В следующем столетии снова начинается расцвет обители. В XVIII столетии Синайскому монастырю удалось открыть подворье в Киеве (в 1738 г.), в Тбилиси, в Бессарабии и даже в Турции. Также архиепископия устроила духовную школу на острове Крит, где получали образование греческие богословы того времени. В 1744 г. сгоревшее подворье в Константинополе было восстановлено благодаря деньгам, пожертвованным всероссийской императрицей Елизаветой Петровной. Во второй половине XVIII века Синайскую архиепископию возглавил Кирилл II (1759-1790), который был очень ревностным и духовно мудрым человеком, весьма украшенным добродетелями. Он посетил много земель в разных странах, для просвещения местных христиан, проповедуя словом и делом, и скончался во время одной из таких поездок, в румынском городе Яш. Другим выдающимся предстоятелем автономной Синайской Праовлсавной Церкви стал архиепископ Константий I, который возглавлял архиепископию с 1804 до 1830 года, когда он был избран патриархом Константинопольским. Он возобновил храм «Живоначальный источник» в Константинополе, даровал Сербской Церкви автономию в 1831 г., учреждал православные народные школы. Через четыре года Константий вынужден был подать в отставку после того, как его обвинили перед турецкими властями в «русофильстве», и в 1834 г. вернулся к управлению Синайской архиепископией, которой управлял до самой смерти, последовавшей в 1859 г. Архиепископ Константий - автор знаменитого «Окружного послания Единой Святой Кафолической и Апостольской Церкви ко всем православным христианам» 1848 года, изданного в Константинополе и подписанного Патриархом Анфимом VI и другими восточными патриархами и их синодами. Это послание составлено в ответ на энциклику Папы Римского Пия IX и в нём излагается православный взгляд на римо-католицизм. Продолжались в этом веке и контакты с Россией - в 1860 году Синайский монастырь получил от императора Александра II в дар новую раку для мощей святой Екатерины, а для построенной в 1871 году монастырской колокольни император прислал девять колоколов, используемых по сей день. Литература Marinescu A. The Hierarch’s Catalogue of Monstery St. Catherine in Mount Sinai//Etudes Byzantines et Post-Byzantines. IV. Pp. 267-289. Жалованная грамота 1689 г. монастырю св. Екатерины на Синае//Россия и христианский Восток. Вып. II-III. М. Индрик. 2004. Сс. 434-450. Материалы для истории архиепископии Синайской горы//Православный палестинский сборник. Вып. 58. ч. 2. СПб. 1909. Описание Синайской горы 1686 г. из Российского государственного архива древних актов//Россия и христианский Восток. Вып. II-III. М. Индрик. 2004. Также в этом разделе

http://pravoslavie.ru/orthodoxchurches/4...

В этом последнем смысле патрология имеет сложившуюся в течение веков обширнейшую литературу. Ее начало можно с определенными оговорками усматривать уже в «Церковной истории» Евсевия Кесарийского , в которой эпизодически сообщаются сведения о сочинениях многих отцов Церкви и церковных писателей. Однако первым специальным патрологическим сочинением стал полемический труд De viris illustribus Иеронима Стридонского , направленный против Порфирия, Юлиана и Цельса, утверждавших, будто Церковь состоит лишь из невежд; работа доведена до Златоуста. Для истории Церкви этот труд сделал то же, что Светоний и Плутарх – для истории античности. Переведенный на греческий язык, он еще в древности был известен на христианском Востоке. Геннадий, пресвитер Массилийский, продолжил сочинение Иеронима до конца V в., а Исúдор Севильский – до 610 г.; Ильдефонс Толедский снабдил его дополнительными примечаниями. На Востоке патриарх Фотий (858–867 и 877–886) в своей «Библиотеке» дает уже не только перечень, но и критику святоотеческих творений, с обширными выдержками из сочинений дотоле неизвестных, даже языческих. В начале XII в. Гонорий Отёнский (Августодунский) в книге De luminaribus ecclesiae (ок. 1122) и бельгийский бенедиктинец Зигеберт Камбрейский (иначе называемый Зигебертом из Жамблу) в De scriptoribus ecclesiasticis (где он прямо ссылается на Евсевия Памфила и Иеронима) внесли дополнительные замечания к сочинениям своих предшественников. После начала книгопечатания в 1494 г. в Базеле бенедиктинец Иоанн Гейденберг (называвшийся также Тритéмием и Триттенгéймом; 1452–1516), аббат Шпангеймского, а затем Вюрцбургского монастырей, издал сочинение De scriptoribus ecclesiasticis (впоследствии нашедшее продолжателя), где собрал данные о почти 9 тыс. произведений 963 писателей, причем не только богословов 627 . Лютеранский теолог Иоганн Альберт Фабрициус (1668–1736) издает в 14 томах огромное собрание источникового материала: Bibliotheca Graeca, seu Notitia Scriptorum Veterum Graecorum (Гамбург, 1705–1728; переизд. в 12 томах осуществил Harles: Hamburg, 1790–1809; справочный том к этому изд.: Lpz., 1838). Кроме того, он подготовил более скромное по объемам собрание латинских патрологических источников Bibliotheca Latina (1697, 1708, 1712 и др.; изд. Эрнести в 3 т.: Lpz., 1773–1774), позже доведенное до Средневековья (1734–1736, в 5 т.); это собрание было в полном виде переиздано Манси в 6 томах (Padua, 1754; Florence, 1858–1859).

http://azbyka.ru/otechnik/Istorija_Tserk...

Гербовецкий Успенский , в 40 в. от г. Оргеева, на бер. р. Икела, в 60 в. от Кишинева. Основан в пол. XVII в. выходцами из Подольского Бершадского мон., бежавшими от гонений униатов. Мон. получил свое наименование от телесного недостатка своего первоначальника, иеросхимонаха Иоанникия, который был горбат; от этого мон., им основанный, сначала народ называл Горбовец, a после Гербовец; по другому же объяснению, название мон. произошло от латинского слова herba (по переводу на рус. – трава), чем указывается на обилие растущих в окрестностях мон. целебных трав, доныне усердно собираемых для своей надобности и для продажи местными жителями; имеется, наконец и объяснение наименования мон. молдавским словом «хырб», по-русски – холм, указывающим на местонахождение мон. на горе. В 1730 г., после запустения, мон. был возобновлен молдавским боярином Константином Карпузом. Успенский каменный храм устроен в 1816 г. архим. Серафимом, бывшим кишиневским полицмейстером Степаном Луповым и супругой его Еленой, урожденной Браеско, коих Сама Матерь Божия, явившаяся им во сне, подвигла на это св. дело. Здесь находится с 1790 г. главная святыня Бессарабии – Гербовецкая икона Божией Матери, по преданию, бывшая с незапамятных времен фамильной в роде полковника Н.А. Албадуева, скончавшегося в мон. от падения с лошади и принесенная его семейством в дар мон., где она вскоре сделалась глубоко почитаемой и окрестными жителями. Богоматерь на этой иконе изображена с сидящим на Ее левой руке Богомладенцем, держащим в левой руке свиток. Это изображение начертано на холсте, наклеенном на липовую доску и обложено серебряной ризой. Хранящий эту св. икону мон. трижды был разоряем и сжигаем турками, но каждый раз монашествующие находили св. икону в пепле неповрежденной и обращенной лицом к земле. Празднование св. иконе бывает 1 окт. С 1859 г. св. чудотворная икона ежегодно ко дню Покрова Богородицы переносится с крестным ходом в Кишинев, где и пребывает до дня вел.-муч. Георгия. Богослужение в обители издревле совершалось на цер.-слав. языке, и уже в новейшее время, по ходатайству настоятеля с братией, преосвящ. архипастырь Бессарабии в уважение к тому, что многие из приходящих на поклонение св. иконе Божией Матери совершенно не знают ни славянского, ни русского наречия, дозволил на левом клиросе петь и читать по-молдавски. При мон. имеется цер.-приход. школа для детей сирот и беднейших из духовного звания.

http://azbyka.ru/otechnik/Sergej_Bulgako...

и расположенный в Запрутье неподалеку от г. Тыргу-Нямц в преддверии Карпатских гор в Румынии, – религиозно-нравственный и духовный центр молдавской земли, воспитавший многих митрополитов и епископов. Его главный храм, построенный молдавским господарем св. Стефаном Великим и освященный в 1497 г. в честь Вознесения Господня, стал архитектурным образцом для молдавского храмостроительства. В XV в. монастырь – центр книгописания. В XVIII в. в монастыре подвизался прп. Паисий (Величковский) , составивший монашеский «Устав и чин общежитейской жизни», который соблюдался в Нямецкой лавре; богослужение в ней велось на двух языках – церковнославянском и молдавском. При прп. Паисии монастырь переживал период расцвета, как внешнего, так и духовного: ему принадлежало много скитов и отшельнических келлий, обширное хозяйство, фруктовые сады. В 1790 г. число братии достигло почти 1000 человек более десяти национальностей: молдаван, волохов, русских, малороссов, болгар, албанцев, сербов и др. Кроме Вознесенского храма в монастыре было еще две церкви и несколько домовых храмов. Через два года после смерти старца Паисия († 1794) в связи с изменением устава в монастыре начались нестроения. Особо Нямецкая лавра пострадала от антимонастырской политики и «церковной реформы» правительства А. Кузи образованной в 1859 г. Молдо-Влахии, Секуляризация всего движимого и недвижимого монастырского имущества, запрет монашеского пострига до 60 лет, запрет проведения богослужения на церковнославянском языке, ликвидация богатой библиотеки славянских рукописей XIV–XVIII вв. – все это привело к тому, что часть братии по Высочайшему разрешению Императора Александра II перешла в вотчину Нямецкой лавры в с. Кицканы Бендерского уезда Бессарабской губернии, где в 1864 г. был основан Ново-Нямецкий Свято-Вознесенский монастырь, Нямецкая лавра стала приходить в упадок. Большая богадельня для престарелых, семинария, типография, множество сельских школ – все было разорено, дома проданы в частную собственность или обращены в тюрьмы.

http://azbyka.ru/otechnik/Arsenij_Stadni...

Киприан (Керн), архим. О. Антонин (Капустин), архимандрит и начальник Русской Духовной Миссии в Иерусалиме (1817-1894 гг.).  М., 1997. Капустин Михаил Иванович р. 10.09.1837 г. в с. Батуринское Шадринского уезда Пермской губ., краевед, общественный деятель. В 1858 г. окончил Пермскую Духовную Семинарию, В 1862 г. – Московскую Духовную Академию. С 1862 г. – преподаватель Пермской семинарии. В 1873 г. избран и утвержден мировым судьей Пермского уезда, занимал разные общественные должности. В 1876 г. утвержден Св. Синодом в степени магистра богословия. Сыграл важную роль в организации работы «Пермских епархиальных ведомостей». Автор многочисленных публикаций по истории Пермской епархии. С 1894 г. – член Пермской ученой архивной комиссии. В 1904 г. был избран ее почетным членом. Скончался 17.09.1904 г. в Перми. О нем: Шестаков Я., свящ. Справочная книга всех окончивших курс Пермской Духовной Семинарии (1800-1900). В память исполнившегося в 1900 году 100-летия Пермской Духовной Семинарии. Пермь, 1900. С.48; Малченко В.С. М.И. Капустин//Труды Пермской ученой архивной комиссии. Пермь, 1905. 9. Капустин М.И. Поэзия и проза в старой Пермской семинарии. (Ко дню столетия семинарии 11-го ноября 1900 г.) Пермь, 1900. С. 1-66; То же//Труды Пермской ученой архивной комиссии. Пермь, 1901. 4. Архимандрит Иона (в миру Ипполит Леонтьевич Капустин) р. 11.01.1790 г. Учитель семинарии. После ее преобразования в 1818 г. – инспектор и учитель Пермского духовного уездного училища. В 1824 г. – выпускник Московской Духовной Академии со степенью магистра, инспектор и профессор церковной истории Пермской Духовной Семинарии. В 1826 г. пострижен в монашество с наречением Ионою, в том же году принял священство, удостоен звания соборного иеромонаха. В июне 1829 г. иеромонах Иона был определен ректором и профессором богословских наук в Пермской семинарии с возведением в сан архимандрита. В 1830 г. – перемещен на те же должности в Тобольскую семинарию и определен настоятелем Тобольского Знаменского монастыря. В 1836 г. перемещен в Екатеринославль ректором Екатеринославской семинарии и настоятелем Безюкова Григорьева монастыря, где за исключением 1843 г., проведенного в Санкт-Петербурге на чреде священнослужения, оставался до весны 1846 г. 19 мая 1846 г. архимандрит Иона хиротонисан во епископа Екатеринбургского, викария Пермской епархии. В 1859 г. по болезни уволен на покой. Последние годы жизни провел в Далматовском Успенском монастыре, где скончался 13 ноября 1867 года. (О нем: Иероним (Лаговской), архим. История Пермской Духовной Семинарии. Екатеринбург, 1900. Ч.1-2. С. 235.

http://bogoslov.ru/article/1284942

Леонов Дмитрий Алексеевич (1868–?) – помещик. Депутат III Гос. Думы от Рязанской губ., окт. Окончил 7 классов гимназии. Частный поверенный и предводитель уездного экономического совета. Фактически заведовал делом народного образования в Скопинском уезде. – 91, 92, 139, 158, 160, 179, 327, 342 Леонтий, архиепископ Холмский и Варшавский см. Леонтий (Лебединский Иван Алексеевич), митрополит Леонтий (Лебединский Иван Алексеевич) (22.01.1822–01.08.1893) – митрополит Московский и Коломенский. В 1847 г. окончил Санкт-Петербургскую духовную академию. 17.05.1847 пострижен в монашество. 18.07.1847 рукоположен во иеромонаха. По окончании академии в том же году назначен профессором и помощником ректора Санкт-Петербургской духовной семинарии. С 1847 г. – профессор Киевской духовной семинарии, с 30.05.1853 – ее ректор. 15.02.1853 возведен в сан архимандрита. 17.05.1859 – ректор Санкт-Петербургской духовной семинарии. 13.03.1860 хиротонисан во епископа Ревельского, викария Санкт-Петербургской епархии (06.1860–01.07.1860 в. у. Санкт-Петербургской епархией). С 20.12.1863 – епископ Каменец-Подольский. 08.04.1873 возведен в сан архиепископа. С 02.10.1874 – архиепископ Херсонский и Одесский. С 16.11.1875 – архиепископ Холмско-Варшавский. На Холмско-Варшавской кафедре перед ним стояла трудная и сложная задача – утвердить в православной вере воссоединившихся в 1875 г. с Православной Церковью униатов. Успешному решению этой задачи архиепископ Леонтий отдал 16 лет своего служения, для этого в 1879 г. он организовал Холмское Православное Свято-Богородицкое братство. С 17.11.1891 – митрополит Московский и Коломенский. – 117 Липранди Иван Петрович (17.07.1790–09.05.1880) –авт. соч., военный историк, публицист, этнограф, библиофил, генерал-майор. См. библ. – 75, 76, 132 Липягов Сергей Семенович (1867–?) – инспектор Вятского духовного училища. Депутат III Гос. Думы от Вятской губ., к.-д. Окончил Московскую духовную академию в 1891 г., кандидат богословия. С 1892 г. до избрания в Думу – преподаватель Вятского духовного училища. – 329, 342

http://azbyka.ru/otechnik/pravila/tserko...

Реликварий с частицей мощей католич. св. Малахии в церкви сел. Виль-су-ла-Ферте. XIX в. Вскоре после канонизации мощи М. поместили в скульптурную мраморную гробницу, расположенную за главным алтарем монастырской церкви, рядом с гробницей св. Бернарда (см.: Carrero Santamar í a E. En torno a San Bernardo: Trama y consecuencias de la retrocapilla de Clairvaux y el culto a las reliquias//Actas IV Congreso intern. císter en Portugal y en Galicia. Braga, 2009. P. 931-951). При аббате Жане д " Эзанвиле (1330-1345) черепа Бернарда и М. были помещены в серебряные бюсты-реликварии. В описаниях монастырской ризницы упомянуты бюст-реликварий М. из позолоченного серебра и серебряный реликварий в форме руки, а также облачения святого ( Vernier J.-J. Inventaire du trésor et de la sacristie de l " abbaye de Clairvaux de 1640//Bibl. de l " École des chartes. 1902. T. 63. P. 607, 610-611, 629). После закрытия аббатства Клерво (1790) здания были проданы в частное владение. В 1793 г. гробницы с мощами св. Бернарда, М. и мучеников, находившиеся в монастырской церкви, были разрушены, останки святых передали в приходскую церковь в сел. Виль-су-ла-Ферте. Луи Мари Рокур, последний аббат Клерво, сохранил черепа св. Бернарда и М., к-рые в 1813 г. были переданы епископу Труа. В наст. время рака со святынями хранится в музее-ризнице кафедрального собора в Труа. До Французской революции в Клерво и др. церквах и мон-рях хранились частицы мощей М., предметы облачения и богослужебная утварь, к-рые, по преданию, принадлежали святому (см.: PL. 185. Col. 1661-1714; O " Hanlon. 1859. P. 188-213; Luddy. 1930. P. 117-121). О почитании М. в Ирландии известно со 2-й пол. XII в. Поминовение святого под 2 нояб. указано в стихотворном мартирологе Мариана Гормана, аббата монастыря Нок, составленном до канонизации М. (ок. 1170). Под 3 нояб. его память включена в календарь и мартиролог собора Св. Троицы в Дублине (The Book of Obits and Martyrology of the Cathedral Church of the Holy Trinity/Ed. J. C. Crosthwaite, J.

http://pravenc.ru/text/2561708.html

Синода», II, ч. 1, 210 (дело 1722 г. о священнике Василие; м-рь назван «Ванижским»); VII, прилож., LV, VII (ведом. 1727 года о вотчинах м-ря). 1315. Успенский – Кержебельмашский, иначе Кержебелбашский, а также Керженский на Балбаше, мужской, ныне село Успенское, Нижегородской губ., Семеновск. у., при рч. Керженце. Основан около 1708 г. архимандритом Питиримом, который в 1719 г. хиротонисан в епископа Нижегородской епархии. Упразднен в 1764 г. “Ист. Росс. Иер.», VI, 557, 1007; Строев, “Спис. иер. и настоят.», 626, 26; “Чтения в И. Общ. ист.», 1859 г., III, Отд. 1, 163 (Выговская раскольн. пуст.; в 1722 г. иером. Неофит); 1860 г., III, Отд. 1, 145 (в 1744 г. имел 357 душ. крест.); “Опис. документ. и дел архива св. Синода», I, 314 (дело 1721 г. о старце Макарие и бельце Матвееве; келарь, иеромон. Филарет); II, ч. 1, 232 (дело 1722 г. о выдаче жалованья); “Древн. Росс. Вивлиоф.», 1790 г., XV, 431, 432 (Успен. м-ря келарь иеромон. Филарет, иеромон. Гурий и иеродиакон Боголеп в 1719 г. присутствовали при собеседовании еписк. Питирима с раскольниками); 1791 г., XVIII, 97 (архим. Питирим до 1719 г. был в м-ре Успенском, что на Керженце и Балбаше); Макарий, “Истор. Нижегород. епархии», 45 (Питирим). 1316. Успенский – Клинский, мужской, при гор. Клине, Московской губ. Уже существовал в первой полов. XVII ст. и в 1635 г. им управлял игум. Кирилл. В 1655 г. приписан к Иверскому м-рю, а в 1690 г. к Тверскому архиер. дому и в 1764 г. упразднен. Странно, что у Бакмейстера в «Топограф. известиях», относящихся к 1761–63 г. и изданных в 1771 г., при описании Клина и его уезда ничего о нем не говорится, а между тем несомненно существовал и в 1723 г. при перенесении мощей св. Александра Невского в С.-Петербург; в это время из Клина встречал мощи Успенского м-ря игум. Корнилий с братиею и проч. духовными персонами. “Ист. Росс. Иер.», VI, 558 (Успенский из Клина мужеский Игуменский м-рь упоминается в Тверской епархии, и более ничего); Строев, “Спис. иер. и наст.», 252, 70; “Опис. архива св. Синода», II, ч. 2, 67 (об обидах, чинимых подъячим Уваровым в 1722 г.; игум. Иов?), 514 (дело 1722 г. об игум. Ионе? Успен. Клин. м-ря в непристойных словах о чести Е. И. Вел.); III, прилож., CXLI, XXXV (перенесение мощей св. Алекс.-Нев. 1723 г.); IV, 415 (прошение 1724 г. еписк. Твер. Феофилакга о перечислении Успенского, что в Клину м-ря из Дмитровской в Тверскую провинцию); VII, прилож. XLVII, VII (в 1727 г. значился приписным к Твер. архиер. дому); “Русская истор. Библиот.», V, 151, 60 (цар. грам. 1655 г. о приписке его к Ивер. м-рю; здесь сказано: «а есть де в Клине м-рь Успения пресв. Богород.»).

http://azbyka.ru/otechnik/Spravochniki/o...

См.: Smolitsch (прим. 301). S. 571. Anm. 11 и s. 572. Тодорский «connait а fond les trois réligions ayant longtemps étudié а Halle, il s’est préférablement appliqué а la luthérienne» [«основательно знаком с тремя религиями, так как долгое время учился в Галле; с особенным же усердием он изучал лютеранскую» (фр.)],— писала мать Екатерины своему супругу, герцогу Ангальт-Цербстскому (Сборник. 7. С. 29). Храповицкий. Дневник. М., 1901. С. 190 (запись от 9 февраля 1790 г.). Щербатов. О повреждении нравов, в: Русс. ст. 1870. 3. С. 686. Долгорукий И. М. Путешествие в Киев в 1817 г., в: Чтения. 1870. 3. С. 78. Сборник. 13. С. 101 (от 24 мая 1771 г.). Екатерина II. Житие преп. Сергия, в: Русс. ст. 1888. 57. С. 751. Перед коронацией в Москве (22 сентября 1762 г.) Екатерина, так же как Елизавета и московские цари, посетила Троице-Сергиеву лавру. Сборник. 13. С. 325; ср. там же. 1. С. 282. Бильбасов. Ук. соч. 1. С. 129. Сборник. 7. С. 97. О церковной политике Екатерины II см.: Знаменский. Чтения; Титлинов. Гавриил Петров. Сборник. 37. С. 416; ср. с. 278. Переписка Екатерины II с господином Вольтером. М., 1803. С. 13, 24; см. также: Знаменский, в: Прав. соб. 1875. 1. С. 411, 413; 2. С. 28, 33; Титлинов. Гавриил Петров. С. 281, 360. Щербатов. Статистика в рассуждении России, в: Чтения. 1859. 3. С. 70. Сборник. 7. С. 156. Там же. 13. С. 378 (от 27 декабря 1773 г.). Там же. 33. С. 142 (от 23 апреля 1781 г.). В собственноручном описании своего правления Екатерина подчеркивает: «Cathérine était montée sur le Trône; elle y avait été mise pour défendre la foi orthodoxe» (см. прим. 24.— Ред.), в: Русс. арх. 1865. С. 490. Известный в то время священник Петр Алексеев (см. § 12) посвятил в 1767 г. свою книгу «Истинное благочестие христианское» (М., 1767) императрице как истинной последовательнице истинного Божества (Филарет. Обзор. 2 (1884). 3-е изд. С. 386). ПСЗ. 16. 11582. См. коронационный манифест от 5 июля (там же. 11598). Кончина Петра III представлена Екатериной как Божий Промысл (там же. 11599). Елизавете, которая также считалась защитницей веры после безбожного времени Анны, в манифесте по случаю восшествия на престол не было нужды оправдывать события в ночь на 25 ноября 1741 г. (там же. 11. 8475): положение ее как дочери Петра Великого было надежным.

http://sedmitza.ru/lib/text/439971/

57 …знал ли он такую девочку? — биографы полагают, что прототипом малютки Нелл была свояченица Диккенса Мэри Хоггарт, в 1837 г. скоропостижно скончавшаяся семнадцати лет. Смерть Мэри Диккенс оплакивал как утрату одного из самых близких ему людей. 58 «… маленькие маменьки» — «маленькой маменькой» называет слабоумная Мэгги юную Эми Доррит, героиню романа «Крошка Доррит». 59 … «Барнеби Радж» — такой же исторический роман, как заговор Тэппертита — политическое движение — роман посвящен реальному историческому событию, известному в истории под названием «бунта лорда Гордона», происшедшему в Лондоне в 1780 г., когда парламентом был принят билль о равноправии католиков. Рисуя исторические события, Диккенс старался в основном следовать фактам, опираясь на воспоминания современников и прессу того времени. Однако в изображении идеализированной фигуры лорда Гордона он сознательно отступает от действительности. 60 …Джейн Остин и Чемберлен — противопоставляют слова «разумный» и «чувствительный» — имеются в виду английская писательница Джейн Остин (1775—1817), автор романа «Разум и чувствительность», а также — уже иронически — Остин Чемберлен (1863—1937), английский политический деятель, консерватор, в период создания монографии Честертона — министр финансов Великобритании (1903—1905). 61 …«Тяжелые времена», которые Маколей назвал «мрачным социализмом» — английский историк, критик и политический деятель буржуазно–либеральной ориентации Томас Бабингтон Маколей (1800—1859) как ярый противник рабочего движения осудил социально–обличительный пафос романа «Тяжелые времена», упрекал Диккенса в отсутствии чувства меры и пессимизме. 62 «Делай что хочешь» (франц.). 63 …И вот, обратившись, он растерзал их — Честертон перефразирует слова Евангелия: «…не бросайте жемчуга вашего перед свиньями, чтобы они не попрали его ногами своими и, обратившись, не растерзали вас». 64 …весь здешний пишущий народ живо заинтересован в этом вопросе — выше упомянуты американские писатели Вашингтон Ирвинг (1783—1859), Чарльз Фенно Хоффман (1806—1884), Ричард Генри Дана (1815—1882), поэты Фицгрин Хэллек (1790— 1867), Уильям Каллен Брайент (1794—1878), историк Уильям Хиклинг Прескотт (1796—1859) и художник, поэт и прозаик Вашингтон Оллстон (1779—1843).

http://pravbiblioteka.ru/reader/?bid=711...

   001    002    003    004    005    006    007   008     009    010