Выдропужск. Церковь Смоленской иконы Божией Матери. Смоленская церковь Карта и ближайшие объекты Одной из главных достопримечательностей села Выдропужск является церковь Богоматери Одигитрии (церковь иконы Смоленской Божией Матери). Расположен храм в южной части села у могил предков, на высоком берегу р. Тверцы и обращен к ней южным фасадом. Церковь Богоматери Одигитрии сооружена в несколько этапов во второй половине XVIII в. - первой трети XIX в.: 1769-1784; 1793; 1836-1839. В 1756 г. прихожанами было получено разрешение на постройку взамен сгоревшей Смоленской церкви нового храма, который и был заложен в 1769 г. Однако из-за нехватки материала работы приостановили, а возобновлены они были строительной артелью известно­го петербургского архитектора Саввы Ивановича Чевакинского только в 1775 г. С 1774 г. Савва Иванович по собственной инициативе и по приглашению жителей с. Выдропужск завершил строительство храма. В окончательном варианте церковь имела 3 придела: Одигитрии Смоленской (главный); Покрова Богородицы и Рождества Иоанна Предтечи (боковые). Освящение храма состоялось в 1784 г. В 1793 г. рядом с храмом на средства прихожан была заложена кирпичная колокольня (до этого колокола висели на деревянной звоннице). Прихожане «выдропусского яму» писали в Прошении о строительстве колокольни, что «колокола висят на столбах, отчего и звон бывает по причине низости не ясен». По их просьбе старая деревянная Георгиевская церковь была разобрана на дрова и употреблена для обжига кирпича, изготовлявшегося на месте. Престол Георгия Победоносца в 1823 г. перенесли на второй ярус колокольни. В 1836-1839 гг. к храму была пристроена двухпридельная трапезная. Церковь Богоматери Одигитрии относится к «редким многопрестольным храмам». Кирпичное оштукатуренное здание церкви имеет симметричную относительно продольной оси композицию, состоящую из храма, трапезной и колокольни, обладающих стилистически единообразной ампирной обработкой фасадов. Стены снаружи выкрашены охрой, детали декора побелены.

http://sobory.ru/article/?object=02065

комиссара. Несмотря на ограниченные возможности, митр. Павел открыл школу для священников в Плашки и богословскую т. н. Покровско-Богородичную школу в Сремски-Карловци; хотя последняя закрылась после его смерти, она стала первым в К. м. уч-щем, дававшим систематическое богословское образование. Главной задачей митрополитов Иоанна (Джорджевича ; 1769-1773) и Викентия (Йовановича-Видака ; 1774-1780) было противостояние властям, которые стремились усилить контроль над жизнью не только православной, но и католической Церкви. В ответ на принятую на Церковно-Народном Соборе 1769 г. «Общенародную жалобу» имп. Мария Терезия издала в 1770 г. регламент с 75 статьями, согласно которым Карловацкий митрополит стал только церковным главой, а решение светских вопросов сербов передавалось в ведение гос. органов. Регламент ограничил доходы клира, сократил число церковных праздников, но разрешил открыть уч-ще для подготовки священников и типографию с целью ослабить среди сербов рус. влияние. В ответ на недовольство сербов в 1777 г. был издан 2-й регламент, но фактически он не отличался от первого. В тот же год была закрыта Иллирийская депутация и изданы «Монашеские правила», согласно к-рым мон-ри должны были сами себя содержать, а избранные настоятели - получать одобрение императрицы. Привилегии сербов существенно ограничила Декларатория (Rescriptum Declaratorium Illyricae Nationis), принятая в 1779 г. и действовавшая до 1868 г. Согласно этому акту, во всех гражданских делах сербы подчинялись светским или военным властям в зависимости от места проживания, митрополит Карловацкий, как духовный глава сербов, избирался на общенародных Соборах, состоящих из 75 депутатов (по 25 чел. от граничарского, городского и духовного сословий), заседания Собора и Синода должны были проходить в присутствии имп. комиссара, а принятые ими решения вступали в силу только после утверждения императором. За митрополией оставалось лишь право на управление своими школами. Хотя Печская патриархия уже была упразднена, отдельная глава Декларатории запрещала Карловацкому митрополиту поддерживать связи с Печем.

http://pravenc.ru/text/1681083.html

Вновь образовавшаяся из турецких владений Азовская провинция отошла к Азовской губернии. К ней же из Новороссийской губернии отошел старый Бахмутский уезд. В Бахмутском уезде, как известно, поселились Шевич и Прерадович с своими дружинами, заняв места от Бахмута до Лугани (Славяносербия). 739 Укреплению Азова и других турецких городов и за Россией и заселению русских приазовских степей, кроме выходцев сербов, много способствовали выходцы – греки. В конце 1768 г. произошел разрыв между Россией и Турцией. За ним в 1769 г. последовал Высочайший Манифест, обнародованный в Греции, которым всем иностранцам, вступавшим в русскую службу обещана награда, а в случае перехода в Россию на жительство, предоставлялись разные выгоды и преимущества. Манифест ободрил архипелажских греков, вставших против Турции вместе с Россией при самом начале военных действий. Греки с именем спартанских легионов, под предводительством майора Константина Георгия и капитана Стефана Мавромихали, участвовали почти во всех сражениях русских с турками в 1769 – 1773 годах. По окончании войны, в 1775 г. 28 марта абланским грекам, участвовавшим в походах против турок, разрешено переселиться в Россию и поступить в русское подданство. Местом для их поселения назначались города-крепости Керчь и Еникале. Государыня обещала построить для переселенцев храмы и дома за казенный счет, запрещала кому-либо из иностранцев селиться на местах, отведенных грекам при Керчи и Еникале и в Азовской губернии. Мало этого, переселенцам разрешалось избрать своего греческого архиепископа; ему назначалось жалованье из русской казны, но под условием посвящения его русским Св. Синодом, следовательно, и под условием подчинения ему. В том же 1775 г. началось самое переселение греков, занявших города Таганрог, Керчь и Еникале в Азовской губернии. Все переселенцы получили общее название «Абланского войска». Тогдашний «сын славы и счастья», «священно-римской империи князь» Григорий Потемкин был назначен генерал губернатором Новороссийской, Азовской и Астраханской губерний.

http://azbyka.ru/otechnik/Ivan_Pokrovski...

В VII главе ведутся речи о школах Киевской епархии, преимущественно о Киевской академии. О. Шпачинский, составляя свой очерк о киевских школах, находился в более счастливых условиях, чем его предшественники, так как имел под руками изданные проф. Н. И. Петровым «Акты и документы, относящиеся до истории Киевской академии», которыми много и пользовался, хотя нужно заметить, что издание г. Петрова особенною полнотою не отличается, что, по-видимому, сознает и сам издатель. Отметим здесь одно недоразумение нашего автора, происшедшее от неимения у него под руками фактических данных. На стр. 418–419 он дает понять, что преподавание французского языка в Киевской академии поставлено было на подобающую высоту с 1769 года, когда «Самуил Миславский, бывший в то время епископом Белгородским, и Амвросий, архиепископ Московский, ревнуя о славе родной академии, нашли француза Маргариту-де-Земляру и на свой счет отправили в Киевскую академию для преподавания французского языка». Все это так. Но следует отметить, что означенный преподаватель вскоре по приезде в Киев скончался. У меня имеется в того-временной копии «росписание», составленное в Киевской академии, «кому в какой именно школе быть учителем, такоже кому болшую и малую инструкцию преподавать сего 1769 года сентября от 1 числа по 15 число июля 1770 года». По этому росписанию, между прочим, предположено было, – что митрополитом Арсением Могилянским и утверждено, – преподавать «в французской школе Василию Ступнецкому по прежнему». Но в той же копии против имени означеннаго преподавателя находится такая заметка: «Сей Numerus выбыл из академии, а присланный из Москвы преставился " 2 . VIII-rлaba – самая небольшая в исследовании (занимает менее печатного листа, стр. 468–480); вместе с тем она есть и самая слабая. Она посвящена очерку Киево-Софийского кафедрального монастыря и представляет собою клочки разных сведений о духовном соборе монастыря, очередном проповедывании слова Божия, о починках и постройках монастырских, об обновлении ризницы, штате монастыря и т. п.

http://azbyka.ru/otechnik/Stefan_Golubev...

В составе ревельской эскадры: 1) корабли «Принц-Евгения», «Перл», «Арендоль»; 2) фрегаты: «Крейсер», «Самсон», всего 19, из коих на каждом по одному иеромонаху, частью уже находившихся, частью вновь отправленных на флот. Дело арх. Св. Синод. 1725г. апр. 14 29 В 1749г. Астраханский был определен ризничим Московского синодального дома, и в 1753г. произведен в архимандрита с назначением в Богоявленский монастырь рязанской епархии. Дело арх. Св. Синод. Сентября 1 и Дело к тому же делу года июля 12. 33 См. Прот. Св. Синод. 1733 г. 15 января стр. 70–72 Поводом к начертанию настоящих правил, которые не вошли в Пол. Собр. Законов, послужило то, что и Св. Синоду известно учинилось, что обретающиеся при полках священники, бывающие в разных епархиях с теми полками в походах и на квартирах стоящие чинят многие продерзости, а именно пьянствуют кощунствуют, задираются и тем должности своей, которую со всяким страхом и ревностью и благоговением яко пастырям душ человеческих исполнять подобает, чинить пренебрегают; а то наиначе оттого в них происходить, что думают нерассудные якоб они понеже полковые нарицаются, то уже не токмо каковому началу духовному, но и ниже архиерею которой епархии те стоящие полки их бывают, не подлежать. И для исправления таковых невежд, от каковых всероссийскому духовному чину едино токмо поношение. 41 Генерал аншеф и кавалер кн. Долгоруков 20 мая 1771 г. доносил Св. Синоду: «С началом нынешней войны в 1769 г. по представлению бывшего второй армии тогда предводителя его сиятельства господина генерал–фельдмаршала и кавалера гр. Петра Александровича Румянцева находился главным священником Киево–Печерской лавры иеромонах Иларион, а в августе месяце того же году взят им генерал–фельдмаршалом к первой армии, и как на место его никого не определено, то с самого его Илариону отъезду, т. е. с августа месяца показанного 1769 г. и по ныне должность главного священника исправляет черниговского пехотного полка полковой священник Феодор Баженов не только со всяким прилежанием и отменною исправностью, но при всем том с таким поведением, какого сан его требует; и за надлежащее поставляю Св. Правительствующему Синоду сим его рекомендовать в милостивое призрение, а потом просить чтобы дать ему указ и инструкцию по примеру прежних главных при армиях священников, чего именно должность его больше наблюдать обязывает, дабы он, не имея оной, неведением чего не упустил». Св. Синод уважил ходатайство главнокомандующего. Дело арх. Св. Син. 1771 г. 313.

http://azbyka.ru/otechnik/Timofej_Barsov...

Новости Пасха. Воскресение Христово. Осталось 17 дней Макарий Коринфский (Нотарас)     Макарий Коринфский (Нотарас)    Святой Макарий (1731-1805), потомок знаменитой византийской семьи Нотарас, родился в Коринфе, был Митрополитом Коринфским – 1765 по 1769 г. Являлся «вдохновителем» движения; не только побуждал св. Никодима писать, но и обеспечивал его материалами для работы. Последние годы жизни провел на острове Хиос, где умер 16 апреля 1805 г. и вскоре стал почитаться святым.   До нашего времени сохранился скит прподобного за стенами города Идры (тело его было перенесено в этот скит), а в городе существует площадь его имени. Могила преподобного находится на острове Хиос, его святая глава находится в Икарийской обители Благовещения, а часть мощей - в Трикалах Коринфских и в Коринфе, подаренные митрополитом Коринфским Пантелеимоном и заключенные в серебряную раку. Святой Макарий родился в 1731 году в Коринфе в знатной семье Нотарасов, давшей грекам на протяжении предыдущих столетий нескольких известных патриархов и государственных деятелей, а также св. Герасима Кефалинийского (1509 - 1579).   На острове этого святого, Кефалинии, Макарий и получил образование. Испытывая тягу к монашеской жизни, Макарий пришел в монастырь Великой Пещеры на Пелопонессе, но из-за противостояния своему выбору родителей не был там принят.   Вернувшись в родной город, занялся изучением Священного Писания и творений Святых Отцов и преподавал в коринфской школе. В 1765 г. он был рукоположен во епископа Коринфа Константинопольским патриархом Самуилом (1764 - 1768). В связи с антитурецким восстанием в 1769 г. на Пелопонессе Макарий был вынужден уехать на остров За-кинфос, а затем на Гидру, где и познакомился с Никодимом. Подавив восстание, турецкие власти распорядились, чтобы на Пелопонесс были направлены новые архиереи. Таким образом Макарий получил возможность всецело посвятить себя аскетической жизни. После непродолжительного пребывания на Хиосе он прибыл на Афон, где и присоединился к коливадам. Характерен следующий эпизод из жизни святого. Когда его пригласили возглавить панихиду на сороковой день после кончины жившего здесь на покое Александрийского патриарха Матфея, он ответил:

http://isihazm.ru/?id=384&sid=0&iid=1067

В. отрицал к.-л. вмешательство Бога в дела мира, однако при этом допускал божественное происхождение морали: Бог наделил людей разумом и нравственными наклонностями; развиваясь, они приводят к появлению морали (Там же. С. 268-274). В. не принимал атеизм в качестве философской доктрины, считал его учением, ведущим к опасным социально-политическим последствиям, ибо, по его мнению, всякий социальный правопорядок основывается на религии. В этом контексте следует понимать известную его фразу: «Если бы Бога не было, его следовало бы выдумать». «Атеизм,- писал он,- весьма опасное чудище, когда оно находится в тех, кто стоит у власти; он опасен и в кабинетных ученых, пусть даже жизнь их вполне невинна, ибо из их кабинетов он может пробиться к должностным лицам; и, если атеизм не столь гибелен, как фанатизм, он все-таки почти всегда оказывается роковым для добродетели» (Философский словарь. Атеизм. С. 645). Все исторические религии с их догматами и обрядами представляют собой, согласно В., скопище суеверий, и причем не только противоразумных, но и опасных, поскольку религии порождают фанатизм, нетерпимость и войны (Назидательные проповеди. С. 394-395). Особенно резко В. критикует христианство: догматы о троичности Божественных Лиц, Боговоплощении, чудеса, почитание св. мощей неразумны и даже абсурдны, аскетизм противоречит человеческой природе, Библия полна вымыслов и к тому же дает многочисленные примеры безнравственного поведения, политика Церкви на протяжении столетий корыстна и всегда приводила к кровопролитию. В наибольшей степени враждебность В. к христианству выражена в сочинениях: «Examen importent de Milord Bolingbroke» (Важное исследование милорда Болинброка, 1766), «Dieu et les hommes» (Бог и люди, 1769), «Les Lettres d " Amabed» (Письма Амабеда, 1769), «La Bible enfin expliquée» (Наконец-то объясненная Библия, 1776), «Histoire de l " établissment du christianisme» (История установления христианства, 1777), а также в комической поэме «La Pucelle d " Orleans» (Орлеанская девственница, 1735, изд. в 1755), содержащей кощунственно приниженное изображение Жанны д " Арк . В. настаивал на отмене привилегий духовенства, ликвидации церковных судов, конфискации церковных земель и даже на полном уничтожении церковных структур (его лозунг - «Раздавите гадину», т. е. католич. Церковь), подготовил политику Французской революции в отношении религии и Церкви.

http://pravenc.ru/text/155206.html

Весной 1747 г., при ректоре архим. Дамаскине (Аскаронском; впосл. епископ), в ун-т при С.-Петербургской АН были отобраны 10 способных и знающих лат. язык учащихся из «школ» философии и риторики (ОДДС. Т. 28. 36). В янв. 1748 г. архим. Дамаскин был уволен из ДС из-за конфликта с воспитанниками, а новый ректор, архим. Иосиф (Ямницкий), приступивший с нач. 1748/49 уч. г. к чтению курса богословия, 30 дек. 1748 г. скончался. Богословский класс ДС был вновь открыт лишь в 1750 г. новым ректором - архим. Иоасафом (Миткевичем, 1750-1756; впосл. епископ). При нем состоялся и ее 1-й выпуск: в 1754 г. полный курс окончили 28 студентов, 4 из к-рых стали епископами (свт. Тихон Задонский - в 1761; Антоний (Ферапонтов) - в 1767; Симон (Лагов ; впосл. архиепископ, в 1759-1761 ректор ДС) - в 1769; Иоанникий (Микрицкий) - в 1775). Тимофей Яковлев, рукоположенный в 1755 г. во священника к посольской церкви в Стокгольме, в 1761-1769 гг. служил законоучителем Морского корпуса в С.-Петербурге. В 1761-1767 гг. ректором ДС был архим. Лаврентий (Баранович), в 1767-1770 гг.- архим. Дорофей, в окт. 1770 - янв. 1774 г.- «ученейший муж» архим. Транквиллин. При введении в 1764 г. штатов митр. Димитрий (Сеченов) смог обеспечить ДС самым высоким окладом (8285 р. в год), но не обошлось без задержек с финансированием. В окт. 1767 г. по ходатайству митр. Димитрия имп. Екатерина II разрешила совершать постриги в семинариях ради пополнения «ученого монашества» (преподавательских и адм. кадров); в Новгороде они начали регулярно совершаться лишь с полноценным замещением в 1775 г. вдовствовавшей архиерейской кафедры (в периоды межархиерейства постриги приостанавливались: в частности, с этим была связана 4-летняя задержка с принятием монашества окончившими ДС в 1754). В дек. 1768 г. учащиеся ДС донесли в Синод «о чинимом им Новгородским семинарским правлением во всем неудоволствии, как то в одежде и пище». Была затребована денежная отчетность, но рассмотрение не состоялось, а в нач. 1770/71 уч. г. архим. Дорофей был смещен с поста ректора. В 1769 г. Синод вызвал 2 семинаристов для обучения «лекарской науке» на коште ДС у синодального лекаря И. Фукса, к-рый устроил их «волонтирами» при С.-Петербургском генеральном сухопутном госпитале для прохождения теоретического и практического курса. Один из них, Стефан Калинин, удостоился аттестата лекаря от Медицинской коллегии и 7 нояб. 1774 г. был определен Синодом к исправлению лекарской должности в Новгородской ДС (РГИА. Ф. 796. Оп. 50. Д. 263).

http://pravenc.ru/text/2577765.html

89, 588–589 —603— Латинское название TLG (2021) 89, 596–597 Армянские тексты Латинское название TLG (2021) Sermo de Antichristo Sermones varii: 3793/a–b Oratio de imagine Edessena 3793/a Homiliae 3793/b Литургика Латинское название TLG (2021) 43,1285–1328 Fragmenta precationis et exorcismi [Sp.] 43, 537–538 Anaphora Graeca (fragmenta) [Sp.] Anaphora aethiopica (эфиоп.) —604— Гомилии грузинские Латинское название TLG (2021) Homilia de conceptione Annae Гомилии коптские Латинское название TLG (2021) Sermo de Christo nato (fragmentum) De epiphania (част. издано) Гомилии арабские Латинское название TLG (2021) Homiliae arabicae, Tractatus contra Iudaeos Fragmenta arabica Mansi XIV (1769) Ралли–Потли IV (1854) PG 100 (1865) 119–124 (К-польский 431 (только 7 правил: 852–853 Р. п. частичный. С. 592 – 594. —606— Название Mansi XIV (1769) Ралли–Потли IV (1854) PG 100 (1865) Русский перевод Собор 814 г.) 2=1; 3=2; 4=3; 9=4; 12=5; 13=6; 16=7) Canones 2–4=правила 39–41; 9=42; 12–13=43–44; 16=45. 124–128 (1–37) (=Cotelerius 1686, 445–450) (дата неизвестна) 427–431 (1–37, +38) 856–860 С. 574–592 (правила 1–38) Ex canonibus Nicephori (ex ecclesiasticis Constitutionibus) (1, 6, 9, 16, 17, 19, 29, 56, 66) 1556 129 (дата неизвестна) 431 a–b (=Cotelerius 1686, 451–453) 860–861 Р. п. частичный. с. 594–595. Сапоп 1=правило 46; 9=47; 16=48; 56=49. —607— Название Mansi XIV (1769) Ралли–Потли IV (1854) PG 100 (1865) Русский перевод [Canones] Nicephori patriarchae 129–132 (дата неизвестна) 861–864 Epistula canonica канонических вопросов и ответов] [Spurium] 431 g–i (=Cotelerius 1686, 453) Epistula ad monachum quemdam Theodosium, et inclusum Corinthi, contens quarumdam quaestionum solutionem [Spurium] 1559 V (1855), 399–401 1061–1064 Ejusdem ad eumdem [Spurium] V (1855), 401–402 —608— Название Mansi XIV (1769) Ралли–Потли IV (1854) PG 100 (1865) Русский перевод Ejusdem ad eumdem [Spurium] De VI primis oecumenicis conciliis 317–320 320–327 —609— Название Mansi XIV (1769) Ралли–Потли IV (1854) PG 100 (1865)

http://azbyka.ru/otechnik/pravoslavnye-z...

Павловский Михаил Андреевич. 1765 г. из философии – свящ. с. Васильевскаго (Арх. Суз. кон. 1765 г., ИЗ). Палиновский Василий Иван. Поступил 1755 г. 1764 г. из риторики «за непонятностью» исключён и назначен диаконом в Михайлову Сторону, Сузд. окр. (Арх. Суз. кок. 1764 г., 234. Палиновский Фёдор Вас. 1788 г. обучался в философии 1780 г. из богословии – свящ. в Михайлову сторону, Суз. окр. (Арх. Суз. кон 1789 г., 965). Иван Никифор. Поступил в семинарию 1763 г. 1769 г. обучался в философии Парвицкий Иван Семёнович. Поступил в семинарию 1763 г. 1772 г. из философии свящ. в с. Кляземский городок (Арх. Суз. кон. 1772 г. в 1778 г. отсюда был изгнан приходскими людьми, но в 1779 г. возвращён назад (Там же, 1779 г., Парсков Василий Стеф. Поступил 1767 г. 1769 г. обучался в аналогии и вскоре из семинарии вышел. Пашков Михаил, 1778 г. из поэзии уволен для определения к делам Межевой канцелярии (Арх. Суз. кон. 1778 г., Пеликанов Алексей Петрович. 1788 г. обучался в риторике. 1793 г. из богословии – в Московскую медицинскую академию (Арх. Суз. кон, 1793 г., 212). Пеликанов Михаил. 1772 г. взят в семинарию. 1776 г. исключён и пономарём Гавриловской непашенной слободы (Арх. Суз. кон. 1776 Пельский Матвей Филип. Поступил в семинарию 1767 г. 1769 г. обучался в аналогии и вскоре вышел из семинарии. Пенкин Николай. 1771 г. обучался в аналогии. 1774 г. – в бегах. См. выше, стр. 137. Пенков Алексей. 1773 г. дьячком с. Красного (Арх, Суз. кон. 1773 г. Оп., Петровский Василий Вас. Поступил 1770 г. 1774 г. числился в аналогии и состоял в бегах. См. выше, стр. 137. Петровский Иван Семен. Поступил в семинарию 1763 г. 1709 г. обучался в синтаксиме. Петропавлов Иван. 1788 г. обучался в школе грамматики и назначен был к исключению. Петропавлов Матвей. 1788 обучался в школе грамматики. 1792 г. из синтаксимы в с. Сельцо, Суз. окр., пономарём. (Арх. Суз. кон. 1792 г. Оп. 2, 197). Переборовский Игнатий Петр, Поступил в семинарию 1767 г. 1769 г. из грамматики в с. Переборово, Опольской десятины, пономарём (Арх. Суз. кон. 1769 г., 189).

http://azbyka.ru/otechnik/Istorija_Tserk...

   001    002    003    004    005    006    007    008    009   010