31 Наполеон I Бонапарт (1769–1821) – французский государственный и военный деятель. Первый консул Французской республики в 1799–1804 гг., император Франции в 1804–1814 гг. и в марте – июне 1815 г. Родился в семье корсиканского адвоката. В 1784 г. окончил Бриеннское военное училище, в 1785 г. – Парижскую военную школу. В 1792 г. вступил в Якобинский клуб. В 1793 г. после успешного штурма Тулона, проведенного по его плану, произведен, из капитанов в бригадные генералы. В 1795 г. – командующий парижским гарнизоном, с 1796 г. – главнокомандующий армией в Италии, в 1798–1799 гг. руководил Египетской экспедицией; 9–10 ноября 1799 г. (18–19 брюмера 7 года Республики) произвел в Париже государственный переворот. С 1802 г. – пожизненный консул, в 1804 г. провозглашен императором. Бисмарк Отто Эдуард Леопольд фон Шенхаузен (1815–1898) – германский государственный деятель, князь, в 1859–1862 гг. прусский посланник в России, в 1862 г. – во Франции. С 1862 г. – министр-президент и министр иностранных дел Пруссии. Осуществил т. н. «объединение Германии сверху». После создания в 1867 г. Северо-Германского союза – бундесканцлер, с 1871 г. – рейхсканцлер Германской империи. С марта 1890 г. – в отставке. 32 Жорж Санд (псевдоним Авроры Дюпен, по мужу баронесса Дюдеван; 1804–1876) – французская писательница; автор романов «Индиана» (1832), «Консуэло» (1843) и мн. др. Принимала участие в Февральской революции 1848 г. 33 Пожарский Дмитрий Михайлович (1578–1642) – князь, государственный и военный деятель. Из ветви рода князей стародубских. В 1598 г. стряпчий и член Земского собора, с 1602 г. – стольник, с 1613 г. – боярин. Участвовал в подавлении восстания И. Болотникова. В 1608–1610 гг. сторонник Василия Шуйского, в 1610 г. – воевода в Зарайске. Участник первого (1611 г.) и вместе с Кузьмой Мининым один из руководителей второго ополчения (1612 г.). В 1612–1613 гг. вместе с князем Д. Т. Трубецким руководил временным правительством. Позднее воевода в Можайске и Новгороде, руководитель многих приказов, в т. ч. Ямского, Разбойного, Московского судного и др.

http://azbyka.ru/otechnik/Vasilij_Klyuch...

Прус Болеслав (наст. имя Александр Гловацкий; 1847—1912) – польский писатель, критик. «И раздавались жалкие стенанья…» — Из драмы А. С. Пушкина «Пир во время чумы». Венявский Генрик (1835—1880) – польский скрипач и композитор. Цицерон Марк Туллий (106—43 гг. до н. э.) – римский политический деятель, оратор и писатель. Овидий (Публий Овидий Назон; 43 г. до н. э. – ок. 18 г. н. э.) – римский поэт, автор элегий, посланий, мифологического эпоса «Метаморфозы». Гораций (Квинт Гораций Флакк; 65 г. до н. э. —8 г. до н. э.) – римский поэт, автор сатирических и лирических од, посланий, написанных в духе эпикуреизма и стоицизма. Ливий Тит (59 г. до н. э. —17 г. н. э.) – римский историк. Лукреций (Тит Лукреций Кар) – римский поэт и философ-материалист I в. до н. э. Аврелий Марк (121—180) – римский император (с 161 г.) из династии Антонинов, автор философского сочинения «Наедине с тобой». Цезарь Гай Юлий (102 или 100—44 гг. до н. э.) – римский диктатор, полководец, автор «Записок о галльской войне» и «Записок о гражданских войнах». «Кукушки нежный плач в глуши лесной…» — Из стихотворения К. Бальмонта «Зарождающаяся жизнь». Дантон Жорж-Жак (1759—1794) – деятель Великой французской революции, один из вождей якобинцев. Бабеф Гракх (наст. имя – Франсуа-Ноэль; 1760—1797) – французский коммунист-утопист. Марат Жан-Поль (1743—1793) – в период Великой французской революции один из вождей якобинцев. Бонапарт — Наполеон Бонапарт (1769—1821) – французский император в марте 1804—1814 гг. и в марте – июне 1815 г. Луи-Филипп (1773—1850) – французский король в 1830—1848 гг. Гамбетта Леон (1838—1882) – премьер-министр и министр иностранных дел Франции в 1881—1882 гг. Тьер Адольф (1797—1877) – французский государственный деятель, историк, в 1871—1873 гг. – президент Франции, с исключительной жестокостью подавил Парижскую коммуну. Монтаньяры (Гора) – в период Великой французской революции революционно-демократическое крыло Конвента, представлявшее якобинцев; занимало на заседаниях верхние скамьи (отсюда название).

http://azbyka.ru/fiction/povest-o-zhizni...

Пан — в греческой мифологии бог–покровитель стад и лесов, один из центров поклонения Пану — Аркадия. В поздней античности Пан начал пониматься, как бог всей природы («пан» — по–гречески «все»). 142 Брат Волк, Сестра Овца — так обращался Франциск к животным, проповедуя перед ними. Братец Кролик и Братец Лис — персонажи «Сказок дядюшки Римуса» американского писателя Дж. Харриса (1848–1901). 143 Тутанхамон — египетский фараон в 1400–1392 гг. до н. э. Он стал «свежей новостью» в 1922 г ., когда была обнаружена его гробница. 144 Реформация — начавшееся в XVI веке в Западной Европе движение за освобождение от власти пап, приведшее к разрушению единого католического мира, к образованию и становлению протестантизма как самостоятельной христианской конфессии. 145 Альбигойцы — секта, возникшая в конце XII века на юге Франции. Альбигойцы отвергали авторитет Церкви и утверждали, что весь материальный мир — зло. Святой Доминик пытался обратить их проповедью. Крестовый поход против альбигойцев был в 1222–1229 гг. 146 Бесовщина 98–го года — жестокое подавление английскими войсками восстания ирландцев в 1798 г . 147 Наполеон I Бонапарт (1769–1821) — французский политический деятель, полководец, первый консул Французской республики, затем французский император (1804–1815). Его политические симпатии к ирландцам были одной из причин непримиримости Англии в конфликте с Ирландией. 148 Эммет Роберт (1778–1803) — деятель ирландского национального движения, пытался поднять антианглийское восстание в 1803 г ., казнен. 149 Нельсон Горацио (1758–1805) — английский адмирал, погиб в Трафальгарской битве против франко–испанского флота. 150 Уэллс Герберт Джордж (1866–1944) — английский писатель, автор фантастических романов, социальных утопий. «Исторический очерк» написан в 1920 г . 151 Кафоличность — греческое слово, означающее «всеприятие», «соборность», от него образовано слово «католический». 152 Темные века — период раннего средневековья (VI–X вв.). 153 Епитимья — наказание, накладываемое священником на верующего с целью искупления совершенного тем греха (пост, молитва, отказ от каких–либо удовольствий и т. д.). 154

http://pravbiblioteka.ru/reader/?bid=710...

1044 Пресвитеры должны быть благосерды, милостивы ко всем, обращать заблуждающихся, посещать всякого немощного, не пренебрегать вдовами или нищими, всегда стараться о добром пред Богом и человеками, воздерживаться от всякого гнева, лицемерия, несправедливости в суде, удаляться от всякого сребролюбия, не быть легковерными к наговорам на кого-либо, жестокими на суде, зная, что все мы должники греха. 1047 Hugo Grotius. Annotationes ad N. T. Paris 1641. Это издание повторено Windheim’oм. Halle 1769. 1048 Комментарий Wemsmein’a, на Новый Завет вышел в свет в 1751–1752 гг. См. Беляев, соч. цит., с.818. 1049 Гаммонд (Hammondus) написал толкование на Новый Завет, изданное в 1699 году. В 1714 году толкование Гаммонда вышло в новом издании Клерика, значительно переработанном и дополненном примечаниями. 1050 Своё толкование учения апостола о человеке беззакония Клерик (Clericus) высказал в комментарии Гаммонда, им же изданном (см. предшествующее прим.). 1052 Schoettgenius, Horae hebraicae et talmudicae in universum Novum Test. Dresdae et Lipsiae 1733. 1058 Срв. Schürer, Geschichte des jüdischen Volkes im Zeitalter Jesu Christi. 1886. I. s. 503 f., срв. 495 f. 1061 Толкование Könne († 1791 г.) на Новый Завет появилось в 1778 г.; оно было переработано и вновь издано Тиксеном в 1791 году. 1063 Heydenreich, Zu 2 Thess. 2, 1–12 в Neuer krit. Journal der theol. Literatur von Winer u. Engelhardt. Bd. 8. 1828. St. 1–3. 1067 Nitzsch, De revelatione religionis externa eademque publica prolusiones academicae. Lipsiae 1808. 1070 Baumgarten-Crusius, Exeget. Schriften zum N. T. Comm. üb. d. Briefe Pauli an die Philipper u. Thess. Jena 1848. 1071 Hofmann, Der Schriftbeweis. 1 H. 2 Aufl. 1857. Die Heilige Schrift Neuen Testaments. Erster Theil. 1862. 1073 Riggenbach, Die beiden Briefe Pauli an die Thess. в Theol.-homilet. Bibelwerk, herausgegb. v. Lange. Des N. T-s X Th. 1864. 1078 Названия трудов этих исследователей приведены ниже, при изложении их толкований 2-ой главы 2-го Фесс. Не названы лишь труды Schrader’a, Apostel Paulus, 1830. Th. 1; Schneckenburger’a, Zur Lehre vom Antichrist, bearb. v. Böhmer, в Jahrb. für deutsche Theol. Bd. 4. 1859; Ewald’a, Die Sendschreiben des Ap. Paulus. 1857; Geschichte des apostolischen Zeitalters, 1858; van der Vies’a, De beiden Brieven aan de Thessalonicensen 1865.

http://azbyka.ru/otechnik/pravoslavnye-z...

23 Имеется в виду сборник «Песни русского народа» (ч. 1 – 5; СПб., 1838 – 1839), подготовленный и изданный русским фольклористом, этнографом и палеографом И. П. Сахаровым (1807 – 1863). В нем помещены также и украинские обрядовые, лирические и исторические песни. 24 «Запорожская старина» – фольклорно-исторический сборник, подготовленный русским и украинским филологом-славистом И. И. Срезневским (1812 – 1880). Издавался в Харькове (ч. 1, 1833 – 1834; ч. 2, 1834 – 1838). Стремясь воссоздать историю запорожских казаков и украинского народа в целом, И. И. Срезневский поместил в сборнике отрывки из казацких летописей, повестей, рассказов, исторические песни и думы XVI – XVIII вв., собственные статьи. В предисловии изложил свое отношение к народному творчеству как средству познания прошлого. «Запорожскую старину» положительно оценивали В. Г. Белинский, Н. В. Гоголь, Т. Г. Шевченко и др. 25 Метлинский Амвросий Лукьянович (1814 – 1870) – украинский поэт, фольклорист, переводчик, издатель. Окончил в 1835 г. Харьковский университет. Автор сборника «Думки та ще дещо» (1839). Издал под своей редакцией «Южный русский сборник» (1848), а также фольклорный сборник «Народные южнорусские песни» (1854). 26 Котляревский Иван Петрович (1769 – 1838) – украинский писатель, первый классик новой украинской литературы. Родился в Полтаве. Учился в Полтавской семинарии. Длительное время был на военной службе. В 1818 – 1821 гг. – директор Полтавского театра. Был близок к декабристам. Автор поэмы «Энеида», пьес «Наталка-Полтавка», и др. 27 Квитка-Основьяненко Григорий Федорович (наст. фамилия Квитка; 1778 – 1843) – первый прозаик новой украинской литературы. Родился в с. Основа (ныне часть Харькова). Принимал участие в основании Харьковского театра, Института благородных девиц (1812), был одним из издателей и редакторов журнала «Украинский вестник» (1816 – 1819). Литературную деятельность начал в 1816 г. на русском языке. В 1834 г. вышла первая книга его в 1837 – вторая. Автор комедий «Сватання на (1836), «Шельменко-денщик» (1840), романа «Пан Халявский» (1839 – 1840) и др.

http://azbyka.ru/otechnik/Nikolay_Kostom...

Димитриевская церковь в Рузе. 1792 г., 1848 г. Фотография. 2014 г. Димитриевская церковь в Рузе. 1792 г., 1848 г. Фотография. 2014 г. Наиболее распространенными оставались продольные 3-частные композиции и храмы кораблем с основой в виде восьмерика на четверике, как правило, 2-светном. Образцами такой композиции могут служить церкви, построенные по типовому проекту И. Г. Шеделя, с безордерными фасадами (типа ц. Спаса на Болвановке в Москве, 1749-1755): Никольская ц. в Домодедове (1731-1738, архит. Д. Янков, заказ Дворцового ведомства) и Тихвинская ц. в Титовском Сергиево-Посадского р-на (1758, заказчицы Е. А. Киреевская, А. А. Квашнина и Ф. А. Муравьёва) с архаичной шатровой колокольней. Более нарядны Богоявленская ц. в Верее Наро-Фоминского р-на (1777, заказчик купец М. Е. Седельников; колокольня 1782-1786 гг.); ц. Введения во храм Пресв. Богородицы (1763-1768, 1786, заказчики Ф. К. Макаров, А. И. и И. А. Толчёновы) и ц. прор. Илии (1778-1783, заказчик П. С. Толчёнов) - обе в Дмитрове, с фасадами, украшенными пилястрами. Популярны были 3-частные храмы с основой в виде четверика, с 3-осевыми фасадами и граненым куполом, с малым восьмериком или главкой: Успенская ц. в Жилине (городской окр. Люберцы; 1754, заказчик Н. А. Сезёмов; трапезная и колокольня 1852 г.); выстроенные по сходным проектам ц. Вознесения (1766-1779) и ц. прор. Илии (1765-1773) - обе в Сергиевом Посаде. Часто строили 2-этажные, вытянутые по оси «запад-восток» храмы (зимний внизу, летний наверху): ц. Спаса Всемилостивого в Спасском-Телешёве в Солнечногорске (1759, заказчик П. А. Лопухин) по проекту архитекторов круга Бланка (ГНИМА. P-I-728; Яковлев. 2013). Классическим примером такого восьмерика на четверике является Спасская ц. в усадьбе Киёво-Спасское в Лобне (1764-1769, архит. Бланк, заказчик гр. Воронцов); по тому же проекту, но в стилистике раннего классицизма были выстроены: Успенская ц. в Свитине в Троицком адм. окр. Москвы (1779, заказчик гр. Воронцов; не сохр.) и Владимирская (Никольская) ц. в усадьбе Семёновское-Отрада в с. Семёновском Ступинского р-на (1778-1780, архит. И. И. Бабакин, заказчик гр. В. Г. Орлов). Выразителен несколько громоздкий 2-этажный «корабль» Троице-Тихвинской ц. в Дмитрове (1793-1801, заказчики Г. И. Ложкин, А. С. Фуфаев) с купольным четвериком и 3 ярусами одинаковых арочных окон; возможно, копия ц. вмч. Никиты во Владимире (1762-1765).

http://pravenc.ru/text/2564194.html

Число прихожан: в 1730 г. в Удах – 562 муж., 555 жен. и в хуторах Дувановых – 101 душа муж., 75 жен., в 1750 г. – 743 муж., 746 жен., в 1770 г. –1115 муж., 1106 жен., в 1790 г. –1357 муж., 1460 жен., в 1810 г. – 1667 муж.,1790 жен., в 1830 г. – 2202 муж., 2246 жен., в 1850 г. – 1656 душ. муж., 1769 жен. Прихо­жане частью русские и казенные крестьяне, частию владельческие черкасы. В 1824 г. с юго-востока прилетала саранча, но не повредила хлеба. В 1830 г. холера привела всех в ужас; впрочем, тогда она касалась немно­гих; в 1831 г. из 4211 человек умерло 14 человек. В 1832, 1833 и 1834 гг. неурожай хлеба и падеж скота. В 1847 г. опять холера, от которой из числа 3115 человек обоего пола умерло 69 человек, в 1848 г. из числа 3488 чел. умерло 27 человек. В 1849 г. цинга многих обезобразила, а некоторых совсем лишила членов; от нее умерло 38 человек. В сем приходе с давнего времени очень многие заражены были расколом поморской беспоповщины, они имели у себя две часовни, одну в селе Удах, а другую – в хуторе Козачке и содержали бродяг, лжеучителей. Со времени поступления на приход священника Николая Ничкевича, с 1830 г. обратившего на них особенное внимание, секта их начала ослабевать. После увещаний любви терпеливой по благости Божией в 1837 и 1839 гг. обратил он 42 человека в православную веру. По его же указанию гражданское начальство закрыло часовню их, выстроенную после 1826 г. в противность закону. В 1841 г. преосвященный Смарагд архипастырскими увещаниями обратил 536 душ к единоверческой церкви. В 1847 г. часовня, существовавшая с давних времен в хуторе Козачке, сгорела до основания. Но секта еще не искоренилась. Ныне в сем приходе числится раскольников 20 муж. пола, 27 жен. пола. А в прежнее время их было: в 1826 г. – 346 человек, в 1830 г. –397, в 1835 г. – 535, в 1840 г. – 612. В округе Удского прихода находятся памятники двух родов. а) В 4 верстах от с. Уд, близ границы Курской губернии, есть городище. Площадь его в 24 1/2 саж. длиной и в 18 1/2 саж. шириной, обнесена валом.

http://azbyka.ru/otechnik/Filaret_Cherni...

Наступивший 1769 г. ознаменовался полным освящением храма в Хотилове. Яков Ефимович Сиверс 9 февраля сообщал в Консисторию: «Вышепоказанная строящаяся церковь по имянному Ея Императорскаго Величества высочайшему повелению в совершенство приведена, и ко освящению как настоящая храмовая во имя Архистратига Михаила, так и приделы святыя великомученицы Екатерины и святых апостол Петра и Павла церковной утварию в готовности». На освящение решено использовать уцелевший при пожаре второй антиминс, а сам храм поручить освятить в мае архимандриту Иверского монастыря Пахомию. Для справки в Святейший Синод указали и количество ямских дворов в Хотилове – 160, «а в них мужеска пола четыреста одна душа». 24 марта 1769 г. последовал указ с дозволением храм освятить. Указ за подписью Обер-Секретаря Михайло Остолопова ушёл в Великий Новгород 27 марта 1769 г. Так закончилась во многом непростая история создания храма в с. Хотилово, которая растянулась на два десятилетия. С образованием Вышневолоцкого уезда в 1772 г. Хотиловский ям вошёл в его состав, хотя и ненадолго. Но от того далёкого теперь времени сохранилось свидетельство из церковных документов: «Ведомость Вышневолоцкаго уезда села Хотелова о священно и церковнослужителях и их детях и о прочем учиненная 1782 года. В селе Хотелове церковь каменная во имя Святаго Архистратига Михаила с тремя престолами Святых Апостолов Петра и Павла и великомученицы Екатерины и Святых мучеников Фрола и Лавра, кроме крыши, в многих местах течу впущающыя, во всякой твердости утварию довольна построена в 1769 году. При оной церкви священо и церковно служителей: Священник Антип Никифоров, 56 лет, в школах неучился, в чтении и пении средствен, вдов, состояния хорошаго, в настоящий чин посвящен в 1753 году. Диакон Алексей Васильев, 24 лет, уволен из Богословии, женат, состояния изряднаго, посвящен в 1781 году. Дьячок Агафон Миронов, 38 лет, в школах неучился, в чтении и пении средствен, женат, состояния хорошаго, посвящен в 1760 году. Понамарь Гаврил Миронов, 32 лет, в школах неучился, в чтении и пении средствен, женат, состояния хорошаго, определен в 1769 году».

http://sobory.ru/article/?object=01586

Медлят известиями. И вообще дело делается не так ревностно, как в 1830 году. Особенно сильна болезнь в Рогожской части и за Москвою рекою» 59 . Так продолжалось и далее 60 , пока генера-губернатором Московским не назначен был в 1848 году более энергический в этом отношении человек граф А.А. Закревский, бывший в 1830 году министром внутренних дел и уже заявивший себя деятельною и успешною борьбою с холерой в то время. Тем не менее и в означенном 1848 году холера в Москве и Московской губернии была сильна, не смотря на то, что в феврале 1848 года уже принесено было благодарственное Богу молебствие об избавлении от губительной болезни 61 . Уже в июне того же 1848 года понадобились новые и более прежнего усиленные моления об избавлении от той же болезни, очевидно, гнездившейся в Москве и Московской области, хотя и скрываемой 62 . «Утешаюсь, – писал от 13 июля 1848 года святитель Филарет наместнику Лавры, – что вы соборне молитесь об избавлении от бедствия, и что имеете плод сего в хранении» 63 . Действительно, молитвами Преподобного Сергия, Лавра и в 1848 году сохранена была от холеры; но из посадских и пришлых людей некоторые в этом году пострадали и частию умерли от сей губительной болезни. По ежемесячным ведомостям Лаврского врача штаб-лекаря И.М. Высоцкого в находившихся вне стен Лавры, но содержимых Лаврою больницах – мужской и женской – за июнь месяц 1848 года значится больных холерою 12 человек мужчин и 15 женщин, из коих умерло мужчин 5 и женщин 5; осталось больными холерою к июлю по 3 – мужчин и женщин, которые все выздоровели. Было несколько больных холерою и умерших от нее также за месяцы: август, сентябрь и октябрь в тех же Лаврских больницах, но как и в июне, все это были крестьяне, дворовые, посадские и сторонние мещанне и т. под. 64 . Поэтому собиравшегося ехать к Троице в день своего ангела 5 июля из Москвы князя Сергия Михайловича Голицына митрополит Филарет письмом от 2 июля 1848 года успокаивал, говоря: «У нас в Лавре, Вифании, Академии и Семинарии 65 , благодарение Богу, благополучно.

http://azbyka.ru/otechnik/Ivan_Korsunski...

О следующих днях еще не знаю. Медлят известиями, и вообще дело делается не так ревностно, как в 1830 году. Особенна сильна болезнь в Рогожской части и за Москвой рекой» 3005 . Так продолжалось и далее 3006 , пока генерал-губернатором Московским не назначен был в 1848 году более энергический в этом отношении человек граф А. А. Закревский, бывший в 1830 году министром внутренних дел и уже заявивший себя деятельной и успешной борьбой с холерой в то время. Тем не менее и в означенном 1848 году холера в Москве и Московской губернии была сильна несмотря на то, что в феврале 1848 года уже принесено было благодарственное Богу молебствие об избавлении от губительной болезни 3007 . Уже в июне того же 1848 года по- —109— надобились новые и более прежнего усиленные моления об избавлении от той же болезни, очевидно, гнездившейся в Москве и Московской области, хотя и скрываемой 3008 . «Утешаюсь, – писал от 13 июля 1848 года святитель Филарет наместнику Лавры, – что вы соборне молитесь о избавлении от бедствия, и что имеете плод сего в хранении» 3009 . Действительно, молитвами Преподобного Сергия, Лавра и в 1848 году сохранена была от холеры; но из посадских и пришлых людей некоторые в этом году пострадали и частью умерли от сей губительной болезни. По ежемесячным ведомостям Лаврского врача штаб-лекаря И. М. Высоцкого в находившихся вне стен Лавры, но содержимых Лаврой больницах – мужской и женской – за июнь месяц 1848 года значится больных холерой 12 человек мужчин и 15 женщин, из коих умерло мужчин 5 и женщин 5; осталось больными холерой к июлю по 3 – мужчин и женщин, которые все выздоровели. Было несколько больных холерой и умерших от нее также за месяцы: август, сентябрь и октябрь в тех же Лаврских больницах, но, как и в июне, все это были крестьяне, дворовые, посадские и сторонние мещане и т. под. 3010 . Поэтому собиравшегося ехать к Троице в день своего ангела 5 июля из Москвы князя Сергия Михайловича Голицына митрополит Филарет письмом от 2 июля 1848 года успокаивал, говоря: «у нас в Лавре, Вифании, Академии и Семинарии 3011 , благодарение Богу, благополучно.

http://azbyka.ru/otechnik/pravoslavnye-z...

   001    002   003     004    005    006    007    008    009    010