79. Владимир Богоявленский. Родился в 1847 году в селе Малой Моршке Моршанского уезда Тамбовской губернии; высшее образование получил в Киевской академии, в которой окончил курс учения со степенью кандидата в 1874 году; по окончании учения назначен был в преподаватели Тамбовской семинарии; в 1882 году оставил службу в семинарии и рукоположен в священники к одной из церквей города Козлова; 8 февраля 1886 года, после того как лишился супруги, принял монашество и назначен настоятелем с возведением в сан архимандрита Козловского Троицкого монастыря, из которого в том же году перемещен в настоятели Новгородского Антониева монастыря; 21 мая 1888 года посвящен в епископа Старорусского, викария Новгородской епархии; 19 января 1891 года назначен в епископы Самарские; 18 октября 1892 года назначен архиепископом Карталинским и Кахетинским, экзархом Грузии, со званием члена святейшего Синода; 21 февраля 1898 года назначен в митрополиты Московские. Наместники архимандритов лавры были из иеромонахов не только до тех пор, пока архимандриты были именно архимандритами, но довольно долгое время и после того, как звание архимандрита присвоено было архиепископам-митрополитам Московским (за исключением трех случаев, когда переведены были из других монастырей готовые два архимандрита и один игумен). С 1797 года, вследствие указа императора Павла, они – архимандриты и вместе с тем настоятели Вифанского монастыря. Последний наместник из архимандритов лавры, которого могут помнить самые старые из живущих людей, есть Афанасий. Он был из духовного звания, из Тамбовской губернии; родился в 1769 году, в монахи пострижен в лавре в 1802 году, наместником был с 1818 года по 1831 год (скончался 23 февраля последнего года и погребен за алтарем Сошественской церкви). Сколько мы слыхали о нем от людей, заставших и знавших его, был человек хороший, но плохой хозяин и начальник очень слабый, так что лавра была при нем очень запущена (в отношении к зданиям) и очень распущена (в отношении к братии). Был хороший, как говорят, иконописец, и памятником его искусства считается находящаяся на паперти Зосимо-Савватиевской церкви большого размера икона «Живоносный источник» (как будто не представляющая из себя выдающегося произведения живописи).

http://sedmitza.ru/lib/text/438567/

Выдать ему, Архимандриту Макарию, с сослужителями его из Консистории Шнуровую книгу для постоянного записывания расходов выданной Ему суммы, и оную книгу должны они представлять к Его Высокопреосвященству в начале каждого года. Также выдать им для руководства в настоящем деле и копию с инструкции, изданной Святейшим Синодом в 1769 году за скрепою присутствующего и секретаря. А между тем, отнестись от имени Его Высокопреосвященства к Генерал-Губернатору Западной Сибири и просить, дабы благоволил он предписать Бийской округи гражданскому начальству означенному Архимандриту Макарию с его сослужителями оказывать в настоящем деле покровительство и в нужном случае защищение, особенно же дать им знающего тамошних инородцев язык – толмача. Барнаульскому же Духовному Правлению предписать указом, чтобы местные Священно и церковнослужители, где будет находиться отец Архимандрит Макарий, позволяли ему в своих церквах Богослужение, когда он сего пожелает сам, а притом оказывали ему всевозможное пособие во всех его нуждах и исполняли беспрекословно Законные Его Требования. В правлении ОПРЕДЕЛЕНО: с прописанием сего указа послать благочинным Указы к исполнению, августа 9 дня 1830 года. Иерей Афиноген Пантелеев. Канцелярист Пономарев. Приложение 2. Сотрудники архимандрита Макария на Алтае 457 Таблица Приложение 3. Отделения Алтайской духовной миссии 458 Первый стан создан в 1831 г. и располагался в Майме. С 1848 г. – преобразован в приходской храм. I. Отделения 1-го благочиния: Благочинный – протоиерей Петр Бенедиктов. 1 . Улалинское, образовано в 1834 г. 2 . Чемальское – 1849 г. 3 . Кебезеньское – 1861 г. 4 . Паспаульское – 1902 г. 5 . Александровское – 1902 г. 6 . Тайнинское – 1902 г. 7 . Эдиганское – 1911 г. 8 . Таштинское – 1913 г. С 1867 по 1870 гг. – существовало Уахтинское отделение (упразднено). II. Отделения 2-го благочиния: Благочинный – иерей Константин Соколов. 1 . Онгудайское – 1861 г. 2 . Мыютинское – 1845 г. 3 . Черно-Ануйское – 1856 г. 4 . Чуйское – 1870 г. 5 . Усть-Башкаус[ское] (Чулышманское) – 1877 г.

http://azbyka.ru/otechnik/missiya/altajs...

Дворянская опека (в составе уездного предводителя дворянства, уездного судьи и заседателей) — сословный орган при уездном суде. Ее задачей было сохранение дворянской собственности в том случае, если владельцами последней оказывались вдовы, малолетние, лица, проматывающие состояние, и т. п. Над такими владельцами назначались опекуны, которые управляли опекаемым имуществом за 5% с его доходов. Дворянская опека осуществляла надзор за состоянием этих опек, разбирая жалобы на опекунов (Ерошкин Н. П. Указ. соч. С. 134). Т. е. публикаций о продаже дворянских имений. «Речь» является логическим продолжением консервативно-монархического проекта «Корень зла», публикуемого выше. Жак Неккер (Necker, 30.9.1732–9.4.1804) — министр финансов короля Франции Людовика XVI, проводил курс на буржуазные реформы. Сыграл видную роль в подготовке созыва Генеральных штатов 1789 г., способствовал предоставлению там третьему сословию двойного представительства. Отставка Неккера была одним из поводов к вооруженному восстанию 14.7.1789. Дракон (Драконт) — афинский законодатель, издавший в 621 г. до Р. X. первые писанные нормы права Древних Афин. Меры наказания по Драконовым Законам отличались крайней суровостью. Ламентация (лат. lamentatio) — шутл., сетование, жалоба. Возможно, С. А. Нилус имеет в виду ряд охранительных правовых мер, принятых правительством Императора Николая Павловича: закон о дворянских собраниях (1831), правила о заповедных имуществах (1845), закон о затруднении способов приобретения дворянства (1846) и т. п. Сатрапия — в букв. значении — провинция (область) в Древней Персии, управляемая сатрапом (правителем области). В переносном значении — организация, область, управляемая самовольным администратором. Черта оседлости — часть территории Российской Империи, на которой разрешалось постоянное проживание евреев. До сер. XVIII в. в России не было постоянного еврейского населения, а евреям-иностранцам доступ в страну, как правило, был закрыт. В 1769 г. для евреев открылась Новороссийская губ. После разделов Польши жившим там евреям разрешено было остаться на тех местах, где их застало присоединение к России (Польша, Белоруссия, Литва, Правобережная Украина). В XIX в. в черту оседлости были включены Черниговская, Полтавская губерний и Бессарабия.

http://azbyka.ru/fiction/polnoe-sobranie...

… дом, называемый «Каприз»… дверей. — Малый дворец «Каприз» был построен на рубеже XVIII—XIX вв. и «выглядел изящной игрушкой в глубине большого регулярного парка» (подробное его описание см.: Булавина Л., Рапопорт В., Унанянц Н. Архангельское, М., 1981, с. 78–80). Муж ее умер до двенадцатого года, а старший из ее двух сыновей был убит под Бородином… — Генерал Борис Владимирович Голицын (1769–1813) был тяжело ранен в Бородинском сражении и умер через год. Генерал от кавалерии князь Дмитрий Владимирович Голицын (1771–1844) в 1794 г. участвовал в штурме Праги, в 1807 г. — в сражении при Прейсиш-Эйлау, в 1812 г. командовал кирасирским корпусом, отличившись в сражениях при Бородине и Красном. С 1820 г. до конца дней был московским военным генерал-губернатором. … Терард один из первых в России завел сахарный завод… — Первый свеклосахарный завод в России был основан в 1802 г. генералом Е. И. Бланкеннагелем в селе Алябьеве Чернинского уезда Тульской губ. (см.: Рейсер А. С. Опыт сопоставления некоторых главнейших хронологических дат в области истории сахара и его производства. — Сб. статей по сахарной промышленности. М., 1925, вып. 6–7, с. 343). Мелюс, или мелис — дешевый сахар из белой патоки, продукт с не доведенной до конца переработкой; часть его шла на продажу. …за Василия Николаевича Толмачева. — «Жил в 1826 г. в собственном доме на Арбате, No 28» (Экз. В. К. Журавлевой, с. 430). … подтверждали этот рассказ его. — «П. В. Долгоруков относит это к брату Юрия Владимировича Василию Владимировичу» (Экз. В. К. Журавлевой, с. 432). … смертоносною болезнью — холерою… — См. примеч. 2 к (Предисловию). … все обошлось в Москве благополучно, не так, как в Петербурге, где было возмущение народа… — Речь идет о холерном бунте в Петербурге в июне 1831 г. Очевидец, описывая картину бунта и эпизод «усмирения» его Николаем I, так передает слова императора, обращенные к народу: «Что вы это делаете, дураки? С чего вы взяли, что вас отравляют? Это кара Божия. На колени, глупцы! Молитесь Богу! Я вас!» (см. в статье: Герцен А. И. Николай как оратор. — Колокол, 1865, 1 декабря, л. 209; Герцен, т. 18, с. 472).

http://azbyka.ru/fiction/rasskazy-babush...

Древняя постройка вспыхнула ранним утром. О пожаре сообщили местные жители. К месту ЧП тут же съехались сотрудники МЧС. Но деревянный храм выгорел за считанные минуты. http://www.stav.kp.ru/daily/26867.7/3909259/ Расположена к северу от Петрозаводска, в самом конце Чупа-губы Онежского озера. Церковь была построена в 1774 г. и по праву является вершиной шатрового деревянного зодчества. Церковь расположена на самой высокой точке маленького скалистого полуострова. Но вся уникальность и прелесть ее видна не сразу. Если смотреть издалека, то может показаться, что храм совсем невысокий, но когда приближаешься к церкви, то сразу пропорции здания становятся длиннее и церковный шатер все быстрее и ярче появляется на горизонте. Изящный силуэт церкви устремлен вверх, что завершает раскинувшееся во все стороны пространство. Данного вида картина поражает законченностью расположенных на ней деталей. Именно в высотности данного архитектурного сооружения и заключена основанная его идея, которая заключалась в памяти и скорби по своим погибшим землякам, участвующим в Кижском восстании 1769-1771 г.г. Церковь символизирует веру в будущие победы. Успенская церковь, после своей постройки принадлежала прионежской школе шатрового зодчества. Церковь никогда не перестраивалась, но подлежала реставрации в 1927 г., в 1950-х г.г., а также в 1999 г. Летом в 1960 г. Совет министров РСФСР решил поставить церковь на государственную охрану. Известно, что недалеко от церкви стояли два деревянных здания, но они исчезли во времена Советской власти. Это были: шатровая колокольня и зимняя церковь Рождества Богородицы. На протяжении 1829-1831 г.г. рядом с храмом была выстроена на деньги прихожан деревянная колокольня. В 1857 г. зимняя церковь. Но в 1930 г. построенная колокольня была разобрана, а зимний храм убрали в 1960-е г.г. Что касается архитектурных особенностей Успенской церкви, то основной ее объем состоит из двух восьмерок с повалом, которые поставлены на четверик; присутствует прямоугольный алтарный прирубок и два висячих кольца. Высота церкви достигает отметки в 42 м, что ставит ее на первое место по высоте в ряде всех сохранившихся церквей того времени.

http://sobory.ru/article/?object=00150

Иванов Н.А. Система миллетов. – Иванов Н.А. Система миллетов в Арабских странах XVI–XVII вв./Восток. 1992. 6. С. 29–41. История Грузии. – История Грузии. Т. 1. Тб. 1962. Каптерев Н.Ф. Господство греков. – Каптерев Н.Ф. Господство греков в Иерусалимском патриархате с первой половины XVI до половины XVIII века/Богословский вестник. 1897. Май. III. С. 198–215. Июль. II. С. 27–43. Каптерев Н.Ф. Русская благотворительность Синайской обители. – Каптерев Н.Ф. Русская благотворительность Синайской обители в XVI, XVII и XVIII столетиях/Чтения в обществе любителей духовного просвещения. 10–11. М. 1881. С. 363–414. Каптерев Н.Ф. Характер отношений. – Каптерев Н. Ф. Характер отношений России к православному Востоку в XVI и XVII столетиях. Сергиев Посад. 1914. Каптерев Н.Ф. Хлопоты московского правительства о восстановлении Паисия. – Каптерев Н.Ф. Хлопоты московского правительства о восстановлении Паисия Александрийского и Макария Антиохийского на их патриарших кафедрах и о разрешении от запрещения Паисия Лигарида/Богословский Вестник. 1911. 9. С. 67–98. 10. С. 209–232. Карташев А.В. Очерки. – Карташев А.В. Очерки по истории русской церкви. Т. 1–2. М. 1993. Катиб К. – Катиб К. Науфитус, митран Сайданайя (Неофит, митрополит Сайда-найский)/аль-Машрик. 1900. С. 1068–1072. Качарава Ю.Ю. – Качарава Ю.Ю. Политическое положение Грузии и вопросы взаимоотношений с Россией (2 пол. XVII века). а/р, Тб. 1968. Кекелидзе К. – Кекелидзе К. Грузинская версия арабского Жития св. Иоанна Дамаскина /ХВ. Т. 3. Вып. 2. Пг 1914. С. 119–174. Кириллина С.А. – Кириллина С.А. Очарованные странники. Арабо-османский мир глазами российских паломников XVI–XVIII столетий. М. 2010. Кобеко Д.Ф. – Кобеко Д.Ф. Разрешительные грамоты иерусалимских патрархов/ЖМНП. 1896. июнь. С. 270–279. Кобищанов Т.Ю. – Кобищанов Т.Ю. Христианские общины в арабо-османском мире (XVII – первая треть XIX в.). М. 2003. Кобищанов Т.Ю. Крест над Бейрутом. – Кобищанов Т.Ю. Крест над Бейрутом: российская экспедиция в Восточное Средиземноморье 1769–1774 гг. в восприятии сирийских современников/Вестник Московского университета. Сер. 13. Востоковедение. 2009. 1. С. 3–23. 2. С. 3–21.

http://azbyka.ru/otechnik/Istorija_Tserk...

Игумения или монахиня могут быть указом Патриарха удостоены права ношения наперсного креста и креста с украшениями, к-рое сохраняется за награжденными пожизненно. За особые заслуги игумении могут быть также награждены правом ношения патриаршего креста. Общецерковные награды - это ордена, медали, наградные знаки и благословенные грамоты. Этих наград могут удостаиваться как клирики, так и миряне, а также лица, не принадлежащие к Церкви, ввиду их заслуг перед Церковью. Ордена имеют зап. происхождение. В средневековье в результате крестовых походов на Св. земле появились полувоенные-полумонашеские католич. об-ва с обетом безбрачия для их членов - ордена госпитальеров и тамплиеров, которые послужили прообразом подобных орг-ций в Зап. Европе. Члены этих об-в носили на себе знаки принадлежности к такой орг-ции. Впосл. эти знаки разных степеней стали вручаться монархом гос. и военным деятелям за их заслуги, к-рые делали награждаемых т. о. лиц достойными вступления в тот или иной орден, и подобные награждения утратили связь с обязательным целибатом. Такие награды сохранились и в тех гос-вах, где была проведена Реформация; в протестант. гос-вах, равно как и в католич. странах, вводились также и новые ордена, но по сей день выражение «кавалер ордена» служит напоминанием о происхождении этой награды из рыцарских орденов. Первый орден в России - св. ап. Андрея Первозванного - был учрежден царем Петром I Алексеевичем в 1698 г. До конца существования Российской империи он оставался ее высшим орденом. Заново учрежденный в постсоветский период, этот орден и ныне является высшим среди гос. орденов Российской Федерации. В 1714 г. царь Петр учредил в честь своей супруги Екатерины Алексеевны 2-й орден - св. Екатерины. Им награждались с тех пор жены гос. деятелей и военачальников за их собственные заслуги, но также с учетом заслуг их мужей. Сама Екатерина, став императрицей, учредила в 1725 г. орден св. Александра Невского. В 1769 г. Екатерина II ввела военный орден св. вмч. Георгия в 4 степенях. В 1782 г., в день 20-летнего юбилея своего царствования, Екатерина II учредила орден св. равноап. кн. Владимира - тоже в 4 степенях. Имп. Павел I в 1797 г. причислил орден св. Анны к российским орденам и разделил его на 3 степени. При имп. Николае I Павловиче в 1831 г. в систему российских орденов были введены польск. ордена: Белого Орла, без степеней, и святого Станислава, разделенный на степени, а также орден «Virtuti militare» («За воинскую доблесть»), который просуществовал всего несколько лет.

http://pravenc.ru/text/2564592.html

Княжевич, Александр Максимович (1792–1872) — с 1831 по 1844 год директор канцелярии министра финансов, с 1844 по 1854 год директор департамента государственного казначейства, с 1858 по 1862 год министр финансов. 865 Экзекутор — чиновник, ведавший хозяйственными делами и надзором за внешним порядком в канцелярии. 866 Суджа — в те годы уездный город Курской губернии. 867 Неклассная должность — нештатная, замещаемая лицом, не имеющим чина. 868 Советую вам сделать его на Васильевском Острове у портного Доса. — Сшить, по случаю причисления к министерству народного просвещения, вицмундир у портного Доса советовал самому Лескову писатель и царедворец Болеслав Маркевич в 1874 году (значит, лет через тридцать пять после описываемого в рассказе). Лесков наотрез отказался «рядиться в ливрею» (А. Лесков. Жизнь Николая Лескова, стр. 297–298). 869 «Не благо быть человеку одному» — цитата из библии (Бытие, II, 18) — слова бога перед созданием Евы из ребра Адама. 870 …«матерой вдове Мамелефе Тимофеевне»…— Мамелфа Тимофеевна — мать былинного героя Василия Буслаева. 871 Поважный — важный, степенный. 872 …«как пес на своя блевотины» — цитата из библии (Книга притчей Соломоновых, XXVI, 11). 873 Срывка — взятка, побор, вынужденный подарок. 874 «Будь бела как снег и чиста как лед, и все равно людская клевета тебя очернит» — цитата из «Гамлета» (д. III, сц. 1). 875 Жаколио, Луи (1837–1897) — французский писатель, много путешествовавший по колониальным странам и описывавший их. 876 …как начальник колена Иуды, от собственных чресл своих. — Колено — род. Чресла — здесь: потомки. 877 Уряд — должность, служебное положение. 878 Стиракса — благовонная смола для курений. 879 «Кабинет» — правительство. 880 Скобелев, Иван Никитич — см. о нем прим. к стр. 57. 881 «Москаль Чаривник» («Солдат-волшебник») — комедия классика украинской литературы И. П. Котляревского (1769–1838). Написанная в 1819 году, была напечатана только в 1841 году. 882 Полевой, Николай Алексеевич (1796–1846) — известный журналист и писатель. 883

http://pravbiblioteka.ru/reader/?bid=691...

– Когда же построено и ко освящению изготовлено будет, то о освящении оной церкви и о даче священного антиминса бить челом в Московскую Синодального Правления Канцелярию особливо. А дóндеже настоящая церковь построится, велеть оной часовне быть и для обстоящей нужды часы, утрени и вечерни и молебны, кроме литургии, в ней исправлять позволить. А за то, что тую часовню означенные попы допустили построить без благословения и указа, собою, хотя они и немалому штрафу и наказанию достойны, но оное им за невежество, по снисхождению Синодальной Канцелярии, оставляется. И о том города Белополья духовных дел управителем послать указ, о чем се и посылается; города Белополья духовным управителем о вышеписанном чинить по сему Её Императорского Величества указу. Герасим, Архимандрит Богоявленский, Секретарь Алексей Васильев». Октября 8 1739 года. По сему указу видно, что а) в Ворожбе существовала Покровская церковь , но сгорела в 1739 году, причем видно и то, что в 1739 году ворожбянский приход был уже так велик, что при ворожбянской церкви были два священника. Б) Вместо сгоревшего храма священники и прихожане поспешили сами собою построить часовню и просили разрешения, как на построение нового храма, так и на совершение богослужения на престоле часовни с антиминсом. Храм разрешено построить, дозволено совершать до времени и богослужение в часовне, кроме святой литургии. Самовольное же построение часовни в виде церкви прощено «по снисхождению к невежеству». Памятником сей часовни служит каплица, построенная на каменном фундаменте. В 1769 году согласно с просьбою прихожан разрешено было Севским архипастырем Кириллом обветшавший деревянный храм, перестроить и поставить на каменном фундаменте. Но вместо того, чтобы перестраивать обветшавший храм, прихожане построили каменный храм, который и освящён в 1778 году. По последнему штату причт получает жалованье третьего класса 366 рублей серебром. По переписи 1732 года а) в слободе Ворожбе два священника и школа, старшины и казаков 223, подпомощников 436, работников 48, подданых сотника Куколя 106, сотника Скрыцкого 47, сотника Алексея Даценка 17, священника Петра Степанова 9, а всего 896 душ мужских; б) в слободах ворожбянской сотни – в Климовке, где при храме школа, 421 душа мужская, в Прорубе, где при храме гошпиталь, казаков 122, подпомощников и работников 508, подданых Куколя 49, священника Данилова 12, итого 691 душа мужская пприхожан. За тем число прихожан ворожбянского храма по ведомостям: в 1750 году 1488 душ мужских, 1403 женских, в 1770 году 1629 мужских, 1440 женских, в 1790 году – 1279 мужских, 1292 женских, в 1810 году 1599 мужских, 1623 женских, в 1830 году – 1702 мужских, 1697 женских, в 1850 году 1714 мужских, 1839 женских прихожан. От холеры 1831 года умерло 15 человек, а в 1848 году до 95 человек. Кроме того в 1845 году в приходе сгорело до 200 дворов, а в 1849 году было три пожара, причинившие также довольно ущерба и бедности прихожанам.

http://azbyka.ru/otechnik/Filaret_Cherni...

Мусин–Пушкин Иван Иванович (1835–1894) — граф, действительный статский советник — 252, 256, 263, 288 Мусина–Пушкина Варвара Дмитриевна — попечительница московского родильного приюта; жена И. И. Мусина–Пушкина — 256, 263, 264, 286, 288 Муханов Михаил Петрович — председатель Общества взаимного вспомоществования русских художников — 108 Муханова Марья Сергеевна (1802–1882) — фрейлина — 256, 260 Мюллер Макс (1823–1900) — английский филолог–востоковед, специалист по индологии и мифологии — 137 Надя, дочь П. И. Заркевича — 123 Назаревский Константин Сергеевич — выпускник Смоленской Духовной семинарии (1857); товарищ отца Николая — 107, 195 Назаревский Сергей Владимирович (1848–1896) — выпускник (со степенью магистра) Московской Духовной академии (1870); чиновник по особым поручениям при Главном управлении по делам печати (в 1870–х гг.); публицист, секретарь «Московских ведомостей», сотрудник «Правительственного вестника» — 268 Нана Саиб — Нана Сахиб — один из руководителей индийского народного восстания 1857–1859 гг. — 158, 159 Наполеон I (Наполеон Бонапарт) (1769–1821) — французский император (18041814) — 196, 323 Наполеон III (Луи Наполеон Бонапарт) (1808–1873) — французский император (1852–1870) — 86 Нассауский Николай–Вильгельм (1832–1905) — немецкий принц; второй муж младшей дочери А. С. Пушкина — Наталии Александровны — 293 Наталья Александровна, начальница петербургского приюта — 221 Наташа, гимназистка, дочь И. В. Махова — 236 Невский Александр Алексеевич (1818–1896) — выпускник Московской Духовной академии (1844); инспектор и смотритель Заиконоспасского Духовного училища; педагог, духовный писатель — 278 Нейдгарт Александр Алексеевич — Нейдгардт Алексей Александрович — член Московского окружного суда, штабс–капитан; член Православного миссионерского общества (с 1870 г.); позже — прокурор и управляющий Канцелярией московской Конторы Святейшего Синода (с 1883 г.) — 253 Нейдгарт (Нейдгардт) Мария Александровна (урожд. Талызина) (1831–1904) — попечительница Мариинского училища и председатель совета Дамского

http://predanie.ru/book/214600-dnevniki-...

   001    002    003   004     005    006    007    008    009    010