Конечно, все это были лишь отговорки для разгневанного Николая I, так как и Амвросий, и венский кабинет, и белокриницкие раскольники прекрасно знали, что и почему делали в 1846 г. Ответы в Вене были переданы Амвросием лично графу Инцаги 26 января (8 февраля) 1848 г. 1652 , и сам факт этой аудиенции у австрийского министра показывал, что отношение властей к Амвросию не переменилось. Тем не менее, Инцаги откровенно объявил старообрядцам, что это " есть дело дипломатическое и потому он представит его самому Меттерниху» 1653 . Помимо Инцаги, давние покровители старообрядцев эрцгерцог Людвиг и граф Коловрат тоже приняли их, но тоже сказали, что решение будет обусловлено чисто дипломатическими соображениями 1654 . Меттерних, конечно, не хотел провоцировать Николая I на " самые решительные шаги», то есть посылку войск на Буковину для ареста старообрядческих епископов и разгона монастыря. Кроме того, нараставшие в Австрии с начала 1848 г. революционные настроения делали необходимым поддержание хотя бы на время дружбы двух самых могущественных и консервативных европейских монархий. Было ясно, что добрые отношения с Николаем I важнее проблематических выгод интриги со старообрядцами. Поэтому решение Меттерниха, санкционированное 10 (22) февраля 1848 г. императором Фердинандом I, в корне меняло положение Амвросия: ему сообщили, что о возвращении в Белую Криницу не может быть и речи, и что дальнейшая церковно-иерархическая деятельность липован и белокриницкого епископата должна прекратиться. Одновременно особым декретом закрывался сам монастырь 1655 . Белокриницкий монастырь был опечатан 3(15) марта 1848 г., но, похоже, ни центральные власти в Вене, ни всегда дружественный к раскольникам черновицкий Kreisamt (Окружное управление) не желали полного его разгрома. Правда, инокам русского происхождения, которые таковыми и числились, было предложено покинуть пределы Австрии, но это не коснулось тех, в том числе, и Павла, кто формально считался австрийскими подданными – они остались в Белой Кринице 1656 .

http://azbyka.ru/otechnik/Sergej-Zenkovs...

31 октября 1836 года назначен благочинным монастырей. В 1837 году вновь признан к духовно-училищной службе – назначен ректором Волынской духовной семинарии и настоятелем Загаецкого святого Иоанна Милостивого монастыря. В 1840 и 1844 годах (дважды) «за отлично-усердную службу» награждён орденом святой Анны. В 1847 году был вызван в Санкт-Петербург на чреду священнослужения и проповеди слова Божия. В 1848 году определён присутствующим в Санкт-Петербургской духовной консистории и членом комиссии по восстановлению Санкт-Петербургского Воскресенского женского монастыря. 21 октября 1848 года назначен ректором и учителем догматического богословия Санкт-Петербургской семинарии. 5 ноября 1848 года избран членом конференции Санкт-Петербургской духовной академии. 20 ноября 1848 года избран членом внешнего правления академии. 8 февраля 1849 года определён настоятелем Борисоглебского монастыря Тверской епархии и членом совещательного комитета по вопросу об устройстве людей духовного звания, оставшихся без мест. 25 марта 1850 года хиротонисан во епископа Ревельского, викария Санкт-Петербургского епархии. Хиротонию совершал в Александро-Невской лавре митрополит Новгородский и Санкт Петербургский Никанор (Клементьевский ; † 1856) с другими иерархами. Верного и доброго сотрудника обрёл себе митрополит Никанор в лице владыки Христофора как в общем управлении епархией, так и в исполнении особых поручений. В 1851 году епископ Христофор назначен членом Секретного комитета строгого наблюдения за всеми действиями духовной цензуры. 20 июля 1851 года обозревал Санкт-Петербургскую духовную семинарию. В 1852 году назначен председательствующим в особом высшем комитете по построению в Санкт-Петербурге Воскресенского монастыря. С 1853 года член комитета по рассмотрению описей церковного имущества Санкт-Петербургской епархии. В 1855 году утверждён вице-президентом Санкт-Петербургского комитета о тюрьмах. 31 июля 1856 года назначен епископом Вологодским и Устюжским. Вологодскою епархией преосвященный Христофор управлял десять лет и в течение этого времени много содействовал внутреннему и внешнему благоустройству её. Часто обозревая епархию лично, ревностно заботился о подъёме образования вверенного ему духовенства и паствы, об улучшении быта духовенства и содержания духовно-учебных заведений епархии.

http://azbyka.ru/otechnik/Manuil_Lemeshe...

В конце января 1848 года Гоголь отбывает в Святую Землю. Только через два года после своего путешествия он исполняет просьбу Жуковского и делится с ним своими впечатлениями о Палестине. Он был разочарован: та земля, которая во времена Спасителя была цветущим садом, теперь пустыня; Иерусалим и Вифлеем похожи на беспорядочно сложенные груды камней; тощий Иордан осенен кустиками ив. Святую Землю Гоголь видел как во сне: на рассвете он выступал в путь по пустыне, чтобы на закате прибыть в какой-нибудь городок, Тир или Сидон. Он запомнил Елеонскую гору, Мертвое море. Вот и все. «Мое путешествие в Палестину, — пишет он, — точно было совершено мною затем, чтобы узреть собственными глазами, как велика черствость моего сердца». И дальше Гоголь прибавляет несколько строк, пронзительных в их трагической простоте: «Где-то в Самарии сорвал полевой цветок, где-то в Галилее другой, в Назарете, застигнутый дождем, просидел два дня, позабыв, что сижу в Назарете, точно как бы это случилось в России на станции». Надежда писателя на то, что душа его, убитая соотечественниками, воскреснет у гроба Господня, не оправдалась. Он бесчувствен, молитвы его бескрылы, он как во сне. «Молился кое-как о себе… А вы по–прежнему не переставайте молиться обо мне. Напоминаю вам об этом потому, что теперь, более чем когда-либо чувствую бессилие моей молитвы» (Матери. Иерусалим, 19 февраля 1848 г.). «Все это (принятие Св. Тайн у Гроба Господня) свершилось силою чьих-то молитв, чьих именно — не знаю; знаю только, что не моих. Мои же молитвы даже не в силах были вырваться из груди моей, не только взлететь, и никогда еще так ощутительно не виделась мне моя бесчувственность, черствость и деревянность» (графу А. П. Толстому, 25 апреля 1848 г.). 9. Духовное просветление (1848–1851) Пятого февраля Гоголь приехал в Иерусалим, а в конце апреля он был уже в России; едва только ступил на русскую землю в Одессе, как тотчас же написал смиренное письмо отцу Матвею. В нем он снова жалуется на свою черствость, на опасность своего положения, на соблазны духа искусителя и прибавляет:

http://pravbiblioteka.ru/reader/?bid=831...

Темы для низших отделений: «Necesse est, ut a Deo petamus lumen ad affectus nostros perspiciendos»; 368 «Холера есть наказание Божие» (декабрь 1847 г.); «Laborem respectu proximi debemus ferre in spiritu amoris; labores ferre debemus tanquam poenam pro peccatis»; 369 «Всегда помышляй о спасении души своей»; «Мысли и чувствования христианина во время болезни» (июнь 1848 г.); «Описание голгофских страданий Спасителя»; «Filioli mei! Ne deligamus verbo aut lingua, sed opere et veritate ( 1Ин.3:18 )» 370 (июль 1848 г.); «Христос рождается, славите»; «Sine patientia nemo vir magnus fieri potest» 371 (декабрь 1848 г.); «Молитва к Пресвятой Деве Марии»; «Аще стяжеши друга, во искушение стяжи его и не скоро уверися ему» (июнь 1842 г.); «Самонадеянность вредна» (июнь 1851 г.); «Двадцатипятилетие Императора Николая». Из грузин двум ученикам низшего отделения «Воспоминание о Тифлисе» и «Тамбовская зима» (июль 1851 г.). 372 Чтобы побудить учеников к лучшему писанию сочинений, отец Платон часто составлял «приватные собрания наставников и учеников для выслушивания некоторых ученических сочинений», которые оказались самыми лучшими. «Сочинения по классу словесности, замечательные по своему особенному красноречию, прозаические или стихотворные» должны были произноситься учениками наизусть. 373 Сознавая, что для поднятия как самого преподавания, так и умственного уровня учеников необходимы посторонние пособия, отец Платон весьма деятельно заботился об устройстве семинарской библиотеки. Вскоре по приезде в Тамбовскую семинарию, 22 мая 1847 г. он просит правление семинарии истребовать от библиотекаря следующие сведения: имеется ли каталог книг? все ли книги в целости? 374 Книг было весьма мало, и давно уж сознавалась необходимость выписать несколько книг. Но это дело тянулось несколько лет и не привело ни к какому результату, и вот в 1847 г. отец Платон просит семинарское правление дозволить ему войти в личные сношения с книгопродавцами по делу о покупке книг для семинарской библиотеки, так как он лично знаком со многими из них и поэтому может купить и скорей, и дешевле. Получивши от правления 300 рублей серебром, он приобрел необходимые книги богословского, философского, исторического и литературного характера, из которых и в настоящее время есть некоторые, например Eusebii Pamphili Evangelicae demonstrationes, librix, graece; 375 Ejusdem Evangelicae Preparationes, libri xv, graece 376 ; Симфония на Библию ; Розыск на раскольников свят. Димитрия, Ростовского чудотворца, 377 и другие. 378 8 марта 1848 г. по его побуждению пожертвованы были губернской секретаршей Татьяной Волгиной в семинарскую библиотеку 11 сочинений. 379 21 марта 1851 г. приобретен более для семинарской библиотеки Cursus completus Sacrae Scripturae. 380 28 томов за 76 рублей, ввиду того, что не было совершенно пособий для толкования Священного Писания. 381 В феврале 1852 г. положено было сделать для семинарской библиотеки шкафы и столы. 382

http://azbyka.ru/otechnik/Mihail_Gribano...

П. Сырку Перечень печатных сочинений епископа Порфирия 1847 1 .Указатель актов, хранящихся в обителях св. горы Афонской. Журн. Мин. Народн. Просв. 1847, ч. 55, стр. 24–74 (июль), 169–200 (август), с приложением. Указатель переведен на немецкий язык И. Миллером и напечатан в Slavische Bibliothek, oder Beiträge zur slavischen Philologie und Geschichte. Herausgegeb. von Fr. Miclosich. I B. Wien. 1851, стр. 147–199. Ср. Muralt Essai de Chronographie byzantine. St.-Pétersb. 1855; t. I-II. B le et Genève. 1871–1873; Gass Zur Geschichte der Athos Klöster. Giessen. 1865, стр. 5–46; Langlois, во введении к географии Птолемея: Géographie de Ptolemée. Reproduct. photolithographique du manuscrit grec du monastère de Vatopédi au mont Athos. Paris. 1867, стр. 34–96; Флоринский, Афонские акты и фотографические снимки с них в собраниях П.И. Севастьянова. Спб. 1880, стр. 14. 1848 2 . Описание монастырей афонских в 1845–6 годах. Журн. Мин. Нар. Просв. (1848), ч. 58, стр. 55–101 (май), 111–166 (июнь). 3 . Синайский полуостров. Спб. 1848. Журн. Мин. Нар. Просв. 1848, ч. 60 11), стр. 137–170. 1855 4 . Рас-эль-Айнские водометные колодцы у города Тира. Отрывок из путешествия по Святой Земле. Литературн. Прибавл. к Ж. Μ. Н. Пр. 1855, 3, стр. 68–85. 5 . Отрывки из путешествий в Египетские обители (преподобного Антония Великого и Павла Фивейского). Статья первая в вторая. Спб. 1855. Литературные прибавления к Ж. Μ. Н. Пр. 1855 г., 1 (стр. 5–24) и 2 (стр. 31–62). 1856 6 . Первое путешествие в Синайский монастырь в 1845 г. С 8-ю рисунками, вырезанными на пальмовом дереве. Спб. 1856. 7 . Второе путешествие в Синайский монастырь в 1850 г. С 2-мя картинами Синая, вырезанными на дереве. Спб. 1856. Известия Акад. Наук по отдел. русск. яз. и сл., V, стт. 371–375. 8 . Путешествие по Египту и в монастыри святого Антония Великого и преподобного Павла Фивейского, в 1850 году. С 8-ю рисунками, чертежами и надписями, вырезанными на пальмовом дереве. Спб. 1856. Рецензии на все три книги: Сын Отечества 1857 г., 3, стр. 67; Отечествен. Записки 1857, 5 (т. 112), отд. 2, стр. 10–20, и И. Березина в Ж. М. Н. Пр. ч. 93 (1857, 3), стр. 141–150.

http://azbyka.ru/otechnik/Porfirij_Uspen...

После смерти свт. Григория IV (1834) должность митрополита оставалась вакантной вплоть до 1840 г.: Н. и епископы Бузэуский и Арджешский были членами временного триумвирата, управлявшего делами митрополии. К этому времени относится создание при участии Н. семинарий с 4-летним курсом обучения в 1836 г. в Бухаресте, Бузэу и Арджеше и в 1837 г. в Рымнике. 25 июня 1840 г. валашский господарь Александру II Гика просил Департамент религиозных конфессий принять меры по созыву электоральной коллегии, предусмотренной Органическим статутом, для выбора митрополита. 28 июня был принят закон, регламентировавший избрание митрополита, а 29 июня Н. был избран на этот пост 49 голосами из 76, после этого утвержден господарем и в июле получил экдосис от К-польского патриарха. 6 авг. Н. направил письмо российскому имп. Николаю I Павловичу , в к-ром выразил свою верность российскому престолу (Ibid. Р. 493-494). Одновременно Н. до 1848 г. продолжал возглавлять Рымникскую епархию. Большое внимание уделял подготовке педагогических кадров для созданных им семинарий, с его благословения более 15 молодых священнослужителей были направлены для получения высшего богословского образования как в Грецию (4 человека были направлены в 1844 г., в т. ч. на теологический фак-т Афинского ун-та), так и в Россию (7 человек изучали рус. язык в Кишинёве, затем 3 из них продолжили обучение в МДА, 4 - в СПбДА, один получил степень в КДА). В 1848 г. значительная часть клира Унгро-Влахийской митрополии поддержала революцию в Валашском княжестве, прошедшую под лозунгами проведения демократических реформ, отмены сословных привилегий и достижения национального единства. С возникновением угрозы турецкого и российского военного вмешательства и в целях наведения порядка в княжестве Н. с 16 июня в течение нескольких месяцев формально возглавлял Временное правительство Валахии, прилагавшее усилия к тому, чтобы добиться компромисса ради обеспечения внутриполитической стабильности в крае. После поражения революции Н. как митрополит санкционировал собственное отстранение от своих приходов и преследование священнослужителей, связанных с радикальным политическим движением. Вместе с тем, согласно донесениям российских военнослужащих, в кон. 1848 г. Н. по состоянию здоровья уже не мог принимать деятельного участия в церковной и политической жизни. Так, 6 дек. 1848 г. торжественную литургию в Бухаресте по случаю дня тезоименитства российского имп. Николая I c участием командования рус. войск, находившихся в Валахии, служил викарий митрополии еп. Нифонт (Русаилэ) , в то время как Н. «по болезни, не будучи в состоянии совершить Богослужение, присутствовал только при молебне» (Военно-исторический журнал о пребывании русского корпуса в Валахии//РГВИА. Ф. 846. Оп. 2. Д. 5332. Л. 142-158). Н. был детронизирован 27 июля 1849 г. и передал полномочия еп. Нифонту, 14 сент. избранному и 8 окт. 1850 г. интронизированному во митрополита Унгро-Влахийского.

http://pravenc.ru/text/2565016.html

(Груич Милутин; 1.12.1810, с. Липово (ныне Липпо, обл. Баранья, Венгрия) - 8.04.1887, г. Пакрац (ныне в Хорватии)), еп. Пакрацкий. Род. в семье серб. свящ. Прокопия, к-рый не имел образования, но считался ученым и пользовался большим уважением. Милутин окончил школу в родном селе. Позже учился в гимназиях в городах Мохач и Печуй (ныне Печ, Венгрия). В Печуе также прослушал курс философии и правоведения, но из-за своей национальности не смог найти работу. В это время написал свои первые произведения - стихи на лат. и серб. языках, к-рые публиковал в разных журналах под псевдонимом Милутин или Серб Милутин. По совету отца поступил в Карловацкую семинарию (богословию), к-рую окончил в 1840 г. В 1841 г. на Петров день в мон-ре Кувеждин принял монашество с именем Никанор. В том же году 19 дек. рукоположен во диакона и назначен преподавателем Карловацкой семинарии, где работал до 1844 г. В 1843 г. стал сотрудником консистории и помощником митр. Карловацкого Иосифа (Раячича) . 26 мая 1846 г. рукоположен во иерея, 6 дек. получил должность протосинкелла. 1 янв. 1848 г. назначен настоятелем мон-ря Кувеждин, затем - протосинкеллом и вскоре получил сан архимандрита. В 1848 г. выступление Н. на Майской скупщине (церковно-народный собор сербов, проживавших в Австро-Венгрии, на к-ром сербы поставили вопрос о предоставлении им автономии и создании области Сербская Воеводина) способствовало избранию митр. Иосифа патриархом Сербским. Именно Н. на Майской скупщине зачитывал список прав серб. народа на ряд привилегий в Австро-Венгерской империи (см. в ст. Карловацкая митрополия ). С молодых лет Н. отличался пламенной любовью к сербам, в своих выступлениях всегда поддерживал представителей своей национальности и способствовал решению их проблем в Австро-Венгерской монархии. Под псевдонимом Православный родолюб (всего исследователям известны 18 псевдонимов Н.) он опубликовал небольшие книжки «Народная сербская скупщина» (Народна српска скупштина. Београд, 1848) и «Развитие сербской народной скупщины» (Наставак народне српске скупштине. Београд, 1849) с описанием истории сербов в Придунавье, начиная с т. н. великого переселения сербов (1690) до 1848 г.

http://pravenc.ru/text/2565308.html

2420. Слово о утешении, какое доставляет Евангелие несчастным. 1825. XX. 85. Неизвестных проповедников 2421. Беседа на слова 2Kop. 11:31, 92. 12:19. 1822. VIII. 93 . 2422. Слово из текста Лк. 13: 4 – о покаянии. 1825. XVII. 330. 2423. Слова о распоряжениях Промысла в судьбе благочестивых и нечестивых на земле. 1828. XXX. 348. 191. XXXI. 2424. Слово о суетности всех земных вещей. 1829. XXXIII. 324. 2425. Слово о благоговейном пребывании в храме. 1839. XL. 358. 2426. Слово о пути к покою. 1839. XL 43. 2427. Беседы о покаянии. 1848. I. 47. 98. 187. 206. 2428. Беседа о елеосвящении. 1848. I. 353. 2429. Беседа о взаимных обязанностях мужа и жены. 1848. I. 418. 2430. Беседа об обязанностях родителей по отношению к детям. 1848. II. 48. 2431. Поучения: о вере. 1849. I. 47. 55. 344. 2432. О приготовлении к исповеди. 1849. I. 116. 121. 127. 2433. Слово о милосердии. 1850. II. 141. Слова и речи на различные случаи 2434. Св. Правительствующего Синода воззвание к чадам православной российской церкви по случаю государственного ополчения. 1855. I. 245. Преосв. митрополита Киевского Кирилла II 2435. Речь к священникам, присутствовавшим на Владимирском соборе в 1274 году. 1825. XIX. 295. Преосв. Серафима, митрополита новгородского и С.-Петербургского 2436. Речь при раке св. благоверного великого князя Александра Невского. 1829. XXV. 339. Преосв. Филарета, митрополита Московского 2437. Речь при заложении в Москве триумфальных ворот. 1829. XXXV. 341. 2438. Речь по рукоположении преосв. Агапита, епископа томского и енисейского. 1834. III. 324. 2439. Слово к преосв. Исидору, новорукоположенному епископу Дмитровскому. 1835. I. 190. Преосв. Григория, митрополита новгородского и с.-петербургского 2440. Речь, произнесенная при встрече Государя Императора и Государыни Императрицы в Казанском соборе, в день торжественного въезда Их Императорских Величеств в С.-Петербург, 2 октября, 1856. II. 337. Преосвященного Георгия Конисского 2441. Окружная увещательная грамата к православному духовенству. 1833. II. 197. Преосвящ. Нафанаила, епископа Полтавского

http://azbyka.ru/otechnik/pravoslavnye-z...

бывший епископ Аксайский, викарий Донской епархии с 25.12.1876 по 12.12.1883 епископ Херсонский и Одесский Дионисий (Хитров), епископ бывший епископ Якутский и Вилюйский с 12.12.1883 08.09.1896 Финляндская С 24 октября 1892 года Финляндская и Выборгская Кафедра в Выборге Имена Сведения бывший епископ Выборгский, викарий Санкт-Петербургской епархии с 24.10.1892 по 25.12.1898 митрополит Санкт-Петербургский и Ладожский; 02.11.1912 Харьковская Учреждена 16 октября 1799 года Слободско-Украинская и Харьковская Кафедра в Харькове Имена Сведения Христофор (Сулима), епископ бывший епископ Феодосийский, викарий Екатеринославской епархии с 16.10.1799 по 06.02.1813 на покое; 18.05.1813 Аполлос (Терешкевич), епископ рукоположен с 14.10.1813 20.01.1817 Павел (Саббатовский), епископ рукоположен с 18.02.1817 по 26.01.1826 епископ Астраханский и Кавказский Виталий (Борисов-Жегачев), епископ рукоположен с 28.02.1826 по 12.03.1832 архиепископ Астраханский и Енотаевский Иннокентий (Александров), епископ рукоположен с 19.05.1832 по 22.07.1835 епископ Иркутский, Нерчинский и Якутский Мелетий (Леонтович), архиепископ, свт. бывший архиепископ Иркутский и Нерчинский с 22.06.1835 по 1836 переименован архиепископ Харьковский и Ахтырский Харьковская и Ахтырская С 5 апреля 1836 года Имена Сведения Мелетий (Леонтович), архиепископ, свт. бывший архиепископ Слободско-Украинский и Харьковский 29.02.1840 Смарагд (Крыжановский), архиепископ бывший архиепископ Могилевский и Мстиславский с 06.04.1840 по 31.12.1841 архиепископ Астраханский и Енотаевский бывший епископ Вологодский и Устюжский с 31.12.1841 архиепископ с 15.04.1845 по 24.02.1848 архиепископ Херсонский и Таврический Елпидифор (Бенедиктов), епископ бывший епископ Острогожский, викарий Воронежской епархии с 01.03.1848 по 06.11.1848 епископ Подольский и Брацлавский бывший епископ Рижский, викарий Псковской епархии с 06.11.1848 архиепископ с 07.04.1857 по 02.05.1859 архиепископ Черниговский и Нежинский бывший епископ Тамбовский и Шацкий с 18.04.1859

http://azbyka.ru/otechnik/Manuil_Lemeshe...

назначен инспектором, и в январе 1835 г. возведен в сан архимандрита, а в декабре того же года определен ректором Академии и настоятелем московского Богоявленского монастыря. Декабря 21-го 1841 г. хиротонисан во епископа рижского, в 1848 переведен в Харьков, где в 1857 г. пожалован саном архиепископа. В 1859 г. переведен на кафедру черниговскую. Скончался от холеры 9-го августа 1866 г. во время путешествия по епархии, в Конотопе. Филарет – знаменитый представитель духовной учености и деятель на поприще духовной литтературы – сильный и неутомимый. В течение своего служения, он напечатал множество сочинений, из которых некоторые введены были, как руководства, в духовно-учебных заведениях, напр. богословие, история русской церкви, патрология. Кроме православного догматического богословия в двух томах (Чернигов. 1864.2-е издание, Черниг. 1865), исторического учения об Отцах церкви, в трех томах (Спб. 1859) и исторического обзора песнопевцев и песнопений греческой церкви (Спб. 1860. Изд. 2-е, Чернигов. 1864), которых составление относится во времени его ректуры в Академии, из его сочинений изданы: История русской церкви. Период 1. М. 1848. Харьк. 1849. М. 1857. М. 1859. – Пер. II, М. 1848. М. 1852. – Пер. III, М. 1847. М. 1851. – Пер. IV, Рига 1847. Харьк. 1853. – Пер. , М. 1848,1859. –Третье издание первых четырех периодов М. 1857. – Четвертое издание всех периодов. Чернигов, 1862–1863. Черниев николаевский монастырь. Харьк. 1849. Слова и беседы, говоренные в Риге. М. 1850. Историко-статистическое описание харьковской епархии. Пять отделений. Москва и Харьков, 1852–1859. Обзор русской духовной литературы с 862 по 1720 год. Напечатан в первый раз в ученых записках Академии наук 1856 г. том. 3. – Второе издан. Харьк. 1859. – Книга вторая. 1720–1858 Спб. 1861. Изд. 2-е дополненное. Чернигов 1863. Дополнения печатались к той и другой книге в Чернигов. епарх. извест. 1863. 16–21 и 1864. 1–24. 1865 3–19.1866 2–8. Слово против вражды пристрастной к доносам М. 1856. Черниг. 1859.

http://azbyka.ru/otechnik/Sergij_Smirnov...

   001    002    003    004    005    006   007     008    009    010