В перенесенной на новое место Омской крепости в 1769-1773 гг. на средства военного ведомства был возведен каменный Воскресенский военный собор (в 1895-1898 имел статус кафедрального собора Омской епархии). В 1778-1789 гг. по инициативе ген.-поручика Н. Г. Огарёва возведена каменная ц. во имя прор. Божия Илии. В 1833-1843 гг. старанием сибир. казаков в Омске был построен Николаевский казачий собор, где с 1883 г. хранилось переданное из г. Берёзова знамя Ермака Тимофеевича. В домовой ц. во имя свт. Николая Чудотворца при 1-м Сибирском кадетском корпусе (устроена в 1848) хранился серебряный складень, принадлежавший ген.-фельдмаршалу, светлейшему князю Италийскому гр. А. В. Суворову-Рымникскому. С 1853 г. настоятелем Воскресенского собора в Омске служил прот. прав. Стефан Знаменский, к-рый переписывался со ссыльными декабристами, общался с заключенным в Омском остроге Ф. М. Достоевским; его стараниями при соборе была создана духовная б-ка, считавшаяся одной из лучших в Сибири. В 1854 г. прот. прав. Стефан открыл в Омске жен. ланкастерскую школу, позднее преобразованную в приют «Надежда», а затем - в 1-ю жен. гимназию. Он же занимался сбором средств на постройку Крестовоздвиженского собора (1863-1870, архит. Ф. Ф. Вагнер, при участии К. Е. Лазарева, под наблюдением архит. Э. И. Эзета). Всего с 1760 по 1890 г. в пределах совр. О. о. было построено 94 храма. При посещении Омска в 1878 г. Тобольский и Сибирский еп. Ефрем (Рязанов) обратил внимание на малую вместимость главного городского Воскресенского собора. Тогда же был поднят вопрос о его расширении. После обсуждения духовными и светскими властями было принято решение возвести новый собор на др. месте. В 1891 г. возвращавшийся в С.-Петербург из путешествия на Восток наследник престола цесаревич Николай Александрович (впосл. имп. мч. Николай II Александрович ) прибыл в Омск, где 16 июля принял участие в закладке нового Успенского кафедрального собора (до образования Омской епархии собор предполагалось освятить в честь Вознесения Христова). Наследник престола лично вручил золоченый наперсный крест с драгоценными камнями настоятелю Воскресенского собора прот. Константину Недосекову.

http://pravenc.ru/text/2578403.html

Жанр А. был унаследован униатской Церковью, но здесь новые произведения получили католич. оттенок: униатские типографии в XVIII в. издали А. «Пречистым страстям о душах, в мучении чистительном болезнуемых» (Львов, 1751) и «Непорочному зачатию» (Почаев, 1769). А. А. Турилов В синодальный период до кон. XVIII в. интерес к жанру А. на Московской Руси был невелик в отличие от юга и запада России, где А. были широко распространены. Митр. Платон (Левшин) кроме 2 А. прп. Сергию исправил и издал службу с А. свт. Николаю Чудотворцу, в 1795 г. составил А. блгв. кн. Даниилу Московскому. С 1798 по 1813 г. появляются А. ап. Иоанну Богослову (1798, 18012) и свт. Димитрию Ростовскому (1799) (оба написаны кн. Г. П. Гагариным ), свт. Стефану Пермскому (1799, соч. свящ. Ивана Алексеева), свт. Димитрию (1801), прп. Никандру Псковскому (1802), свт. Алексию Московскому (1802, соч. иером. Ювеналия (Медведского) ), вмц. Екатерине (1802), вмч. Георгию Победоносцу (1808), прп. Савве Вишерскому (1813). Расцвет акафистного творчества в России приходится на 40-е гг. XIX в.- 10-е гг. XX в. Импульсом к созданию А. стала деятельность архиеп. Херсонского Иннокентия (Борисова) , к-рый переработал А., употреблявшиеся тогда униатами: Страстям Христовым, Покрову Пресв. Богородицы, Гробу Господню и Воскресению Христову, Св. Троице (вышли в 40-х гг.), арх. Михаилу (1855). Будучи еп. Харьковским (1843-1848), он установил исполнять их в местных храмах, т. к. «действие сих акафистов на народ было чрезвычайно сильное и благородное» (Иннокентий (Борисов), архиеп. Письма к Макарию, митр. Московскому//ЦВ. 1883. 17/18. 23-30 апр. С. 7). Перу преосв. Иннокентия принадлежит А. ко Причащению Св. Таин (1849), издан посмертно (до этого в употреблении были 2 одноименных А.: «читаемый самим токмо иереем» (1798) и рукописный, к-рый атрибутируют митр. Киевскому Филарету (Амфитеатрову) ). В 1842 г. был издан А. свт. Митрофану Воронежскому, составленный кн. П. А. Ширинским-Шихматовым. Рус. А. обычно имеют энкомиастический (хвалебный), а не догматический (богословский) характер и посвящены особо чтимым на Руси подвижникам. Вероятно, они предназначались для чтения у мощей или иконы святого, в храмах, связанных с его именем. Т. о., А. начинали входить в состав частного богослужения.

http://pravenc.ru/text/63814.html

После смерти Макария Патмосского в 1737-1740 гг. схолархом (начальником школы) был иером. Герасим Византийский, в 1740-1773 гг.- мон. Василий (Куталинос). В 1769 г. в школе был проведен ряд преобразований, в т. ч. вместо одного дидаскала назначено 2: один - для преподавания философских, другой - филологических наук. Первую должность сохранил за собой мон. Василий (Куталинос), а на другую был определен его ученик мон. Даниил (Керамевс; † 1801). В 1773 г., после смерти мон. Василия, даровитый филолог и блестящий оратор Даниил (Керамевс) стал его преемником, уступив место 2-го дидаскала мон. Мисаилу (Маргаритису; схоларх в 1801-1809). Из др. выдающихся преподавателей следует назвать иеродиак. Паисия (Карапатаса; схоларх в 1809-1817), иером. Неофита Византийского, иером. Иерофея (Флоридиса), И. Сакеллиона, М. Маландракиса, иеродиак. Александра (Дипланаса) и др. В 1772-1775 гг. в Патмиаде обучался принявший постриг в И. Б. м. буд. К-польский патриарх сщмч. Григорий V . Помимо Григория V из числа воспитанников Патмиады было поставлено более 70 епископов и 5 патриархов: К-польский Анфим IV (1840-1841, 1848-1852), Иерусалимский Ефрем II Афинянин (1766-1770 или 1771), Александрийские Парфений II (1788-1805), Феофил II (Панкостас; 1805-1825) и Иаков II Патмосец (1861-1865). Окончивший Патмиаду этномартир Дорофей (Проиос), митр. Филадельфийский и затем Адрианопольский († 1821), ученик Даниила (Керамевса), возглавил открывшуюся в 1804 г. в К-поле новую Школу нации (1804-1807). Из др. воспитанников Патмиады следует отметить Александра из Тырнова, дидаскала Бухарестской школы, Иерофея с Итаки, дидаскала Смирнской школы, Киприана из Александрии, возглавлявшего Афониаду, Неофита Кавсокаливита, преподававшего в Афониаде, Хиосской и Бухарестской школах, кефалонийца Герасима Григориниса, дидаскала Бухарестской школы, Димитрия Галаноса, философа и знатока восточных языков, Неофита Бамву, друга А. Кораиса , возглавлявшего новую Хиосскую школу, Григория Сафариса, основателя школы в Кидонии (ныне Айвалык, Турция).

http://pravenc.ru/text/471591.html

Мартоса, С.С.Пименова и В.И. Демут-Малиновского. К.И. Росси создает ряд домовых храмов: в зданиях Сената и Синода, в Михайловском и Елагиноостровском дворцах. В завершении этого этапа созданы архитектором Василием Петровичем Стасовым (1769–1848 гг.) домовый храм Спаса Нерукотворного конюшенного ведомства и два полковых собора, построенные как пятиглавые крестово-купольные храмы, – Преображенский и Троицкий Измайловский (пятиглавие последнего по “украинской” схеме, то есть по ветвям креста). В храмовом искусстве, на поприще которого трудились В.Л. Боровиковский, К.П. Брюллов, Ф.А. Бруни, В.К. Шебуев, А.Г. Венецианов и другие мастера, находило своё преломление и классицистическое направление, и продолжавшее его академическое искусство второй половины века. Примером может служить живопись и скульптура освященного в 1837 г. храма св. великомученицы Екатерины в Академии художеств (проект К.А. Тона), были работы А. И. Иванова , Ф.А. Бруни, В.К. Шебуева, П.В. Басина, а также скульпторов В.И. Демут-Малиновского, С.И. Гальберга и других мастеров. В конце XVIII и XIX столетиях получает развитие искусство скульптурного надгробия – в храмах и на некрополях (в особенности – на Лазаревском и Тихвинском кладбищах Александро-Невской лавры). Иконостасы, как правило, немногорядные, с характерным классицистическим декором и академической живописью. Отражают стилистику эпохи и многочисленные малые формы интерьера, богослужебные предметы, их комплекты, называемые “литургическими приборами” и облачения. Поздний классицизм середины века с более сложно скомпонованными формами представлен Исаакиевским собором в Петербурге (1826–1858 гг.) по проекту Огюста Монферана. В Исаакиевском соборе вновь зазвучала тема синтеза искусств, в том числе и обретшей новую жизнь мозаики (после проб XVIII в. в мастерской М.В. Ломоносова), это работы Т.А. Неффа, П.В. Басина, В.М. Васнецова и других. В связи с данными работами в Академии художеств создается мозаичная мастерская В русской живописи, в отличие от западноевропейской, как и в литературе, постоянно присутствует религиозное начало.

http://azbyka.ru/cerkovnoe-iskusstvo-kak...

Мусин–Пушкин Иван Иванович (1835–1894) — граф, действительный статский советник — 252, 256, 263, 288 Мусина–Пушкина Варвара Дмитриевна — попечительница московского родильного приюта; жена И. И. Мусина–Пушкина — 256, 263, 264, 286, 288 Муханов Михаил Петрович — председатель Общества взаимного вспомоществования русских художников — 108 Муханова Марья Сергеевна (1802–1882) — фрейлина — 256, 260 Мюллер Макс (1823–1900) — английский филолог–востоковед, специалист по индологии и мифологии — 137 Надя, дочь П. И. Заркевича — 123 Назаревский Константин Сергеевич — выпускник Смоленской Духовной семинарии (1857); товарищ отца Николая — 107, 195 Назаревский Сергей Владимирович (1848–1896) — выпускник (со степенью магистра) Московской Духовной академии (1870); чиновник по особым поручениям при Главном управлении по делам печати (в 1870–х гг.); публицист, секретарь «Московских ведомостей», сотрудник «Правительственного вестника» — 268 Нана Саиб — Нана Сахиб — один из руководителей индийского народного восстания 1857–1859 гг. — 158, 159 Наполеон I (Наполеон Бонапарт) (1769–1821) — французский император (18041814) — 196, 323 Наполеон III (Луи Наполеон Бонапарт) (1808–1873) — французский император (1852–1870) — 86 Нассауский Николай–Вильгельм (1832–1905) — немецкий принц; второй муж младшей дочери А. С. Пушкина — Наталии Александровны — 293 Наталья Александровна, начальница петербургского приюта — 221 Наташа, гимназистка, дочь И. В. Махова — 236 Невский Александр Алексеевич (1818–1896) — выпускник Московской Духовной академии (1844); инспектор и смотритель Заиконоспасского Духовного училища; педагог, духовный писатель — 278 Нейдгарт Александр Алексеевич — Нейдгардт Алексей Александрович — член Московского окружного суда, штабс–капитан; член Православного миссионерского общества (с 1870 г.); позже — прокурор и управляющий Канцелярией московской Конторы Святейшего Синода (с 1883 г.) — 253 Нейдгарт (Нейдгардт) Мария Александровна (урожд. Талызина) (1831–1904) — попечительница Мариинского училища и председатель совета Дамского

http://predanie.ru/book/214600-dnevniki-...

20) «Татарский погром и св. благоверный вел. кн. Александр Невский». П. Рогов, СПб., 1890. 21) «Сказание о св. благоверном вел. кн. Александре Невском». А. Петрушевский. Изд. СПб. ком. грам. СПб., 1885. 22) «Святый благоверный вел. князь Александр Ярославич Невский». Изд. Правосл. Бр. св. Ал. Невского во Владимире. Вязники, 1888. 23) «Житие св. благоверного вел. кн. Александра Невского с приложением стихов в честь благоверн. князя». СПб. Изд. иеродиак. Серафима, 1888. 24) «Св. благоверный кн. Александр Невский». М., Изд. Преснова, 1876. 25) «Александр Невский». СПб. Тип. Штауфа, 1876. 26) «Жизнеописание вел. кн. Александра и указ о перенесении мощей в СПб.» в статье «Владимирск. Рождественск. монастырь». (Материалы для истории и археологии). Влад. губ. вед. 1869 24, 26, 31, 32, 34, 39 и 40. 27) Святый благоверный великий князь Александр Невский. Бронзова. Странник. 1880. Июнь–июль. IV. По истории России 1) Татищева (1686–1750): «История Российская с самых древнейших времен, неусыпным трудом через тридцать лет собранная и описанная». В 1769–1774 гг. изданы были, впрочем, не в полном составе первые три тома при Моск, университете. В 1784 г. в Петербурге был напечатан IV том. Пятый, случайно найденный Погодиным в его рукописях, издан в 1848 г. Моск. Общ. Ист. и Древн. в «Чтениях Общ. Ист. и Др», т. 3, кн. IV и IX. 2) Князя М.М. Щербатова (1733–1790) «История России» в 5 т. СПб., 1770–1792. 3) «Ядро Российской истории, соч. ближним стольником и бывшим в Швеции резидентом князем Андреем Яковл. Хилковым». М., 1784. 4) Карамзина «История государства Российского с древнейших времен». Изд. А. Смирдина. СПб., 1851. 5) «Русская история, сочиненная Сергеем Глинкою». Ч. III, М., 1823. 6) «История русского народа» Н. Полевого. Т. IV, 1833. 7) Арцыбашева «Повествование о России» в 2 т. М., 1837–43. 8) Соловьева «История России с древнейших времен». 9) Бестужева–Рюмина «Русская история». СПб., 1872. 10) Погодина «Древняя русская история до монгольского ига». М., 1872. 11) Беляева «Рассказы из русской истории». М., 1865.

http://azbyka.ru/otechnik/Mihail_Hitrov/...

Б. Милькович связал возможное происхождение иконы с образом «М.» в росписи ц. Пресв. Богородицы Одигитрии Печской Патриархии. Известно, что икона извода «М.» в кон. XVII в. была заказана Максимом, монахом Печской Патриархии, позднее проживавшим при афонской карейской келии ( 2011). В 2005-2006 гг. была проведена реставрация иконостаса Типикарницы, в т. ч. образа Божией Матери «М.» ( Гулан. 2010). О почитании иконы на православном Востоке свидетельствуют серб. и греч. списки XVII-XVIII вв. ( Пятницкий. 2014. С. 169-170; напр., список 1769 г. в собр. ГЭ, см.: Афонские древности: Кат. выст. из фондов Эрмитажа. СПб., 1992. Кат. 54). В XIX в. получили распространение гравированные оттиски с изображением «М.», печатавшиеся для паломников. Медная печатная доска с образом «М.», выполненная афонским иером. Гавриилом с о-ва Скопелос в 1871 г., сохранилась в США в собрании ун-та Дж. Мэдисон в Харрисонберге, шт. Виргиния ( Brooks S. T. An Engraved Copper Plate of the Virgin Galaktotrophousa: Images from the Holy Mountain in the Modern Age of Reproduction//The J. of Modern Hellenism. 2009/2010. Vol. 27. P. 131-152). Икона Божией Матери «Млекопитательница». Сер. XIX в. (Ильинский скит на Афоне) Икона Божией Матери «Млекопитательница». Сер. XIX в. (Ильинский скит на Афоне) Чтимый список иконы Божией Матери «М.» из карейской Типикарницы находится в др. афонской обители - Илии пророка мужском скиту близ Кареи. В 1842 г. монах Ильинского скита Игнатий (Кравченко) получил этот образ от мон. Онисима из мон-ря Ватопед в обмен на список Казанской иконы Божией Матери. Этой же иконой настоятель Ильинского скита иеросхим. Паисий благословил в 1848 г. мон. Игнатия на поездку в Россию для сбора пожертвований. Мон. Игнатий взял икону с собой, во время пребывания в России образ прославился чудесами в Харькове, Туле, Ельце и Москве ( Феннелл, Троицкий, Талалай. 2011). Московский ктитор Ильинского скита Н. В. Лепёшкин пожертвовал для иконы серебряную позолоченную ризу с жемчугом, в С.-Петербурге к ней были добавлены драгоценные камни на полях; позднее к обороту иконы была прикреплена серебряная пластина с описанием чудес, происшедших от образа ( Пятницкий.

http://pravenc.ru/text/Млекопитательницы...

Выдать ему, Архимандриту Макарию, с сослужителями его из Консистории Шнуровую книгу для постоянного записывания расходов выданной Ему суммы, и оную книгу должны они представлять к Его Высокопреосвященству в начале каждого года. Также выдать им для руководства в настоящем деле и копию с инструкции, изданной Святейшим Синодом в 1769 году за скрепою присутствующего и секретаря. А между тем, отнестись от имени Его Высокопреосвященства к Генерал-Губернатору Западной Сибири и просить, дабы благоволил он предписать Бийской округи гражданскому начальству означенному Архимандриту Макарию с его сослужителями оказывать в настоящем деле покровительство и в нужном случае защищение, особенно же дать им знающего тамошних инородцев язык – толмача. Барнаульскому же Духовному Правлению предписать указом, чтобы местные Священно и церковнослужители, где будет находиться отец Архимандрит Макарий, позволяли ему в своих церквах Богослужение, когда он сего пожелает сам, а притом оказывали ему всевозможное пособие во всех его нуждах и исполняли беспрекословно Законные Его Требования. В правлении ОПРЕДЕЛЕНО: с прописанием сего указа послать благочинным Указы к исполнению, августа 9 дня 1830 года. Иерей Афиноген Пантелеев. Канцелярист Пономарев. Приложение 2. Сотрудники архимандрита Макария на Алтае 457 Таблица Приложение 3. Отделения Алтайской духовной миссии 458 Первый стан создан в 1831 г. и располагался в Майме. С 1848 г. – преобразован в приходской храм. I. Отделения 1-го благочиния: Благочинный – протоиерей Петр Бенедиктов. 1 . Улалинское, образовано в 1834 г. 2 . Чемальское – 1849 г. 3 . Кебезеньское – 1861 г. 4 . Паспаульское – 1902 г. 5 . Александровское – 1902 г. 6 . Тайнинское – 1902 г. 7 . Эдиганское – 1911 г. 8 . Таштинское – 1913 г. С 1867 по 1870 гг. – существовало Уахтинское отделение (упразднено). II. Отделения 2-го благочиния: Благочинный – иерей Константин Соколов. 1 . Онгудайское – 1861 г. 2 . Мыютинское – 1845 г. 3 . Черно-Ануйское – 1856 г. 4 . Чуйское – 1870 г. 5 . Усть-Башкаус[ское] (Чулышманское) – 1877 г.

http://azbyka.ru/otechnik/missiya/altajs...

Муромцева-Бунина Вера Николаевна (1881–1961), жена И. А. Бунина 86, 215, 498, 500 о. Н., старец 405 Набоков Владимир Владимирович (1899–1977), писатель 341 Надежда Ивановна, знакомая М. М. Пришвина по Ельцу 179 Назаров Егор Иванович (1848 или 1849–1900), поэт, прозаик, краевед 138 Налепин Алексей Леонидович (р. 1946), литературовед 26, 495 Наполеон Бонапарт (1769–1821), французский император 158, 265 Нацкий Д. И., елецкий знакомый М. М. Пришвина 23 Некрасов Николай Алексеевич (1821–1877/1878), поэт 161, 302, 356 Некрасова Ксения Александровна (1912–1958), поэтесса 474 Нерон, римский имп. (37–68) 13 Нестеров Михаил Васильевич (1862–1942), живописец 47, 387, 436 Нестор (XI нач. XII bb.), древнерусский писатель, летописец 443 Никитин Иван Саввич (1824–1861), поэт 10 Никитин Николай Николаевич (1895–1963), писатель 480 Николай Первый, имп. (Романов Николай Павлович) (1796–1855) 15, 94, 215, 243, 395 Николай Второй, имп. (Романов Николай Александрович) (1868–1918) 15, 149–150, 307 Никольский Валентин Михайлович (1923–1988), художник, знакомый М. М. Пришвина в 40—50е гг. 474 Николюкин Александр Николаевич (р. 1928), литературовед 496 Ницше Фридрих (1844–1900), немецкий философ, писатель 38, 419 Новиков-Прибой (наст. фам. Новиков) Алексей Силыч (1877–1944), писатель 233, 360, 371, 475 Носов Евгений Иванович (1925–2002), писатель 10 Обатнина Е. Р., литературовед 500, 529 Оксман Юлиан Григорьевич (1894–1970), литературовед 355—356 Онучков Николай Евгеньевич (1872–1942), этнограф 93, 525 Орешин Петр Васильевич (1887–1938), поэт 214 Оруэлл Джордж (наст. имя Эрик Блэр) (1903–1950), английский писатель и публицист 262, 319, 328 Оршанко Петр Семенович, флотский капитан, друг М. М. Пришвина 471, 474 Островский Николай Алексеевич (1904–1936), писатель 272 Павловна см. Пришвина Ефросинья Павловна Пайпс Ричард (р. 1923), американский политолог 209 Панферов Федор Иванович (1896–1960), писатель, главный редактор журнала «Октябрь» 360, 374, 377, 379–380, 457–458, 528 Паскаль Блез (1623–1662), французский религиозный философ, писатель, математик и физик 36

http://azbyka.ru/fiction/prishvin-alekse...

При церкви имеется библиотека для употребления причта. В ней состоит книг св. писания и писаний св. отцов 18, Богослужебных и нотных 118, духовного содержания и исторических 20 и журналы: Христианское чтение с 1850 по 71 год, Воскресное чтение с 1855 по 1866 г., Творения св. отец с 1857 по 1863 г., Православный собеседник с 1857 по 1865 год, Духовная беседа с 1858 по 1872 г., Православное обозрение с 1860 по 1872 г., Душеполезное чтение с 1868 по 1872 год. Труды Киевской Духовной академии с 1866 по 72 г. и Руководство для сельских пастырей с 1868 по 1872 год. В церкви находятся хозяйственные документы: а) план церкви с фасадом старый и планы новые. как церкви, так и существующей при ней часовни с фасадом, Высочайше утвержденные в 11-й день апреля 1769 года, для капитального возобновления той и другой с сохранением архитектурного их характера; б) план церковной земли, утвержденный в 1848 году генерал-адъютантом графом Клеймихелем; в) купчая крепость за 40 на купленный церкви дом в 1849 г. 22 декабря от аптекаря Гедике и г) план с фасадами двора и строений, принадлежащих церкви под литерами А и Б, утвержденный 20-го июня 1856 г. общим присутствием правления 1-го округа Путей Сообщения. В церковном архиве хранятся следующие церковные документы: а) метрические книги с 1777 года; б) исповедные росписи с 1808 года; в) обыскные книги с 1776 года, г) приходорасходные книги с 1840 года и д) брачные документы с 1776 года по настоящее время. В нижеследующей таблице показаны средние числа родившихся, браком сочетавшихся и умерших с 1777 по 1786 гг., с 1786 по 1800 гг., с 1800 по 1810 гг., с 1810 по 1820 гг., с 1820 по 1830 гг., с 1830 по 1840 гг., с 1840 по 1850 гг., с 1850 по 1860 гг., и с 1860 по 1870 год. Годы Родившихся Браком Умерших Мужск. Женск. Законных Незаконных сочетавшихся 1777–1786 не значится 1786–1800 1800–1810 1810–1820 1820–1830 1830–1840 1840–1850 1850–1860 1860–1870 В церковном архиве уцелело по сие время несколько письменных бумаг, довольно замечательных по своей давности и по содержанию. Таковы суть следующие.

http://azbyka.ru/otechnik/Spravochniki/i...

   001   002     003    004    005    006    007    008    009    010