С тех пор герцогиня уже не выезжала из отечества, не видалась с мужем и жила то в Измайлове, то в Москве, то в Петербурге, но постоянно при своей матери, которой была любимицей. В 1730 году, когда члены верховного тайного совета искали преемника умершему императору Петру II, герцогиня Екатерина Иоанновна, мужа которой никто не любил и все опасались, была обойдена избранием, и императрицей объявлена младшая ее сестра Анна, вдовствовавшая тогда герцогиня курляндская. Окончательно переселясь в 1732 году в Петербург, Екатерина Иоанновна пользовалась здесь содержанием по 30000 рублей в год и здесь же скончалась 14-го июня 1733 года, а десять дней спустя, погребена в благовещенской церкви Александро-невского монастыря. Герцогиня мекленбургская имела характер живой и чрезвычайно веселый, не могла похвалиться красотой, была низка ростом н очень толста, не отличалась скромностью, особенно в разговорах, и очень любила наряды. (Древняя Российская Вивлиофика, изд. Новикова. T. XI. – Дневник камер-юнкера Берхгольца, перевод Аммона. Москва, 1859–1860, ч. II-IV. – Зап. дюка Лирийского, пер. Языкова. 1845, 116. – Письма леди Рондо. С Пет., 1836, 45. – О портретах Анны Леопольдовны, ст. Куника, в Учен. Зап. Имп. Ак. Наук, 1859. – Полн. Собр. Зак. изд. 1830 г., т. VIII, ук. 4 дек. 1731. – Materialien zu der russischen Geschichte, v. Schmidt-Phiseldek. Riga, 1784, S. 9). 668 Бирен говорит о Варлааме, прежнем начальнике Троицкого-Данилова монастыря, что в Переславле-Залесском, переведенном оттуда с 1726 года архимандритом в Троицко-Сергиев монастырь, нынешнюю Лавру, и здесь в 1730 году избранном в духовники к императрице. Этот Варлаам, через которого разным местам и лицам объявлялись многие высочайшие указы, был в свое время человеком весьма влиятельным. Так, например, по его просьбе, указом 15 июля 1730 года, возвращены Троицкой лавре все села и деревни, отчисленные при Петре I на обзаведение новоустроенного в Петербурге Александро-невского монастыря, а в 1733 году, когда 5-го апреля императрица утвердила расписание, кому из петербургских знатных лиц должны быть отпускаемы по востребованиям казенные суда от адмиралтейства, показан в числе знати и Варлаам, ему положена одна восьмивесельная шлюпка, без гребцов.

http://azbyka.ru/otechnik/Mihail_Hmyrov/...

Священный Синод, рассмотрев эти материалы, подтвердил мнение Комиссии о том, что есть все основания для общецерковного прославления в лике преподобных иеросхимонаха Иова, в схиме Иисуса, Анзерского и Оптинских старцев: иеросхимонаха Льва (Наголкина; 1768-1841), иеросхимонаха Макария (Иванова; 1788-1860), схиархимандрита Моисея (Путилова; 1782-1862), схиигумена Антония (Путилова; 1795-1865), иеросхимонаха Илариона (Пономарева; 1805-1873), иеросхимонаха Анатолия I (Зерцалова; 1824-1894), схиархимандрита Исаакия I (Антимонова; 1810-1894), иеросхимонаха Иосифа (Литовкина; 1837-1911), схиархимандрита Варсонофия (Плиханкова; 1845-1913), иеросхимонаха Анатолия II (Потапова; 1855-1922), иеросхимонаха Нектария (Тихонова; 1853-1928); как преподобноисповедника иеромонаха Никона (Беляева; 1888-1931); как преподобномученика архимандрита Исаакия II (Бобрикова; 1865-1938). Ваше Святейшество, Ваши Высокопреосвященства и Преосвященства, на основании всего вышеизложенного предлагается: 1. Прославить для общецерковного почитания в лике святых Собор новомучеников и исповедников Российских ХХ века, поименно известных и доныне миру неявленных, но ведомых Богу. 2. Включить имена ранее прославленных новомучеников в лике местночтимых святых в Собор новомучеников и исповедников Российских для общецерковного почитания. 3. Прославить в лике новомучеников и исповедников 860 мучеников и исповедников, материалы о жизни, служении и мученическом подвиге которых рассматривались Синодальной Комиссией по канонизации святых и одобрены Священным Синодом. 4. Рассмотреть вопрос о канонизации в Соборе новомучеников и исповедников Российских ХХ века в лике страстотерпцев Императора Николая II, Императрицы Александры, Царевича Алексия, Великих Княжен Ольги, Татьяны, Марии и Анастасии. 5. Рассмотреть вопрос об общецерковном прославлении митрополита Макария (Невского; 1835-1926), протоиерея Алексия Мечева (1859-1923), иеросхимонаха Алексия (Соловьева; 1846-1928), иеросхимонаха Серафима Вырицкого (Муравьева; 1866-1949), 34 преподобномучеников Спасо-Преображенской Валаамской обители (+1578), митрополита Ростовского Арсения (Мацеевича; 1697-1772), епископа Пензенского Иннокентия (Смирнова; 1784-1819), архимандрита Макария (Глухарева; 1792-1847), священника Алексия Бортсурманского (Гнеушева; 1762-1848), игумена Кизилташского монастыря Парфения (1816-1867).

http://sedmitza.ru/lib/text/429355/

Существующий каменный храм во имя Покрова Пресвятой Богородицы в Пушкарско-Богословской слободе был восстановлен в 1990-х гг., но ошибочно главный престол освящён в честь Иоанна Богослова. Постоянные службы в Богословском храме стали проводиться с августа 2003 г. Главный престол храма до сих пор не освящён. В настоящее время силами прихода продолжается постепенное восстановление былой красоты внешнего и внутреннего убранства церкви. И хочется верить, что вскоре храм будет окончательно восстановлен и после освящения главного престола в честь Покрова Пресвятой Богородицы вернётся память и традиция правильного храмонаименования. По материалам книги Храмы и монастыри Липецкой и Елецкой епархии. Данковский район./А. Ю. Клоков, А. А. Найдёнов - Липецк: Липецкое областное краеведческое общество, 2011.; Комментарии и обсуждение Из священнослужителей известны: Федор, уп. в 1628 и 1676 г.; Симеонов Софониев, род. в 1688 г. дек. 14; Сильвестр Даниилов, род. в 1701, мая 9; Лев Симеонов, род. в 1734 г. сент. 28; Макарий Емеллиан Елевфериев, уп. с 1760-84 г.; Иоанн Иаковлев, упом. с 1784 г. по 7 янв. 1806 г.; Иоанн Петров, р. в 1809 г.; Мартин Иоаннов, род. в 1812 г.; Гавриил Филиппов Смирнов, р. в 1833 г. авг.22; Захарий Васильев Муретов, уп. с 30 мая 1835 г. по 11 июня 1836 г.; Петр Симеонов Чельцов, уп. с 8 сент. 1845-58 г.; Петр Феодоров Кротков, уп. с 14 мар. 1858-61 г.; Алексий Иоаннович Амарантов, сост. с 20 сент. 1861 г. Из книги " Историко-статистическое описание церквей и монастырей Рязанской епархии " И. Добролюбов, 1888 г. том 3. Церковные старосты приходов Рязанской епархии - 60-70-е годы XIX века (по данным «Рязанских епархиальных ведомостей» 1865-1879 гг.). Данков, Богословская церковь в Богословской слободе. 1866-1879 гг. - крестьянин Богословской слободы Захар Рассолов. --> Административное деление приведено по состоянию на начало 2022 года. × Внести изменения в объект × Добавить статью или комментарий × Добавить фотографии (можно загружать сразу несколько файлов) Только зарегистрированные пользователи могут добавлять фотографии в каталог.

http://sobory.ru/article/?object=11406

Того ради Ваше Высокопреосвященство покорнейше прошу о построении оной каменной церкви с приделами снабдить меня храмосдательною грамотою, а для сбору от доброхотных дателей повелеть дать сборную на три года книгу. Сназин. Июля 3 дня 1803 г. " К прошению была приложена справка от благочинного за 1802 г. В ней приводились основные сведения о приходе и храме: " В селе Козлове находится церковь во имя Введения Пресвятой Богородицы, деревянная, в твёрдости, утварию довольна, построена в 1784 г. При ней приходских 298 дворов, в них мужеска пола 1261 душа. Пашенной и сенокосной земли по писцовой даче состоит 280 десятин. Священнослужителей по штату быть положено священникам двум, диакону одному, дьячкам двум и пономарям двум. Каковое число и ныне на лицо состоит " . Прошение дало ход новому строительству. 15 июля было решено " заготовить на построение прописанной церкви с приделами грамоту " . Грамота за 1704 была выслана в Вышневолоцкое духовное правление 19 сентября, в чём незамедлительно последовал рапорт: " Указ от 25 числа сентября получен " . На этом дело, повествующее о строительстве Введенского собора, завершается. События в Европе 1805 г. заставили покинуть родные места строителя храма Ивана Сназина, домой он вернулся лишь с завершением войны 1812 г. Лишь в 1828 г., начатое пока лишь на бумаге, строительство собора было вновь возобновлено. Но дело «О построении каменной церкви» за 1828 г. в архиве не сохранилось, как и другие дела, касающиеся судьбы Введенского храма. Теперь дальнейшую судьбу храма теперь можно проследить лишь по их заголовкам. Итак: 1828 г. Дело о построении каменной церкви; 1832 г. Дело о дозволении разобрать деревянную колокольню; 1835 г. Дело об освящении престола Введения Пресвятой Богородицы; 1838 г. Дело об освящении престола Рождества Иоанна Предтечи; 1841 г. Дело о продаже деревянной церкви, Дело об уничтожении деревянной церкви; 1845 г. Дело об освящении престола Казанской иконы Божией Матери; 1846 г. Дело о дозволении церковь покрыть железом; 1850 г.

http://sobory.ru/article/?object=10563

Успенская церковь в Копорье существовала, по преданию, еще тогда, когда св. Александр Невский, вместе с новгородским архиепископом Кириллом, отправлялся в 1256 г. в подвластную шведам Емь. Но, по сказаниям историческим, существование здесь церкви можно относить к половине 16 века. Из письменных документов церковного архива видно, что церковь Успения существовала здесь раньше 1700 года. Она стояла на берегу р. Копорки и сожжена шведами в 1703 г., при священнике Исидоре Григорьеве. На месте ее священник поставил часовню с образом Успения. В 1715 г., по просьбе причта и обывателей, напр. Петра Мозихина с товарищами, и по благословению новгородского митрополита Иова, вместо часовни построена церковь во имя Успения. В 1717 г. она была освящена 10 августа, по благословению Аарона, еп. Корельского и ладожского, «копорским попом Никоном Пахомовым с диаконом соборне, по чину, по новоисправленному требнику». В 1760 г. она сгорела от молнии. Вместо нее, в 1765 г. была опять построена дер. церковь Успения и обнесена оградою. Она стояла на конце Копорского посада, против самой крепости. Так как она была построена наскоро и была тесна, то в 1781 г., по благословению митрополита Гавриила, рядом с нею заложена деревянная, более просторная церковь Успения, существующая ныне. По освящении ее в 1784 г, прежняя церковь разобрана. В официальных бумагах сказано только, что церковь построена „усердием прихожан”. Церковь эта была несколько раз обновляема. В 1835 г. подведены под алтарем новые нижние венцы, вместо прежних сгнивших; сделан вновь верхний ярус колокольни, церковь покрыта железом, обшита новыми досками и окрашена масляной краской; переменены половые балки и настланы новые полы; стены алтаря обиты новой парусиной; стены алтаря и церкви окрашены клеевой краской. В 1873 – 74 годах крыша перекрыта новым железом, сделаны новые рамы и переплеты в дверях и окнах; церковь снаружи окрашена масляной краской. Стены внутри оштукатурены и окрашены клеевой белой краской; иконы и утварь поновлены, иконостас переделан по новому рисунку, позолочен и украшен колоннами и резьбою. На оставшиеся от ремонта суммы церковь обведена новой плитной оградой с железной решеткой, с большими железными воротами и двумя калитками. В таком виде церковь существует до ныне. Она холодная и в ней служат только летом. Бывший в ней теплый придел св. Николая упразднен в 1861 году, когда построен был теплый каменный храм. Антиминс Успенской церкви освящен преосвященным Иустином 1845 г. января 28, и подписан митроп. Антонием.

http://azbyka.ru/otechnik/Spravochniki/i...

Этот первый приходский храм в селе Рогнедине (посаде) просуществовал до конца 18 столетия. С устройством в 1784 году теперешнего (главного) каменного холодного Одигитриевского храма с приделом во имя св.мучеников Флора и Лавра, ставшего главным храмом, храм во имя св.мучеников Флора и Лавра с приделом во имя святителя Алексия за ветхостью перестроен и стал уже называться «кладбищенским» храмом, однопрестольным во имя Алексия Митрополита Московского. Этот храм, второй по счету, освящен в 1792 году по благословению Преосвященнейшего Парфения, Епископа Смоленского и Дорогобужского. Храм этот, будучи с 1748 года вторым на этом месте, был, как видно из описи церквей, учиненной в 1823 году, деревянным, одноэтажным и однопрестольным, кладбищным, без колокольни. Снаружи был обшит тесом; крыша тоже была тесовая; стены снаружи были окрашены желтою краскою, а крыша – красною; внутри была побелена, пол в ней был деревянный. Иконостас в оном храме был трехпоясной, деревянный, окрашенный красною краскою с редкою позолотою. Все иконы были без риз; хоругви холщовые. Этот второй по счету на сем месте кладбищный храм просуществовал до 1841 года. Затем, на основании указа Смоленской Духовной Консистории, последовавшего в 1841 году, церковь эта, «вторая», за ветхостью разобрана, а на ея месте,- во исполнение указа Святейшего Правительствующего Синода от 31 января 1841 года и на основании храмозданной грамоты, данной Преосвященнейшим Тимофеем, епископом Смоленским и Дорогобужским 13 мая 1841 года за 2735 помещице села Рогнедина, дочери коллежского асессора, девице Александре Николаевне Соковниной,- основан был 8 июля 1841 года на сем же месте «третий по счету» (с 1748 года) каменный кладбищенский теплый однопрестольный храм – тоже, как и «второй» храм, во имя святителя Алексия Митрополита Московского. Этот «третий» храм на сем месте, существующий в измененном виде и доселе, всецело устроен на средства храмоздательницы помещицы Александры Николаевны Соковниной; освящен же самолично Преосвященнейшим Тимофеем 6 сентября 1845 года. Первоначальный наружный и внутренний вид этого храма на основании описи, составленной в 1846 году, таков был:

http://sobory.ru/article/?object=09466

(Словарь достоп. людей рус. земли; Бант.-Каменского, 1847, ч. III. – Дневник Берхгольца, 1858 г., ч. I и II. – Записки дюка Лирийского, 1845, 123. – Записки Нащокина, 1842, с. 34, 40. – Записки Миниха-сына, 1817. – Список военным генералам с Петра I до Екатерины II, 1809. – Ист. собр. списков кавалерам рос. орденов, 1814. – Дела архива Л. Гв. Изм. полка за 1730–1735 годы. – Anecdotes intéress. de la cour de Russie. Londres, 1792. – Materialen zu der russischen Geschichte, v. Schmidt Phiseldek Riga, 1784). 677 Иоган-Христофор-Дитрих-Остерман, старший брат канцлера, прибыл в Россию ранее 1703 года и определился учителем к царевнам Екатерине, Анне и Прасковье Иоанновнам. Когда старшая из них, Екатерина, вышла в 1716 году замуж, то супруг ее, герцог Карл- Леопольд мекленбургский, возвел бывшего воспитателя молодой герцогини в баронское достоинство, пожаловал его своим тайным советником и признал мекленбургским послом в России. Далее этого звания, не пользовавшегося большим почетом ни при Петре, ни после Петра, Дитрих Остерман не пошел, хотя в царствование Петра II и получил Александровскую ленту (25 февраля 1729 года). По восшествии на престол Анны Иоанновны, герцог мекленбургский, давно уже расставшийся с женой, но негодовавший на предпочтение ей младшей сестры, не считал нужным иметь посланника при дворе свояченицы, и оставил Дитриха Остермана без всякого содержания. Сжалясь над положением экс-министра, не имевшего никаких средств, императрица Анна Иоанновна повелела выдавать бывшему наставнику своему по 300 рублей в месяц. Этой суммой, в то время весьма немалой, Остерман безбедно и уединенно проживал до нового переворота, доставившего корону императрице Елизавете Петровне. Тогда обстоятельства переменились и, 29 декабря 1741 года, Дитриху Остерману, брату обвиненного канцлера, велено немедленно оставить Россию. Бедняк, лишенный последних средств к жизни, поспешил исполнить повеление, отправился в какую-то немецкую земельку и там, в 1744 году умер. Не имея никаких дарований своего брата, Дитрих Остерман не пользовался никаким значением, не приобрел ничьего уважения, предпочитал всему спокойствие частного человека и, любя, подобно брату, объясняться загадками, почитал себя весьма умным человеком, хотя, по мнению дюка де-Лириа, был «величайший глупец». (Дневиик Берхгольца. 1868 г., II, с. 288, 303. – Записки дюка Лиртийского, 1845 г., с. 134: – Russische Günstlinge Tübingen, 1809 г., S. 83–84).

http://azbyka.ru/otechnik/Mihail_Hmyrov/...

Уилфрид Филип Уорд (1856—1916) — католический издатель и писатель. Его дочь, Мэйзи Уорд, и зять, Фрэнк Шид, известные издатели, были близкими друзьями Честертона. 200 «Старый Уорд» — Уильям Джордж (1812—1882), отец У.Ф. Уорда — перешел в католичество в 1845 г. Написал книгу «Идеал английской церкви». 201 Барон Фридрих фон Хюгель (1852—1925) — католический богослов, близкий к т.н. «модернистам». 202 «Вот Левиафан...» — см. Пс 103:26. 203 родоначальник — речь идет о фаворите и советнике Елизаветы I (1533—1603, правила с 1558) Уильяме Сесиле, бароне Берли (1520—1598). 204 Манчестерская школа — движение за свободную торговлю, то есть за то, чтобы государство не вмешивалось в экономику. Глава ее — Ричард Кобдэн (1804—1895). 205 Огастин Биррел (1850—1933) — писатель и политический деятель, министр по делам Ирландии с 1907 по 1916 г. 206 Джон Генри Ньюмен (1801—1890) — англиканский церковный деятель, перешедший в католичество (1845); позже, в 1879 г., стал кардиналом. Замечательный писатель, автор трактатов, статей, поэм и даже романов («Утрата и прибыль», 1848, и «Каллисто», 1856). 207 Дэвид Ллойд Джордж (1863—1945) — английский политический деятель, премьер-министр в 1916—22 гг. 208 «Атака легкой кавалерии», «Королева мая» — стихи А. Теннисона. 209 Элизабет Баррет Браунинг (1806—1861) — английская поэтесса, жена Роберта Браунинга. 210 Пальмерстон — Генри Джон Темпл, виконт Пальмерстонский (1784—1865), английский государственный деятель, премьер-министр в 1855—58 и 1859—65 гг. 211 Встреча с Суинберном произошла 5 июля 1904 г. 212 Уолтер Теодор Уоттс-Дантон (1832—1914) — английский критик, взял к себе в Патни больного Суинберна и ухаживал за ним. 213 «Герта» — одна из «Песен перед рассветом» (1871). 214 «Нам, гордецам, невзгоды суждены...» — пер. М. Редкиной. 215 Уолтер де ла Мэр (1873—1956) — английский поэт. 216 Элис Мейнелл (1847—1922) — английская эссеистка и поэтесса. Перешла вместе с мужем в католичество. 217 Уильям Коббет (1763–1835) — английский общественный деятель, к которому Честертон был очень близок по взглядам и написал о нем книгу (1925). 218

http://pravbiblioteka.ru/reader/?bid=707...

В училище Муральта воспитывались в основном мальчики из семей живших в Петербурге иностранцев, но были и русские, – как правило, дети состоятельных родителей. Муральт придавал большое значение изучению русского языка и привлекал для этого русских педагогов. Пастор Муральт не знал русского языка, но должен был организовать его изучение в пансионе и училище, контингент воспитанников и педагогов которых был первоначально преимущественно немецким. После опубликования в 1825 г. «Временным комитетом составления проекта общего устава для учебных заведений» последовали предложения министра народного просвещения А.С. Шишкова о введении единообразия в методике преподавания и усиления духа православия и народности, по которым «...язык славянский, то есть высокий, и классическая российская словесность повсеместно должны быть вводимы и одобряемы». 692 В разное время у него преподавали Николай Иванович Греч, 693 Александр Григорьевич Ободовский (брат литератора П.Г. Ободовского), П.П. Максимович, Василий Тимофеевич Плаксин, стихотворец Никита Иванович Бутырский, впоследствии профессор словесности, а также А.А. Краевский и К. И. Арсеньев . Последний, в будущем академик-географ, вспоминал, что «пастор Муральт, ученик Песталоцци, привез в Россию много новых, светлых идей по предмету воспитания юношества и счастливо осуществлял их в своем заведении». 694 Педагогическими приемами пастора Муральта со временем заинтересовались в казенных учебных заведениях. Педагогические и пастырские обязанности Муральта, его интерес к русской культуре сблизили пастора с литературными кругами. Учителями заведовал при Дворе В.А. Жуковский, с которым Муральт находился в доверительных отношениях. В Департаменте духовных дел Муральт познакомился с А.И. Тургеневым (1784–1845), а через него – с членами литературного Общества «Арзамас», собиравшимися на квартире Тургеневых. В 1810–1824 гг. А.И. Тургенев был директором Департамента духовных дел в Министерстве духовных дел и народного просвещения, а также секретарем Библейского Общества.

http://azbyka.ru/otechnik/Avgustin_Nikit...

Евгения в Словаре русских светских писателей (М. 1845 г., стр. 43–49) и в Словаре профессоров Московского университета (т. II; статья о Маттеи принадлежит проф. Менщикову). Автор последней статьи в и чего не говорит о причине увольнения Маттеи. С. Шевырев в Истории Импер. Московского университета (М. 1855 г., стр. 233) говорит, что Маттеи вышел из университета «по расстроенному здоровью». Приведенные мною в тексте слова принадлежат митр. Евгению. – Документальные данные о службе Маттеи мне неизвестны. В Архиве Московского университета дела хранятся только с 1813 г. В Архиве Министерства Народного Просвещения каких-либо документов, относящихся к увольнению в 1784 г. проф. Маттеи также нет, так как Архив сей хранит дела только с 1802 года. За время же вторичного пребывания Маттеи в Московском университете в 1804–1811 гг. в Архиве сем имеются два дела, из коих от одного остался только след: 1) 7 ноября 1804 г., 1152, картон 101. О дозволении проф. Маттеи рассматривать греческие рукописи в Московской Синод. библиотеке. Дело это в 1864 г. было уничтожено и при сохранившемся в описи заглавии отмечено: «вследствие разрешения митрополита предписано Московской Св. Синода конторе допустить к рассмотрению». 2) 16 июня 1808 г., 1290, картон 102. По представлению попечителя Московского университета графа Разумовского об исходатайствовании утверждения на нынешний год ректором профессора Гейма, также и об утверждении деканами факультетов им представленных профессоров: Брянцева, Прокоповича-Антонского, Рихтера и Маттеи. – Других дел о проф. Маттеи в Архиве Министерства нет. (Ответ начальника Архива Η. П. Барсукова). 13 Он начал свои занятия в Синодальной библиотеке приблизительно с 1773 г. В посвящении кн. Потемкину, находящемся в начале Notitia codicum manuscriptorum graecorum Bibliothecarum Mosquensium Sanct. Synodi, Маттеи между прочим пишет, что он ultra tertium annum his codicibus propemodum intabui. Посвящение подписано 13/24 апреля 1776 г. Книга издана в 1776 г. 14 2 См. Биографич.

http://azbyka.ru/otechnik/Sergej_Belokur...

   001    002    003    004    005    006    007   008     009    010