53 А. И. Тургенев (1784–1845), в 1810–1824 гг. – директор департамента главного управления духовных дел иностранных исповеданий, секретарь президента Российского Библейского общества А. Н. Голицына. С 1825 г. работал за границей в архивах и издал «Акты исторические, относящиеся к России, извлеченные из иностранных архивов и библиотек». Перед смертью возвратился в Москву. Митрополит Филарет присутствовал при его погребении. – Прим. сост. 56 О Александре Николаевиче Голицыне см. на с. 70. (см. выше сноску 49 – примечание электронной редакции). 58 Дмитрий Владимирович Голицын (1771–1844), светлейший князь, генерал-губернатор Москвы (1820–1844), член Государственного совета. – Прим. сост. 59 Сергей Михайлович Голицын (1774–1859), князь, владелец подмосковной усадьбы Кузминки. С 1807 г. – почетный опекун Московского опекунского совета и главный директор Московской голицынской больницы, в 1828 г. – вице-президент московского попечительного совета о тюрьмах, с 1830 г. – попечитель Московского учебного округа, в 1839 г. – член комиссии по постройке храма Христа Спасителя. Много заботился о нищих, устраивал судьбы детей-сирот, раздавал милостыни и назначал пожизненные, иногда крупные, пенсии. Был близок к царской семье (восприемник от купели будущего императора Александра II). Состоял в близких и сердечных отношениях с митрополитом Филаретом. – Прим. сост. 66 От сильного солнечного жара воско-мастик иконы стал таять и в некоторых местах слился. Влахернская икона Божией Матери (празднование 7/20 июля) принесена в Россию в 1654 г. Чтимый список с этой иконы с сер. XVIII в. являлся родовой святыней рода Голицыных и находился в храме с. Влахернское (Кузминки). В настоящее время в Третьяковской галерее. – Прим. сост. 70 Император Александр II. Мирный договор был подписан 30 марта 1856 г. на Парижском конгрессе. – Прим. сост. 71 Александр Васильевич Головин (1821–1870), статс-секретарь, видный деятель эпохи Александра II, министр народного просвещения, поднявший авторитет этого доселе «второстепенного» министерства, инициатор разработки нового университетского устава, заложил основы развития земской народной школы, покровитель науки и искусства. – Прим. сост.

http://azbyka.ru/otechnik/Filaret_Moskov...

767 St . Gregorii Nazianzen . Ор. 4, 76. Св. Макрина скончалась в 383 г., и память о ней июля 19. 768 Супругою Григория Нисского называют Феозевию (Вершинский Д.С. Ме­сяцеслов; свт. Димитрий в Четьях-Минеях янв. 10). Ириней (Краткие жития. М., 1861) так плетет небылицы: «Когда был он (Григорий) еще пресвитером, то жена его Феозва была диаконисой; по посвящении в сан иерея они жили как брат с сестрой». Даже ученые Тейнеры (Einfuhrung. enzwungen Thelosigkeit. Altenburg, 1845. 1, 2667) не расстаются с мыслью о Феозевии супруге Нисского. Мураторий выдавал Феозевию за супругу Григория Назианзского. 772 St. Gregorii Nazianzen. Epistolae 34 (ср.: Epist. 35); Филарет , архиеп . Чернигов­ский. Историческое учение об отцах Церкви. 774 Здесь в 109 г. до Р. X. был поставлен идол Заден Грузинским царем Фарнаджем, разрушенный впоследствии св. Ниною. 776 Главным из них был храм в честь Успения Божией Матери; второй – в честь Рождества Иоанна Крестителя, где почивают останки прп. Шио. Оба эти храма по­луразрушены, и в обители, прежде цветущей, – теперь такая бедность, что часто не бывает хлеба и вина для совершения Литургии... Такова судьба многих церквей Иверских, стоящих в развалинах на местах, бывших свидетелями их цветущего со­стояния в глубокой древности... 778 Метафраст в описание жития св. Феодоры в Четьях-Минеях сентября 11, у Сурия сентября 9. Извлечение Acta Sanctorum. Sept. Т. 3. Иные из частных слу­чаев – сомнительны. Краткое извлечение в Менологе Василия; более простран­ное – в прологе на 11 сент. В греческой минее синаксарь в стихах. Канон писан неизвестным. 779 Житие прп. Дионисия описано учеником его, келарем Симоном (См.: Симон (Азарьин). Житие и подвиги отца нашего архимандрита Дионисия. М., 1824 (далее – Симон (Азарьин). Житие и подвиги отца нашего архим. Дионисия. – Ред.)). 781 Симон (Азарьин). Житие и подвиги отца нашего архим. Дионисия; Авраамий (Палицын). Сказание об осаде Троицкого монастыря от поляков и литвы, и о быв­ших потом в России мятежах, сочинённое оного же Троицкого монастыря келарем Авраамием Палицыным. М., 1784 (далее – Авраамий (Палицын). Сказание об осаде Троицкого монастыря. – Ред.).

http://azbyka.ru/otechnik/Filaret_Cherni...

98 Ежедневна я газета, изда вавшаяся в Константино поле на английском языке в 1852­1878 гг. После 1878 г. ее продолжателем была газета Constantinople messenger. В XIX в. в Константинополе на английском языке издавалась также газета The Levant Times. 99 Евангелический союз был основан в 1845 г. в Шотландии и Англии для борьбы с католицизмом, но вскоре поставил перед собой задачу защиты всех протестантов в католических странах и поддержания евангелического духа единения в отделившихся от церкви обществах. 100 Courrier d’ Orient. – одно из семи периодических изданий на французском языке, выходившее в Константинополе в 1861–1876 гг. 101 Авксентий (1798–1865), родился в г. Самоков, принял постриг в Рильском монастыре св. Николая Чудотворца. В. 1831–1837 гг. епископ Диопольский, в 1837–1848 гг. митрополит Мостарский в Герцеговине, в 1848–1858 гг. митрополит Велесский в Македонии. В 1860 г. поддержал акцию митрополита Илариона Макариопольского, в феврале 1861 г. был лишен сана Константинопольским собором, но продолжал служить вплоть до ссылки (1861–1864). По возвращении в Константинополь в 1864 г. заболел и скончался, отвергнув предложение Патриарха о примирении. 102 Феофил Каирис (1784–1853), философ, видный деятель греческого просвещения. Родился на о. Андрос в знатной семье. Учился в школе в Кидонии; в 1801 г. принял монашество и диаконский сан. В 1803–1807 гг. странствовал и учился в Европе (Швейцарии, Франции, Италии), был тесно связан с Адамантием Кораисом. Преподавал в Евангелической школе в Смирне и в Академии в Кидонии. Участник революции 1821 г.; заслужил высокую оценку современников в первые годы после восстания и был одним из кандидатов на кафедру философии Афинского университета. В 1835 г. основал школу для сирот на Андросе. Был автором собственной теории Богопочитания, сформировавшейся под влиянием французского деизма. Его взгляды были осуждены Синодом Элладской Церкви. В 1839 г., как еретик, он был отлучен от Церкви и сослан на Скиафос, а затем на Санторин. В 1843 г. был снова возвращен на Андрос и продолжил преподавание, а в 1852 г. снова осужден. Скончался в тюрьме на о. Сирос в 1853 г.

http://azbyka.ru/otechnik/Antonin_Kapust...

Amsterdam. 1678: Стефана Византийского о городах. Восточные литургии Несториан, Сирианояковитов и Коптов показались мне достойными самого внимательного изучения; и потому я упросил Ксиропотамских отцов дать их мне на всё время пребывания моего на Афоне, обещавшись возвратить их в неповреждённой целости пред отъездом со св. горы: что и исполнено. А сочинения Влеммида и Векка о св. Духе я принял к сведению, 77 выписав из предисловия ко второму тому их одно коротенькое сказание о том, что «патриарх Векк (латиномудрствующий) и ученики и сподвижники его Константин Мелитиниот и Георгий Метохит, оба диаконы, скончались в узах и темницах, первый после 14 летнего, второй после 24 летнего, и третий после 45 летнего заключения за преданность Римскому догмату и папе». Из книги же Стефана Византийца о городах, снабжённой многочисленнейшими примечаниями, извлечены были мной сведения об Афоне и о городах, существовавших на этой горе в пятом и шестом веках христианских. Оказалось, что тогда там были города, Афос, Акроафос, Стратоникия, Олофикос, Санис, Аканфос, Аполлония, Дион. После стяжания этих сведений нельзя было и думать о том, что Константин Великий († 337 г.) выселил с Афона мирских жителей и отдал эту гору монахам. Небогатые прибытки знания получил я в библиотеке Ксиропотама: а из архива сей обители довелось мне почерпнуть, кроме чистой воды и мутную: я разумею поддельные хрисовулы (грамоты с золотыми печатями), будто бы пожалованные Ксиропотаму греческими царями Романом Лакапиным и Андроником старшим. Эти хрисовулы напечатаны Ксиропотамским монахом Кесарием Дапонте († 1784 г.) в особой книжице под названием Τραπζα πνευματικ – брашно духовное. Сие брашно совали мне в руки властные старцы, но я упросил их показать мне рукописные свитки, какие хранятся в их архиве. Эти свитки, к величайшему удовольствию моему, были представлены мне, и я прочёл их и переписал своей рукой. А теперь обсуждаю их с неумолимой строгостью, имея под руками иномонастырные, соприкосновенные к ним Дееписания, как пробы, показывающие мишуру и золото, ложь и истину; предварительно же вкратце излагаю житие преподобного Павла Ксиропотамского, которому (будто бы) царь Роман старший пожаловал животворящее древо креста при хрисовуле своём; излагаю, как оно напечатано в отделе греческой Четь-Минеи, называемом νεν κλγιον.

http://azbyka.ru/otechnik/Porfirij_Uspen...

( < < back) Струве Петр Бернгардович (1870–1944) — «легальный марксист», публицист, экономист; один из руководителей партии кадетов. ( < < back) < >< back) > Рылеев Кондратий Федорович (1795–1826) — входил в Северное общество, руководил восстанием 14 декабря 1825 г.; поэт. ( < < back) Константин I Павлович (1779–1831) — великий князь; после смерти Александра I отказался от прав на российский престол. ( < < back) Трубецкой Сергей Петрович (1790–1860) — князь, полковник; был избран диктатором восстания, но участия в нем не принимал. ( < < back) Оболенский Евгений Петрович (1796–1865) — князь, участвовал в Союзе спасения и Союзе благоденствия; возглавил 14 декабря штаб восстания. ( < < back) Батеньков Гавриил Степанович (1793–1863) — участвовал в Отечественной войне 1812 г.; помощник M. M. Сперанского, сотрудник А. А. Аракчеева; член «декабристской» масонской ложи. ( < < back) Константин Равноапостольный — Константин I Великий (Флавий Валерий Константин; ок. 285–337), римский император; способствовал превращению христианства в государственную религию. ( < < back) < >< back) > < >< back) > Вигелъ Филипп Филиппович (1786–1856) — директор Департамента иностранных вероисповеданий (1829–1840); крайне негативно относился Чаадаеву. ( < < back) Кюстин Адольф де (1790–1857) — французский писатель, публицист; отправился в Россию, находился под личным покровительством Николая I, однако в книге «Россия в 1839 году» критиковал русское самодержавие. ( < < back) Тургенев Александр Иванович (1784–1845) — литератор, археограф; директор Департамента духовных дел иностранных вероисповеданий (1810–1824); поддерживал отношения с Чаадаевым до конца жизни. ( < < back) < >< back) > < >< back) > Калибан, Просперо — персонажи комедии В. Шекспира «Буря». Именем Калибана принято обозначать низменные человеческие инстинкты. ( < < back) Я разумею здесь и в дальнейшем, конечно, не весь протестантизм, а лишь известный уклон его, известное течение или, вернее, опасность, грозящую протестантизму в большей степени, чем какому-либо другому христианскому исповеданию. Протестантизм сам по себе — великое, вечное религиозное движение, в котором заключается, как и во всякой религии, зерно абсолютной истины.

http://pravbiblioteka.ru/reader/?bid=190...

– ‘Η θεα χρις, οκ οσα, λλ’ νργει στι θεο: – – Божественная благодать есть энергия Бога, а не сущность Его. – στι φσις τν ντων πντων θες … νττης ?? τν ντων: Бог есть зачатие всех бытий … осуществление существ (Смотри выше 78 главу Паламы). – Τ μν ποιεν νεργεας» εστι· φσεως δ γεννν. Φσις δ κα νργεια ο ταυτν: Энергии свойственно творить, а естеству рождать. Естество и энергия не одно и то же. Мне отменно нравится эта brevitas sacra священная краткость Богословия. Припоминаю: как любил и употреблял её св. Григорий Богослов . Например, Христос сугуб, διπλος, (т.е. Бог и человек). В нём есть Иное и Иное, (т.е. иное естество божеское и иное человеческое). А во Святой Троице Иной и Иной (т.е. Отец, Сын и Дух Святый, но не Иное и Иное, т.е. существо у них одно, а не иное у одного, и иное у другого и третьего). Люба мне священная краткость Богословия, но возлюбленнее simplicitas sancta святая простота нашего Символа Веры . Этот Символ есть насущный хлеб души, без которого она не может жить вечно блаженно, а Богословие есть велие утешение на братской трапезе, без которого можно обойтись, как обходятся миллионы неграмотных людей. Хорошие прибытки знания получил я в библиотеке Афонской Лавры. Тут приглянулась мне ещё одна рукопись, подаренная этой Лавре Афоно-Есфигменским игуменом Феодоритом в 1813 году, а составленная монахом кесарием Дапонте, который скончался в 1784 году в монастыре Афоно-Ксиропотамском, как всё это замечено в начале этой рукописи. В ней содержатся следующие статьи: 1) Толкование Псалтири с псалма 109 по 119-й, составленное иеромонахом Пантелеймоном Хиосцем, спасавшемся в новом Кармиле, смежном с описанным мной Керасийским Скитом. 2) Краткие Жития св. мучеников, пострадавших после взятия Константинополя Турками в разные годы начиная с 1520-го по 1748-й. В числе их к лику святых причтены три соотечественника наши, именно Павел, пленённый и проданный Татарами в Царьграде, и тут пострадавший за Христа 3 апреля 1683 года, Пахомий, подвизавшийся на Афоне в ските Кавсокаливском и замученный 7 мая 1730 года в местечке Усаки Филадельфийской епархии, Константий иеромонах, служивший при русском посольстве в Константинополе, и после крупной размолвки с нашим посланником потурчившийся, но вскоре раскаявшийся, и усечённый мечом перед султанским дворцом в Бешикташи в 1743 году.

http://azbyka.ru/otechnik/Porfirij_Uspen...

архимандрита Матфея (Померанцева; † 1918) и Алексия Зверева († 1918); от Чимкентской епархии: священника Афанасия Милова (1877-1937), священника Михаила Макишева (1879-1937), священника Василия Бова (1877-1937), священника Иоанна Смирнова (1872-1937), монаха Михаила (Марченко; 1871-1938; от Ярославской епархии: священника Петра Попова (1895-1937), Александра Уксусова (1874-1937), священника Александра Поздеевского (1868-1940), священника Иоанна Миротворцева (1881-1938), священника Николая Розина (1879-1930?), священника Владимира Виноградова (1874-1919), священника Василия Преображенского (1876-1940), священника Михаила Розова (1889-1941), священника Александра Петропавловского (1884-1937), священника Николая Понгельского (1879-1942), диакона Петра Фаворитова (1867-1931), протоиерея Николая Розова (1879-1941), священника Димитрия Казанского (1884-?), монахини Марии (Кореповой; 1877-?), иеромонаха Алексия (Задворнова; 1882-1937), иеромонаха Геннадия (Летюка; 1874-1941). 3. Передать на решение очередного Архиерейского Собора вопрос об общецерковной канонизации в лике сщенномучеников митрополита Ростовского Арсения (Мацеевича; 1697-1772), в лике святителей Пензенского епископа Иннокентия (Смирнова; 1784-1819), в лике преподобных архимандрита Макария (Глухарева; 1792-1847). 4. Передать на решение очередного Архиерейского Собора вопрос об общецерковном прославлении следующих местночтимых святых: в лике преподобных - иеросхимонаха Иова († 1720) Анзерского, в схиме Иисуса, основателя Голгофо-Распятского Соловецкого скита (память его как местночтимого святого совершается в Соборе Соловецких святых, празднование которого установлено по благословению Святейшего Патриарха Алексия в 1993 году) и преподобных Оптинских старцев (причисление к лику местночтимых святых состоялось в 1996 году): иеросхимонаха Льва (Наголкина; 1768-1841), иеросхимонаха Макария (Иванова; 1788-1860), схиархимандрита Моисея (Путилова; 1782-1862), схиигумена Антония (Путилова; 1795-1865), иеросхимонаха Илариона (Пономарева; 1805-1873), иеросхимонаха Анатолия I (Зерцалова; 1824-1894), схиархимандрита Исаакия I (Антимонова; 1810-1894), иеросхимонаха Иосифа (Литовкина; 1837-1911), схиархимандрита Варсонофия (Плиханкова; 1845-1913), иеросхимонаха Анатолия II (Потапова; 1855-1922), иеросхимонаха Нектария (Тихонова; 1856-1928); иеромонаха Никона (Беляева; 1888-1931) - как преподобноисповедника; архимандрита Исаакия II (Бобрикова; 1865-1938) - как преподобномученика.

http://sedmitza.ru/lib/text/429466/

Благоволил монастырю и Новгородский Митрополит Дмитрий Сеченов и его отец Алексей Иванович. Монастырь продолжал обустраиваться. Так в 1784 году он был обнесён со всех сторон каменными стенами с башнями, в следующем году над святыми воротами начали строить каменную колокольню, которая существовала до советских времён. В 1798 году по распоряжению Казённой Палаты для монастыря была отведена рыбная ловля на реке Тёше, две мельницы и тридцать десятин земли в разных местах Нижегородской губернии, отдано в вечное владение пустыни 1700 кв. сажень земли с растущим на ней крупным лесом. С этого времени жизнь в монастыре стала улучшаться. Посещавшие его паломники отмечали, что монастырь удобно расположен и хорошо обустроен. В этом же 1798 году Епископ Нижегородский и Арзамасский Павел, который часто посещал обитель, знал монашествующих и опасался закрытия монастыря (из-за малочисленности?), ходатайствовал перед Священным Синодом о включении монастыря в число семибратских, без милостынного (в 300 рублей) содержания. Епископ заверял Святейший Синод, что обитель может существовать и без жалования от казны. Монастырь стал жить на свои средства. С этого времени он уже не состоял в ведении Саровской обители, а находился под началом Нижегородского Епархиального Начальства и под покровительством гражданского ведомства. В 1823 году в г. Арзамасе обителью была построена каменная часовня и подворье на Лесной площади, около Выездновского моста, на большой дороге, ведущей в Москву и Тамбов. Землю для их постройки выделил с согласия общества арзамасский городничий Бабушкин «по благоволению» нижегородского губернатора Крюкова. Подворьем пользовались монахи, приезжающие в город по монастырским надобностям. Всего же к концу 19 века у монастыря было три часовни, одна в г. Арзамасе, две на Высокой Горе: одна деревянная с резным распятием во весь рост Богочеловека и малая (перекрестная) при въезде в монастырскую рощу, на месте первых монастырских строений. А в 1845 году на Высокой Горе окончили строительство второго, тёплого храма Покрова Пресвятой Богородицы.

http://sobory.ru/article/?object=13896

В 1960 г. мон-рь преобразован в приют для престарелых, монашеская жизнь возобновлена в 2007 г. Муж. мон-рь Фрэсиней (от румын. frasin - ясень) в коммуне Муеряска основан в ясеневом лесу в 1710 г. 2 болг. монахами (официально как скит открыт в 1718). В 1764 г. на месте деревянной выстроена каменная церковь. В 1780 г. мон-рь разграблен австрийцами, запустел. Возрожден в 1845 г. мон. Акакием из Черники, возведена новая Успенская ц. (1859-1860, расписана в 1860-1863, освящена 12 мая 1863). Благодаря усилиям свт. Каллиника Черникского стал единственным в Румынии мон-рем, избежавшим секуляризации монастырских владений (1864). Муж. мон-рь Команка в одноименном селе близ г. Бэиле-Олэнешти (1736) со Всехсвятской ц. (расписана; повторно - в 1785-1786). Действовала школа писцов. В 1997-2007 гг. проведены реставрационные работы. Заново освящен 22 июня 2008 г. Муж. мон-рь Пэтрунса в коммуне Бэрбэтешти (1740, перестроен во 2-й пол. XVIII и в XIX). В 2006 г. построена новая ц. Усекновения главы св. Иоанна Предтечи. Муж. скит Троян в Рымнику-Вылча (XVIII) с ц. Усекновения главы св. Иоанна Предтечи (перестроена в 1840-1843). В 1864 г. стал метохом монастыря Хурези, в 1949 г. закрыт. В 1972-1975 гг. отреставрирован, открыт музей «Генерал Георгий Магеру» (до 1990). 29 авг. 2008 г. заложена новая ц. в честь иконы Божией Матери «Живоносный Источник». Женский скит Браду в с. Гургьята (1766) основан на месте древнего скита. Совр. Предтеченская ц. построена в 1784 г. В 1854-1855 гг. объединен со скитом Сэрэчинешти, в 1904 г. окончательно запустел. В 1994 г. возобновлен. Муж. монастырь Берислэвешти в одноименной коммуне (как скит освящен 4 июня 1753). В 1762-1864 гг. при нем функционировала школа для детей-сирот и детей из бедных семей. Реставрационные работы проводились в 1949, 1966 и 1976 гг. Церковь пострадала от бури 6 авг. 2006 г., возведена новая Георгиевская ц. С 2008 г. мон-рь приписан к Козии. В комплекс входят также ц. Трех святителей (1754-1762), колокольня (1754) и др. постройки.

http://pravenc.ru/text/2578355.html

В своей книге «Новейший путеводитель по Санктпетербургу» Ф. Шредер описывает тогдашнюю структуру церковного управления, которой ведало Министерство Духовных дел и народного просвещения. В те годы в состав этого министерства входил Департамент духовных дел, состоявший из 4 отделений: а) греко-российского исповедания, б) римско-католического, греко-униатского и армянского исповеданий, в) протестантского исповедания и г) по делам еврейского, магометанского и прочих всех нехристианских исповеданий. 508 Отметив, что в ведении Департамента также состоит «Главная протестантская Консистория, заведывающая все правления по делам сего вероисповедания», Ф. Шредер сообщает: «Директор сего Департамента – ныне действительный статский советник Александр Иванович Тургенев живет в доме Департамента, на Фонтанке, недалеко от Семионовского мосту». 509 Воспитанник Геттингенского университета А. И. Тургенев (1784–1845) был директором Департамента духовных дел иностранных исповеданий с 1810 по 1824 г. Его брат – Николай Иванович Тургенев (1789–1871) также закончил Геттингенский университет; впоследствии он стал активным членом Северного общества. С 1824 г. Н. И. Тургенев находился за границей, и после восстания декабристов он был заочно приговорен к смертной казни. В числе узников Петропавловской крепости, приговоренных к повешению, был П. И. Пестель; в 1826 г., накануне казни, его посещал духовник – пастор Фридрих Рейнбот... По своему воспитанию и образованию Райнбот Младший принадлежал к рационалистической школе теологии, поэтому он стал активным противником Иоханнеса Госнера во время его деятельности в Санкт-Петербурге. Тогда еще католический священник, Госнер проповедовал с 1820 по 1824 г. в Мальтийской капелле в Санкт-Петербурге. Известный представитель «движения пробуждения», он прибыл в Россию по приглашению русского императора Александра I, испытывавшего тогда сильное влияние пиетизма. 510 Проповеди Госнера привлекали в Мальтийскую капеллу большое число христиан различных конфессий, в том числе членов лютеранской общины св. Анны, которые предпочитали их службам в собственной церкви. Фридрих Райнбот обрушивался на подобных отступников из числа своих прихожан. Клеймя Госнера как фанатика, гасящего свет просвещения, он способствовал высылке Госнера из России в 1824 г. По-видимому, пастор Фридрих Райнбот имел связи при императорском дворе, поэтому именно его пригласил в 1826 г. вступивший на престол император Николай I для душепопечительства над содержавшимися в Петропавловской крепости политическими заключенными. 511 Речь идет об участниках восстания декабристов 1825 г. Очевидно, среди участников восстания были лютеране. Впоследствии пастор Фридрих Райнбот сделал хорошую карьеру: в 1833 г. император назначил его Генеральным суперинтендентом Евангелическо-Лютеранской Церкви России. 512

http://azbyka.ru/otechnik/Avgustin_Nikit...

   001    002    003    004    005   006     007    008    009    010