Общий Российский Гербовник, часть I, 15-й): щит разделён на четыре части. В первой части, в серебрянном поле, красный лев, с высунутым языком, вправо обращённый, с поднятым хвостом, держит в правой лапе, крестообразно, две чёрные трости с позлащенными концами.

http://azbyka.ru/otechnik/Spravochniki/r...

Лопьял. Церковь Троицы Живоначальной. Троицкая церковь Карта и ближайшие объекты В с. Лопьял (Богоявленское) Троицкая церковь каменная, построена в 1811 г. расстоянием от г. Вятки в 212 верст, от уездного города в 18 верстах. Приписная церковь в починке Михайловском деревянная, освящена в 1908 г., часовня Михайловская, построена в 1881 г. Причта по штату положено: 2 священника, 1 диакон, 2 псаломщика; квартиры для причта казенные. Земли: усадебной 2 десятины 672 сажени, пахотной 33 десятины, земля находится в пользовании крестьян. О кружечных доходах сведений нет; от казны на содержание духовенства назначено 931 руб. на весь причт. Руги собирается на весь причт до 100 пуд. ржи и овса. Прихожан: православных русских 2095 муж. пола, 2153 жен. пола, приход состоит из 25 селений расстоянием 2 – 9 верст. Село расположено по Казанскому проселку, ведущему из г. Уржума в г. Казань, на берегу реки Уржумки. Не в далеком расстоянии от села находятся лесные рощи крестьян, помещиков и государственная роща. В приходе школы: министерская двухклассная в селе, земские – в деревне Сабуяле, в деревне при Двух Студеных Ключах, в починке Михайловском (ныне село Михайловское) и школы грамоты Витлинерская (Кисели) и Толгозинская. Занятие прихожан – хлебопашество. Древние предметы: крест серебряный 1803 г., сосуд с прибором серебряный, потир, обложен резною серебряной решеткой 1795 г., две оловянные дароносицы, евангелие напрестольное, издание Моск. Син. типогр. 1791 г., евангелие на полуалександрийской бумаге; иконы: образ нерукотворного Спаса, образ Казанской Божией Матери, образ Владимирской Божией Матери, образ Св. и Чуд. Николая, издревле почитаемый, особенно черемисами, образ Св. Власия и Модеста, Тихона Амафунского, Антипы, мучеников Флора и Лавра, образ страшного Суда Божия (висит на паперти) 1788 г., образ Казанских Чудотворцев Гурия и Варсонофия и Германа; книги: устав церковный 1773 г., осмогласник (две книги) издание Моск. Синод. типографии 1727 г., Триодь постная и праздничная минея того же издания, минея на все месяцы и общая 1794 г.

http://sobory.ru/article/?object=19973

Платон, архиепископ Екатеринославский, Херсонский и Таврический (Любарский Петр) Родился в Черниговской губернии в семье священника. Первоначально обучался в Ярославской духовной семинарии. Заканчивал образование в коллегиуме и в Киевской духовной академии. По окончании курса поселился в Вятской епархии, где епископом был его родственник Варфоломей (Любарский, † 1776), и в этой епархии с 1762 года исправлял должность проповедника. С 1763 по 1772 год – префект и преподаватель разных предметов Вятской духовной семинарии. 18 ноября 1770 года (по другим источникам, 5 августа 1771 года) пострижен в монашество. В 1771 году возведен в сан игумена Верхочепецкого Крестовоздвиженского монастыря, который в 1769 году был соединен с Слободским Богоявленским монастырем. 5 августа 1772 года назначен ректором Казанской духовной семинарии, учителем и настоятелем Спасо-Преображенского Казанского монастыря. В 1773 году возведен в сан архимандрита. В 1779 году вызван на чреду священнослужения в Санкт-Петербург. С 30 октября 1785 года – настоятель Свияжского Богородицкого Успенского монастыря. 21 июня 1788 года переведен в Воскресенский Ново-Иерусалимский монастырь. 31 марта 1792 года переведен в Московский Донской монастырь. 30 мая того же года назначен вторым членом Московской Синодальной конторы. 26 февраля 1794 года хиротонисан во епископа Тамбовского и Пензенского. 11 марта того же года назначен епископом Астраханским и Ставропольским. 1 апреля 1796 года возведен в сан архиепископа. С 16 октября 1799 года стал именоваться Астраханским и Моздокским. С 4 декабря 1803 года стал называться Астраханским и Кавказским. 18 августа 1805 года назначен архиепископом Екатеринославским, Херсонским и Таврическим. В 1809 году получил алмазный крест на клобук. Скончался 20 октября 1811 года в Екатеринославе. Погребен в Самарском Пустынно-Николаевском монастыре (приписан в 1791 году к архиерейскому дому) в Николаевской церкви. Об архиепископе Платоне известен анекдот, появившийся около 1810 года. Случилось однажды, что преосвященному Платону в один день предстали благочинный из Олешек с двенадцатилетним сыном и дьячок из села Романково с двумя сыновьями, девяти и восьми лет.

http://azbyka.ru/otechnik/Manuil_Lemeshe...

свящ. Михаил Благонравов 21. Архиепископ Сильвестр Сильвестр, архиепископ Астраханский и Кавказский, был родом малоросс, сын пономаря Полтавской губ. Обучался до риторики в Переяславской семинарии, а потом был переведен в Харьковскую семинарию, в которой окончил курс и был некоторое время учителем. Здесь же в 1785 г. принял монашество и был посвящен в иеромонаха. Астраханский архиеп. Никифор, желая преобразовать Астраханскую семинарию по образцу Переяславской, считавшейся в то время лучшею, просил Харьковского преосвящ. Феоктиста отпустить в Астрахань иеромонаха Сильвестра. Просьба его была исполнена. Иеромонах Сильвестр прибыл в Астрахань в августе 1787 г. и был определен строителем Ивановского монастыря и префектом семинарии. 23 мая 1790 г. Св. Синод, в уважение особенных заслуг Сильвестра в прохождении им училищных и других должностей и в сказывании проповедей, предписал возвести его в сан архимандрита в Спасо-Преображенский монастырь, а в 1791 году он первый был возведен в должность ректора Астраханской семинарии. В 1794 г. он был переведен на высшую должность – ректора Казанской академии. В 1799 г. архим. Сильвестр былъ посвящен во епископа Полтавской епархии, а 23 января 1807 г. переведен в Астрахань с возведением в сан архиепископа. Архиепископ Сильвестр был человек высокого ума, «по выражению же мыслей, ясности произношения, был чудом для Астрахани», как пишет о нем летописец Кирилл Васильев, бывший при нем соборным ключарем. Зная хорошо латинский язык, он любил беседовать на нем с учеными людьми. В духовной литературе он был известен своими учеными трудами, каковы: Нетленная пища или душеспасительные размышления в 2 частях, Приточник Евангельский в 2 частях, Догматическо-полемическое богословие в 68 главах, которое было учебником в Казанской академии и во многих семинариях. Но сей просвещенный архипастырь «к несчастию» как пишет вышеозначенный летописец – ключарь, «правивши Астраханскою епархиею полтора года, по смутным обстоятельствам не имел времени к духовному назиданию паствы своей, ибо бегая из места в место и не имея покоя ни на один час, укрывался яко Давид от Саула – от ищущих погибели его».

http://azbyka.ru/otechnik/Istorija_Tserk...

Статистика Ермолов Алексей Петрович Алексей Петрович Ермолов (24 мая (4 июня) 1772, Москва — 11 (23) апреля 1861, Москва) — русский военачальник и государственный деятель, участник многих крупных войн, которые Российская империя вела с 1790-х по 1820-е. Генерал от инфантерии (1818). Генерал от артиллерии (1837). Герой Кавказской войны. Биография Ермолов родился в Москве в 1772. Родом из дворян Орловской губернии. Образование получил в Московском университетском пансионе. Зачислен унтер-офицером в лейб-гвардии Преображенский полк 5 января 1787. Поступил на военную службу в 1791 в чине поручика, служил под начальством Александра Суворова. Участник подавления Польского восстания под предводительством Т.Костюшко 1794, Персидского похода 1796 под началом Валериана Зубова. Между войнами жил в Москве и Орле. Участие в известных войнах В 1798 Ермолов был арестован, а затем уволен со службы и отправлен в ссылку в своё поместье по делу о создании Смоленского офицерского политического кружка и по подозрению в участии в заговоре против Павла 1-го. Помилован указом Александра I от 15 марта 1801. Участвовал в войнах с Францией (1805, 1806—1807). С 1809 командовал резервными войсками в Киевской, Полтавской и Черниговской губерниях. Битвы с Наполеоном С началом Отечественной войны 1812 назначен начальником Главного штаба 1-й Западной армии. В Бородинском сражении фактически выполнял обязанности начальника штаба Кутузова. После перехода русской армии через Неман Ермолов возглавил артиллерию союзных армий, с апреля 1813 командовал различными соединениями. В 1813—1814 участвовал в сражениях под Бауценом и Кульмом, в боях за Париж руководил гренадерским корпусом. Награждён орденом святого Георгия 2-й степени. Служба на Кавказе С 1816 Ермолов — командир Отдельного Грузинского корпуса, управляющий гражданской частью в Грузии, Астраханской и Кавказской губерниях, чрезвычайный посол в Персии. В кампании 1818 г. руководил постройкой крепости Грозная. В его подчинении находились войска, посланные для усмирения аварского хана Шамиля. В 1819 г. Ермолов приступил к возведению новой крепости — Внезапная. В 1823 г. командовал боевыми действиями в Дагестане, а в 1825 г. воевал с чеченцами.

http://lib.cerkov.ru/authors/1346

Тихон, архиепископ Астраханский и Ставропольский (Малинин Тимофей) Родился в селе Князь-Иванове Калужской губернии в семье диакона. В 1755 году, в сентябре, поступил в Московскую духовную академию. В 1763 году по окончании курса академии назначен учителем низшего класса и проповедником (в той же академии). В 1767 году принял монашество и в том же году рукоположен во иеродиакона и иеромонаха. В 1770 году, в сентябре, указом Святейшего Синода переведён вице-ректором в семинарию Троице-Сергиевой лавры. В октябре того же года снова возвращён в Московскую духовную академию на должность префекта и преподавателя академии. В 1771 году, в августе, возведён в сан архимандрита Тверского Отроча Успенского монастыря. В начале 1774 года назначен ректором Тверской духовной семинарии и архимандритом Калязинского Макариева Троицкого монастыря. 21 июня 1775 года хиротонисан в Москве во епископа Воронежского и Елецкого. 6 мая 1788 года епископ Тверской и Кашинский и член Святейшего Синода. С 18 мая 1792 года – архиепископ Астраханский и Ставропольский. Скончался 14 ноября 1793 года в городе Астрахани. Архиепископ Тихон был хорошим проповедником. Произносил свои проповеди при каждом совершении литургии. За время управления Воронежской епархией ввёл преподавание французского и немецкого языков в местной семинарии, а также другие изменения в программе преподавания. Духовный писатель. Труды: Толкование на первое соборное послание святого апостола Петра. M., 1794. Слово вдень восшествия на престол императрицы Екатерины II. СПб., 1791. Слово при погребении святителя Тихона, епископа Воронежского//В собрании сочинений св. Тихона. Письмо к митрополиту Платону// Смирнов С. К., протоиерей. История Московской славяно-греко-латинской академии. М. 1855. Литература: Смирнов С. К. протоиерей. История Московской славяно-греко-латинской академии. М. 1855, стр. 211. Сопиков В.С. Опыт Российской библиографии/Изд. В. Рогожина. СПб., 1905, ч. 4, 10590. Межов В.И. История русской и всеобщей словесности. СПб., 1872. 88414.

http://azbyka.ru/otechnik/Manuil_Lemeshe...

Митрополит Московский Филарет (Дроздов) как ученый-библеист, иерарх и проповедник. Часть 2 Святитель Филарет (Дроздов), митрополит Московский Касаясь истории возникновения перевода Священного Писания на более близкий нам литературный язык, стоит заметить, что необходимость такого текста Библии была уже в начале XIX века проблемой весьма ощутимой – как с точки зрения существенно изменившихся за XVIII столетие литературных вкусов русского общества, так и в связи с " расцветом " в России различного рода мистических обществ, распространявших свое влияние на умы практически всей нашей общественной элиты. О необходимости такого перевода говорил еще святитель Тихон Задонский (†1782). Текст так называемой Елисаветинской библии – последней литературной редакции печатной церковнославянской Библии (1751), многим современникам представлялся даже менее близким и понятным, чем, скажем французский или немецкий новые переводы. Сам император Александр I привык читать Новый Завет по-французски в известном переводе Де-Саси. Однако это были переводы, где за вроде бы доступной вербальной формой скрывались новомодные протестантские толкования, вовсю искажающие не только священную герменевтику Писания, но и подчас даже смысл отдельных его фрагментов, в особенности пророческих. Запретить пастве пользоваться этими новомодными вернакулярными переводами (разумеется, образованной ее части) было бы мерой односторонней, да и непродуктивной. Владыка Филарет сам решительно восставал против таких запретительных мер, когда дело касалось благочестия, предпочитая прещениям прежде всего учительное слово. Нужно было дать православному читателю православный перевод на более близкий ему язык, который был бы не только наиболее понятен в языковом отношении, но и отражал сам дух Русской Церкви и свято хранимой ею Кирилло-мефодиевской богослужебной традиции. Первый опыт русского перевода имел место еще в царствование Екатерины Великой: в 1794 году по благословению Синода было издано Послание апостола Павла к Римлянам в переводе со славянским текстом совокупно и с толкованиями о. Мефодия (Смирнова), ректора Московской Духовной академии (1791–1795), впоследствии архиепископа Тверского (†1815). До 1814 года оно было переиздано трижды. В царствование Александра эту задачу взяло на себя Российское Библейское общество, созданное в 1813 году именно с целью распространения и перевода на современную тому времени русскую речь Священных книг, и в первую очередь Нового Завета. Позволим себе остановиться на этом несколько подробнее.

http://pravoslavie.ru/1623.html

Материал из Православной Энциклопедии под редакцией Патриарха Московского и всея Руси Кирилла Содержание ВОРОНЕЖСКАЯ И ЛИСКИНСКАЯ ЕПАРХИЯ Кафедральный собор в честь Покрова Пресв. Богородицы в Воронеже. 1791–1792 (колокольня), 1833–1841 гг. Фотография. Кон. ХХ в. Кафедральный собор в честь Покрова Пресв. Богородицы в Воронеже. 1791–1792 (колокольня), 1833–1841 гг. Фотография. Кон. ХХ в. РПЦ, учреждена 27 нояб. 1681 г., выделена из Рязанской и Белгородской епархий (см. Курская и Рыльская епархия ). С 1696 г. Воронежская и Азовская, в 1704-1788 гг. Воронежская и Елецкая, в 1788-1794 гг. Воронежская, в 1795-1829 гг. Воронежская и Черкасская, в 1829-1943 гг. Воронежская и Задонская, в 1944-1954 гг. Воронежская и Острогожская, в 1954-2003 гг. Воронежская и Липецкая, в 2003 - 2013 гг. Воронежская и Борисоглебская, с 26 дек. 2013 г. Воронежская и Лискинская. Границы епархии совпадают с границами Воронежской области . Кафедральный город - Воронеж. Кафедральный собор - в честь Покрова Пресв. Богородицы. Правящий архиерей - митр. Сергий (Фомин ; с 30 мая 2003). Епархия разделена на 14 благочиннических округов: 2 Воронежских, Борисоглебский, Бобровский, Каширский, Лискинский, Новохопёрский, Острогожский, Павловский, Рамонский, Репьёвский, Россошанский, Семилукский и Эртильский. К 1 янв. 2005 г. в В. е. действовали 270 приходов, 5 мон-рей (2 муж., 3 жен.). В клире состояли 267 священнослужителей (231 священник, 36 диаконов). Территория ВОРОНЕЖСКАЯ И БОРИСОГЛЕБСКАЯ ЕПАРХИЯ ВОРОНЕЖСКАЯ И БОРИСОГЛЕБСКАЯ ЕПАРХИЯ Первоначально в В. е. вошли города Воронеж, Елец, Костёнск и Орлов (из Рязанской епархии), Урыв, Коротояк и Землянск (из Белгородской епархии). После завоевания в 1696 г. Азова границы В. е. отодвинулись на юг до Азовского м., на ее территории оказались новопостроенные города Таганрог и Павловская крепость (совр. г. Павловск Воронежской обл.). В результате территориального спора с Рязанским архиереем, к-рый был разрешен царем Петром I Алексеевичем в 1699 г. в пользу В. е., к ней были присоединены города Усмань, Демшинск, Белоколодск и с. Мокрый Боерак. Впосл. В. е. была расширена за счет территорий Белгородской епархии: в 1699 г. присоединением г. Острогожска, в 1718-1720 гг. включением земель по рекам Дон и Хопёр, принадлежавших Патриаршему приказу, в 1720 г. присоединением части земель Рязанской, в 1749 г. Тамбовской епархий (в 1758 эти земли вновь отошли возобновленной Тамбовской епархии), в 1765 г. за счет части территории Крутицкой, Коломенской и Рязанской епархий, в 1775 г.- Московской епархии. В 1712-1714 гг. Местоблюститель Патриаршего Престола Рязанский митр. Стефан (Яворский) , временно управлявший В. е., предпринял безуспешную попытку упразднить ее и вернуть территорию Рязанской кафедре.

http://pravenc.ru/text/155254.html

   001    002    003   004     005    006    007    008    009    010