Нифонт , 1697–1703. Пимен , 1703–7. Игнатий , 1707–11. Александр , 1711–14, отрешён. Михаил Нифонтов , 1714–33; † ... Митрофан Шеинков , бывший архим. Святогорского Успенского, определён в 1734; в 1747 отставлен; потом в Голутвине и Пафнутиеве мнтрях. Иоасаф Рудзинский 1748 определён, 1751 отставлен. Гедеон Антонский 1751 перев. из Харьковского Покровского; † 1770 ... Иов Базилевич 1770 перев. из Харьковского Покровского, а 31 окт. хирот. в епископа Переяславского (викария Киевского). Виктор Лодыженский , из Нежинского Назарета, 1771–75, перев. в Колязин. Лаврентий Кордет 1775 перев. из Харьковского Покровского; † 18 мая 1781. Амвросий Гиновский определён 4 июля 1781, из Александро-Невских наместников; † 21 мая 1800. Лаврентий Далматов 7 июня 1800, из Вятского Трифонова, а в 1803 перев. в Крестный. Аполлос Терешкеевич 9 мар. 1803 перев. из Сийского, а 14 окт. 1813 хирот. в епископа Харьковского. Иакинф Логановский 28 окт. 1813 перев. из Киево-Братского; † 1817. Палладий Белевцов в 1818 перев. из Коренной пустыни, а 1829 – в Александро-Невскую Лавру в наместн. Иоасаф Юнаков в 1829 перев. из Белгородского Николаевского, а в 1833 – в Белгородский Свято-Троицкий. Ипатий 187 1838–40, перев. в Молченский? Архиерейского дома: 188 Серафим , архим. 1853–56. Илиодор , архиепископ Курский, управлял 1857–60. Сергий , архиепископ Курский, управлял 1861–70. 3 Троицкий, в Курске, устроен при царе Борисе Годунове в начале XVII века строителем Ионой Телком; возобновлён им же, после разорения Литвой, в 1613 г. 189 В последствии женский. [IV, 882.] Игуменьи Капитолина , 1654 и 55. Евдокия , в мар. 1659. Киликия , в мар. 1670. Сундулея … Пелагия , 1680–1701. Феодосия , 1724, 1736 и 37. Митродора Долгинцева , 1762–66. Епистимия , 1766–80. 4 Коренная, Рождества Богородица, пустынь, от Курска в 27 верстах, основана в 1597 г.; до 1764 была приписной к Курскому Знаменскому мнтрю. Ныне заштатная. [IV, 640.] Строители Евфимий (первый), игум., с 1597. В 1611 мнтрь разорён и запустел, в 1618 приписан к Курскому Знаменскому.

http://azbyka.ru/otechnik/Istorija_Tserk...

Св. Макарий Унженский † 25 июля 1504. (Строит. Давид Хвостов , 1596–1608). Иона , 1598. Иоасаф , 1607–10. Зосима , 1613–25. Макарий , 1625–33. Макарий , второй, определён 22 февр. 1634; до 1638. Пафнутий , 1638–40, уединился. После в Московском Богоявленском. Иосиф Норкин , 1640–52, уволен. Пафнутий (вторично), бывший Московского Богоявленского, определён 1 апр. 1652 и 53. Карион , 1653–59, уволен. Пафнутий (третично) с 28февр. 1659–1661, в янв. отошёл в Кусскую пустынь и там †. Сергий , бывший архим. (какого монастыря?) определён 7 февр. (sic) 1661–63, оставлен. Нафанаил , 1663–66, оставлен. Никита , 1666–75, отрешён. Митрофан 1675 перев. из Владимирского Козмина, а 2 апр. 1682 хирот. в епископа Воронежского. Иона , 1682–88. Феодосий 1688–91. Спиридон , 1691–94. Иона , 1694–99. Трифиллий , 1699 и 1700. Леонид , 1700–14. Леонтий Павлов перев. из Кривоезерского, 1714–27. Александр , 1727 и 28. Леонтий (вторично) 1728–1741; † … Ефрем , 1741–44, отрешён. Александр , 1744–50. Варсонофий , 1751. Гурий , 1751–58. Анастасий , 1758–61. Иосиф , 1761–63. Амвросий , архим., 1763–70. Иероним , архим., 1770–74. Митрофан , 1774–82. Иосиф , 1782–92. Транквиллин , 1792–1800. Иринарх , 1800–6. Гедеон , 1806–20. Макарий 1820 перев. из Железноборовского; архим. с 1829 по 1838. Дионисий Муравьев , архим., 1839 перев. из Паисиина; до 1850 († …?). Платон , архим., в нояб. 1850 перев. из Чухломского Авраамиева; до 1867 († …?). 266 Иннокентий , архим., 1867 и 68. 4 Тихонов Николаевский под городом Духом, основан св. Тихоном Луховских в исх. XV века. В 1681г. приписан к Ново-Иерусалимскому; 1743 отписан. С 1764 третьеклассный. [IV, 870; VI, 399.] Св. Тихон Луховский, строит., † 16 июня 1492; в лике святых с 1569. Игумены Константин , 1569. Иона , 20 июня 1577. Антоний , 1583 и 84. Ферапонт , 1592–99. Мисаил , строит., 1602. Иона , 1608, 30 сент. 1614. Сергий , 1624–27. Иоаким , 1630–34. Евфимий перев. из Авраамиева Городецкого 3 авг. 1634. Корнилий определён 15 июня 1635. Феодосий , 1638 и 39.

http://azbyka.ru/otechnik/Istorija_Tserk...

Храм в Смольневе так и не был восстановлен до начала XVIII века. В 1715 году владелец села  генерал-адъютант Семён Андреевич Салтыков (1672-1742) построил деревянную церковь Казанской иконы Божией Матери. При жизни графа Семёна Андреевича усадьба перешла к его сыну, графу Владимиру Семёновичу (1705-1751), генерал-майору. Он вместо деревянной церкви начал строить в Смольневе каменный храм Преображения Господня с приделом Казанской иконы Божией Матери. В 1737 году придел был освящён. Потом усадьба принадлежала сыну Владимира Семёновича, графу Сергею Владимировичу (1739-1800), который в 1780-х годах перестроил храм, значительно расширив его. Храм был устроен двухэтажным, в нижнем этаже три престола (главный - Преображения Господня, в трапезной тёплые приделы Живоначальной Троицы, освящён в 1788 году, и Казанской иконы Божией матери, освящён в 1787 году). Над храмом возвышается восьмигранная двусветная башня, а с западной стороны - подобная ей колокольня, на которой в 1799 году были установлены часы. Вокруг второго этажа храма была открытая галерея, в 1833 году она стала закрытой, с 36 окнами. На втором этаже в 1783 году был освящён придел Апостола и евангелиста Иоанна Богослова. Возведение каменного храма в селе Смольнево близ Киржача Владимирской губернии взамен старой деревянной церкви длилось чуть больше четырёх десятилетий и было завершено примерно к 1780 году. На этом месте начиная с 1715 года стояла деревянная церквушка, освящённая в честь Казанской иконы Божией Матери. Её построил владелец села генерал-адьютант Семён Андреевич Салтыков. А каменный храм в 1736 году начал строить сын генерала - граф Владимир Семёнович Салтыков (1705-1751). Завершил же внук - Сергей Владимирович (1739-1800). Годы строительства пришлись на период нескольких русских государей, включая двадцатилетнее правление дочери Петра I - Елизаветы Петровны, воцарившейся на российском престоле в 1741 году. Почему же так затянулось строительство? На этот вопрос нет однозначного ответа. Возможно, размах его был таков, что у Салтыковых не всегда находились деньги для продолжения.

http://sobory.ru/article/?object=06748

В завещании И. просил погрести его в гареджийском мон-ре Натлисмцемели. Однако из-за «неспособного пути» братия Крестовоздвиженского мон-ря упокоила его в своей обители. Брат И., отставной поручик Грузинского гусарского полка кн. Н. Саакадзе, воспротивился нарушению воли умершего и выхлопотал в Святейшем Синоде разрешение вывезти останки И. на родину. Тело И. было упокоено в Гареджи, однако ввиду запустения мон-ря по приказу царя Картли Теймураза II (1744-1762) перенесено в кафедральный собор Тбилисский Сиони ( Гавриил Мцире. 1989. Т. 5. С. 128). А. Н. Муравьёв передает бытовавшее во время его посещения Грузии в сент. 1846 - июле 1847 г. предание о том, что И. через год после смерти являлся во сне имп. Елизавете Петровне и просил отпустить его на родину. Рассмотрение дела об имуществе И., к-рое святитель завещал раздать груз. церквам и мон-рям, продолжалось 4 года (указы Святейшего Синода: 101 от 5 февр. и 406 от 17 июня 1751 г.; 113 от 21 янв. 1752 г.). Наконец, согласно указу Святейшего Синода 2019 от 23 июня 1755 г., Сенат предписал имущество И. «за границу в Грузию... сверив с реестром… освидетельствовав, пропустить». Почитание святителя, очевидно, возникло практически сразу после захоронения его в Грузии. П. Иоселиани , ссылаясь на то, что он эти сведения получил от патриарха Антиохийского Иерофея (1850-1885), пишет, что исцеление от прикосновения к мощам святого получали не только православные, но и инославные, напр. армянин-монофизит Татула, «патры» (вероятно, католич. пресвитеры) Никола и Филипп, о чем стало известно из донесения жившего одно время в Грузии греч. мон. Афанасия (впосл. патриарх Иерусалимский Афанасий V ) Иерусалимскому патриарху (очевидно, Анфиму (1788-1808)) ( Иоселиани. 1895. С. 160-161). По словам Муравьёва и Иоселиани, царь Картли-Кахети Георгий XII (1798-1800) неоднократно прибегал к молитвам И. для исцеления своих детей Илии и Тамары, а также дважды открывал могилу, чтобы «целовать его мощи». 22 дек. 1800 г. католикос-патриарх Вост. Грузии Антоний II (Багратиони), царевич Юстин, архиеп. Руисский Иоанн (Макашвили) и еп. Руставский Стефан перенесли часть мощей И. из Тбилисского Сиони во дворец, чтобы умирающий царь Георгий XII († 28 дек. 1800) мог приложиться к ним ( Муравьёв. 1848. Ч. 1. С. 142; Иоселиани. 1895. С. 204-205).

http://pravenc.ru/text/468965.html

Церковь назвалась Богородицкой и принадлежала к Казанской епархии вплоть до 1791 года. 30 марта 1743 года Казанской Епархией был выдан указ о построении теплого придела во имя Петра и Павла «в особливой теплой церкви того же наименования» (вместо имеющегося при Введенской церкви). Существовавший придел был настолько ветх, что службы в нем совершать было просто невозможно. 14 июня 1791 года была дана храмозданная грамота за 1035 на построение «вместо обветшавшей теплой деревянной Введенской церкви вновь деревянной же Введенской». Новая деревянная церковь построена не была, а 12 июня 1800 года была выдана храмозданная грамота на построение «вместо деревянной холодной Введенской церкви и Петропавловской упраздненной - новой каменной церкви на три престола». В 1801 году разрешено деревянную холодную Введенскую церковь разобрать. Резолюцией Гедеона Вятского от 23 марта 1814 года старую деревянную теплую Петропавловскую церковь позволено также разобрать. В связи с постройкой каменного храма в 1800 году престолы были освящены. В холодной Петропавловской церкви 29 ноября 1806 года, в теплой церкви правый Введенский придел был освящен 29 июня 1808 года, а левый Васильевский - 29 июня 1810 года. В церкви хранились храмозданные грамоты с 1791 по 1800 г. и метрические книги с 1722 года. Таким образом, каменный храм во имя апостолов Петра и Павла возник на месте двух церквей, имевшихся в селе Сарали до начала XIX века. А датой образования Петропавловского придела можно считать день выдачи храмозданной грамоты на его постройку – 30 марта 1743 года. Одним из первых священников, служивших в приходе, известен Алексей Никитин (1751-?), служивший в церкви в 1790 – 1827 годах. Из церковной ведомости 1881 года стало известно, что в 1877 году на пожертвованные сборы прихожан вокруг Петропавловского храма была воздвигнута каменная ограда с железными решетками. Священник пишет, что «холодная церковь прочна и устойчива, а теплая, от присоединения колокольни и наклонности ее назад от самого бута – с трещиной и разрывом связи.

http://sobory.ru/article/?object=12713

Великое имя Евгения Вулгариса связано и с Афонской академией. Начало этой знаменитой академии было положено игуменом афонского Ватопедского монастыря Неофитом, который, основав при монастыре школу, пригласил преподавать в нее ученейшего монаха Неофита Кавсокаливита, обучавшегося в Патмосской академии, а также в Янинской школе в то время, когда в ней преподавал Евгений Вулгарис. Неофит Кавсокаливит приступил к преподавательской деятельности в Афониаде в декабре 1749 года, когда ее учащимися были лишь несколько монахов и послушников из обителей святой горы Афон. Этой первой Афонской школе покровительствовал патриарх Константинопольский Кирилл V (1748–1751, 1752–1757), и после перестройки она была преобразована в академию, а ректором и преподавателем ее был назначен Евгений Вулгарис (в 1753 году), который, несмотря на то, что обнаружил в ней всего лишь 20 учащихся, взял в преподаватели, кроме Неофита Кавсокаливита, еще одного – Панайотиса Паламаса, из своих учеников в Янине. Известие о том, что Вулгарису назначено жалование в 1 тысячу грошей, было встречено с изумлением: так значительна была эта сумма для того времени. Через короткое время Афонская академия уже насчитывала 200 учащихся , приезжавших отовсюду к знаменитому учителю Евгению Вулгарису, который преподавал богословие, риторику, логику, метафизику и новую философию, при этом он еще и составлял замечательные учебники, вызывавшие всеобщее изумление. Евгений Вулгарис проявил недюжинные энергию и старания, трудясь для развития школы. Именно он первым на Востоке, благодаря своей одаренности, редкой эрудиции и способностям, поставил образование во всех областях науки и философии на научную основу. К сожалению, он трудился в Афонской академии всего лишь пять лет и был вынужден оставить ее из-за противодействий со стороны . Позднее он служил на благо Русской Церкви, как и другой выдающийся ученый клирик – Никифор Феотокис († 1800). Афонская школа дала плеяду образованных мужей, большинство из которых по возвращении на родину стали учителями в школах Греции, тем самым распространяя полученные знания; при этом они вдохновляли молодежь отправляться учиться в Европу – признанный центр науки.

http://pravoslavie.ru/orthodoxchurches/4...

Во время турецких походов на Чигирин в 1672 и 1677-1678 гг. М. Т. м. был разрушен. 6 дек. 1685 г. митр. Киевский и Галицкий Гедеон (Святополк-Четвертинский) освятил в обители новую часовню. При строительстве часовни была найдена каменная плита, на к-рой имелась надпись о том, что мон-рь основал еп. Переяславский Павел († 1231). О находке плиты упоминается в несохранившейся хронике М. Т. м., выписки из к-рой содержатся в архивном собрании обители (Там же. Л. 5-6). К нач. XVIII в. в результате казацких набегов М. Т. м. был разорен. В 1711 г., после подписания Прутского мирного договора, земли на правом берегу Днепра, за исключением Киева, оказались под властью Речи Посполитой. В 1717 г. по прошению Переяславского и Бориспольского еп. Кирилла (Шумлянского) чигиринский староста польский магнат кн. Я. К. Яблоновский, удовлетворив письменное прошение строителя схим. Игнатия (Сахненко; 1753), бывш. казачьего сотника, помог монахам восстанавливать обитель, освободил монастырь от податей, подтвердил его права на землевладения. В том же году Яблоновский дал указание чигиринским урядникам, «чтобы разрушенному Мотронинскому монастырю помогали восстанавливаться» ( Мариновський. 1997. Кн. 1. С. 34). В 1719 г. игум. Афанасий получил от гетмана И. И. Скоропадского подтверждения того, что он по праву владеет монастырскими имениями. Обитель приобрела урочище Замятница. В 1729 г. в М. Т. м. разбойники похитили все документы на имущество (их оригиналы хранились в Переяславской консистории), забрав с собой все самое ценное. 24 авг. 1731 г. Яблоновский издал грамоту об освобождении М. Т. м. от всех податей и налогов, он же 11 июля 1746 г. передал монастырю хутор Грищенково. В 1726 г. еп. Кирилл (Шумлянский) благословил строительство 5-главого деревянного собора во имя Св. Троицы, к-рый был освящен 21 июня 1727 г. В соборе почиталась икона Божией Матери в позолоченной ризе, «старого письма». К хорам храма была пристроена теплая ц. в честь Преображения Господня (1735-1736), освященная еп. Переяславским и Бориспольским Никодимом (Сребницким) , к-рая простояла до разборки Троицкого собора в 1799-1800 гг. В 1751 г. по благословению еп. Переяславского и Бориспольского, викария Киевской епархии Иова (Базилевича; 1776), в отремонтированном здании старой деревянной трапезной ц. во имя св. Иоанна Предтечи был устроен престол в честь Покрова Пресв. Богородицы. Но уже в 1774 г. богослужения в этом храме прекратились в связи со строительством новой трапезной.

http://pravenc.ru/text/2564248.html

Первым благотворителем обители был Царь Иоанн Васильевич Грозный. В 1550 году, еще при жизни преподобного Геннадия, он пожертвовал монастырю деревни Павловку, Картополово, Радильцево, Настасьино со всем тем, что к тем деревням исстари принадлежало. Кроме этого несколькими грамотами оградил безопасность обители от разных судейских притязаний. Дарственные и несудные грамоты давали обители цари Феодор Иоаннович, Василий Иоаннович Шуйский, Михаил Феодорович. Нет сомнения, что кроме царей были и другие вкладчики и благотворители святой обители; по ревизии 1764 года за монастырем было несколько сел: Павловка, Обнорское, Буяново, Никольское, Сухоруково и Фоминское с 39-ю деревнями и в них 1376 душ крестьян. По заказу царей Михаила Феодоровича и Алексея Михайловича в монастыре был выстроен в 1644–1647 гг. каменный Преображенский собор, где под спудом хранятся мощи преподобного Геннадия. Собор является уникальным памятником архитектуры, он принадлежит к ранним примерам двустолпной конструкции. В 1751 году был построен храм в честь преподобного Алексия, человека Божия. В 1715 году выстроена колокольня. Звон производился в 9 колоколов, из которых большой был весом 5 тонн, второй по величине (полиелейный) весил 1800 кг. Внутри монастыря находился деревянный настоятельский дом и двухэтажный каменный дом для братии монастыря. Монастырь был обнесен каменной оградой с 6-ю башнями. Высота ограды 3,6 м, ширина 70 см, окружность 777 м.  Преображенский собор взрывали в 1961 году, однако стены и шеи глав уцелели. Алтарь собора снесли тракторами в 1988 году. Ныне состояние собора аварийное: обрушены некоторые участки сводов и северо-западный барабан, утрачены росписи, иконостас, оконные и дверные заполнения. Алексиевский храм использовали под колхозную контору, а первый этаж под склад ядохимикатов. С одной стороны Алексиевского храма была сделана силосная яма. Ныне состояние храма аварийное. Колокольню взрывали, в результате чего она получила крен, колокола уничтожены. Ограда разобрана, последние башни закончили разбирать в 1988 году. Корпуса для жилья братии и все остальные постройки разрушены совершенно. Сейчас над колодцем, выкопанным еще преподобным Геннадием, воздвигнут небольшой деревянный храм, в котором совершается богослужение. Рядом с храмом построена небольшая сторожка, рассчитанная на одного человека, в которой сейчас живут два монаха. Монастырь по границе бывшей стены обнесен временным деревянным забором.

http://sobory.ru/article/?object=03457

Церковь закрыли в 1930-е годы. Современное состояние: полуразрушена. От Троицкого прихода в деревне Поплыгиной была Николаевская каменная часовня. Истокское село (5 благочиние) отстоит от Екатеринбурга 75 в. к юго-востоку и по местоположению своему при Карась – озере, на северном его берегу, недалеко от вытекающей из него речки Истока, называется то Карасе-Истокским, то просто Истокским, а по местному храму во имя Живоначальныя Троицы – Троицким. О возникновении села Истокскаго сведений не сохранилось. Но судя по тому, что уже в 1711 году это село имело двух-престольный храм, должно признать его древним. Во время Пугачевскаго бунта оно имело значение крепости под названием «Карасе-Истокской», в виде квадрата, среди которого находился храм. Современный состав прихода образуют село и 5 деревень: Старикова – в 2 в., Давыдова – в 4 в., Подкорытова или Юлаш – в 6 в., Поплыгина или Атлыкуль (Москва тож) – в 6 в. и Походилова – в 9 в. от села. Не сохранилось сведений и об устройстве перваго храма в селе Истокском. Существовавший в 1711 году храм был деревянный во имя Живоначальныя Троицы с приделом во имя Преподобнаго Савватия Соловецкаго Чудотворца, но первый – ли он был, кем и когда устроен, не известно. В 1787 г. этот храм сгорел и в 1790 г. устроен новый – тоже деревянный и также погибший от пожара в 1800 году со всем имуществом и документами, исключая приходорасходных книг с 1751 г. по 1791 г. Вместо этого последнего храма, и несколько севернее его по благословению Иоанна, Епископа Пермскаго и Екатеринбургскаго, в 1801 г. был заложен новый, каменный храм тоже двух-престольный с прежними наименованиями. Придел – во имя пр. Савватия освящен в 1808 г. (19 Марта), по благословению Иустина, Епископа Пермскаго и Екатеринбургскаго, протоиреем Екатеринбургскаго собора Феодором Карпинским, а главный – холодный храм во имя Св. Троицы освящен в 1823 г. (14 Июля), по благословению того же Преосвященнаго, членом Екатеринбургскаго духовнаго правления священником Иоанном Сильвестровым.

http://sobory.ru/article/?object=02505

Фридрих-Христофор, шведский ротмистр † 1730; женат на Анне-Екатерине Буркгаузен Карл-Фридрих, шведский майор, рождение 1681 † 1741; он был, в 1723 году, причислен к шведскому дворянству; женат на Екатерне-Фредерике Лилиеблад КОЛЕНО XIX: Христиан-Вильгельм, рождение 1720 † 1802 Лудвиг, рождение 1722 † 1810; женат на Христине Гартвиг Карл-Густав, рождение 1723 † 1813 Карл-Густав, российский ротмистр, рождение 1751 † 1820; женат на Елене-Ренате Толь Карл-Антон, российский капитан, рождение 1723 † 1758 Густав-Вильгельм, российский майор, рождение 1729 † 1807; женат на Христине Стакельберг Георг-Рейнгольд, российский генерал-майор, рождение 1720 † 1811; женат на графине Елене Андреевне Тизенгаузен Георг-Фридрих; женат на Екатерине-Шарлотте Дитрихсен Карл-Адодьф, рождение 1713 † 1772; женат на Екатерине-Вильгельмине Вилькен Бернгард-Оттон, рождение 1720 † 1783; женат на Регине-Шарлотте Руктешель Рейнгодьд-Фридрих, российский подполковник; рождение 1722 † 1758 Христофор-Георг, российский подполковник; рождение 1730 † 1780; женат на баронессе Августине Волф Пётр-Лудвиг, российский генерал-майор; женат на Амалие Трейден Генрих-Антон, рождение 1724 † 1805, прусский майор; женат на Иоанне Ценге. Сын их, прусский генерал-майор Лудвиг-Иоанн, был родоначальником прусской ветви фамилии Толей Эрик-Лудвиг, шведский полковник и командор ордена меча, рождение 1735 † 1800 Карл-Густав, шведский капитан и кавалер ордена меча, рождение 1741 † 1847; причислен к шведскому дворянству; женат: 1) на Анне-Шарлотте Флаш; 2) на Христине Рейтеркрона (от 1-го брака 3 сына) Граф Иоанн-Христофор, шведский фельдмаршал и рейхсгерр; кавалер российского ордена Святого Андрея и шведских орденов: серафимов и меча 1-й степени; рождение 1743 † 1817 Карл-Фридрих, шведский майор † 1784; причислен к шведскому дворянству; женат: 1) на Анне-Елисавете Аминовой; 2) на Анне-Маргарите Роткирх; 3) на Екатерине- Шарлотте Сведенмарк (от 1-го брака 2 сына) Фридрих-Вильгельм, шведский подполковник и кавалер ордена меча; женат на Эвве Гейнциус

http://azbyka.ru/otechnik/Spravochniki/r...

   001    002    003   004     005    006    007    008    009    010