А.А. Половцов Чекалевский, Петр Петрович Чекалевский , Петр Петрович, действительный статский советник, вице-президент Имп. Академии Художеств; родился в С.-Петербурге 16 января 1751 г. и умер там же 7 мая 1817 г.; сын Петра Матвеевича Чекалевского. В 1765 г. из сержантов артиллерии он был определен на службу в Коллегию Иностранных Дел и в 1767 г. получил там место актуариуса; в 1770 г. назначен переводчиком и отправлен на службу в Вену при полномочном министре кн. Голицыне; оттуда в 1776 г. он был переведен в Копенгаген, где в отсутствие министра-резидента оставался поверенным в делах при датском дворе вплоть до 1781 г. С 1781 г. до конца 1784 г. Чекалевский был в С.-Петербурге советником Коллегии Иностранных Дел. По предложению президента Имп. Академии Художеств И. И. Бецкого он был определен в должность конференц-секретаря этой Академии с 1 января 1785 г. В 1799 г., 5 августа, уже в чине статского советника, Чекалевский был назначен вице-президентом Академии Художеств, а 3 марта 1800 г. произведен в чин действительного статского советника. После смерти президента Академии графа А. С. Строганова, министр народного просвещения граф А. К. Разумовский в чрезвычайном собрании Академии 12 октября 1811 г. объявил Высочайшую волю, чтобы Академия Художеств, впредь до повеления, управлялась вице-президентом Чекалевским, под ведением министра Нар. Просвещения. Чекалевский управлял Академией до самой смерти. Надпись на памятнике над могилой Чекалевского, находящейся на Александро-Невском кладбище, дает такую характеристику его личности: «друг человечества; приверженностью к вере, преданностью к Государю и отечеству снискал благоволение верховного правительства, уважение родных, ближних и друзей, и привлек к себе юные сердца питомцев». Несомненно, что это был человек очень добрый и мягкий в сношениях, как с воспитанниками Академии, так и с другими лицами. Известный академик Витберг, привозивший в 1815 г. свой проект храма Христа Спасителя и в то время добивавшийся избрания в академики, имел случай испытать доброту Чекалевского.

http://azbyka.ru/otechnik/Spravochniki/r...

Варницы. Храмовый комплекс. Церкви Воскресения Христова и Паисия и Уара. Храмы комплекса: Церковь Воскресения Христова Церковь Паисия и Уара Относится к Троице-Варницкому монастырю Сортировка: Карта и ближайшие объекты Рядом с Троицкой обителью, в семи­стах метрах от стен ее, на кладбище в Варницкой слободе расположены два храма: Воскресения Словущего и церковь во имя Преподобного Паисия Великого и мученика Уара. Когда-то здесь стояла деревянная цер­ковь, посвященная священномученику Клименту, папе Римскому. Сохранилось описание деревянной церкви, какой она была в 1751 году. Храм был двухэтажный: на первом этаже - престол святого священномученика Климента, папы Римского; в центре первого этажа - престол Влади­мирской иконы Пресвятой Богородицы. На втором этаже, в центре - престол во имя первоверховных апостолов Петра и Пав­ла. К 1751 году эта церковь была ветха, и священнослужение в ней исправлять ни­как было невозможно. «Ветхость» церк­ви в 1751 году говорит, что она была очень древняя, ей, возможно, было более трех столетий. 4 декабря 1751 года священник храма Иаков Федоров со своим приходом обратились к митрополиту Арсению (Мацеевичу) с просьбой разрешить отремонти­ровать храм: разобрать церковь по бревнам и из здоровых бревен построить церковь Владимирской Пресвятой Богородицы без вышеименованных приделов, а чего к тому строению лесу недостает, то при­хожане обязывались покупать. Для сбора сих подаяний указан был причтом и при­хожанами староста Димитрий Сидоров Кожевников, коему такая книга и была выдана на годичное время, по 23-е дека­бря 1751 года. Ведомость, составленная в 1801 году, называет церковь по-прежнему «Климентовской». Климентовская цер­ковь, что у варниц, значится как постро­енная в 1753 году, склонна к ветхости и... утварью скудна. Приходских дворов в 1801 году числилось 26, прихожан 47 муж­чин и 53 женщины. В 1800 году священни­ком в храме был Григорий Иванов, 44-х лет. В школах не обучался, во священника опре­делен в 1783 году. Отремонтированная церковь просуществовала до 1814 года, ког­да был построен каменный храм и освящен в честь Воскресения Словущего.

http://sobory.ru/article/?object=05890

Коптелово. Церковь Вознесения Господня. Вознесенская церковь Сортировка: Карта и ближайшие объекты В центре села Коптелово уже больше двухсот лет возвышается церковь Вознесения Господня. В 1800 году крестьяне села положили первый камень в основание храма, а в 1803 году церковь освятили. Первой отличительной особенностью храма в округе были колокола, которые предназначались для верхотурского Николаевского монастыря, но коптеловцы их перекупили. Вторая особенность церкви — икона Христа, вырезанная в натуральную величину и подаренная политкаторжанином из Туринска. Третьей особенностью была ажурная кованая ограда в белых мраморных столбах вокруг храма. Вознесенская церковь, каменная, трехпрестольная. Заложена в 1800 г. Левый придел во имя вмч. Дмитрия Солунского, освящен 27 октября 1803 г. Вновь освящен 2 ноября 1886 г. Главный храм в честь Вознесения Господня, освящен 23 июня 1823 г. Правый придел заложен 8 октября 1884 г. и освящен во имя прав. Симеона Верхотурского 23 ноября 1889 г. закрыта в 1935 г., обновленческой ориентации. Полуразрушена. Восстанавливается. Источник: сайт Екатеринбургской епархии Коптеловское село, отстоящее от Епархиальнаго города в 142 верстах, расположено на левом берегу реки Реж. Местность, занимаемая селом и приходом, ровная, спускающаяся к реке крутым известковым каменистым обрывом, доходящим в иных местах до 10 сажень. Климатическия условия здесь нельзя назвать благоприятными для здоровья в виду находящихся к югу от села в изобилии болот. Почва – разнообразная: черноземная, песчаная, глинистая, известковая, богатая минералами. Название свое село получило от фамилии первого поселенца на берегу реки Реж. До 1751 году село было деревнею Арамашевскаго прихода. Существовавший в селе в 1754 году деревянный храм в 1799 году сгорел, а в 1800 году был заложен каменный в честь Вознесения Господня с приделом во имя св. великомученика Димитрия Солунского, освященным 27 октября 1803 года; главный же храм был освящен 17 июня 1823 года; 8 октября 1884 года был при храме заложен правый придел в честь св. праведного Симеона Верхотурского Чудотворца и освящен в 1889 году.

http://sobory.ru/article/?object=11370

Мигулинская. Церковь Троицы Живоначальной. Троицкая церковь Церковь.  Утрачена.   Престолы: Троицы Живоначальной Год постройки:Между 1801 и 1807. Год утраты:1937 (разрушена) Адрес: Ростовская область, Верхнедонской район, станица Мигулинская Координаты: 49.6916, 41.2654 Изменить описание объекта Карта и ближайшие объекты Из сохранившихся старинных актов известно, что в Мигулинской станице на прежнем месте ее поселения, до 1751 года существовала деревянная церковь во имя святителя Николая. В 1751 году станица, по случаю переселения на теперешнее место, ходатайствовала у преосвященного Феофиланта. Епископа Воронежского и Елецкаго, о разрешении перенесть сюда и церковь. А в 1800 году, по ходатайству станицы, преосвященный Арсений, епископ Воронежский и Черкасский благословил перенесть в Мигулинскую станицу из упраздненного Троицкого Мигулинскаго монастыря две каменныи церкви, с двумя кельями и оградою, для построения в станице «вместо устроенного в ней издавна деревянного Николаевского, вновь каменного, с двумя приделами, храма настоящего во имя св. Живоначальныя Троицы, а приделов во имя Владимирския Божия Матери и святителя чудотворца Николая, с тем, чтобы храм тот устроен был прочною и доброю архитектурою». Постройка нового храма была начата с 1801 года и окончена в 1807 г., под наблюдением священствовавшего в здешней станице, присутствовавшего в Хоперском духовном правлении пресвитера Филиппа Матвеева, при попечителе от станицы Антонии Егорове. Строителем церкви, по порядку, — был Воронежский купец Богданов, а строителем иконостаса вольный хлебопашец Федор Краснощеков. Освящение храма совершено 23 июня 1807 г., на праздник Владимирския Божия Матери, по благословлению преосвященного Арсения, епископа Воронежского и Черкасского, пресвитером Филиппом Матвеевым; а северный придел во имя святителя Николая, освящен в 3-й день января 1822 г., по благославлению Деанисия, архиепископа Новочеркаскаго и Георгиевского, членом Нижнечирского духовного правления протоиереем Маркианом Грековым.

http://sobory.ru/article/?object=59593

[  назад  ] Епархии Болгарской православной церкви Трновская епархия (1394 - 2000) Великотрновская (2000- Иеремия (1394-1401) Игнатий (уп. 1437-1439 ) Герасим (уп.1467) Панкратий (уп. 1474) " неизвестен " (1544-1545) Иоаким (уп. 1556-1561 ) Арсений (уп. 1565-1573 ) Дионисий I Рали (уп. 1590-1595) (руководил восстанием) Иеремия (уп. 1606) Гавриил (уп.1611 -1626) Макарий (1626 - 1639 и 1639-1646) " неизвестен " (1639) поставен Вселенским патриархом Кирилом II Дионисий II (1646 - 1650) Кирилл Спанос (уп. 1650) Анфим I (уп. 1653) Дионисий III (уп. 1654) Герасим II Какавелас (уп.1671 -1673) затем Константинопольский патриарх Иезекиил (1673- уп. 1678) Парфений I (уп. 1681) Афанасий (уп. 1687-1689) Иосиф I (1692 три месяца) Феодосий (уп. 1697) Иаков (уп. 1697) Дионисий IV (уп. 1708-1709) Иосиф II (1714 - 1722) Никифор (1722 - 1732 и 1732-1739) Герасим III (1732) Анфим II (уп. 1739-1748 ) Феофил (уп. 1751-1761 ) Парфений II (уп. 1763) Каллиник (1770 - 1791) Матей (1792 - 1796 и 1800 - 1802) Филофей (1797 - 1800) Даниил (1802 - 1805) Макарий II (1805 - 1816) Иоаникий (1817 - 1821) Иларион I (1821 - 1827 и 1831-1838) Константин (1827 - 1831) затем Константинопольский патриарх Панарет (1838 - 1840) Неофит Византиец (1840 - 1846 и 1848-1857) Афанасий Кесариец (1846 - 1848) Григорий (1858 - 1871) Иларион (Михайлов) (25 мая 1872 - 4 июня 1875) 1875-1884 - вакантно Климент (Друмев) (27 мая 1884 - 10 июля 1901) Анфим (Кончев) (29 июля 1901 - 24 марта 1914) Иосиф (Бакорджиев) (7 сентября 1914 - 30 апреля 1918) Филип (Пенчев) (26 февраля 1920 - 21 июня 1935) Софроний (Чавдаров) (22 сентября 1935 - 1 апреля 1961) Стефан (Стайков) (21 января 1962 - 18 мая 1992 ; - 11 ноября 1993) Григорий (Стефанов) (27 февраля 1994 - Викарные епископы: Иларион (Цонев), епископ Траянопольский (21 января 1973 -1 января 1994 ) Варнеская и Великопреславская епархия (1872 - В. и Преславская (1872-1997) Симеон (Попниколов) (21 августа 1872 - 23 октября 1937) Иосиф (Лазаров) (26 декабря 1937 - 8 ноября 1988) Кирилл (Ковачев) (26 февраля 1989 - 9 июля 2013)

http://hierarchy.religare.ru/h-orthod-bu...

[  назад  ] Епархии Мелькитской Католической церкви Архиепископство Халеб (1721 - Герасимос Самман (1724-1732) Максимос Хаким (1732-1760) Игнатиус Джербу (1761-1776) Германос Адам (1777-1809) Максимос Мазлум (1810-1811) Базил Арактинги (1816-1823) Игнатий, епископ Залехский (1824-1831) - администратор Грегор Шахиат (1832-1843) Дмитри Антаки (1844-1863) Булос Хатем (1863-1885) Кирил Геха (1885-1902) Дмитри Кади (1902-1919) Макариос Саба (1919-1943) Исидор Фаттал (1943-1961) Атанасий Тотунджи (1961-1968) Неофит Еделбей (6 марта 1968- 1995) Жан-Клемент Жанбар (2 августа 1995 - Архиепископство Акки, Хайфы, Назарета и Галилеи (1759- Макариос Аджаими (1759-1763) Макариос Фахури (1763-1794) Макариос Нахас (1795-1809) Теодосиус Хабиб (1809-1833) Клемент Бахус (1836-1856) Грегори Юссеф Сайур (1856-1864) Агапиос Думани (1864-1893) Атанасиус Саббаг (1894-1899) Гергори Хаджар (1901-1940) 1940 - 1943 - управляет епископ Баальбека Георг Халим (13 марта 1943 - 22 ноября 1967) - затем патриарх Иосиф М. Рая (9 сентября 1968 - 21 августа 1974) Максимос Саллум (20 августа 1975 - 23 июля 1997) Бутрос эль Муаллем (29 июля 1998 - 18 июля 2003) Георг Николай Хаддад (21 марта 2003 - 2006) апостольский администратор Элиас Шакур (17 февраля 2006 - 27 января 2014) Георг Бакуни (21 июня 2014 - Архиепископство Тир (1724 - Игнатий Бейрути (1724-1751) Андраос Фахури (1752-1766) Партениос Наамех (1766-1806) Басил Аталах (1806-1810) Кирил (1810-1827) Басил Закар (1827-1835) Игнатиус Карут (1835-1855) Атанасиос Саббаг (1855-1867) Атанасиос Хавам (1867-1886) Эфтимос Зулхоф (1886-1919) Максимос Саег (30 августа 1919 - 30 августа 1933) Агапио Саломоне Наум (3 ноября 1933 - 15 октября 1965) Георг Хаддад (30 июля 1965- 30 декабря 1985) о. Булос Самаха (1986-1988) - админитсратор Иоанн Ассад Хаддад (26 октября 1988 - Архиепископство Сайда (1752 - Игнатий Бейрути (1752-1758) Базил Джалгаф (1758-1763) Атанасий Джохвар (1763-1788) Агапий Матар (1795-1796) Атанасий Матар (1800-1813) Басил Халил (1821-1836) Теодосиус Куюмджи (1836-1886)

http://hierarchy.religare.ru/h-uniate-me...

Великое имя Евгения Вулгариса связано и с Афонской академией. Начало этой знаменитой академии было положено игуменом афонского Ватопедского монастыря Неофитом, который, основав при монастыре школу, пригласил преподавать в нее ученейшего монаха Неофита Кавсокаливита, обучавшегося в Патмосской академии, а также в Янинской школе в то время, когда в ней преподавал Евгений Вулгарис. Неофит Кавсокаливит приступил к преподавательской деятельности в Афониаде в декабре 1749 года, когда ее учащимися были лишь несколько монахов и послушников из обителей святой горы Афон. Этой первой Афонской школе покровительствовал патриарх Константинопольский Кирилл V (1748–1751, 1752–1757), и после перестройки она была преобразована в академию, а ректором и преподавателем ее был назначен Евгений Вулгарис (в 1753 году), который, несмотря на то, что обнаружил в ней всего лишь 20 учащихся, взял в преподаватели, кроме Неофита Кавсокаливита, еще одного – Панайотиса Паламаса, из своих учеников в Янине. Известие о том, что Вулгарису назначено жалование в 1 тысячу грошей, было встречено с изумлением: так значительна была эта сумма для того времени. Через короткое время Афонская академия уже насчитывала 200 учащихся , приезжавших отовсюду к знаменитому учителю Евгению Вулгарису, который преподавал богословие, риторику, логику, метафизику и новую философию, при этом он еще и составлял замечательные учебники, вызывавшие всеобщее изумление. Евгений Вулгарис проявил недюжинные энергию и старания, трудясь для развития школы. Именно он первым на Востоке, благодаря своей одаренности, редкой эрудиции и способностям, поставил образование во всех областях науки и философии на научную основу. К сожалению, он трудился в Афонской академии всего лишь пять лет и был вынужден оставить ее из-за противодействий со стороны . Позднее он служил на благо Русской Церкви, как и другой выдающийся ученый клирик – Никифор Феотокис († 1800). Афонская школа дала плеяду образованных мужей, большинство из которых по возвращении на родину стали учителями в школах Греции, тем самым распространяя полученные знания; при этом они вдохновляли молодежь отправляться учиться в Европу – признанный центр науки.

http://pravoslavie.ru/orthodoxchurches/p...

А.А. Половцов Ключарев, Федор Петрович Ключарев , Федор Петрович – Московский почт-директор, род. в 1751 г. ум. 1 июля 1822 г. Происходил из обер-офицерских детей. День смерти показан в формуляре; годом рождения там же отмечен 1755; Геннади указывает 1754, 5 октября; но ввиду того, что Ф. П. Ключарев начал службу (копиистом в конторе Берг-Коллегии в Москве) в 1766 году, надо, по-видимому, принять показание митрополита Евгения, что он родился в 1751 г. В 1767 г. произведен в подканцеляристы, в 1776 году в канцеляристы и переведен в могилевскую губернию, по требованию генерала Каховского. Здесь Ключарев успел заслужить расположение Белорусского генерал-губернатора гр. З. Г. Чернышева и в 1782 г. получил через него место прокурора в губернском московском магистрате; через полтора года был переведен прокурором же в Вятский верхний земский суд, через четыре месяца после этого получил отставку с награждением чином, а 7 января 1785 года назначен секретарем вице-президента Адмиралтейств-коллегии гр. И. Г. Чернышева; в 1792 г. опять уволен от службы с производством в чин надворного советника; со 2 января 1795 г. началась его служба по почтовому ведомству – в Московском почтамте; 15 июня того же года он был назначен Астраханским почт-директором, 16 апреля 1799 г. – Тамбовским, 7 июля 1800 г. получил Командорский мальтийский крест, 26 марта 1801 г. назначен Московским почт-директором, на этом месте получил чин действительного тайного советника, ордена св. Анны 1 ст. и св. Владимира 2 ст. и оставался до 10 августа 1812 г., когда по распоряжению гр. Растопчина был схвачен и выслан из Москвы в Воронежскую губернию, по неосновательному подозрению в сношениях с французами. Обстоятельства этого дела не вполне выяснены; гр. Растопчин был раздражен на Ключарева за его отказ выдать известного Верещагина; после того как этот последний был убит, Растопчин выслал Ключарева. Вероятно, Ключарев казался Растопчину подозрительным, как старинный еще масон. Уже в 1780 г. Ключарев был членом «Собрания университетских питомцев», но едва ли верно известие, что он был воспитанником университета; как мы видели, он уже с 1766 г.

http://azbyka.ru/otechnik/Spravochniki/r...

Зубцов. Церковь Троицы Живоначальной. Троицкая церковь Карта и ближайшие объекты В начале она появилась в деревянном исполнении на левом берегу Вазузы, вблизи слияния с Волгой. Известно, что существовали в ее церковном архиве метрические книги до 1800 года. Впрочем, понятно, что храм был построен намного раньше. На фотопанораме дореволюционного 3убцова мы видим на указанном месте большую белокаменную церковь с двумя куполами, рядом колонн и трехъярусной колокольней. Такой вид имела церковь Святой Живоначальной Троицы в 1877 году. В ней были три престола, как повсеместно в новых храмах того времени: центральный - Животворящей Троицы; престолы в честь святителя Николая и святых Флора и Лавра. Храм окружала каменная ограда. Внутри ограды - каменная сторожка с церковно-приходской школой, в которой преподавали выпускницы Ржевского епархиального училища, и свечная лавка. В Троицкой церкви к началу ХХ века служили два священника: Михаил Сибирский и Иоанн Воскресенский. Отец Михаил был уже не молод, шестидесяти двух лет, в храме с 1863 года, то есть служил еще в деревянной здании храма. Известен не только среди прихожан и уважаем не только в 3убцове - он являлся депутатом от духовенства в городской думе и депутатом в уездном земском собрании, входил в Совет округа Ржевского духовенства. Более молодому священнослужителю Троицкой церкви отцу Иоанну было 49 лет, он окончил духовную семинарию, работает в храме не одно десятилетие. Церковным старостой прихода значится с 1890 года зубцовский мещанин Дмитрий Михайлович Козлов. На первый год ХХ века по городу и двум десяткам окрестных деревень в Троицкой церкви 3убцова числится прихожан 1653 человека мужчин и 1751 женщина из 524 дворов. Как и другие храмы, Троицкая церковь не сохранилась, лишь архивные фотодокументы донесли нашему поколению вид и красоту Божьего дома. Епархиальный сборник Тверской губернии, 1901 г. Троицкая церковь, построена в 1788 году, каменная, престола три: главный Живоначальной Троицы, придельные Святителя Николая и Святых Флора и Лавра. Церковные документы: опись 1850 года, метрики с 1800 года, исповедные с 1829 года, план на землю.

http://sobory.ru/article/?object=38331

Алексей Иванович Васильев (рождение 17 февраля 1742 † 15 августа 1807), один из знаменитых и самых почтенных государствевных мужей России, был сыном сенатского обер-секретаря († 1754); мать его Ирина Андреевна была из фамилии Володимировых, а дед, быв секретарём в адмиралтейств-коллегии при Петре Великом, службою приобрёл дворянское достоинство. Алексей Иванович, обязанный своим возвышением здравому и ясному уму, неутомимой деятельности и примерному безкорыстию, был при Екатерине Великой сенатором; исправлял важную должность государственного казначея; потом был президентом медицинской коллегии. Император Павел Петрович, вступив на престол, сделал его снова государственным казначеем и пожаловал ему Александровскую ленту; в день коронации, 5 апреля 1797 года, возвёл в Баронское Российской Империи достоинство и пожаловал две тысячи душ; в конце года чин действительного тайного советника, а пятнадцать месяцев спустя Андреевскую ленту. Уволенный в 1800 году, он, в день восшествия на престол Императора Александра Павловича, снова назначен государственным казначеем, а в день коронации, 15 сентября 1801 года, возведён в Графское Российской Империи достоинство. При учреждении министерств, в 1802 году, он назначен министром финансов, и в этом звании оставался по смерть свою. Граф Алексей Иванович, от брака с княжною Варварою Сергеевною Урусовою (рождение 1751 † 15 сентября 1831), имел двух дочерей: графиню Екатерину Алексеевну, за генерал-лейтенантом князем Сергием Николаевичем Долгоруковым, и графиню Марию Алексеевну, за генерал от кавалерии графом Василием Васильевичем Орловым-Денисовым. У графа Васильева были два брата: действительный статский советник (рождение 1750 † 9 декабря 1798), и Пётр Иванович. Фёдор Иванович оставил дочь, за Павлом Александровичем Галаховым, и сына Владимира Фёдоровича, возведённого в Графское Российской Империи достоинство через три дня по кончине знаменитого дяди своего, указом 18 августа 1807 года 193 . Граф Владимир Фёдорович, действительный статский советник и тульский губернатор, от брака с графинею Мариею Ивановною Кутайсовою, оставил сына графа Алексея Владимировича, и трёх дочерей: графиню NN за Иваном Алексеевичем Пушкиным; графиню Анну Владимировну за Николаем Фёдоровичем Рахмановым, и графиню Елисавету Владимировну.

http://azbyka.ru/otechnik/Spravochniki/r...

  001     002    003    004    005    006    007    008    009    010