Святой афонский книжник преподобный Никодим Святогорец (1749—1809) известен в России давно, — известен и любим. Вся его жизнь — это книги. В молодости приняв монашество, он вместе с монашеством принял послушание собирать, редактировать и издавать святоотеческие писания. Его книга «Невидимая брань» и сегодня служит духовным учебником для православных России и всего мира. Наверняка вы уже читали её, но мы дерзаем напомнить вам отдельные мысли святого Никодима, ибо премудрость от повторения не притуп­ляется. Кто-то, наверное, посчитает, что святой говорил языком трудным и малопонятным… Что ж, и в этом есть свой смысл: «Невидимую брань» нельзя читать влёт, глотая страницу за страницей. Это книга не для быстрого, но для вдумчивого чтения, её следует читать понемногу, неспешно разматывая клубки сложновыстроенных фраз, — только тогда мудрость её ляжет вам на ум и на сердце. † Ко всякому своему делу отнюдь не мешкай приступать, потому что первое недолгое мешкание приведёт тебя ко второму, более долгому, а второе — к третьему, ещё более долгому, и так далее. Вкусив однажды сладости неделания, начнёшь ты любить его и желать паче делания… Страсть ничегонеделания до того овладеет тобою, что ты даже и сознавать перестанешь, как это ни с чем не сообразно и преступно. † Порядок, в каком надобно бороться с врагами своими и поборать свои злые пожелания и страсти, есть следующий: войди вниманием в сердце своё и исследуй тщательно, какими помыслами, какими расположениями и пристрастиями оно особенно занято и какая страсть наиболее господствует над ним и тиранствует в нём; потом против этой страсти прежде всего и поднимай оружие и её побороть старайся. На этом и сосредоточь всё внимание и заботу, с одним только исключением: когда поднимется другая какая страсть случайно, то ею следует тебе тотчас её прогнать и потом опять обращать оружие против главной своей страсти. † Вот восстанет на тебя князь преисподних диавол с полчищами бесов своих и начнёт разжигать страстное в тебе влечение, уговаривая притом тебя перестать бороться с сею страстью и покориться ей, уверяя, что так будет лучше и покойнее. Но прислушайся: в то же время должен слышаться тебе и с десной страны остерегательный и воодушевительный глас, который Ангел твой Хранитель не преминет внушать тебе, говоря: «Ныне предлежит тебе брань с твоею страстью и другими врагами твоими. Не устрашись, и не убойся, и не убегай от страха сего с поля брани. Ибо Сам Господь Иисус, Архистратиг твой, стоит близ, окружённый тысяченачальниками и стоначальниками Безплотных и всеми сонмами Ангелов святых, готовый споборать тебе против врагов твоих».

http://pravoslavie.ru/105199.html

Во 2-й пол. XVIII в. начался спор о поминовении умерших в субботу и возникло движение колливадов. В 1772 г. Н., в то время уже бывшего иереем, избрали представителем движения, и он отправился в К-поль к патриарху Феодосию II , чтобы передать ему исповедание веры, составленное и подписанное видными колливадами. Патриарх в синодальной грамоте дал примирительный ответ: «...совершающие поминовение усопших в субботу хорошо творят, как хранящие древнюю традицию Церкви; те же, которые [делают это] в воскресенье,- не подлежат осуждению» (ΘΗΕ. Τ. 7. Σ. 743; см. также: Ομολογα πστεως. Σ. 126). Однако примирительное решение не удовлетворило Н., и он сначала отказался принять письмо, сказав, что компромисс не устраивает колливадов. Не устраивал он и их противников, агианнанитов. Патриарх не смог урегулировать конфликт. В результате мн. колливады покинули Афон, в их числе и Н. вместе с 4 учениками. Он отправился на Хиос, затем на Самос, где жил в монастыре храма иконы Божией Матери «Живоносный Источник» вблизи Маратокамбоса. Через год вместе с неск. иеромонахами отплыл на о-в Наксос, где жил в мон-ре Успения Пресв. Богородицы. Там Н. познакомился с прп. Никодимом Святогорцем (1749-1809), а позже остановился на о-ве Патмос, где вместе со свт. Макарием Нотарой , митр. Коринфским (1731-1805), основал исихастарий Богородицы Куманы с храмом Всех святых в Иоанна Богослова апостола монастыре на Патмосе . После этого Н. путешествовал по разным островам и везде воздвигал мон-ри в честь Благовещения: на о-вах Фурни и Икария ( Благовещения Пресвятой Богородицы в Лефкаде монастырь ), через неск. лет - на о-ве Скиатос, откуда был родом один из его учеников, Григорий Хаджистаматис, к-рый и предложил основать обитель на его родине, на месте некогда существовавшего мон-ря. Вокруг Н. стали собираться монахи, и вскоре их количество превысило 80 чел. Насельники этой обители усердно соблюдали монашеские традиции и занимались духовно-просветительской деятельностью: создав б-ку, сохраняли и пополняли ее новыми книгами, основывали школы и музеи; кроме того, они совершали мн. подвиги веры.

http://pravenc.ru/text/2577713.html

Иркутск. Церковь Прокопия и Иоанна, Устюжских Чудотворцев. Чудотворская церковь /// Объект утрачен Карта и ближайшие объекты Церковь во имя свв. Прокопия и Иоанна Устюжских Чудотворцев — каменный православный храм в Иркутске. Период строительства: 1740-е – 1767 гг. Построена на средства купца М.И. Глазунова. Разрушена в 1930-е гг. Находилась на углу ул. Чудотворской и Набережной (ул. Бограда и Цесовской Набережной, ныне ул. Бограда, 1). Церковная летопись повествует, что первоначально деревянная церковь была построена в 1703 г. выходцами из Великого Устюга, принесшими с собой в Иркутск икону Прокопия и Иоанна Устюжских Чудотворцев, давшую название самому храму. Каменная церковь была заложена в 1740-е гг. (прошение на постройку поступило в 1741 г.) на средства молодого иркутского купца М.И. Глазунова, выходца из Великого Устюга. В августе 1748 г. деревянная церковь сгорела, а так как построение новой каменной не было еще окончено, то 10 ноября того же года (по другим данным 1749 г.) освятили только один престол во имя Сретения Господня, расположенный в северном приделе. Впоследствии это престол был перенесен в нижний этаж главного храма и повторно освящен в 1779 г. (1845, 1890 гг.). Главный престол во имя Прокопия и Иоанна Устюжских Чудотворцев был освящен 25 августа (5 авг.?) 1767 г., вторично 7 октября 1845 г. В северном приделе размещалось еще два престола – верхний во имя Параскевы Пятницы (27 ноября 1754 г., 16 июня 1846, 1890 гг.) и внизу во имя Иннокентия I Епископа Иркутского (1809, 1844 гг.). Под колокольней был расположен пятый престол во имя Архистратига Михаила, освященный 17 июня 1765 г. и позже 23 августа 1881 г. Строительство Чудотворской церкви начало серию своеобразных храмов сибирского барокко в Иркутске. Постройка обладала характерными стилистическими чертами, которые позднее стали доминирующими в культовом зодчестве Иркутска и определили самобытность местной школы. Эта церковь была если не прямым, то близким аналогом многим каменным храмам XVIII – начала XIX в Иркутской епархии. Объемно-пространственная композиция с храмом типа малый восьмерик на четверике, соединенным более низкой трапезной с ярусной колокольней под шпилем, сделалась в дальнейшем традиционной. В декоративном убранстве ощутимо стремление к усложнению фасадной пластики. Здесь впервые встречаются заглубленные панно различной геометрической формы, ставшие затем как бы эмблемой сибирского барокко. В фасадах преобладали горизонтальные членения. Развитые горизонтальные тяги с составными кронштейнами, были дополнительно усилены широким рельефным поясом усложненного рисунка. Крупные окна были обрамлены перспективными наличниками.

http://sobory.ru/article/?object=35416

Материал из Православной Энциклопедии под редакцией Патриарха Московского и всея Руси Кирилла Гимнография НЕРСЕС IV ШНОРАЛИ [Благодатный; Клаеци] (ок. 1102 - 1173), католикос Армянской Апостольской Церкви (1166-1173); арм. поэт и гимнограф; святитель Армянской Церкви (пам. в субботу перед 5-м воскресеньем Воздвижения Креста, в день праздника святых переводчиков) НИКИФОР I (757/8 - 5.04. или 2.06.828), свт. (пам. 13 марта, 2 июня), патриарх К-польский (12 апр. 806 - 13/20 марта 815); богослов, историк НИКОДИМ (в миру Никита; † 3.07.1639), прп. Кожеозерский, Хозьюгский, пустынножитель (пам. 3 июля, 5 авг. (местное празднование в день обретения мощей), в Соборе святых Архангельской митрополии, в 3-ю Неделю по Пятидесятнице - в Соборе Новгородских святых, 23 мая - в Соборе Ростово-Ярославских святых) НИКОДИМ СВЯТОГОРЕЦ (1749-1809), прп. (пам. 14 июля, в Соборе Афонских святых), греч. церковный писатель, богослов, издатель, гимнограф НИКОЛАЙ (260-265 (?) - 334 (?)), свт. (пам. 6 дек., 9 мая (перенесение мощей из Мир Ликийских в Бари), 29 июля - рождество, 22 сент.- в Соборе Тульских святых), чудотворец, один из самых почитаемых святых христ. мира; архиеп. Мир Ликийских НИКОЛАЙ (Орбелиани) (1672-1732) митр. Тбилисский Мцхетского (Восточногрузинского) Католикосата Грузинской Православной Церкви, груз. гимнограф, писатель НИКОЛАЙ (Черкезишвили; † после 1733), митр. Руставский (не позже 1711-1723) Мцхетского (Восточногрузинского) Католикосата Грузинской Православной Церкви, грузинский гимнограф НИЛ (Прихудайлов Николай Иванович (в монашестве Никон); 1801-1870), иеросхим., настоятель Ниловой Сорской в честь Сретения Господня пустыни НИЛ МЛАДШИЙ [Нил Россанский, Нил Криптоферратский, Нил Гроттаферратский] (910-1004), прп. (пам. 26 сент.), основатель мон-ря Гроттаферрата, гимнограф НИФОНТ свт. (пам. 23 дек.), еп. г. Константиана, в Календаре РПЦ - в Календаре РПЦ - еп. Кипрский (IV или XI в.) НОЙ прав., ветхозаветный патриарх; согласно христ. и иудейской традиции - праотец, родоначальник (через сыновей Сима, Хама, Иафета) послепотопного человечества

http://pravenc.ru/rubrics/122798_10.html

Материал из Православной Энциклопедии под редакцией Патриарха Московского и всея Руси Кирилла История богословия. Персоналии богословов (см. также " Патрология " ) НИКАНОР (Бровкович Александр Иванович; 1827 - 1890), архиеп. Херсонский и Одесский; религ. философ, богослов, публицист и мемуарист НИКИТА ВИЗАНТИЙСКИЙ [Никита Византиец] (IX в.), богослов, автор полемических сочинений, направленных против зап. христиан, армян-антихалкидонитов и мусульман НИКИТА МАРОНИЙСКИЙ (60-70-е гг. XII в.), визант. богослов, участник греко-лат. полемики, вероятный автор ряда канонических и агиографических сочинений НИКИТА МИРСИНИОТ Никита Мирсиниот, мирское имя митр. Нила Родосского (рубеж XIV и XV вв.), визант. богослова и полемиста - см. Нил, митр. Родосский НИКИТА СЕИД (2-я пол. XI - нач. XII в.), визант. богослов, автор 2 сочинений против латинян и др. богословских и научных трудов НИКИТА СТИФАТ (нач. XI в.- после 1081 и до 1092), иером. и игум. Студийского монастыря в К-поле, автор Жития св. Симеона Нового Богослова, аскетических, богословских и полемических сочинений и писем НИКИФОР I (757/8 - 5.04. или 2.06.828), свт. (пам. 13 марта, 2 июня), патриарх К-польский (12 апр. 806 - 13/20 марта 815); богослов, историк НИКИФОР ГРИГОРА (между 1290 и 1295 (вероятно, июнь 1293) - между осенью 1358 и кон. 1361), визант. богослов, историк, ученый, агиограф, представитель поздневизант. гуманизма, противник учения свт. Григория Паламы НИКОДИМ СВЯТОГОРЕЦ (1749-1809), прп. (пам. 14 июля, в Соборе Афонских святых), греч. церковный писатель, богослов, издатель, гимнограф НИКОЛАЙ (Велимирович Никола; 1880-1956), еп. Жичский Сербской Православной Церкви (СПЦ); богослов, духовный писатель НИКОЛАЙ ДЕ ЛИРА (Никола Лирский) (ок. 1270 - 1349), франц. богослов, выдающийся средневек. экзегет, член ордена францисканцев НИКОЛАЙ КАВАСИЛА Хамаэт (между 1319 и 1323 - после 1397), визант. богослов, литургист, церковный и общественный деятель, св. прав. (пам. греч. 20 июня) НИЛ (1433-1508), Сорский, прп. (пам. 7 мая, в 3-ю Неделю по Пятидесятнице - в Соборе Вологодских и в Соборе Новгородских святых, во 2-ю Неделю по Пятидесятнице - в Соборе Афонских преподобных), Сорский, основатель Ниловой Сорской в честь Сретения Господня мужской пустыни,духовный писатель, богослов

http://pravenc.ru/rubrics/122394_6.html

сост. Александр Ратшин Иркутской губернии МОНАСТЫРИ, НЫНЕ СУЩЕСТВУЮЩИЕ: ВОЗНЕСЕНСКИЙ, муж. 1 класса, в 4 верстах от губернского города Иркутска, на берегу реки Ангары; состоит под управлением архимандрита, который есть и ректор Иркутской семинарии. Монастырь основан в 1672 году усердием боярского сына Ивана Максимова и старца Герасима, по благословению Корнилия, митрополита Тобольского и Енисейского. В 1783 году обитель эта пострадала от пожара. – Ныне здесь шесть церквей: 1) соб. Вознесения Господня, построена первоначально в 1672 деревянная, которая в 1679 сгорела и по указу св. Синода, в 1749, вместо вторично построенной деревянной же, сооружена нынешняя каменная, и освящена 1767 епископом Иркутским Софронием; а после пожара, во второй раз отделана посвящена в 1793 году. 2) теплая, Успения Богородицы, существующая с 1732 года, украшена вновь великолепно, в 1811 году; в ней почивают в богатой серебряной позлащенной раке мощи св. Иннокентия, первого епископа Иркутского. При этой церкви приделы: Сергия Радонежского и Евфимия Суздальского. 3) Смоленской Богородицы, возобновленная в 1809 году. 4) Преподобных Антония и Феодосия Печерских . Здесь в 1811 году устроены два придела: Иннокентия Иркутского и Алексия человека Божия. 5) Сретения Господня, над св. вратами; 6) Тихвинской Богородицы, деревянная, замечательная своей древностью: она существует с 1692 года; под нею был сначала погребен св. Иннокентий. – Монастырь этот состоял прежде в 3 классе, а в 1-й возведен в 1836 году. – В память перенесения мощей св. Иннокентия с места погребения в соборную церковь , бывает ежегодно 9 февраля из Иркутска сюда, в монастырь, крестный ход, установленный в 1805 году Вениамином, епископом Иркутским. ПОСОЛЬСКИЙ-ПРЕОБРАЖЕНСКИЙ, муж. 2 класса, во 140 верстах от уездного города Верхнеудинска, на полуденном берегу озера Байкала; находится под управлением архимандрита. Основан в 1681 году, по указу царя Феодора Алексеевича, на сумму, из казны выданную, игуменом Феодосием и иеромонахом Макарием, посланными в Сибирь для обращения язычников в Христианскую веру. Здесь две церкви: 1) Соб. двухэтажная, с престолами: вверху Преображения Господня, а внизу Знамения Богородицы, построенная, вместо прежней, каменная, в 1706 году, Енисейским купцом Михаилом Веретновым. Во второй половине XVIII в. Храм этот возобновлен; после чего престолы освящены: нижний в 1774, а верхний в 1778 годах. 2) Николая Чудотворца. – Монастырь этот состоял прежде в 3 классе, а во 2-й возведен в 1836 году. – Место, на котором эта обитель существует, называется Посольским потому, что тут в 1650 году убит изменнически Московский посол, Ерофей Заболоцкий.

http://azbyka.ru/otechnik/Spravochniki/p...

сост. Дмитрий Семеник Скачать epub pdf «Знаю, что грех, но не могу удержаться» Все могу в укрепляющем меня Иисусе Христе. ( Флп. 4:13 ). Всякий раз, как впадешь в какое простительное прегрешение, хотя бы то тысячу раз случилось на день, как только заметишь то, не мучь себя и не трать времени напрасно, но тотчас смирись и, сознав немощь свою, обратись уповательно к Богу и воззови к Нему из глубины сердца... Осуди себя и укори, и притом себя одного, не озирайся по сторонам, ища, на кого бы свалить вину свою... Виновато одно злое произволение твое. Когда бываешь уранен, впадши в какое-либо прегрешение,.. не малодушествуй и не мятись попусту без толку. Первое, что нужно, не останавливайся на себе, не говори: «Как я такой потерпел это и не допустил?!» Это вопль гордостного самомнения. Смирись, напротив, и воззрев ко Господу, скажи и восчувствуй: «Чего другого и ожидать было от меня, Господи, столь немощного и худонравного». И тут же возблагодари Его, что на этом только остановилось дело, исповедуя: «Если б не Твоя безмерная благость, Господи, не остановился бы я на этом, а всеконечно впал бы в еще худшее что». После созерцания и самоукорения, поставив себя перед лицем неумытной правды Божией, поспеши возгреть и покаянные чувства: сокрушение и болезнование о грехе не столько по причине унижения тебя грехом, сколько по причине оскорбления им Бога, столько милостей тебе лично явившего. Преподобный Никодим Святогорец (1749–1809). Если не пресечены в душе первые движения к пороку, то помышления необходимо перейдут в дело. Святитель Василий Великий (330–379). Невозможно тому, кто предается злым помыслам, быть чисту от грехов по внешнему человеку. Преподобный Филофей Синайский (IX век). Доколе мы грешим произвольно, дотоле нет в нас смирения. Преподобный Иоанн Лествичник († 649). Если человек не стяжет великое смирение в сердце и теле своем так, чтобы в любом деле не оценивать себя высоко, чтобы спокойно переносить всякое оскорбление, во всем принуждать себя, ежедневно иметь перед лицом своим смерть свою, отрекаться от материальных и плотских вещей, то он не сможет сохранить заповеди Духа.

http://azbyka.ru/otechnik/novonachalnym/...

сост. Дмитрий Семеник Скачать epub pdf Как относиться к людям? Заповедь новую даю вам, да любите друг друга; как Я возлюбил вас, так и вы да любите друг друга. ( Ин. 13:34 ). Всех почитайте, братство любите, Бога бойтесь, царя чтите. ( 1Петр. 2:17 ). Где любовь, там и Бог, там тишь да гладь, да Божья благодать. Русская пословица. Я, еще будучи студентом, спросил однажды моего духовного отца и наставника: – Как нужно относиться к человеку вообще? Он, нимало не затрудняясь и не задумываясь, ответил мне, как что-то ему совершенно известное: – С благоговением! Я поразился такому ответу, как небывалому. Но он мне объяснил религиозный смысл и повод к нему: всякий человек есть ведь образ Божий; а Богу и иконам мы поклоняемся с благоговением... Митрополит Вениамин (Федченков) (1880–1961). Чти всех, как образы Божии, всем благожелай и благодетельствуй по силе, пред всеми смиряйся и всем угождай в пределах добра, радуйся с радующимися и соскорби скорбящим, никого не осуждай и не уничижай, даже в мысли и чувстве, от ищущих у тебя совета и вразумления не скрывай истины, когда знаешь, сам же в учители никому не навязывайся, паче же всего блюди мир и согласие со всеми, с готовностию на всякие для того с своей стороны жертвы, и всевозможно избегай соблазнить кого. Преподобный Никодим Святогорец (1749–1809). Помни слова, сказанные в старчестве: от ближнего живот и смерть… Умудряйся приобретать жизнь и избегать смерти, живя с теми, с кем живешь, стараясь иметь заповеданное апостолом, т. е. благость, милосердие, сострадание и любовь, которая есть исполнение закона; а как? – послушай того же апостола: Носите бремена друг друга, и таким образом исполните закон Христов ( Гал. 6:2 ). Преподобный Амвросий Оптинский (1812–1891). Надо любить всякого человека, видя в нем образ Божий, несмотря на его пороки. Нельзя холодностью отстранять от себя людей. Преподобный Никон Оптинский (1888–1931). Мы не должны иметь ни к кому неприязненного отношения, а должны иметь отношение снисходительное, терпеливое, всепрощающее, полное любви, чтобы Бог простил и нам.

http://azbyka.ru/otechnik/novonachalnym/...

сост. Дмитрий Семеник Скачать epub pdf Как смиряться при успехах? Благодатию Божиею есмь то, что есмь. ( 1Кор. 15:10 ). Кто хвалится, тот с горы свалится. Хвали жизнь при смерти, а день вечером. Русские пословицы. Преуспевать в добродетели значит преуспевать в смирении. Святитель Василий Великий (330–379). В этой жизни, которая называется «сплошным искушением», никто не может быть спокоен за себя: если он мог стать из плохого хорошим, это ещё не значит, что он не станет из хорошего плохим. Блаженный Августин (354–430). Не гордись тем, что ты стоишь, а опасайся, чтобы не упасть. Святитель Иоанн Златоуст († 407). Содержи всегда в памяти превосходящих тебя добродетелью, чтобы непрестанно видеть в себе недостаток против их меры. Преподобный Исаак Сирин (VII век). Если стяжал ты какой дар Божий или находишься в добром состоянии духовном, не воспринимай в самомнении суетного и мечтательного о себе помышления, будто ты нечто, и что враги твои не посмеют напасть на тебя, и ты столько ненавидишь их и презираешь, что сразу отразишь, если они осмелятся приблизиться к тебе. Как только так подумаешь, падешь легко, как осенний лист с дерева. Преподобный Никодим Святогорец (1749–1809). Столпы и чудотворцы падают, как видим в историях; чего уж ожидать тростям сокрушенным? Святитель Тихон Задонский (1724–1783). Как можно более опасайтесь увлекаться мнением о своем исправлении. За это бываем оставляемы помощию Божиею, потому-то и падаем при нашествии искушений со стороны ближних, делающих нам неприятности; и помните, что это бывает смотрением Божиим к познанию нашей немощи, – дабы мы смирились. Это очень может сделаться, что и все пороки от тебя отойдут, а останется один, который может все прочие собою заменить, это – гордость. Мы и не увидим, как она вкрадется, и довольна одна к погибели души. Преподобный Макарий Оптинский (1788–1860). …Внутреннему труду конца нет, и никто не может сказать, что вот, наконец, такая сторона улажена и не требует борьбы. В то самое время, как кто подумает, что одолел какую-либо слабость или страсть, враг воздвигнет сильнейшую бурю.

http://azbyka.ru/otechnik/novonachalnym/...

сост. Дмитрий Семеник Скачать epub pdf Какими словами молиться? Открывайте свои желания пред Богом. ( Флп. 4:6 ). Не употребляй в молитве твоей премудрых выражений; ибо часто простой и неухищренный лепет детей был угоден Небесному Отцу их. Не старайся многословить, беседуя с Богом, чтобы ум твой не расточался на изыскание слов. Если ты в каком-либо слове молитвы почувствуешь особенную сладость или умиление, то остановись на нем; ибо тогда и Ангел хранитель наш молится с нами. Преподобный Иоанн Лествичник († 649). Когда убедительны для тебя самого будут молитвенные слова, тогда они будут убедительны и для Бога. Господь Бог так истинен и свят, что и от нас требует подобной Ему святости и истины. Например, на молитве Он явно всегда требует от нас внутренно, чтобы мысль и сердце наше непременно обращались в тех пределах, какие полагают слова или содержание, сущность молитв, чтоб каждое слово было как бы из существа нашего, как бы оно было собственно наше и чтобы никак не уклонялись мысли и сердце наше во время молитвы к посторонним предметам, хотя бы они и были непредосудительные, и даже святые; то есть хочет, чтоб мы были совершенно искренни, просты, истинны. Хорошо иногда на молитве сказать несколько слов своих, дышащих горячей верой и любовью ко Господу. Да, не всё чужими словами беседовать с Богом, не всё быть детьми в вере и надежде, а надо показать и свой ум, – сказать от сердца и свое благое слово; к чужим же словам мы как-то привыкаем и хладеем. Св. праведный Иоанн Кронштадтский (1829–1908). Да не соблазнит тебя желание без сказанного внутреннего позыва и нуждения слагать самому свои молитвы... Без тщеславия и самомнения не обойдешься, а эти порождения заглушают молитву настоящую и подавляют ее. Преподобный Никодим Святогорец (1749–1809). От себя без Духа Святого ни один человек не может призвать Господа Иисуса чисто и совершенно, если не будет молиться в Духе Святом, более лепеча, как младенец, неспособный произнести слов раздельно. Преподобный Григорий Синаит (XIV век).

http://azbyka.ru/otechnik/novonachalnym/...

   001   002     003    004    005    006    007    008    009    010