Первоначально собор был красно-кирпичным с белокаменными деталями. Ныне существующая яркая раскраска относится уже к 18 веку. Позднейшими пристройками являются шатровая колокольня и сводчатые наружные галереи - они сооружены в 17-м столетии. Свой окончательный вид собор приобрёл только в конце 17 века, когда было пристроено крыльцо, а в собор перенесены престолы нескольких снесённых за ветхостью церквей. Собор снаружи и внутри множество раз подвергался ремонтам, расписывался и переписывался. В пожаре 1739 года выгорела практически вся внутренность собора, погорели " иконостасы, окончины, св. иконы и вся утварь без остатка " . Существующая внутренняя роспись главного храма относится к 1784 году, боковые храмы и притворы расписаны в 1839-1845 годах. Из кн. А.Ю. Низовского " Самые знаменитые монастыри и храмы России " . 2000. Вече. Покровский собор воздвигнут на Красной площади в 1555-1561 годах в память присоединения Казанского царства — одного из важнейших событий эпохи укрепления русского централизованного государства. Победа над Казанью в 1552 году была первым крупным внешнеполитическим успехом молодого царя Ивана IV Грозного (два первых похода в 1547 и 1550 гг. окончились неудачей); с присоединением Казанского и Астраханского (в 1554 г.) царств он стал также именоваться царем Казанским и Астраханским. Для строительства обеденного храма было выбрано символическое место — на границе Кремля и Посада, рядом со рвом, окружившим кремлевские стены (отсюда названия храма — «Покрова на Рву у Троицких ворот» и «Троицы на Рву»). Летописные источники свидетельствуют, что в окончательном виде идея храма-памятника сложилась и стала претворяться в жизнь в 1555 году. Глубина замысла и оригинальность его воплощения указывают на несомненную причастность к «разработке проекта» святителя Макария, митрополита Московского и всея Руси, и царя Ивана Грозного, являвшихся соавторами важнейших культурных начинаний своей эпохи. На едином основании воздвигнуты девять отдельных храмов, причем один, центральный, увенчанный большим шатром, окружали восемь, крестообразно расположенных в плане столпов-церквей.

http://sobory.ru/article/?object=02934

Под алтарем, церковью, папертью и западной лестницей устроено одиннадцать различной величины палаток, к которым, с северной стороны, под папертью, пристроена впоследствии жилая келья. – В 1767 году привезено для Архангельской церкви из Москвы девять зеленой меди шлифованных лампад, которые и повешены перед местными образами, вместо старых железных. – В 1774 году местный образ Пресвятой Богородицы, стоящий в главном иконостасе подле царских врат, поновлен иконописцем Алексеем Колмогоровым; а жемчужное возглавие на нем переделано снова. – В 1784 году вся внутренность Архангельской церкви отделана штуком, с оттянутыми карнизами; в иконостасе столярная работа и резьба около образов сделана вновь, а резные столбцы и образа праздников, Апостолов, Пророков и Праотцев взяты из прежнего иконостаса Успенского собора, в нижнем же ставе местные образа оставлены прежние; окна в алтаре, церкви и во всех шейках глав увеличены, а в паперти слюдяные заменены стеклянными. – В 1788 году начали делать железные главы и одну из них (юго-западную) в том же году окончили. – В следующем году, по распоряжению настоятеля, Преосвященного Иоанна, главный иконостас вызолочен и поставлен на место, а приделы Николаевский и Входо-Иерусалимский уничтожены; в первом поставлен жертвенник Архангельского храма, а второй обращен в палатку для хранения ризницы; пол от амвона до западной стены понижен на два вершка и весь выстлан из белых строганных плит. – В 1791 и 1792 году по стенам северной и южной сделан новый столярный иконостас, вызолоченный по цыровке, а оставленные в нем прежние образа поновлены. – В 1808 году вся церковь перекрыта железной крышей и, вместо старинной деревянной, обитой белым железом, средней главы, сделана меньшей величины железная глава, по образцу прочих четырех. – Наконец в 1842 и 1845 годах поправлена обвалившаяся во многих местах штукатурка; вычищен иконостас; иконы поновлены и покрыты лаком, а стены храма желтым кропом; 40 клейм украшено изображениями двенадцати праздников и разных святых; главы и крыша окрашены зеленой краской; в папертях вокруг церкви, вместо кирпичного настлан деревянный пол.

http://azbyka.ru/otechnik/Pavel_Savvaito...

Сначала густо, а под конец пусто. В стрельцы добра ставка, да выставка плоха (не скоро отделаешься) . Замесила густо, да вынула пусто; в середку подуло, так и кверху вздуло. Дело середкой крепко. Середка всему делу корень. Неделя середою крепка, век (жизнь) половиною. Середовой крепче. Молодой зелен, старый сед, а середовой в масть. Середка на половине – никто не в обиде. Дожили до середокрестной середы – и святая недалеко. Держись кончики за середку! Руки, ноги и голова к туловищу приставлены. Кто в субботу смеется, в воскресенье плакать будет. Без кольца да без венца в деле не живет конца. Пошло дело в завязку, дойдет и до конца. Плох конец, что не видать и начала. Не стращай началом, покажи конец! Начало благо, и конец потребен. Путному началу благой конец. Доброе начало не без конца. Начал погудкой, так и кончил дудкой. Каково начало, таков и конец. Каким летом пошел, таким не воротишься. Звоном началось, звоном и кончилось (Вологод. г., Ник. уезд., на Вохме построена в 1784 г. церковь, на месте, где слышали звон; в 1845 г. она сгорела со звоном) . Год кончается (кончился), другой начинается (начался). Поедим, попьем, да и домой пойдем. Кормил до уса, корми и до бороды (т. е. потерпи, не гони малого со двора, дай возмужать) . Долга эта песня. Нам конца этой песни не дождаться (не дожить до конца) . Улита едет, да когда-то будет. Поколе солнце взойдет, а роса глаза выест. Он как расходится, так не уймешь. От норда к весту откачал, да и к месту (матросск.) . Трудно раскачаться, а там пошел. Что ни бай, а писать веди надо. Всякое дело с концом хорошо. Дело без конца, что кобыла без хвоста. Заговорил, так надо договаривать. Как ни верти, да дело верши! Как ни мять, как ни валять, а в печь сажать. Дело заделано, надо доделывать. Не круто (горячо, спешно) начинай, а круто кончай! Начали лен трепать, так над ним не стоять. Стали молотить, не в колотушки играть. Початую кладушку домолачивай, упрямую бабу доколачивай! Коли мять лен, так уж доминать. Коли бить, так уж добивай! Бить, так бей, чтоб не очнулся.

http://azbyka.ru/fiction/poslovicy-russk...

Вследствие этого доношения преосвящ. Симоном предписано было: рассмотреть в Консистории о деревянной церкви, что об оной в прежнем определении положено, когда о новой указ давался, и, ежели препятствий не окажется, то объявить наше дозволение в продажу ее. В то же время и на прошение крестьян с. Кремлева о дозволении им купить и «перевезть» Сретенскую деревянную церковь, поданное того же 7 дня октября, преосвященным положено было решение такое: дозволяется учинить, о чем просители представляют, ежели препятствий не окажется.» Но препятствий к перенесению Сретенского храма оказалось, вероятно, не мало; главнейшее из них состояло, кажется, в несостоятельности кремлевских крестьян. В 1782 г. октября 17 дня села Кремлева иерей Харитон Федоров, по требованию Консистории, прислал от себя заявление о том, что прихожане его «перенесть» Сретенскую церковь в с. Кремлево желают и оная церковь в том их селе состроена быть имеет, на что крестьяне и согласие положили и отмены иметь не будут и о том он иерей Харитон «показует» по справедливости. При всем том, только в 1784 г. Сретенская церковь была перевезена и поставлена в с. Кремлеве на предположенном месте; освящение ее совершено было 8 ноября того же года. Существующая ныне деревянная Архангельская церковь построена в 1854 году, но находящаяся при ней колокольня существует с 1784 г. Церковной земли во владении притча состоит: усадебной, отведенной в 1845 г., 3 десятины и пахотной 30 десятин. В приходе при 332 дворах числится муж. пола 1097, жен. пола 1133, в том числе последователей скопческо-духоборческой секты 12 человек обоего пола. По штату 1873 г. в причте положены 1 священник и 1 псаломщик. Спис. с Ряжс. Писцовых кн. 1629 -30 гг. лист 23. Переписн. Ряжск. кн. 1646 г. листы 115 – 123. Окладные книги 1676 г. лист 338. Дело о Сретенской г. Скопина церкви, в Арх. Духов. Консистор. от 7 октября 1778 г. лист 19 – 22. Кн., входящ. в Консист. бумаг за ноябрь 1784 г. Кн. записн. ставлен. 494 498. Клировые ведомости с 1805 – 80 гг. Списки населенных мест Рязан. губерн. 3183.

http://sobory.ru/article/?object=10898

До сер. XVIII в. все постройки В. м. были деревянными. 16 окт. 1771 г. Ростовский еп. Афанасий (Волховский) освятил в обители первый каменный храм - одноглавый Троицкий собор с приделами во имя преподобных Сергия и Никона Радонежских (юж.) и святителей Александрийских Афанасия и Кирилла (сев.). С запада к собору над папертью была пристроена трехъярусная колокольня. В 1784-1785 гг. у сев. стены собора был возведен теплый каменный Никольский храм (прежняя деревянная Никольская ц. «по вынесении из нее святого антиминса» в 1784 была продана «на обжиг кирпича»). В 1800 г. напротив зап. входа в собор был выстроен двухэтажный настоятельский каменный корпус (перестроен в 1847), в 1828 г.- одноэтажное здание братских келий (перестроено в 1897). Пожар 26 сент. 1824 г. уничтожил крышу и часть иконостаса Никольской ц., все хозяйственные постройки. Вскоре попечением еп. Августина (Сахарова) и ростовского купца М. М. Плешанова по проекту ярославского архитектора П. Я. Панькова было начато возведение каменного Введенского храма. 27 мая 1828 г. состоялась закладка храма, 7 окт. освящен главный престол, в следующем году освящены приделы: во имя ап. Иоанна Богослова (сев.) и во имя прор. Илии (юж.). Иконостас исполнил московский резчик М. М. Ермолаев, иконы написал ярославский мастер Н. Антонов, позже ростовский худож. Н. Д. Гладков расписал стены храма. В 1840 г. для Введенской ц. Плешанов заказал 11 серебряных риз на иконы, в 1845 г. пожертвовал иконы свт. Николая и прп. Феодора Студита. В 1854 г. неизвестным благотворителем в Троицкий собор мон-ря была передана написанная в ТСЛ икона прп. Сергия с частицей мощей преподобного, а также частицами мощей вмч. Димитрия Солунского, Иоанна и Никиты, свт. Новгородских, прп. Макария Калязинского. В 1848-1852 гг. В. м. был обнесен каменной оградой с 4 башнями, в 1867 г. над св. вратами в юж. стене иеродиак. Меркурий написал на железном листе картину «Явление отроку Варфоломею ангела Божия» с надписью: «На сем месте явился ангел Господень во образе инока отроку Варфоломею, иже и бысть Сергий, чудотворец Радонежский».

http://pravenc.ru/text/154305.html

10 января 1782 г. священник Казанского собора Вышнего Волочка Пётр Алексеев «освидетельствовал» ящинскую церковь на месте и следующим образом охарактеризовал её: хотя снаружи она кажется «несколько пообветшавшею, но внутренность представляет её довольно здоровую и крепкою, а и внешность можно бы ещё сделать не только прочною, но и благовидною чрез обшивку всех стен новым тёсом». В декабре 1782 г. церковь была готова к освящению, а в следующем году в село был определён произведённый в священники Пахомий Михайлов, бывший до этого пономарём в селе Никульское Вышневолоцкого уезда. 15 января 1784 г. новый священник просил Тверскую духовную консисторию разрешить освящение церкви, которое, очевидно, вскоре и совершилось. Храм, с отдельно стоявшей колокольней, просуществовал до 2 сентября 1845 г., когда его уничтожил пожар. Но ещё до этого сохранение прихода в Ящинах снова оказалось под угрозой. 6 июня 1845 г. управляющий Тверской удельной конторой, в ведомстве которой тогда находилось село, Повало-Швейковский обратился к архиепископу Григорию с просьбой упразднить приход в Ящинах, поскольку он был очень мал и не имел средств для сооружения нового храма, в то время как старая церковь уже пришла в ветхость. Однако епархиальный архиерей не согласился с этим. Причина отказа заключалась в том, что ближайшие церкви (в сёлах Быстрое и Глубокое) находились на довольно значительном расстоянии. Кроме того, упразднение прихода могло привести к усилению старообрядцев, которых здесь насчитывалось 13 человек. Поэтому владыка настаивал на строительстве новой церкви или починке старой. С целью осмотра церкви в Ящины был направлен архитектор Тверской удельной конторы М. Шашин, который признал здание совершенно ветхим и составил проект со сметой на строительство нового деревянного храма. Церковь в проекте Шашина была выполнена в сдержанных формах стиля ампир. Собственно храм представлял собой четверик с куполом в завершении. Купол, полусферический внутри, имел снаружи более привычную для деревянной архитектуры форму восьмерика с гранёным завершением.

http://sobory.ru/article/?object=50498

http://zamostochie.by/page/o-zamostochie;  Существовавшая ранее церковь св. Николая Чудотворца. Село Замосточье расположено в Минском уезде, в низменной и болотистой местности. От губернского города отстоит в 21 версте. В районе сего прихода находится Корелищевичский римско-католический костел. Построение первой Замосточской церкви князем Друцким-Горским относят к 1717 г.; была в сем приходе и другая церковь, корелищевичская, упраздненная в 1784 г., на место которой впоследствии построен упомянутый выше костел. Настоящая приходская Николаевская церковь построена в 1864 г. на отпущенную из казны сумму в количестве 7 700 руб., зданием деревянная, на каменном фундаменте. По внешнему виду представляет форму продолговатого креста, с одним глухим куполом и возвышенною колокольнею на фронте. Окна расположены в один ряд и снабжены железными решетками; крыша гонтовая, покрашена в синий цвет; входных дверей две. Вообще, церковное здание находится в хорошем состоянии. Внутри церковь представляет крестообразное пространство вместимостью около 30 кв. саж. Пол деревянный, потолок также настланный досками, стены остаются без покраски. К отоплению церковь не приспособлена. Предалтарный иконостас нового устройства, состоит из 10 икон, поставленных в два яруса; рамы, карнизы и резьба в нем золочены; покрашен под серо-беловатый мрамор. Особенно замечательных и местно-чтимых икон нет. Литургийные сосуды серебряные, а прочие утварные вещи из апплике имеются, не достает только паникадила. Священнических облачений имеется восемь приборов, большею частью из парчи апплике; из сего числа две парчовые и одно плисовое траурное новые. Богослужебное Евангелие в лист обложено серебряною парчою и серебряными чеканными украшениями, малое молебное Евангелие в простом плисовом переплете с бронзовыми украшениями. Из богослужебных книг не достает месячной минеи. Архив в порядке, в нем имеются визитные записи с 1747 по 1845 гг., метрические книги с 1790 г. и исповедные списки прихожан с 1840 г. Хранится также в архиве древний синодик с именами фамилий: Прошинских, Коссоковских и Любанских. Церковный погост обнесен деревянною оградою.

http://sobory.ru/article/?object=39778

В ведомостях 1847-1848 г.г. читаем: «Церковь Благовещения в селе Поливанове, вотчина графа А.И. Гудовича, построена в 1789 году тщанием гетмана Кирилла Григорьевича Разумовского, зданием каменная , с двумя такими же колокольнями. Престола 4-е: три холодных и один теплый под сводами настоящей церкви во имя вмч. Екатерины (устроен в апреле 1837г.)» В 1845 году была сделана опись имущества Благовещенской церкви в с. Поливанове - единственное подробное описание церкви, дошедшее до нас. Здание церкви описывается следующим образом: «означенная церковь каменная, одноглавая, покрытая железом, при ней в ограде с западной стороны по углам две колокольни, каменные и железом покрыты, на одной из них пять колоколов. Внутри церкви три престола устроены в ряд и четвертый внизу под сводами с южной стороны». В описи мы находим сведения об иконостасах и церковной утвари. Главный иконостас шестиярусный, деревянный, выкрашен белой краской с позолоченной резьбой, остальные иконостасы двухъярусные, выкрашены белой краской. В церкви хранились Евангелия издания 1745, 1766, 1784, 1817 г.г., а также серебряные богослужебные сосуды. В описи есть полный список икон в иконостасах и отдельных икон в киотах. При церкви существовала богадельня на 10-12 человек. Впервые она упоминается в ведомостях за 1822 год. С 1850 по 1863 гг. усадьбой в с. Поливаново владела надворная советница Э.И. Дохтурова. В 1863 г. усадьбу Поливаново покупает жена губернского секретаря Юлия Сергеевна Давыдова. В 1871 г. в здании богадельни была открыта учительская семинария и при ней устроена домовая церковь. Известно, что некоторое время настоятелем семинарской церкви и законоучителем был выдающийся подвижник благочестия, московский священник протоиерей Валентин Амфитеатров, а преподавателем словесности - незаурядный духовный писатель священник Григорий Дьяченко. Историю поливановской учительской семинарии иногда связывают с именем К.Д. Ушинского (1824-1870). Но за год до ее открытия выдающийся русский педагог скончался и работать в ней не мог. Возможно, он принял участие в подготовке открытия семинарии. Она просуществовала до 1922 года. В советское время в ее зданиях размещался сельскохозяйственный техникум, а затем школа.

http://sobory.ru/article/?object=05116

Дурново Петр Николаевич (1845–1915) – директор Департамента полиции МВД (1885–1893), товарищ министра внутренних дел (с 1900); выступал против ограничения самодержавной власти и созыва 1-й Государственной Думы в условиях политической нестабильности. Евлогий ( Георгиевский Василий Семёнович; 1868–1946) – епископ (1903), архиепископ (1912), член 2-й и 3-й Государственной Думы (1907–1912), эмигрировал из России (1920), управляющий русскими православными приходами в Зап. Европе, митрополит (с 1921), экзарх Патриарха Московского в Западноевропейском экзархате (с 1945). Ельцин Борис Николаевич (1931–2007) – первый Президент Российской Федерации (1991–1999); в прошлом Первый секретарь Свердловского обкома КПСС (1976–1985), Первый секретарь Московского горкома КПСС (1985–1987), вышел из членов КПСС (1990), Председатель Президиума Верховного Совета РСФСР (1990). Жилин Николай Алексеевич (1878 – не ранее окт. 1922) – депутат 4-й Государственной Думы от Киевской губ., потомственный дворянин; с 1901 г. на государственной службе в Киеве; член фракции Русских националистов и умеренно-правых; после Октября 1917 г. эмигрировал в Германию. Жилин Николай Васильевич (1850 – после 1917) – депутат 4-й Государственной Думы от Вятской губ., член фракции правых; потомственный дворянин, статский советник; окончил Казанскую духовную академию, смотритель Глазовского духовного училища (1878–1912). Зубов Платон Александрович (1767–1822) – князь, ближайший советник и фаворит Екатерины II, губернатор Таврический и Екатеринославский ( 1793–1796), участник заговора против Павла I. Игельстром Осип Андреевич (1737–1817) – барон, генерал от инфантерии, наместник Симбирский и Уфимский (1784–1792), при Павле I Оренбургский генерал-губернатор. Иоаким (Савелов; 1621–1690) – Патриарх Московский и всея Руси (с 1674); добился ликвидации монастырского приказа и изгнания иезуитов из страны. Иоанн V Алексеевич (1666–1696) – русский царь (с 1682), соправитель с Петром I Алексеевичем. Иоанн Павел II (Кароль Войтыла; 1920–2005) – Папа Римский (с 1978); при нем на территории России были учреждены (1990–1991, 1996) четыре Апостолические администратуры (Москва, Новосибиск, Саратов, Иркутск), преобразованные (2002) в епархии; время обострения противоречий между Ватиканом и Московским Патриархатом.

http://azbyka.ru/otechnik/Istorija_Tserk...

Местные мастера резчики Соколов и Лодвиков в 1780 годы реконструировали иконостас; до сего времени видны вставки их резьбы в иконостасе XVII века. Вероятно, тогда же иконостас стал пятиярусным. Эта реконструкция не удовлетворила заказчиков, и после реконструкции 1791-1792 годов иконостас стал трехъярусным. В 1784 году иконостас вновь был подвергнут переделке: тябла и столбики двух нижних ярусов сделали вновь, а резные столбцы - колонки для верхних взяли из прежнего иконостаса 1731-1735 годов городского Успенского собора. Очевидно, и этот сборный и неоднородный иконостас не удовлетворил обитель, и в 1791-1792 годах он подвергся коренной реконструкции, получив дошедший до наших дней вид. Скульптурные украшения, расположенные над входами, исполнены местным мастером Костромитиным. Живопись иконостаса относится в основном к XVII веку, например, в местном ряду иконостаса сохранились иконы XVII века: «Троица», «Сретение», «Спас Нерукотворный», «Воскресение Христово» и «Прокопий и Иоанн Устюжские», правда, находящиеся под записями и подновлениями 1842-1845 годов. Кроме того, были там и более ранние иконы, например житийная икона Михаила Архангела, хранящаяся сейчас в Государственном Русском музее. Из Михайло-Архангельского монастыря происходит большая монументальная икона «Собор Архангела Михаила» (Государственный Русский музей). Написанная для первого деревянного храма, она относится к рубежу XIII-XIV веков. На ней изображены архангелы Михаил и Гавриил в императорских одеяниях, украшенными жемчугом и драгоценными камнями. Собор Архангела Михаила. Конец XIII — начало XIV веков. Происходит из местного ряда иконостаса Архангельского собора Великоустюжского Михайло-Архангельского монастыря. В 1958 вывезена в ГЦХНРМ (Москва). Поступила в ГРМ в 1968. Реставрация: ГЦХНРМ, 1959-1968, реставратор А.Н.Баранов. В иконостасе Михайло-Архангельского собора икона являлась храмовым образом. На иконе представлены архангелы Михаил и Гавриил в рост, поддерживающие медальон с изображением Христа-Эммануила.

http://sobory.ru/article/?object=06296

   001    002   003     004    005    006    007    008    009    010