Новости Пасха. Воскресение Христово. Остался 21 день Преподобный Никодим Святогорец (1749–1809) День памяти: 14(27) июля    Никодим Святогорец (в миру Николай Калливурси) родился в 1749 году на острове Наксос. Получил образование в Смирне, затем был секретарем митрополита Наксосского Анфима. В 1775 году принимает постриг на Афоне, где начинает работу над изданием рукописи  «Добротолюбие» , обнаруженной двумя годами позднее. В 1783 году уходит в затвор на 6 лет, до того, как ему было поручено редактирование издание трудов  Симеона Нового Богослова . Затем занимался литературно-богословской работой, которую продолжал до своей смерти 1 июля 1809 года. Тропарь преподобному Никодиму Святогорцу, глас 3 Мудрости благодатию, отче, украшенный,/труба богогласная показался еси Духа/и добродетелей наставник, Никодиме Богоглаголивый,/всем бо подаеши спасительная учения,/жития чистаго показуя сияние/богатством Божественных твоих словес,//имиже, яко свет, мирови возсиял еси.  Иной тропарь преподобному Никодиму Святогорцу, глас 1 Светило Афонское, и Наксии отрасль,/и Церкве всея богодухновеннаго учителя,/Никодима, вернии, да почтим,/иже, исполнялся мудрости Божественный,/учения бо небесная и обильная изливает вопиющим:/слава прославльшему тя Христу,/слава венчавшему тя,//слава подающему тобою нам помощь.   ГЛАВА 30. О том, что во всех своих проступках нам нужно винить не бесов, а самих себя. Потому что тем, кто усерден, даже бесы не могут повредить — столь велика помощь Божия. И о том, что по силе людей и Бог попускает им искушения    Авва Антоний сказал, что роду сему Бог не попускает тех браней, какие были у древних, потому что знает, что эти люди немощны и не снесут столько. 2. Авраам, послушник аввы Агафона, спросил авву Пимена.    – Что делать, если бесы внезапно нападают на меня?    – На тебя нападают бесы? — переспросил старец. — Они нападают на нас лишь тогда, когда мы не исполняем своих похотей. Потому что нашими бесами стали наши похоти — они-то и мучают нас, чтобы мы их исполняли. А если хочешь знать, на кого нападали бесы, так знай: на Моисея и подобных ему.

http://isihazm.ru/?id=384&sid=0&iid=2142

Добротолюбие в 5 томах Пять томов Добротолюбия составляют золотой фонд православной аскетики. На протяжении столетий монахи и миряне черпают из этой книги сокровища духовного опыта святых подвижников. Настоящее издание, набранное по правилам современной орфографии, дополнено специальным приложением, посвященным истории составления Добротолюбия. Трудно найти другую книгу о молитве, вышедшую в свет в течение последних нескольких столетий, которая бы оказала столь значительное влияние на весь христианский мир и была бы столь известна, как " Добротолюбие " . Идея составления сборника поучений святых отцов об умном делании и аскетических предпосылкам к нему, принадлежала святителю Греческой Церкви Макарию, митрополиту Коринфскому (†1795). Как сообщал в одном из своих писем преподобный Паисий Величковский (†1794), причинами, подвигнувшими митрополита Макария заняться этим делом, были как фактическое отсутствие в широком обращении святоотеческих аскетических произведений, так и угроза полной утраты рукописей древних подвижников, которые, хранясь в монастырских библиотеках постепенно приходили " во всеконечное забвение " . В 1777-м году св. Макарий закончил собирать материал для сборника аскетико-мистических произведений древних подвижников благочестия. Переписанные из различных кодексов тексты он свел в одну книгу и передал для редактирования преп. Никодиму Святогорцу (1749-1809). С преп. Никодимом св. Макарий познакомился приблизительно тремя годами раньше, когда жил в монастыре Пресвятой Богородицы на острове Гидра. Св. Никодим, который был еще тогда мирянином, специально приезжал на остров, чтобы познакомиться с Макарием, будучи наслышан о его добродетельности и учености. Уже тогда Николай Калливурцзис, как звали в миру св. Никодима, который был младше св. Макария на восемнадцать лет, произвел на него большое впечатление своей ученостью, рассудительностью и, главное, ревностью к духовной жизни. Духовные дарования, которые проявились в св. Никодиме очень рано, вместе с ученостью и незаурядным филологическим даром, были как раз тем, в чем нуждался св. Макарий для подготовки к изданию святоотеческих произведений.

http://pravoslavie.ru/5974.html

Санкт-Петербург. Домовая церковь Варвары великомученицы в Шереметевском дворце. Карта и ближайшие объекты To navigate, press the arrow keys. Церковь вмц. Варвары при дворце гр. С. Д. Шереметева Государственный канцлер кн. Алексей Михайлович Черкасский (1680–1742) был одним из богатейших людей страны, владельцем 70 000 крепостных. Он жил первоначально на Городовом острове (Петроградской стороне), в доме на берегу М. Невы, где в 1723 была освящена „для немощи супруги его“ домовая церковь во имя святой, тезоименитой единственной дочери князя. Поскольку дом подлежал сносу, 12 мая 1738 церковь в нем упразднили, а антиминс 1711 года передали в Троицкий собор (собор ПРЕСВЯТОЙ ТРОИЦЫ, Троице-Петровский). Храм восстановили на Адмиралтейской стороне, в новом доме, проект которого князь заказал П. М. Еропкину. В 1741 церковь уже действовала, и в ней служил о. Леонтий Трофимов. Трехэтажный барочный особняк был окончен только в 1745, уже после смерти канцлера, и унаследован его второй женой – статс-дамой кн. Марией Юрьевной, урожд. Трубецкой, с кончиной которой в 1747 церковь была закрыта. Ее убранство перешло к дочери – Варваре Алексеевне в Шереметевский дворец (церковь вмц. ВАРВАРЫ при дворце гр. С. Д. Шереметева), где 26 октября 1750 состоялось новое освящение семейного храма. Дом на Неве был в 1807–1809 перестроен Воронихиным для Департамента уделов, а в 1857–1861 – А. И. Штакеншнейдером во дворец вел. кн. Михаила Николаевича, тоже имевший свой храм (см. церковь МИХАИЛА АРХАНГЕЛА при дворце вел. кн. Николая Михайловича). Церковь вмц. ВАРВАРЫ при дворце гр. С. Д. Шереметева была в Петербурге самая старая и богатая домовая церковь, принадлежавшая частному лицу. Ее устроил в 1733 в своем деревянном „Фонтанном доме“ фельдмаршал Б. П. Шереметев, сподвижник Петра I, в память о покойной жене Варваре Алексеевне (урожд. кн. Черкасской). В октябре 1749 сюда из церкви в доме ее отца на Б. Невке (упраздненная церковь вмц. ВАРВАРЫ в доме кн. А. М. Черкасского) перенесли иконостас и утварь закрытого там храма. После того как в 1742–1750 дворец на Фонтанке, недалеко от Невского, был перестроен (арх. С. И. Чевакинский?) и принял нынешний барочный вид, храм переместили на второй этаж южной, садовой половины и 26 октября 1750 освятили. Здесь он оставался до своего закрытия 7 сентября 1918. Дважды за историю храма в нем производились переделки: в 1794–1795 (по проекту И. Е. Старова) и в 1859–1860 (акад. Д. В. Кабановым). Будучи большими любителями церковного пения, Шереметевы содержали прекрасный хор из крепостных, который особенного расцвета достиг в 1840–1860-е при гр. Д. Н. Шереметеве. В то время хором руководил известный духовный композитор Г. Я. Ломакин.

http://sobory.ru/article/?object=02327

Сети богословия Мнение Богословие и личное благочестие никогда не должны разлучаться Дорогие читатели портала! Годичный богослужебный круг почти завершил свой оборот, и мы вновь вошли в период Великого поста, который служит преддверием Пасхи, воскресения Христова. Читать дальше Кирилл (Зинковский) епископ Сергиево-Посадский и Дмитровский, ректор Московской духовной академии Тема недели: Православие, психология и психиатрия Статья Статья Статья Статья Статья Статья Статья Статья Статья Статья Статья Статья Статья Статья Статья Статья Статья Статья Статья Статья Статья Статья Статья Статья Статья Статья Статья Статья Статья Статья Статья Статья Статья Новые материалы 1 января Петров В., прот. Статья кандидата теологии, проректора Калужской духовной семинарии по заочному отделению протоиерея Василия Петрова посвящена изложению взглядов различных греческих православных богословов XX–XXI вв. на проблему влияния латинской богословской традиции на мысль преподобного Никодима Святогорца (1749—1809). Представлены взгляды двух групп богословов на проблему влияния латинской схоластики на творчество св. Никодима. Одна, более многочисленная группа, считает это влияние незначительным и поверхностным, другая группа полагает, что латинская традиция оставила в наследии Святогорца гораздо более глубокий след. Статья кандидата теологии, проректора Калужской духовной семинарии по заочному отделению протоиерея Василия Петрова освещает вопрос о латинских заимствованиях в творчестве прп. Никодима Святогорца. В исследовании приводится мнение свт. Феофана Затворника о книге св. Никодима «Невидимая брань», перечисляются шесть книг, в которых прослеживается явное латинское влияние, излагается гипотеза Э. Франкискоса о пути, которым греческие переводы Э. Романитиса попали на Афон в руки прп. Никодима. В работе оценивается степень зависимости книг Святогорца от латинских прототипов и масштабы влияния схоластической терминологии. В статье кандидата теологии, проректора по научно-богословской работе Калужской духовной семинарии протоиерея Василия Петрова исследуется учение св. Феофана Затворника о природе души и ангела, проводится сравнение с учением св. Игнатия (Брянчанинова), с которым Затворник вступил в заочную полемику на страницах книги «Душа и ангел — не тело, а дух». Автор статьи показывает, что взгляды св. Игнатия более традиционны с точки зрения святых отцов Древней Церкви. Это ярко проявляется при чтении «Точного изложения Православной веры» прп. Иоанна Дамаскина. В работе проводится краткий анализ взглядов на природу души и ангелов св. Симеона Нового Богослова. Попутно выясняется, что несогласие св. Феофана с учением св. Симеона привело к тому, что при переводе творений последнего Затворник опускал большие части текста, которые, по его мнению, не согласовывались с учением Православной Церкви.

http://bogoslov.ru/person/3171383

Сети богословия Мнение Богословие и личное благочестие никогда не должны разлучаться Дорогие читатели портала! Годичный богослужебный круг почти завершил свой оборот, и мы вновь вошли в период Великого поста, который служит преддверием Пасхи, воскресения Христова. Читать дальше Кирилл (Зинковский) епископ Сергиево-Посадский и Дмитровский, ректор Московской духовной академии Тема недели: Православие, психология и психиатрия Статья Статья Статья Статья Статья Статья Статья Статья Статья Статья Статья Статья Статья Статья Статья Статья Статья Статья Статья Статья Статья Статья Статья Статья Статья Статья Статья Статья Статья Статья Статья Статья Статья Новые материалы 1 января Преп. Никодим Святогорец: Похвальное слово архиерейскому достоинству В день интронизации Святейшего Патриарха Московского и всея Руси Кирилла вниманию читателей портала «Богослов.Ru» предлагается публикация перевода с греческого языка Слова преп. Никодима Святогорца об  архиерейском достоинстве. Перевод, вступление и примечания, подготовленные преподавателем МДАиС иером. Леонтием (Козловым), были опубликованы в последнем номере «Богословского вестника» 10. 2010. С. 139-166). Статья После исчезновения харизматических дарований I в. епископское служение является одним из самых высоких в жизни Церкви. Согласно церковному Преданию, епископ — это образ Христа и глава местной Церкви, которой он управляет. В самом центральном событии жизни христианской общины — Евхаристическом собрании — епископ, по словам свт. Игнатия Антиохийского, «председательствует на месте Бога» . «Почитающий епископа будет почтен Богом, а бесчестящий его будет Богом наказан» . Столь возвышенное положение епископа предполагает высокие требования к его духовно-нравственным качествам, а также особую личную ответственность перед Богом и перед своей паствой за вверенную ему Церковь. Согласно прп. Исидору Пелусиоту, «епископ должен быть украшен всеми добродетелями и своими признавать чужие бедствия; не для себя, но для подчиненных живет он, и его жизнь испытуется тысячами глаз и языков» . Однако в действительности некоторые представители высшего церковного клира не всегда соответствовали представлениям об идеальном архипастыре, проявляя те или иные человеческие немощи, что многим людям (особенно не окрепшим в вере) давало повод к осуждению. В результате епископ стал восприниматься как простой грешный человек, а не как представитель Христа и Его Царствия . Вне зависимости от того, насколько обоснованы подобного рода обвинения, они, несомненно, не способствовали духовному совершенству и преуспеянию паствы. В связи с данной проблемой (которая характерна и для современной церковной жизни, возможно, еще в более обостренной форме) прп. Никодимом Святогорцем (1749-1809) и было написано «Похвальное слово Архиерейскому достоинству», основная идея которого — уврачевать грех осуждения архипастырей.

http://bogoslov.ru/article/573148

Сети богословия Мнение Богословие и личное благочестие никогда не должны разлучаться Дорогие читатели портала! Годичный богослужебный круг почти завершил свой оборот, и мы вновь вошли в период Великого поста, который служит преддверием Пасхи, воскресения Христова. Читать дальше Кирилл (Зинковский) епископ Сергиево-Посадский и Дмитровский, ректор Московской духовной академии Тема недели: Православие, психология и психиатрия Статья Статья Статья Статья Статья Статья Статья Статья Статья Статья Статья Статья Статья Статья Статья Статья Статья Статья Статья Статья Статья Статья Статья Статья Статья Статья Статья Статья Статья Статья Статья Статья Статья Новые материалы 1 января Учение прп. Никодима Святогорца о плодах умного делания в контексте исихастского аскетического предания В основе рассматриваемого учения у преподобного Никодима Святогорца лежит положение о сердце как " органе ума " . Именно эта теория определяет особенности практики умного делания, о которой идет речь в докладе О.А. Родионова. Статья Преподобный Никодим Святогорец (1749–1809), самый знаменитый из греческих церковных писателей эпохи Турецкого владычества, почитается во всем православном мире не только как выдающийся богослов, экзегет, гимнограф, издатель святоотеческих текстов, но и как великий учитель умной молитвы. И причиною этому не только его труд по изданию знаменитой святоотеческой антологии — греческого «Добротолюбия», которому он предпослал замечательное предисловие, где исчерпывающе изложены богословские основания умного делания. Еще первый биограф Преподобного, иеромонах Евфимий, его «собрат» (παρδελφος, т.е. принявший постриг одновременно со св. Никодимом и от одного старца), так описывал его каждодневные занятия: «…Не только из монастырей, и скитов, и келлий, но и многие [мирские] христиане приходили к нему из разных мест, чтобы увидеть [его] и получить от Никодима утешение в своих скорбях. Так что он часто неким образом страдал от нас — страдал не оттого, что его обременяли братья: как [могло быть такое], когда он всю жизнь свою потратил на составление и истолкование [книг], необходимых для пользы братьев-христиан?! Нет, говорю я, не из-за этого, но потому что это препятствовало ему в сем божественном деле, и из-за любви, которую он питал к тому, чтобы ночью и днем заниматься божественной и умной молитвой. …Все часы суток были им посвящены этим двум деланиям: или он истолковывал какую-то мысль Божественного Писания, или склонял голову на левую сторону груди и сводил ум свой в сердце и умно взывал: Господи Иисусе, помилуй мя. И оттого он часто говорил нам: “Уедем, отцы мои, на какой-нибудь необитаемый остров, чтобы избавиться от .

http://bogoslov.ru/article/1245526

Tweet Нравится Philokalia published in Portuguese Moscow, April 14, 2017 Photo: Pravoslavie.ru Portuguese publishing house “Paulinas” has released the book Pequena Filocalia (“Small Philokalia”). The 800-page tome includes works of the great monastic teachers translated into Portuguese: St. Anthony the Great, Evagrius Ponticus, St. Macarius the Egyptian, St. John Cassian, St. Hesychios of Sinai, St. Mark the Ascetic, St. Maximus the Confessor, St. Symeon the New Theologian, St. Gregory of Sinai, St. Gregory Palamas, and other fathers of the Church. The Patristic works were translated from ancient Greek by Portuguese translator António de Almeida and compiled and edited for publication by Igumen Arseny (Sokolov), representative of the Moscow Patriarchate to the Patriarchate of Antioch and All the East. Editor for the “Paulinas” publishing house Rui Oliveira expressed confidence that the book will not only be read with interest by Portuguese-speaking readers, but for many of them will be the opening of the Orthodox ascetic tradition. The Philokalia of St. Macarios of Corinth (1731–1805) and St. Nicodemos of the Holy Mountain 1749–1809) was first published in Venice in 1782. Since the eighteenth century, this collection has been the foundational work for all Orthodox spirituality, both Greek and Slavic. Since the time of publication of this book containing 1206 pages in the Greek original and representing over thirty authors, it has been printed in abridged forms and translated into various languages—most notably Slavonic, Russian, modern Greek, Romanian, English, French, and Italian. 14 апреля 2017 г. Квитанция Реквизиты для юридических лиц Реквизиты для переводов из-за границы Оплата с банковской карты Visa, MasterCard и Maestro Оплата наличными через кассы и терминалы Пожертвование через Сбербанк Онл@йн Яндекс.Деньги Альфа-клик MasterPass Интернет-банк Промсвязьбанка скрыть способы оплаты Квитанция Реквизиты для юридических лиц Реквизиты для переводов из-за границы Оплата с банковской карты Visa, MasterCard и Maestro Оплата наличными через кассы и терминалы Пожертвование через Сбербанк Онл@йн Яндекс.Деньги Альфа-клик MasterPass Интернет-банк Промсвязьбанка скрыть способы оплаты

http://pravoslavie.ru/102727.html

Наиболее известные переводы: славянский, русский, новогреческий, румынский, английский, французский, итальянский. 23 января. ПРАВМИР. При поддержке «Японской ассоциации по изучению восточного христанства» продолжается публикация японского перевода «Добротолюбия», сообщает Богослов.ru  со ссылкой на Graecia orthodoxa . «Добротолюбие» Макария из Коринфа (1731-1805) и Никодима Святогорца (1749-1809) было впервые опубликовано в Венеции в 1782 г. Этот сборник является основополагающим для всей православной духовности, как греческой, так и славянской. На 1206 страницах документа в греческом оригинале представлены тексты более тридцати авторов. С момента своего издания эта книга неоднократно издавалась в сокращенном виде и была переведена на разные языки. Наиболее известные переводы: славянский, русский, новогреческий, румынский, английский, французский, итальянский. Теперь к этому списку можно добавить еще один новый перевод. Недавно «Добротолюбие» стали переводить на японский язык при поддержке «Японской ассоциации по изучению восточного христанства» под руководством профессоров Хисао Миямото (Univ. Sophia, Tokyo), Масаки Омори (Univ. Nanzan) и Риуширо Тани (Univ. Kyusyu). Над переводом «Добротолюбия» с греческого на японский работают многие специалисты, среди которых и г-жа Реи Хакамада, специалист по учению св. Григория Паламы. Предполагается выпустить десять томов по греческому изданию 1991 г. (Афины, изд. Астер). Из них пять томов уже опубликованы. Еще пять готовятся к изданию. Кроме того, выйдет еще один дополнительный том-введение. Публикацией книг занимается издательство Синсейша (Нагоя). Поскольку вы здесь... У нас есть небольшая просьба. Эту историю удалось рассказать благодаря поддержке читателей. Даже самое небольшое ежемесячное пожертвование помогает работать редакции и создавать важные материалы для людей. Сейчас ваша помощь нужна как никогда. Материалы по теме 9 апреля, 2024 9 апреля, 2024 9 апреля, 2024 9 апреля, 2024 9 апреля, 2024 9 апреля, 2024 9 апреля, 2024

http://pravmir.ru/opublikovana-chast-izd...

Коллектив авторов Скачать epub pdf Преподобный Никодим Святогорец 1749-†1 (14) июля 1809 г. Прославлен Константинопольской Православной Церковью в 1955 г. Имя внесено в Месяцеслов Русской Православной Церкви в 1956 г. Память празднуется 1 (14) июля (преставление) Преподобный Никодим Святогорец родился (по наиболее достоверным данным) в 1749 г. на о. Наксосе; при крещении был назван Николаем. В юности учился у наставника Иерофея. Чувствуя призвание к иноческой жизни, он, будучи еще молодым, отправился на Афон и там, в Дионисатской обители, принял постриг с именем Никодима. Сначала инок Никодим нес послушание в качестве чтеца и письмоводителя. Через два года после поступления его в монастырь прибывший на Афон митрополит Коринфский Макарий (прославленный по смерти чудесами и исходящим от его тела благоуханием) дал молодому иноку на рассмотрение найденную им в 1777 г. в Ватопедском монастыре рукопись Филокалии (Добротолюбия). Работа над нею была началом многолетних литературных трудов отца Никодима. Спустя некоторое время он поступил на послушание к некоему старцу, отцу Арсению Пелопонесцу в Пантократорском скиту. Здесь преподобный Никодим, продолжая свой подвиг инока-книжника, ревностно занялся изучением Священного Писания и творений Святых Отцов. Получив в 1783 г. в этом скиту отдельную келлию, преподобный Никодим принял схиму от старца отца Дамаскина Ставруда, после чего шесть лет пребывал в безмолвии, не переставая, однако, изучать Священное Писание . Когда на Афон снова прибыл митрополит Коринфский Макарий, он поручил преподобному Никодиму редактирование творений Симеона Нового Богослова . Преподобный Никодим оставил свой подвиг молчальничества и вновь отдался литературной деятельности, до самой своей кончины ревностно трудясь на этом поприще на благо Святой Церкви, сочиняя свои труды и обрабатывая труды других. Под конец своей жизни преподобный Никодим, изнуренный многолетними книжными трудами и аскетическими подвигами, оставил свою скитскую келлию и перешел на жительство к иконописцам иеромонахам Стефану и Неофиту Скуртеям (Куцовлахам). Он упросил их заняться печатанием своих еще не изданных трудов, чего не мог уже сделать сам из-за болезненного состояния. Здесь, у Скуртеев, преподобный Никодим вскоре и окончил свое земное житие, мирно отойдя ко Господу 1 июля 1809 года.

http://azbyka.ru/otechnik/Zhitija_svjaty...

     Святой афонский книжник преподобный Никодим Святогорец (1749—1809) известен в России давно, — известен и любим. Вся его жизнь — это книги. В молодости приняв монашество, он вместе с монашеством принял послушание собирать, редактировать и издавать святоотеческие писания. Его книга «Невидимая брань» и сегодня служит духовным учебником для православных России и всего мира. Наверняка вы уже читали её, но мы дерзаем напомнить вам отдельные мысли святого Никодима, ибо премудрость от повторения не притуп­ляется. Кто-то, наверное, посчитает, что святой говорил языком трудным и малопонятным… Что ж, и в этом есть свой смысл: «Невидимую брань» нельзя читать влёт, глотая страницу за страницей. Это книга не для быстрого, но для вдумчивого чтения, её следует читать понемногу, неспешно разматывая клубки сложновыстроенных фраз, — только тогда мудрость её ляжет вам на ум и на сердце. † Ко всякому своему делу отнюдь не мешкай приступать, потому что первое недолгое мешкание приведёт тебя ко второму, более долгому, а второе — к третьему, ещё более долгому, и так далее. Вкусив однажды сладости неделания, начнёшь ты любить его и желать паче делания… Страсть ничегонеделания до того овладеет тобою, что ты даже и сознавать перестанешь, как это ни с чем не сообразно и преступно. † Порядок, в каком надобно бороться с врагами своими и поборать свои злые пожелания и страсти, есть следующий: войди вниманием в сердце своё и исследуй тщательно, какими помыслами, какими расположениями и пристрастиями оно особенно занято и какая страсть наиболее господствует над ним и тиранствует в нём; потом против этой страсти прежде всего и поднимай оружие и её побороть старайся. На этом и сосредоточь всё внимание и заботу, с одним только исключением: когда поднимется другая какая страсть случайно, то ею следует тебе тотчас её прогнать и потом опять обращать оружие против главной своей страсти. † Вот восстанет на тебя князь преисподних диавол с полчищами бесов своих и начнёт разжигать страстное в тебе влечение, уговаривая притом тебя перестать бороться с сею страстью и покориться ей, уверяя, что так будет лучше и покойнее. Но прислушайся: в то же время должен слышаться тебе и с десной страны остерегательный и воодушевительный глас, который Ангел твой Хранитель не преминет внушать тебе, говоря: «Ныне предлежит тебе брань с твоею страстью и другими врагами твоими. Не устрашись, и не убойся, и не убегай от страха сего с поля брани. Ибо Сам Господь Иисус, Архистратиг твой, стоит близ, окружённый тысяченачальниками и стоначальниками Безплотных и всеми сонмами Ангелов святых, готовый споборать тебе против врагов твоих».

http://pravoslavie.ru/105199.html

  001     002    003    004    005    006    007    008    009    010