27. Евстафиев. Начальные основания педагогики, методики и дидактики. 1880. 28. Ельницкий. Общая педагогика. 1881. 29. Зальцман. О неблагоразумном и превратном домашнем воспитании детей. 1831. 30. Зеленский. Уход за правильным развитием мышления и чувства. 187882. 31. Калиновский. О развитии в детях чувства народности (брош.) 1883. 32. Kay, Education and Educators. 1883. 33. Кестнер. Как бывает и как быть могло бы. 1862. 34. Классовский. Заметки о женщине и ее воспитании. 1874. 35. Конради. Исповедь матери. 1876. 36. Куплетский. Начала религиозного воспитания и обучения. 1883. 37. Currie. The principles and Practice of Common – school Education. 1870. 38. Легувэ. О воспитании детей в первые годы и в юношестве. 1878. 39. Леонова. О религиозно-нравственном воспитании детей. 1884. 40. Локк. О воспитании детей. 1769. 41. Лядов. Руководство к воспитанию и обучению детей. 1883. 42. Маутнер. Руководство к правильному физическому и нравственному воспитанию детей в первом возрасте. 1856. 43. Miller. Му schools and Shoolmasters. 1883. 44. Михайловский. О религиозном воспитании до школы (брош.) 1875. 45. Морачевский. Способы начального воспитания и обучения. 1882. 46. Неккер-де-Соссюр. Постепенное воспитание или изучение целей жизни. 186570. 47. Николаевский. Руководство к изучению главных оснований педагогики. 1883. 48. Ободовский, (по Нимейеру) Руководство к педагогике. 1835. 49. Орлов. Сердце как предмет воспитания (брош.) 1883. 50. Осипов. Нравственное воспитание с русской точки зрения (брош.) 1881. 51. Оуэн. Об образовании человеческого характера. 1881. 52. Павлович. Педагогика. 1873. 53. Perez, Essai de pedagogie experimentale. 1880. 54. Пильц. О воспитании и обучении или педагогические цветы. 1868. 55. Пирогов. Собрание литературно-педагогических статей. 1861. 56. Рамбоссон. Материнское воспитание, основанное на законах природы. 1872. 57. Рощин. Очерк главнейших практических положений педагогики, дидактики и методики. 1881. 58. Редкин, Новая библиотека для воспитания. 1847.

http://azbyka.ru/otechnik/Aeksej_Malcev/...

71 Фернейский мудрец – имеется в виду французский философ-просветитель Вольтер (псевд.; наст, имя и фамилия Франсуа Мари Аруэ; 1694– 1778), поселившийся в замке Фернэ близ Женевы, на границе Франции и Швейцарии, после запрета французского правительства въезжать в Париж и покинувший Фернэ только перед смертью. 72 Эразм Роттердамский (1467–1536) –один из наиболее выдающихся гуманистов эпохи Возрождения, автор «Похвалы Глупости», полемизировавший с Лютером по вопросу о свободе воли и предопределении. Ульрих фон Гуттен (1488–1523)– германский писатель-гуманист, принявший сторону Лютера в его борьбе с Римом. 73 Гумбольдт Вильгельм Фридрих фон (1767–1835) –лингвист и прусский политический деятель, друг Шиллера и Гете. Гумбольдт Александр Фридрих фон (1769–1859) – младший брат Вильгельма фон Гумбольдта, натуралист, путешественник, основатель ботанической географии. 74 Нибур Бартольд Георг (1776–1831) – немецкий историк Рима и Византии, его «Рассказы о греческих героях» были переведены на русский язык в XIX в. и пользовались популярностью в России. 75 Эвклид (315–255 до н. э.) – великий математик древнего мира, основавший школу в Александрии. Его «Элементы геометрии» были одной из основ античной образованности и комментировались неоплатоником Проклом. 76 Он при этом справедливо выделяет из своего обзора древний Египет и современный Китай, видя в них скорее своеобразные и замкнутые культурные миры, нежели собственно государства. Неосновательность считать их только государствами видна из того, что, например, Египет имел несколько преемственно сменявшихся средоточий своей жизни (Мемфис, Фивы, Саис) и его история, по крайней мере раз, была прервана на целых четыре столетия (нашествие и владычество азиатского племени гикс ов). 78 Зороастр (Заратустра) – основатель религии древних иранцев, маги прорицатель, живший не позже 1000 лет до н. э. 79 См. новейшую беллетристику и в глубоком соответствии с нею – новейшую юриспруденцию с ее заботами больше о преступниках, чем о непреступниках.

http://azbyka.ru/otechnik/Konstantin_Leo...

(WHATELEY, RICHARD) Ричард Вэйтли (1786–1863) был английским логиком и богословом, а также архиепископом Дублина (1831–1863). В книге «Логика» (1826) он изложил суть своих представлений о том, как человек должен использовать свой разум. Он оставил свои мемуары, посмертно опубликованные в 1866 г. его дочерью – «Жизнь и переписка...» (Life and Correspondence...). Кроме того, Вэйтли редактировал книгу Уильяма °Пэйли «Свидетельства и моральная философия» (Evidences and Moral Philosophy). Но самой неувядаемой частью его наследия с точки зрения апологетики стал памфлет «Исторические сомнения относительно Наполеона Бонапарта» (Historic Doubts Relative to Napoleon Bonaparte, 1819). В этом коротком произведении он высмеивает скептицизм, доведя до абсурда ту логику, посредством которой опровергают подлинность Библии. Взяв в качестве примера историческую фигуру всё ещё живого тогда Наполеона I (1769–1821), Вэйтли стал применять принципы скептицизма Дэвида °Юма (Hume; 1711–1776). По его словам, удивляться, что у публики до сих пор дух захватывает от подвигов Наполеона, учитывая их исключительность, не приходится. Но, похоже, никто не задавался критически важным вопросом – а существовал ли Наполеон вообще? Вэйтли отмечает, что не подвергнутое сомнению – не обязательно несомненно. Люди слишком охотно соглашаются с тем, что привыкли считать само собой разумеющимся. ещё Юм указывал, сколь легковесны основания, на которых люди готовы поверить в любую историю, если она тешит их воображение. Исследовав имеющиеся данные, Вэйтли приходит к выводу, что, за исключением редких свидетельств из первых рук, в роли авторитетного источника истины выступили газеты. Однако если применить три критерия Юма для оценки достоверности показаний (см. Новый Завет: историческая достоверность), газеты не выдерживают проверки по всем трём пунктам. Юм задавал три вопроса относительно свидетелей: 1)      Была ли у них возможность узнать правду? 2)      Не заинтересованы ли они в сокрытии истины или распространении лжи?

http://azbyka.ru/otechnik/konfessii/ents...

Вслед за инициативой Лафонтена выступают один за другим баснописцы, подхватывающие разработанную им парадигму жанра (часто включая, между прочим, характерное метрическое построение с вариативным числом стоп в стихе). Назовем только наиболее известных: во Франции – Э. Ле Нобль («Contes es Fables», 1699), Ж.-П. Флориан (1755–1794), в Германии – Ф. фон Хагедорн (1708–1754), К. Ф. Геллерт (1715–1769) «Fabeln und Erzahlungen» 1746–48), в России – А.П. Сумароков (1717–1777), M. М. Херасков (1733–1807), И.И. Хемницер (1745–1784), и, наконец, И.И. Дмитриев (1760–1837), принадлежавший к карамзинистской формации русских европейцев и в контексте этого европеизма доведший нормативное усвоение парадигмы до определенной зрелости. Рядом с Дмитриевым стоял А.Е. Измайлов (1779–1831), усвоивший в принципе ту же парадигму, но добавивший момент гробианистского вызова. Современники уже готовы были принять Дмитриева как русского баснописца par excellence, как русского классика жанра. Такую точку зрения надолго удерживает и защищает умный скептик Петр Андреевич Вяземский, еще в 1823 г. в своей статье «Известие о жизни и стихотворениях И.И. Дмитриева» отстаивая центральное положение этого автора в русской басенной словесности: «Здесь видели мы поэта счастливым победителем предшественников, образцом, открывшим дорогу последователям и соперникам» 279 . Характерно, что он особо хвалит у Дмитриева свободу и одновременно адекватность в передаче французского образца. «Кот, Ласточка и Кролик» почитается одною из лучших басен Лафонтена. Прочтите басню в переводе и подивитесь творческому искусству переводчика…» 280 . Еще более энергично он настаивает уже в конце своей долгой жизни, в записях 1876 г., когда басни Дмитриева давно перестали быть темой актуальных дискуссий, на их жанровой идентичности: «Басни Дмитриева всегда басни. Хорош или нет этот род, это зависит от вкусов; но он придерживался условий его» 281 . Есть некая ирония истории в том, что именно Дмитриев уговорил своего будущего победоносного соперника Крылова всерьез заняться басней 282 ; так он сам послужил необратимому концу собственной репутации русского Лафонтена. Рассудочное изящество Дмитриева оказалось совершенно неконкурентоспособным перед натиском крыловского темперамента, а самый тип творческой установки басен Дмитриева скоро показался безнадежно старомодным.

http://azbyka.ru/otechnik/Sergej_Averinc...

С. 441. Маршал Ланн — Жан Ланн, герцог де Монтебелло (1769–1809), один из выдающихся полководцев наполеоновской армии. 268 С. 442. Буржуа, если заговорит высоким слогом — моя жена… — На эту характерную черту речи французского буржуа до Достоевского обратил внимание Бальзак, который в очерке 1840 г. «Бакалейщик» (2-й вариант) писал: «В каком квартале ни производили бы вы опыт, никогда бакалейщик не произнесет легкомысленно: „моя жена“, но скажет: „моя супруга“. В словах „моя жена“ подразумеваются нелепые, странные, низкопробные идеи, подменяющие божественное создание вещью. У дикарей — жены, а у цивилизованных народов — супруги». 269 С. 445. Блазированный — пресыщенный (франц. blasé). 270 С. 445. Le Russe est sceptique et moqueur — не принадлежа ни к какой нации. — Достоевский имеет в виду, в частности, ряд замечаний о русских, высказанных французским путешественником А. де Кюстином в книге «Русские в 1839» (ср.: La Russie en 1839/Par le Marguis de Custine, 2-е éd. Paris, 1843. V. 1. P. 303; V. 2. P. 90, 100 etc.). В 1847 г. в серии фельетонов «Петербургская летопись» Достоевский полемизировал с книгой Кюстина (см.: наст. изд. Т. 2). 271 С. 446. …я не претендую, как Лесажев бес, снимать крыши с домов. — Речь идет об Асмодее, персонаже романа французского писателя Алена Рене Лесажа (1668–1747) «Хромой бес» (1707). Достоевский вспомнил этот роман не случайно. Лесаж изобразил замаскированными под испанцев французских буржуа, которые, с его точки зрения, не что иное, как «воры из третьего сословия», и аристократов, погрязших в паразитической и распутной жизни. 272 С. 448. Мелодрама не умрет, покамест жив буржуа. — Пародийная характеристика французской драматургии времен Наполеона III, типичными представителями которой были Эмиль Ожье (1820–1889), Викторьен Сарду (1831–1908), Франсуа Понсар (1814–1867), совпадала с оценкой творчества этих писателей в статьях Чернышевского, Салтыкова-Щедрина и авторов, напечатавших свои обзоры в журнале «Время» (см., напр.: Бибиков А. П. Как решаются нравственные вопросы современной французской драмой//Время. 1862. 273

http://pravbiblioteka.ru/reader/?bid=687...

С. 462. Шенапан — негодяй (франц. chenapan). 280 С. 465. Художник, например, написал картину Ге. — Автор написал «как кому угодно»… — Здесь полемический выпад против M. E. Салтыкова-Щедрина, напечатавшего сочувственный отзыв о картине H. H. Ге (1831–1894) «Тайная вечеря» (см.: Современник. 1863. «Наша общественная жизнь»). Эта картина, показанная впервые на осенней выставке Академии художеств в 1863 г., вызвала разноречивые толки. Впоследствии Достоевский упрекал H. H. Ге в преднамеренном смешении «исторической и текущей» действительности, отчего, по его мнению, «вышла фальшь и предвзятая идея, а всякая фальшь есть ложь и уже вовсе не реализм» (Дневник писателя, 1873, «По поводу выставки»). «Как кому угодно» — статья Щедрина, напечатанная в «Современнике» за 1863 г. 281 С. 465. Сандальный нос — нос пьяницы. 282 С. 467. …ну хоть утверждать, например, вслед за Боклем, что от цивилизации человек смягчается… — В двухтомном труде английского историка и социолога Генри Томаса Бокля (1821–1862) «История цивилизации в Англии» высказана мысль, что развитие цивилизации ведет к прекращению войн между народами (см.: Бокль Т. История цивилизации в Англии. СПб., 1863. Т. 1. С. 141–146). 283 С. 467. Вот вам Наполеон — и великий, и теперешний. — Имена французских императоров — Наполеона I (1769–1821) и Наполеона III (1808–1873) — названы в связи с тем, что периоды правления того и другого ознаменовались большим количеством войн, которые вела Франция. 284 С. 467. Вот вам Северная Америка… — В 1861–1865 гг. в Северной Америке шла война против поднявших мятеж рабовладельческих штатов Юга, сопротивлявшихся отмене рабства. 285 С. 467. Вот вам, наконец, карикатурный Шлезвиг-Гольдштейн… — Немецкое герцогство Шлезвиг-Гольштиния с 1773 г. фактически стало провинцией Дании. В 1864 г. шла прусско-датская война, закончившаяся присоединением этой территории к Пруссии. 286 С. 468. …Атиллы да Стеньки Разины… — Атилла (?—453) — вождь племени гуннов, возглавлявший опустошительные военные походы на территории Римской империи, Ирана и Галлии. Степан Тимофеевич Разин (ок. 1630–1671) — донской казак, возглавивший крестьянскую войну в России 1667–1671 гг. 287

http://pravbiblioteka.ru/reader/?bid=687...

Филатки – популярные водевили из простонародной жизни «Филатка с детьми» П. И. Григорьева1 (поставлен на сцене Александринского театра 23 ноября 1831 г.) и «Филатка и Мирошка – соперники, или Четыре жениха и одна невеста» П. Г. Григорьева2 (поставлен 30 ноября того же года). Особенно большим успехом у демократического зрителя пользовался второй из названных водевилей, продержавшийся в репертуаре до 1850х гг. Кабриолет – одноконный экипаж, управляемый самим седоком ( фр. ). «Димитрий Донской» – трагедия в стихах В. А. Озерова (1769–1816); поставлена в 1807 г. …анекдот о том, что пушка сама по себе, а единорог сам по себе . – В записной книжке князя П. А. Вяземского этот анекдот звучит следующим образом: «Никогда я не могла хорошенько понять, какая разница между пушкою и единорогом», – говорила Екатерина II какому-то генералу. «Разница большая, – отвечал он, – сейчас доложу Вашему Величеству. Вот изволите видеть: пушка сами по себе, а единорог сам по себе». – «А, теперь понимаю», – сказала императрица» (Вяземский П. А. Старая записная книжка. Л., 1929. С. 93). Единорог – старинное русское артиллерийское орудие, получившее свое название от изображенного на нем мифического зверя с одним рогом на лбу. …«Гут морген!»…  – доброе утро ( нем. ). Рапе – высший сорт французского нюхательного табака. – Моя жена! – Что вам угодно? – Ступайте на кухню! (искаж. нем.  – Meine Frau! – Was wollen sie doch? – Gehen sie in die Küche!) Торнюра – сложение, фигура (от фр. tournure). Гавот – старинный французский танец в умеренном темпе. Главный штаб – один из высших органов военного управления в России. Государственный совет – высший законодательный орган Российской империи, члены которого назначались императором; собирался в Зимнем дворце. «Северная пчела» – первая крупная частная газета в России, политическая и литературная, издававшаяся в Петербурге Ф. В. Булгариным (с 1825 по 1830 г. единолично, с 1831 по 1859 г. совместно с Н. И. Гречем). В 1825–1830 гг. газета выходила три раза в неделю, с 1831 г. – ежедневно. Была очень популярна. Тираж ее доходил до 10 тыс. экземпляров. Деятельность газеты контролировалась правительством.

http://azbyka.ru/fiction/peterburgskie-p...

1766 1768 „ 1769 „ „ 1770 „ 1771 1773 1775 „ „ „ „ „ „ 1776 1777 „ 1778 1779 „ 1781 1782 1784 1785 1786 „ 1787 „ „ „ „ „ „ „ 1788 „ „ „ „ „ 1789 1790 1791 1792 1796 1797 1798 1799 „ „ „ „ 1803 „ 1804 1805 1808 1809 1810 1811 1812 „ „ „ 1813 1814 1815 „ 1817 „ „ „ „ „ 1819 1823 1824 „ „ „ 1826 1827 1828 1829 1831 1832 1838 „ 1840 1841 1842 „ „ „ „ 1845 „ „ 1846 1847 1855 „ 1858 1860 1868 1871 1872 „ 1873 1874 „ 1877 1884 „ Спасо-Великопустынский Клименцы или Ионы Климецкого Воскресенский-Смольный Богоявленский на Сокове Верхочепецкий-Крестовоздвиженский Семилуцкий-Спасов-Преображенский Николаевский-Успенский-Венев Спасо-Преображенский Троицкий-Истобенский Спасо-Каменский Ильинский-Саранский Крестовоздвиженский – Костромской Пыскорский-Спасо-Преображенский Соколиницкий-Николаевский Троицкий-Петропавловский-Елецкий Черноостровский-Николаевский Шаровкин-Успенский Успенский-Богородицкий-Владимирский Ламбасская Христорождественский-Уфимский Варнавинская-Троицкая Андогская или Андозерская-Успенская Макариевская-Предтечевская Духов-Рязанский Покровский-Верхотурский Богословский-Чердынский Богоявленский – Преображенский – Невьянский Благовещенский-Новгородский Пятницкий-Успенский-Острогожский Братский-Богоявленский-Киевский Евфимиев-Благовещенский-Плотинский Межигорский-Преображенский-Спасский Михалицкий-Рождество-Богородицкий на Молоткове Муромский или Мурманский-Успенский Предтечев-Лукинский-Сумский Софийский или Спасо-Софийский-Киевский Успенский на Курцове-Холмогорский Боровая-Гороховатская-Богородицкая Вознесенский-Кременский Куряжский – Старохарьковский – Преображенский Симонов-Успенский-Московский Троицкий-Мигулинский Успенский-Сумский Богословский-Михаиловский-Киевский Михаиловская-Предтечева Спасо-Преображенская-Сойгинская Воронина-Богородице-Одигитриева-Успенская Николаевский-Розважский-Новгородский Преображенский – Спасский – Братский- Слуцкий Ферапонтов – Белоезерский – Рождественский-Мартемианов Николаевский-Каташинский Петропавловский-Минский Преображенский-Моздокский Успенский-Моздокский Успенский-Усманский Бизюков-Крестовоздвиженский Рождественский – Богород

http://azbyka.ru/otechnik/Spravochniki/o...

Мощи прп. Иова Почаевского Мощи прп. Иова Почаевского Со временем униаты стали с уважением относиться к памяти И., перед его гробницей зажигали свечи, совершались молитвенные последования. Почаевские василиане хлопотали перед Римским папой Климентом XIV (1769-1774) о признании И. святым. Гр. Николай Потоцкий, пожертвовавший средства на строительство новых корпусов и собора Почаевского мон-ря, в письме главе ордена василиан Ипатию Билинскому от 2 нояб. 1767 г. спрашивал, как обстоят дела в вопросах о коронации Почаевской иконы Божией Матери и о канонизации И. Билинский ответил, что канонизация И.- дело «крайне трудное», поскольку в Риме не спешат прославлять подвижников, не являющихся мучениками за католичество, и «требуют больших и необыкновенных чудес, да и те, дознанные от местного правящего епископа, перецеживают и перетряхивают по нескольку раз, собирая для рассмотрения их советы кардиналов» (цит. по: Амвросий (Лотоцкий). 1878. С. 94). О том же говорилось в письмах Билинского в 1769 г. Между тем почаевские василиане составили службу И., заказали ряд гравюр с его изображением. В монастырских документах униат. периода И. назван «блаженным слугой Божиим», «достопочитаемым», что прот. А. Хойнацкий ошибочно считал свидетельством прославления И. для местного почитания. Ок. 1770-1773 гг. была изготовлена доска для печатания иконы И.; в 40-х гг. XIX в. ее использовали православные, изменив куколь и облачение И. (к-рое униаты сделали близким к католическому). Прославление и коронация Почаевской иконы Божией Матери папой последовали в 1773 г., но И. не был канонизирован, как считается, из-за его участия в антиуниат. Киевском Соборе 1628 г.; вслед. почитания И. почаевские василиане в униат. кругах имели репутацию «схизматиков» (православных). 10 окт. 1831 г. Почаевская обитель была возвращена правосл. Церкви, 14 окт. 1833 г. получила статус лавры. К нач. 30-х гг. XIX в. почитание И., по-видимому, почти утратилось. Нижегородский еп. Амвросий (Морев) , осмотрев Почаевский мон-рь, 15 февр. 1832 г. сообщил в Синод, что в пещерной ц. вмц. Варвары почивают мощи «некоего иеромонаха Железо» и они «совершенно целые и нетленные» (цит. по: Хойнацкий. 1888. С. 200). 25 мая 1832 г. девица Матрона Шлегова из Оренбургской губ., 3 года страдавшая головной болью и отвращением ко всему святому, получила исцеление после молитвы у мощей И. и перед Почаевской иконой Божией Матери. О чуде доложили в Святейший Синод, к-рый поручил завести в лавре книгу для записи подобных явлений.

http://pravenc.ru/text/578150.html

Адрес: Пермский Край, Губахинский район, г. Губаха, ул. Ленина,50 Телефон: +7 (34 248) 3-07-76 Электронная почта: allanoskova@yandex.ru Подробнее... Храм Рождества Пресвятой Богородицы (Добрянка) [ править править код ] Судьба старой Добрянки связана с металлургическим заводом, основанным в 1752 году бароном Сергеем Григорьевичем Строгановым. В период роста завода и притока мастеровых поселение обрело первый деревянный храм — Рождество-Богородицкую церковь с двумя приделами: во имя Святителя Николая Чудотворца (освящен в 1769 году) и в честь Рождества Богородицы (освящен не ранее 1777 года). Иконы для храма писал иконописец Ларион Хребтов. Но до нашего времени они не дошли, 1 марта 1831 г. церковь полностью сгорела. Храм разместили в простом доме. 1 марта 1832 года пришло разрешение на начало строительства в Добрянке нового каменного храма. Сооружение Рождество-Богородицкой церкви продолжалось 20 лет. Граф С.Г. Строганов постоянно отслеживал ход строительства, интересовался оформлением храма. Над иконостасом работал резчик В.Хренов, а иконы писали И.Дощенников и С.Юшков. Адрес: 618740, Пермский край, г. Добрянка, ул. Советская, д.4 Телефон: 8 906 876 5954 Подробнее... Храм Усекновения главы Иоанна Предтечи (Култаево) [ править править код ] Храм Усекновения главы Иоанна Предтечи заложен в 1904 году. Его строительство шло 13 лет. Освящен в 1917 году. 28 августа 1917 года соликамским епископом Феофаном освящена церковь Иоанна Предтечи в с. Култаево, заложенная в 1904 году взамен деревянной. Церковь Иоанна Предтечи (Пермский район, с. Култаево, ул. Р. Кашина, д. 69) — памятник архитектуры и градостроительства регионального значения. Из истории прихода известно, что небольшой деревянный храм Култаево был приписан к Свято-Троицкой церкви с. Нижние Муллы. Инициатором строительства каменного собора выступил священник Николай Бельтюков. Кирпичная, с двухсветной храмовой частью, колокольней церковь построена в русско-византийском стиле. Адрес: Россия, Пермский край, Пермский район, село Култаево, улица Романа Кашина, 69

http://azbyka.ru/palomnik/Пермский_край_...

   001    002    003    004    005   006     007    008    009    010