А.А. Половцов Скачать epub pdf Роммель, ХристофорФилиппович (Dietrich-Christoph von Rommel) Роммель , Христофор Филиппович (Dietrich-Christoph von Rommel), профессор Харьковского университета по кафедре латинской словесности и древностей, директор Педагогического института; род. 17-го апреля в. ст. 1781 г. в Касселе, ум. 21-го января н. ст. 1859 г. там же. Отец его, Юст Филипп фон Роммель (Justus-Philipp von Rommel) был генерал-суперинтендентом и главным проповедником в Касселе и дал своему сыну блестящее воспитание. «Образец крепкого пастыря», – пишет о нем Роммель в своих воспоминаниях, «он дал своей семье прекрасное воспитание, чуждое всякого педантизма и предрассудков». Воспитание Роммеля было просто и вполне свободно. С удовольствием он вспоминает о чудной природе родного города и о горах, которые он научился любить еще в детстве. Семья Юста Филиппа Роммеля была многочисленна, и каждому из детей дано было воспитание соответственное его предполагаемой будущей деятельности; Роммель должен был изучать богословие, чтобы быть впоследствии пастором и, может быть, занять место отца в родном городе. Сначала, с 1790–1799 г., Роммель посещал лицей Фридриха в Касселе, где на него имел влияние Филипп Карл Людовик Рихтер, ректор лицея; он знал тайну пробуждать в своих учениках любовь и уважение к себе и своей науке и поддерживать соревнование между учащимися. Ему Роммель обязан тем, что уже на первых порах учения он сделался филологом: Рихтер вдохнул в него не только любовь, но даже страсть к филологии. Однако так как ему предстояло затем изучать богословские науки, он должен был уже в Кассельском лицее познакомиться с восточной литературой и изучить для этого арабский язык. Об этом Роммель пишет: «Я брал уроки у какого-то кандидата богословия, по имени Винкельмана, который жил в дальнем переулке Кассельского предместья, в темной конуре, и нищете и, несмотря на то, владел дорогими восточными рукописями». Знание арабского языка потом сослужило Роммелю, на первых же порах его научной деятельности, большую службу и оказало решительное влияние на направление и характер его дальнейших занятий.

http://azbyka.ru/otechnik/Spravochniki/r...

А.А. Половцов Цертелев, Николай Андреевич Цертелев , князь Николай Андреевич, род. в 1790 г. в Хороле, умер 8 сентября 1869 г. в Моршанске, происходил из древней Имеретинской княжеской фамилии Церетели, из той ее ветви, которая в XVIII столетии (в 1739 году) переселилась в Россию. Получив домашнее воспитание, Цертелев вступил в службу в Чернигове, но вскоре вышел в отставку и поступил в 1810 году в Московский университет, где и кончил курс по словесному факультету. В 1819 году он снова поступил на службу в министерство финансов, в 1823 г. был назначен директором училищ Тамбовской, потом Полтавской губерний, а с 1838 г. помощником попечителя Харьковского учебного округа, где при бездеятельном попечителе Долгоруком играл очень видную роль. В этой должности Цертелев оставался до 28 марта 1859 года, потом был членом Главного правления училищ и, наконец, в 1861 году вышел в отставку. Последние годы своей жизни он проживал в Москве, принимая деятельное участие в «Московском Обществе Словесности», куда и передал свои письменные труды и материалы. Умер Цертелев в Моршанске, проездом в Москву; после него остались довольно многочисленные поэтические и научные труды, не имеющие, впрочем, особенного значения. Цертелев и сам не придавал особого значения своей литературной деятельности и в 1867 г. наотрез отказался издать свои сочинения. Стихотворения его помещались в «Сыне Отечества», «Благонамеренном», «Соревнователе просвещения и благотворения», «Вестнике Европы» и в некоторых других петербургских альманахах. Имя Цертелева более памятно благодаря тому, что он явился первым собирателем памятников народной малорусской поэзии и одним из первых русских просвещенных людей, сумевших понять значение народной поэзии и пробудить интерес к ее изучению. В 1819 году в Петербурге вышла его книжка «Опыт собрания старинных малороссийских песен». В предисловии к этому сборнику автор еще сам не может себе уяснить хорошо, в чем заключается значение издаваемых им памятников народного творчества, и научную их важность видит в том, что они могут «удовлетворить любопытству нашему касательно протекшего».

http://azbyka.ru/otechnik/Spravochniki/r...

Материал из Православной Энциклопедии под редакцией Патриарха Московского и всея Руси Кирилла Содержание Констанций I, патриарх К-польский. Фотография с портрета [Константий; греч. Κωνστντιος Α] (1768 или 1770, К-поль - 5.01.1859, там же), патриарх К-польский (6 июля 1830 - 18 авг. 1834), архиеп. Синайский, Фаранский и Раифский с именем Констанций II (1804-1859) и игумен Екатерины великомученицы мон-ря на Синае , богослов, историк, археолог. Начало церковной карьеры Род. на синайском подворье св. Иоанна Предтечи в к-польском квартале Балат, где постоянно проживал его дядя, архиеп. Синайский Кирилл I (1759-1790). Окончил народную школу прихода Ксилопорта, а затем Патриаршую школу в квартале Фанар. По завершении обучения принял монашество, был рукоположен во диакона и в 1787 (или 1788) г. сопровождал архиеп. Кирилла в Молдавское княжество для инспектирования мон-рей и подворий, принадлежавших Синайскому мон-рю. В Яссах К. продолжил образование, в т. ч. овладел франц. языком. Там на него обратил внимание главнокомандующий русской армией граф П. А. Румянцев-Задунайский; по его рекомендации в 1790 г. К. отправился в Киев, где было синайское подворье - киевский во имя вмц. Екатерины мужской монастырь , и поступил в КДА. В течение 4 лет К. прослушал полный курс обучения, изучил лат., рус. и церковнослав. языки и усовершенствовался в нравственно-аскетическом отношении. В 1794 г., по окончании академии, К. вернулся в К-поль и через год отправился в Каир на Джуванийское подворье Синайского мон-ря. В нач. 1796 г. он был вызван в К-поль, рукоположен во иеромонаха, а затем получил сан архимандрита и в 1797 г. был назначен игуменом греческого монастыря вмц. Екатерины в Киеве. В этой должности К. оставался до избрания в 1804 г. архиепископом Синайским, успев за 8 лет управления благоустроить киевский мон-рь. В Киеве К. начал заниматься археологией и историей, познакомился со мн. рос. учеными. К. пользовался расположением Московского митр. Платона (Левшина) . Высшее духовное начальство неоднократно привлекало К. в качестве посредника к переговорам с представителями Вост. Церкви. Избрание архиепископом Синайским, Фаранским и Раифским

http://pravenc.ru/text/2057130.html

Борисоглеб. Церковь Казанской иконы Божией Матери. Церковь. Действует.   Престолы: Казанской иконы Божией Матери , Бориса и Глеба , Николая Чудотворца Год постройки:Между 1786 и 1790. Колокольня - между 1858 и 1859 гг. . Адрес: Владимирская область, Судогодский район, д. Кадыево, урочище Борисоглеб Координаты: 56.0104, 40.3539 Проезд:Южная объездная дорога г.Владимира, поворот на с.Улыбышево, на запад 8км. Высокая лесистая гора с церковью и есть с. Борисоглеб. Проезд от трассы асфальтированной дорожкой 2км через д. Улыбышево, д.Якушево, вокруг озера, и через д.Конюшино. Указателей нет. Изменить описание объекта Сортировка: Карта и ближайшие объекты Это была Патриаршия вотчина, которая впервые упоминается в 1504 году. Церковь во имя Казанской Божией Матери с приделом свв. Бориса и Глеба в письменных документах встречается в 1628 году. Одновременно существовала другая деревянная церковь во имя свт. Николая Чудотворца. В 1790 году на средства священнослужителей и прихожан был построен каменный храм, в котором было три престола: главный во имя Казанской Божией Матери, а в теплой трапезе - во имя свв. благов. князей Бориса и Глеба и св. Николая Чудотворца. В 1889 году в д. Буланово было открыто училище на средства купцов Тарасова… При училище была домовая церковь с престолом в честь Владимирской иконы Божией Матери. Эта церковь была приписана к Борисоглебскому приходу. К приходу относились деревни: Улыбышево, Занино, Ваневка, Головино, Михалево, Рогово, Федурново, Лопухино, Черепово, Прокунино, Крюково, Буланово. После революции из храма в 1922 году были изьяты ценности. В 20-е годы в храм приезжал служить иеромонах Афанасий (Сахаров), будущий святитель. В 1927 году был репрессирован приходской священник А. И. Софийский. Затем в 1930 году был первый раз арестован священник о. Александр (Орлов), а затем повторно - в 1938 году. Богослужения в храме продолжались до 1939 года. Но храм был уже без колоколов, которые были сброшены в 30-е годы. Звон самого большого колокола, по свидетельству жителей села, в свое время был слышен даже во Владимире. Храм окончательно закрыли в 1940-41 годах. Первое богослужение в храме состоялось на Пасху 1996 года.

http://sobory.ru/article/?object=02070

Ветошкино. Церковь Троицы Живоначальной. Троицкая церковь Церковь. Не действует.   Престолы: Троицы Живоначальной Год постройки:не ранее 1860. Адрес: Лебяжский район, с. Ветошкино, ул.Мира Координаты: 57.294136, 49.715226 Проезд:Трасса Р-169. Участок Нолинск-Уржум. После д.Вершинята, правый поворот на Лебяжье. От поворота примерно 15км. Сносный асфальт. Изменить описание объекта Карта и ближайшие объекты Первая деревянная церковь построена и освящена 13 марта 1860 года. Строил ее некий Малах, освящал Лажский благочинный Симеон Чупраков. Имела 1 престол, снаружи была обита тесом, внутри оштукатурена. В 1893 году построена каменная церковь. Престол один, во имя Пресвятой Троицы. В причте состояло два священника, диакон, 2 псаломщика. В церковной библиотеке имелось книг 86 томов. Земли при церкви было 59 десятин. В приходе имелось 17 селений, в селе церковно-приходская школа. Первым священником был о. Иоанн Домрачев (с 1859 по 1886 гг.). 28 лет здесь прослужил о. Василий Спасский (с1903 по 1930 гг.) Последний был расстрелян 19 февраля 1930 года. Репрессирован был 1 декабря 1937 года и последний священник о. Стефан Бушмакин, умер в лагере. Одним из последних священников был о. Апполон Домрачев, сын первого ветошкинского батюшки; был благочинным. Церковь закрыта в 1939 году. С сайта:http://znamya.ucoz.ru/forum/ Поселение возникло ок. 1790 г., по легенде оно было основано тремя братьями-староверами Ветошкиными. По определению Вятской епархии 15-24 декабря 1858 г. был открыт приход с. Ветошкино, выделенный из приходов сел Байса и Петровского. Первая деревянная церковь с престолом в честь Пресвятой Троицы была построена и освящена 23 марта 1860 г. лажским благочинным протоиереем о. Симеоном Чупраковым. Согласно легенде, зодчего, строившего храм, звали Малах, отчего село получило второе название – Малахово. Из описания Троицкой церкви за 1870 г.: «Зданием деревянная с таковою же над папертью колокольнею. Внутри оштукатурена и по наружности обитая тесом и окрашена, престол в ней один, во имя Пресвятой Троицы. Утварью необходимою достаточна. Причта при ней положены священник, диакон, дьячок и пономарь».

http://sobory.ru/article/?object=28340

Глубокое. Церковь Георгия Победоносца. Храм Георгия Победоносца Сортировка: Карта и ближайшие объекты Село Глубокое, от Твери 150 верст, от Вышнего Волочка 25 верст. Церковь Георгиевская, построена в 1789 году, каменная 2-х этажная, престолов два: верхний Благовещения Пресвятой Богородицы, нижний Великомученика Георгия Победоносца. Церковные документы: опись 1848 года, метрики с 1801 года, исповедные с 1825 года, межевая книга. В 1901 году служили: Священник Сергий Порфирьевич Грешищев 25-ти лет, окончил духовную семинарию, в служении с 1895 года, священником с 1899 года. Диакон Гавриил Иванович Колеров 57-ми лет, в служении с 1862 года, диаконом с 1885 года. Псаломщик Гавриил Васильевич Нечаев 38-ми лет, в должности с 1892 года. Прихожан в селе Глубоком, в селе Квошне, в сельце Демидове, в деревнях Ухабе, Ольшове, Белавине, Прохове, Дудихе, Дятлове, Боброве, Волкове, Грухине, Раменье, Мальцове, Бычине, Волошне, Осиновике, Павлищах, Дорухе, Юняхине - 310 дворов (1204 мужчины, 1315 женщин). Раскольников 25 мужчин и 36 женщин. В приходе сей церкви находилось 4 часовни: 1) в селе глубоком, Святых Апостолов Петра и Павла, деревянная, построена на месте бывшей церкви; 2) в деревне Дудихе, Святых Мучеников Флора и Лавра, деревянная, построена издревле; 3) в деревне Боброве, Преподобного Нила Столобенского, деревянная; 4) в сельце Хвогине, Покрова Пресвятой Богородицы, деревянная. По материалам издания Добровольский И. Тверской епархиальный статистический сборник. - Тверь, 1901. Ведомость о церкви Великомученика Георгия Победоносца Вышневолоцкого уезда села Глубокое Строением сия церковь начата и окончена в 1798 году тщанием полковника Гавриила Яковлева Языкова освящена в 1790 году построена вместо прежнего пришедшего в негодность деревянного храма во имя Святых Апостолов Петра и Павла. Зданием каменная 2-х этажная с каменною колокольнею крепка. Заштатные и сиротствующие: Вдова священника Мария Васильева Одинцова 66 лет в 1858 году ноября 29 дня Всемилостивейше пожалована серебряной медалию " За спасение погибавших " дети ея: Екатерина 33 лет, девица, учительница земской школы в Тверском уезде. Александра 31 года, девица, учительница земской школы в Зубцовском уезде. Муж ея священник Павел Александров Одинцов по окончании курса в ТДС рукоположен во священника 1859 года 21 ноября к церкви села Моркино Городище Тверского уезда, перемещён к церкви села Глубокое в 1876 году 26 марта, с 1876 года октября 20 дня по 1883 год 1 октября проходил должность законоучителя в Глубоцком народном училище, с января 5 дня 1890 года проходил должность депутата, с сентября месяца 1895 года по 1 октября 1899 года проходил должность законоучителя в Ящинском (в деревне Дудах) земском училище. Последнюю награду имеет камилавку 1891 год, уволен за штат 1899 года 29 декабря по прошению. Умер 1900 года 1 августа.

http://sobory.ru/article/?object=10575

Красноборск. Собор Спаса Нерукотворного Образа. Спасский собор в Красноборске Карта и ближайшие объекты Спасская церковь на Красном Бору основана в 1633 г. Игнатием Як. Ожеговым. В 1680 г. царь Фёдор Алексеевич по просьбе архимандрита Макария для помощи в восстановлении Соловецкого монастыря после мятежа монахов-старообрядцев утвердил за монастырем Красноборскую приходскую церковь с принадлежащими к ней крестьянами. Каменная церковь построена в 1790-1812 гг. вместо ветхой деревянной. Двухэтажная, трехпрестольная. Престолы: Спаса Нерукотворного образа, Сретения Господня, иконы Божией Матери «Всех скорбящих Радость». Вторая церковь Владимирская, каменная, 1859 г. Кладбищенская. Престол в честь иконы Божией Матери «Владимирская». Возобновлённый храм освящён 1 ноября 1875 г. Указом Св. Прав. Синода от 14 апреля 1865 было разрешено, по Высочайше утвержденному 11 марта 1865 г. проекту, построить новую каменную колокольню при кладбищенской церкви в Красноборске. В 1788 г. при церкви числилось 672 человека, в 1868 г. - 728. Приходское попечительство при Красноборской церкви открыто в 1866 г. История Красноборска, как и многих городов и сел на Руси, напрямую связана с историей православной церкви. В 1624 году крестьянин Игнатий Ожегов, распахивая купленный участок земли " на красном бору " , нашел здесь икону Спаса Нерукотворного. Вскоре на этом месте строится часовня, явленное место привлекает крестьян, которые селятся поближе к святыни. По прошествии нескольких десятков лет возникает погост с храмом в честь чудотворной иконы. В XIX веке уже на всю Архангельскую губернию славятся ярмарки " У Спаса на Красном Бору " . Величественный собор с тремя приделами становится главным храмом во всей красноборской округе. Сохранились сведения о некоей традиции, существовавшей между Спасским собором и Троицкой церковью д. Усть-Евда. Дважды в год эти приходы обменивались крестными ходами. В день Спаса Нерукотворного жители прихода Усть-Евды посещали с крестным ходом Спасскую церковь. А второй совершался ежегодно в день Святой Пятидесятницы жителями Красноборска, которые, в свою очередь, торжественно шли в Троицкую церковь. С какого времени и по какому случаю было устроено это крестное хождение, достоверно неизвестно. Однако древнее предание повествует, что сделано оно было по случаю какой-то повальной болезни, свирепствовавшей тогда. Во избавление от нее и установился этот обычай.

http://sobory.ru/article/?object=38324

сост. свящ. Сергий Широков Исторические акты и летописи Акты исторические, собранные и изданные Археографическою комиссиею. Т.1–5. СПб., тип. Экспедиции заготовления гос. бумаг, 1841–1842. Акты, относящиеся до юридического быта древней России, изданные Археографическою комиссиею. Т. 1–3./Под ред. Н. Калачева. СПб., тип. Акад. наук, 1857–1884. Бычков АФ. Краткий Летописец Свято-Троицкия Сергиевы Лавры. СПб., 1865. Димитрий, митрополит Ростовский. Летопись Келейная//Димитрий, митр. Ростовский. Сочинения. Изд. 2. 1805–1807. Досифей (Немчинов), архимандрит Соловецкого монастыря. Летописец Соловецкий на четыре столетия с 1429–1833 гг. Изд.3. М., университет, тип., 1833. Лавров Н.Ф. Заметки о Никоновской летописи//ЛЗАК 1927. Т. 34. С. 55–90. Летопись занятий Археографической комиссии. СПб., Пг., Л., 1862–1929. Львов Н.А. Летописец русской от пришествия Рурика до кончины Царя Иоанна Васильевича/Изд. Н. Львов. СПб., 1792. 5 ч. ПСРЛ – Полное собрание русских летописей, изд. Археографическою комиссиею. СПб., 1841– [продолжающееся издание]. Т.1: Лаврентьевская и Тфоицкая летописи. СПб., 1846. Т. II: Ипатиевская летопись. СПб., 1843. Т. III: Новгородские летописи. СПб., 1841. Т. IV: Новгородские и Псковские летописи. СПб., 1848. Т. V: Псковские и Софийские летописи Соф. лет.]. СПб., 1851. Т. VI: Софийские летописи Соф. лет.]. СПб., 1853. Т. VII: Летопись по Воскресенскому списку. СПб., 1856. Т. VIII: Продолжение летописи по Воскресенскому списку. СПб., 1859. Т. IX Летописный сборник, именуемый Патриаршею, или Никоновскою летописью. 1862. Т. XV: Летописный сборник, именуемый Тверской летописью. СПб., 1863. Русская летопись по Никонову списку./Имп. АН. СПб., 1767–1792. Ч. I–VIII. Русский Временник, сиречь Летописец, содержащий Российскую историю от лета 862 до лета 1681, разделенный на две части. М., 1790. 2 ч. Собрание государственных грамот и договоров, хранящихся в Государственной коллегии иностранных дел. М., 1813–1828. Ч. 1–5. Софийский Временник, или Русская летопись с 862 по 1534 г./Изд. П. Строев. Ч. 1–2. М., 1820–1821. История Русской Православной Церкви

http://azbyka.ru/otechnik/Istorija_Tserk...

Ухолово. Церковь Троицы Живоначальной. Карта и ближайшие объекты В 1676 году церковь этого села упоминается как Ильинская в окладной книге. Вместо упоминаемой в XVII столетии церкви была построена новая с тем же храмонаименованием, но она сгорела в 1755 году. На её месте в 1756 году начато строительство новой церкви с приделом в честь Успения Пресвятой Богородицы. Существующая ныне церковь во имя Живоначальной Троицы с двумя приделами: правый – Успенский, левый – Ильинский, была построена в 1820 году на средства помещика Верещагина. Троицкая церковь в селе Ухолове построена в 1820 г. тщанием помещика Петра Верещагина, а большей частью всех прихожан. К настоящей приложена трапезная в 1859 г. тщанием прихожан. Зданием настоящая каменная, в одной связи с таковой колокольней, на каменном фундаменте, крепка, крыта железом, вся теплая, отопление устроено в 1902 г. Всего престолов пять, а в настоящей три: главный – во имя Живоначальной Троицы, правый – во имя Успения Божией Матери, левый – во имя Пророка Илии, и в трапезной два престола: один – в честь Казанской иконы Божией Матери, а второй – в честь св. мучеников Бориса и Глеба. Утварью достаточна. Штат: 3 священника, диакон и 3 псаломщика. Жалованья нет, другие источники доходов: банковские билеты, с них % 285 руб. в год, и от аренды церковной земли 560 руб. в год. Земли церковной: усадебной с погостом вместе 2 дес., пахотной 54 дес. 512 кв. саж., в 1 версте от церкви, план есть. Качество земли среднее, сдается в аренду, не свыше 12 руб. Дома священнослужителей каменные и деревянные, построены тщанием самих священнослужителей, их собственные, в хорошем состоянии. Другие здания: церковно-приходская школа вместе со строжкой, каменная, покрыта железом, и каменная же часовня, крыта железом. Приписных церквей нет. Опись имуществу с 1878 г., приходно-расходные книги с 1912 г., копии с метрик с 1780 г., кроме 1790 и 1795 гг., обыскная книга с 1912 г., писано 55 листов, исповедные с 1826 г. В церковной библиотеке книг 650 томов. Церковные деньги и бумаги в целости за ключом, ключ у старосты.

http://sobory.ru/article/?object=18232

А.А. Половцов Юферов, Семен Андреевич Юферов , Семен Андреевич капитан–лейтенант флота, д. с. с., переводчик с английского языка; родился в 1772 г. Образование получил в С.–Петербургском водоходном училище, куда поступил 15 ноября 1786 г. В 1788 г. Ю. окончил курс училища, после чего произведен был в гардемарины и поступил на службу в Балтийский гребной флот. В 1790 г. он участвовал волонтером в Выборгском сражении, за что 9 августа того же года произведен был в подпоручики. 9 июля 1791 г. Ю. переведен был в Черноморский флот, с назначением при этом на должность мичмана на корабль «Св. Троица». 1 мая 1794 г. он утвержден был в чине мичмана Черноморского флота. В течение 1795–1804 годов Ю. крейсировал на разных судах в Черном море. Кроме того, он некоторое время (1801 г.) состоял преподавателем английского языка мореходного училища в Николаеве. 14 марта 1801 г. Ю. был произведен в лейтенанты, а 23 марта 1805 г. уволен со службы во флоте с чином капитан–лейтенанта. Оставив морскую службу, Ю. 6 марта 1806 г. поступил членом в Одесскую учетную банковую контору, причем переименован был в коллежские асессоры. Получив в 1811 г. чин надворного советника, он в следующем году был уволен со службы в учетной банковой конторе и не занимал никакой должности до 17 января 1829 г., когда был назначен начальником экипажного отдела черноморской экспедиции, с переименованием в чин 7–го класса. Когда было образовано черноморское управление, Ю. 1 сентября 1832 г. был назначен начальником второго отделения корабельностроительной экспедиции. 28 мая 1836 г. он был определен управляющим временной экспедицией для разрешения дел бывшего черноморского департамента. За отличие по службе Ю. был произведен 23 сентября 1837 г. в чин 6–го класса, а 3 ноября 1839 г. в чин 5–го класса. В 1844 г. он был награжден орденом св. Станислава 2–й степени, а за 35–летнюю службу в офицерских чинах – орденом св. Владимира 4–й степени. В следующем году он получил орден св. Анны 2–й степени. 6 апреля 1855 г., вследствие упразднения временной экспедиции, начальником которой он состоял, Ю. был назначен членом общего присутствия черноморского интендантства. В течение 1853–56 годов Ю. жил в Николаеве. 11 ноября 1857 г. он был назначен состоять по морскому министерству, а в 1859 г. уволен со службы с производством в действительные статские советники. Время смерти Ю. неизвестно.

http://azbyka.ru/otechnik/Spravochniki/r...

  001     002    003    004    005    006    007    008    009    010