Who are the editors of the Philokalia? The 1782 title page bears in large letters the name of the benefactor who financed the publication of the book: ... δι δαπνης το Τιμιωττου, κα Θεοσεβεσττου Κυρου ωννου Μαυρογορδτου (this is perhaps the John Mavrogordato who was Prince of Moldavia during 1743 – 47). But neither on the title page nor anywhere in the 1.206 pages of the original edition are the names of the editors mentioned. There is in fact no doubt about their identity: they are St Makarios of Corinth (1731–1805) and St Nikodimos the Hagiorite (1749–1809), who were both associated with the group known collectively as the Kollyvades 3 . What was the purpose of St Makarios and St Nikodimos in issuing this vast collection of Patristic texts on prayer and the spiritual life? The second half of the eighteenth century constitutes a crucial turning-point in Greek cultural history. Even though the Byzantine Empire fell in 1453, it can justly be claimed that the Byzantine -or, more exactly, the Romaic- period of Orthodox history continued uninterrupted until the late eighteenth century. The Church, that is to say, continued to play a central role in the life of the people; despite Western influences, whether Roman Catholic or Protestant, theology continued to be carried out in a spirit that was basically Patristic, and most Greeks, when looking back to the past, took as their ideal the Christian Empire of Byzantium. During the later decades of the eighteenth century, however, a new spirit began to prevail among educated Greeks, the spirit of modern Hellenism. This was more secular in its outlook than was Romaic culture, although -initially, at any rate- it was not explicitly anti-religious. Its protagonists looked back, beyond the Byzantine period, to ancient Greece, taking as their ideal the Athens of Pericles that was so greatly admired in the West, and their models were not the Greek Fathers but the authors of the classical period. These exponents of modern Hellenism were inspired, however, not simply by the Western reverence for classical studies, but more broadly by the mentality of the Enlightenment (Aufklärung), by the principles of Voltaire and the French Encyclopedists, by the ideologists of the French Revolution (which began only seven years after the publication of the Philokalia), and by the pseudo-mysticism of Freemasonry.

http://azbyka.ru/otechnik/world/the-inne...

В 1996 г. в Свято-Сергиевском институте Парижа получил степень доктора богословия за диссертационное исследование «Преподобный Никодим Святогорец (17491809) – учитель и воспитатель греческого народа и Православной Церкви», которое получило наивысшую оценку у членов диссертационной комиссии. Один из ведущих специалистов по житию и служению преподобного Никодима Святогорца , первооткрыватель и первый публикатор ряда источников, касающихся святого, основатель научной серии «Свято-Никодимовские исследования». Сфера научных интересов протопресвитера Георгия – патрология, церковная история, история славянских Церквей, педагогика, философия, православная аскетика. Является большим почитателем русских святых, особенно прп. Сергия Радонежского (покровителя парижского православного института, в котором он обучался), прп. Серафима Саровского , свт. Луки Крымского , в честь которых устроил приделы выстроенного им храма в честь иконы Божией Матери «Неувядаемый цвет». Отец Георгий является глубоким знатоком и почитателем творчества свт. Нектария Эгинского , о котором написал несколько научных работ. С 1975 по 1981 гг. и с 1996 гг. по сей день осуществляет пастырское служение в митрополии Петры и Херрониса. В настоящее время является настоятелем храма Святых Бессребренников при городской больнице Агиос Николаоса, параллельно окормляя лечебное заведение хронических заболеваний нома Ласифи. Является ответственным в Митрополии Петры по вопросам религиозного туризма и религиозного окормления больных. В 1977 г. основал Центр изучения православной культуры г. Агиос Николаоса, преобразованный в 2007 г. в Институт греческого языка, православного богословия и культуры, цель которого – поддержка научно-педагогических исследований в рамках грекоправославно-европейского развития, достигаемая путем систематической организации программ обучения и углубления знаний по греческому языку, православному богословию, византийскому искусству, греческому музыкальному народному творчеству, организации программ религиозного туризма, систематических исследований в области православной греческой культуры. Модератор ежегодных летних программ интенсивного изучения греческого языка и православной культуры (с 2004 г.), на которых обучаются десятки студентов из стран Восточной Европы и России. Является инициатором практики приглашения в Высшую церковную академию Крита иностранных студентов и финансовой поддержки их во время обучения. Директор и главный редактор периодического научного издания Центра «Идор эк Петрас» (с 1977 г. по настоящее время).

http://azbyka.ru/otechnik/Nektarij_Egins...

В изданном в январе 2019 года Томосе об автокефалии Православной церкви Украины, а также в уставе ПЦУ, проект которого был написан в Греции, специально подчеркивалось, что священнослужители «любого сана» (то есть и епископы, и пресвитеры, и диаконы), осужденные «своей церковной властью к любому наказанию», имеют право подать апелляцию к Вселенскому Патриарху. В уставе ПЦУ право Константинопольского Патриарха принимать апелляции обосновывается 9 и 17 правилам IV Вселенского Собора и «многовековой практикой Церкви» (Устав ПЦУ, раздел XI) . Эту точку зрения разделяют сегодня как греческие канонисты, так и многие иерархи греческих Церквей. Например, Афинский Архиепископ Иероним II 12 октября 2019 года в своем докладе на заседании постоянного Синода Элладской Православной Церкви прямо говорил: «Вселенский Патриархат имеет привилегию " права апелляции " от архиереев другой церковной юрисдикции, в том случае, если, апеллируя, архиерей желает подать соответствующую просьбу». В качестве подтверждения этого тезиса архиепископ Иероним сослался на все те же девятое и семнадцатое правила IV Вселенского Собора . Возникает закономерный вопрос, насколько современная позиция Константинопольского Патриархата соответствует церковному преданию и практике Древней Церкви? Действительно ли каноны Вселенских Соборов дают Константинопольскому Патриарху право принимать апелляции от клириков всех Поместных Православных Церквей? В поиске ответов на эти вопросы мы решили обратиться к наследию преподобного Никодима Святогорца (1749-1809). Хотя жил он уже в Новое время, но его влияние на развитие Православной Церкви трудно переоценить. Он оставил большое литературное наследие, а его труды служили духовному возрождению на Христианском Востоке. Это возрождение охватило и богослужения, и монашескую жизнь, и сферу канонического права, и проповедничество. Книга «Пидалион» как каноническая достопримечательность Очевидно, своей главной задачей прп. Никодим считал максимальную популяризацию и актуализацию древнего святоотеческого наследия. Важно сказать, что свои издания прп. Никодим наполнял многочисленными комментариями и примечаниями, в которых проявилась его глубокая эрудиция. Прп. Никодим достаточно скромно стоял в стороне, стараясь не загораживать читателю дорогу к древнему наследию. При этом его толкования и комментарии имеют сегодня чрезвычайно важное значение для понимания истории богословской мысли в Греции в османский период.

http://patriarchia.ru/ua/db/text/5793993...

В настоящее время мы видим большой интерес со стороны русских православных людей к творчеству колливадов вообще и произведениям преподобного Никодима в частности. Книги Святогорца в последние годы активно переводят на русский язык и издают. За несколько прошедших лет увидели свет три перевода на русский язык: «Благонравие христиан» (Χρηστοθεια τν χριστιανν) , «Книга об исповеди» (ξομολογητριον) и «Пидалион» (Πηδλιον). Еще при жизни св. Никодима, как мы покажем ниже, поднимался вопрос о влиянии католической мысли на его творчество. Такой вопрос и у православных, и католических ученых (E. Citterio , A. Amato ) возникает и по сей день. Спусковым механизмом новой волны обсуждения проблемы степени и объема влияния западной мысли на произведения св. Никодима послужили открытия последних лет. У ряда произведений Святогорца обнаружились итальянские прототипы. Здесь не только «Невидимая брань», которая является пересказом «Combattimento spirituale» итальянского театинца Lorenzo Scupoli (1530—1610) . Масштаб влияния оказался гораздо шире. Теперь исследователи говорят о наличии итальянских прототипов следующих книг преподобного Никодима: «Книга об исповеди» (ξομολογητριον, Venetiis, 1794) , «Сокращение псалмов пророка Давида» (πιτομ κ τν προφητανακτοδαβιτικν ψαλμν, Κωνσταντινοπολις, 1799), «Духовные упражнения» (Γυμνσματα πνευματικ, Venetiis, 1800), «Поучительное руководство» (Συμβουλευτικν γχειρδιον, Viennis, 1801) и «Благонравие христиан» (Χρηστοθεια τν χριστιανν, Venetiis, 1803). Таким образом, в настоящее время мы можем говорить о той или иной степени западного происхождения как минимум шести книг, вышедших из-под пера Святогорца. Неподдельный интерес к творчеству преподобного, перевод его книг на русский язык и их издание порождает следующий вопрос: что в творчестве афонского подвижника можно отнести к чистейшему православному преданию святых отцов, а что — к влиянию западной, католической мысли. Нерв этой проблемы настолько очевиден, что переводчики «Руководства к исповеди», или «Книги об исповеди» (ξομολογητριον), оставили непереведенной одну из частей книги, снабдив эту лакуну следующим примечанием: «Следующий далее подраздел, озаглавленный “Наказание греха в лице Иисуса Христа”, представляет собой пересказ соответствующего отрывка книги Паоло Сеньери “Кающийся, наученный хорошо исповедоваться”, противоречит догматическому учению Православной Церкви, поэтому мы исключили его из нашего издания» .

http://bogoslov.ru/article/6175258

В поиске ответов на эти вопросы мы решили обратиться к наследию преподобного Никодима Святогорца (1749-1809). Хотя жил он уже в Новое время, но его влияние на развитие Православной Церкви трудно переоценить. Он оставил обширное литературное наследие, а его труды послужили духовному возрождению на Христианском Востоке. Это возрождение охватило и богослужение, и монашескую жизнь, и сферу канонического права, и проповедничество. Книга «Пидалион» как канонический памятник Очевидно, своей главной задачей преп. Никодим считал максимальную популяризацию и актуализацию древнего святоотеческого наследия. Важно сказать, что свои издания преп. Никодим снабжал многочисленными комментариями и примечаниями, в которых проявилась его глубокая эрудиция. Преп. Никодим довольно скромно стоял в стороне, стараясь не заслонять читателю дорогу к древнему наследию. При этом его толкования и комментарии имеют сегодня важнейшее значение для понимания истории богословской мысли в Греции в османский период. Далее мы обратим внимание на одно из тех сочинений преп. Никодима, которое стало важнейшим вкладом в развитие церковного права. Я имею в виду подготовленную им к печати книгу «Пидалион». Впервые она была издана в Лейпцине в 1800 г. «Пидалион» является аналогом известной в славянском мире «Кормчей книги» и представляет собой собрание правил Вселенских и Поместных Соборов и святых отцов с обширными комментариями [iv] . «Пидалион» был подготовлен преп. Никодимом в сотрудничестве с иером. Агапием Старшим. Сборник включает в себя правила святых апостолов, правила Вселенских Соборов, правила Поместных Соборов (Двухкратного, Константинопольских 394 г. и 879 г., Карфагенских 256 г. и 419 г., Анкирского, Неокесарийского, Гангрского, Антиохийского, Лаодикийского и Сардикийского), правила святых отцов (Дионисия Великого, Григория Чудотворца, Петра Александрийского, Афанасия Великого, Василия Великого, Григория Нисского, Григория Богослова, Амфилохия Иконийского, Тимофея Александрийского, Кирилла Александрийского, Геннадия Константинопольского, Иоанна Постника, Тарасия Константинопольского, Никифора Константинопольского).

http://pravoslavie.ru/138337.html

Василий Буслаев, герой новгородских былин XIV–XV вв. Василий Великий (ок. 330–379), христианский церковный деятель и мыслитель, один из «отцов церкви» – 286 Гаврюшин Николай Константинович (род. в 1946). Галатея (миф.), изваянная Пигмалионом прекрасная статуя, ожившая и ставшая его возлюбленной. Гарнах (Харнак) Адольф фон (1851–1930), немецкий протестантский теолог. Гартман Николай (1882–1950), немецкий философ, основоположник так называемой критической (или новой) онтологии. Гегель Георг Внльгельм Фридрих (1770–1831), немецкий философ. Геккель Эрнст (1834–1919), немецкий биолог, популяризатор основ естественнонаучного материализма. Гераклит Эфесский (кон. VI – нач. V в. до н. э.), древнегреческий философ, один из первых диалектиков. Герман Вильгельм (1846–1922), немецкий теолог. Герцен Александр Иаанович (1812–1870), русский революционер, писатель и философ. Гершензон Михаил Оснпович (1869–1925), русский историк, инициатор и один из авторов сборника «Вехи» (1909). Гесиод (VIII–VII вв. до н. э.), древнегреческий поэт, автор поэм «Труды в дни» и «Теогония». Гете Иоганн Вольфганг (1749–1832), немецкий поэт и мыслитель. Геффдинг Харальд (1843–1931), датский философ и психолог. Гильберт Давид (1862–1943), немецкий математик. Гипатия (Ипатия) (370–415), женщина-математик, астроном и философ, растерзанная толпой фанатичных христиан. Гиппиус Зинаида Николаевва (1869–1945), русская писательница н поэтесса, жена Д. С. Мережковского. Глубоковский Николай Николаевич (1867–?), профессор Петербургской духовной академии по кафедре Св. Писания. Гоббс Томас (1588–1679), английский философ. Гоголь Николай Васильевич (1809–1852). Гомер, легендарный древнегреческий поэт, которому приписывается авторство «Илиады» и «Одиссеи». Григорий Богослов ( Григорий Назианзин ) (ок. 330 – ок. 390), греческий мыслитель и церковный деятель, один из «отцов церкви». Григорий Нисский (ок. 335 – ок. 394), церковный писатель, один из виднейших представителей греческой патристики. Григорий Палама (1296–1359), византийский богослов и церковный деятель, теоретик исихазма.

http://azbyka.ru/otechnik/Boris_Vyshesla...

Использование книги «Грешников спасение» в «Руководстве к исповеди» Мы упоминали, что книгу «Грешников спасение» преподобный Никодим Святогорец (1749—1809) широко использовал в своём творчестве. В тексте «Руководства к исповеди» (ξομολογητριον) (первое издание в Венеции, 1794 г.) мы находим пять ссылок на эту книгу . Из произведения Агапия Ланда Святогорец черпал примеры так называемой «народной» духовности — наказание грешников за некие грехи, как правило тайные. Вот одна из наиболее характерных цитат: «Смотри в книге “Грешников спасение”, с. 208, где рассказывается об одной женщине, которая, исповедав все свои грехи одному благочестивому духовнику, один грех не исповедала. Послушник духовника видел, как на каждый исповеданный грех из уст её выходило по одной змее. Потом он увидел одну большую змею, которая три раза высовывала голову из её уст, снова пряталась там, но так и не вышла. Потому и все остальные змеи, вышедшие прежде, вернулись снова и вошли в её уста. После своей смерти она, окаянная, явилась сидящей на страшной змее и сказала своему духовнику и его послушнику, что находится в геенне, потому что не исповедала тот свой грех» . Преподобный Никодим не всегда был согласен с автором. Некоторые обычаи, приводимые в книге, он считал не соответствующими канонам. Вот характерный пример: «Если же Агапий в книге “Грешников спасение” (С. 222) говорит, что согрешивший священник совершает освящение воды, елеосвящение, исповедь и остальные священнодействия, то говорит это согласно современному обычаю, но не точно по канонам» . Здесь следует сказать, что священник, находящийся под церковным прещением, по мнению прп. Никодима, не может совершать никаких священнодействий. Так, в «Руководстве к исповеди» Святогорец, подкрепляя своё мнение рядом канонов святителя Василия Великого и авторитетом патриарха Николая, пишет следующее: «Если ты исповедуешь какого-либо священника (дословно — «освящённое лицо», ερωμνον πρσωπον), который сотворил блуд, прелюбодейство или какой-либо иной потаённый грех, за который извергают из священного сана (καθαιρετικν τς ερωσνης), то ты, духовник, должен воспрепятствовать ему не только литургисать впредь, но и [запретить] совершать крещение, венчание, духовное руководство, освящение воды, или какое-либо иное священнодействие» .

http://bogoslov.ru/article/6174551

МАКСИМ КАВСОКАЛИВИТ [Максим Кавсокалив] (ок. 1270 - ок. 1365), прп. (пам. во 2-ю Неделю по Пятидесятнице в Соборе всех Афонских преподобных; пам. греч. 13 янв.), один из наиболее выдающихся афонских подвижников-исихастов XIV в. НЕОФИТ прп. (пам. во 2-ю Неделю по Пятидесятнице в Соборе Афонских преподобных; пам. греч. 21 янв.), просмонарий Ватопедский НИКИТА СЕРСКИЙ [Агианнанит)] (между 1760 и 1770 - 1808), сщмч. Афонский (также Славянин (рус.), Свято-Аннинский, Новый (греч.), Арванит (албан.)) (пам. в Соборе Афонских святых, в Соборе преподобных отец Русского на Афоне Свято-Пантелеимонова монастыря; пам. греч. 4 апр. и в Соборе Свято-Аннинских святых (3-я неделя по Пятидесятнице)) НИКИФОР УЕДИНЕННИК [также Никифор Итал, Никифор Исихаст, Никифор Монах, Никифор Афонский] (XIII в.), афонский монах, автор включенного в «Добротолюбие» аскетического сочинения, прп. (пам. - во 2-ю неделю по Пятидесятнице в Соборе всех преподобных и богоносных отцов, во Св. Горе Афонской просиявщих) НИКОДИМ (ок. 1270 - 1324), свт., архиеп. Сербский (пам. 11 мая, в Соборе Афонских преподобных и в Соборе Сербских святителей - 30 авг.) НИКОДИМ († ок. 1319), прп. (пам. в Соборе Афонских преподобных; пам. греч. 11 июля), наставник свт. Григория Паламы НИКОДИМ СВЯТОГОРЕЦ (1749-1809), прп. (пам. 14 июля, в Соборе Афонских святых), греч. церковный писатель, богослов, издатель, гимнограф НИЛ (1433-1508), Сорский, прп. (пам. 7 мая, в 3-ю Неделю по Пятидесятнице - в Соборе Вологодских и в Соборе Новгородских святых, во 2-ю Неделю по Пятидесятнице - в Соборе Афонских преподобных), Сорский, основатель Ниловой Сорской в честь Сретения Господня мужской пустыни,духовный писатель, богослов НИФОНТ [Нифон] (ок. 1315-1411), прп. Афонский (пам. во 2-ю Неделю по Пятидесятнице в Соборе всех Афонских преподобных; пам. греч. 14 июня) НИФОНТ II († 11.08.1508), патриарх К-польский (кон. 1486 - нач. 1488; лето 1497 - лето 1498), свт. (пам. 11 авг. и в Соборе Афонских преподобных) ПАВЕЛ (X в.), прп. Ксиропотамский (пам. 28 июля - в Соборе Афонских преподобных), предполагаемый основатель мон-ря Ксиропотам

http://pravenc.ru/rubrics/128841.html

Наиболее объемное из переведенных сестрами творений - «Толкование на канон Пасхи», которое справедливо можно назвать «пиршеством знания» (именно так называли его восхищенные читатели в Греции). Его автор, преподобный Никодим (1749-1809) - один из наиболее почитаемых в Греции святых, вдохновитель движения колливадов, возрождавших аскетические идеалы древнего монашества и целостность литургического предания Церкви. В его многочисленных трудах, наиболее известные из которых - «Добротолюбие» и «Невидимая брань», сочетаются глубочайшее знание Священного Писания и Священного Предания, духовное рассуждение и превосходный стиль. Однако многие его работы до сих пор даже не изданы, а большинство - не переведены на русский язык и потому не знакомы современному русскому читателю. Одним из таких сочинений является «Еортодромион» (в буквальном переводе: путь по праздникам) - это толкования на каноны двунадесятых праздников и Страстной седмицы. «Не знаешь, кому удивляться больше: гимнографам или их толкователю? - говорит жизнеописатель прп. Никодима. - Златоустый Никодим не только истолковывает каноны, но и, можно сказать, находит в них повод изложить в сконцентрированном виде богословие, догматику, философию, историю и патристическую филологию, и делает все это с таким высоким искусством, что читатель наслаждается едва ли не в большей степени красотой и богатством толкований, чем тем, что они изъясняют». Теперь и посетители нашего сайта могут получить хотя бы некоторое представление об этом творении, благодаря переводу одной из его частей - Толкования на канон Пасхи. «Сегодняшнее торжество - в честь победы, братия, победы Всецаря, Сына Божия. Ибо ныне диавол терпит поражение благодаря Распятому, а наш род радуется благодаря Воскресшему. Ибо нынешний день ради моего воскресения восклицает и говорит: «Во время моего движения увидел я зрелище небывалое: гроб открывается и человек воскресает, кости радуются, души веселятся и люди созидаются, небеса разверзаются и Силы взывают: " Возмите врата князи ваша " - и прочее. Ныне увидел я, как Небесный Царь восходит, опоясанный светом, превыше молнии и лучей, превыше солнца и источников водных, превыше облаков, духа силы и жизни вечной». Ибо Он скрылся сначала во чреве плоти, а затем во чреве земли, там рождающихся освящая пребыванием во чреве, а здесь умерщвленных оживотворяя воскресением, - «Отбеже болезнь и печаль и воздыхание». «Кто бо разуме ум Божий, или кто советник Ему бысть», разве только Слово воплощенное и на древе пригвожденное, из мертвых воскресшее и на небеса вознесшееся?» Преподобный Исихий Иерусалимский. Слово на Пасху.

http://pravoslavie.ru/21817.html

НИКИФОР (Югов Николай Ильич; 1869-1918), прмч. (пам. в Соборе новомучеников и исповедников Церкви Русской), мон. НИКИФОР Петрович Зайцев (1884-1942), мч. (пам. 8 мая, в Соборе святых Архангельской митрополии и в Соборе новомучеников и исповедников Церкви Русской) НИКИФОР И ГЕННАДИЙ преподобные (пам. 9 февр. и 8 янв. соответственно, 21 мая - в Соборе Карельских святых, в 3-ю Неделю по Пятидесятнице - в Соборе С.-Петербургских святых), Важеозерские (Олонецкие), основатели Важеозерской Задненикифоровской пуст. в честь Преображения Господня близ Олонца НИКИФОР УЕДИНЕННИК [также Никифор Итал, Никифор Исихаст, Никифор Монах, Никифор Афонский] (XIII в.), афонский монах, автор включенного в «Добротолюбие» аскетического сочинения, прп. (пам. - во 2-ю неделю по Пятидесятнице в Соборе всех преподобных и богоносных отцов, во Св. Горе Афонской просиявщих) НИКОДИМ (ок. 1270 - 1324), свт., архиеп. Сербский (пам. 11 мая, в Соборе Афонских преподобных и в Соборе Сербских святителей - 30 авг.) НИКОДИМ (в миру Никита; † 3.07.1639), прп. Кожеозерский, Хозьюгский, пустынножитель (пам. 3 июля, 5 авг. (местное празднование в день обретения мощей), в Соборе святых Архангельской митрополии, в 3-ю Неделю по Пятидесятнице - в Соборе Новгородских святых, 23 мая - в Соборе Ростово-Ярославских святых) НИКОДИМ († ок. 1319), прп. (пам. в Соборе Афонских преподобных; пам. греч. 11 июля), наставник свт. Григория Паламы НИКОДИМ (Кононов Александр Михайлович; 1871-1919), сщмч. (пам. 22 окт., 28 дек., в Соборе новомучеников и исповедников Соловецких, в Соборе С.-Петербургских святых, в Соборе новомучеников и исповедников Церкви Русской), еп. Белгородский, духовный писатель, агиограф НИКОДИМ (Кротков Николай Васильевич; 1868 - 1938), сщмч. (пам. 8 авг., в Соборе Костромских святых, в Соборе Ростово-Ярославских святых, в Соборе Молдавских святых, в Соборе отцов Поместного Собора Церкви Русской 1917-1918 гг. и в Соборе новомучеников и исповедников Церкви Русской), архиеп. Костромской и Галичский НИКОДИМ СВЯТОГОРЕЦ (1749-1809), прп. (пам. 14 июля, в Соборе Афонских святых), греч. церковный писатель, богослов, издатель, гимнограф

http://pravenc.ru/rubrics/122338_37.html

   001    002    003    004    005    006    007    008   009     010