Гиляров-Платонов, Никита Петрович Скачать epub pdf Гиляров-Платонов , Никита Петрович, (1824–1887 гг.) – магистр Московской духовной Академии (XVI выпуска, 1848 г.), блестящий ее профессор (1848–1855 гг.), либеральный московский цензор (1856–1863 гг.), видный публицист славянофильского толка и популярный редактор-издатель демократической газетки «Современные Известия» (1867–1887). Родился Н. П. 23 мая 1824 г. в уездном городе Московской губернии Коломне, где отец его, Петр Михайлович Никитский, был приходским священником при церкви св. Никиты Мученика, по которой, очевидно, носил и свою фамилию. Обстоятельства своего раннего детства, быт и нравы той патриархальной среды, из которой он вышел, и годы своей училищной и семинарской жизни художественно-беллетристически изобразил сам Н. П. в форме автобиографических воспоминаний, печатавшихся им в «Русском Вестнике», под общим заголовком: «Из пережитого» (с 1883 г.), вышедших затем и отдельно, в двух частях (Москва, 1886 г.). Отсюда мы, между прочим, узнаем, что и самую фамилию «Гиляров» Н. П. получил случайно, унаследовав ее от старшего брата Александра, который, в свою очередь, из Никитского в Гилярова был переименован смотрителем Коломенского училища за свой веселый нрав (hilaris – веселый). Блестяще пройдя низшую и среднюю духовную школу (Коломенское училище и Московскую семинарию), Н. П. завершил свое образование в Московской духовной Академии, курс которой он окончил в 1848 г. вторым магистром, получив за выдающиеся успехи, как стипендиат имени митрополита Платона, вместе с тем и почетную надбавку к своей фамилии: «Платонов». Молодой, талантливый магистр тотчас же по окончании Академии занял при ней и вакантную кафедру «бакалавра по классу библейской герменевтики и учения о вероисповеданиях, ересях и расколах»; а через шесть лет, когда в Академии открылась особая кафедра по расколу, он сделался профессором «Церковной археологии и истории раскола в России». Академическая профессура Н. П. продолжалась недолго, всего лишь семь лет (1848–1855).

http://azbyka.ru/otechnik/Nikita_Gilyaro...

Печатание шло довольно скоро: 20 января подписан 2-й пол-лист, 11 февраля – 5-й; в марте шесть пол-листов: 3-го марта – 3, 4 и 6, 13-го – 7-й, 18-го–8-й, 26-го – 9-й; в апреле три: 10 и 11-й 3-го апреля и 12-й – 6-го; 6-го мая – 13-й и 18 сентября конец книги восьмушка 14-го пол-листа 8 . В сентябре 1848 г. вышла первая книга Чтений Общества четвертого (1848–1849) года; она была роздана членам Общества в заседании 30 сентября 1848 г. (когда присутствовали: председатель гр. С. Г. Строганов, Действ. члены: А. М. Кубарев. Д. Н. Дубенский, И. Д. Беляев, С. М. Соловьев , В. М. Ундольский, П. В. Хавский, Н. В. Калачев, гр. М. В. Толстой и секретарь О. М. Бодянский). Выход этой книжки послужил началом „истории Флетчера». Покойный Ф. И. Буслаев (близко стоявший к графу Строганову, бывшему с 1836 г. председателем Общества) так рассказывает в своих „Воспоминаниях» о закулисной стороне дела, о тех причинах, которые из этого скромного события сделали громкую „историю» (Вестник Европы 1891 г., ноябрь, стр. 139): „Издавна граф Строганов был в непримиримой вражде с графом Сергеем Семеновичем Уваровым, и если мог действовать в управлении Университетом и Учебным округом вполне самостоятельно и независимо от его министерских предписаний, то лишь благодаря милостивому расположению, которым всегда пользовался со стороны императора Николая Павловича,– и всякий раз сносился с ним лично, когда не соглашался с распоряжениями министра народного просвещения. „В 1847 году граф предпринял дать нашим Университетам новый устав, и проект этого устава разослал ко всем попечителям Учебных округов в конфиденциальных циркулярах. Граф Сергей Григорьевич не согласился ни с одним из главных положений нового устава, и свое мнение обстоятельно изложил в письме к государю…. Новый устав провалился. Нестерпимая обида, нанесенная его составителю, вызывала па отмщение. Оно не замедлило»... Граф Уваров в то время находился в Москве 9 и о вышедшей книжке Чтений и о содержании сочинения Флетчера ему тотчас же было сообщено (в Москве упорно тогда говорили, что это было сделано С. П. Шевыревым и М. П. Погодиным) 10 .

http://azbyka.ru/otechnik/Sergej_Belokur...

Из числа сих епархий при Императоре Николае было вновь образовано 14, именно 6 архиепископий: херсонская, литовская, варшавская, рижская, олонецкая, донская, и 8 епископий: полоцкая, томская, саратовская, симбирская, кавказская, камчатская, самарская и абхазская. Но кроме значительного увеличения числа самостоятельных епархий, в то царствование было образовано еще 7 новых викариатств, 459 так что в последний год царствования Николая I их уже считалось 12: киевское, новгородское, московское, с.-петербургское, грузинское, казанское, херсонское, подольское, два литовских, пермское и волынское. Отделение VIII. Хронологический перечень епархиальных и викарных архиереев всех епархий Этот перечень расположен по старшинству и по степеням епархий. 1) Киевская епархия 1) Евгений, с 1822 г., из псковских архиепископов, умер в 1837 г. от апоплексического удара: 2) Филарет, с 1837 г. по 1855 год, из ярославских архиепископов. 2) Новгородская и с.-петербургская 1) Серафим, с 1821 года, из московских митрополитов, умер в 1842 году; 2) Антоний, с 1842 г., из варшавских архиепископов, умер в 1848 г.; 3) Никанор, с 1848 по 1855 год, также из варшавских архиепископов. 3) Московская 1) Филарет, с 1821 по 1855 год, переведен из ярославских архиепископов тем же саном и в день коронации Императора Николая I пожалован митрополитом. 4) Казанская 1) Амвросий, с 1815 года по 1826, из тульских епископов, перемещен в Тверь: 2) Иона, с 1826 года, из тверских архиепископов; умер в 1828 году; 3) Филарет, с 1828 по 1836 год, из рязанских архиепископов, переведен в Ярославль; 4) Владимир, с 1836 года, из черниговских архиепископов; уволен в 1848 году, по прошению, на покой в свияжский монастырь; 5) Григорий, из тверских архиепископов, с 1848 по 1855 год. 5) Астраханская 1) Павел, с 1825 года, из слободско-украинских епископов; умер в 1832 году; 2) Виталий, оттуда же, управлял с 1832 по 1841 год своей кончины: 3) Стефан, из вологодских епископов, правил епархией не более 6 месяцев; умер в 1841 г.; 4) Смарагд, с 1841 по 1844 год, из харьковских епископов; переведен, по прошению, в Орел; 5) Евгений, из экзархов Грузии, с 1844 по 1855 год.

http://azbyka.ru/otechnik/Istorija_Tserk...

52 Брат А. В. Горского Владимир поехал в миссию в Пекин и там скончался. В Костроме у родителей А. В. Горский проводил рождественские каникулы. 55 Никодим Лебедев, бывший прежде инспектором Костромской семинарии, в которой учился при нем А. В. Горский. 57 П. О. Словцова А. В. Горский просил уведомить его о почтовых порядках при пересылке писем из России в Пекин и обратно. 59 Маргарита Михайловна Тучкова приняла малое пострижение в монахини (рясофор) с именем Мелании в Троицкой лавре в 1837 году, а имя Марии дано ей после великого пострижения в 1840 году. 65 Вопросы Митрополита Филарета на Академической конференции, собранной им в Москве для рассмотрения курсовых сочинений студентов Академии. В конференции были Инспектор Академии, архимандрит Евгений, протоиереи: О. А. Голубинский и П. С. Делицын, А. В. Горский и секретарь Е. В. Амфитеатров . 66 Иеромонаха Феодора «О второй части книги пророка Исаии». Напечатана в Прибавлениях к Творениям Св. Отцев за 1850 год. 72 Брат А. В. Горского, Владимир, бывший членом Пекинской миссии, скончался в Пекине в 1847 году. 78 Содержатель типографии в Москве после Августа Семена, у которого печатался журнал: Творения Св. Отцев. 79 При Московской Семинарии занята была для кладовой редакции Творений Св. Отцев отдельная комната в левом крыле Семинарского корпуса. 80 Ректор Алексий предлагал составить в Академии указатель к 3-му тому слов и речей Митрополита Филарета, вышедшему в 1848 году. Указатель же к первым двум томам, составленный в Академии, вышел отдельно от проповедей в 1847 году. Но Митрополит не согласился на составление дополнительного указателя и в письме к Ректору Алексию от 20 февраля 1848 года писал: «О указателе не надобно заботиться: и затруднять издателя (т. е. Лобкова) неудобно мне, потому что он ничем не обязан делу». (Письма М. Филарета к Алексию. 25). 83 Алексия «О Преблагословенной Деве Матери Господа Нашего Иисуса Христа». Напечатана в Прибавлениях к Творениям Св. Отцев за 1848 год. 85 В словах и речах М. Филарета, изданных в 1848 году. Смотр. о сем в письмах М. Филарета к Алексию 24 и 25.

http://azbyka.ru/otechnik/Aleksandr_Gors...

К достопримечательностям храма принадлежат: - Икона св. мученицы царицы Александры над горним местом в 4 арш. длины и 2 ширины: она писана на стекле состоявшим при Императорском фарфоровом заводе художником Александром Федоровичем Перницем и доставлена сюда в 1848 г. по распоряжению министра двора князя Петра Михайловича Волконского. - Икона «Тайной вечери», резная, из слоновой кости, в золоченой раме со стеклом: она была поднесена императору Николаю I вдовою государственного крестьянина Архангельской губернии Холмогорского уезда Иулианиею Лопаткиною, работы мужа ее, прислана сюда 14 августа 1848 г. из кабинета его величества и помещена в алтаре. - Запрестольная икона Воскресения Христова в аршин с четвертью длины и в 10 вершков ширины в золоченой раме без стекла: писана на холсте масляными красками профессором Виче. - Священные сосуды с их принадлежностями, серебряные вызолоченные, украшенные по местам бриллиантами и розами из принадлежавших княгине Александре Николаевне бриллиантовых знаков ордена св. Екатерины. Все это устроено золотых дел мастером Кейбелем из суммы, ассигнованной на приданое ее высочества, и хранится в церкви с 19 февраля 1849 г. Цена священным сосудам 3663 руб. сер., а вес 7 фунтов 63 зол. - Фарфоровая свеча, приготовленная в часовню ее высочества в Царскосельском дворце и присланная сюда по велению Николая I из кабинета его величества 7 сентября 1848 г. Метрические записи хранятся в церкви с 1848 г. На содержание церкви отпускается ежегодно 85 руб. 72 коп. сер. Причта, по тогдашнему штату, положено: священник и причетник. Причт имеет казенную квартиру с отоплением и освещением. Церковным хозяйством заведует начальство больничное, под ведомством опекунского совета. 8 ноября 1863 г. к сей церкви присоединено Родовспомогательное заведение с повивальным институтом для городских и школою для сельских повивальных бабок. За исправление здесь треб священнику положено 200 руб. и причетнику 100 руб., кроме того, священнику за духовно-нравственные беседы в повивальном институте с 1876 г. положено 280 руб. сер. Храма при заведении нет, а для крещения младенцев есть часовня во имя Божией Матери всех скорбящих Радости. Здесь служатся молебны и всенощное накануне 24 октября.

http://sobory.ru/article/?object=10610

Таким образом, в 1845–1848 гг. в Православие перешло 63 858 крестьян, или 17% всего населения эстонской части Лифляндской губернии. 24 марта 1848 г. генерал-губернатор Головин покинул Ригу, а на его место назначен был князь Суворов, симпатизировавший прибалтийским немцам. Преосвященный Филарет вынужден был просить о переводе из Риги. «Здоровье мое, – писал он обер-прокурору Святейшего Синода, – известно вашему сиятельству; в полтора года оно изорвано скорбями и страхами, которых дотоле не видал я, живя по силе моей для Господа, но новые следствия в сем месте – новые муки, что ни шаг, то борьба. Желаю при помощи Божией служить делу святой веры, но, ваше сиятельство, снизойдите к моей немощи; довольно было испытаний... самые дела показывают, что при таком положении нет, по крайней мере у меня, немощного, возможности бороться с ними». Его перевели в Харьков, и 30 ноября 1848 г. он выехал из Риги. Образование Рижской епархии На место преосвященного Филарета 7 декабря 1848 г. прибыл викарий Литовской епархии епископ Ковенский преосвященный Платон (Городецкий) . Самоотверженная и ревностная 14-летняя деятельность епископов Иринарха и Филарета I подготовила условия для создания самостоятельной епархии в Лифляндии. Необходимость таких мер уже с 1847 г. настоятельно доказывал епископ Филарет. Новый викарий Псковской епархии епископ Платон поддержал идеи своего предшественника, хотя число православных в крае было еще недостаточным для учреждения самостоятельной епархии. Епископы Филарет и Платон убеждали духовные власти и правительство, что открытие епархии настоятельно необходимо для защиты Православия в крае. В 1836 г. православных здесь было 13 317 человек, к 1850 г. в подведомственных викариатству приходах Лифляндской и Курляндской губерний их количество возросло в 11 раз и составило 146 183 человека и действовало 117 православных храмов, в начале 1850 г. Святейший Синод, обсуждая ходатайство епископа Платона «о благоустройстве и преуспеянии православной Церкви в крае», нашел «весьма полезным и благовременным преобразовать Рижское викариатство в Рижскую самостоятельную епархию».

http://azbyka.ru/otechnik/Istorija_Tserk...

Вплоть до холерного 1848 года причт в Медушах состоял из двух священников, диакона, двух дьячков и двух пономарей. В последующие годы происходило постепенное его сокращение, и с 1876 года там остались лишь настоятель и псаломщик. В 1848 году настоятелем Богородице-Рождественской церкви в Медушах был назначен Дмитрий Спиридонович Покровский, прослуживший в этом погосте более 50 лет. Он происходил из старинного рода священно-церковнослужителей села Голышово, ныне исчезнувшего селения на территории Степанцевского МО Вязниковского района. Его дед Афанасий Андреев и отец Спиридон Афанасьев на протяжении нескольких десятков лет служили священниками в Покровском храме села Голышово. По наименованию сельской церкви сын священника Спиридона Афанасьева во время обучения в семинарии получил фамилию Покровский. После окончания Владимирской духовной семинарии в 1848 году в числе лучших учеников, Дмитрий Покровский женился на 18-летней дочери медушского иерея Луки Николаевича Шелутинского Прасковье и 3 ноября 1848 года архиепископом Владимирским и Суздальским Парфением (Чертковым) был рукоположен во священника на место скончавшегося тестя. При иерее Дмитрии Покровском был, наконец, окончен строительством и освящен каменный Богородице-Рождественский храм в Медушах. За время своего 52-летнего служения в погосте отец Дмитрий получил многочисленные награды от владимирских архиереев и епархиального начальства, а также от Святейшего Синода. Последней наградой стал наперсный крест от Св. Синода, пожалованный Д. С. Покровскому в феврале 1885 года. Дмитрий Спиридонович был известен не только как заслуженный пастырь, но и как талантливый проповедник. К примеру, только за один 1873 год он выступил перед прихожанами с 16 проповедями собственного сочинения и с 70 проповедями, подготовленными по печатным материалам. С 1883 года медушский священник состоял членом специального церковного комитета для рассмотрения проповедей. Одновременно Димитрий Покровский был законоучителем в земской школе. Любопытно, что именно священник Д. С. Покровский крестил 21 апреля 1897 года родившегося у уволенного в запас крестьянина приходской деревни Клюшниково Семена Венедиктовича и жены его Акилины Ивановны Шпагиных сына Георгия. Георгий Семенович Шпагин впоследствии получил всемирную известность в качестве конструктора-оружейника, творца знаменитого пистолета-пулемета ППШ, удостоенного звания Героя Социалистического труда.

http://sobory.ru/article/?object=02680

Б) Вторые литовские викарии, епископы брестские (называвшиеся прежде пинскими) 1) Антоний Зубко, из униатов, с 1833 по 1840 год; переведен на минскую кафедру; 2) Михаил, из униатов, с 1840 по 1848 год, перемещен в Минск; 3) Игнатий, с 1848 по 1855 год, также из униатов, бывший настоятель гродненского Борисоглебского монастыря. 8) Подольской архиепископии 1) Евгений, с 1836 года, из ректоров минской семинарии, умер в 1841 году; 2) Иустин, с 1841 по 1842 год, из ректоров черниговской семинарии, переведен викарием в Новгород; 3) Афанасий, с 1842 по 1847 год, из ректоров с.-петербургской духовной академии, перемещен на саратовскую кафедру; 4) Евсевий, с 1847 по 1850 год, оттуда же, переведен в Самару; 5) Макарий, с 1850 по 1855 год, также из ректоров с.-петербургской духовной академии. 9) Волынской епископии 1) Анатолий, с 1841 по 1844 год, из пермских викариев, переведен в Могилев; 2) Иерофей, с 1844 по 1855 год, из архимандритов волынского Дерманского монастыря. 10) Пермской епископии 1) Евлампий, с 1833 по 1840 год, из ректоров вифанской семинарии, перемещен на орловскую кафедру; 2) Анатолий, с 1840 по 1841 год, из ректоров новгородской семинарии, переведен викарием в Волынь; 3) Мелхиседек, с 1841 года, из ректоров псковской семинарии, умер в 1846 году; 4) Иона, с 1846 по 1855 год, из ректоров екатеринославской семинарии. 11) Викарии грузинского экзарха 1) Стефан, архиепископ горийский, с 1826 года; 462 умер в 1839 году; 2) Никифор, с 1839 года, из архимандритов Шуамтвинского монастыря, умер в 1851 году; 3) Иоанн, с 1852 года 463 по 1855 год, из настоятелей Давидгореджийской пустыни. Викарные епископы викариатств, открытых в царствование Николая I, но потом или обращенных в самостоятельные кафедры, или закрытых 1) Волынское викариатство в Варшаве 1) Антоний, с 1833 года, из наместников Почаевской лавры, в 1840 году назначен самостоятельным архиепископом варшавским. Вместе с этим закрыто волынское викариатство в Варшаве и открыто в Остроге. 2) Псковское викариатство в Риге 1) Иринарх, с 1836 по 1841 год, из тверских викариев, переведен на воронежское викариатство; 2) Филарет, с 1841 по 1848 год, из ректоров московской духовной академии, перемещен на харьковскую епископию; 3) Платон, с 1848 года, из литовских викариев, в 1850 году назначен самостоятельным рижским архиепископом.

http://azbyka.ru/otechnik/Istorija_Tserk...

[xxviii] Письмо иеромонаха Феофана к иеромонаху Антонину (Капустину)в Афины//АРДМ. Ф. 4. Оп. 4. Л. 2—2об. [xxxii] См. См. Феофан (Говоров), епископ. Собрание писем. Вып. 1. М., 1898. С. 5—8; Вып. III. 1898. С. 165—166. [xxxvi] Автограф русского перевода предисловия и первых 12 Слов под заглавием «Пандекта инока Антиоха».//БРПМА. Ф. свт. Феофана (Говорова). Оп. 24. Д. 21. Док. 33136. Л. 45—66. [xxxvii] Отчет об ученых занятиях Росской духовной Миссии в Иерусалиме за первую половину 1848 г.//АВПРИ, Ф. 180. Оп. 517. Ч. I. Ед. хр. 3606. Л. 5—5об.; Отчет об ученых занятиях Росской духовной Миссии в иерусалиме за первую половину 1848 г.//РГИА. Ф. 797. Оп. 11. Ед. хр. 28809-б. Л. 136, 137—137об. [xxxix] См. Летопись жизни и творений святителя Феофана, Затворника Вышенского. Т. 1: 1815–1859. –– М., 2016. С. 306. [xl] Сташевский Евгений, студент 4 курса Киевской Духовной академии. Порфирий (Успенский), как путешественник на православный Восток. Курсовое сочинение. КДА. 1904//ИР НБУ. Ф. 160. Д. 1830. Л. 69. [xli] См. Отчет об ученых занятиях Русской духовной Миссии в Иерусалиме за первую половину 1848 г.//АВПРИ, Ф. 180. Оп. 517. Ч. I. Ед. хр. 3606. Л. 7об.; Отчет об ученых занятиях Русской духовной Миссии в Иерусалиме за первую половину 1848 г.//РГИА. Ф. 797. Оп. 11. Ед. хр. 28809-б. Л. 139. [xlii] Письмо иеромонаха Феофана к иеромонаху Антонину (Капустину)в Афины//АРДМ. Ф. 4. Оп. 4. Л. 1об. [xliii] Письмо иеромонаха Феофана (Говорова) к А. Н. Муравьеву//НИОР РГБ. Ф. 188. К. 10. Ед. хр. 7. Л. 1. [xlvi] См. Феофан Затворник, епископ. Творения. Собрание писем. Издание Свято-Успенского Псково-Печерского монастыря и издательства «Паломник». Вып. 4. М., 1994. С. 60—61. [xlvii] См. Феофан, епископ. Что есть духовная жизнь и как на нее настроиться? 6-е изд. Л., 1991. С. 261—263. [xlviii] Феофан Затворник, святитель. Мысли на каждый день года по церковным чтениям из Слова Божия. М.: «Покров», 2003. С. 240. Комментарии ( 0): Написать комментарий: Правила о комментариях Все комментарии премодерируются. Не допускаются комментарии бессодержательные, оскорбительного тона, не имеющие своей целью плодотворное развитие дискуссии. Обьём комментария не должен превышать 2000 знаков. Републикация материалов в комментариях не допускается.

http://bogoslov.ru/article/5552309

На революционные события в Европе в 1848 г. Ж. откликнулся в 2 статьях («О стихотворении «Святая Русь»» Вяземского и «О происшествиях 1848 года») и в стихотворении «К Русскому великану» (1848), противопоставляя революционному Западу верную правосл. Церкви и самодержавию Россию, последний оплот христ. цивилизации, подобный «утесу твердому» среди «ревущего океана»: «Стой среди всевозмущенья/Недоступен, тих, один» (с этими стихами перекликается стихотворение Ф. И. Тютчева «Море и утес»). Единственный путь спасения Европы и Франции, когда-то первой излившей на мир «цареубийства ужас, безверия чуму и бешенство разврата», Ж. видел в возвращении к вере и истинной Церкви - «спасенья чаше» («Четыре сына Франции», 1852). В те же годы Ж. выступал как религ. мыслитель и публицист. В ст. «Две сцены из «Фауста»» (1849) Ж. комментировал 1-й ст. Евангелия от Иоанна и утверждал веру в «торжество смирения и покаяния над силою ада и над богоотступною гордостью человеческою». В ст. «О меланхолии в жизни и поэзии» (1846, изд. в 1856) унынию языческих поэтов древности и новейших романтиков он противопоставлял «христианскую скорбь», которая «не мрачит жизни, а животворит ее, дает ей сильную деятельность и стремит к свету». В диалоге с «Выбранными местами из переписки с друзьями» Гоголя написаны статьи «О смерти», «О молитве», «О поэте и его современном значении» (все 1848). Вторя Гоголю, Ж. говорил об ответственности поэта за свое дело («...Что скрыто внутри его души, то будет вложено тайно, безнамеренно и даже противунамеренно и в его создание. Если он чист, то и мы не осквернимся, какие бы образы нечистые или чудовищные ни представлял он нам как художник; но и самое святое подействует на нас как отрава, когда оно нам выльется из сосуда души отравленной»). Из своих «философских отрывков», внесенных в записную книжку в 1844-1847 гг., Ж. составил сб. «Мысли и замечания», который в 1849 г. хотел издать отдельной книгой, но получил цензурный запрет (его мотивы объяснены в офиц. отзыве Л. В. Дубельта: «Вопросы его духовные слишком жизненны и глубоки, политические слишком развернуты, свежи, нам одновременны, чтобы можно было без опасения и вреда представить их чтению юной публики…») (ПСС и писем. Т. 14. С. 293-328).

http://pravenc.ru/text/182353.html

   001    002    003    004    005    006    007   008     009    010