Осенью 1848 г. было решено перевести обитель с Васильевского острова на более уединенное место, к Московским триумфальным воротам. По распоряжению Государя Николая Павловича для монастыря был выделен большой лесной участок 1418 кв. сажен. Проект монастыря создал в 1848 г. зодчий Николай Ефимович Ефимов (1799-1851), который был учеником основоположника русского стиля К.А. Тона. После его кончины строительство вел архитектор Л.Л. Бонштедт, затем Н.А. Сычев. Это был огромный комплекс с генеральным планом всего участка - с парком, кладбищем, огородами и главным монастырским двусветным собором. Первой постройкой на новом месте стала деревянная церковь, освященная в честь Казанской иконы Божьей Матери 10/23 октября 1848 г. по проекту архитектора Н.Е. Ефимова и освященная митрополитом Никанором. По этому случаю из Казанского собора Петербурга сюда была доставлена чудотворная икона Казанской Божией Матери. Позднее был возведён каменный собор Воскресения Христова и корпуса для монахинь. В 1854 г. в Неделю Всех Святых переселились монахини с Васильевского острова в каменный корпус. Горизонтальные корпуса сестринских келий, протянувшихся вдоль Московского тракта, прерывались двумя домовыми церквами с пятью малыми главами и шатровыми колокольнями. Монастырские кельи расположены буквой " П " , выходящей передней стороной на Московский проспект. В 1848 г. за монастырем открылось кладбище. Оно очень почиталось в столице. Здесь были похоронены Н.А. Некрасов, Ф.И. Тютчев, К.И. Феофанов, М.А. Врубель, А.Н. Майков, А.Я. Головин, Г.И. Невельской, С.П. Боткин, Д.О. Отт, Я.К. Грот, М.И. Чигорин и многие другие. На кладбище есть скульптурный образ Господа Иисуса Христа, установленный в 1915 году на могиле А.А. Вершининой (1858-1914). К 1917 г. в Новодевичьем монастыре жило около 80 монахинь, действовало несколько художественных мастерских, больница и Свято-Владимирская школа, готовившая учительниц для церковно-приходских школ. После революции монастырь существовал некоторое время под разными названиями: сельскохозяйственное общежитие Воскресенского Новодевичьего монастыря, колхоз " Труд " общежития Новодевичьего монастыря, Воскресенское трудовое братство.

http://sobory.ru/article/?object=00752

17. Нашествие Наполеона. Отечественная война 1812 г. Альбом репродукций. СПб., 1911.//Смоленские губернские ведомости, часть неофициальная к N6, 1849, с. 48-55. Описание торжества происходившего в городе Вязьме 25-го декабря 1848 года, по случаю открытия Всемилостивейше пожалованной Государем Императором в дар городу Вязьме Картины, изображающей сражение при Вязьме 22 октября 1812 года. 18 мая 1848 года, Вяземский Городской Голова получил от Министра Внутренних Дел Льва Алексеевича Перовского уведомление о том, что " Государь Император изволил Всемилостивейше пожаловать в дар городу Вязьме написанную Художником Васильевым копию с картины Мюнхенского Профессора Гесса, изображающей сражение при сем городе " . 1 июня 1848 года она была доставлена в Вязьму и помещена в доме Городского Головы, купца 1-й гильдии, Михаила Исидоровича Неронова. В Городской Думе, стоявшей на Ильинской площади, подготовили зал для установки картины. Из Москвы привезли специально изготовленную для нее позолоченную раму, украшенную Императорской короной, Российским гербом и военными трофеями. Без рамы картина имела размер: 5 ? аршина в ширину и 3 ? в высоту. Вверху картины была установлена вызолоченная металлическая табличка с выбитым на ней текстом: " Дар Государя Императора городу Вязьме, 1848 года 1-го Июня " , внизу: " Сражение при Вязьме 1812 года, Октября 22 дня " . По окончании Божественной литургии, прошедшей в Троицком соборе, все собравшиеся крестным ходом с чудотворной Иверской иконой Божией Матери прошли до Городской Думы. Здесь был совершен благодарственный молебен по случаю избавления Церкви и всей Державы Российской от нашествия Галлов и воспеты: вечная память почившему Императору Александру I и многая лета христолюбивому, победоносному, Всероссийскому воинству. На торжествах присутствовали: Генерал-губернатор Витебский, Могилевский и Смоленский, князь Андрей Михайлович Голицын и Смоленский Гражданский Губернатор Федот Николаевич Шкларевич и в полном составе квартировавший в городе Ряжский пехотный полк.//Трофимовский Н.В. Историко-статистическое описание Смоленской епархии. Смоленск, 1868, с. 326.

http://ruskline.ru/monitoring_smi/2007/1...

й) Сын Отечества, 1848 г., 11, стр. 1–78, статья Савельева-Ростиславича: «Разбор мнений М. Погодина о начале Руси (в защиту исторической правды и автора «Истории Русской Церкви»). к) Северное Обозрение, 1848г., т. I. Стр. 36–60. 1848 11. Святой Великомученик Димитрий Солунский и Солунские Славяне. (Чтения в Общ. Истор. и Древн., год 3, 1847–1848, книга VI). 12. Блаженного Иоанна Мосха Луч Духовный, в переводе с греческого языка. М. 1848. Второе издание, М. 1853 года. 1850 13. Послание Льва, Митрополита Российского, к Римлянам или Латинянам, об опресноках, со сведениями о сочинителе послания. (Временник, 1850г., кн. V). 14. Слова и Беседы, говоренные в Риге. М. 1850 года, 2 части. 1852 15. Историко-статистическое описание Харьковской епархии (выходило отдельно, в разное время; мы помещаем вместе). Отделение 1. Краткий обзор епархии и подробное рассмотрение монастырей. М. 1852 г. 266 стр. Второе издание, Харьков, 1859 г. 322 столбца. Отделение 2. Уезды Харьковский и Валкский. М. 1856 года. 334 столбца. Отделение 3. Уезды Ахтырский, Богодуховский, Сумский и Лебединский. М. 1865 г. 606 столбцов. Отделение 4. Чугуевские округи военного поселения. Уезды Змиевский и Волчанский. Харьков, 1857 г. IV и 336 столбцов. Отделение 5. Уезды Изюмский, Купянский и Старобельский. Купянские и Старобельские округа военного поселения. Харьк. 1858 г. IV и 462 столбц. Рецензии: а.) Вестник Русского Географического Общества. 1859 г., том 27, 10, отд. IV, стр. 31–43. б.) Известия 2-го Отд. Импер. Акад. Наук 1859 г., том VIII, вып. 1, стр. 58–59. 1854 В этом, равно как и в других годах «Воскресного Чтения» встречаем несколько бесед и слов Преосвящ. Филарета, но не указываем их отдельно, потому что они вошли в позднейшее издание его «Слов». Сличи: Слово в неделю 3 по пятидесятнице; слова в 16 д. Августа, в д. Воздвижения, в неделю 24 и беседы на псалом 50 (Воскресн. Чтение, 1854 г., 11, 19, 23, 31 и 47–50). 1856 16. Житие преподобного отца нашего игумена печерского Феодосия (х3 мая 1074), описанное преподобным Нестором, в переводе в переводе на современный русский язык. (Ученые Записки 2-го Отд. Импер. Акад.Наук. Спб. 1856, книга 2, вып. 2, стр. 129–192).

http://azbyka.ru/otechnik/Filaret_Cherni...

Беды нового времени: холера, от которой умер­ло в 1830 г. 5 человек, в 1831 г. – 24, в 1847 г. – 3, в 1848 г. – 113 человек, тогда как больных было до 300 человек. В 1848 г. от страшной засухи, продолжавшей­ся все лето, не только хлеб на полях выгорел, но и трава. Пастбища и сенокосы сделались похожими на проезжие дороги. Только в низких и болоти­стых местах накошено было немного травы в запас для наступающей зимы. От сухого и жаркого лета не могли приготовить достаточного корму для скота на суровую и продолжительную зиму 1848/49 года. Недостаток пищи, жар лета и холод зимы были, как полагают, причиной падежа скот­ского. В Бабаях пало рогатого скота 180 штук. ВАСИЩЕВО И ШУБИНО Первое – по обеим сторонам речки Студенка в 17 верстах от Харькова, второе – на берегу р. Уд в 21 версте от Харькова и в 4 – от Васищева. Васищево и Шубино принадлежали к начальным чугуевским поселениям. Земли Васищева отведены были боярским детям Чугуевской сторожевой службы в 1647 г. – так показывает чугуевская писцовая книга того года. В межевой книге 1665 г. Васищево называется деревней. Но в бумагах 1668 г. и последующих годов Васищево и Шубино называются уже селами, и в чугуевских переписях 1710 и 1712 гг. храм Васищева называется храмом Св. Великомученика Димитрия Селунского, а храм Шубина – храмом Архистратига Михаила. Потому первые храмы в Васищеве и Шубине построены, по всей вероятности, в 1666 г. Ныне существующая в Васищеве деревянная церковь во имя Св. Великомученика Димитрия построена в 1777 г. В 1848 и 1849 гг. она возобновлена. По чугуевским переписям 1710 и 1712 гг. переписаны дворы жильцов Васищева под следующими разрядами: «полевой сотенной службы (3 семьи), рейтары (4), белогородские драгуны (13 семей), дети боярские, они же иначе городовые (15 семей), солдаты прежние (6 семей), солдаты второй статьи (9 семей), отставные из службы (4 семьи), дворы драгунов взятых в плен, живут жены и дети (4), дворы вдовьи (6), гулящие люди (7 семей)». По самой зависимости этих жильцов от Чугуева, равно и по званиям их, очевидно, что Васищево населено великоруссами, назначенными для охранения Белогородской линии от татар. То же видим по переписям и в Шубине. Здесь только та особенность, что показано несколько дворов станичников и садовников, т. е. тех, которые ходили за чугуевскими садами. Отселе само по себе понятно, сколько тревог пережили поселенцы Васищева и Шубина. По чугуевским бумагам видим, что во время бунта Брюховецкого татары и казаки в числе 3000 напали на Васищево и разорили жителей его, а иных убили или увели в плен. III Округ

http://azbyka.ru/otechnik/Filaret_Cherni...

6) Протоиерей Феофилакт Иоаннович Кротков, 1886–1897 гг. Сын диакона. По окончании курса в Московской духов. академии в 1844 году, возведенный в степень магистра богословия, до окт. 1848 года состоял сначала помощником инспектора, а потом профессором в Московской духовной семинарии по предметам патристики, гомилетики и греч. языка. В 1848 г. произведен во священника соборной Троицкой г. Клина церкви и возведен в сан протоиерея. В 1854 г. перемещен в Москву, где проходил служение при церквах: Новодевичьего монастыря (1854–1865 гг.), Ваганьковского кладбища (1865–1872 гг.), Троицкой, в Вишняках (1872–1884гг.), Троицкой, на Грязях (1884–1886 гг.), а с 30 июня 1886 г. при Крестовоздвиженской церкви. 30 июля 1897 г. перемещен к Варваринской, на Варварке, церкви. 7) Священник Павел Иванович Парусников, сын священника, кандидат Богословия. С 3 сент. 1891 г. состоял священником Марие-Магдалининской, во Вдовьем доме, церкви. В 1897 г. 13 авг. переведен на настоящее место. Состоит законоучителем в Императорском Строгановском училище технического рисования и в частном реальном училище К. К. Мазинга. Диаконы 1) Симеон Иванович Полянский, 1814–1824 гг. Из класса риторического бывшей Московской академии быв уволен в 1799 г. янв. 29 дня, посвящен во диакона к церкви Вознесения Господня, состоящей бывой Воскресенской округи в селе Еремееве, и в том же году марта 4 дня перемещен в Москву к Николаевской, у Старого Каменного моста, церкви. 22 янв. 1814 г. перемещен к Крестовоздвиженской церкви. † 1824 г. 2) Георгий Стефанович Колычев, 1824–1847 гг. По окончании курса в Московской дух. семинарии, был учителем Высокопетровского училища втечение 4 л. и 8 мес. и, «быв посвящен в стихарь, проповедывал слово Божие во всю бытность в учительской должности». 3 фев. 1824 г. рукоположен во диакона к Крестовоздвиженской церкви, а в 1847 г., по смерти священника Н. В. Богородского, занял место, священника. 3) Александр Николаевич Богородский, 1848–1859 гг. Сын местного священника. Поступил на место по окончании курса в Московской духовной семинарии, в 1848 г. сент. 12 дня. В 1859 г. рукоположен во священника в Московский Георгиевский бывший монастырь.

http://azbyka.ru/otechnik/Nikolaj_Kedrov...

3 Селевкийская епархия лишилась своего архипастыря Иакова, который почил о Господе 1848 года февраля 4 дня. Но в том же году декабря 12 дня антиохийский патриарх в Бейруте посвятил на его место игумена Манулской обители Захарию. 4 В Эмессе 1847 года ноября 26 дня скончался митрополит Мефодий. Преемником его назначен и рукоположен в Бейруте иеромонах Белемендского монастыря Григорий 1848 года декабря 18 дня. 5 Епархия аркийского архиепископа успокоилась после враждебного восстания племени ансариев против аккарских православных христиан, случившегося в 1847 году. Извлекаем известие о сем восстании из письма к нам сего архиепископа от 1 октября 1848 года. «Одна жена в Аккаре, епархии моей, любимая сатанинской любовью одного мусульманина, ушла к нему, но отец её с некоторыми разбойниками напал на дом мусульманина, взял её и убежал с нею в горы разбойников. Тогда мусульмане города Триполи столкнулись с ансариями, живущими в Мукате и Сафате, и решились погубить христиан, как в этих селениях, так и в окрестностях их. Как только я узнал о сем, тотчас прибёг к заступлению генерального консула богоспасаемой самодержавной России; и по его заступлению сатрапы послали войско и избавили христиан от меча. Его высочество военноначальник Тахар-паша взял в сей поход из епархии моей довольное число православных. Один из них, первый, которого я просил поискать для вас книгу, содержащую религию ансариев, вторгнулся с 50 молодцами в дом одного ансария, главного вождя их веры, и по тщательном обыске нашёл закопанный в земле на 2 аршина глубины сундучок и в нём желанную книгу в двух томах, в которой заключается вероучение и обрядник ансариев. Сие племя содержит свою веру в глубокой тайне, и когда оно узнает, что их вера открыта человеком другого племени, то по закону своему оно погубит его, хотя бы ему самому пришлось погибнуть. В начале сего междоусобия и нападения на христиан, прежде, нежели подоспела помощь власти, ансарии разграбили в епархии моей одну деревню, называемую Миста, и окрестности её, всего до 300 домов. Если бы не оказано было заступления, то христиане мои и триполийские погибли бы».

http://azbyka.ru/otechnik/Porfirij_Uspen...

И. представил в Синод новое мнение - о нецелесообразности учреждения миссии, возложив эту обязанность на приходских священников. Синод согласился с последним заключением и указом от 22 мая 1838 г. повелел «к находящимся в Оренбургской губернии магометанам миссии для обращения их в Христианство не назначать, равно не учреждать формальной миссии и для язычников, по незначительному их числу и засеянному их жительству между крещеными сородичами, а вместо того поручить токмо местным священникам, в приходах коих таковые непросвещенные имеются, стараться обратить их к Христианской вере по пастырской своей обязанности» (Там же. С. 436). В 1848 г. вопрос об устройстве миссии в епархии был поднят вновь в связи с поручением имп. Николая I Павловича правительству принять меры к обращению язычников, не допуская при этом насилия. В ответ на запрос Синода от 30 нояб. 1848 г. о положении дела с просвещением «идолопоклонников» в епархии И. сообщил, что за 10 лет крещено до 1816 чел. В 1840 г. состоялось преобразование Уфимской ДС и муж. духовных уч-щ в Уфе, Челябинске и Бугульме. Программа семинарии была значительно расширена. Духовные уч-ща подверглись реорганизации: вместо 2 уч-щ (приходского и уездного) с 2-годичным обучением в каждом открылось одно, состоявшее из 3 отделений (низшего, среднего и высшего) с 2-годичным курсом в каждом; в число изучаемых предметов включили краткий курс гражданской рус. истории. В 1843 г. в главном зале Уфимской ДС и смежной с ним комнате была устроена ц. во имя свт. Иоанна Златоуста, освященная И. 11 нояб. 1844 г. Было построено новое каменное здание Челябинского ДУ (1848); И. явился одним из инициаторов открытия впосл. духовного уч-ща в г. Оренбурге. По инициативе И. состоялось упразднение духовного правления в г. Бугульме (1849). Во время эпидемии холеры в губернии (1848) помимо регулярных молебнов перед Уфимской иконой Божией Матери в кафедральном соборе И. совершил крестный ход вокруг города с чудотворной иконой, и, по свидетельству современников, Уфа почти не пострадала от эпидемии.

http://pravenc.ru/text/577984.html

Бакалавры: архим. Серафим, 1823 г. Иером. Гавриил. 1824–1825 г. Иером. Иннокентий Борисов , инспектор академии, 1825–1830 г. Находившийся экономом при покойном патриархе Константинопольском Григории, Константин Икономос, по Высочайшему повелению Его Императорского Величества блаженной памяти Государя Николая Павловича, 1825 г., с жалованьем по 2000 р. из Государственного казначейства. Преосв. Никанор, епископ Ревельский, викарий С.-Петербургской митрополии 1827–1831 г. Архим. Антоний, ректор С.-Петербургской семинарии, 1827 г. Протоиереи: Т. А. Вещезеров, 1827 г. И. А. Грацианский, 1827–1829 г. Бакалавры: священник И. Иванов , 1827 –1848 г. Иером. Исидор Никольский , 1827–1830 г. Архим. Нафанаил Павловский, ректор С.-Петербургской семинарии, 1827–1830 г. Архимандриты: Владимир, инспектор С.-Петербургской семинарии, 1829–1830 г. Макарий, ректор С.-Петербургской семинарии, 1830–1838 г. Иером. Иосиф Позднышев, инспектор академии, 1830 г. Экстраорд. профессор академии С. И. Райковский, 1830 г. Бакалавр, иером. Платон Городецкий , 1830 г. Священник Н. Д. Колоколов, 1831 г. Иером. Николай, инспектор семинарии, 1830–1831 г. Преосв. Смарагд, епископ Ревельский, викарий С.-Петербургской митрополии, 1833 г. Протоиереи: И. С. Добронравин, 1833–1838 г. В. Б. Бажанов, 1833 г. Преосв. Венедикт, епископ Ревельский, викарий С.-Петербургской митрополии, 1834 г. Обер-священник армии и флотов В. Н. Кутневич, 1834 г. Бакалавр, иером. Климент Мажаров, 1835–1839 г. Архим. Афанасий Соколов, ректор С.-Петербургской семинарии, 1838 г. Бакалавры: иером. Иоасаф Покровский, 1838 г. Иером. Евсевий Ильинский , 1838–1839 г. Архим. Филофей Успенский, инспектор академии, 1839–1842. Священники: А. И. Райковский, 1839 г. К. Делекторский, 1839–1842 г. М. Н. Богословский, 1839 г. А. И. Окунев, 1841–1851 г. Архимандриты: Феогност Лебедев, ректор С.-Петербургской семинарии, 1841–1848 г. Аввакум Честной, 1842 г. Бакалавр иером. Иоанн Соколов , 1848 г. Архим. Христофор Еммаусский, ректор С.-Петербургской семинарии, 1848–1850 г.

http://azbyka.ru/otechnik/Ilarion_Chisto...

Господарей, правивших княжествами во время действия Органического регламента, часто называют господарями регламента. Согласно конвенции, подписанной Российской и Османской империями (Аккерман, 26 окт. 1826), в Валашском княжестве господаря Александра Дмитрия Гику (1834-1842) назначило российское правительство, в Молдавском княжестве Михаила Стурдзу (1834-1848) - османское. При Гике в Общественном собрании была образована партия с либерально-национальным уклоном во главе с Йоном Кымпиняну. Господарь принял репрессивные меры против него, что вызвало недовольство населения. Преемник Гики - Георге Дмитрие Бибеску (1843-1848) - проявил себя как хороший администратор, однако довольно категорично был настроен против патриотического движения в стране. Экономика Дунайских княжеств непрерывно развивалась. Было создано Сельскохозяйственное об-во, главной целью которого являлось внедрение прогрессивных технологий; стали применяться сельскохозяйственные машины. Наблюдался рост промышленности; большое развитие получила торговля, между княжествами была упразднена таможня - т. о. был создан единый рынок ( Виноградов. 1987. С. 167-169; История Румынии. 2005. С. 430-432). Революция 1848 г. В правление господарей регламента значительно увеличилась коррупция, участились случаи произвола чиновников и взяточничество, кризис усилился, начался боярско-чиновничий произвол. Общественное собрание попало под влияние господарей, сформировалась оппозиция. В 1848 г. Дунайские княжества охватили волнения, начавшиеся в кон. февр. в Париже как следствие глубокого общеевроп. экономического кризиса 1846-1847 гг. и в короткий срок занявшие Германию, Италию, Австрию, Венгрию и Польшу (т. н. Весна народов). Достижение социальных и национальных свобод в княжествах было затруднено необходимостью преодоления не только сопротивления внутренних реакционных сил, но и внешних имперских факторов; эти условия диктовали необходимость в консолидации румынских княжеств. В Валашском княжестве революционеры под рук. Н.

http://pravenc.ru/text/2661908.html

Стоит ли добавлять, что ни в одном из этих крестных ходов Гоголь не участвовал, ибо в 1847 г. писатель до конца мая находился в Италии, затем во Франции и Германии, а с конца ноября по январь - в Неаполе, откуда и выехал после 18 (6) января на Святую Землю. Таким образом, сведения, сообщенные в письме прп. Амвросия Оптинского о пребывании Гоголя на о. Корфу и его участии в крестном ходе с нетленными мощами свт. Спиридона Тримифунтского, едва ли соответствуют Обратимся к письму прп. Макария Оптинского. Предположим, что 27 января (н. ст.), т. е. 15 января (ст. ст.) 1848 г. Гоголь все-таки сел на корабль на о. Мальта и отправился пусть и не в Константинополь, а на о. Корфу. Оттуда через Смирну (25 января (ст. ст.) он прибыл на о. Родос 27 января (ст. ст.) 1848 г. Следовательно, плавание от о. Мальта до о. Родоса заняло меньше двух недель, точнее, 12 дней: 15 (27) января 1848 г. - 27(9 февраля) 1848 г. Десяти дней на плавание (о. Мальта - о. Корфу - Смирна) должно было хватить, даже если писатель провел какое-то время на о. Корфу. В письме прп. Макария речь уже не идет о «свидетельских показаниях» Гоголя, а лишь о том, что писатель, скорей всего, услышал о чуде от очевидцев или от других горожан, а спустя некоторое время рассказал о нем Н. П. Киреевской. Ведь «весь город ни о чем не говорил, как об этом происшествии, когда Гоголь туда приехал». Само чудесное событие произошло, судя по всему, не во время крестного хода, а при «открытии», вероятно, вскрытии раки с мощами св. Спиридона, что, как мы уже знаем, время от времени практиковалось в Керкире. Все это представляется достаточно правдоподобным, хотя, конечно, нельзя исключить и того, что писатель мог услышать о чуде не на о. Корфу, а, например, во время плавания на корабле между островами греческого архипелага от кого-нибудь из уроженцев Керкиры или просто от любого другого из спутников, бывавших на Корфу. Однако ни в письмах, ни в беседах с современниками Гоголь больше никогда о чуде «с посрамлением англичанина» не вспоминал, как и о самом свт. Спиридоне Тримифунтском. Если, конечно, не считать гоголевского рассказа «об одном англичанине», зафиксированного в одесском дневнике Е. А. Хитрово от 9 февраля 1851 г. Этот рассказ можно с определенными натяжками интерпретировать как своеобразное преломление (с переменой знаков на обратные) гоголевского «сюжета» о крестном ходе с нетленными мощами свт. Спиридона Тримифунтского, изложенного в письме прп. Амвросия Оптинского. По крайней мере, ситуативно здесь присутствует некоторое, хоть и весьма отдаленное сходство. Герой рассказа «дошел до духовной жизни не так, как другие, которые с молоком всасывают правила и убеждения и веру, заповеданную родителями, неприкосновенно сохраняют. Он, напротив, сомневался во всем и не знал, что избрать себе незыблемою опорою. Погруженный раз в такие думы, он увидел покойника, которого несли мимо. «Да вот, - он подумал, - самое верное! Вернее смерти ничего нет!» И с этой мыслью началось его

http://ruskline.ru/monitoring_smi/2013/0...

   001    002    003    004    005    006    007    008    009   010