19 Синаксарь: «избрав уединенную жизнь, предалась мужественным трудам и, дойдя до верха подвижничества, удостоилась дара чудес и многим предсказывала будущее». 22 Слова из Менолога Василия. Песнь 5: «сияние Духа показует дальная яко близ (сущая) и будущих предглаголет сбытие» 26 Песнь 8. В 7 песне: «будучи храмом Св. Духа, ты в святом храме слышала голос, научающий тебя тайнам и честному отшествию из тела». 27 Georgius Codinus. De antiquitatibus Constantinopolitanis; Du Саще . Con- stantinopolis Christiana 32 Повесть о начале и основании Печерского монастыря взята из древних летопис­цев, обретающихся в книгохранительнице оного монастыря. М., 1831 (далее – Повесть о начале и основании Печерского монастыря); Руский времянник, сиречь, Летописец, содержащий российскую историю от 6370/862 лета до 7189/1681 лета: Разделенный на две части. М., 1790. Ч. 2 (далее – Руский времянник. – Ред.). У Царского 136), страдание св. Исидора, описанное Варлаамом, иначе известным Василием, по обыкно­вению его, многоречиво и с жалкою скудностию мыслей. По ркп. святцам, страдальцы скончались 9 января 1472 г. Мы следуем печатной Повести о Печерском монастыре и Рускому времяннику. 33 Григорович-Барский В. Очерк путешествия по Европейской Турции. Казань, 1848 (далее – Григорович В. Очерк путешествия. – Ред.); Известия отделения русского языка и словесности Императорской Академии Наук. Т. IX (далее – ИОРЯС. – Ред.). 34 Предисловие Оболенского к «Переяславской летописи» (М., 1857. С. 29, 31, 35, 47). Филарет, архиеп. Черниговский. Обзор русской духовной литературы, 862–1720. Харьков, 1859–1861. Кн. 1, § 6 (далее – Филарет, архиеп. Черниговский. Обзор рус­ской духовной литературы. – Ред.). 36 Страдания мучеников Иулиана и Василиссы описаны очевидцем, ибо в пре­дисловии говорится: «Мы описали деяния святых, которые видели своими очами». И в самом описании их нет ничего такого, что показывало бы позднейшее проис­хождение их. «Говорят, что мощи свв. Иулиана и Кельсия в Риме, в церкви апостола Павла Остийской» (Сергий, архим. Полный месяцеслов Востока: В 2 т. М., 1875–1876. Т. II (далее – Сергий, архим. Полный месяцеслов Востока. – Ред.)).

http://azbyka.ru/otechnik/Filaret_Cherni...

235 Эпизод из Виленской хроники начала XVII века. Вестн. Зап. России. 1868 г. Т. IV. Памятн. Русской Старины в Зап. Губ. Вып. VI стр. 7. – В Сборн. Мин. Грам. 41 – прошение князя Ю. Радзивила к папе о разрешении вступить в брак с родственницей, княжной Софией Слуцкой, остающейся в православии. 236 См. так же: Князья Олельковичи, защитники православия и русской народности в Литве и на Руси. Вестн. Зап. России. 1868 г. Т. 2. 238 А. 3. Р., IV, 19. Собр. Минск. грам. 28. В 1613 г. присоединен к Виленскому троицкому униатскому монастырю, а в 1635 г. соединен с минским униатским святодуховским. Архим. Николая, Истор. Опис. Минск. епарх., стр. 80. 243 Danilowicza, Letopisiec Lytwi i Kronika Ruska, стр. 47, Wilno, 1827: necii hlaholiut, izeby tot Iona (печерский монах, наместник митрополита киевского) dal kniaziu Skirhaly zelie trawnoie piti. Полн. Собр. русс. лет. I, 352. По описаниям Длугоша и Стрыйковского, Скиргайло был человек невоздержный и пьянствовал со всяким встречным, а пьяный бранил и даже бил своих приятелей и собеседников. 245 Псковская летопись говорит о Симеоне Олельковиче, «что он честно оберегал отчину свою, град Киев, от ординских царей и от татар: тем же превознесся во всей Руси и в иные далекие земли, якоже и вели, ких киевских князей древних честно имя его». 248 «Граничную землю Киев на себе взял» А. 3. Р. I 163. Супруга Симеона с детьми получила Пинский удел. 249 Закревского, Летоп. Киева. Чтения в Общ. истор. и древн. 1858 г. кн. 2. отд. I, стр. 24, 26. – А. Ю и 3. Р. II, 103. 251 Списки православных, а также униатских, митрополитов и епископов южно-русской митрополии, находятся у Несецкого, Стебельского и Кульчинского. – У Каспара Несецкого – (SocietatisIesu † 1743) в Когопа Polska. Т. I, Lwow, 1728 г. стр. 80–95, в статье, озаглавленной: Metropolia Ruska. – У Игнатия Кульчинского базилианина, († 1741 г.) в сочинении его Specimen ecclesiae Ruthenicae, изданном в Риме в 1734 г. и в Париже в 1859 г: стр. 111–141. – У Игнатия Стебельского, базилианина († 1790) в сочинении его: Dwa wielkie swiatla, в томе 3-м, озаглавленном: Przydatek do Chronologii, Wilniae; 1783 г., стр. 180–275. Но показания их, почти все, проверены, исправлены и пополнены по печатным русским летописям и актам, а в отделе об униатских митрополитах и епископах – по документам архива греко-униатских митрополитов.

http://azbyka.ru/otechnik/Ilarion_Chisto...

241 . Русская летопись по Никонову списку/Имп. АН. СПб., 1767–1792. 8 ч. 242 . Русская летопись с Воскресенского списка, подаренного в оной Воскресенский монастырь патриархом Никоном в 1658 г. СПб., 1793–1794. 2 ч. 243 . Русская старина в памятниках церковного и гражданского зодчества/Сост. А. Мартыновым ; текст И. М. Снегирева . М., 1846–1859. 18 вып. 244 . Русский временник, сиречь летописец, содержащий российскую историю от лета 862 до лета 1681, разделенный на две части. М., 1790. 2 ч. 245 . Савва (Тихомиров) , архиеп. Вновь открытые памятники XI в.: Письмо к редактору/Изв. имп. АН по Отд-нию рус. яз. и словесности. СПб., 1858. Т. 7. С. 371–373. 246 . Савва (Тихомиров) , архиеп. Палеографические снимки с греческих и славянских рукописей Московской Синодальной библиотеки. М., 1863. 247 . Савва (Тихомиров) , архиеп. Указатель для обозрения Московской Патриаршей (ныне Синодальной) ризницы и библиотеки. М., 1855; То же. 3-е изд. М., 1858. 248 . Савваитов П. И. Описание великоустюжского Архангельского и приписанного к нему Троицкого Гледенского монастырей. СПб., 1848. 249 . Савельев П. С. Примечание о славянских монетах с именами Владимира, Святослава и Ярослава/Зап. имп. Археолог, общества. СПб., 1849. Т. 1: Зап. Археолог, нумизмат, общества в Санкт-Петербурге. Вып. 4. С. 386–398. 250 . Сахаров И. П. Исследования о русском иконописании. СПб., 1849. 2 кн. 251 . Сахаров И. П. Летопись русской нумизматики. Отд. 1. 252 . Сахаров И. П. Обозрение русской археологии/Зап. Отд-ния рус. и славян, археологии имп. Археолог, общества. СПб., 1851. Т. 1. Отд. 1. С. 1–80. 253 . Сахаров И. П. Путешествия русских людей по Святой земле. СПб., 1839. 2ч. 254 . Сахаров И. П. Сказания русского народа. 2 т. 255 . Сементовский Н. Киевские пещеры, открытые в мае 1853 г./Северная пчела. 1853. 216. 256 . Симеон, архиеп. Фессолоникийский. Разговор о священнодействиях и таинствах церковных/Пер. с греч./Христианское чтение. СПб., 1856. Т. 2. Приложение: Писания святых отцов и учителей Церкви, относящиеся к истолкованию православного богослужения. С. 11–545.

http://azbyka.ru/otechnik/Makarij_Bulgak...

310 Описание служебника см.: Описание рукописей Соловецкого монастыря, находящихся в библиотеке Казанской духовной академии. Ч. III. Казань, 1898. С. 1–3. 314 Нижеследующий фрагмент (д. 135, л. 50–57 об.) основан на материале лекции «Славяно-русский Студийский устав» (д. 196, л. 430–438). 319 В настоящее время известно более 10 списков Студийского устава. Подробнее см.: Пентковский А.М. Типикон патриарха Алексия Студита в Византии и на Руси. М., 2001. 322 Нижеследующий фрагмент (л. 57 об. – 59 об.) основан на материале лекции «Греческий Студийский богослужебный устав» (д. 152, л. 23, д. 196, л. 428 об. – 430). 326 Цитата приводится А.А. Дмитриевским по изданию: Святого отца нашего Иоанна, архиепископа Константинопольского, Златоустого, беседы на Первое Послание св. апостола Павла к Коринфянам. СПб., 1859. Ч. 1. С. 235–236. 327 Цитируется по неизвестному нам изданию. Цитату можно уточнить по: Путешествие игумена Даниила по Святой Земле/изд. Археографической комиссией под ред. А С. Норова. СПб., 1864. с. 187 (вт. пагинации). 329 Опубликовано в: Дмитриевский А.А. Богослужение в Русской Церкви в XVI веке. Ч. I. Службы круга седмичного и годичного и чинопоследования таинств. Казань, 1884. с. 256–258. 330 В древнее время, как и теперь, христианские греческие имена более или менее переделывались у нас на свой лад. При этом иные имена переделывались иначе, чем теперь: Алексей – Алекса или Олекса, Андрей – Ядрей, Иоанн – Иван и Ян, Константин – Коснятин, Михаил – Михал, Анна – Янька, Мирон – Мирошка, Прокопий – Прокша, Николай – Микула и др. – А.А.Д. 332 Архив историко-юридических сведений, относящихся до России/изд. Н. Калачов. М., 1855. Кн. 2. Перв. пол. С. 31. 333 Там же. С. 34. Неточное цитирование; должно быть: «Полную писал Чернец Гаврилов сын Паюсова». 335 Грамота архиепископа Великого Новгорода и Пскова Макария во все его епархии уезды, волости и села к игуменам, священникам и диаконам об искоренении скверных мольбищ и о других предписаниях//Древняя российская вивлиофика. М., 1790. Ч. 14. С. 150.

http://azbyka.ru/otechnik/Aleksej_Dmitri...

44. Благовещенский – Троицкий – Винницкий , женский, 1-го класса, при местечке Браилове, Подольской губ., Винницкого у., в 25 вер. к юго-зап. от Винницы, при р. Рове. До 1832 г. здесь находился тринитарский монастырь, который в этом году упразднен и церковь его обращена в приход. В 1845 г. сюда переведены инокини из Благовещенского монастыря в гор. Виннице. Главный храм в монастыре св. Троицы с приделами Благовещения и великомуч. Варвары. При м-ре учреждено училище в 1868 г. попечением Преосвящ. Леонтия. “Ист. Росс. Иер.”, III, 541; Ратшин, 440; “Матер. для стат. Росс.”, 1841 г., I, 199; “Опис. монаст.”, 1817 г., 23; “Памят. кн. Подоль. губ. на 1859 г.”, Отд. I, 21; “Извл. из отч. Об. Пр.”, 1842 г., 13 (о возвед. в 1 кл.); 1845 г, 11 (перемещ. в Браилов); 1852 г., 87 (надел. землею); 1870 г., 199 (училище); 1877 г., 27 (участие в Турец. войне); 1884 г., 250 (училище); Строев, “Спис. иерар. и настоят.”, 552. 45. Бобренев – Рождественский – Богородицкий , мужской, заштатный, Московской губ., Коломенского у., в 1 вер. от гор. Коломны, на равнине берега р. Москвы, при озере. В народном предании слывет „обетным» и полагают, что построен в XIV ст., если не Вел. кн. Дмитрием Донским, то его главным воеводою и родственником Дм. Мих. Волынцем, прозывавшимся Боброк. Монастырь в 1764 г. оставлен заштатом, в 1790 г. возобновлен и служил летним пребыванием Коломенских архиереев. В 1800 приписан к Богоявленскому-Голутвину мон., но в 1850 г. восстановлен самостоятельным, по просьбе поч. граж. Д. И. Хлудова, снабдившего его новыми угодьями. “Ист. Росс. Иер.”, III, 377; Ратшин, 242; “Опис. монаст.”, 1817 г., 12; Проценко, “М-ри в России”, 11; Бакмейстер, “Топограф. извест.”, 1771 г., 59; “Москов. губ. в.”, 1852 г., 51 (Очерк ист. г. Коломны); Толстой, “Книга глагол. опис. о Росс. свят.”, 238, 431; Строев, “Спис. иер. и настоят.”, 253, 73; Калачов, “Писцов. кн. XVI ст.”, I, Отд. I, 323 (подроб. опись в 1577 г.), 392 (вотчина в Боль. Микулине Коломен. у.), 443 (вотч. в Маковском стану Коломен. у.); “Чтения в И. Общ. ист.”, 1860 г., III, Отд. I, 143 (в 1744 г. имел 1.111 душ крест.); 1877 г., I, Отд. 2, 244 (воспоминания архим. Пимена); Иванов, “Опис. государ. архива старых дел”, 344 (в 1700 г. имел крестьян 8 двор.); “Опис. докум. и дел архива св. Синода”, III, 1723 г., прилож., XXVII (в 1710 г. из вотчин м-ря пожалована певчему Ст. Беляеву пустошь Ягничево Колом. у.). VII, 1727 г., прилож., LXXVI, (ведом. о вотчинах м-ря); “Опис. Москов. архива Мин. Юстиции”, I, 1031 (межев. книга 1683 г. вотчины м-ря пустоши Макаровской Бол. Микулина стана).

http://azbyka.ru/otechnik/Spravochniki/o...

499 См. Νικολου πισκπου Μεθνης Λγοι δο κατ τ ς αρσεως τ ν λεγντων τν σωτριον πρ μ ν θυσαν μ τ τρισυποσττ θετητι προσαχθ ναι, λλ τ Πατρ μν κτλ. Leipzig, 1865. Σ. 63–65; Georges et Demetrios Tornikes. Lettres et discours/Ed. J. Darrouzes. Paris, 1971. P. 184–185. 500 Angelou A. Nicholas of Methone: the Life and Works of a Twelfth-Century Bishop//Byzantium and the classical tradition/Ed. M Mullett, R. Scott. University of Birmingham 13. Spring Symposium of Byzantine Studies 1979. Birmingham, 1981. P. 143–148. Перевод с английского – H. Новиков. 501 Первым ученым, осознавшим значение Николая Мефонского для интеллектуальной жизни XII в., был К. Ульман (Ulmann С. Nicolaus von Methone, Euthymius Zigabenus und Nicetas Choniates, oder die dogmatische Entwickelung der gnechischen Kirche im zwolften Jahrhundert//Theologische Studien und Kritiken, 6 (1833). S. 647–743). Наследию Николая Мефонского уде­лялось мало внимания до возникновения знаменитого спора о подлинности авторства его главного произведения – νπτυξις («Опровержение»). См. также статью Podskalsky G. Nikolaos von Methone und die Proklosrenaissance in Byzanz (11/12 Jh.)//OCP, 42 (1976). S. 509–523. 502 Σιμωνδης JF. ρθοδξων λλνων θεολογικα γραφα τσσαpe ς. London, 1859. Cp. Dräseke J. Zu Nikolaos von Methone//ZWTh, 41 (1898). S. 402–411. 503 Demetrios P. De Eruditis Graecis, 36 «Ed. J. A. Fabricius, G. CHarles II Bibliotheca Graeca, XI. Hamburg, 1790 (reprint: Hildesheim, 1966–1967). P. 532. 504 Mai A. Scriptoram Veterum Nova Collectio e Vaticanis Codicibus. Rome, 1831. Т. IV. P. 1–96. Лев Алляций в своем сочинении De ecclesiae occidentalis et orientalis perpetua consensione, П.12 (Cologne, 1648. P. 690), ошибочно поме­щает имя Николая, епископа Мефонского, среди подписей этого Собора. 505 В. Алесис (см. λσης В. Г. πισκοπικο Κατλογοι τ ς κκλεσας τ ς λλδος π’ αρχ ς μχρι σμερον// κκλησιαστικς Φρος, 57 (1975). Σ. 112–113) допустил серьезную ошибку, датировав епископство Николая Мефонского 1160–1190 гг. Это утверждение совершенно не обосновано.

http://azbyka.ru/otechnik/Aleksej-Fokin/...

80 Изображая так райское блаженство, художник не заслуживает, кажется, упрека (Очерки памятников христианской иконографии, стр.324; ср. Толстого и Кондакова. Русския древности, вып. VI, СПб. 1899 г., стр. 62) в буквальном понимании библейского выражения: «Праведных души в руце Божии». Он только символически изобразил райское блаженство, посредством подобия, заимствуя его из Священного Писания . Иначе, не прибегая к подобиям, изобразить райское блаженство человек не в состоянии. 81 Все-таки его нельзя назвать «юным», как называют Толстой и Кондаков (Русские древности в памятниках искусства, вып. VI, стр. 62): борода Иакова чуть ли не длиннее бороды Авраама. 82 Народная поговорка: «Как у Бога (или: у Христа) за пазухой» (Пословицы русского народа. Сборник Даля. Изд. Общ. любит. ист. и древн. российских. М. 1862 г., стр. 79), – не стоят ли в связи с подобным представлением райского блаженства? Не принял ли народ Авраама за Саваова или Иисуса Христа? 90 Историческое описание Свято-Троицкой Сергиевой лавры. Μ. 1865 г., стр. 17; ср. герои. Павла Краткое описание Свято-Троицкой Сергиевой лавры. Μ. 1790 года, стр. 10. 92 Московский Наблюдатель, журнал энциклопедический, ч. XIX, М. 1888 г. ст. Вечер в Симонове, примеч., стр. 92; Спасо-Андроников, стр. 43. 97 Архим. Варлаам. Описание историко-археологическое древностей и редких вещей, находящихся в Кирилло-Белозерском монастыре, М. 1859 г., стр. 11, 87–88; Саввантов П.И. Оружейная палата Кирилло-Белозерского монастыря по описным книгам 1668 года. СПб. 1851г., стр. 2; Никольский Н. Кирилло-Белозерский монастырь, т. 1, стр. 104. 98 «Эта подробность, – замечает Н. В. Покровский , – появляется в русских памятниках сравнительно в позднее время» (Сийский иконописный подлинник вып. III, стр. 140). Ф. И. Буслаев говорит: «На иконе Успения, перенесенной во второй половине XI в. в Киево-Печерский храм Успения греческими мастерами из Цареграда, жидовина с подробностями известного чуда – еще нет; потому что это чудо относится собственно к другому эпизоду события (?) и только в последствии было присовокуплено к этому иконописному сюжету». Но в той же самой статье Буслаева упоминается об изображении Успения в миниатюрах IX–X в., где «архангел Михаил отсекает руки у неверующего иудейского жреца» (Сборник на 1866 г. издан. Общ. древне-русск. искусства, стр. 103 и 76). Чудо с Аффонием представлено в изображениях Успения на саккосе митроп. Фотия, – + 1431 г., – (см. Указатель для обозрения Московской патриаршей ризницы, составленный архиеп. Сав­вою, изд. 4-ое, М. 1868 г., табл. IV), на храмовой иконе в Новгородском Софий­ском соборе, – «писана в XIV в. и возобновлена в 1706 г. и частию в 1899 г.» (Священник А. Конкордин. Описание Новгородского кафедрального Софийского собора. Стр. 18).

http://azbyka.ru/otechnik/ikona/zametki-...

Агапит , 1829–34, в Лужецкий? Феофил 1835 перев. из Дмитровского Борисоглебского; до 1856. Иероним , 1857–65. Даниил , 1866–69. 6 Архангельский, в городе Юрьеве Польском, упом. в 1269 г.; потом до XV века нет о нём известий. Ныне третьеклассный. [III, 332.] Игум. Парфений , 4 авг. 1462. Тихон , Юрьевский архим., упом. 4 июня 1476. Строит. Иона , 1557. Архимандриты Герасим , 1596–1605, перев. в Спасо-Евфимиев. Феодосий , 1606–1615. Макарий , 1620–80. Варсонофий , 1630–34, 16 сент. перев. в Шартомский. Авраамий определён 20 окт. 1634, и в 1636. Ферапонт , 1639–41. Дионисий , 1641–44, 26 апр. определён в Угрешский. Сергий Бешенцов перев. из Угрешского 19 апр. 1644–56, уволен. Горнан , 1656–64, уволен. Авраамий , в сент. 1666, 1668. Иоасаф , 1669 и 70, сент. Иаков , 1671–99, нояб. Иларион , 1701. Кириак , из Суздальского Васильевского? 1703–10, перев. в Спасо-Евфимиев. Арсений , 1710. Кир , 1711–19, окт. Сильвестр , 1722–26. Тихон , 1730 и 31. (Не в Спасо-Евфимиев-ли?) Леонтий , 1733–38. Лев , из Шартомского? 1740–54. Макарий , 1754–56. Феодосий , 1758–60, 12 февр. – в Спасо Евфимиев. Варлаам , 1760–62. Димитрий Грозинский , 1762–67, в мар. перев. в Печерскую Сергиеву пустынь. Игумены Иосиф Быков , 1767–69. 16 апр. перев. в Переяславский Даниилов. Кирилл , 1769–89. Евгений , 1789 и 90. Макарий , 1790 и 91. Архимандриты Антоний , с 1792 игум., а с 1799 архим; † в янв. 1806 ... Никон Боевский 20 мар. 1806 перев. из Переяславского Никитского; † 30 авг. 1815. Иосиф Березин в 1815 перев. из Козмина; † 27 мая 1817. Павел Подлипский произведён 1 окт. 1817, а 15 нояб. 1819 перев. в Цареконстантинов. Нафанаил , 1819–21. Иоанн Доброзраков , 16 авг. 1821, из инспекторов С.-Петербургской духовной акад., а 14 нояб. 1824 – в Лужецкий. Гедеон , 1825–1833. Прокопий , 1833–1845. Варлаам , 1845–55. Виталий , 1856. Иларион . игум., 1857 и 8, перев. из наместников Петергофской Троицкой пустыни; архим. 1859–61, перев. в Спасо-Евфимиев. Гавриил Воскресенский 1861 перев. из Киренского Троицкого (Иркутской епархии), а 1867 – в Муромский Спасский.

http://azbyka.ru/otechnik/Istorija_Tserk...

…были возмущены неровным браком графа Николая Петровича Шереметева. — П. И. Ковалева-Жемчугова (1768–1803) — талантливая крепостная актриса. С ее деятельностью связан расцвет крепостного театра в подмосковном имении Кусково богатейшего вельможи гр. Н. П. Шереметева. В ноябре 1800 года она стала женой графа. 107 joli-мopдumьcя — кичиться красотой, внешностью (от франц. joli — красивый). 108 …граф Нельи, описал за границею…— Имя графа Нельи, вероятно, вымышлено. Записки, о которых идет здесь речь, принадлежат Карлу Массону (1762–1807). Они были изданы в четырех томах в Париже в 1802–1804 годах под названием «Mémoires secrètes sur la Russie pendant les règnes de Catherine et de Paul I» («Секретные мемуары о России во время царствования Екатерины и Павла 1»). В течение всего XIX века книга была запрещена в России и не переводилась. В 1859 и 1863 годах в Париже вышло второе издание книги. На русском языке отдельные отрывки из мемуаров К. Массона были напечатаны в журнале «Голос минувшего», 1916, кн. 4 и след. 109 Открытие кредитных учреждений относится ко второй половине XVIII века. В 1775 году был создан Приказ общественного призрения, который ведал выдачей ссуд дворянам под движимое и недвижимое имущество. В 1786 году учрежден Государственный заемный банк, в 1817 году — Государственный коммерческий банк. Вся эта система кредитных учреждений, основанная на крепостнических и сословных принципах, просуществовала до реформы 60-х годов XIX века. 110 Князь М. М. Щербатов (1733–1790) — дворянский историк, политический деятель и публицист, автор книги «О повреждении нравов в России», которая впервые была издана Герценом в Лондоне в 1858 году, а затем по подлинным рукописям напечатана в журнале «Русская старина» в 1870–1871 годах (тт. II–III). В книге с аристократических позиций Щербатов остро и зло критиковал политику Екатерины II. Сетуя на «повреждение нравов» дворянства, развитие фаворитизма, Щербатов особое внимание обращал на огромные расходы дворян, связанные со стремлением превзойти и затмить друг друга роскошью. Он протестовал против всяких привилегий и предоставлений чинов и дворянского звания купечеству. Лесков внимательно изучал взгляды Щербатова, ряд приводимых им фактов он использует в настоящей хронике. 111

http://pravbiblioteka.ru/reader/?bid=691...

В 1790 году в правой части трапезы храма, в юго-западном углу, была похоронена Екатерина Дмитриева, сестра писателя и министра Ивана Дмитриева, в левой стороне в северо-восточном углу в 1844 году был похоронен первый симбирский епископ Анатолий, а в 1847 году в ногах у него — настоятель монастыря, архимандрит Герман. В 1853 годах была освящена новая церковь, из-за чего престол храма сменил название, вместо Вознесенского он стал именоваться во имя Феодоровской иконы Божией Матери, а престол в приделе был переименован во имя Архангела Михаила. В настоящее время Феодоровская церковь считается старейшим зданием Сызрани. В 1851—1853 годах был построен и освящён каменный холодный однопрестольный храм во имя Вознесения Господня. Автором проекта стал архитектор сызранской удельной конторы И. А. Бенземан. Храм размерами 16 на 10 сажен, был пятиглавым, с восьмериковыми главами, покрытыми белой жестью. На главном куполе находился позолоченный крест, на малых — деревянные кресты, обитые железом. Потолок, стены внутри храма и алтаря был расписаны масляными красками. При храме была построена колокольня. В 1894 году в храме был устроен пятиярусный иконостас из липового дерева столярной работы, иконы для которого были написаны в Москве. В 1854 году был построен холодный однопрестольный храм в честь иконы Божией Матери «Живоносный источник». Он размещался над святыми вратами монастыря. Но храм просуществовал недолго, в 1867 году он был разобран, на его месте началось пятиярусной колокольни общей высотой 53 метра, в которой должен был разместиться храм. Однако в 1869 году недостроенная колокольня рухнула, в связи с этим храм был упразднён. В 1859 году в монастыре был освящена каменная домовая однопрестольная церковь во имя святых апостолов Петра и Павла. Иконостас в храме был небольшой, столярной работы, украшенный резьбой, иконы в основном новой живописи, были вставлены в рамы, позолоченные на полименте. В 2009 году уже в воссозданном монастыре был построен храм в честь иконы Божией Матери «Живоносный источник». Он находится на монастырском подворье, рядом с источником, где некогда была явлена икона Феодоровской Божией Матери. Одной из прихожанок в храм была пожертвована старинная икона «Живоносный источник», до революции находившаяся в храме села Радищево. Святыни [ править править код ]

http://azbyka.ru/palomnik/Сызранский_Воз...

   001    002    003    004    005    006   007     008    009    010