К Академии сей принадлежат училища Саранское и Алаторское, в 1773 году учреждённые по бытности тех мест в Нижегородской Епархии Преосвященным Антонием, Епископом Нижегородским. Список Ректоров и Префектов Казанской Академии РЕКТОРЫ ПРЕФЕКТЫ 1. ДИМИТРИЙ Сеченов, Иеромонах, учитель и смотритель; а потом Архимандрит Свияжского Богородицкого монастыря. Наконец же, Митрополит Новгородский. 1. СТЕФАН Гловатский, в монашестве Сильвестр. В 1732 году определён из учителей, а потом пожалован Ректором. 2. СИЛЬВЕСТР Гловатский, из Префектов; потом был Архимандритом Свияжского Богородицкого монастыря. В 1749 году Июня 16 хиротонисан в Митрополита Тобольского. 2. ВЕНИАМИН Пуцек-Григорович. 1740 год, из учителей. В 1741 году он первый начал преподавать в Казанской Семинарии курс Философский. В 1744 году определён Ректором и Архимандритом Спасо-Преображенского монастыря. 3. ВЕНИАМИН Пуцек-Григорович в 1744 году определён из Префектов. В 1748 году, Августа 14, хиротонисан в Епископа Нижегородского. 3. ФЕОФИЛ Игнатович, из Малороссиян, с 1748 по 1750 годы был учителем и Префектом; потом произведён Архимандритом Зилантова монастыря; а в 1751 году переведён в Спасо-Преображенский, и определён Ректором Семинарии. 4. ФЕОФИЛ Игнатович, из  Префектов, определён в 1751 году; он первый преподавал Богословие в Казанской Семинарии. В 1765 году переведён в Ставропигиальный Савин Сторожевский монастырь. В 1770 году, в Октябре хиротонисан в Москве в Епископа Черниговского. 4. ГЕДЕОН Криновский. В 1751 году назначен был Префектом, но в Июле того же года перешёл в Московскую Академию. Умер Псковским Епископом. 5. ЛЕОНИД Кременский. В 1751 году в Июле определён Префектом. В 1754 году уволен от должности сей. В 1765 году скончался в Кизическом монастыре. 6. ГЕННАДИЙ Халчинский. С 1757 года. В 1760 году произведён в Архимандрита Седмиезерной Богородицкой пустыни. В 1764 году переведён в Раифскую пустыню, оттуда, в 1765 году в Нижегородский Печерский монастырь, и там скончался. 7. ИЕРОНИМ Формаковский. С 1765 года. В 1766 году определён Ректором и Архимандритом Спасо-Преображенского монастыря.

http://azbyka.ru/otechnik/Amvrosij_Ornat...

В 1747 г. с помощью голландцев прибыл яковитский епископ Иваний, который, однако, вскоре обманул надежды христиан и своими “реформами” вызвал всеобщее негодование. В конце концов он был изгнан из Малабара (1751) группой епископов, присланных яковитским патриархом Антиохийским Игнатием XXVIII. Имена этих епископов: Василий (1751–1753), который получил титул Митрополита Малабарского, Григорий (1751–1773) и Иоанн (1751–1794). С ними прибыли еще хорепископ Григорий 42 и два священника. Они рукоположили бы Мар Фому, однако сначала предложили ему разрешить ряд вопросов и, в частности, оплатить им расходы, связанные с их переездом из Сирии в Малабар. Возникли разногласия, и голландское правительство вынуждено было вмешаться, достигнув соглашения, чтобы Мар Василий рукополагал и назначал священников, однако с разрешения Мар Фомы. Сирийские чинопоследования и церковные обычаи должны были остаться неизменными. Однако недоразумения продолжались до самой смерти Мар Фoмы V (1765), который рукоположил своего племянника (1760), тоже Фому, ставшего его преемником с именем Фомы VI, так и не получив хиротонии во епископа от присланных патриархом Антиохийским архиереев. Вторая половина XVIII столетия была насыщена политическими событиями, разыгравшимися в стране. Султан из Майсура Типпу вторгся в южные районы Индии, сея вокруг разрушения и смерть. Многие храмы, особенно на севере Малабара, были разрушены, около десяти тысяч христиан было убито, множество уведено в плен и обращено насильно в ислам 43 . Однако ему нанесли поражение английские войска, которые с 1750 по 1780 гг. находились между Мадрасом и Бенгалуру и ждали удобного момента, чтобы вытеснить голландцев из Индии. Таким моментом впоследствии оказалось присоединение Наполеоном Голландии к Франции. Таким образом голландское господство в Индии, продолжавшееся с 1663 по 1795 гг., сменилось английским. 8. Голландский раскол. Влияние протестантизма В этот период, несмотря на то, что Мар Фома VI был рукоположен яковитскими епископами с именем Мар Дионисий, отношения внутри Церкви оставались натянутыми.

http://pravmir.ru/drevnie-vostochnyie-ts...

В описи этой церкви, составленной в 1860-м году, также 9-е августа 1745-го года указано днем закладки обеих церквей Юго-Восточного утла и приведена надпись, изображенная на доске, положенной в основание церкви. Но надпись указывает другое число – 5-е июля. «Божиим поспешеством основан храм сей во имя святого Иоанна Златоустог о и святого благоверного князя Феодора, Новгородского чудотворца, за благополучнейшего государствования благочестивейший и самодержавнейшие великие Государыни Императрицы Елисаветы Петровны, при наследнике ее, его императорском высочестве, благоверном государе и великом князе Петре Феодоровиче и обрученной невесте его, благоверной государыне и великой княжне Екатерине Алексеевне, начальствующу в то время в обители сей Троицкой Александро-Невской Феодосйю, архиепископу С.-Петербургскому и тоя ж обители архимандриту, в лето от сотворения мира 7253 года, от Рождества Христова месяца июля в 5-й день». Вместе с доскою положены были частицы мощей священномучеников Ермолая, Сергия, Игнатия, Василия Амасийского и Прокопия 3265 . В 1747-м и 1748-м годах производились столярные работы по отделке церкви и флигелей 3266 . В 1750-м году указом Сената велено «новостроящиеся флигеля с малою церковью приводить во окончание», на что было ассигновано из Штатс-Конторы 12.000 рублей. В том же 1750-м году флигеля были вчерне закончены и покрыты пильными досками. В 1751-м году производились в них уже штукатурные и печные работы 3267 . На всех 3-х новопостроенных флигелях были окрашены кровли Копорскою черленью, а «по прибытии из-за моря кораблей» и второй раз Стеголмскою черленью 3268 . В церкви в 1750-м году надо было еще достроить стены более, чем на сажень, и соорудить купол. Между тем весною 1751-го года архитектор. Петр Трезин отправлялся в Италию. Полагая, что обычный строительные работы по данным от него указаниям могут производиться и в его отсутствие, он относительно достройки церкви опасался, как бы «не учинилось без него какой порчи», и предлагал, обождать до его возвращения из Италии. По Канцелярии от строений нашла возможным, заменить Трезина мастором Казасонрою, которому и поручила при отъезде Трезина получить от него наставления, «а паче в достройке малой церкви», и о них затем донести Канцелярии от строений. Не получая более трех месяцев никакого распоряжения относительно достройки церкви, Контора строения Монастыря обратилась в июне 1751-го года в Канцелярии от строений с запросом 3269 .

http://azbyka.ru/otechnik/Stefan_Runkevi...

Тихвинской Божией Матери, что на Бережках. Дорогомилово, на набережной, близ Брянского вокзала. Построена в 1746 году. Придел Николая Чудотво рца. Преображения Господня, что в Преображенском. На площади близ Преображенской заставы. Построена в 1746 году. Были переделки около 1768 года и в 1781. Приделы: 1) Петра и Павла, 2) Александра Невского. Ильи Пророка, в колокольне церкви Пятницы на Пятницкой. Колокольня построена в 1746 – 1748 годах. Архиепископ Платон Евпла Диакона. Мясницкая, угол Милютинского переулка. Построена в1750 году. Вверху престол Св. Троицы. Внизу с севера в 1837–1843 годах пристроен придел Михаила Архангела. 243. Воскресения Словущего, что в Монетчиках. Зацепский Вал, Словущенский переулок. Главная церковь построена в 1750 году, трапезная – в 1812. Приделы: 1) Тихвинской Божией Матери, 2) Андрея Стратилата. 244. Казанской Божией Матери. Никитская, Хлыновский тупик, подле Никольского храма. Имеется сведение, что Казанская церковь построена графиней Скавронской в пятидесятых годах XVIII века. 245. .Алексея Митрополита, что в Рогожской. Угол Николоямской и М. Алексеевской улиц. Построена в 1748–1751 годах. Главный престол Феодоровской Божией Матери. Другой придел Николая Чудотворца. 246. Никиты Мученика, что в Старой Басманной. Построена в 1751 году. Зодчим, повидимому, был кн. Д. Ухтомский, строитель Красных ворот. Главный престол Владимирской Божией Матери. Другой придел Иоанна Крестителя. 247. Покрова Пресвятой Богородицы, что в Красном Селе. Построена в 1751 году, обновлялась в 1816, 1838, 1871 годах, расширена в 1902 году. Приделы: 1) Иоанна Крестителя, 2) Николая Чудотворца. 248. Космы и Дамиана, что в Таганской слободе. Обыкновенно называется «Космы и Дамиана Нового». Швивая Горка, угол Новокосмодамианского переулка. Построена в 1745–1752 годах на месте старой: церкви, стоявшей с 1656 года. Обновлялась в 1859 году. Приделы: l) Рождества Богородицы, 2) Пророка Илии, 3) Симеона и Анны, 4) Иоанна Богослова. Священномученика Ианнуария. У Красных ворот, в Запасном Дворце, ныне занятом Дворянским Институтом. Построена в 1753 году и была освящена, ко дню рождения Императрицы Елизаветы Петровны, во имя Севастиана Мученика. В 1762 году был устроен придел этого последнего имени, а главная церковь была переименована ко дню рождения Императрицы Екатерины II.

http://azbyka.ru/otechnik/Spravochniki/u...

15-го ноября 1750 года при Знаменском соборе умер священник Семен Иванов. Достойного кандидата по наследию на это место не находилось. Дело тянулось более полугода. И вот причт соборный, не имея в виду достойного кандидата, 23-го июня 1751 года обращается к Преосвященному Стефану с просьбой следующего содержания: «Мы нижайшее с общего согласия выбрали и излюбили к упоминаемой соборной церкви Знамения Пресвятые Богородицы на вышеозначенное умершего попа Семена Иванова место того Знаменского собора диакона Алексея Родионова в попа, понеже он, диакон, по признанию нашему человек доброй, порока и подозрения и прочих препятствующих во оный поповский чин причин и болезни за ним никаковые, такожде и родственников у него, диакона, при той соборной церкви из действительно служащих никого не имеется; и в науке, в книжном чтении и в церковном пении искусен; и в подушный оклад он нигде и ни за кем не положен; да и сам он при том, Знаменском соборе в таковом священническом звании быть желает, в чем под сим прошением руку приложил. От роду ему Алексею имеется 38 лет». Прошение это в тот же день (23 июня) Преосвященным было передано поповскому старосте Успенского собора церкви Алексея —372— Божия человека, попу Герасиму Яковлеву, который, после отобрания показания от Алексея Родионова, сделал о нем одобрительный отзыв, написав, что он избран «всех их протопопа с братиею согласно, без всякого подлога и фальши и не заочно и спору о нем, диаконе Алексее Родионове, ныне не имеется и впредь не будет. И в прочих во всех по силе указов обстоятельствах явился он диакон... по свидетельству моему до определения в требуемый чин беспрепятственен». На этом докладе Преосвященный Стефан (23 июля 1751 г.) написал следующую резолюцию. «Справиться в духовной нашей Консистории; ежели подлинно праздное священническое место при показанном соборе имеется, а к произвождению его (Алексея Родионова) в попа, никакого не имеется правильного и указного препятствия, то его, Алексея, для посвящения представить нам неукоснительно». Препятствий «правильных» и «указных» никаких не оказалось и Алексей Родионов был посвящен в сан священника 6-го августа 1751 года в Хутынском монастыре 3983 .

http://azbyka.ru/otechnik/pravoslavnye-z...

Москва. Церковь Никиты мученика (Владимирской иконы Божией Матери) в Старой Басманной слободе. Церковь Никиты в Старой Басманной слободе Карта и ближайшие объекты Храм великомученика Никиты, что в Старой Басманной слободе, ранее именовался церковью во имя иконы Владимирской Божией Матери. В церкви придел во имя Святого Никиты великомученика. Построен в 1517 году великим князем Василием Иоанновичем. По преданию, Василий Иоаннович провожал до этого места принесенные из Владимира святые иконы. Потому с этого года и в плоть до 1683 года был сюда крестный ход. Когда старая церковь обветшала, ее перестроили в 1751 году. Архитектор Д.В. Ухтомский, который строил и церковь святителя Алексия, митрополита Московского, на Таганке. Связавшая храм и колокольню трапезная включила в себя стены находившегося на этом месте храма старой постройки. Выполнен в стиле барокко. Большие окна украшены живописными наличниками. Приписан к Богоявленскому собору в Елохове. Был закрыт в 1933 году. Использовался как общежитие. В 1994 году отреставрирован. Древнейшая московская церковь, основанная Василием III предположительно в 1518 году, первоначально была деревянной, освящена во имя иконы Владимирской Божьей Матери. Первый каменный храм, построенный на месте деревянной церкви, был возведен в 1685 году и простоял до середины XVIII века. В отстроенном храме придел освятили в честь Никиты Мученика. Строительство храма, сохранившегося до наших дней, иногда связывают с Петром I. В 1728 году на Новой Басманной улице в Капитановой слободе по чертежам самого Петра I был возведен новый храм Петра и Павла. Контраст между Петропавловским храмом на Новой Басманной и Никитской церковью на Старой оказался слишком разителен. Пострадавший во время пожара 1737 года Никитский храм жители слободы решили перестроить. Барочный храм великомученика Никиты в Старой Басманной слободе был возведен в 1745-1751 гг. на средства купцов А. Бабушкина, И. Кириллова, И. Рыбникова, В. Прохорова и др. Церковь освящена в 1751 году, главный престол - во имя иконы Владимирской Божьей Матери, придел - во имя Никиты Мученика, по которому и названа Никитской. Второй придел по просьбе купцов, на чьи пожертвования возводился храм, в честь Рождества Иоанна Предтечи. Архитектор Д.В. Ухтомский (по другим данным А. Евлашев или К. Бланк), по проекту которого был построен храм, задействовал в постройке старые стены храма, а из бывшей церкви устроил трапезную с двумя приделами, тем самым сохранив постройку XVII века. Новый храм в стиле елизаветинского барокко был возведен с восточной стороны, колокольня - с западной.

http://sobory.ru/article/?object=01882

6. ИОСИФ Волчанский, в 1721 году определён Ректором. 24. ИОСИФ Волчанский, определён в 1721 году. В 1727 году, в Марте, переведён в Пустыно-Николаевский монастырь, наконец, Епископ Белорусский. 7. ПЛАТОН Малиновский, около 1722 года, бывший потом Архиепископ Московский. 8. ИЛАРИОН Левицкий, с 1724 по 1727 годы. 25. ИЛАРИОН Левицкий, определён из Префектов в 1727, в месяце Марте. В 1731 году, Июня 14, скончался в Киево-братском монастыре. 9. АМВРОСИЙ Дубневич. Ректоры и архимандриты Киево-братского монастыря, префекты РЕКТОРЫ и APXIMAHДPUTЫ Киево-братского монастыря ПРЕФЕКТЫ 26. АМВРОСИЙ Дубневич, первый Архимандрит Киево-братского монастыря, определён из Префектов в 1731 году. В 1737 переведён в Киево-злато-верхо-Михайловский монастырь, оттуда в 1739 году, Января 16, в Троицкую Сергиеву Лавру, из коей хиротонисан в Епископа Черниговского. 10. СТЕФАН Калиновский, с 1732 по 1733 годы. Потом Епископ Псковский. 11. ИЕРОНИМ Мишкевич, с 1734 по 1738 год. 27. СИЛЬВЕСТР Дубницкий, определён в 1731 году, Августа 1. В 1740 году, Сентября 2, переведён в Киево-злато-верхо-Михайловский монастырь; но где и когда скончался, неизвестно. 12. СИЛЬВЕСТР Кулябка, с 1738 по 1740 год. В сем году Августа 9, произведён в Архимандрита и пожалован Ректором. 28. СИЛЬВЕСТР Кулябка, определён из Префектов и Богословия учителей в 1740 году, Августа 9. В 1745 в Санкт-Петербурге хиротонисан в Епископа Костромского. 13. МАКСИМ Козачинский, около 1741 14. ВАРЛААМ Лящевский, около 1746 года. 29. СИЛЬВЕСТР Ляскоронский, определён в 1746 году, Февраля 24, из Архимандритов Нежинского монастыря. В 1751 году, Августа 28, от преподавания Богословия и от Ректорства уволен в Киево-Выдубицкий монастырь на пребывание, и там Мая 8, 1754 года скончался скоропостижно. 15. ГЕОРГИЙ Конисский, в 1747 году определён из учителей Поэзии; в 1751 году пожалован Ректором. 30. ГЕОРГИЙ Конисский, определён из Префектов в 1751 году. В 1752 году, Августа 1, произведён в Архимандрита сего монастыря, а в 1755 году, Августа 20 хиротонисан в Епископа в Могилёв.

http://azbyka.ru/otechnik/Amvrosij_Ornat...

« Церковь Сретения иконы Владимирския Богородицы у великомученика Никиты, что в Старой Басманной, прежде построена в 1517 году великим князем Василием Ивановичем, который провожал до сего места принесенные из Владимира святые иконы, почему до 1 683 г. и бывал в оную крестный ход. В 1751 г. церковь сия вновь перестроена тщанием прихожан. Придел св. великомученика Никиты при церкви Владимирской Богородицы, в Старой Басманной, устроен в 1751 г.» 3 . В более старом описании московских древностей и достопамятностей сообщаются некоторые новые подробности: «Никиты великомученика, что в Старой Басманной, придельная, с настоящей Владимирския Пресвятыя Богородицы, и с приделом в оной Рождества Иоанна Предтечи, первоначально построена в 1517 г. повелением и, как должно думать, иждивением благоверного государя и великого князя Василия Иоанновича, по причине обратного провождения до сего места с митрополитом Варлаамом приносимых из Владимира для поновления и украшенных потом сребром и златом святых икон, почему с того времени в сию церковь сентября 15 дня установлен был ежегодный ход, и который в 1683 г. отставлен. Потом в 1751 г. вновь перестроена коштом приходских людей» 4 . Во второй половине XV века, задолго до построения храма Владимирской Божией. Матери в Басманной слободе, здесь же, в будущем приходе Владимирского храма, произошло событие, отразившееся последствиями в церковной истории Москвы 5 . В то время в Басманной слободе образовалось плотное поселение, занимавшееся сельским хозяйством и кустарными промыслами. Среди мелких кустарей, промышлявших сапожным мастерством, здесь проживала благочестивая семья Иакова и Анны, бездетных. Всю жизнь они усердно молились о даровании им детей, и наконец, в 1469 г. у них родился сын Василий. Скромные родители направили сына по отцовскому делу, желая увидеть в нем хорошего сапожника. Когда мальчик подрос, они отдали его для окончательной выучки в сапожную мастерскую. Трудолюбивый и богобоязненный юноша, равнодушный к мирской жизни, в душе лелеял мечты о личном самоусовершенствовании и о высоких христианских подвигах. Поэтому, когда Василию исполнилось шестнадцать лет, он покинул хозяина и сапожную мастерскую, ушел из родительского дома и, без крова и одежды, предался подвигу юродства, скитаясь по улицам Москвы целыми днями, а по ночам заходил на паперти московских храмов, продолжая дневные подвиги непрестанным молитвенным подвигом по ночам. Заходил он на паперть и вновь устроенного храма Владимирской Божией Матери в родной его Басманной слободе.

http://azbyka.ru/otechnik/Grigorij_Georg...

В истории Рос. иерархии(1,627) и в примечании к печатным тезисам богословским 1777 года (в библ. Моск. д. Акад. N564) сказано, что «богословское учение в Троицкой семинарии начато с 1749 года. Но показание это неверно; ибо противоречит всем другим данным. 1.) В архиве Троицкой семинарии сохранился список студентов 1-го курса, поступивших учиться в год открытия семинарии. В этом списке о каждом студенте замечено, сколько лет был он в каком классе, и обо всех замечено, что в богословский класс они вступили 1-го сентября 1751 года. 2.) На системе богословия, читанной первым ректором Афанасием , замечено, что она начата 15 ноября 1751 года. 3.) Стряпчий троицкий, Репьев , в январе 1750 года, свидетельствовал , что ученики в это время дошли до философии. 4.) На делах архив. Троицк, семинарии 1765 года встречается пометка: «8-Й богословский курс с 1-го сентября 1765 года по 1-е сентября 1767 года. Отчисляя по два года назад, найдем, что 1-й курс занимал время от сентября 1751 года до сентября 1753 года. Относительно того, когда началось чтение философии, мы основываемся на том же списке студеитов 1-го курса. О каждом из них сказано, что философию начали они слушать с 1-го сентября 1749 года. 5.) В делах архив. Троиц, семинар. (1751 г. связк. N4, дело под N160.) сохранилось предписание архиепископа Арсения интендантской конторы относительно открытия богословского класса с 1-го сентября 1751 года: «его преосвященство (Арсений), усмотря из присланного из интендантской конторы о школьном учении обучающихся в семинарии семинаристов за прошлый 1750 год репорта и ведомости и приобщенного при том семинарии ректора, иеромонаха Афанасия, письма, которым представлено, что с сентября месяца сего текущего (1751) года ученикам должно преподавать богословие, приказал : в означенной семинарии ученикам богословие, також и прочия учения, с сентября месяца преподавать и учительми быть, а именно: семинарии ректору, иеромонаху Афанасию – богословие, префекту, иеромонаху Кириллу–философии» и т.д.

http://azbyka.ru/otechnik/Sergij_Smirnov...

Общедоступной не была ни первая напечатанная Острожская Библия 1581 г., ни Первопечатная Московская 1663 г. Даже завершение столь затянувшегося и столь ожидаемого издания Елизаветинской Библии 1751 г. не смогло решить проблему очевидной нехватки библейских экземпляров. Их сугубый дефицит ощущался даже в системе духовного образования. Так, церковный историк XIX в. П.В. Знаменский отмечал: «Вместо славянской Библии в семинариях употреблялась более доступная, хотя тоже довольно редкая, латинская Вульгата; пользование ею было тем удобнее, что и лекции и оккупации (учебные занятия) по богословию были на латинском же языке». Славянская Библия была большой редкостью, почти недоступной для частных лиц и духовенства, слишком дорогой и для семинарской библиотеки даже после издания ее в 1751 г. Неудивительно, что изучения Священного Писания вовсе не было не только в семинариях, но даже и в академиях. Между духовенством о чтении Священного Писания и речи не было. Издание 1751 г., как известно, в первый раз только познакомило с Библией русскую публику, но число экземпляров, выпущенных в свет, было слишком не достаточно для удовлетворения потребностям не только народа, но и служителей Церкви, кроме того, каждый экземпляр стоил пять рублей, большой тогда суммы денег. В Смоленской, например, епархии, как рассказывает автор ее описания, «не раньше как в 1752 г., выдано было на всю епархию - архиерейский дом, монастыри, церкви и семинарию - десять Библий по пять рублей. Как было поделиться этими книгами, когда одних монастырей в епархии было десять?» По всей вероятности, то же было и в других епархиях. Казалось бы, это неестественное положение должно исправляться по мере тиражирования и, действительно, с 1751 по 1814 г. было осуществлено 22 издания Елизаветинской Библии. Тем не менее, неутешительное на этот счет свидетельство 1818 г. заставляет признать ситуацию далекой от удовлетворительной и во втором десятилетии XIX в.: «в богословском классе [высший класс] Казанской Академии ни у одного студента не было Библии, да и казенная имелась только одна».

http://old.aquaviva.ru/archive/2007/10/2...

   001    002    003    004    005    006    007    008    009   010