Др. важным сочинением М. Б. является хроника Дамаска его времени под названием «История Дамаска» ( Tarkh aš-Šm). Центральное место в летописи занимает жизнь правосл. общины, включенная в общесир. политический контекст. Автор пишет о войнах, мятежах, сменах властителей, урожаях, нашествиях саранчи, эпидемиях, ценах на хлеб и др. Подобная тенденция сочетания церковной и общественно-политической истории, характерная для арабо-христ. хронистов XVIII в., берет свое начало, видимо, с М. Б. «История Дамаска» начинается с 1720 г., с сер. 50-х гг. XVIII в. записи становятся регулярными, завершается повествование 1781 годом. Хотя основное внимание автор уделял Дамаску, в летописи фигурируют эпизоды из текущей истории Ливана, Палестины, Египта. М. Б. пишет о состоянии соседних Православных Церквей, о смене османских султанов, упоминает нек-рые события европ. жизни (Семилетняя война, Лиссабонское землетрясение 1755 г. и др.), что свидетельствует о расширении культурных контактов и кругозора арабов-христиан в этот период. В хронике приводятся также различные полуфольклорные предания, рассказы о чудесах и пророчествах, бытовавшие среди правосл. арабов. Позднейшие араб. историки обращали внимание на неоднократно встречавшийся у летописца этноним «сыны арабов» в применении к жителям Сирии, видя в нем проблески национального самосознания. В целом летопись М. Б. представляет собой один из основных нарративных источников по истории араб. вилайетов Османской империи XVIII в. и является одним из лучших достижений арабо-правосл. историографии. «История Дамаска» была издана мелькитским католич. историком К. Башей в 1930 г. по единственной известной тогда рукописи из Берлина (впосл. в частном собрании был обнаружен еще один список). Публикацию текста Баша сопроводил обширной подборкой исторических документов католич. происхождения, к-рые должны были составить альтернативу правосл. т. зр. летописца. В 1982 г. Ахмад Гассан Сабану осуществил переиздание текста Баши с расширенным комментарием.

http://pravenc.ru/text/2563726.html

В качестве наказания за поддержку кор. Якова II англ. власти конфисковали земельные наделы у мн. ирл. землевладельцев. Вслед за англ. парламентом, принявшим репрессивный «Акт о папистах» (1698), в 1704 и 1709 гг. ирл. парламент выпустил законы «по предотвращению дальнейшего распространения папизма» (Act to prevent the further Growth of Popery), оказавшие значительное влияние на переход земельных владений в И. к англ. колонистам, к-рым обеспечивались многочисленные налоговые льготы и различные послабления в адм. вопросах. Переход из протестантизма в католич. веру запрещался под угрозой конфискации имущества, а конфискованные у католиков земли и недвижимость передавались протестантам. Католиков обязывали завещать имущество и земельные владения в равных долях между всеми наследниками муж. пола (обычай гевелкайнд), при этом переход одного из сыновей в протестантизм делал его единственным законным распорядителем собственности и земли. Католикам запрещалось приобретать земельные участки, их аренда ограничивалась 2 акрами и сроком в 31 год. Владелец земли (лендлорд) сохранял за собой право расторгать аренду в случае, если ее доходность будет превышать арендную плату. В результате этих законов количество земель, принадлежавших католикам, сократилась с 14% в 1691 г. до почти 5% в XVIII в. Большинство англ. лендлордов не проживало в И. и сдавало земли в аренду местным управляющим-протестантам (т. н. милдменам), к-рые затем разделяли арендованные земли на мелкие части и сдавали их в субаренду ирл. крестьянам за высокую плату. «Карательные законы» способствовали переходу в протестантизм мн. ирл. землевладельцев и знати. В XVIII в. в И. почти все представители высших социальных слоев являлись англиканами, хотя подавляющее большинство населения страны продолжало исповедовать католицизм. Период, во время к-рого католич. большинство было почти полностью исключено из политической жизни, а руководящее положение в обществе занимали протестант. знать и духовенство и представители привилегированных профессий (напр., юристы), именуется «протестантским господством» (Protestant Ascendancy). В 1720 г. палата лордов ирл. парламента передала право законодательной инициативы англ. парламенту, а в 1751 г. палата общин ирл. парламента была лишена права распоряжаться налоговыми поступлениями. Высшая исполнительная власть в И. принадлежала лорду-лейтенанту (лорду-наместнику), назначавшемуся англ. королем. Часто лорд-лейтенант отсутствовал в стране, и его полномочия исполнял верховный судья И., как правило, эту должность занимали англикан. архиепископы Арма. Так, с 1724 по 1742 г. фактическим правителем И. был англикан. архиеп. Хью Боултер, в 1747–1764 гг.— англикан. архиеп. Джордж Стоун.

http://sedmitza.ru/text/2560394.html

С 1683 г. Посольскому и Селенгинскому мон-рям принадлежало устье р. Селенги с богатыми рыбными ловлями. В 1688 г. Троицкому мон-рю была пожалована Темлюйская дер., летом следующего года мон-рь получил «заречешные по Селенге покосы». С 1701 г. Д. д. м. принадлежала Кударинская вотчина по правобережью устья Селенги. Здесь предполагалось основать мон-рь для новокрещеных бурят, поэтому в этой вотчине оставлялось ок. половины хлебных запасов миссии «про брацкий обиход, и работным людям, и новокрещеным, и иноверцам, понеже то для новокрещеных и обитель оная велено строить» (впрочем, частые наводнения не способствовали развитию в этих местах земледелия). В нач. 30-х гг. XVIII в. здесь была построена Благовещенская ц. В 1704 г. Троицкий мон-рь стал владельцем богатой Хилоцкой вотчины в нижнем течении р. Хилок, где были сосредоточены основные бурят. кочевья. В 1708 г. к вотчине присоединили земли в устье Хилка, в 1720 г.- дер. Буй. В 1729 г. Троицкий мон-рь получил обширные сенные покосы по р. Киреть, между реками Чика и Хилок, через год - пахотные земли и выгоны для скота по левобережью Хилка до Бичуры и до Кирети. Вслед. этих пожалований монастырскими стали деревни и заимки Хилоцкой вотчины: Еланская, Сухой Ручей, Бичура, Узкий Луг, Буй, Красная Слобода и Куналей. В 1723 г. в центре Хилоцкой вол., с. Харитонове, насчитывалось 37 дворов. Позднее эти рус. поселения вошли в состав Мухоршибирской и Куналейской волостей и стали 2-м по значимости центром христ. культуры в Зап. Забайкалье. В 1724 г. во владения Троицкого мон-ря перешло Котокельское оз. со всеми впадающими в него реками, с сенокосными угодьями. Дворы, земельные участки, промышленные заведения, принадлежавшие мон-рям Д. д. м., появились в Селенгинске, Удинске, Кяхте, Иркутске. Всего во владениях миссии распахивалось ок. 200 дес. земли, миссия получала 25 пудов зерна с каждого двора как продуктовую ренту. Монастырские мельницы обслуживали не только приписных крестьян, но и посадских людей, а также земледельцев всего Зап. Забайкалья. Излишки хлеба продавались, в 1-й пол. XVIII в. монастырская торговля хлебом стала значительным фактором в развитии экономики Забайкалья, то же самое можно сказать о торговле рыбой и солью с монастырских ловлей и варниц.

http://pravenc.ru/text/171434.html

Часовенное согласие сложилось из нескольких миграционных потоков старообрядцев, продвигавшихся в разное время из европейской России все дальше на восток. В 1720 гг. основная часть предков часовенных ушла из нижегородских лесов на Урал . Еще в начале XX века основная масса их потомков была сосредоточена в треугольнике, образованном городами Пермью, Тюменью и Челябинском. Переселению на Урал способствовало и то, что в начале XVIII столетия владельцы уральских заводов оказывали покровительство бежавшим старообрядцам, видя в них мощную рабочую силу. Позже помощь такого рода стали оказывать и государственные заводы, а Екатеринбург превратился в центр старообрядцев, поселившихся на Урале. Сами часовенные возводят свои истоки к священноиноку Софронию, поселившемуся на Керженце и принятому от ереси священниками дониконовского рукоположения Дионисием, будущим Шуйским, Трифилием Вологодским и др. От Софрония принял исправу руководитель уральского старообрядчества священноинок Никифор, который затем ушел с Керженца со многими старцами на Урал из-за несогласия с ветковско-стародубскими отцами, напрасно подозревая их в безобразном приеме священных лиц, посвященных малороссийскими епископами-обливанцами . Следует заметить, что после смерти патриарха Андриана в 1701 году в Москву для участия в работе Синода было вызвано много лиц, имеющих с точки зрения Никифора обливательное крещение и сомнительное рукоположение. Разногласие Никифора с керженскими и ветковско-стародубскими отцами произошло из-за того, что они якобы принимали священных лиц без разбора, не выясняя, кто кем рукоположен. Его последователи занялись выяснением, какие епископы заведомо были крещены в три погружения и рукоположены также крещенными в три погружения епископами. После такого рода изысканий они стали принимать священных лиц, рукоположенных только такими архиереями. в 1776 году руководители часовенных полагали, опираясь на некие, будто бы полученные в Синоде данные, что из священноначалия Православной Церкви крещены в три погружения лишь рязанский и грузинский епископы, а значит, принимали к себе священников, рукоположенных этими епископами.

http://pravoslavie.ru/2282.html

Оконченное к 17 сентября 1821 г. оно было отправлено в Константинополь, Афины и другие греческие города, и там стало образцом для местных греческих изданий. Оно без изменений было перепечатано по благословению Элладского синода в Афинах в четырех томах, и таким образом приобрело значение официального греческого церковного текста. В России в первое время издание прошло почти незамеченным. Его даже не было в 20-х годах в продаже в синодальной лавке. Так как цель издания была практическая, его научные источники не могли быть особенно обширны. Издатели перепечатали текст Александрийского кодекса в той форме, в какой его издал Иоганн Якоб Брейтингер в 1730 г., перепечатавший в свою очередь Оксфордское (Оксониенское) издание 1707–1720 гг. Эрнеста Грабе. Некоторые правки Грабе, сделанные им на полях своего издания, были сочтены за истинное чтение Александрийского кодекса и внесены в текст, а настоящее чтение кодекса вынесено в конец книг в качестве разночтений. В число таких правок попали некоторые разночтения сделанные Грабе по изданию Ватиканского кодекса. Как издание чисто практическое, Τα Βιβλια, εν Μοσχα, ετει 1821, вполне отвечало намеченной цели. Когда в 1859 г. Английское библейское общество задумало издать для греков греческую Библию , то оно было вынуждено считаться с московским изданием как с официальным текстом греческой Церкви. 10 Книга Притчей Соломоновых (1–12 и 31 главы) и Песнь Песней так же переведены с издания Септуагинты, напечатанного в Москве в 1821 году. Однако сделаны вставки из других греческих переводов, которые епископ Порфирий обозначал квадратными скобками. В текст книги Песнь Песней из Синайского кодекса были добавлены указания на слова Жениха, Невесты, девушек и других лиц. Епископ Порфирий писал, что его перевод предназначен для чтения в домах, а не в церкви, и поэтому он счел нужным воспроизвести эти добавления. По его мнению, указания представляли ценность, потому что они были сделаны знатоками Священного Писания Александрийской огласительной школы, а так же помогали понять буквальный смысл Песни Песней.

http://azbyka.ru/otechnik/Dmitrij_Dobyki...

Палица считалась принадлежавшей митрополиту Фотию и даже привезенной им из Константинополя, что вызывает большие сомнения. Поновления сильно исказили облик памятника. О том, что он выполнен до XVII в., свидетельствует первое дошедшее до нас упоминание, в Описи Патриаршей ризницы 1631 г.: «Палица Фотия митрополита шита по червчатой камке пряденым золотом, Спаса Нерукотворного образ, да Воплощение Пречистые Богородицы, по сторонам ангелы, в исподи по сторонам херувими с шелки, около пугвицы обнизаны жемчугом слова «Достойно есть...» У нее два крюки серебряных да две кисти шелк червчат с золотом, ворворки, на них низаны репейки, подкладка тафта вишнева ветха, жемчугу посыпалось в расных местех». Ветхая подкладка и осыпь жемчуга свидетельствуют, что вещь была не новая. В Описи Патриаршей ризницы 1720 г. значится: «Палица Фотия митрополита по зеленому атласу... две кисти из золотных нитей, третья из серебряных» (остальное описание повторяет Опись 1631 г.). Епископ Савва в Указателе 1863 отмечал: «Палица митрополита Фотия, привезенная им в 1408 г. из Константинополя», также начинает ее описание со Спаса Нерукотворного, «а под ним в кругу Богоматерь с архангелами по сторонам». Савва приводит изображение той самой палицы, которая сохранилась до наших дней. В отчете о занятиях в Патриаршей ризнице в 1909–1910 гг. В. К. Клейн записал: «...в палице от времени Фотия сохранилось очень немногое, – она, за небольшим исключением, относится к XVII в. От старинной палицы Фотия сохранились оба круга с изображением Богоматери, и херувимы, вырезанные со старой червчатой камки, как значится в описи 1631 г., и нашитые на новый зеленый атлас, вероятно, в первой половине XVII в., когда для патриарха Филарета переделывались фотиевские поручи. Вынизанное жемчугом «Достойно есть»... также по палеографическим данным указывает на XVII в., не говоря о камке и золотых с блестками кистях». Это мнение знатока древних тканей и шитья очень важно. Мы считаем, что кроме ликов Богоматери и Спаса, а также херувимов, остальное шитье, как и фон зеленого атласа вместе с русской надписью и жемчужной обнизью, относится к переделкам XVII в. Частично жемчужная обнизь, в частности, розетки, а также подкладка, кисти являются поновлениями XIX в. (?)

http://azbyka.ru/otechnik/ikona/drevneru...

Практика не оправдала первоначальной теоретической снисходительности и свободы взглядов царя на заблуждения старообрядцев, вместо смертной казни при Пётре развилась и укоренялась система пыток, доводившая упорных раскольников до ожесточения, преждевременной смерти и смертных приговоров; до крайности развилась система доносов, покровительствуемая и поощряемая частными распоряжениями и подозрительностью правительства к раскольникам, на которых в царствование Петра (особенно в последние годы) смотрели как на подданных, неблагонадёжных в политическом отношении. К особенностям законодательства Петра Великого нужно отнести и то, что «во всех указах против раскольников, и полицейских и судебных розысках, в объявлениях преступлений казнимых изуверов причиной преследования раскола везде выставляется не религиозная его виновность, как прежде, а только его противо-государственный характер» 540 . Уклонением противо-раскольнических мер от первоначального своего характера объясняли, главным образом, слабость их и недействительность; много было придумано мер, но они направлены были не на убеждение последователей и защитников раскола, а на стеснение их жизни с внешней и внутренней стороны. В этом отношении меры Петра не представляли на практике чего-либо нового, особенного в сравнении с прежними, в противо-раскольнической деятельности Петра не видно строго обдуманной программы; в проведении её на практике не было ни единства, ни настойчивости, ни применимости к местным условиям жизни приверженцев старообрядческого раскола. Считаем уместным сказать ещё нечто о мерах наказания и воздействия на религиозный раскол, какие употреблялись в католическом и протестантском западе одновременно с существованием Святейшего Синода в первые годы его деятельности. Это нужно сделать для сопоставления и сравнения мер, употреблявшихся у инославных христиан против еретиков и раскольников, и взглядов на эти меры некоторых писателей. Сравнение это возможно, несмотря на различные условия церковной жизни инославного запада как в данное время (1720–1730 гг.), так и в предшествовавшее.

http://azbyka.ru/otechnik/Avgustin_Sinaj...

Распоряжение ссылалось на доклад сенатора Романа Илларионовича Воронцова, согласно которому члены комиссии, учрежденной тобольским митрополитом (украинцем) для борьбы с раскольниками,»въезжая в их деревни, грабят дома и все имения, и их бьют, и мучат немилосердно, и сажают их в цепях под караул " 1440 . Волна гарей начинается и на Севере 1441 . Но ревностные ученики Киевской академии стремятся по польскому способу ввести в России единую религию. Им, привыкшим менять православие на унию, а унию на протестантизм, непонятно, почему старообрядцы так упорно держатся за свою веру, и сами они все больше и больше ожесточаются. В том же 1761 г., когда Сенат предписывает послать в Нижегородскую губернию для защиты раскольников от миссионеров старого, честного офицера 1442 , архиепископ владимирский Антоний и архиепископ нижегородский и митрополит сибирский – все трое бывшие киевские студенты – требуют строжайших мер для " искоренения таковой раскольничьей ереси» 1443 . В то же время, администрация извещала, что в Нижегородской и Владимирской губерниях осталось не больше 10–15 процентов прежнего раскольнического населения, и что основная его масса «принуждена была разойтись врознь из-за чинимых не малых притеснений " 1444 . Но это была последняя попытка сломать старую веру. Обезлюдение Севера и Центра испугали правительство. Меры для прекращения бегства и эмиграции не помогали 1445 . Число эмигрантов достигло, по некоторым сведениям, миллиона. Правительство решило прекратить динамичную миссионерскую деятельность киевлян, самих киевлян стали заменять великороссами. Настало время веротерпимости. Статистические данные о старообрядчестве в других частях России гораздо беднее. Так, например, в Тобольской епархии на 1722 г. насчитывалось 36 521 человек раскольников, около четвертой или пятой части всех мужчин Западной Сибири 1446 . В Московском уезде на 1720 г. было 5579 раскольников, в самом городе Москве на 110–130 тысяч населения в 1725–1730 гг. только официально записанных раскольников из богатых торговцев числилось 304 человека 1447 .

http://azbyka.ru/otechnik/Sergej-Zenkovs...

Передача всяких сборов с казанских монастырских крестьян в губернские и провинциальные канцелярии, с которыми ведался и Монастырский Приказ, весьма заметно отразилась на разорении самих крестьян и монастырского хозяйства. Такое печальное явление имело в результате поворот к прежнему порядку. 16 октября 1720 года вышел указ, которым приказано самим архимандритам и игуменам ведать монастырские вотчины при условии исправного платежа всяких взносов в казну. Из ведения монастырских властей исключались бывшие монастырские вотчины, отданные по именным указам в вечное владение частным лицам. 60 Высший надзор за исправным поступлением государственных сборов оставался за светской властью в лице Сената и подведомственных ему учреждений, но не долго. При самом учреждении Св. Синода с именем Духовной Коллегии, все церковные вотчины, «того ради, что оныя от гражданских управителей пришли в скудость и пустоту, а Духовная Коллегия присягой обязалась, как в верности, так и в искании интересов Царского Величества, против прочих коллегий не меньше», переданы в ведение Синода. При повороте к старому порядку следовали указ за указом. Одним из таких указов требовалось, чтобы Синод отсылал в Камер и Штат-Контер-Коллегию все сборы, как-то: доимочные, табельные, сверхтабельные и назначаемые по распоряжениям Сената с Камер-Коллегией. Синод далеко не сразу мог упорядочить дело относительно сборов. Дело в том, что окладные росписи составлялись и хранились в Монастырском Приказе и Камер-Конторе. Но это дело велось очень запутанно, так что Синод с трудом достал краткие и не ясно расписанные, а «иные и зело неисправные ведомости, которых нельзя было употреблять в действо». Губернские и провинциальные канцелярии, дурно отрекомендованные при возвращении церковных вотчин в ведение духовной власти, неохотно давали сведения и справки епархиальным учреждениям. Ничем иным, как этой беспорядочностью объясняется то обстоятельство, что, не смотря на указ 1721 года от 19 ноября, требовавший уравнять всех крестьян по отбыванию платежных повинностей, с 1238 дворов монастырских крестьян по казанскому уезду за два года (1722–1723 гг.) взято лишнего 2659 руб. 37 коп. 1 ден. После долгой волокиты лишние деньги были зачтены в подушный оклад. 61

http://azbyka.ru/otechnik/Ivan_Pokrovski...

Следует обратить внимание и на то, что заказчик Никольской церкви отвергает стилистику, которой придерживается региональная школа и, вместе с тем, не включается в поиск новых форм. На пожалованных землях возникает храм такого типа, который не приспособлен для православного богослужения, но значим по своей символике для петровского времени. Ведение этого вотчинного строительства было начато на широкую ногу: сюда по бездорожью свозится белый камень, ставятся печи, обжигаются кирпичи. Сложный центрический объем церкви, при всей наивности его форм, отличает высокое качество постройки. Если придерживаться изложенной здесь гипотезы, что проект храма задуман старшим Игнатьевым, то принят он был до 1747 г., то есть не позднее года его смерти. И в этом случае понятно, отчего в своей далекой усадьбе, на пожалованных землях, комендант Петропавловской крепости решает воскресить архитектурный образец московского зодчества конца XVII столетия. Он возвращает к жизни далекий образ времён своей славной и богатой деяниями юности. Феномен обращения к архитектурным типам петровского времени характерен для 40-х гг. XVIII столетия. По справедливому замечанию В.И. Плужникова, именно в этот период в московскую архитектуру начинают возвращаться многие нетрадиционные типологии, развитие которых остановилось к 1720-м г.г. Так, на примере усадебного строительства семьи Игнатьевых мы наблюдаем один из механизмов, вызывающих к жизни это явление. И.В. Северцева (МГУ имени М.В. Ломоносова) «Храм села Руднево Тульской губернии – памятник русской архитектуры первой половины XVIII в.» В настоящее время ведётся восстановление храма, которое нуждается в финансовой поддержке. Добавить комментарий Комментарии и обсуждение Ваш комментарий будет первым. Административное деление приведено по состоянию на начало 2022 года. × Внести изменения в объект × Добавить статью или комментарий × Добавить фотографии (можно загружать сразу несколько файлов) Только зарегистрированные пользователи могут добавлять фотографии в каталог.

http://sobory.ru/article/?object=02368

   001    002    003    004    005    006    007    008   009     010