и восстановил католическую веру и духовенство, за 80 лет перед тем истребленные нашествием татар и первым католическим епископом Киевским с сего времени произведен из доминиканских монахов Генрих, умерший около 1350 г. С сих пор начали размножаться по Киевскому княжеству католические костелы. См. Нарушевича в его Historya Narodu Polskiego, издан. Варшавское, том VII, стр. 43 и след.; Несецкий в книге своей Korona Polska, начиная с Генриха, до 1722 г. исчисляет 29 католических епископов Киевских, из коих многие изгоняемы были. Ходыкевич к списку Несецкого прибавляет еще некоторых католических Киевских епископов (см. список их в прибавлении под 6) Но Ян Бельский в книге своей Widok Krolevstva Polskiego, издан. в Познани в 1765 г. том. I, стр. 229 говорит, что Киевские католические епископы никогда в Киеве особого своего костела не имели, а служили в доминиканском, и зависели от Львовского Галицкого архиепископа или митрополита. В Киевском каталоге (стр. 86) сказано однако же, якобы в 1435 г. в Киеве первый костел римский «создан и первый бискуп поставлен бысть княжащу в нем по Витовтовом Княжении Свидригайлу брату короля польского Ягелла веры латинския бывшу злонравну и свирепу». Самуил Бандшке в истории своей Dzieje Krolevstva Polskiego, издан 2 во Вроцлаве в 1720 г., том II, стр. 48 приписывает польскому королю Владиславу II Геллу (около 1433), а не Свидригайлу основание латинского епископства Киевского и Хелмского. 101 Историограф относит сей устав к позднейшим временам, потому де, что завоевание литовцами Смоленска случилось уже в 1404 г. Но по его же Истории Смоленск литовцами завоеван был еще в 1536 и 1395 гг. и границы литовских завоеваний простирались тогда даже глубже в Великую Россию. Притом можно было и без литовских завоеваний Смоленской епархии причисляться к Малороссийским по древнему порядку. Кодин здесь не упомянул еще о Черниговской и Полотской епархиях, которые в 1414 г. вместе с упомянутыми им семью причислялись уже к Литовскому Великому княжеству и к Литовской или, Киевской иерархии, см.

http://azbyka.ru/otechnik/Evgenij_Bolhov...

Передача всяких сборов с казанских монастырских крестьян в губернские и провинциальные канцелярии, с которыми ведался и Монастырский Приказ, весьма заметно отразилась на разорении самих крестьян и монастырского хозяйства. Такое печальное явление имело в результате поворот к прежнему порядку. 16 октября 1720 года вышел указ, которым приказано самим архимандритам и игуменам ведать монастырские вотчины при условии исправного платежа всяких взносов в казну. Из ведения монастырских властей исключались бывшие монастырские вотчины, отданные по именным указам в вечное владение частным лицам. 60 Высший надзор за исправным поступлением государственных сборов оставался за светской властью в лице Сената и подведомственных ему учреждений, но не долго. При самом учреждении Св. Синода с именем Духовной Коллегии, все церковные вотчины, «того ради, что оныя от гражданских управителей пришли в скудость и пустоту, а Духовная Коллегия присягой обязалась, как в верности, так и в искании интересов Царского Величества, против прочих коллегий не меньше», переданы в ведение Синода. При повороте к старому порядку следовали указ за указом. Одним из таких указов требовалось, чтобы Синод отсылал в Камер и Штат-Контер-Коллегию все сборы, как-то: доимочные, табельные, сверхтабельные и назначаемые по распоряжениям Сената с Камер-Коллегией. Синод далеко не сразу мог упорядочить дело относительно сборов. Дело в том, что окладные росписи составлялись и хранились в Монастырском Приказе и Камер-Конторе. Но это дело велось очень запутанно, так что Синод с трудом достал краткие и не ясно расписанные, а «иные и зело неисправные ведомости, которых нельзя было употреблять в действо». Губернские и провинциальные канцелярии, дурно отрекомендованные при возвращении церковных вотчин в ведение духовной власти, неохотно давали сведения и справки епархиальным учреждениям. Ничем иным, как этой беспорядочностью объясняется то обстоятельство, что, не смотря на указ 1721 года от 19 ноября, требовавший уравнять всех крестьян по отбыванию платежных повинностей, с 1238 дворов монастырских крестьян по казанскому уезду за два года (1722–1723 гг.) взято лишнего 2659 руб. 37 коп. 1 ден. После долгой волокиты лишние деньги были зачтены в подушный оклад. 61

http://azbyka.ru/otechnik/Ivan_Pokrovski...

Гетман утвердил 21 мая 1707 года. Другим универсалом (25 мая 1707 года) дозволено архимандриту Исаакию, вместе с паном Андрем Стаховским, городницким сотником, строить мельницу под Мощонкой 44 . 1710 года мая 16 гетман Скоропадский, по просьбе архимандрита Васенкевича, утвердил за обителью мельницу, пожертвованную полковым обозным Василием Бурковским. Отец Исаакий вынужден был обращаться к гетману за помощью для приведения некоторых подданых монастырских к законной покорности 45 . Он скончался 30 ноября 1714 года 46 . Архимандрит Евстратий Самборович известен 1719–1722 гг. 47 Скоропадский, по его просьбе, универсалом (12 мая 1719 года), утвердил за обителью прежние владения её; другим, в то же время (12 мая 1719 года), приказал: «Абы в маетности монастырские нихто отнюд горилок своих под забралем оных насылати не важився, кроми же козаки, там мешкающие, которые могут свои горелки иматы, волны суть они шинковати, только покуховную повинность, не до скарбу уже войскового, але до помянутые обители елецкой, по нынешнем нашем определении на реставрацию и прочии оной потребы отдавать должны». В 1720 году о.Евстратий слушал в Петербурге новый духовный регламент 48 . Архимандрит Нил Березовский известен по записи 25 октября 1722 года и по письму к гетману 23 января 1723 года. Он в 1726 году поступил в настоятеля монастыря Северского. 1727–1749 годы, архимандрит Тимофей Максимович, до произведения в архимандрита три года был наставником Черниговского коллегиума и 10 лет был кафедральным писарем, а 20 июня 1727 года преосвященным Иродионом произведён в архимандрита елецкого 49 . 1732 года просил он гетмана, дабы возвращены были обители 250 червонцев, взятые в 1727 году взаимообразно полковником Яковом Полуботком, и прибавлял: «Ныне обитель наша, по учинившейся Божиим попущением пожоги, для строения требует не малую сумму денег» 50 . Гетман, по его просьбе, утвердил (10 апреля 1732 года) за обителью прежние владения. О.Тимофей благодарил за эту милость; но так как в универсале опущены село Старуха, подаренное п.Семёном Лизогубом 3 апреля 1719 года и мельницы села Вершины Муравейки, уступленные с землёй 1710 года войтом черниговским Отроховичем, то просил утвердить в эти имения – и просьба исполнена 51 .

http://azbyka.ru/otechnik/Filaret_Cherni...

Храмы занимали весьма скромное место в архитектурном процессе, хотя строилось их немало. По качеству своей архитектуры протестантские храмы превосходят католические, поскольку строительство последних активно не поощрялось, в то время как на протестантские выделялись государственные средства. В первые десятилетия XVIII b., после принятия в 1707 г. специального акта парламента И. (подобный акт был принят и в Лондоне в 1711) возводится сразу несколько церквей в Дублине. Они имеют типичный протестантский план — основное пространство окружено галереями с 3 сторон и небольшим алтарем с востока. Фасад ц. св. Вербурги (1715, Томас де Бург, Гл. инспектор 1700–1730), утратившей деревянный купол и шпиль, возможно принадлежит Галилеи. Неоконченная ц. св. Анны (1720, Исаак Уиллс) имеет удачный интерьер в рим. духе. В 20-е гг. XVIII в. строится сразу 5 храмов в быстро растущем Корке; среди них следует отметить ц. св. Анны Шендон (1722) с ее квадратной массивной зап. башней, дополненной в 1749 г. 3 ярусами, вероятно, по образцу минарета Большой мечети в Кайруане, Тунис ( Craig. 1982. Р. 207). Среди храмов др. городов стоит отметить ц. в Мойре, гр. Даун (1723) с ее зап. башней и несколько наивным палладианским фасадом, крестообразную ц. в Кнокфреда близ Белфаста (1737, Р. Касселс), со скругленными рукавами трансепта, и ц. в Балликасле, гр. Антрим (1756), со строгими палладианскими деталями из натурального камня. Неоклассицизм . Большое значение для И. имело возведение нескольких построек по проектам одного из крупнейших архитекторов англ. неоклассицизма («стиль Роберта Адама») Уильяма Чемберса — Чарлмонт-хауса в Дублине (1763), очаровательного казино в Марино близ Дублина (1759- до 1770) и актового зала (1787) и капеллы (1798) дублинского Тринити-колледжа, с ее элегантным колонным портиком. По проекту др. известного англ. архит. Джеймса Уайета был построен дворец Касл-Кул, в гр Фермана (1789–1798). Крупнейшими представителями неоклассицизма собственно в И. были Томас Кули — автор ротондальной Биржи (1769–1779, ныне городская ратуша), а также зданий Таможни (1781–1791) и Четырех судов (1786–1802),— и его ученик Джон Гэндон, окончивший два последних здания, а также реконструировавший Парламент (1785–1789) и начавший строить Королевский суд (1795–1816, после 1808 — Генри Арон  Бейкер). Гэндону принадлежит проект однонефной ц. в Кулбанагер, гр. Лиишь (1785).

http://sedmitza.ru/text/2560411.html

Блестящие промышленники и финансисты, Никита и его сын Акинф были твердыми последователями и приверженцами старой веры. Это, конечно, не значит, что они выступали против православной церкви, публично афишировали свое пристрастие к старому обряду, не участвовали в официальных молебнах и чуждались, как многие другие старообрядцы, всяких контактов с " никонианским» миром. Тем не менее, и личные связи этих первых Демидовых с расколом, и почитание старых обрядов в семейной жизни, и окружение себя, на заводах, в семейном кругу и в хозяйственных делах старообрядцами, не оставляют сомнений, что и Никита и Акинф были целиком на стороне старой веры. Их дети и внуки, которые уже окончательно слились с высшим петербургским миром и вошли в высшую аристократию империи, даже не будучи старообрядцами по убеждениям (да и кто из придворного петербургского круга времен Екатерины был уже привержен к какой-либо вере и церкви?), все же продолжали поддерживать старую веру и ставили старообрядцев во главе своих предприятий. Никита и Акинф особенно почитали Выговскую пустынь, лично знали и любили Денисовых и оказывали самую широкую помощь старообрядческим общинам, особенно Выгу и потом Шарташу (главному центру раскола на Урале, вблизи Екатеринбурга). Припасы, медь, слитки золота и серебра, деньги широко поступали из демидовской казны на Выг, а после большого выговского пожара в 1720-х гг. все хозяйственные постройки были отстроены богатой рукою " господина Демидова» 2166 . Эти почитатели старой веры широко открыли двери своих предприятий для старообрядцев, и не будет преувеличенным сказать, что коммерческое и техническое руководство их промышленной империи до начала, даже до середины XIX века было почти целиком в руках старообрядцев. Главным управляющим заводами Демидовых на Урале в течение долгих десятилетий начала XVIII века был Гаврила Семенов, сын пионера олонецкой металлургии Семена Гаврилова. Гаврила Семенов укрывал на заводах всех преследуемых раскольников, подобрал из них администрацию заводов и сам кончил свои дни старцем на Выге 2167 .

http://azbyka.ru/otechnik/Sergej-Zenkovs...

Наконец, «Сила» в современном греческом чине является диаконским возгласом, обращённым к хору и призывающим к более динамичному, то есть более громкому и распевному последнему повторению Трисвятой песни. Такое последнее повторение стиха или краткого песнопения носит название перисси. «Сила» как диаконский возглас не встречается ни в древних рукописях 407 , ни в печатных изданиях до второй половины ХХ в. Он появляется лишь в элладском «Иератиконе» 1962 г. В брошюрах «Последование чтеца», которые издавались с начала XVII b. и содержат богослужебные тексты для чтеца и хора, и только в них, есть «Сила», но это слово поётся хором. «Лик: Сила. Святый Боже...» – таково обычное указание этих брошюр 408 . Необходимо отметить, что и в «Иератиконе» 1962 г. есть указание, что, если нет диакона, «Сила» может спеть первый хор 409 . Все эти данные приводят к выводу, что возглашение «Сила» диаконом является новой практикой, тогда как ранее это слово пелось певчими непосредственно перед перисси Трисвятой песни. Профессор архим. Киприан (Керн) предполагает, что первоначально «Сила» было указанием для певцов «петь в последний раз Трисвятое особенно громогласно, сильно». Оно находилось на полях богослужебных нот или какой-либо иной богослужебной книги, а потом перешло в сам текст песнопений 410 . В России, в рамках предпринятой при патриархе Никоне попытки сделать русское богослужение идентичным греческому, слово «Сила» было введено в «Ирмологий», книгу для хора. Так, «Ирмологий» 1657 г. предписывает: «Слава, и ныне. Первый лик вышшым гласом: Сила. Святый Боже... " 411 . Однако пение этого слова не привилось в России, так как в 1720-х гг. оно исчезает из «Ирмологиев» 412 . И конечно, русское богослужение никогда не знало диаконского возгласа «Сила». Рассматривая чин Трисвятого на Божественной литургии, мы видели, что русский чин литургии позаимствовал из греческого определённые поздние элементы, которые впоследствии были отвергнуты в греческом православном мире: благословение «времени Трисвятаго» и сложная концовка молитвы Трисвятого пения. В русской литургии эти элементы сохраняются до сего дня. § 4. Чтение Апостола и Евангелия

http://azbyka.ru/otechnik/Pravoslavnoe_B...

Народа в нашем смысле слова в кругах, писавших проекты, не понимали или не признавали. НОВЫЙ ПЛАН КНЯЗЯ ГОЛИЦЫНА. Пока шляхетство в своих проектах спешило заявить свои сословные желания, князь Д. Голицын вырабатывал и обсуждал с Верховным тайным советом план настоящей конституции. По этому плану императрица распоряжается только своим двором. Верховная власть принадлежит Верховному тайному совету в составе 10 или 12 членов из знатнейших фамилий; в этом Совете императрице уделено только два голоса; Совет начальствует над всеми войсками: все по примеру шведского государственного совета во время его борьбы с сеймовым дворянством в 1719 - 1720 гг. Под Советом действуют у Голицына еще три учреждения: 1) Сенат из 36 членов, предварительно обсуждающий все дела, решаемые Советом; 2) Шляхетская камера (палата) из 200 членов по выбору шляхетства охраняет права сословия от посягательств со стороны Верховного тайного совета и 3) Палата городских представителей заведует торговыми и промышленными делами и оберегает интересы простого народа. Итак, знатнейшие фамилии правят, а шляхетские представители наравне с купеческими обороняются и обороняют народ от этого правления. Этот план не тушил пожара, а только подливал боярское масло в дворянский огонь. Старый Дон-Кихот отпетого московского боярства ввиду надвигавшейся из Митавы своей избранницы пошел, наконец, на уступки, решился немного приотворить двери ревниво замыкаемого верховного управления и даже допустить нечто похожее на представительство народных интересов, идея которого была так трудна для сознания господствующих классов. Еще шире захватывает он интересы общественных классов в составленной им форме присяги императрице. Он и здесь упрямо стоит на аристократическом составе и на монополии законодательной власти Верховного тайного совета, но расточает важные льготы и преимущества духовенству, купечеству, особенно знатному шляхетству и сулит всему дворянству то, о чем оно не осмеливалось просить в своих проектах: полную свободу от обязательной службы с правом поступать добровольно во флот, армию и даже в гвардию прямо офицерами. Эта своего рода хартия сословных вольностей шляхетства венчалась обещанием, особенно для него желанным, - дворовых людей и крестьян ни к каким делам не допускать. Петровскому крестьянину Посошкову и целому ряду административных и финансовых дельцов, выведенных Петром Великим из боярской дворни, произносилось политическое отлучение.

http://lib.pravmir.ru/library/readbook/1...

Oxf., 2005r; Heers J. L " Histoire oubliée des guerres d " Italie. Versailles, 2009. М. А. Юсим, Э. П. К. XVIII - сер. XIX в. Политический и экономический кризис в итал. гос-вах усилился с началом войны за «испанское наследство» (1701-1714), в ходе которой И. вновь превратилась в арену военных действий между Францией, Испанией и Свящ. Римской империей. В антифранц. коалиции активное участие приняло Савойское герц-ство, войска Свящ. Римской империи возглавил Евгений Савойский. По условиям Утрехтского (1713) и Раштаттского (1714) мирных договоров последовал новый территориальный раздел И. Испания лишалась владений в И., Свящ. Римской империи отошли Неаполитанское королевство, Миланское герц-ство (Ломбардия), Сардиния, крепости в Тоскане. В ряде государств Центр. Италии воцарились родственные австр. Габсбургам династии (Лотарингская и д " Эсте). Уменьшилось политическое и экономическое влияние Венецианской и Генуэзской республик. Савойское герцогство расширило владения за счет пограничных территорий (Монферрато, часть территорий Генуэзской республики и Ломбардии), а также Сицилии, благодаря чему савойский герц. Виктор Амадей II получил от имп. Карла VI Габсбурга королевский титул. Поддержка папой Римским Климентом XI (1700-1721) стран антифранц. коалиции позволила по итогам войны частично расширить территорию Папской области, которая продолжала отделять Неаполитанское королевство от гос-в Сев. Италии. В 1717-1720 гг. Испания предприняла неудачную попытку вернуть владения в И., утраченные по Утрехтскому договору. По окончании т. н. войны четверного альянса, в к-рой ведущую роль в сражениях с испан. войсками играла австр. армия, кор. Виктор Амадей II был вынужден уступить Неаполитанскому королевству Сицилию в обмен на о-в Сардиния; т. о. завершилось преобразование бывш. Савойского герц-ства с центром в Пьемонте в Сардинское королевство. В 1734 г. в ходе т. н. войны за «польское наследство» испан. войскам удалось завоевать Неаполитанское королевство, в к-ром воцарилась ветвь испан.

http://pravenc.ru/text/2033697.html

В философском отношении важной новой идеей, введенной Л. в «Теодицее», является концепция возможных миров, созданная с целью продемонстрировать, что существующий мир, не будучи безусловно совершенным, тем не менее является наилучшим из всех возможных. Л. рассматривал «Теодицею» в качестве пробного представления одной из частей своей метафизической системы, полное изложение которой он намеревался дать в последующих произведениях (ср.: Antognazza. 2009. P. 479-486). Этот замысел, однако, остался неосуществленным. В 10-х гг. XVIII в. Л. смог создать лишь 2 небольших законченных философских трактата, в к-рых его поздняя метафизика была намеренно представлена в упрощенном и тезисном виде, без подробных объяснений и обоснований. В соч. «Начала природы и благодати, основанные на разуме» (Principes de la nature et de la grâce fondés en raison; 1-е изд.- 1718; переизд.: Leibniz. Phil. Schr. Bd. 6. S. 598-606; рус. пер.: Соч. Т. 1. С. 404-412), написанном Л. в 1714 г. в Вене по просьбе принца Евгения Савойского (1663-1736), преимущественно обсуждаются природа монад, их свойства, иерархический порядок; Л. рассматривает также отношение монад к Богу, формулируя основные метафизические законы, к-рыми определяются связь необходимого сущего с контингентным сущим, а также мировой порядок и гармония. Примерно в это же время Л. написал еще одно упрощенное изложение собственной метафизики, предназначавшееся для Н. Ф. Ремона, советника французского регента Филиппа II Орлеанского (1674-1723). Это сочинение, впервые опубликованное в нем. переводе в 1720 г., получило известность под издательским заглавием «Монадология» (Monadologie, также Eclaircissement sur les monades; 1-е изд. франц. оригинала - 1840; переизд.: Leibniz. Phil. Schr. Bd. 6. S. 607-623; рус. перевод: Соч. Т. 1. С. 413-429). По структуре этот трактат почти идентичен предыдущему, однако в нем более подробно раскрывается природа монад как субъектов познания и деятельности, а также рассматриваются характерные особенности 3 видов монад: простых субстанций, оживотворяющих тела душ и разумных духов (ср.: Holzhey, Murdoch.

http://pravenc.ru/text/Лейбниц.html

   001    002    003    004    005    006    007    008    009   010