При церкви нужно было исправить церковную деревянную ограду и «уплатить в Пижемскую церковь (п.Тужа — прим. авт.) 300 руб., взятых в 1840 году на позолоту иконостаса». В 1866 году приход села уже составлял 431 двор крестьян, где проживало 7568 человек (3538 м.п. и 4030 ж.п.). В починке Шахайском было 14 дворов (85 и 119), Арна-Умаш — 4 (42 и 42), Турминском — 19 (138 и 168), Петровском — 7 (66 и 83). Первый священник — Иоанн Филиппович Флоренцов (упоминаемый в 1848 году). В 1856 году получил Архипастырскую благодарность за усердное служение. В 1860 году ко Дню Святой Пасхи был награжден набедренником, а в 1863 получил одобрение от Епархиального начальства. Дьяконом был все тот же Стефан Емельянович Олюнин. Было ему уже 65 лет. И с 1829 года к тому времени на одном месте он прослужил 37 (!!!) лет. Дьякон Тихон Федосеевич Курочкин (был в 1848 году). Пономарь Капитон Владимирович Фищев (также упомянут в 1848 году). Второй священник — Петр Тихонович Огородников, 45 лет. В 1845 году награжден наперсным крестом, а в 1861 году — набедренником. Дьячок Сергий Федорович Стрельников (был в 1848 году). Третий священник Петр Иоаннович Зубарев, 27 лет. Окончил Богословский курс семинарии в 1860 году с аттестатом 2 разряда. В сем храме с 14 марта 1862 года. Пономарское место зачислено за девицей Прасковьей Костровой. По спискам населенных мест Вятской губернии 1859—73 годов в селе Сердеж (Сосновском) казенного ведомства было 44 двора и 255 человек (126 м.п. и 129 ж.п.). В селе числилось тогда сельское училище. В 1891 году Сердеж являлся центром одноименной волости, включающей в себя 7 сельских обществ. В них насчитывалось 89 селений, где проживало 9435 жителей (4533 м.п. и 4902 ж.п.). Сердеж относился к Сердежскому сельскому обществу и состоял из двух половин, числившихся как отдельные населенные пункты. В первой половине было 35 дворов и 227 жителей (100 и 127), а во второй — 51 двор и 269 человек (133 и 136). Итого во всем селе насчитывалось 86 дворов и 496 человек (233 и 263). Строительство каменного храма продолжалось, и к 1908 году Петропавловская церковь стала пятипрестольной. В холодном храме главный престол во имя св. апостолов Петра и Павла, правый — в честь св.Зосимы и Савватия, Соловецких Чудотворцев, левый — в честь св.Феодосия, Черниговского Чудотворца (освящён 27 сентября 1899 года). В теплой церкви — правый в честь Божией Матери «Утоли моя печали» и левый в честь св. Николая Чудотворца.

http://sobory.ru/article/?object=26763

Увеличение числа правосл. священников позволило правильно устроить духовные миссии, с 1840 г. англ. миссионерам было запрещено действовать в Вост. Сибири. За Байкалом были открыты «многолюдные приходы, основанные на правах единоверия»: Архангельский (1838), Тарбагатайский (1840), Донинский (1841), Нижненарынский (1842). С 1840 г. возросло число крещеных аларских, идинских, тункинских, окинских и балаганских бурят, в 1842 г. христ. веру принял тайша хоринских бурят Ринчин-Доржи Дымбилов (в крещении Николай). 28 июля 1848 г. в г. Балаганске Н. совершил крещение на берегу Ангары; в самих водах был водружен крест с купелью. «Совершив дело сие в Балаганске, отправился я в Балаганские степи,- писал Н.- И там в течение нескольких дней Церковь еще стяжала до четырех сот душ» (О крещении. 1849). 3 авг. 1848 г. в иркутском кафедральном соборе были крещены 7 членов семейства тайши 27 балаганских родов (Андреева) и 6 балаганских старшин. При Н. в епархии обращены в Православие до 25 тыс. язычников ( Родосский. 1907. С. 315) С 1848 г. при содействии обращенного в Православие прот. Николая Нилова-Доржеева Н. занимался переводами на монголо-бурятский язык Свящ. Писания и богослужебных текстов (Прот. Николай Нилов-Доржеев//Ярославские ЕВ. 1860. Ч. неофиц. 24. С. 220-223). Работы начались в 1848 г. За 12 лет были переведены почти все богослужебные книги, к 1860 г. подготовлены к печати Октоих, общая и праздничная Минеи, Триодь Цветная, Постная с Евангелиями и Апостолами на весь год. После отъезда в 1860 г. прот. Н. Нилова-Доржеева с разрешения Синода Н. помогал профессор С.-Петербургского ун-та К. Ф. Голстунский. Переводы печатались в Синодальной типографии: «Четвероевангелие и Апостол» (1852), «Чин Божественной литургии и последования: вечерни, утрени, св. крещения, исповеди, причащения больных, обручения, венчания и освящения воды» (1852), «Требник» (1858), «Начатки христианского учения» (1858), «Ирмологий» (1863), «Молитвослов» (1863), «Русско-бурятский букварь» (1865), «Октоих» (1866), «Краткий молитвослов» (1867), «Постная триодь» (1869), «Служебник» (1870), «Требник» (1870), «Цветная триодь» (1870), «Краткий катехизис» (1870), «Общая минея» (1871), «Часослов» (1874) (Правосл. духовные писатели. 2016. С. 24). С 60-х гг. XIX в. по просьбе Н. переложением монгольских текстов на ноты занимался директор Певческой капеллы А. Ф. Львов ( Трефолев Л. Н., публ. К биографии композитора А. Ф. Львова: [Письма А. Ф. Львова к Ярославскому архиеп. Нилу]//РА. 1899. 11. С. 366-370).

http://pravenc.ru/text/2577625.html

Материал из Православной Энциклопедии под редакцией Патриарха Московского и всея Руси Кирилла ДИМИТРИЙ (Григорьев Доримедонт Григорьевич; 1798, с. Красное Малоархангельского у. Орловской губ.- 13.07.1882, г. Задонск Воронежской губ.), архим., настоятель задонского в честь Рождества Пресв. Богородицы мон-ря , основатель задонского Тихоновского в честь Преображения Господня мон-ря . Из дворянской семьи. Получил домашнее образование. Позднее окончил гимназический курс в Москве. 12 февр. 1824 г. подал прошение о зачислении на военную службу и был принят вольноопределяющимся в 3-й резервный кавалерийский корпус. В 1826 г. переведен юнкером в Казанский кавалерийский драгунский полк, базировавшийся попеременно в Старооскольском и Елецком уездах. По сообщению архим. Геронтия (Кургановского) , во время пребывания в Ельце «молодой офицер Григорьев» почти ежедневно, до начала занятий по службе, посещал раннюю обедню в ц. во имя вмч. Димитрия Солунского. Порученных его командованию солдат также приучал к молитве и посещению храмов в праздники. Старался в годы воинской службы вести образ жизни «трезвый, деятельный, уклонялся, по возможности, от всего, что вызывало бы укор совести». Достигнув в Казанском полку чина поручика, в 1835 г. уволился со службы. Пожив нек-рое время в имении с. Красного, разделил имущество с родственниками и, дав вольную с наделением землей 217 крестьянам, доставшимся ему при разделе, отправился в паломничество по обителям. В Оптиной Макариевой в честь Введения во храм Пресвятой Богородицы муж. пуст. состоялась встреча Григорьева с прп. Львом (Наголкиным) , благословившим его на монашеский путь. В 1842 г. поступил в число послушников малоярославецкого Черноостровского во имя свт. Николая Чудотворца мон-ря . В 1847 г. перемещен в Акатов во имя свт. Алексия мон-рь Воронежской губ. В 1848 г., по поставлении викария Воронежской епархии еп. Елпидифора (Бенедиктова) на самостоятельную Харьковскую кафедру, послушник Григорьев последовал за ним. В Харькове 16 сент. 1848 г. принял монашеский постриг с именем Димитрий. 17 сент. 1848 г. рукоположен во диакона, 19 сент. того же года - во иерея. С 1852 г. Д.- в числе братии ТСЛ. С 3 сент. 1852 г. иеромонах при мощах прп. Сергия Радонежского . 16 сент. 1848 г. назначен казначеем лавры, награжден наперсным крестом, введен в состав лаврского собора.

http://pravenc.ru/text/178155.html

Приближался 1847 год. В Европе становилось неспокойно: опытные люди предвидели бурю, которая и не замедлила разразиться. — Речь идет о назревании буржуазно-демократических революций 1848–1849 годов на Западе. Неурожаи 1845, 1846 годов и экономический кризис 1847 года в большинстве европейских стран вызвали рост революционных настроений трудящихся масс и острый кризис монархических «верхов». В феврале 1848 года разразилась революция во Франции, а вслед за нею революции в Австрии, Венгрии, Германии и Италии. 132 …сходила в неподражаемую кафедру…— Речь идет о знаменитом Кельнском соборе св. Петра — крупнейшем из готических соборов Германии. 133 …стоял перед «Снятием со креста»…— Картина Рубенса под этим названием находилась не в Кельне, а в кафедральном соборе в Антверпена 134 …говорит… по поводу недоконченного собора. — Кельнский собор был заложен в 1248 году и строился различными мастерами до середины XVI века; окончательно был достроен в 1842–1880 годах. 135 …в черных спензерах…— Спенсер (англ.) — род короткой куртки. 136 Германская революция была во всем разгаре. — С начала марта 1848 года в германских государствах началось широкое антифеодальное движение народных масс. Вооруженное восстание берлинских рабочих, одержавших 18 марта 1848 года победу над королевскими войсками, было высшей точкой в ходе революции в Германии; оно дало сильный толчок революционному движению в ряде других государств. 137 …водила… в дом к Джемсу Фази…— Фази, Джемс (1796–1878) — швейцарский политический деятель, буржуазный демократ, глава правительства в Женевском кантоне (1847–1861). 138 Марис и Фрейлиграт сидели за конторками у лондонских банкиров. — Наряду с Фрейлигратом здесь речь идет, повидимому, о Карле Марксе, фамилия которого оказалась искаженной во всех изданиях романа. В мае 1851 года Фрейлиграт, опасаясь преследований за революционную политическую деятельность, эмигрировал в Англию, где жил до 1868 года, работая главным образом в качестве конторского служащего. Карл Маркс переехал в Лондон несколько раньше Фрейлиграта и сразу же начал подготовку к изданию «Новой Рейнской газеты». С 1851 до 1862 года он являлся систематическим сотрудником прогрессивной газеты «Нью-йоркская трибуна». 139

http://pravbiblioteka.ru/reader/?bid=691...

по контракту с Ивановым эти сенные покосы с озерами в погостах Веже и Куникове сданы были за 100 руб. в ежегодное арендование. Из другого контракта, заключенного настоятелем Богоявленского монастыря Агафангелом с О. Силичевою, видно, что монастырская мукомольная о трех поставах мельница на р. Андобе при приселке Кишине сдана в арендное содержание на десять лет (с 1 января 1848 г.) за прежнюю цену по 128 р. 57 к. в год. Некоторое пособие для содержания Богоявленского монастыря в первой половине XIX века представляли денежные и вещественные вклады на вечное поминовение. Так из описи монастырского имущества, обозначенной в указе дух. консистории от 7 июля 1848 г., видно, что денежные вклады монастыря заключались в государственных и непрерывно-доходных 13 билетах. Из них семь билетов (от 1810, 1826, 1832, 1837 и 1838 гг.) на 4 тысячи ассигнациями и шесть билетов (от 1840, 1841, 1842, 1847 и от 23 ян. 1848 г.) на 914 р. 58 коп. серебром. Еще Богоявленскому монастырю принадлежал пожертвованный графиней Анною А. Орловою-Чесменскою († 1848 г.) билет в 5 тысяч руб. серебром. V. Настоятели и братия Богоявленского монастыря Богоявленский монастырь первоначально находился под управлением игуменов и с 1680 г. под управлением архимандритов. Настоятели XV века: 1) строитель монастыря старец Никита, игумены: 2) Иов и 3) Антоний, из которых первый известен по несудимой грамоте от в. кн. Василия Темного, второй же по жалованной (от 1466 г.) грамоте в. кн. Ивана Васильевича. Игумены XVI века; 4) Иона (с 1505 до 1534 г.); Исаия Шапошников (до 1572 г.) строитель каменного собора. При нем по опале царя Ивана Грозного избиты многие иноки Богоявленского монастыря. Гнев государя последовал, вероятно, в 1569 г., когда Владимир Андреевич, несчастный князь Старицкий, проезжая в Нижний чрез г. Кострому, встречен был в ней с великою честью духовенством и гражданами. Узнавши об этом, Грозный повелел привести костромских начальников в Москву, где они и казнены; 6) Сильвестр в 1575 г. давший вкладу рукописное Евангелие в лист; 7) Геннадий, в 1581 г.

http://azbyka.ru/otechnik/Ivan_Bazhenov/...

6) Тобольская 1) Евгений, с 1825 по 1831 год, из псковских архиепископов; переведен в Рязань; 2) Павел, из могилевских архиепископов, пробыл менее года и умер; 3) Афанасий, из нижегородских епископов, управлял с 1831 года по 1842, год своей кончины; 4) Владимир, с 1842 года, из костромских епископов; умер в 1845 году; 5) Георгий, с 1845 г., из архангельских епископов; умер в 1852 г.; 6) Евлампий, с 1852 по 1855 год, из вологодских епископов. 7) Ярославская 1) Авраамий, с 1824 года по 1836 год, из астраханских архиепископов, уволен на покой; 2) Филарет, с 1836 по 1837 год, из казанских архиепископов, переведен на киевскую метрополию; 3) Евгений, с 1837 по 1853 год, из рязанских архиепископов, уволен по прошению на покой в московский Донской монастырь, с пожалованием в члены св. синода; 4) Нил, с 1853 по 1855 г., из иркутских архиепископов. 8) Псковская 1) Мефодий, с 1825 по 1834 год, из астраханских архиепископов, уволен на покой; 2) Нафанаил, переведен в 1834 году из Полтавы, умер в 1849 году; 3) После Нафанаила до последнего года царствования Николая I управлял псковскою епархией временно Платон, сначала в качестве псковского викария, а потом рижского архиепископа. 9) Рязанская 1) Филарет, с 1824 по 1828 год, из калужских епископов, переведен в Казань; 2) Григорий, с 1828 по 1831 год, оттуда же, перемещен в Тверь; 3) Евгений, с 1831 по 1837 год, из тобольских архиепископов, назначен в Ярославль: 4) Гавриил, с 1837 по 1855 г., из могилевских архиепископов. 10) Тверская 1) Иона, с 1821 по 1826 год, из орловских епископов; переведен в Казань; 2) Амвросий, с 1826 г., из казанских архиепископов; умер в 1831 году, от холеры; 3) Григорий, с 1831 по 1848 год, из рязанских архиепископов; перемещен в Казань; 4) Гавриил, с 1848 по 1855 год, из херсонских архиепископов. Херсонская 460 1) Гавриил, с 1837 по 1848 год, из екатеринославских епископов; переведен на тверскую кафедру; 2) Иннокентий, с 1848 года по 1855, из харьковских архиепископов. Литовская 1) Иосиф, с 1833 по 1855 г., из униатских епископов.

http://azbyka.ru/otechnik/Istorija_Tserk...

Андрониковскому//Там же. С. 1-2; Прп. Иосифа Волоколамского отвещание любозазорным и сказание вкратце о святых отцех, бывших в монастырех, иже в Рустей земли сущих//Там же. 7. С. 3-15; Иерархии Вятская и Астраханская: Соч. преосв. Платона (Любарского)//Там же. 1848. 7. Отд. 4. С. 45-84 (отд. отт.: М., 1848); Письмо кн. А. Меньшикова к кн. Г. Волконскому//Там же. 8. С. 29; Попечение государя и вел. кн. Василия Васильевича о церквех и монастырех Рустех//Там же. С. 15-16; Учреждение для студентов Лаврской семинарии, содержимых коштом Платона, митр. Московского и Калужского//Москвитянин. 1851. Ч. 4. 13. С. 31-34; Вел. кнг. Наталия Алексеевна, 1-я супруга имп. Павла I: (По автобиографии митр. Платона и письмам имп. Павла)//ЧОИДР. 1875. Кн. 4. С. 171-174; Отношение митр. Платона к имп. Екатерине II и имп. Павлу I: (По автобиографии Платона и письмам имп. Павла)//Там же. С. 175-197; Письма имп. Екатерины II к митр. Платону//Там же. С. 166-170; Заметка по поводу писем митр. Гавриила к Амвросию//ПО. 1876. Т. 1. Март. С. 473-509; Письмо Г. Н. Теплова к Тверскому архиеп. Платону о сочиненном им молебствии об утолении морового поветрия//ЧОИДР. 1876. Кн. 3. С. 105; Письмо С. Козмина к архиеп. Платону по поручению государыни императрицы//Там же. С. 106; Извлечение из писем Московского митр. Платона к архиеп. Псковскому Мефодию (Смирнову)//ЧОЛДП. 1877. Март. С. 45-61. Арх.: РГБ ОР. Ф. 120. Оп. 1. 729; Ф. 391. 403 [Письмо А. А. Краевскому, 26.01.1851]; Ф. 524; Ф. 575. 147 [Заметка о рукописях Иосифо-Волоколамского мон-ря]. Соч.: Св. Макарий Египетский//ПрТСО. 1845. Ч. 3. С. 105-146 (2-я паг.); Прп. Иосиф Волоколамский//Там же. 1847. Ч. 5. С. 225-270; Писания прп. Иосифа Волоколамского//Там же. С. 271-314 (отд. изд.: М., 1847); Родословная Головиных, владельцев с. Новоспасского. М., 1847; Село Новоспасское, Деденево тож, и родословная Головиных, владельцев оного. М., 1847; Исправление церковно-богослужебных книг при Патриархе Филарете//ЧОИДР. 1848. 8. С. 1-26 (отд. отт.: М., 1848); Еще вопрос о Несторе//ВОИДР.

http://pravenc.ru/text/1319810.html

540 Таким же образом и другие полководцы мятежных венгерских войск и крепости мало-по-малу сдавались войскам русским, полагаясь на великодушие последних. Положило оружие более 80 тысяч мятежников. сдано до 150 знамен и до 400 орудий (войсковых и крепостных). Русские войска исполнили свой долг и покрыли себя новою славою. «Честь и слава вам, – возвещал свою милость государь император в высочайшем приказе армиям от 22 августа 1849 года, – честь и слава вашему победоносному вождю. Вы себя, как и всегда, показали достойными прозвания Всероссийского победоносного воинства. Благодарю вас всех и каждого, я вами доволен, вами горжусь». 541 Эти слова возлюбленного монарха были наилучшей наградой войскам за их победоносный подвиг в венгерскую кампанию. Те же слова и остальным сынам России должны были показать. какие чувства одушевляют повелителя России, какие заботы и мысли наполняют Его преданную благу отечества душу. Могли ли в свою очередь и они относиться равнодушно к событиям времени, к которым он относился так неравнодушно? Мог ли в частности Филарет, как истинный сын России и духовный воевода сынов России, опускать своим вниманием и для их внимания эти события? Еще прямо по возникновении февральской революции 1848 года он писал наместнику Лавры архимандриту Антонию от 4 марта сего (1848) года: «что делается во Франции, теперь уже читаете в ведомостях. С одной стороны оправдания Господня явишася Филипп, 542 корону, поверенную Карлом для хранения, взял себе, и принужден отдать. Оттолкнул наследника, и его наследника оттолкнули. Мятежники 1830 года, приятели Гизо, напали на министерский дом Полиньяка. Мятежники 1848 года напали на министерский дом Гизо, тот же самый. Но затем горе Франции, и, вероятно, горе Европе! Господь да помилует Россию». 543 И подлинно Господь помиловал Россию от революции, но зато Европа, как мы уже знаем, много пострадала от революции, начавшейся в гнездилеще её – Франции. «Во Франции, – потому писал от 14 июня того же 1848 года Филарет в отеческое предостережение одному из сынов России (А.

http://azbyka.ru/otechnik/Ivan_Korsunski...

Только в Уфимской пров. Оренбургской губ. за 14 лет управления И. было построено более 20 каменных храмов. Так, в Уфимском у. возведены церкви Воскресения Господня и мц. Дарии в с. Надеждине (1841); в Бирском у.- Рождества Христова в с. Печёнкине (1838) и в с. Сарсы (1842), св. Иоанна Предтечи в с. Курачеве (1839) и в с. Андреевка (1845), апостолов Петра и Павла в с. Касеве (1842), Св. Троицы в с. Новотроицком (1844), свт. Николая Чудотворца и св. Василия Амасийского в с. Тепляки (1848); в Мензелинском у.- свт. Николая Чудотворца и Зосимы и Савватия Соловецких (1838) в с. Бережные-Челны, св. Илии прор. и вмч. Димитрия Солунского (1836-1849) в с. Прости, арх. Михаила в с. Языкове (1842), Нерукотворного образа Спасителя (1842) в с. Новоспасском, Богоявления и Казанской иконы Божией Матери (1842) в с. Круглое Поле, Смоленской иконы Божией Матери (1843) в с. Николаевка, свт. Митрофана Воронежского и свт. Василия Великого (1840-1850) в с. В. Уратьма; в Стерлитамакском у.- Преображения Господня (40-е гг. XIX в.) в д. Преображеновке, св. Иоанна Предтечи (1846) в с. Ивановском-Кравкове, Вознесенская ц. с приделами в честь Казанской иконы Божией Матери и во имя свт. Николая Чудотворца (1848) на месте сгоревшей деревянной в с. Табынском, где находилась явленная чудотворная Табынская икона Божией Матери, начато возведение Михаило-Архангельской ц. (1848-1852) в с. Александровском-Зубове; в Челябинском (впосл. Златоустовском) у.- свт. Иоанна Златоуста и св. Иоанна Предтечи (1840) в с. Емаши и др. Были построены также деревянные Троицкая ц. (1837) в с. Чегодаеве, Никольская ц. с приделом в честь Казанской иконы Божией Матери (1841) в с. Рязановка Стерлитамакского у., сооружена из разобранного здания старого бирского собора Казанская ц. (1844) в с. Емашеве Бирского у. По указам Синода на территории епархии впервые появились походные церкви: при Ставке хана Внутренней киргиз. орды (1843), в Новопетровском укреплении (1847) на берегу Каспийского м., в новоустроенных в 1845 г. в Оренбургской киргиз. степи (впосл. Тургайской обл.) укреплениях: Оренбургском (ныне с. Тургай, Казахстан; освящена в 1852) и Уральском (ныне с. Иргиз, Казахстан; освящена 11 июля 1848). Если на территории епархии к 1837 г. имелось 332 храма, то к концу управления епархией И. (1850) их число достигло 455: из них 280 каменных.

http://pravenc.ru/text/577984.html

Погодина. Николая Барсукова. СПБург. 1896 г. Книга 10-ая. Стр. 232–233). 138 Римские письма (пис. К Мит. Филарету) 2 ч. СПб. 1846–1847; Путешествие по Святым местам русским. Новгород. СПб. 1846. 144 Такое сообщение устроить есть мысль Г.Г. Губернатора, и потому я так и выразился; но для наших довольно будет, если не менее двух раз в лето одно и то же судно сходить из Петроавловска в Аяне, что очень удобно. NB. Этого примечания в записке, данной мною Г.Г. Губернатору, нет. 145 О том, что Главное Правление изъявило свое согласие вместо построенной им в Ситхе семинарии выстроить в Аяне домы для архиерея, семинарии, духовенства и пр. без требования за то особенной платы от казны, мне известно (партикулярно) от Главного Правителя, получившего о сем депешу прошедшего 1848 года. 150 Никанору (Николаю Клементьевскому), митрополиту Новгородскому и С.-Петербургскому (1848–1856 гг.). Родился он в 1781 г. в Сергиевском посаде, образование получил в Троицкой Лаврской семинарии, с 1814 г. бакалвр Москов. Академии, с 1818 г. ректор Вифанской семинарии, с 1826 г. епископ Ревельский, с 1831 г. Калужский, с 1834 г., Минский, с 1840 г. ВолынскийЯ, с 1843 г. архиепископ Варшавский, с 1848 г. Митрополит Новгородский и С.-Петеребургский. Скончался в 1856 г. 158 Первый раз Ан. Николаевич был в Святой Земле в 1830 году, а второй в 1849–1850 г. (до марта). – (Твор. Св. Отц. Кн. II. 1889 г. стр. 575–578). 159 Вскоре по отбытии из Петропавловска, я начал чувствовать боль в левой руке, которая не прошла еще и теперь; но она мне пока еще не препятствует делать свое дело, следовательно, ее нечего считать и болезнью. 160 Взятый мною из Ситхи келейник (Креол), он же регент, писец и иподиакон, в Гижиге отморозил руки; но он уже почти совсем поправился, и притом это с ним случилось на месте и не в пути; следовательно, нечего считать и его в числе больных. 161 Всех же Чукоч по 1851-й год окрещено 2940 душ обоего пола. Бывший миссионер уверяет, что, судя по настоящему положению дел и мыслей Чукоч, можно надеятся на важные успехи. 163 Когда и от кого именно произошли сии слухи, нельзя узнать. Говорят только, что вскоре после ревизоров, бывших в Камчатке в 1848 году.

http://azbyka.ru/otechnik/Innokentij_Mos...

   001    002    003    004    005    006    007    008   009     010