В 1843-1848 гг. Новгородской епархией управлял митр. Новгородский, С.-Петербургский, Эстляндский и Финляндский Антоний (Рафальский) , к-рый дважды посетил Новгородскую губ.: в сент. 1843 г. на 20 дней и летом 1845 г., прожив там около месяца. Он добился выделения свыше 10 тыс. р. на пособие сверхштатным священно- и церковнослужителям сельских церквей епархии, которые остались вне штата или были лишены средств к существованию. По его указанию были приведены в «безопасный вид» древние и ветхие церкви Новгорода - всего 14 храмов, из которых 5 (располагавшаяся близ Новгорода Успения Пресв. Богородицы, ап. Иакова на Яковлеве ул., Димитрия Солунского на Дослане ул., ц. Иоанна Предтечи бывш. Росткина монастыря и находившаяся «в совершенных развалинах» ц. Всемилостивого Спаса) в 1846-1848 гг. были разобраны. В связи с болезнью митрополита в июле 1848 г. по предложению обер-прокурора Синода Н. А. Протасова решение дел по духовно-учебным заведениям Новгородской епархии было передано еп. Старорусскому Леониду. 4 нояб. 1848 г. указом имп. Николая I на Новгородскую кафедру назначен архиеп. Никанор (Клементьевский) , за митр. Антонием была оставлена С.-Петербургская епархия, однако за то время, пока архиепископ ехал из Варшавы, скончался митр. Антоний, и 20 нояб. 1848 г. Никанор был определен митрополитом Новгородским, С.-Петербургским, Эстляндским и Финляндским. По офиц. данным, митр. Никанор находился в Новгородской губ. месяц в 1849 г., по 2 месяца в 1851 и 1852 гг., летом 1856 г. На протяжении всего своего управления он вел активную переписку с викариями, внимательно следил за епархиальными делами. После смерти митр. Никанора 17 сент. 1856 г. Новгородской епархией до назначения его преемника 1 окт. того же года по причине отсутствия викария руководила Новгородская духовная консистория. В 1856-1860 гг. Новгородская епархия находилась под упр. митр. Григория (Постникова) . Практически каждый год митрополит приезжал в Новгородскую губ. для обозрения церквей и мон-рей и проводил там около 3 месяцев. В 1858 г. в Званке, согласно завещанию вдовы Г. Р. Державина - Дарьи Алексеевны (урожд. Дьякова; 1767-1842), были начаты работы по устройству жен. мон-ря и уч-ща. В дек. того же года в Синоде был рассмотрен предложенный митрополитом проект устройства в бывш. имении гр. А. А. Аракчеева в с. Грузине Новгородского у. миссионерского ин-та (не реализован). После смерти митр. Григория епархией в июне-июле 1860 г. временно управлял еп. Старорусский Евфимий (Беликов).

http://pravenc.ru/text/2577765.html

При храме 120 десятин земли; равно столько же при Архангельском с. Гавриловки, при Дмитриевском Золотого Колодезя, при Васильевском с. Прелесного, при Богородичном с. Михайловки, при Акиминском Новокременного. Метрики Александровского прихода начинаются с 1784 года. Число прихожан: в 1790 году 912 муж., 414 жен.; в 1810 году 916 муж., 851 жен.; в 1830 году 988 муж., 1043 жен.; в 1850 году 1123 муж., 1105 жен. От холеры умерло в 1831 году 89 душ, в 1848 году 71 человек; от цинги умерло 89 человек. Сильный неурожай и падёж скота в 1833 и 1848 годах были тяжелы. ПРИВОЛЬЕ Приволье, на реке Торце, населено г. Мартыновым около 1775 года. Храм во имя Архангела Михаила построен здесь в 1780 году помещицей Стефанидой Степановной Мартыновой. Деревянный храм сей в 1840 году перестроен генеральшей Александрой Львовной Ставраковой, урождённой Мартыновой, и ныне имеет прекрасный вид. От холеры умерло в приходе в 1831 году 21 душ муж., 21 жен.; в 1848 году 4 муж., 2 жен.; от цинги 9 душ муж., 26 жен. Метрики начинаются с 1784 года. Число прихожан: в 1790 году 1733 муж., 1601 жен.; в 1810 году 856 муж., 907 жен.; в 1830 году 869 муж., 880 жен.; в 1850 году 620 муж., 618 жен. КУРУЛЬКА Курулька – владельческое село. Каменный храм, во имя Алексея человека Божьего, построенный в 1846 году владельцем Алексеем Михайловичем Мартыновым, один из самых красивых храмов во внутренней отделке. Все иконы в греческом вкусе, но мастерской кисти. Утварь отвечает красоте храма Божьего. Прихожане страдали: а) от холеры, от которой в 1831 году умерла 21 душ муж., 17 жен.; в 1848 году 29 муж., 26 жен.; б) от неурожая хлеба в 1848 году, вследствие чего немало погибло скота; в) от цинги умерло 16 душ муж., 27 жен. Нынешнее число прихожан 503 мужчины, 497 женщин. Купянский Уезд. I Округ Купянский ГОРОД КУПЯНСК Купянск – в 198 верстах по почтовой линии и в 125 по проселочной от города Харькова, на правом берегу Оскола и двух заливов его, на значительной горе, что дает издали прекрасный вид городу. Остатки крепости его земляной вал с семью бастионами и со рвом вокруг вала заметны и еще поныне. Купянск, по древнему названию Купянка, Купчинка, до 1780 года местечко сперва Харьковского, потом Изюмского полка, встречается не только в указе 1708 года, где он поставлен между городами Слободской Украйны, но его видим в царской грамоте 1685 года, данной полковнику Донцу, в числе 13 городов, отделенных от Харьковского полка в ведение Изюмского полковника.

http://azbyka.ru/otechnik/Filaret_Cherni...

620 «Под именем креста Христова разумеется, во-первых, орудие страдания и смерти Его; во-вторых, самое страдание и смерть Его на кресте; в-третьих, в более обширном смысле, все последование и разнообразие страданий, унижения и постепенного умерщвления Его, и внутренний крест скорби, в глубоком ощущении, и еще ранее в предчувствии видимого креста и страдания. » Слова, изд. 1848 г. 1, 130. 627 Слова, изд. 1848 г. 1, 125. Христос «подъял и понес тяго­ты, нас подавляющие, чтобы с тем вместе восставить нас от падения; жизнию Своею Он исполнил закон Божий, который мы нару­шили». Ibid. 183. 14; ср. 2, 29; изд. 1885 г. 5, 539. 632 Впрочем, сие не значит того, чтоб и не было виновных в у6инии Невинного. Нет! Кто не мог, если бы только восхотел, уразу­меть того, что уразумел и проповедал отчаянный даже Иуда? Но аще быша разумели, не быша Господа славы распяли ( 1Кор.2:8 ). 637 «Чтен. в Общ. Ист. и Др. Рос.» 1870 г. 1, 39; Катех. 40; Слова, изд. 1873 г. 1, 170. 173. 124; изд. 1861 г. 3, 66. 43; ср. Ibid. 144–5; Слова, изд. 1848 г. 1, 107. 638 Кат. 39; ср. Слова, изд. 1848 г. 1, 234; изд. 1861 г. 3, 156. «По предвечному совету Божию, Христос есть не только жертва страждущая, но и вечный священник, Божественною силою священнодействующий спасение наше. Бог, у Пророка, сию великую и спаситель­ную истину изрекает с подтверждающею ее клятвою: клятся Господь и не раскается: Ты иерей во век по чину Мелхиседекову ( Пс.109:4 ).» Ibid. 225. 643 Катех. 41–2. «Что можно думать о том состоянии, в котором был Иисус Христос после смерти Своей и прежде воскресения, – сие изображает следующая церковная песнь: во гробе плотски, во аде же с душею яко Бог, в раи же с разбойником, и на престоле был еси, Христе, с Отцем и Духом, вся исполняя, неописанный.» Ibid. 647 «Надобно ли основать веру, сотворить надежду, воспламенить любовь, просветить мудрость, воскрилить молитву, низвести благодать, уничтожить бедствие, смерть, зло, дать жизненность жизни, сделать, что­бы блаженство было не мечта, но существенность, слава – не призрак, но вечная молния вечного света, все озаряющая и никого не поражаю­щая? На все сие найдется довольно силы в одном чудодейственном слове: Христос воскресе.» Слова, изд. 1848 г. 1, 44 – «Крестные страдания и смерть Христа Спасителя есть брань против зла, Его воскресение – победа над злом», – изд. 1885 г. 5, 578.

http://azbyka.ru/otechnik/Filaret_Moskov...

Далее из письма за 493, от 13 октября 1845 года видно, что старцы Макарий и Александр, отягощаясь попечением о внешнем благоустроении скита, уже стали помышлять о вящем уединении и стужали о сем о. наместнику, который в свою очередь довел о сем до сведения митрополита. „Макарию и Александру, писал владыка, надобно сказать, что и в ските безмолвия довольно для внимающаго себе. И надобно, чтобы скит был благоустроен, чтобы и пустынножительство близ его было благословенно от дома Пресвятыя Богородицы, сущего в ските. Не право было бы разбежаться в лес, и ослабить благоустройство в доме Пресвятыя Богородицы. Да преклоняют души свои под Ее покров, прося себе спасительного устроения, не спеша своими помыслами, хотя и благими являются.“ В феврале месяце 1848 года, о. Макарий уволился, по прошению, от должности „благочиния“ (начальствующего Гефсиманским скитом), и выпросил себе позволение удалиться в безмолвную келию, построенную для него в скитском лесу. По сему поводу в письме за 625 (от 15 февраля 1848 года), читаем: „Преподобный Макарий Египетский и преподобный Сергий да благословят именем Господним Макария на подвиг безмолвия, на святую четыредесятницу, с возвращением к общению во дни субботние и воскресные, и ради череды священнослужения. Господу помолимся о нем; и он да помолится о нас. Да дарует ему Господь не сматряти видимых, но невидимых, и обрести истинный плод безмолвия, растущ на корени смирения. О. Варлаам да наполнит его место, строительствуя в общежитии (скитском). Господь да благословит сие к общему созиданию и миру.“ 25-го октября того же 1848 года о. Макарий, согласно его желанию, пострижен в схиму с наречением Иларионом. По сему случаю в письме за 659 (от 18 октября 1848 года) владыка пишет: „Господь да поможет о. Макарию облещися во вся оружия Божия (схиму), и возмощи стати противу всего враждебного миру и спасению“. A по пострижении, в письме за 661 (от 29 октября 1848 года) пишет: „приветствую о. Илариона. Да даст ему Господь во всеоружии духовном радостный упованием подвиг и победу, и мир неотъемлемый.“

http://azbyka.ru/otechnik/Istorija_Tserk...

2 марта 1848 года О людях, о которых знаете доброе, в добром мнении стойте; но из сего еще не следует, что того, кто с сими людьми не в хороших отношениях, решительно осудить надобно. Ибо не знаете его сердца и его мыслей, которыми он введен в сии отношения. Апостол не велел судить дотоле, доколе Господь не придет и не откроет тайная тьмы и объявит советы сердечныя 382 . Неужели мы знаем то, что апостол Духом Божиим объявляет сокровенным до пришествия Христа? 10 апреля 1848 года За книжки благодарю. Но если Вам нужны скоро, то потребуйте, потому что едва ли буду иметь время просмотреть скоро. В толковании св[ятого] Андрея на Апокалипсис 383 есть примечательное, но Откровение Иоанна в ином толковании еще ждет откровения. Пророчества есть для времени, для которого назначены: не являют своих тайн раннему любопытству. […] 5 августа 1848 года Важно и достойно не быть забыто замечание Ваше, что и знамения времен и лета жизни нашей напоминают нам о приближении вечности, и мы, чувствуя себя не готовыми к ней, не спешим готовиться. Возбудим нашу мысль, и наше чувство, и нашу деятельность. […] 13 сентября 1848 года Да воскреснет Бог, и расточатся врази Его, и да бежат от лица Его ненавидящий Его. Яко исчезает дым, да исчезнут 384 . Да запретит Господь диаволу, покушающемуся во свет истины вмешать свою тьму и оклеветать душу, которая желает славить Господа нашего Иисуса Христа, Единородного, вечного Сына Божия, во времени воплотившегося, пострадавшего и умершего для спасения человеков, которые все согрешиша и лишены были славы Божией и потому все, ни единого не исключая, требовали Искупителя, безгрешного, всемогущего, словом, Бога и Богочеловека. […] 6 ноября 1848 года Когда готовимся приступить к Господу, мирские дела и заботы надлежит оставлять позади себя. Если есть неприятное в земных вещах, употребим сие для того, чтобы тем удобнее разрешиться от пристрастия к ним. Как устроить спокойствие вверенных, подумаем после, призвав на помощь Бога, о Вас и о них промышляющего. Но конечно хорошо приводить дела в спокойный вид, пока они в наших руках. Кажется нам, что мы не успеваем в делах духовных и впадаем в небрежности, несмотря на усердное желание: но можно спросить, откажет ли Бог в помощи усердному желанию? А если не вполне дается помощь, не должно ли подозревать себя, что не полно желание? Отцы говорят, что в грехах должно каяться без примешения самооправдания. Чем более узрит Господь смирения, тем паче поможет. […]

http://azbyka.ru/otechnik/Filaret_Moskov...

Когда „на другой день я, пишет О. М. Бодянский, лично доставил эту книжку министру гр. С. С. Уварову, и не более как через час получил от него запрос: кто дозволил напечатание Флетчерова сочинения? Я отвечал, что это сделано по распоряжению председателя Общества и вместе с тем Московского цензурного комитета, попечителя Московского учебного округа графа С. Г. Строганова 11 . Министром написан был всеподданнейший доклад, вследствие коего издания Общества были отданы под цензуру, а должностные лица председатель и секретарь – „наказаны». Я уже говорил, что переводчик сочинения Флетчера Гиппиус еще в 1846 г. вышел в отставку и последовавшие в 1848 г. меры внушения его нисколько не коснулись. Точно также в стороне от наказания остались – редактор перевода Н. В. Калачев и подписавший предисловие к нему князь Оболенский. Н. В. в 1848 г. был назначен экстраординарным профессором Московского Университета и оставил службу в Архиве. О князе Оболенском (из дел Архива) видно только, что, после того как разыгралась история с переводом Флетчера, он испросил себе отпуск и отправился в Петербург, быть может, для личных объяснений по этому делу. Из документов Архива, касающихся его, не видно, чтобы последовало для него, что-либо неприятное 12 . Наказания свалились исключительно на голову председателя графа Строганова и секретаря О. М. Бодянского. Первому был объявлен строжайший выговор чрез генерал-губернатора. Академик Никитенко в своем „Дневнике» замечает: „это неслыханный случай с генерал- адъютантом. Говорят, что Закревский не поцеремонился и послал к графу Строганову квартального надзирателя с приглашением явиться к нему для получения выговора». „Получив выговор, граф, пишет Ф. И. Буслаев, тотчас же вышел в отставку и, возбудив этим поступком неудовольствие государя Николая Павловича, с тех пор и до конца его царствования оставался у него в опале, продолжал жить в Москве и редко посещал Петербург ито лишь по своим частным делам». В заседании Общества 27 ноября 1848 г. было за- слушано письмо его к секретарю Общества „о том, что имея в виду частые отлучки из Москвы и полагая, что отсутствие председателя может быть не без влияния на ход занятий Общества, его сиятельство слагает с себя звание председателя Общества, коим в то же заседание был избран вице-президент Общества А. Д. Чертков. (Граф Строганов вторично был председателем Общества с марта 1857 г. по февраль 1874 г.). О. М. Бодянский в своем „Дневнике» передает со слов гр. Строганова следующий разговор, происходивший между графом и импер. Николаем I в самый разгар дела Флетчера, приблизительно в октябре 1848 года. „Бывши у государя, говорит граф Строганов, после обеда я отошел с ним к камину, где, закурив сигарки, он спросил меня:

http://azbyka.ru/otechnik/Sergej_Belokur...

Никанор Бровкович 1876–1883. Дионисий Хитров 1883–1896. Иустин Полянский 1896–1900. Антоний Храповицкий 1900–1902. Климент Верниковский 1902–1903. Христофор Смирнов 1908–1908. Нафанаил Троицкий 1908. Финляндская 59 Кафедра в Выборге Архиепископы Финляндские и Выборгские: Антоний Вадковский 1892–1898. Николай Налимов 1899–1905. Сергий Страгородский 1905. Харьковская, учр. в 1799 г. Кафедра в Харькове Епископы Слободско-Украинские и Харьковские (до 1836 г.): Христофор Сулима 1799–1813. Аполлос Терешкевич 1813–1817. Павел Саббатовский 1817–1826. Виталий Борисов-Жегачев 1826–1832. Иннокентий Александров 1832–1835. Епископы и Архиепископы Харьковские и Ахтырские (с 1836): Мелетий Леонтович 1835–1840. Архп. Смарагд Крыжановкий 1840–1841. Архп. Иннокентий Борисов 1842–1848. Архи. с 1845. Елпидифор Бенедиктов 1848. Филарет Гумилевский 1848–1859. Архп. с 1857. Макарий Булгаков 1850–1868. Архп. с 1862. Нектарий Надеждин 1869–1874. Архп. Савва Тихомиров 1874–1879. Иустин Охотин 1879–1882. Амвросий Ключарев 1882–1901. Архп. с 1886. Флавиан Городецкий 1901–1903. Архп. Арсений Брянцев 1903. Архп. Сумское викариатство, учр. в 1866 г. Епископы (в Харькове): Герман Осецкий 1867–1872. Вениамин Платонов 1872–1883. Геннадий Левицкий 1883–1886. Петр Лосев 1887–1889. Владимир Шимкович 1890–1892. Иоанн Кратиров 1893–1895. Петр Другов 1895–1899. Иннокентий Беляев 1899–1901. Стефан Архангельский 1902–1904. Алексий Дородницын 1904–1905. Евгений Бережков 1905–1909. Василий Богоявленский 1909–1911. Феодор Лебедев 1911. Херсонская, учр. в 1837 г. Кафедра в Одессе Архиепископы Херсонские и Таврические (до 1859 г.): Гавриил Розанов 1837–1848. Иннокентий Борисов 1848–1857. Херсонские и Одесские (с 1859 г.): Димитрий Муретов 1857–1874. Леонтий Лебединский 1874–1875. Иоанникий Горский 1875–1877. Платон Городецкий 1877–1882. Димитрий Муретов (вторично) 1882–1883. Никанор Бровкович 1883–1890. Еп. до 1886. Сергий Ляпидевский 1891–1893. Иустин Охотин 1893–1905. Димитрий Ковальницкий 1905. Новомиргородское викариатство. учр. в 1856 г.

http://azbyka.ru/otechnik/Sergej_Bulgako...

Феоктист Мочульский , в 1767, из законоучителей кадетского корпуса; в 1769 перев. в Гамалеевский мнтрь. Давид Нащинский в 1769 перев. из Гамалеевского монастыря; в 1772 – в Бизюков. Анатолий Мелес , Грек, епископ Морейский, управлял мнтрём в 17 72–75, † 2 февр. Игнатий Максимович , в 1775–82, перев. в Новгородский Вяжицкий мнтрь. Мельхиседек , в 1786–1809 († …?) Варлаам Федорович-Головашенко 9 авг. 1809 переведён из Новгородского Вяжицкого монастыря; до 1829 († …?) Пётр , в 1829–32, перев. в Домницкий мнтрь. Антоний в 1832 перев. из Козелецкого Георгиевского монастыря; до 1837. Эеофил , в 1837–39. Георгий , 1840. Иоанникий перев. из Домницкого? 1841–46. Иларион в 1846 перев. из Батуринского Крупицкого; в 1847 – в Домницкий мнтрь. Вениамин Смирнов в 1847 перев. из Онежского Крестного монастыря; 11 сент. 1848. Феофил Допчевский в 1850 перев. из Донского Кременского Вознесенского монастыря; в 1853 – в Нежинский Назарет. Вениамин Доброгаев в 1853 перев. из Батуринского Крупицкого монастыря; до 1859. Пармен , в 1860–63, перев. в Домницкий мнтрь. Леонтий , 1863–69. 9 Крупицкий Николаевский, от города Батурина в 7 верстах; когда основан, неизвестно; 10 апр. 1786 возведён в третий класс. [III, 343, 345.] Игумены Иоанн , в 1633–50; посхимился и в 1668 †. Исихий , с 1650; † 1662.... Мина Шамницкий , с 1662; † 1668 ... Исаакий Григорович , в 1668–72; посхимился и в 1677 †. Иоасаф , с 1 дек. 1672; † 1677 ... Феодосий Гугуревич , в 1677–82, перев. в Максаковский мнтрь. Димитрий Туптало 1 мар. 1682 перев. из Максаковского монастыря; 26 окт. 1683 сложил с себя игуменство; 9 февр. 1686 паки принял его; 14 февр. 1692 отказался. С 1694 – в Глуховском Петропавловском мнтре. Пахомий Ходорович , с 1692; † 1695.... Гедеон Одорский 148 , архим., в 1695–1709; в сент. 1712, обвинённый в измене, сослан в Соловки. Иларион Мигура , в 1710–12. Митрофан Орловский , в 1713–15. Феодосий Хоменский , 1718–23. Варсонофий Гуторович упом. в 1728. Пахомий Ветвицкий , 1740–46; перев. в Прилуцкий Густинский мнтрь.

http://azbyka.ru/otechnik/Istorija_Tserk...

369 Село Малая-Мощаница упоминается в акте от 1563 года 22 апреля в донесении вижа о вручении слугой Троцкого каштеляна Григория Ходкевича Киевскому воеводе князю Константину Острожскому позва к королевскому суду по делу его с Ходкевичем относительно сёл Мощаницы. Малой Мощаницы, Студенки и Ступни (подробности дела не означены). (Опись актовой книги Киевск. центр. архива 2,037, стр. 10, п. 16). Село это с присёлком Султановкой некогда было во владении Солтанов, позже оно вошло в состав Дуб. ключа Острож. ординации и составляло одно целое с имениями Мизочскими, бывшими с 1748 г. во владении Дунин-Карвицких. В 1816 г. владел им Людвиг Павловский, а потом сын его Иероним. В 1869 г. приобрёл его с публичного торга Константин Сикорский, который в 1870 г. продал его своей братовой Анне Сикорской, владеющей им и ныне. 370 Село Листвин некогда входило в состав Мизочских имений, принадлежащих Дунин-Карвицким, после было продано Кривицкому – уездному ровенскому судии. Ныне им владеет сын его Владислав. Оно расположено на холмистой местности, по дороге из Мизоча в Дубно; по качеству грунта земля чернозёмно-глиниста. Вокруг села много плодовых садов. 371 Село Обгов (иначе – Обогов) упоминается в акте от 1545 года 21 июля в описи Кременецкого замка, в котором упоминаются имения князя Василия Константиновича (Острожского), пожалованные отцу его королём Александром – Студенка, Птичое, Обгов, Белогородка, Костенец и Мокрое (Памятники, т. 4, отд. 2, стр. 200). Священнослужителями при церкви села Обгова состояли: 1) парох Лука Петрушевский (1747 г. – 17 октября 1769 г.); 2) викарий Феодор Садовский (1769 г. – 1772 г.); 3) Тимофей Иванович Жукович (1772 г. – 1812 г.); 4) благочинный Даниил Тимофеевич Жукович (1812 г. – 1836 г.); 5) наблюдающий свящ. с. Тростянца Леонтий Клюковский (1834 г. – 1838 г.); 6) викарный священник Григорий Иванович Черетковский (1838 г. – 1843 г.); 7) свящ. Иосиф Глицкий (1843 г. – 1 сентября 1868 г.) и 8) свящ. Владимир Васильевич Германовский – с 1848 г. по настоящее время (1889 г.) служит. В с. Обгове 20 октября 1887 г. заложена постройкою новая, дерев., пятикупольная, на кам. фунд., Крестовоздвиженская церковь .

http://azbyka.ru/otechnik/Nikolaj_Teodor...

Особое значение записке о помазании на царство придает год написания ее. В феврале 1848 г. в Париже была свергнута королевская власть, и далее в Европе нарастает дух бунтарства. В сентябре 1848 г. восставшие венгры взялись за оружие. «Император Николай I с большой тревогой взирал на происходившее в Европе. Он отлично понимал, какую опасность представляет революционный пожар. Когда он в апреле 1849 г. был в Москве, получено было им сведение о раскрытии заговора Петрашевского. Зараза проникла и в Россию» 458 . В мае 1849 г. «русские войска были двинуты против венгров и сражавшихся в их рядах поляков» 459 . Можно не сомневаться в том, что молитвы Феодора Кузьмича сопровождали русских воинов, защищавших монархию. (Об этом свидетельствуют его рассказы сибирякам о победах русского оружия.) Именно в это время он направил свою духовную дочь Александру Никифоровну в дальнее паломничество, в ходе которого она встретилась в Кременчуге с императором Николаем – после завершения Венгерской кампании 460 . В обстановке бунтарских движений 1848–1849 гг., когда в Европе пошатнулись троны, император Николай I стремился исключить всякие сомнения в законности восшествия его на престол – как повода к действию смутьянов. По его указанию святитель Филарет Московский составил в 1849 г. «Воспоминания, относящиеся к восшествию на престол Государя Императора Николая Павловича», где убедительно раскрыта вся ситуация с престолонаследием после мнимой смерти Александра I 461 . Примечательно, что именно в эти годы европейских революций Николай Павлович встретился с двумя лицами, наиболее близкими к брату Александру, который давно уже вел совершенно иную жизнь. По свидетельству графа М.В. Толстого 462 , в 1848 г. Николай I посетил в Новгородском женском Сырковом монастыре монахиню Веру Молчальницу – под этим именем, по мнению ряда авторов, скрывалась после своей мнимой смерти в Белёве императрица Елизавета Алексеевна 463 . Император долго беседовал с монахиней; отвечая ему, она исписала несколько листов, которые Государь сжег на лампадке. Прощаясь, Николай Павлович поцеловал руку своей молчаливой собеседницы, а при отъезде из монастыря приказал игуменье иметь о ней особое попечение 464 . Эти существенные подробности, изложенные М.В. Толстым в его воспоминаниях, заслуживают доверия потому, что граф сам посетил Веру Молчальницу в 1860 г. 465 .

http://azbyka.ru/otechnik/Zhitija_svjaty...

   001    002    003    004    005   006     007    008    009    010