Паисиевский устав с необходимыми дополнениями соблюдался в Нямце и Секуле со времени вселения братства до 1859 г. Но в это время братству предстоял и новый переезд, который был неожиданно для старца предрешен его просьбой к господарю Константину Мурузи. Весной 1779 г. Секул получил от господаря продукты, в сопроводительном письме к которым правитель поинтересовался нуждами обители. Св. Паисий решился просить у господаря Константина денег на строительство четырех новых помещений. «На строение четырех келий великих, шевни, кравечни, ткачни, и за отца Илариона учителя, обучения ради юных монахов еллиногреческого учения, для преводу книг душеполезных», – так он пишет в Нямец покинувшим ранее обитель ученикам Амвросию, Афанасию и Феофану . Однако по намерению господаря Паисиева община должна была служить образцом общежития и устройства монашеского быта для всех монастырей в округе. Со своей стороны, преподобный предвидел, что поселение в Нямце нарушит уединение общины и повлечет изменения в ритме монастырской жизни. Ведь, несмотря на отсутствие места, Секульский монастырь гарантировал большую изоляцию и условия для мира и молчания, идеальные для духовного формирования монахов. Нямецкий же монастырь был весьма посещаемым паломниками. Помимо необходимости справляться с огромным наплывом гостей, Нямец должен был участвовать и в социально-религиозной жизни целого региона. Переселяясь, таким образом, старец Паисий рисковал духовным состоянием братии и общины. Там к тому же уже было большое братство. Духовники обители утешили старца, помогая распределить братию по спискам – кого оставить в Секуле, кого перевести в Нямец. Старшим в Секуле был назначен духовник о. Иларион, управление же монастырем о. Паисий оставил за собой, с этого времени обители были объединены. Австро-русско-турецкий конфликт 1787–1792 гг. принес новые опустошения и лишения. Паисий открыл двери монастыря для большого числа беженцев, которым он предоставил пищу, заботу и медицинскую помощь в монастырском госпитале . Исход войны, благоприятный для русских, сделал возможным установление более тесных контактов нямецких монахов с Россией и имел значительные последствия для издательско-переводческой деятельности паисиевской школы. Из-за военных действий во время второй седмицы Великого поста братия уходит в леса, а старец с остановившимися в Нямце господами переезжает в Секул. В 1790 г. в Яссы прибывает главнокомандующий русской армией князь Потемкин, а вместе с ним архиепископ Екатеринославский Амвросий (Серебрянников); он возводит старца Паисия в сан архимандрита . В 1792 г. старец добивается разрешения устроить в Нямце типографию, но замысел этот был осуществлен только в 1807 г. заботами и трудами митрополита Вениамина (Костаки).

http://bogoslov.ru/article/6193036

В 1783 году Святейший Синод дозволил строительство в усадьбе каменного храма, и через два года по благословению митрополита С.-Петербургского Гавриила (Петрова) оно было начато, закончившись в 1787 году. Однако, из-за того, что средства на постройку церкви были пожертвованы Императрицей Екатериной II, храм по желанию Государыни был освящен на Троицу 1790 года в честь Святой Живоначальной Троицы. О царских щедротах напоминают надписи на мраморных досках, помещенных на стенах храма: «Екатерина II. В память твоих щедрот. Начата 1785 г.» – на северной стене церкви; «Твои щедроты соорудили. Окончена в 1787 г.» – на южной, и «Здесь благословятся благодеявшие мне в роды и роды. Освящена в 1790 году. Екатерина II» – над главным входом в храм с западной стороны. Строительство Троицкой церкви было осуществлено по проекту известного зодчего русского классицизма Н. А. Львова. Снаружи ротонда храма окружена 16-ю колоннами ионического ордена и перекрыта плоским куполом; овальные окна второго яруса придают храму особое изящество. Внутреннее пространство церкви просто и гармонично,– круглый в плане зал, высота которого равна диаметру, украшен коринфскими пилястрами. В верхнем ярусе колокольни помещается звонница; в двух нижних ярусах, соединенных внутренней лестницей, находятся крещальня и жилые помещения. Архитектура храма в свое время так поразила Д. Кваренги, что он зарисовал его в своем дорожном альбоме. Само здание храма с XVIII века изменилось мало, лишь в 1857–1859 гг. на средства Свято-Троицкой церкви и Александровской мануфактуры было произведено обновление, и с запада к церкви пристроен каменный притвор и ризница, а также сооружена новая церковная ограда с аркою из плитняка и двумя часовнями по бокам ее (не сохранились). В 1905 году престол храма прихожане украсили мраморной с инкрустацией одеждой. Первым настоятелем храма с 1790 года был священник Илия Петров (до 1806 года). Почти 30 лет, с 1872 по 1904 годы причт храма возглавлял прот. В. Китаев; в 1904–1915 гг. в храме служил прот. Николай Иоаннович Успенский, автор большого количества назидательно-духовных брошюр для простого народа. В наши дни во главе причта стоит прот. Виктор Голубев, епархиальный секретарь.

http://azbyka.ru/otechnik/bibliog/hramy-...

  Неизвестно когда, но приблизительно: 1785 – 1790 Всехсвятский-Валаамский 1790–1798 Святогорский-Казанский-Коневский около 1815 г. Иоанна – Предтечи – Оптинский-Введенский около 1850 г. Предтечевский-Ордынский 1851 – 1858 Николаевский-Валаамский около 1855 г. Александро-Свирский-Святоостровский около 1859 г. Иоанно – Предтечевский – Валаамский муж. муж. муж. муж. муж. муж. муж. Выборгская „ Калужская Смоленская Выборгская „ „ 144 422 218 386 316 8 220 IV. Учреждение женских общин и принятие их в ведомство епархиального начальства Годы. Название общин. Губернии. по порядку описания. 1780 1799 1820 1826 1833 „ 1837 1841 1842 „ „ „ 1843 1846 1847 „ 1848 „ 1849 „ „ 1851 1852 1854 1855 „ „ 1856 „ 1857 „ 1858 „ 1860 „ „ „ „ 1861 1862 „ „ „ 1863 1864 „ „ „ „ „ „ 1865 „ „ „ „ „ „ 1866 „ „ „ „ 1867 1868 „ „ 1869 „ 1870 „ „ „ 1871 „ 1872 „ 1873 „ „ 1874 „ „ „ 1875 „ „ 1877 „ „ „ 1878 „ 1879 „ „ 1880 „ „ 1881 „ 1882 „ „ 1883 „ „ 1884 „ „ „ „ „ 1885 „ „ 1886 „ 1887 1888 „ „ „ „ 1889 „ „ „ 1890 Аркадиевская-Вяземская Новотихвинская-Екатеринбургская Борисоглебская-Аносина Благовещенская-Уфимская Богородицкая- Тихоновская-Тюнинская-Задонская Спасская-Бородинская Успенская-Краснослободская Троицкая-Одигитриевская-Зосимова пустынь Дивеевская-Серафимова Покровская-Ардатовская Спасская-Зеленогорская Алексеевская-Арзамасская Покровская-Медведевская Богородицкая-Тихвинская-Кирсановская Иоанно-Предтечевская-Мариинская-Ставропольская Тихвинская-Богородицкая-Бузулукская Абабковская-Николаевская Тихвинская-Богородицкая-Керенская Димитриевская-Милостиво-Богородицкая- Кадомская Ивановская-Казанская-Сезеновская Успенская-Нижне-Ломовская Иоанно-Предтечевская-Кунгурская Влахернская-Спасская-Деденевская Одигитриевская-Богородицкая-Челябинская Иверская-Самарская Пророко-Ильинская-Мензелинская Рождество-Богородицкая-Темниковская Богородично-Вехсвятская-Болховская Сретенская-Сызранская Димитриевская-Троекуровская Николаевская-Дальне-Давыдовская Боголюбская-Козловская Никоновская-Сушкинская Вознесенская-Николаевская Покровская-Бугурусланская Преображенская-Каменская Серафимовская-Куриловская Троицкая-Верх-Теченская Богородицкая-Казанская-Мокшанская Александровская-Никитская-Каширская Казанская-Троицкая Скорбященская-Старобельская Троицкая-Раковская Николаевская-Улалинская Боголюбская Боголюбская-Тишениновская Иоанно – Предтечева – Иннокентиевская – Томская Короцкая св.

http://azbyka.ru/otechnik/Spravochniki/o...

и погребен в Таганроге. 475 2. Моисей (1790–92 г.), в мире Михаил Гумилевский, родился в 1747 г. во Владимире 476 и обучался в тамошней семинарии и московской академии; в той же академии был учителем и проповедником (1784–86 г.), а с марта 1786 г. префектом. В 1779 г., 15 декабря, пострижен в монашество и в 1784 г. возведен в сан игумена московского Знаменского монастыря. В 1788 г. определен на должность флотского обер-иеромонаха и возведен в сан архимандрита. В 1790 г. хиротонисан в епископа и 6 октября 1792 г. убит был в Старом Крыму и там же погребен 16 ноября. 477 3. Иов Потемкин (с 27 февраля 1793 по 13 мая 1796 г.): о нем сказано было выше. При нем в 1794 г. к Феодосийскому викариатству были причислены церкви черноморского войска на о. Фаногории. 478 4. Гервасий (1797–1798 г.): из архимандритов новгородского Юрьева монастыря 24 мая 1797 г. хиротонисан был в епископа и скончался 8 января 1798 г. 479 5. Христофор Сулима (1798–1799 г.), грек, сын полковника Семена Сулимы, сперва служил в военном звании, потом обучался в духовной семинарии; в 1765 г. пострижен в монашество, с 1794 г. был архимандритом Гамалеевского монастыря, черниговской епархии, с 1 мая того же года по 28 февраля 1798 г. был ректором черниговской семинарии и настоятелем елецкого монастыря. В 1798 г., 8 апреля, хиротонисан в епископа, а 16 октября г. перемещен в Слободско-украинскую (харьковскую) епархию, – и тогда упразднено было Феодосийское викариатство. Христофор в 1813 г. уволен на покой и скончался 18 мая того же года. 480 Самостоятельная таврическая епархия Еще в 1851 г. преосвященный Иннокентий писал в отчете Св. Синоду, что Крым наполнен магометанами, которые хотя и не враждебны к христианам, и некоторые из них сохраняют даже предание, что их предки некогда были христиане, но мало обращаются к православной церкви как потому, что к обращению их не принимается никаких особенных мер, так и потому, что им в житейском быту выгоднее быть магометанами, потому что, по обращении в христианство , они должны подвергаться рекрутскому набору, платежу больших податей и пр. А в 1853 г. он писал о необходимости учредить в Крыму викариатство, как это было прежде. После же крымской войны он находил уже нужным открыть в Крыму не викариатство, а самостоятельную епархию. Но его мысль об учреждении самостоятельной епархии могла осуществиться не ранее конца 1859 года.

http://azbyka.ru/otechnik/Germogen_Dobro...

230 . Акты, относящиеся к истории Западной России, собранные и изданные Археографическою комиссией. СПб., 1846–1853. 5 т. 231 . Акты, относящиеся к истории Южной и Западной России, собранные и изданные Археографическою комиссией. СПб., 1863–1892. 15 т. 232 . Акты, собранные в библиотеках и архивах Российской империи Археографическою экспедициею Академии наук. СПб., 1836. 4 т. 233 . Акты юридические, или собрание форм старинного делопроизводства, изданные Археографическою комиссией. СПб., 1838. 234 . Амвросий (Орнатский) , еп. История российской иерархии. М., 1807–1815. 7 т. То же. 2-е изд., испр. Киев, 1827. Т. 1. 235 . Амфилохий (Сергиевский), архиеп. Описание рукописей Воскресенского монастыря/Изв. ОРЯС. 1858. Т. 7. Отд. В. С. 257–288; 18591860. Т. 8. Отд. В. С. 89–112,186–202. 236 . Арцыбашев Н. С. Повествование о России. М., 1838–1843. 3 т. 237 . Беляев И. Д. О монгольских чиновниках на Руси, упоминаемых в ханских ярлыках II Архив историко-юридических сведений, относящихся до России/Изд. Н. В. Калачев. М., 1850. Кн. 1. Отд. 1. С. 97–110. 238 . Бодянский О. М. О поисках моих в Познанской публичной библиотеке/Чтения в ОИДР. 1846. Кн. 1. Отд. 1. С. 1–45. 239 . Буслаев Ф. И. Историческая хрестоматия церковнославянского и древнерусского языков. М.,1861. 240 . В лето 1416 о Григории Цамблаке послание грамоты всех епископов литовских/Древняя российская вивлиофика. 2-е изд. М., 1790. Ч. 14. С. 122–128. 241 . Варлаам, архим. Обозрение рукописей собственной библиотеки преподобного Кирилла Белозерского/Чтения в ОИДР. 1860. Кн. 2. Отд. 3. С. 1–69. 242 . Варлаам, архим. Описание историке-археологическое древностей и редких вещей, находящихся в Кирилле-Белозерском монастыре/Там же. 1859. Кн. 3. Отд. 1. С. 1–104. 243 . Варлаам, архим. Описание сборника XV столетия Кирилле-Белозерского монастыря: Приложение к описанию/Учен. зап. ОРЯС. 1859. Кн. 5. Отд. 3. С. 1–66. 244 . Василий Великий , свт. Беседа на святых четыредесят мученик/Творения святых отцов в русском переводе с прибавлением духовного содержания. М., 1846. Т. 8. Ч. 4. С. 295–308.

http://azbyka.ru/otechnik/Makarij_Bulgak...

714 Остен-Сакен, фон дер, Дмитрий Ерофеевич (1790–1881), граф, генерал от кавалерии – участник Отечественной войны 1812 г., зарубежных походов русской армии, войны на Кавказе, Русско-персидской 1826–1828 и Русско-турецкой 1828–1829 гг. войн, Польской кампании 1830–1831 гг. и Крымской войны 1853–1856 гг. С 1854 г. – начальник Севастопольского гарнизона. Член Государственного Совета (1856). 719 Любопытно, что одновременно на ходатайство генеральши А.А. Александровой граф А.П. Толстой не только отвечал обещанием устроить о. Вениамина, но и сообщил ей позже о якобы состоявшемся его назначении (Письма [разных лиц] к о. Вениамину, С. 94). В августе 1857 г. Синод благоволил лишь выдать иеромонаху Вениамину на возвращение в Иерусалим «единовременное пособие в размере 100 рублей серебром» (РГИА, ф. 796, оп. 135, д. 1792, л. 26). 720 Речь идет о третьем путешествии архимандрита Порфирия (Успенского) по Православному Востоку. 24 февраля 1858 г. особое совещание по улучшению быта русских паломников в Святой Земле, под председательством великого князя Константина Николаевича, на котором присутствовали канцлер князь А. М. Горчаков , министр народного просвещения А.С. Норов , обер-прокурор Св. Синода граф А.П. Толстой, приняло решение отправить на Восток специальную экспедицию во главе с Б.П. Мансуровым и в число ее членов включить архимандрита Порфирия. Он работал по собственной научной программе. В конечном счете, вместо заявленного годичного срока командировки, отец Порфирий пробыл в этот раз на Востоке три года – до 1861 г. 1 июля 1858 г. Порфирий был на Афоне, затем отправился в Фессалию, к знаменитым Метеорам, где, в монастыре святого Стефана, встретил Пасху 1859 года. С июня 1859 г. до января 1860 г. Порфирий вновь работал в книгохранилищах Афона. 19 февраля 1860 г. через Константинополь отправляется в Иерусалим. На этот раз архимандрит Порфирий пробыл в Палестине пять месяцев, посвятив их изучению рукописей в Патриаршей библиотеке, в Крестном монастыре и в Лавре Саввы Освященного. 12 августа 1860 г., завершив странствие, Порфирий прибыл в Одессу – с богатейшим собранием книг, рукописей и икон, на обработку которых не хватит всей оставшейся его жизни.

http://azbyka.ru/otechnik/Nikolaj_Lisovo...

Гейдельберг — германский университетский город в Бадене. Гейдельбергский университет, основанный в 1386 году, старейший в Германии; в XIX веке он являлся одним из ведущих высших учебных заведений. 149 Бонн — город в западной Германии, славившийся своим университетом, основанным в 1777 году. В 1835–1836 годы здесь учился Карл Маркс. 150 …подружился здесь с Оскаром Бекером, сделавшим себе впоследствии такую печальную известность. — Беккер, Оскар (1839–1868) — сын археолога В. В. Беккера, директора одесского лицея. В 1856–1858 годах учился в гимназии в Дрездене, в 1859 — слушал лекции в Лейпцигском университете. 14 июля 1861 года в Баден-Бадене совершил покушение на Вильгельма I, будучи убежденным в неспособности прусского короля объединить Германию. Приговорен к двадцатилетнему тюремному заключению, но в 1866 году был помилован и изгнан из Германии. 151 …Иосиф Коляр…— Очевидно, имеется в виду Колар, Ян-Юрий (ум. в 1896) — чешский актер, драматург, поэт, беллетрист и переводчик. 152 …рекомендовал сына… своему русскому знакомому…— Речь идет о Герцене (ср. стр. 276). 153 «Макассар» (англ.) — накидка на спинку кресла. 154 Он был в семьях квакеров и ирвингитов. — Квакеры (от англ. quakers, буквально «трепещущие») — христианская протестантская секта в Англии, последователи которой получили это прозвище от характерных движений, которыми они сопровождали выражение своих религиозных чувств. Ирвингиты — сторонники христианской секты, созданной в Англии пастором Эдуардом Ирвингом, пытавшимся в своей общине воспроизвести в точности «апостольскую» церковь по библии, со всеми ее чинами: ангелами, пророками, апостолами и т. д. 155 …обвертел себя листами русской лондонской печати… — Имеются в виду издания Вольной русской типографии Герцена, тайно доставлявшиеся в Россию. 156 …в России каждую минуту могла вспыхнуть революция…— Лесков приурочивает приезд Райнера в Петербург к весне 1860 года, когда в России сложилась революционная ситуация (1859–1861). 157 «Юлия, или подземелья замка Мадзини» и все картинные ужасы эффектных романов леди Редклиф…— Речь идет о произведениях английской писательницы Анны Радклиф (1764–1823), одной из создательниц романа ужасов и тайн. Ее «Сицилийский роман» (1790) во французском переводе получил вымышленное название — «Юлия, или Подземелье замка Мадзини» (1798). Этот роман в русском переводе с французского языка неоднократно издавался в России (М., 1802; М., 1819). 158

http://pravbiblioteka.ru/reader/?bid=691...

Для своего братства старец Паисий составил устав по примеру Афонской горы и изложил учение об Иисусовой молитве в шести главах. В 1790 г. возведен в сан архимандрита. Скончался в Нямецком монастыре, погребен в Великой церкви Вознесения Господня. Господь сподобил старца Паисия многочисленных даров – прозорливости, пламенной молитвы, премудрости и разума, духовного совета, знания языков, долготерпения и кротости. Преп. Паисий возродил на Руси старчество и оказал огромное влияние на все православное монашество XVIII–XIX вв. – на Афоне, в Молдовлахии и в России, где подвизалось множество его учеников и последователей в различных обителях, в том числе и в Оптиной Пустыни. – 16, 17, 24, 26, 27, 28, 69, 70, 103, 115, 116, 117, 118, 119, 120, 121, 122, 123, 124, 125, 134, 145, 146, 147, 148, 154, 165, 166, 170, 209, 260, 268, 289, 310, 311. Паисий – иеромонах Оптиной Пустыни. 1803 † 3 декабря 1870. В мире Павел Иванович Аксенов. Из ливенских купеческих детей. В число братства определен 29 апреля 1837 г., рясофором накрыт 3 августа 1837 г., в монашество пострижен 24 декабря 1841 г. Нес послушание пономаря. 15 августа 1842 г. рукоположен в иеродиакона, а 8 ноября 1845 г. – в иеромонаха. С 1843 по 1848 г. был келлиархом. Указом от 21 мая 1848 г. определен в помощь духовнику иеромонаху Макарию для облегчения в духовнической должности. Указом от 26 февраля 1854 г. определен духовником братии. 19 июня 1855 г. награжден набедренником. В 1857 г. определен строителем Калужской Тихоновой пустыни. В 1859 г. из-за болезни уволен по его прошению от должности строителя Калужской Тихоновой пустыни и 11 декабря 1859 г. определен в число братства Оптиной Пустыни на открывшуюся иеромонашескую вакансию. С 1861 г. был на должности благочинного. – 129, 192, 237, 239, 305. Палладий – Оптинский иеродиакон. 1782=5 ноября 1861. В мире Павел Иванов (?). Из мещан города Глухова. Первоначально жил в Площанской пустыни с о. Макарием, там был накрыт рясофором с именем Паисия. С 1813 г. – в Оптиной Пустыни, в число братства определен 7 мая 1815 г. 11 мая 1818 г. пострижен в монашество, 20 августа 1830 г. определен в иподиакона, 13 мая 1831 г. рукоположен в иеродиакона. С 1836 г. чередного служения по болезни не исправлял, 17 декабря 1843 г. по старости исключен из штата монастыря. О. Палладий прожил в Оптиной 46 лет, проходил различные послушания, в том числе пчельника, пономаря и ризничего. Был великим подвижником и знатоком устава. Характер его был строгий, твердый, прямой и простой. – 20, 29, 34. Памва – иеромонах Оптиной Пустыни. 1822=13 февраля 1891. В мире Петр Иванович Панов. Из вольноотпущенных крестьян. В число братства определен 27 февраля 1850 г., рясофором накрыт 22 февраля 1852 г., в монашество пострижен 7 сентября 1857 г. Нес послушание при рыбной ловле. 13 июня 1863 г. рукоположен в иеродиакона, а 30 сентября 1867 г. – в иеромонаха. С 1888 г. был духовником богомольцев. – 298.

http://azbyka.ru/otechnik/Makarij_Optins...

«Историко-статистические сведения о С.-Петербургской епархии». Издание С.-Петербургского Историко-статистического комитета. Выпуск 4, С.-Петербург. 1875 г. Печатано в типографии Департамента уделов, Литейный проспект, д. 39. Смоленская церковь каменная, с такою же колокольнею. Устроена попечением протоиерея Георгия Петрова, заложена в 1785 г. и освящена в 1790 г. В 1808 г. распространена каменною пристройкою и окончательно отделана в 1833 г. Престолов в ней пять, из коих главный – в честь Смоленской Божией Матери. При сей церкви первоначально было два священника, один диакон и три причетника, в 1809 г. прибавлен третий священник, в 1816 г. – четвертый священник, в 1846 г. и 1857 г. добавлены диаконы, в 1859 г. – определен 5 священник. Земли под церквами, кладбищем, богадельнями и огородами всего 57 дес. 528 кв. саж., часть коей отдается в наем. До 1880 г. при церкви находились четыре каменных дома, один полукаменный и два деревянных, две каменных богадельни: одна для вдов и сирот духовного звания Спб. епархии, а другая – вдовий дом для одних только заштатных священнослужителей Смоленско-кладбищенской церкви и их вдов и сирот. В 1884 г. построен новый дом каменный, двухэтажный дом, в котором находится квартира настоятеля, контора с квартирою конторщика, канцелярия и квартиры кладбищенских служителей. Священно-церковно-служители имеют помещение в церковных домах. Жалования не получают, а довольствуются доходами, получаемыми за исправление церковных служб, и процентами с капитала в 56 340 руб., пожертвованного разными лицами на вечное поминовение усопших родственников. Настоятель, протоиерей Павел Алексеевич Матвеевский в 1853 г., по окончании курса Спб. духовной Академии со степенью магистра богословия, определен профессором в Смоленскую семинарию, в 1864 г. посвящен в диакона к церкви Русского Посольства в Париже, в том же году рукоположен во священника к церкви Российской Миссии в Копенгагене, в 1856 г. перемещен в Висбаден к церкви при гробе в Бозе почивающей Великой Княгини Елисаветы Михаловны, герцогини Нассауской, в 1859 г.

http://sobory.ru/article/?object=00742

Кирилл, митрополит Адрианопольский, занимал Адрианопольскую кафедру с 1853 по 1872 г.–89. Кирилл (Наумов) (25.12.1823 – 10.02.1866), епископ. 01.09.1857 назначен начальником Русской духовной миссии в Иерусалиме. 13.10.1857 хиротонисан во епископа Мелитопольского. 22.06.1863 уволен на покой в Казанский Спасо-Преображенский монастырь. – 50, 109, ПО, 111, 113,129, 141, 187, 189. Кирилл 7 (1775–1872), патриарх Константинопольский. С 21.09.1855 по 01.06.1860 архиепископ Константинополя – Нового Рима и Вселенский Патриарх. В годы его патриаршества было хиротонисано несколько епископов болгарского происхождения. – 88, 89,100, 200. Климент, священник, предполагаемый начальник миссионерской академии. – 158. Ковалевский, врач. – 166. Ковалевский Евграф Петрович (10.12.1790 – 18.03.1867), русский государственный деятель. С 26.05.1856 по 1858 председатель Московского цензурного комитета. В 1857 – 1858 вице-председатель Общества истории и древностей российских. С 1858 по 1861 министр народного просвещения. С 1859 действительный тайный советник. – 96, 118, 139,148. Константиновский Матвей Александрович (06.11.1791 – 14.04.1857), протоиерей, с 01.05.1849 протоиерей ржевского Успенского собора. Активный борец с старообрядческим расколом. При нем была закрыта последняя старообрядческая молельня в Ржеве. Духовник гр. А. П. Толстого, Т. И. Филиппова, Н. В. Гоголя. – 108. Кораблев Николай Петрович (1814 – 1877), в переписке упоминается как Кораблевский; совладелец совместно с М. Н. Сиряковым книгоиздательства и книжного магазина на Большой Морской улице в Санкт-Петербурге. – 190. Ласкарис Александр, греческий архидьякон, слушатель Петербургской духовной академии. – 100, 104, 107, 111, 114, 143, 188, 201. Девисон Василий Андреевич (1807–1869), гебраист, участник перевода Библии на русский язык. С 1857 по 1863 состоял членом Русской духовной миссии в Иерусалиме. – 106, 113. Леонид (Кавелин) (20.02.1822 – 22.10.1891), архимандрит, историк Церкви, духовный писатель. С 1852 по 1857 насельник Иоанно-Предтеченского скита. 14.09.1857 пострижен в монашество с наречением имени Леонид. 20.10.1857 – рукоположен в иеродиакона, 29.10.1857 – в иеромонаха. В 22.10.1857 назначен членом Русской духовной миссии в Иерусалиме. В 1859 по состоянию здоровья уволен из миссии в Оптинский монастырь. Впоследствии наместник Троице-Сергиевой лавры. Автор книг «Сказание о жизни и подвигах блаженной памяти старца Оптиной пустыни иеросхимонаха Макария», «Историческое описание Козельской Введенской Оптиной пустыни» и ряда других. – 50, 64, 95, 178, 187, 189, 191, 197, 199, 203.

http://azbyka.ru/otechnik/Makarij_Optins...

   001    002    003    004    005   006     007    008    009    010