Отказ от признания старых Б. законными произошел в федосеевщине в 70-80-х гг. XVIII в. К нач. XVIII в. стали очевидны негативные последствия всеобщего обязательного девства - старообрядческие писатели XVIII в. жалуются на то, что среди их единоверцев «целомудрие увядаше, а скверное житие цветяше». Благодаря изданию в петровское время ряда законов о старообрядцах (указами 1714, 1719, 1720 и 1722 гг. старообрядцам разрешалось жить в селениях при условии уплаты двойного налога, не ходить на исповедь, не венчаться в церкви, носить бороду и одежду старинного покроя при условии уплаты штрафа) жизнь в старообрядческих сообществах оживилась, в кон. 20-х гг. XVIII в. активизировались попытки решения брачной проблемы. На поиски архиерея в основном из-за необходимости освящать Б. в Палестину с Выга в 1730 г. был отправлен М. И. Вышатин , но путешествие было безрезультатным. Особенно важную роль в истории старообрядческих споров о Б. сыграл И. Алексеев , в 1728 г. в Выговской киновии изложивший свои взгляды на Б. и позднее развивший их в обширном соч. «О тайне брака» (1762). Алексеев выступил с обличением «мнимого всеобщего безбрачия» и учил о необходимости брачной жизни у беспоповцев, признав возможным венчаться в правосл. Церкви (венчавшиеся беспоповцы получили название «новоженов»). Ход рассуждений Алексеева был следующим: Б. установлен в раю Богом, его основание - благословение Адама и Евы, к-рое передается их потомкам и актуализируется при наличии у брачующихся взаимной любви и согласия вступить в брачные отношения. Это согласие должно быть выражено в словесной форме при свидетелях и закреплено благословением родителей. Алексеев утверждал, что венчание является не совершением таинства Б., но «общенародным христианским обычаем», введенным для отличия законного Б. от блудного сожительства. Аргументация Алексеева послужила основой для всех последующих богословских построений беспоповцев-брачников. К 50-м гг. XVIII в. вокруг Алексеева собралось значительное число единомышленников, выступавших за необходимость заключения Б. Однако намеченный Алексеевым путь решения брачной проблемы оказался для старообрядцев фактически неосуществим, т. к., согласно указам Святейшего Синода 1722 и 1736 гг., венчаться в правосл. Церкви они могли только при условии перехода в Православие. В этих обстоятельствах беспоповцы, стремившиеся к брачной жизни, сделали из аргументации Алексеева вывод о том, что можно вступать в Б. и без священника. Появились новожены (как поморцы, так и федосеевцы), к-рые вступали в Б. по взаимному согласию, без венчания.

http://pravenc.ru/text/Брак.html

87 t.). Ефрем Сирин составил краткие морально-пророчественного характера схолии на всю книгу (в рус. пер. 6 ч. М. 1887 г.). Из западных отцов особенно обстоятельно, в буквально историческом и аллегорическом смыслах по еврейскому тексту и переводу LXX, объяснил всю книгу Исаии бл. Иероним. Желая быть верным «историческому фундаменту» и принятому в христианстве пророчественно-аллегорическому изъяснению писаний, бл. Иероним на некоторые отделы, напр. 13–22 главы, составил двоякое объяснение: в V книге буквальное, а в VI и VI1 анагогическое (M. 24 t., в рус. пер. 7 – 9 ч. его творений, изд. 1881 г.). Другие западные отцы не объясняли эту книгу. Опуская средневековых и новых западных толковников 62 , считаем нужным из последних лишь отметить, что наиболее ценные толкования принадлежат Витринге (1714 – 1720 гг.) в ортодоксальном духе, – Гезениусу (1821–22 г.) в рационалистическом духе, но с очень ценным филологическим и историческим анализом книги; Дрекслеру (1845– 49 гг.), Дильману (1890 г.) и Деличу (1866, 79, 86, 89) – с полуортодоксальным объяснением и ценной филологией и философско-богословским глубоким анализом. На английском языке ценны толкования Чейна (Cheyne 1880 и 85 гг.) и Смита (1889, 90), но с сильным рационалистическим оттенком. Позднейшие рационалистические толкования принадлежат Думу (1892 г.) и Морти (1900 г.) – крайне рационалистического направления. Русских толковников можно предостеречь от них. В умеренном направлении составлены толкования Нэгельсбаха (1877), Бредэнкампа (1886–1887 гг.) и Орелли (в изд. Strack u Zöckl. 5 t. 1887 г.), a особенно католических толковников: Шегга (1850 г.), Кнабенбауера (1887 г. в издании Cursus scripturae sacrae), Трошона (1878 в издании: La sainte Bible avec commentaires). Самый поздний труд: Condamin. Le livre d’Isaie. Trad. critique avec notes et commentaires. Раг. 1905 г. Ha русском языке существуют монографии библиологические и экзегетические. П. ІОнгеров. Подлинность книги пр. Исаии. Прав. Соб. 1885–87 гг. Иеромонах Фаддей.

http://azbyka.ru/otechnik/Pavel_Yungerov...

пакгауза Биржи). На Троицкой пл. З. завершил строительство начатого Г. И. Устиновым здания «мазанковых коллегий» - Сената (1720 - не ранее 1722, разобраны в 1732), а в 1728-1734 гг. после Гербеля - отделку парадных залов. Тогда же освидетельствовал башню 1-го специализированного музейного здания России - с.-петербургской Кунсткамеры (проект архит. Маттарнови, Университетская набережная, 3). Сооружение в стиле петровского барокко состоит из 2 тождественных по внешнему облику симметричных 3-этажных корпусов. Они связаны сложным по конфигурации центральным объемом, завершенным многоярусной 8-гранной башней-обсерваторией. З. заканчивал строительство комплекса Придворного конюшенного ведомства (ок. 1724; начато Гербелем), здания Двенадцати коллегий (Университетская набережная, 7; 1734-1742), где руководил созданием богатой барочной отделки «Петровского» зала заседаний Сената (мастера Иван и Игнатий Росси). В 1721 г. на Троицкой пл. по проекту Д. Трезини им была воздвигнута новая, 2-ярусная арка с 3 проходами в стиле барокко. З. также строил триумфальные ворота по случаю возвращения царского двора из Москвы по проекту Д. Трезини у Аничкова и Полицейского мостов (1731-1732). Фасад и план Преображенского собора в С.-Петербурге. 1743-1754 гг. Гравюра. XVIII в. Фасад и план Преображенского собора в С.-Петербурге. 1743-1754 гг. Гравюра. XVIII в. В 30-х гг. XVIII в. З. построил для своей семьи (у него было четверо детей) «на свой кошт» каменный дом напротив Гостиного двора (Невский проспект, 46, не сохр.). В те же годы им построен дом Петерсона (Лобановых-Ростовских; Б. Морская ул., 31, перестроен). С апр. 1738 г. З. строил 2-этажный дом И. Неймана на углу Невского проспекта и набережной р. Мойки, близкий по типу к образцовым. Двухэтажное здание на подвалах, завершенное высокой черепичной крышей, украшали пилястры и фигурные барочные наличники, но в целом декор носил сдержанный характер. Позже на месте этого здания был возведен Строгановский дворец (1753; архит. Ф. Б. Растрелли); не исключено, что постройка З.

http://pravenc.ru/text/199723.html

Гак, ученик и последователь братьев Денисовых Гавриил Семенов (Украинцев) (1675–1750), был не только известным старообрядческим деятелем, но и умелым рудоискателем и организатором производства. Он появился на уральских заводах в 1720-х гг. и вскоре стал управляющим у Демидовых. В Невьянске у него был собственный дом, в котором было организовано старообрядческое училище, просуществовавшее до самой его смерти. Активное участие принимал в открытии Колывано-Воскресенского месторождения на Алтае в 1723 г. и строительстве там завода, принадлежащего Демидовым. Его брат Никифор Семенов (впоследствии – выговский киновиарх) работал приказчиком на Колывано-Воскресенском заводе и сумел организовать добычу серебра. Русский историк и государственный деятель B.II. Татищев, который в 1734–1737 гг. управлял уральскими казенными заводами, сообщал в Петербург: «На партикулярных заводах Демидовых и Осокиных приказчики едва ли не все, да и сами промышленники некоторые раскольники, и ежели оных выслать, то, конечно, им заводов содержать некем, и в заводах ея императорского Величества будет не без вреда; ибо там при многих мануфактурах, яко жестяной, проволочной, стальной, железной, почитай всеми харчами и потребностями торгуют олончане, туляки и керженцы – все раскольники» 59 . Вскоре Демидов и его семья сделались крупнейшими предпринимателями железного дела на Урале. В 1736 г. из 53 крупных заводов на Урале 22 принадлежали Демидовым. В XVIII и начале XIX в. Демидовы, получившие к тому времени дворянство, считались богатейшими людьми Российской империи. «Другие заводы на Урале тоже принимали в качестве директоров и технократов горного и металлургического дела почти исключительно староверов. Они настолько преуспели, что к 1790-м гг. Россия производила больше железа, чем Англия, и даже вывозила свое железо в Англию и другие страны» 60 . В 1833–1834 гг. уральские старообрядцы братья Ефим и Мирон Черепановы построили первую в России железную дорогу и первый паровоз. Не меньшим был вклад старообрядцев в хозяйственное освоение Поволжья.

http://azbyka.ru/otechnik/sekty/kultura-...

границу, хотя и сделала ряд уступок; на востоке граница была установлена по Рейну (Франция вернула захваченные города на правом берегу Рейна), а на юго-востоке - вдоль Альп. Франция по-прежнему оставалась великой европ. державой, хотя ее международные позиции были ослаблены. Конец правления Л. был также ознаменован тяжелым финансовым положением. Трудности усугубляла неблагоприятная экономическая конъюнктура. Неурожаи вызывали массовую смертность (особенно серьезными оказались последствия голода 1693 и 1709 гг.). В 1715-1720 гг. численность населения Франции была ниже, чем в 1640 г. Войны поставили гос-во на грань банкротства. Налоговых поступлений было недостаточно для покрытия военных расходов. В 1695 г. для финансирования Девятилетней войны правительство впервые предприняло попытку ввести новый налог (капитацию, или подушную подать), к-рый должны были платить все подданные короля, в т. ч. из привилегированных сословий. Во время войны за испан. наследство был введен подоходный налог в размере 10%. Полностью идею всесословного налога реализовать не удалось; тем не менее дворяне, включая членов королевской семьи, вынуждены были платить и капитацию и десятину. Клирики также фактически платили налоги, но в виде т. н. безвозмездного дара, размеры к-рого согласовывались с королем на ассамблеях духовенства, созывавшихся каждые 5 лет. Л. скончался вскоре после завершения войны за испан. наследство. Король пережил своих сыновей и внуков, обладавших правом на престол. Чтобы обеспечить наследование престола прямым потомкам, Л. издал эдикт, предоставляющий это право его внебрачным сыновьям, что являлось нарушением неписаных законов франц. монархии (после смерти короля эдикт был опротестован Парижским парламентом). В итоге королем стал его 5-летний правнук Людовик XV (1715-1774). Л. был похоронен в королевской усыпальнице в базилике Сен-Дени. Гробница подверглась осквернению во время Французской революции 1789-1799 гг., существующая ныне построена в 1841-1842 гг. Соч.: Lettres. P., 1930; Mémoires et divers écrits.

http://pravenc.ru/text/2561072.html

Иудаизм. К кон. 70-х гг. XIX в. в г. Верном сложилась 1-я евр. община, состоявшая из солдат и их потомков (ок. 100 чел.). В 1884 г. открылась синагога. В наст. время число верующих составляет 5281 чел. С 1994 г. главным раввином К. является Ешая Элазар Коген. Открылись синагоги в Алматы, Астане, Усть-Каменогорске, Павлодаре и Костанае. В наст. время в К. представлена ортодоксальная ветвь иудаизма (движение «Хабад Любавич»). В 2004 г. в Астане была открыта крупнейшая в Центр. Азии синагога «Бейт Рахель - Хабад Любавич». В 2011 г. в К. насчитывалось 27 иудейских общин и 5 синагог. Буддизм начал распространяться на территории К. в V-VI вв. Гильом де Рубрук, посетивший в сер. XIII в. Юж. К. и Семиречье, описал «кумирню» (т. е. буддийский храм) в поселении Кайлак (Каялык) (отождествляется с городищем Антоновским в долине р. Лепсы). Буддийские изделия были обнаружены на городище Талгар (средневек. г. Тальхир). Здесь в слое XIII в. была найдена вырезанная из кости фигурка сидящего Будды. После прихода в К. джунгаров вновь появились буддийские храмы и монастыри: Аблайкит, вблизи Усть-Каменогорска в предгорьях Калбинского хребта в Вост. К., и Кызылкент, в горах Кент недалеко от Каркаралинска. Аблайкит был построен в 1654-1656 гг. и разрушен в 1670 г. Рукописи, которые были там найдены, в 1720 г. отправлены в С.-Петербург. На карте Джунгарии, составленной в 1716-1733 гг., нанесено 58 буддийских храмов и мон-рей. После разгрома в 1758 г. Джунгарского ханства Цинской империей китайцы завоевали Вост. Туркестан и заняли часть территории Старшего и Среднего жузов, в т. ч. и Джетысу, где по-прежнему проживали буддисты, служившие империи. В 1862 г. вспыхнуло антикит. восстание дунган, проходившее под лозунгом борьбы за ислам. В 1864 г. восстанием был охвачен весь Вост. Туркестан, где были уничтожены цинские гарнизоны и поселения, а также полностью разрушены буддийские храмы и мон-ри. В наст. время в К. распространен буддизм школы Вонбульгё (Вон-буддизм) (3 общины; общее число верующих - ок. 15 тыс. чел.), в основном его исповедуют калмыки, представители корейской диаспоры и тибет. буддизма (Ньингма, Кагью, Гелуг), объединенные в Тибетско-буддийский центр (2 общины).

http://pravenc.ru/text/1319864.html

М., 1994. Т.З. Кн. 16, гл. 43. С. 215).   Города Пифом и Раамсес   В 1-й главе книги Исход кратко говорится о переселении израильтян в Египет и отмечается, что по прошествии некоторого времени численность израильского населения в той земле значительно возросла ( Исх. 1, 1–7 ). В 8-м стихе сообщается о том, что восстал... новый царь, который не знал Иосифа и который, решив пресечь увеличение израильского населения, приказал предавать смерти новорожденных мальчиков ( Исх. 1, 15–16 ). В Священном Писании не называется имя этого египетского фараона, но этот исторический период довольно хорошо освещен с точки зрения археологии. На основании исторических и археологических свидетельств известно, что около 1580 г. до Р. X. коренное население изгнало из Египта гиксосов после почти 150-летнего (с 1730/1720 г. по 1580/1570 г. до Р. X.) тиранического правления их в стране Нила. 141 Считается общепризнанным, что египетский фараон, о котором упоминается в книге Исход и который не знал Иосифа, принадлежал к коренному населению египтян и был первым фараоном 18-й династии, сменившей династию гиксосских правителей. По мнению Дж. П. Фри, этого фараона звали Ахмосис I (или Амосис, или Амасис), 142 и он стоял во главе государства с 1580 по 1557 гг. до Р. X.2 В. Келлер замечает, что «новым царем, который ничего не знал об Иосифе, был, по всей видимости, Рамзес II (1290–1224 гг. или 1324–1258 гг. до Р. X.) или, по крайней мере, один из его предшественников». 143 К этому В. Келлер добавляет, что «незнание» фараона об Иосифе «вполне объяснимо, поскольку Иосиф жил за несколько веков до него, в эпоху господства гиксосов, а египтяне вовсе не желали помнить имена ненавистных им правителей и тем более имена их вельмож и князей. Поэтому если фараон, принадлежавший к новой династии, будь то Рамзес II (которого греки называли Сезострисом) или кто–либо из его предшественников, не знал Иосифа, то он ничего не знал о нем», как и «любой добросовестный египтянин». 144 Но будь египетский фараон, о котором говорится в книге Исход, Амасисом I или Рамзесом II, в любом случае он принадлежал к той династии, при которой израильтяне испытали все тяготы принудительных работ и прежде всего на строительстве городов–крепостей «Пифом и Раамсес, и Он» ( Исх. 1, 11, 14 по греч.

http://azbyka.ru/otechnik/Biblia/biblija...

Cедмица.RU Церковно-Научный Центр «Православная Энциклопедия» По Благословению Святейшего Патриарха Московского и Всея Руси Кирилла Функционирует при финансовой поддержке Министерства цифрового развития, связи и массовых коммуникаций Российской Федерации Флоря Б. Н. Тема конфессионального противостояния в “Летописи” С. Величко В противостоянии, обозначившемся на Украине к середине XVII в., конфессиональный фактор занимал, как известно, большое место. Это противостояние воспринималось в значительной мере как противостояние православных казаков, а с ними всего “русского” народа, и злых “ляхов”, желающих навязать свою “римскую” веру. В повествовании о восстании Б. Хмельницкого во всех памятниках украинского летописания тема конфессионального противостояния занимает видное место. Однако эта тема исчезает в повествовании о событиях более позднего времени. Ярким примером может служить “Летопись самовидца”. Ее автор Роман Ракушка с конца 1660-х гг. был высокопоставленным духовным лицом — протопопом в городе Браславе на Правобережье, в 1676 г. он вернулся на Левобережье, в Стародуб, где и умер в 1703 г. Однако во всем его произведении нет никаких известий о положении православных на территории Речи Посполитой во 2-й пол. XVII в. То же следует сказать о таком крупном памятнике, как “Летопись Грабянки”, основанном на “Летописи самовидца”. Исследователь памятника А. М. Бовгиря убедительно показал, что, расширяя свой основной источник, автор “Летописи Грабянки” в ряде случаев опускал благочестивые рассуждения своего предшественника и известия о событиях церковной жизни 1 . Иную картину в этом отношении рисует “Летопись” С. Величко. Ее исследователь справедливо отметил, что в произведении уделено значительное внимание вопросам, связанным с религиозной жизнью. Величко включил в свой текст свидетельства о деятельности ряда духовных лиц от Сильвестра (Косова) до Варлаама (Ясинского), часто говорит о событиях церковной жизни 2 . При этом следует иметь в виду некоторые особенности “Летописи” Величко. Чем ближе описываемые события к концу XVII в., тем чаще рассказ о них заменяется документами, которые сопровождаются короткими комментариями хрониста. “Летопись”, как известно, писалась в 1720-х гг. в Диканьке, имении В. В. Кочубея, но включенные в повествование документы Величко копировал в 1690-х гг., когда служил в гетманской канцелярии 3 . Наблюдения над использованными в “Летописи” Величко источниками позволяют судить, каков был круг знаний о конфессиональных отношениях в Речи Посполитой в конце XVII в. у представителя светской образованной верхушки, живо интересовавшегося этой проблематикой, и как воспринимались на рубеже XVII и XVIII вв. конфессиональные конфликты.

http://sedmitza.ru/lib/text/4261400/

делятся на дипломатические, в их основе лежит текст одной рукописи (Ватиканский или Александрийский), и критические, в к-рых на основании сличения разных рукописей делается попытка выявить более древние формы текста. Первое печатное издание одной из книг ВЗ - Миланская Псалтирь (1481). Полностью греч. ВЗ был впервые напечатан в составе Комплютенской полиглотты. В этом издании за основу был взят текст 2 идентифицированных минускулов из Ватиканской б-ки и, вероятно, неск. рукописей, находившихся в то время в Испании. Одна из ватиканских рукописей содержит текст в антиохийской редакции. Текст LXX в Комплютенской полиглотте был заимствован последующими изданиями: Антверпенской (1569-1572), Гейдельбергской (1586-1587), Гамбургской (1596) и Парижской (1645) полиглоттами. В 1518-1519 гг. в Венеции вышла в свет Альдийская Библия (Aldina, по имени владельца изд-ва Альда Мануция). Ее текст ВЗ базируется на неск. рукописях, к-рые были доступны А. Асолану. Предполагается, что он использовал нек-рые венецианские рукописи, хранящиеся в наст. время в Национальной б-ке св. Марка в Венеции. По крайней мере 3 минускула из использованных идентифицированы. Наибольший авторитет среди первых печатных изданий LXX имела т. н. Сикстинская Библия (Sixtina Romana), изданная по инициативе папы Сикста V в 1587 г. в Риме. В основу ветхозаветного текста впервые был положен один из лучших унциалов - Ватиканский кодекс, отсутствующие фрагменты заполнялись текстом др. рукописей. В XVII-XIX вв. появилось более 20 изданий Б., к-рые следовали тексту ВЗ Сикстинской Библии. В 1707-1720 гг. в Оксфорде был опубликован текст ВЗ, основанный на тексте Александрийского кодекса и ставший известным как издание Грабе. Особенностью этого четырехтомного издания (тома 2 и 3 подготовили Ф. Ли и Дж. Виган уже после смерти Й. Э. Грабе) является применение оригеновских знаков. Текст Грабе перепечатывался неск. раз, в частности в Москве в 1821 г. по благословению Святейшего Синода и в Афинах в 1843-1850 гг. Титульный лист Антверпенской Полиглотты. Антверпен. Изд. К. Плантена. 1569-1572

http://pravenc.ru/text/209477.html

В 1587 г. под покровительством папы Сикста V вышла так называемая Sixtina Romana. Впервые в основу издания был положен знаменитый древний Ватиканский кодекс, что определило традицию многих последующих изданий. Издание Александрийского кодекса было впервые осуществлено в Оксфорде Джоном Грэйбом (J. Grabe) в 1707–1720 гг. В 1798–1827 гг. в том же Оксфорде Роберт Холмс (R. Holmes) и Джеймс Парсонс (J. Parsons) издали в 5 томах текст греческого Ветхого Завета под названием: Vetus Testamentum graecum cum variis lectionibus. В основу издания положен Ватиканский кодекс по Sixtina Romana, разночтения приведены в общей сложности по 300 рукописям, даны свидетельства латинской, коптской, арабской, армянской, грузинской и славянской версий, патристическая цитация и свидетельства всех четырех предшествующих печатных изданий. Нужно сказать, что все издатели древних авторов и текстов первоначальной эпохи книгопечатания подходили к делу так же, как переписчики текстов. Они меняли и улучшали издаваемые тексты в довольно широких пределах, пользуясь неограниченными возможностями конъектуральной критики. Поэтому все первоначальные издания (editio princeps) должны рассматриваться в том же ряду источников текста, что и рукописи. Издание Холмса-Парсонса (иногда его называют Оксфордской Септуагинтой) является первым научным критическим изданием в истории Септуагинты, и сегодня оно может служить богатым источником разночтений греческого текста. Недостатком его является то, что коллации рукописей производились разными людьми без строгой унификации процедуры, потому нельзя быть уверенным, что тот или иной источник в критическом аппарате представлен в полном объеме и так же, как другие. В 1906–1940 гг. в Кембридже под названием The Old Testament in Greek вышло 8 томов так называемой Кембриджской Септуагинты под редакцией Брука, Мак-Лина и Теккери (А. Е. Brooke, N. McLean, Η. St. J. Thackeray). Издание обнимает книги от Бытия и до Товита включительно. В основу издания положен Ватиканский кодекс с элементами реконструкции, источники критического аппарата не столь многочисленны, как в Оксфордской Септуагинте, зато коллации выполнены весьма аккуратно. Характеристику издательских принципов дает Katz 1956, p. 180ff.

http://azbyka.ru/otechnik/Anatolij-Aleks...

   001    002   003     004    005    006    007    008    009    010