сост. Дмитрий Семеник Скачать epub pdf Каково истинное «доброе дело»? Уклонися от зла и сотвори благо. ( Пс. 33:15 ). Так да светит свет ваш пред людьми, чтобы они видели ваши добрые дела и прославляли Отца вашего Небесного. ( Мф. 5:16 ). Должно сперва, как от худого пути, удалиться от привычки к порочной жизни, а потом уже приступить к совершению добрых дел. Потому что невозможно приняться за доброе, не отступив наперед и не уклонившись совершенно от зла. Святитель Василий Великий (330–379). Напрасно тот трудится, кто начинает доброе дело без теплой сердечной молитвы. Святитель Димитрий Ростовский (1651–1709). Доброе дело от цели познается, а не от самого дела. Святитель Тихон Задонский (1724–1783). Всякое доброе дело, которое совершается не из одной только любви к Богу, но к которому бывает примешана и своя воля, не чисто и не приятно Богу. Преподобные Варсонофий Великий и Иоанн (VI век). Пусть какое-либо дело будет по себе самое простое и последнее, но когда оно творится единственно для благоугождения Богу и во славу Его, тогда оно бывает несравненно ценнее в очах Божиих, нежели многие другие высокие, славные и величайшие дела, совершаемые не с этой целью. Преподобный Никодим Святогорец (1749–1809). Без Божией Благодати мы ничего доброго не можем ни помыслить, ни сделать; а благодать Божия не подается самоуверенным и надеющимся на свои силы. Святитель Феофан, затворник Вышенский (1815–1894). Не всякий делающий что-либо благое, делает это благоугодно Богу. И скажу вам, как это бывает. Случается, что кто-нибудь находит сироту убогую и красивую собою; она нравится ему по красоте своей, и он берет ее и воспитывает, как сироту убогую, но вместе как и красивую собою. Вот это и воля Божия, благая. Но не благоугодная. А благоугодная та, когда кто делает милостыню не по какому-нибудь побуждению человеческому, но ради самого добра, из одного сострадания: это благоугодно Богу. Совершенная же воля Божия есть та, когда кто творит милостыню не со скупостью, не с леностью, не с понуждением, но со всей силой и всем произволением, подавая так, как будто бы принимал сам, и так благодетельствуя, как будто бы сам принимал благодеяния: тогда исполняется совершенная воля Божия.

http://azbyka.ru/otechnik/novonachalnym/...

сост. Дмитрий Семеник Скачать epub pdf О жалости к телу Довольно, что вы в прошедшее время жизни поступали по воле языческой, предаваясь... пьянству, излишеству в пище и питии. ( 1Петр. 4:3 ). Поступайте по духу, и вы не будете исполнять вожделений плоти, ибо плоть желает противного духу, а дух – противного плоти: они друг другу противятся, так что вы не то делаете, что хотели бы... Те, которые Христовы, распяли плоть со страстями и похотями. ( Гал. 5:16–17:24 ). Грех нашел себе опору в вещественном, и тело стало седалищем его. Но умная душа, поняв это, свергает с себя бремя вещественного и, возникнув из-под его бремени, познает Бога всяческих и внимательно смотрит за телом, как за врагом и противоборцем, не доверяя ему. Преподобный Антоний Великий (251–355). Смотри слишком не угождай телу, иначе уготовишь ему вечный огонь. Что легко для тела, то неполезно для души, а что полезно для души, то трудно для тела. Преподобный Иосиф Оптинский (1837–1911). Горе говорящему: в юности наслажусь плотию, а в старости покаюсь; потому что внезапно, как сеть, накроет его смерть, и ожидание его погибнет. Преподобный Ефрем Сирин (IV век). Кто ласкает льва, тот часто укрощает его; а кто угождает телу, тот усиливает его свирепость. Преподобный Иоанн Лествичник († 649). Без сокрушенного сердца невозможно освободиться от порока, а сердце приводится в сокрушение трояким воздержанием; разумею воздержание от сна, от пищи и от телесного покоя. Преподобный Нил Синайский (IV-V вв.). Плотолюбцам и чревоугодникам входить в исследование предметов духовных так же неприлично, как и блуднице разглагольствовать о целомудрии. Преподобный Исаак Сирин (VII век). Тело свое держи строго и в пище, и во сне, и в отдыхе; ничего не давай ему потому только, что оно того хочет. Преподобный Никодим Святогорец (1749–1809). Жалеющий плоть стоит на пути прелестном, скользком, обманчивом, мнительном. Страсть плотская стала отрицанием христианства. Надо, не жалея себя, работать Господу... Отчего, например, вам не хочется встать вдруг? Себя жаль. Отчего не хочется стать на молитву? Себя жаль. Отчего не хочется отказать себе в той или иной пище? Себя жаль. И много, много подобного.

http://azbyka.ru/otechnik/novonachalnym/...

сост. Дмитрий Семеник Скачать epub pdf О чем можно просить Бога? Истинно, истинно говорю вам: о чем ни попросите Отца во имя Мое, даст вам. ( Ин. 16:23 ). Мы не знаем, о чем молиться, как должно, но Сам Дух ходатайствует за нас воздыханиями неизреченными. ( Рим. 8:26 ). Молитва имеет два вида: первый – славословие со смиренномудрием, а второй, низший, – прошение. Посему, молясь, не вдруг приступай к прошению… Начиная молитву, оставь себя самого, жену, детей, расстанься с землей, минуй небо, оставь всякую тварь, видимую и невидимую, и начни славословием все Сотворившего; и когда будешь славословить, не блуждай умом туда и сюда, не баснословь по-язычески, но выбирай слова из Святых Писаний… Когда же кончишь славословие… тогда начни со смиренномудрием и говори: недостоин я, Господи, говорить пред Тобою, потому что я весьма грешен, – более всех грешников грешен я. Так молись со страхом и смиренномудрием. Когда же совершишь обе эти части славословия и смиренномудрия, тогда проси уже, чего ты должен просить, то есть не богатства, не славы земной, не здравия телесного, потому что Он Сам знает, что полезно каждому; но, как повелено тебе, проси Царствия Божия. Святитель Иоанн Златоуст († 407). Надлежит тебе приступать к молитве с таким настроением, чтобы тебе желалось одной Божественной воли, а никак не своей собственной... Того же, о чем наверно знаешь, что оно благоугодно Богу, как, например, добродетели, ищи и проси для того, чтоб наипаче благоугодить Богу и добрее послужить Ему единому, а не с другою какою целью, хотя бы духовною. Преподобный Никодим Святогорец (1749–1809). В молитве ищите благ не земных, а небесных. Преподобный Исаакий Оптинский (Антимонов) (1810–1894). Никогда не надо просить у Господа ничего земного. Ему лучше нашего ведомо то, что нам полезно. Молитесь всегда так: «Предаю, Господи, себя, детей своих и всех родных и ближних в Твою святую волю». Преподобный Серафим Вырицкий (1865–1949). Когда молишься Богу, не говори: Господи, возьми у меня это и дай то. Но скажи: Господи, Боже мой, Ты знаешь, что для меня спасительно. Помоги мне и не попусти мне грешить пред Тобою и погибнуть в грехах моих, ибо я, грешный, немощен. Не предай меня врагам моим, к Тебе прибегаю ( Пс. 142:9 ). Избави меня, Господи, ибо Ты моя крепость и упование мое. Тебе слава и благодарение во веки. Аминь.

http://azbyka.ru/otechnik/novonachalnym/...

преподобный Никодим Святогорец (Калливурцис) (1749–1809) Догматическое богословие Церковное право Нравственно-аскетические труды Жития святых Гимнография Труды на иностранных языках Аудиокниги преподобный Никодим Святогорец (Калливурцис) Афонский монах, богослов, толкователь канонов. Ранний период жизни В миру Николай Калливурцис, родился в 1749 году в Греции на острове Наксосе от благонравных родителей Антония и Анастасии Калливурцис. Благодаря домашнему воспитанию и зову собственного сердца Николай с детства отличался особой религиозностью, стараясь подражать святым Божьим угодникам. Образование он получил в городе Смирне, где изучал богословие, древнегреческий, латинский, французский и итальянский языки. В 1770 году вернулся на Наксос и стал секретарём митрополита Анфима. Монашеское делание В возрасте 26 лет Николай Калливурцис пришёл на Афон, где в монастыре Дионисиат принял постриг с именем Никодим. После двух лет пребывания в монастыре Никодим по поручению митрополита Коринфского Макария начал подготовку издания «Добротолюбия», составленного из нескольких рукописей, обнаруженных в 1777 году в Ватопедском монастыре. В том же году Никодим встретился с Паисием (Величковским), занимавшимся исследованием и распространением святоотеческих творений. Сразу по окончании работы над «Добротолюбием» он редактирует и готовит издание классического сборника духовных поучений XI века «Евергетин» и книги «О постоянном Божественном Причащении» (совместно с митрополитом Макарием). Это стало началом его литературно-богословской деятельности. Из Дионисиата Никодим перешёл к некоему старцу-колливаду Арсению Пелопоннесскому в монастырь Пантократор, где посвятил себя молитве и изучению Священного писания и трудов святых отцов. Некоторое время он провёл со своим старцем на острове Скиропула; здесь, по просьбе своего двоюродного брата, епископа Еврипиского Иерофея, он написал руководство «О хранении пяти чувств, воображения, ума и сердца». В 1783 году, вернувшись на Афон, Никодим принял схиму и ушёл в затвор, в котором пробыл 6 лет. Затвор был оставлен после того, как Никодиму было поручено митрополитом Макарием, вновь посетившим Афон, редактирование трудов Симеона Нового Богослова. После этого до своей смерти Никодим занимался литературно-богословской работой.

http://azbyka.ru/otechnik/Nikodim_Svjato...

Церковь Апостолов Петра и Павла (Хамина) Материал из Азбука паломники Идёт загрузка карты… Церковь Апостолов Петра и Павла — православный храм Хельсинкской митрополии Финляндской архиепископии Константинопольского Патриархата. Финское название — Pietari-Paavalin ortodoksinen kirkko. Содержание История [ править править код ] После заключения в 1721 г. Ништадтского мира, по повелению шведского короля Фридриха, в основанном в 1653 городе Векелакс была заложена крепость, а сам город Ништадт в честь короля переименован в Фредриксхамн (по-русски Фридрихсгам). По Абосскому миру 1742 город перешел к России и стал гарнизонным, что потребовало сооружения православного храма, указ о постройке которого 25 января 1749 был принят Военной коллегией. Первоначально солдаты и офицеры молились в домовой церкви, освященной 25 декабря 1744 г. Новая церковь была деревянной, однопрестольной и освящена в 1749, в царствование Елизаветы Петровны. Ее автором принято считать архитектора Трезини из Петербурга. Со временем маленькая деревянная церковь быстро обветшала, и поэтому потребовалось построить новую. Когда в 1783 крепость посетила Императрица Екатерина II, приехавшая на встречу с королем Густавом, она пожертвовала для этого 600 рублей и принесла в дар хрустальное паникадило, сохранившееся до наших дней. В том же году старая церковь была разобрана и близ Выборгских ворот началась постройка новой, тоже деревянной, как предполагают, по проекту Н. А. Львова. В 1785 состоялось освящение этой церкви. Во время своей службы во Фридрихсгаме А.В. Суворов подарил церкви две иконы, которые сохранились, а также колокол весом в 850 кг. Простоявшую 36 лет церковь посещали три императора: Павел I, Александр I и Николай I. В 1809 в городе, в круглой башне, между Россией и Швецией был включен мирный договор, по которому Финляндия отошла к России. Так как здание сильно пострадало от пожара, бушевавшего в городе в 1821 и истребившего две трети города, то по повелению Императора Николая I оно было разобрано, ибо не подлежало первоначально намеченному ремонту. При этом в 1827 открылось, что все строение совершенно обветшало. У бедных жителей не было средств на содержание церковного здания. Богослужения стали совершать в помещении городского магистрата. В это время православных в городе насчитывалось 1280 человек, большинство которых были солдатами гарнизона. Священник окормлял также больных в военном госпитале.

http://azbyka.ru/palomnik/Церковь_Апосто...

ДОБРОТОЛЮБИЕ на славянском языке В двух томах. Том 1. 542 страницы ПРИОБРЕСТИ МОЖНО ЗДЕСЬ: Трудно найти другую книгу о молитве, вышедшую в свет в течение последних нескольких столетий, которая бы оказала столь значительное влияние на весь христианский мир и была бы столь известна, как " Добротолюбие " . Идея составления сборника поучений святых отцов об умном делании и аскетических предпосылкам к нему, принадлежала святителю Греческой Церкви Макарию, митрополиту Коринфскому (†1795). Как сообщал в одном из своих писем преподобный Паисий Величковский (†1794), причинами, подвигнувшими митрополита Макария заняться этим делом, были как фактическое отсутствие в широком обращении святоотеческих аскетических произведений, так и угроза полной утраты рукописей древних подвижников, которые, хранясь в монастырских библиотеках постепенно приходили " во всеконечное забвение " . В 1777-м году св. Макарий закончил собирать материал для сборника аскетико-мистических произведений древних подвижников благочестия. Переписанные из различных кодексов тексты он свел в одну книгу и передал для редактирования преп. Никодиму Святогорцу (1749-1809). С преп. Никодимом св. Макарий познакомился приблизительно тремя годами раньше, когда жил в монастыре Пресвятой Богородицы на острове Гидра. Св. Никодим, который был еще тогда мирянином, специально приезжал на остров, чтобы познакомиться с Макарием, будучи наслышан о его добродетельности и учености. Уже тогда Николай Калливурцзис, как звали в миру св. Никодима, который был младше св. Макария на восемнадцать лет, произвел на него большое впечатление своей ученостью, рассудительностью и, главное, ревностью к духовной жизни. Духовные дарования, которые проявились в св. Никодиме очень рано, вместе с ученостью и незаурядным филологическим даром, были как раз тем, в чем нуждался св. Макарий для подготовки к изданию святоотеческих произведений. О незаурядных способностях св. Никодима остались свидетельства его школьных соучеников: " Он наизусть знал то, что читал, не только из философии, экономики, медицины, астрономии и военного дела, но и всех поэтов, историков, древних и новых, греческих и латинских, также как и все творения Святых Отцов. Ему было достаточно однажды прочитать какую-нибудь книгу, чтобы на всю жизнь ее запомнить. " За годы учебы он овладел в совершенстве латинским, итальянским и французским языками.

http://pravoslavie.ru/sretmon/izdatel/do...

Публикуемый текст представляет собой четвертую главу первой части «Руководства к исповеди» преподобного Никодима Святогорца. Здесь дается Декалог пророка Моисея (Исх. 20:2-17) в плане подготовки человека к исповеди. Текст переведен в рамках исследования, посвященного истории написания «Руководства к исповеди» и влияния западного богословия на его содержание.      Предисловие переводчика «Руководство к исповеди» (ξομολογητριον) преподобного Никодима Святогорца (1749–1809), вышедшее впервые в Венеции в 1794 году, в последующие два века стало настоящим повседневным руководством для пастырей Греческой Церкви при совершении исповеди. Оно состоит из трех частей. Первая часть содержит наставления для духовника, вторая – номоканон святого Иоанна Постника с толкованиями преподобного Никодима, третья – поучения для кающегося. Начиная со второго издания, вышедшего тоже в Венеции в 1804 году, в книге появляется «Слово душеполезное» (ΛΟΓΟΣ ΨΥΧΩΦΕΛΗΣ) и становится его заключительной частью. В настоящем материале мы решили представить небольшой отрывок из «Руководства к исповеди», а именно – четвертую главу первой части этого произведения, в которой святой Никодим повествует о Декалоге Моисеева закона. Он не только перечисляет заповеди, но и дает краткое объяснение того, кто и как именно может погрешать против той или иной заповеди. Как следует из объяснения самого Святогорца, эта глава была написана по двум причинам: «Для духовника и для кающегося. Для духовника, чтобы, научившись отсюда, он на исповеди с легкостью вопрошал кающихся, погрешили ли они против них. Для кающегося же, чтобы он прежде исповеди испытывал свою совесть, погрешил ли он против какой-либо заповеди. Таким образом он с легкостью обнаружит свои грехи, вспомнит о них, чтобы исповедовать их как должно». В этой главе преподобный Никодим следует традиционному подходу к исповеди, которая начинается с анализа своей жизни. Анализ подразумевает знание заповедей Божиих и их применение к себе. В числе произведений, на которые ссылался при написании своего «Руководства к исповеди» святой Никодим, была книга Патриарха Иерусалимского Хрисанфа (Нотары) (1663-1731) под названием «Διδασκαλα φλιμος περ μετανοας κα ξομολογσεως» (Поучение полезное о покаянии и исповеди), вышедшая в Венеции в 1724 году. В состав этой книги также входит разбор Декалога (страницы с 31 по 55), причем занимает в ней очень заметное место .

http://pravoslavie.ru/100937.html

Святейший Патриарх Алексий обратился с приветствием к участникам конференции, посвященной 50-летию прославления преподобного Никодима Святогорца 27 июля 2005 г. 17:40 26—28 июля 2005 года в Москве проходит I Международная конференция «50 лет со дня прославления преподобного Никодима Святогорца (1749—1809)». Приветствие участникам и гостям конференции направил Святейший Патриарх Московский и всея Руси Алексий II Текст приветствия приводится ниже.   Всечестные отцы, дорогие братья и сестры! Сердечно приветствую участников, организаторов и гостей первой в России конференции, посвященной личности и трудам преподобного Никодима Святогорца. Вторая половина XVIII — начало XIX веков были ознаменованы возрождением внимания аскетически настроенных умов к традиции исихазма. Преподобный Никодим Святогорец и святитель Макарий Коринфский, вдохновляемые идеалами древнего монашества, стремились вновь обрести утерянную нить, связывающую современную им церковную и аскетическую практику с Православным преданием. Плодом их совместных трудов стало издание таких основополагающих сочинений, как «Добротолюбие», «Евергетин», «Собрание творений Симеона Нового Богослова» и «Книга о постоянном приобщении Святых Христовых Таин». Уникальнейший сборник произведений классиков византийской духовной литературы, квинтэссенция восточно-христианской аскетической традиции, греческое «Добротолюбие» стало отправной точкой для духовного движения по возвращению к древней церковной традиции — филокалистического возрождения. Возникнув на Афоне в монашеской среде, это движение с особой силой распространилось на Балканах, а затем и в России благодаря переводческим трудам святого Паисия Величковского, а само «Добротолюбие» стало настольной книгой нескольких поколений монашествующих. В мае 1955 года Вселенская Церковь прославила Никодима Святогорца в сонме преподобных отцев. Ученый монах, сочетавший личные аскетические подвиги с трудами любви к своим братьям-христианам, он еще при жизни приобрел широкую известность, оказав ни с чем не сравнимое влияние на умы современных ему и последующих поколений христиан, а также на развитие греческой письменности. Богослов, экзегет, гимнограф, агиограф, канонист, правщик и издатель множества святоотеческих текстов, он является самым плодовитым и читаемым духовным писателем в Греции за последние два столетия. Общее число сочинений преподобного Никодима насчитывает около полусотни, причем отдельные из них составляют несколько томов.

http://patriarchia.ru/db/text/30089.html

Скажем кратко об основных темах пасхального канона прп. Иоанна Дамаскина. Прп. Никодим Святогорец (1749–1809) предваряет свое изъяснение пасхального канона примечательными словами: «Как вчера и позавчера мы последовали уничижению и скорбям Господа, так сегодня нам нужно последовать Его высоте и радости; подобает нам при помощи веры умно увидеть Его как Жениха , украшенного блистающим светом Воскресения, выходящего из гроба, словно из брачного чертога, и сияющего ярче солнца» . Песнь 1 Уже в самом начале, в ирмосе первой песни канона, Иоанн Дамаскин объясняет новое содержание древнего праздника Пасхи. Теперь это не избавление от египетского плена избранного народа Божия, а приведение верующих, поющих здесь и сейчас эту песнь Христовой победы, от смерти к жизни, от низменной жизни по плоти («земли») – к возвышенной духовной жизни («Небу»). В первом тропаре той же песни Дамаскин призывает: «Очистим чувства и узрим Христа, сияющего неприступным светом Воскресения». Тем самым песнописец напоминает нам, что только «чистые сердцем» «Бога узрят» (ср. Мф. 5, 8), увидят Его нетварный, фаворский свет, которым был и свет Его Воскресения. Преподобный Иоанн Дамаскин Если мы очистим все свои чувства – душевные (ум, рассуждение, мнение, воображение, способность к восприятию) и телесные (зрение, слух, обоняние, вкус, осязание), то «непременно будем удостоены увидеть умными очами души Владыку Христа», – пишет св. Никодим. И далее поясняет, что это значит: «если мы очистимся по внутреннему и умному слуху души и по внешнему слуху тела», то услышим «как воскресший Христос говорит и нам, как мироносицам: Радуйтесь!”». Тогда мы «будем вкушать умопостигаемую благодать Воскресшего Господа: умное наше обоняние , будучи очищенным, должно обонять умопостигаемое благовоние и благоухание мира, испускаемое Воскресшим Владыкой»; «умный наш вкус будет вкушать умопостигаемую благость Восставшего из мертвых» (Пс. 33, 9); «умное наше осязание почувствует умопостигаемое объятие Воскресшего» (Песн. 2, 6).

http://pravoslavie.ru/120836.html

Хамина. Церковь Петра и Павла. Карта и ближайшие объекты To navigate, press the arrow keys. Город, называвшийся Фредриксхамн (Фридриксгам), перешел России после заключения Абосского мира в 1742 г. и стал гарнизонным, что потребовало сооружения православного храм. Указ о постройке был принят Военной коллегией 25 января 1749 г. Первоначально офицеры и солдаты молились в домовой церкви, освященной 25 декабря 1744 г. Построенная церковь была деревянной однопрестольной, освящена в 1749 г. в царствование Елизаветы Петровны. Автором ее принято считать архитектора Трезини из Петербурга, вероятно это мог быть Пьетро Трезини. Маленькая деревянная церковь быстро обветшала, требовалось строительство новой. В 1783 г. крепость посетила императрица Екатерина II, она пожертвовала на строительство храма 600 рублей и подарила хрустальное паникадило, сохранившееся до наших дней. В том же году старая церковь была разобрана, и близ Выборгских ворот началось строительство новой. Тоже деревянной церкви, как предполагают по проекту архитектора Н. А. Львова. Освящение состоялось в 1785 г. Эта церковь простояла 36 лет. В 1809 г. Финляндия по мирному договору между Россией и Швецией отошла к России. Существовавший храм был сильно поврежден пожаром, истребившим в 1821 г. две трети города и не подлежал ремонту. По повелению Николая I здание было разобрано. Постройка нынешнего каменного храма началась в 1832 г. Храм был возведен на месте сгоревшей лютеранской кирхи, на главной площади города, на месте, указанном 1 апреля 1830 г. при посещении города самим Николаем I. Постройка была завершена в 1835 г. подрядчиками, местными купцами Вавулиным и Ушаковым и освящена 21 февраля 1837 г. Автором проекта принято считать петербургского архитектора Висконти. Вероятно, это был Давид Висконти. Храм-ротонда стоит на гранитном цоколе. Фасад оформлен прилегающими трехчетвертными дорическими колоннами, находящимися в нишах. Внутри он имеет вид греческого креста. В простенках находятся диаконник и ризница, а также лестницы: одна ведет на звонницу, другая на хоры. Центральную часть храма завершает широкий цилиндрический барабан, перекрытый куполом. Высота здания с цоколем и крестом – 34 метра.

http://sobory.ru/article/?object=07931

   001    002   003     004    005    006    007    008    009    010