Число всех томов из его библиотеки простирается до 992; из них 280 на греческом и латинском языках, а прочие на русском. Из рукописей поступили в Академию: Irmologium manuscriptum cum interpretatione graeca vulgari; Theologia manuscripta, quinque voluminibus compacta, Methodii Archiepiscopi tverensis; Каталог, или летоописание из бытности архиереев российских; Возражение против Феофана Прокоповича и против лютеран; Роспись митрополитам киевским и всея России; разные сочинения Феофана Прокоповича : Греческий простого языка лексикон с поправками. Из печатных книг, кроме классиков и творений св. Отцев восточной церкви на греческом языке, должно упомянуть о следующих: Sinodicon Beveregii, ed.Oxon. 1672; Photii Myriobiblon, ed. Genev. 1611; ’Ευχολγιον Jac. Goar, ed. Venet. 1730; Πηδλιον (1800), ’Ανθολγιον του λου ναυτoυ (1767) Μηνoλγιov (1775); Binghami opera in XI volum. (1751); Fabricii bibliotheca graeca in XIII volum. (1708); Historia conciliorum, tomi IV (1675); Древняя российская вивлифика, 2-е изд. в 20 частях и др. Во исполнение словесного завещания архиепископа московского Августина, в 1823 году передана его племянницами в Академию вся его библиотека, состоящая из 494 названий книг, в том числе на латинском языке 313, на греческом 34, французском 34 и на русском 113. В числе книг находится довольное количество комментаторов на св. Писание, систем богословия и диссертаций по разным отраслям богословской науки, а из греческих, преимущественно творения отеческие, из которых некоторые издания относятся к ΧVΙ веку; из французских по большей части сборники проповедей, а из русских всего более экземпляры книг, поднесенных в дар Августину современными ему авторами, или переводчиками. Правление академии, по принятии библиотеки Августина, постановило: «Каждогодно совершать по архиепископе Августине поминовение в собрании наставников и воспитанников Академии пред литургиею в 1-й день октября, в который под его распоряжением последовало открытие Академии». Архиепископ московский Филарет, утверждая это постановление, написал: «И преосвященного Мефодия, архиепископа псковского, в сие поминовение включить в память дара библиотеки».

http://azbyka.ru/otechnik/Sergij_Smirnov...

Кармелитский костел в честь Девы Марии в Каменце-Подольском. Фотография. 1895 г. (ГПИБ) Кармелитский костел в честь Девы Марии в Каменце-Подольском. Фотография. 1895 г. (ГПИБ) В 1717 г. еп. Стефан Рупневский разделил епархию на 4 деканата (Дунаевецкий, Язловецкий, Меджибожский и Сатановский). В 1758-1765 гг. в Подолье было насильственно переведено из униатства в лат. обряд свыше 1 тыс. чел. В 1793 г. в Подолье насчитывалось 1442 униат. прихода и 5 мон-рей, а также 102 римско-католич. прихода, 27 муж. и жен. монастырей. Наиболее крупными являлись католич. мон-ри в Каменце: доминиканский (кон. XIV в.), францисканский (кон. XIV в.), иезуитский (1611), кармелитов босых (1653), бонифратров (1667), тринитариев (1699). Имелись католич. мон-ри и в др. городах Подолья: доминиканские - Барский (1598), Летичевский (1606), Шаравский (Шаровский, 1607), Тывровский (1612), Мурафский (1612), Черленковский (1624), Тульчинский (1636), Пилявский (1640), Соколецкий (1723), тринитариев - Брацлавский (1730), Браиловский (1744), капуцинов - Збрижский в Каменецком у. (1744), Винницкий (1745), Дунаевецкий (1751), а также Городокский монастырь сестер милосердия (шариток) (1754), Барский кармелитский мон-рь (1759), Ярмолинецкий бернардинский мон-рь в Каменецком у. (1762). Наибольшее число католич. приходов и мон-рей действовали в зап. Подолье, в Каменецком, Проскуровском, Ушицком уездах. Армянская икона Божией Матери. Гравюра. 1895 г. (ГПИБ) Армянская икона Божией Матери. Гравюра. 1895 г. (ГПИБ) В 1795 г. указом имп. Екатерины II Каменец-Подольский католич. диоцез был ликвидирован, почти все католич. мон-ри закрыты, образована католич. Летичевская епархия. Римский папа не признал это преобразование, и в 1798 г. имп. Павел I восстановил католич. Каменец-Подольскую епархию в составе Могилёвской митрополии. Несмотря на меры правительства по ограничению присутствия католич. Церкви в Подолье, количество лат. приходов здесь увеличилось, по-видимому за счет перехода в лат. обряд униатов. В 1800 г. в Каменце-Подольском для новообращенных был построен костел на польск. кладбище. В 1811 г. римо-католики отдали не имевшей храма униат. общине Каменца армяно-католич. Благовещенскую часовню, которая в 1811-1839 гг. действовала как униат. Никольский храм.

http://pravenc.ru/text/1470091.html

Пахомий , 1679–95. Иринарх , 1695–1713 (1714 и 15?). Дионисий , 1714–1718. Паисий , 1719–24, уволен. После в Небине. Иларион определён 3 мар. 1724–1734. Авраамий , 1734–38. [В 1735 под судом в С.-Петербурге (sic)]. Варлаам , 1739–41. Досифей , 1741 и 42. Пахомий , 1743. Иоасаф , 1749. Владимир , 1751. Александр , 1754. Архимандриты Феодосий Добрый , с 1755; † 1774. Феодосий Буйков в 1774 перев. из Клобукова; † в 1781. Иоанникий Бураковский , с 1781; † 20 мая 1789. Иоанн Терликов в июне 1789 перев. из Тольгского, а 17 июня 1797 – в Симонов. Анастасий в 1797 перев. из Тольгского, а в 1798 – в Старицкий. Иоасаф Сретенский в 1798 перев. из Старицкого, а 1 мар. 1800 – в Ростовский Богоявленский. Нектарий Верещагин , 1800 и 1801, перев. в Краснохолмский. Павел в 1801 перев. из Желтикова; † 1840. Агапит , с 1840. 10 Сретенский, в Кашине, когда основан, не известно. Ныне второклассный. [IV, 369.] Игуменьи Феодотия , около 1460. Афанасия , в дек. 1509. Анастасия , 1514. Наталия , 1538–40. Евпраксия , 1556 и 57. Александра Шерефеддинова , 1609–27. Фотиния , в сент. 1629. Евфросиния Губина , 1649–67. Парасковия Челищева , из Углицкого Богоявленского, 1668–72. Вера Травина , 1675 и 76. Анна Сербина , в авг. (sic) 1677, в июле (sic) 1680, 1683–94. Параскева , 1696–98. Александра Головачева , 1702–39. Олимпиада в 1757 перев. из Осташкова Знаменского, а 1759 – обратно. Александра в 1759 перев. из Осташкова Знаменского; в 1762 уволена, по прошению. Серафима , в 1762–80. Назарета , 1840–47. Серафима , 1848–54. Маркелина , казначея, 1855 и 56. Антония , 1857–69. 11 Рождественский, в Твери, существовал в XVI веке. Ныне 3-го класса. [V, 701.] Игуменьи Анисия , 1622. Варсонофия , в мар.; июне (sic) 1631, 1635–41. Анфиса Полуехтова , с 1641. Пелагия , 1646–54 (sic). Анисия , 1657. Мария , 1661, 62, 63, 71, 74, 75, 77, в нояб. (sic) 1678. Агафия , 1681–86. Александра Овцына , 1697, 1716. Евдокия Бекетова , 1716–21. Марфа Спасителева , 1739–44. Иулиания , 1762 и 63. Маргарита Грекова , 1764 75.

http://azbyka.ru/otechnik/Istorija_Tserk...

191. с. Печиводы 165 (при рч. Корчике) волости Берездовской. Церковь во имя святого великомученика Димитрия. Построена в 1762 году, но кем – неизвестно. Деревянная, с такою же колокольнею, крепка. Копии метрич. книг хранятся с 1760 г., а испов. ведом. с. 1800 г. Земли: усад. 10 дес., пахот. 38 дес. и сенок. 20 десятин; на эту землю есть эрекция, выданная в 1749 г., и план, составленный в 1872 г. На усад. земле имеется дом для пономаря и просфорни. Церк.-приход. школа сущ. с 1860 г. (10 учеников). Есть кирпич. завод. Крупный землевладелец – Микулич. Дворов – 72, прихожан – 588 д. об. п. Церковь эта с 1830 года приписана к предшествующему приходу с. Куток (в 2 вёрстах). 192. с. Мокрое волости Жолобенской, от Житомира 125 вер., от Новоград-Волынска 30 вер., от ближ. почт. ст. Корец 25 вер., от ближ. ж.-дор. ст. Славута 30 вер., от ближ. приход. с. Горбаши 5 вер., с. Жолобного 6 вер. и м. Красностава – 8 вёрст. Приход 6-го кл. Церковь во имя святого апостола и евангелиста Иоанна Богослова (чтится память преставления его). Построена в 1751 году на средства прихожан. Деревянная; в 1872 г. расширена. В том же году к ней пристроена новая дерев. колокольня на средства прихожан. Проводы – в Светлую субботу, a также в воскресенье и понедельник на Фоминой неделе. Копии метрич. книг хранятся с 1764 г., а исповедные ведомости с 1823 г. Земли: усад, 1 дес. 476, саж., под церк. погост. 340 саж., пахот. 24 дес. 1,389½, саж, сенок. лесной 44 дес. 1,197½ саж.; от церкви в 1½ версты и ближе. Причт: 1 свящ. с жалов. 300 р. и псаломщ. – 50 р. Для свящ. дом и хоз. постройки ветхи и неудобны; для псаломщ. дом удобен, но холоден, а хозпостройки – ветхи и неудобны. Церк.-приход. школа сущ. с 1868 г. в общ. доме, с жалов. учителю 5 р. в учебный месяц, при 25 учениках. Школа грамотности в дер. Закриничье в общ. доме открыта в 1870 г. священником Вас. Тышкевичем, с жалов. учителю 27 р. в год, при 8 учениках. Крупный землевладелец – Генрих Михайл. Врочинский. Деревни прихода: Закриничье 4 вер., Вересна 5 вер. и Столбы 2 в. Дворов – 163¾, прихожан – 1,286 д. об. п.; р.-кат. 196 д. об. п., евр. 118 д. об. п. Свящ. – Лаврентий Иван. Пекарский (с 1878 г.) и псаломщ. – Василий Алек. Кошаровский (с 1868 г.).

http://azbyka.ru/otechnik/Nikolaj_Teodor...

В 1701-1705 гг., в первый период секуляризационных реформ царя Петра I, все земельные владения у К. м. были отобраны и насельникам выдавалось денежное жалованье. В 1705-1720 гг., учитывая малодоходность земельных владений, К. м. был отнесен к т. н. «неопределенным» мон-рям, к-рым возвращалось право самостоятельно заниматься управлением недвижимым имуществом и сбора с крестьян денежного оброка. В 40-х гг. XVIII в. с крестьян в год собиралось оброка 17 р. 50 к., за пустоши и земли - 8 р. 5 к., всего 25 р. 55 к. неокладных оброчных доходов в год; за монастырскую скотину - 1 р. 20 к., окладного хлеба 73 чети, что свидетельствует о скромном материальном положении обители. На 1751 г. за обителью числилось 1007 чел., в т. ч. 25 слуг и «служебников» и 982 крестьянина, на 1763 г.- 1055 «ревизских душ мужского пола». После конфискации земельных владений в 1764 г. сестрам было определено ежегодное жалованье 336 р. 6 к. серебром. Уже со 2-й пол. XVIII в. у К. м. появились новые земельные угодья, высочайше пожалованные и пожертвованные частными вкладчиками. В 1787 г. вместо монастырской земли, вошедшей по новому плану в состав города, обители был отведен 117-й квартал, смежный с территорией мон-ря. В 1800 г. указом имп. Павла I мон-рю были пожалованы пустоши от казны с планами на эти земли. В 1-й пол. XIX в. земли пустошей мон-рь сдавал в арендное пользование за 17 р. серебром. В 1802 г. К. м. получил во владение рыбные ловли в Кашинском у. при с. Белеутове, в 1808 г. (в обмен на мельницу близ К. м. на р. Кашинке) за К. м. закреплена мельница в Калязинском у. на р. Нерли. К кон. XIX в. К. м. по-прежнему владел в г. Кашине 117-м кварталом городской земли, на к-рой был разбит огород; пустошами Серковой, Весковой, Кункиной, Дягилевой и Кулебякиной (30 дес. 1621 саж.), находящимися близ с. Давыдова в 12 верстах от Кашина; рыбными ловлями протяженностью 7 верст по левому берегу р. Волги около с. Белеутова, к-рые ежегодно сдавались в аренду местным жителям; мельницей на р. Нерли при с. Капшине в Калязинском у., приносившей до 1200 р. дохода в год. К 1909 г. К. м. владел ок. 400 дес. земли, получал из казны штатное жалованье 460 р. в год и пользовался процентами с неприкосновенного капитала - свыше 150 тыс. р. ( Завьялов. 1909. С. 35).

http://pravenc.ru/text/1683969.html

Иона , 6 авг. 1499. Иов , 30 янв. 1535. [ Тихон , (этого ль?) 1537]. Иона , 1551. Ефрем Шумляй 29 янв. 1560 перев. из Островского, 1564, окт. 1569 (Новг., II, 163). Корнилий [упом. в мае 1562 (Новг. Лет., 253) между 1582–89] 1583, 95, 99. Макарий , 1602–1608. Герман , 24 июня 1617. Никодим , 1622–24, 32. Аверкий , 1633. Серапион , 1644. Феодосий , 1647. Филарет , 1651. Дионисий , 1652–53, окт. Иринарх , 1656–59, нояб. Епифаний , 1671. Макарий , 1672–75,17 янв. перев. в Тихвин. Антоний , 1677–79. Феодосий , в февр., июле 1684. мар.?]. Иосиф , 1685 и 86. Гермоген , в февр., мае 1690. Паисий , 1698. Архимандриты Иона , 1703. Вениамин произведён из крестовых иеромонахов 1704–1709, в янв. перев. в Иверский. Исаия перев. из Нередицкого 1709–1712. Викентий , 1712–17. Пахомий , 1717 и 18. Иларион , 1718–22, 3 июня сменён. Антоний, с июня 1722, и 23. Варсонофий , 1724–26. Иринарх , 1727–35. Евфимий , Грузин, определён 7 дек. 1735, а 23 нояб. 1738 перев. в Деревяницкий. Иоанникий , 1739. Сильвестр , 1741–44, 17 мар перев. в Тихвин. Феодосий , 1744–48. Пахомий Добрына (игум.) перев. из Псковского Любятова в 1750 –51, перев. в Вяжицкий. Игнатий Кременецкий (игум.) 1751 и 1752, перев. в Сковородский. Даниил , с 1752; † 28 нояб. 1756. Иосиф Арбузов , с 1756, в дек. 1757 уволен на покой. (См. Антониев Бежецкий.) Евфимий , из ризничих Невской Лавры, 1758 и 59, перев. в Вяжицкий. Иосиф , с 25 мая 1759–63. Иоасаф , с 28 авг. 1763; † 1767. Алексей 28 мар. 1767 перев. из Новгородского Кириллова, а 19 окт. 1777 уволен на покой. Никодим 1777 и 78, 6 сент. перев. в Калужский Лаврентиев. Варлаам Маевский 6 сент. 1778 перев. из Лаврентиева, а 11 дек. – в Деревяницкий. Игумены Кирилл , 16 сент. 1779–92. Герасим Ионин в 1792 перев. из Ферапонтова монастыря; 15 апр. 1793 перев. в Соловецкий. Лука , в 1793 (не долго) – в июле уволен. Иона , наместн. Александро-Невской Лавры, 1793–96, 20 апр. перев. в Соловецкий. Маркеллин , из строителей Саровской пустыни, 30 мая 1796 –1800, 13 авг. уволен на покой.

http://azbyka.ru/otechnik/Istorija_Tserk...

Кирмидол муч., 1522 г., 18 окт. Кир , патр. констант., 8 янв. Кир пр, 9 июня. Клавдин пр., 27 янв. Клавдиан муч. перс, 5 апр. Клавдий пр., 3 февр. Климент муч., 23 февр. Климент песнопевец, 30 апр. Климент , еп. бодгарский, 9 века, 22 нояб. и 27 июля. Климент пр., 29 нояб. Кодрат муч., 3 мар. Кодрат священномуч. с Мануилом, 26 и 27 мар. Кодрат муч., 7 и 12 июня. Кодрат муч, 25 окт. Кодр муч., 22 мая. Комасий монах муч., в Тивериополе, 28 нояб. Коммод с Ипполитом, 30 янв. Конон пр., 19 февр. Конон муч., 14 мар. Конон римлянин муч , 3 и 5 июня. Конон , 28 июля. Константин муч., из мусульман, 1819 г., июня 2. Константин , патр. констант., 29 июля. Константин , новый царь, сын Ираклия, 3 сент. Константин муч., 1800 г., 14 нояб. Константин царь, 28 нояб. Константин муч. русский, 1743 г., 26 дек. Коронат пр., 27 мая. Коронат муч., 8 нояб. Косма , патр. конст., 2 янв. Косма равноапост., 1779 г., 4 авг. Косма зографский на Афоне, 1323 г., 22 сент. Косма со Стефаном и друг., 31 окт. Косма и Дамиан , 3 дек. Крискент муч. с Павлом и Диоскоридом, 28 мая. Крискент , 20 июня. Крискент , дек. 4. Кронион с Александром, Иулианом и др., 30 окт. Ксения муч., 18 янв. Кир-Анна муч., 1751 г., 28 февр. Лаврентий пр., 10 мая. Лаврентий муч., 10 июля. Лаврентий муч. с Диомидом, 28 авг. Лазарь болгарский муч., 1802 г., 28 апр. Лазаря пренесение мощей, 4 мая. Лазаря преложение мощей, 20 июня. Лев , великий царь, 20 янв. Лев муч. с Паригорием в Патарах ликийских, 18 февр. Лев муч., 18 мая. Лев пустынник, 1 июля. Лев пр., в пещере, 11 июля. Лев муч., близ Мир ликийских, 18 авг. Лев , патр. констант., стипиот 12 века, 12 нояб. Лев с Исидором и Акепсимом муч., 7 дек. Лев архимандрит, 80 дек. Леонид , еп. афинский, 15 апр. Леонид муч., 27 мая. Леонид преподобномуч. с Ливиею и Евтропиею, 25 июня. Леонид огнем, 2 сент. Леонтий с Афродисием и др. в Скифополе, 4 мая. Леонтий , патр. иерус., 1175 г., 14 мая. Леонтий муч., 27 мая. Леонтий , пр. пастырь, 18 июня. Леонтий прозорливый, 18 июня. Леонтий ипатик, 7 окт.

http://azbyka.ru/otechnik/Sergij_Spasski...

346 Как значится на первом листе предисловия, означенная Бибилия написана при «благоверном великом князе Иване Васильевиче, всея Руси самодержец, и при митрополите всея Руси Симоне, и при архиепископе Новгородском Геннадие, в великом Новгороде, во дворе архиепископле». «Описание славян.рукописей М.Синод.библиотеки», стр.1 347 См. статью И. А. Чистовича «Исправление текста славянской Библии пред изданием 1751», стр. 480 («Православ. Обозрение», 1860 г. Т. I.). На Стоглавом Соборе (1651 г.) было определено – «неправленных книг не продавать, не покупать, не употреблять в Церквах; наблюдение за исправностью их было поручено протопопам и всем поповским старостам». Сам Царь Иоанн Васильевич хлопотал о заведении в Москве типографии, в которой и был напечатан между прочими и Апостол, очень неисправный (1161 – 65 г.). 348 «Исправление текста Славян. Библии пред изданием», 1751 г., стр. 481. («Прав. Обозр.» 1860 г. т. 2); ср. «Письма о Библии в России», лис. 1. стр. 184. («Воскр. Чтение», 1872 г., 12). 349 «Исправление текста славян. Библии пред изданием», 1751 г., стр. 482. Ср. «Предисловие к Библии» 1751 г. 350 «Но как сие дело, аки бы уже ко окончательному своему произведению на прямый путь вступило было, так, на томжде текущее, нечаянно пресечеся: коему пресечению вина, смерть многоплачевная высокославныя и вечнодостойныя памяти Его И. В. Г. Императора Петра великаго: обаче не в конец пресечеся, ниже на долгое время» («Предисловие к Библии» 1751 г.) 351 После смерти Петра Великого до 1751 г. было пять комиссий: 1-я – 1725 г, 2-я – 1735 г., 3-я – 1736 г., 4-я 1741 и 5-я – 1744 г. Состав членов последней комиссии несколько раз изменялся так, что с 1744 г. было, собственно, три комиссии. Ход занятий во всех этих комиссиях обстоятельно изложен в статье И. А. Чистовича «Исправление Славян. Библии пред изданием» 1751 г., стр. 484 – 509. – Скоро с подробностями этого интересного и сложного дела мы будем иметь возможность ознакомиться по документальным данным, так как в непродолжительном времени имеет выйти из печати III том «Описания документов и дел, хранящихся в архиве свят. Синода» в состав которого войдет между прочими и обширное дело о напечатании новоисправленной славянской Библии, начавшееся определением свят. Синода от 9-го Янв. 1725 г.

http://azbyka.ru/otechnik/Vasilij_Rozhde...

В 1751 году, учителей было 8; в конце 1761 года – пять. Первыми учителями в семинарии были: Семен Иванов Метенский, в 1743 году отбывший в Петербург, и Иван Лелеецкий. В первое время видим учителей исключительно светских, но с течением времени наставнические должности большею частию стали занимать монашествующее: так в 1751 году монашествующих наставников было пять, и светских – трое. Укажем некоторых из тех и других. Стефан, в монашестве Серафим, Пещанский. Поступил в учители в одно время с Ляшевецким, в марте 1743 года. Иннокентий (Иаков Федоров) Паскевич, из польских шляхтичей. Определен учителем в декабре 1744 года. Пострижен в монашество в ноябре 1745 года. В сане иеродиакона не раз проповедывал в высочайшем присутствии. В иеромонаха посвящен в мае 1752 года. Преподавал еврейский язык. В 1753 году был Келарем лавры и оставался наставником. В 1758 году назначен во Архимандрита Ка- лязинского Макариева монастыря, но за болезнию отказался от сего назначения, и вследствие прошения помещен на жительство при Тверском Архиерейском доме с ежегодною пенсиею от лавры в 100 рублей 51 . Авксентий (Василий) Чепелевский. Сын священника села Каплинц Пирятинской сотни Лубенского полка. Учился в Киевской академии. В сентябре ,1747 года опредлен учителем ннфимы и Фары. Начальством семинарии рекомендован был, как «человек доброй, постоянной, трезвенной и искусной». Пострижен в монашество в 1749 году. В 1751 году был преподавателем пиитики. Выбыл из учителей в 1753 г. Игнатий, из Киевских ученых; иеромонах и учитель риторики в 1751 году. В 1752 году по прошению уволен в Киевопечерскую лавру. Игнатий Калинин, сын слуги Троицкой лавры. Поступив в богословский класс в 1751 году, исполнял обязанности учителя Фары и инфины, в 1752 – грамматики; в 1757 был учителем риторики. В 1758 году вызван архимандритом лавры Гедеоном в Петербург и состоял при нем в качестве письмоводителя: в 1762 году был приказным при Учрежденном соборе лавры; в 1772 году – секретарь при св. Синоде. Стефан Андреев Гординский, из воспитанников Киевской академии, учитель Троицкой семинарии с 1749 года.

http://azbyka.ru/otechnik/Sergij_Smirnov...

Одновременно с наружными работами производились и работы по внутренней отделке храма, а именно по украшению деревянной резьбой оконных коробок, дверей и панелей, а также гипсовыми, на манер резьбы, украшениями внутренности купола и потолков алтаря и трапезы, а равно и по устройству резного иконостаса. Эти работы были выполнены резчиками, мастерами Иосифом Штальмейером и Луи Роландом к апрелю 1750 года, кроме иконостаса, который удалось завершить только к концу того же года. Наконец, в 1751 году была начата позолота внутренних резных украшений и иконостаса. Этот этап работ был исполнен казенными позолотчиками, бывшими в распоряжении Канцелярии от Строений, под руководством золотарных дел мастера Ле-Пренса и подмастерьев Харчевникова и Ивана Евстифеева и живописного дела мастера Перезинота. К 18 марта удалось завершить позолоту иконостаса, к сентябрю – прочих предметов. Все работы по позолоте были выполнены бригадой всего из четырнадцати рабочих, что, учитывая объем проделанной работы, стоит признать настоящим трудовым подвигом. В мае 1751 года Елизавета увидала оконченным свой новосозданный храм и, оставляя Петергоф в конце августа, распорядилась приготовить его к освящению. В результате строительство и отделка придворного храма продолжались четыре года; на их осуществление из казны было отпущено 15 тысяч рублей. Освящение храма в честь Святых Первоверховных Апостолов Петра и Павла состоялось в сентябре 1751 года; имя святого покровителя императора Петра должно было напоминать о деяниях основателя «приморского парадиза» и августейшего отца Елизаветы. Вместе с ней на церемонии освящения церкви присутствовали наследник российского престола великий князь Пётр Фёдорович с супругой Екатериной Алексеевной (будущей императрицей Екатериной Второй). По преданию, церковь была украшена 1751 иконой: количество образов напоминало о годе её освящения. К образам были изготовлены стеклянные подсвечники на серебряных цепях. От чиновников Петергофского Дворцового Правления сохранилось известие, что вся утварь для построенной церкви была изготовлена из первого, добытого в Алтайских горах, серебра. Вся церковная утварь была передана под расписку первому настоятелю дворцовой церкви Никону Ефимову, носившему титул Протопресвитера.

http://sobory.ru/article/?object=02847

   001    002    003    004    005    006    007    008   009     010