Наконец, «Сила» в современном греческом чине является диаконским возгласом, обращённым к хору и призывающим к более динамичному, то есть более громкому и распевному последнему повторению Трисвятой песни. Такое последнее повторение стиха или краткого песнопения носит название перисси. «Сила» как диаконский возглас не встречается ни в древних рукописях 407 , ни в печатных изданиях до второй половины ХХ в. Он появляется лишь в элладском «Иератиконе» 1962 г. В брошюрах «Последование чтеца», которые издавались с начала XVII b. и содержат богослужебные тексты для чтеца и хора, и только в них, есть «Сила», но это слово поётся хором. «Лик: Сила. Святый Боже...» – таково обычное указание этих брошюр 408 . Необходимо отметить, что и в «Иератиконе» 1962 г. есть указание, что, если нет диакона, «Сила» может спеть первый хор 409 . Все эти данные приводят к выводу, что возглашение «Сила» диаконом является новой практикой, тогда как ранее это слово пелось певчими непосредственно перед перисси Трисвятой песни. Профессор архим. Киприан (Керн) предполагает, что первоначально «Сила» было указанием для певцов «петь в последний раз Трисвятое особенно громогласно, сильно». Оно находилось на полях богослужебных нот или какой-либо иной богослужебной книги, а потом перешло в сам текст песнопений 410 . В России, в рамках предпринятой при патриархе Никоне попытки сделать русское богослужение идентичным греческому, слово «Сила» было введено в «Ирмологий», книгу для хора. Так, «Ирмологий» 1657 г. предписывает: «Слава, и ныне. Первый лик вышшым гласом: Сила. Святый Боже... " 411 . Однако пение этого слова не привилось в России, так как в 1720-х гг. оно исчезает из «Ирмологиев» 412 . И конечно, русское богослужение никогда не знало диаконского возгласа «Сила». Рассматривая чин Трисвятого на Божественной литургии, мы видели, что русский чин литургии позаимствовал из греческого определённые поздние элементы, которые впоследствии были отвергнуты в греческом православном мире: благословение «времени Трисвятаго» и сложная концовка молитвы Трисвятого пения. В русской литургии эти элементы сохраняются до сего дня. § 4. Чтение Апостола и Евангелия

http://azbyka.ru/otechnik/Pravoslavnoe_B...

Однако Майяр де Турнон, к-рый по дороге в Кантон остановился в Нанкине, опубликовал основные положения декрета «Cum Deus Optimus» (7 февр. 1707). Вскоре легат был выслан в Макао, где португ. власти, считавшие его деятельность нарушением королевского патроната, взяли его под арест. Миссионеры, отказавшиеся принять пяо, в 1708 г. были высланы из страны (31 чел., гл. обр. доминиканцы и августинцы). Несмотря на ходатайства иезуитов, распоряжения Майяра де Турнона были подтверждены папой Климентом XI в апостольской конституции «Ex Illa Die» (19 марта 1715); в ней повторялись запреты кит. христианам называть Бога к.-л. именами, кроме Тяньчжу, и участвовать в церемониях в честь Конфуция (допускалось «пассивное» присутствие на обрядах в честь предков). Для публикации папского послания в К. был направлен апостольский визитатор Карло Амброджо Меццабарба, к-рый находился в стране в 1720-1721 гг. Учитывая жесткую позицию императора и протесты иезуитов, папский легат сделал ряд уступок миссионерам и фактически аннулировал запреты Римской курии. Только после этого легат получил аудиенцию у имп. Канси, к-рый заявил, что папские посланники не вправе давать указания китайцам без его согласия. Однако мн. католич. миссионеры, гл. обр. францисканцы и доминиканцы, выступили против распоряжений Меццабарбы. В 1735 г. из-за возникших разногласий в Риме была создана комиссия кардиналов. Итогом ее работы стала апостольская конституция папы Бенедикта XIV «Ex Quo Singulari» (11 июля 1742), в к-рой содержалось окончательное и безоговорочное осуждение кит. ритуалов. Сделанные Меццабарбой уступки были отменены; миссионерам следовало дать присягу в соблюдении папских распоряжений. Указывая, что споры о ритуалах вызвали ожесточенные дискуссии и нанесли вред проповеди христианства, папа Римский противопоставил сомнительной политике аккомодации принцип чистоты христ. вероучения. Меры, принятые имп. Канси в связи с деятельностью папского легата Майяра де Турнона, негативно сказались на положении католич.

http://pravenc.ru/text/1841141.html

Конечно, в междоусобной войне направлений легко возникают ложные подозрения и обвинения. Но в цадикизме каббалистический мистицизм подходит, несомненно, к опасному порогу безнравственности. Так, по учению знаменитого цадика Елимелеха из Лезайска, «цадик может грешить нарочно, чтобы связать свою душу с душой человека, совершившего этот грех , и чтобы своим последующим покаянием очистить от этого греха душу, вместе со своей, и того грешника, и поднять его вместе с собой». Враг хасидов Израиль Лейбель обвинял Елимелеха в том, что по его учению цадик может отпустить человеку даже будущие грехи, если только обяжется сам повторить их (Там же. 1890, октябрь). Тут этическое начало заменяется каким-то чародейски-материальным, где спасающий душу грешника выносит ее на своих плечах, как пловец утопающего из воды, независимо от того, был ли этот утопающий хороший человек или плохой. История хасидизма и цадикизма полна рассказов о разных чудесах, но из нее мы не узнаем почти ничего о той стороне магических влияний, которые совершаются материальными средствами и жертвою. Несмотря на свое тысячелетнее существование, Каббала со стороны практической остается весьма таинственной. А между тем она не есть движение отжившее. В течение всей истории она показывает себя живущей и развивающейся. С 16 века каббалистический мистический обряд получил новое развитие у Исаака Лурье. Исаак Лурье – личность восторженная и увлекающаяся, жил в 1534–1572 годах в Палестине, где основал влиятельное каббалистическое общество, занимавшееся вызываниями духов, причем тайнодействующие облачались в какие-то особые ритуальные одеяния. Он рано умер в Иерусалиме от чумы, но его дело продолжил его ученик Хаим Витали (Исаак Лурье Леви жил в Палестине от 1534 до 1572 года. Хаим Витали умер в 1620 г. Основатель саббатианства Саббатай Цеви, выдававший себя за мессию, жил от 1622 до 1676 г. Его косвенным продолжателем был так называемый Яков Франк, которого истинное имя – Янкель Лейбович. Родившись в Польше, он перешел в каббализм в Турции и потом основал на родине секту франкистов, впоследствии частично перешедшую в католичество. Жил в 1720–1791 гг. Хасидизм явился позже франкистов. Его основал Израиль Бешт (1698–1760). Пройдя разные ступени эволюции, Хасидизм существует в России и Австрии поныне).

http://azbyka.ru/otechnik/Lev_Tihomirov/...

Конечно, указ от 15 июля 1744 г. формально имел некоторое сходство с распоряжением Петра I от 14 февраля 1721 г., однако развитие ситуации в последующие десятилетия привело к тому, что правительство было просто уже не в состоянии отказаться от участия в управлении церковными имениями и контроле над ними. Затянувшиеся препирательства обер–прокурора со Святейшим Синодом, иногда переходившие на личности  , имели следствием то, что правительство Елизаветы стало считать указ от 15 июля ошибкой и занялось подготовкой полной секуляризации церковных земель. Такой вывод важен для оценки действий Петра III и Екатерины II, которые всего лишь проводили в жизнь то, что было решено уже при Елизавете. Обер–прокурор Шаховской настоял на том, чтобы Канцелярия экономического правления была укомлектована светскими чиновниками, как то имело место уже в Монастырском приказе в 1701–1720 гг. Одновременно им поручалось надзирать на местах за управлением церковными имениями. Шаховской добился даже издания для последних особой инструкции, подробно регламентировавшей меры по самому скрупулезному контролю. Медлительность синодального делопроизводства возбуждала все большее недовольство обер–прокурора, часто вынуждая его к прямым протестам. 1 октября 1748 г. по инициативе князя Шаховского был издан именной указ, недвусмысленно продемонстрировавший, что правительство вновь заинтересовалось церковными имениями и намерено отменить указ от 15 июля 1744 г. Указ 1748 г. требовал от Святейшего Синода точнейших данных о доходах с церковных имений и подробных сведений об их расходовании, а также о числе жителей мужского пола в этих имениях; кроме того, требовался отчет о денежных и зерновых запасах и о доходах по каждой из статей, в том числе и о натуральных повинностях крестьян землевладельцам  . Последнее требование вызвало в Святейшем Синоде крайнее смущение. До сих пор ни епархиальные архиереи, ни монастыри не отчитывались о натуральных повинностях крестьян, которые всегда взимались ими в собственную пользу, и потому следовало ожидать, что в отчетах будут представлены неверные, заниженные данные.

http://pravbiblioteka.ru/reader/?bid=727...

поселенцы, которые не перешли в лютеранство и остались католиками. В 1710 г. он отправил епископам Тронхеймскому и Бергенскому 1-й запрос об организации миссии, не давший положительных результатов. Впосл. он обращался во мн. инстанции, в т. ч. к королю. В 1717 г. для сбора средств на организацию миссии Эгеде переехал в Берген, где в 1720 г. при его участии была основана Бергенская компания, к-рая должна была возродить торговые связи с Гренландией. В 1721 г. он добился от короля разрешения отправиться в Гренландию в качестве миссионера, получив гос. содержание. 3 июля 1721 г. Эгеде высадился в Гренландии, но обнаружил здесь не скандинавов, а местных жителей - инуитов. Он провел на острове 15 лет и основал колонию Готхоб (ныне Нук - столица Гренландии). Его миссия столкнулась с серьезными трудностями. Местный язык оказался тяжелым для изучения, а инуиты с неохотой принимали новую веру. В 1727 г. убыточная Бергенская компания была закрыта. В 1731 г. Эгеде сообщил королю о 102 крещеных детях, но большинство из них погибли в результате эпидемии оспы в 1733-1734 гг. Норвежский проповедник и его жена оказывали всемерную поддержку местному населению в борьбе с болезнью, за что получили признательность инуитов. Король направил на помощь миссионеров-гернгуттеров, но их методы не сочетались с более консервативными принципами Эгеде. В 1736 г. Эгеде вернулся в Копенгаген, где основал Гренландскую семинарию (Seminarium Greonlandicum) и написал неск. научных трудов о языке, культуре и природе Гренландии. После возвращения Эгеде др. датские и норвежские миссионеры продолжили работу в Гренландии. Политика гос. пиетизма Кристиана VI выразилась в издании с 1735 по 1741 г. ряда законов и указов, которые позволили реализовать основные требования пиетистов в области церковной реформы, изложенные Шпенером в кн. «Pia desideria» (Благочестивые устремления) и в письмах «семизвездия». Одним из основных требований была организация христ. воспитания детей в духе пиетизма. С этой целью в год 200-летнего юбилея Реформации (1736) без обсуждения в среде духовенства был издан закон, вводивший обязательный для всех молодых людей и девушек обряд конфирмации .

http://pravenc.ru/text/2577957.html

В философском отношении важной новой идеей, введенной Л. в «Теодицее», является концепция возможных миров, созданная с целью продемонстрировать, что существующий мир, не будучи безусловно совершенным, тем не менее является наилучшим из всех возможных. Л. рассматривал «Теодицею» в качестве пробного представления одной из частей своей метафизической системы, полное изложение которой он намеревался дать в последующих произведениях (ср.: Antognazza. 2009. P. 479-486). Этот замысел, однако, остался неосуществленным. В 10-х гг. XVIII в. Л. смог создать лишь 2 небольших законченных философских трактата, в к-рых его поздняя метафизика была намеренно представлена в упрощенном и тезисном виде, без подробных объяснений и обоснований. В соч. «Начала природы и благодати, основанные на разуме» (Principes de la nature et de la grâce fondés en raison; 1-е изд.- 1718; переизд.: Leibniz. Phil. Schr. Bd. 6. S. 598-606; рус. пер.: Соч. Т. 1. С. 404-412), написанном Л. в 1714 г. в Вене по просьбе принца Евгения Савойского (1663-1736), преимущественно обсуждаются природа монад, их свойства, иерархический порядок; Л. рассматривает также отношение монад к Богу, формулируя основные метафизические законы, к-рыми определяются связь необходимого сущего с контингентным сущим, а также мировой порядок и гармония. Примерно в это же время Л. написал еще одно упрощенное изложение собственной метафизики, предназначавшееся для Н. Ф. Ремона, советника французского регента Филиппа II Орлеанского (1674-1723). Это сочинение, впервые опубликованное в нем. переводе в 1720 г., получило известность под издательским заглавием «Монадология» (Monadologie, также Eclaircissement sur les monades; 1-е изд. франц. оригинала - 1840; переизд.: Leibniz. Phil. Schr. Bd. 6. S. 607-623; рус. перевод: Соч. Т. 1. С. 413-429). По структуре этот трактат почти идентичен предыдущему, однако в нем более подробно раскрывается природа монад как субъектов познания и деятельности, а также рассматриваются характерные особенности 3 видов монад: простых субстанций, оживотворяющих тела душ и разумных духов (ср.: Holzhey, Murdoch.

http://pravenc.ru/text/Лейбниц.html

— После многих подобных переписок и столкновений с губернскими властями, «в 1718 г. Июня 18 дня по указу великого Государя Князь Петр Иванович Прозоровской с товарищи, слушав выписки (о переписке Приказа с московскою губернскою канцеляриею), приказали: «в Губернскую Канцелярию послать указ, чтоб в Монастырской Приказ писали о тех полуполтинных деньгам (в Военный Приказ—подать) на прошлые на 714 и на 715 и на 716 и 717 гг., что в тое канцелярию в платеже по присылкам из городов от обер-комендантов и комендантов и ландратов в присылке, понеже тот сбор начался в губернии, a монастырского ведомства во все архиерейские дома и по властям в монастыри и к ведомцам и к прикащикам в вотчины послать указы с нарочными посыльщики, велеть те полуполтинные деньги на вышеозначенные четыре года по рублю с двора на крестьянах сбирать, a на ослушниках править без всякие пощады в скорости, и собирая присылать в Монастырской Приказ неослабно (А и губернские власти обязаны были также «неослабно сбирать», — каково же было крестьянам!). A на сей 718 год те деньги по 8 алт. по 2 деньги по зимнему пути в сем же году собрать до прибудущего719 года, чтоб теми из приказа в приказ пересыльными указы и пущие доимки не запустить и дабы та доимка не причлась к Монастырскому Приказу, понеже указом Великого Государя из Канцелярии Правительствующего Сената монастырского ведомства с вотчин всякие указные подати собирать велено в Монастырский Приказ и отсылать в губернию и в положенные места, a ландратом в ведомство Монастырского Приказу вступать не велено, и о том из Канцелярии Правительствующего Сената в губернию в указах писано. A буде в которых вотчинах явятся в тех платежах отписи или приемные письма или своеручные которых приемщиков расписки, и то все вместо наличных денег для счету с губерниею присылать к Москве в Монастырский Приказ в самой крайней скорости,—а повытчиком и стряпчим в слышании сего указу приложить руки, a в присутствующие приказы послать копии, дабы о том сборе неведением никто не отговаривался,—и сей указ записать в этом приговоре указывается, что и ландраты устраняются от сборов в ведомстве Монастырского Приказа.

http://sedmitza.ru/lib/text/439439/

Через пять месяцев после Полтавы Петр указал взыскивать недоимки только за два прошедшие года (1707 и 1708). В 1710 г. сосчитали приход и расход за 1705 – 1707 гг. и открыли, что ежегодными доходами казна покрывала только 4/5 своих расходов, 2/3 которых шло на армию и флот. При неуменье тогдашних финансистов изыскивать недостающие средства «мерами в порядке кредитных операций», как выражаются теперь, дефицит просто раскладывался на плательщиков в виде дополнительного налога. С каждым шагом становилось яснее, что вели игру не по карману. Это поворачивало мысль от боевой границы вовнутрь, от военных операций к изысканию новых источников казенного дохода. Их можно было найти только путем лучшего устроения народного труда, и государственного хозяйства, что доселе за военным и дипломатическим недосугом оставалось в пренебрежении. Этот поворот и отмечен в сборнике материалов по истории Северной войны, который редактирован самим Петром и известен под названием Гистории Свейской войны. Здесь сказано, что после полтавских торжеств Петр начал трудиться «во управлении гражданских дел». Даже в таком неполном своде памятников русского законодательства, как Полное собрание законов Российской империи 1830 г., отразился этот подъем законодательной деятельности. С 1700 г., который почему-то казался Петру началом нового столетия, по 1709 г. включительно в собрании помещено 500 актов, а в следующее десятилетие до конца 1719 г. число их дошло до 1238 и почти столько же напечатано их за одно пятилетие 1720 – 1725 (до смерти Петра 28 января 1725 г.); между ними находим уже длинный ряд обширных законоположений, регламентов, штатов, инструкций, международных трактатов. Так законодательство шло все более усиленным шагом в связи с ходом войны. До Полтавы на новую нужду, вызванную войной, на недостатки или злоупотребления, ею вскрытые, Петр отвечал спешным письмом или указом, намечавшим предварительные меры исправления, и так дело шло одновременно по разным отраслям правительственной деятельности.

http://azbyka.ru/otechnik/Vasilij_Klyuch...

живет в Лондоне, где знакомится с А. Поупом , Свифтом, Дж. Эддисоном, Р. Стилом и др. Приняв место священника при лорде Петерборо, Б. в окт. 1713 г. прибыл в Кале, затем поехал в Париж, где в нояб. 1713 г. встретился с Мальбраншем. Из Парижа через Лион проследовал в Женеву и Ливорно, а затем вернулся в Лондон (авг. 1714), чтобы в 1716-1720 гг. совершить поездку по Италии, где посетил Неаполь и Сицилию. В 1721 г. Б. возвращается к преподаванию теологии и иврита в университете. С мая 1724 по 1728 г. Б. служил деканом в Дерри. Женившись в авг. 1728 г. на Анне, старшей дочери видного ирл. политика Дж. Форстера, Б. вместе с ней уехал в Америку, чтобы на о-ве Род-Айленд основать колледж св. Павла для подготовки проповедников. Но т. к. обещанные правительством средства не поступили, они в 1731 г. возвратились в Англию. Б. привез рукопись полемического произведения «Алкифрон, или Мелкий философ» с критикой деизма и свободомыслия. Сочинение было издано в 1732 г., поднесено королеве Англии и благосклонно принято ею. В 1734 г. благодаря ходатайству королевы Б. поставлен епископом в Клойн, где жил почти до самой смерти, посвятив себя пасторским обязанностям и общественным делам по улучшению духовной и экономической ситуации в Ирландии. За неск. месяцев до смерти Б. приехал в Оксфорд, скончался скоропостижно. Б. отличала глубокая вера в Бога и искренняя религиозность. В своей философии, к-рую позже назовут имматериализмом, он стремился опровергнуть атеизм и материализм , защитить веру с помощью философии. С этой целью, с одной стороны, опровергал существование материи, с др.- разрабатывал оригинальную эпистемологическую версию космологического и телеологического бытия Божия доказательств . Отрицание материи как источника ощущений не только разрушает, по Б., всякую атеистическую оппозицию, но и непосредственно доказывает существование Бога: ведь если нет материи, то кроме Высшего Духа нет др. источника, из к-рого могли бы возникнуть ощущения. Дж. Беркли. Портрет. Худож. Дж. Смайберт.

http://pravenc.ru/text/Беркли.html

языке, в кон. 1739 г.- «Письмо о правилах российского стихотворства» (опубл. в 1778) с изложением принципов силлабо-тонического стихосложения, а также написанную 4-стопным ямбом «Оду… на взятие Хотина» (опубл. в 1751 в новой редакции, исходный текст не сохр.), т. о. решительно продвинув реформу рус. стихосложения, начатую В. К. Тредиаковским. Летом 1739 г. переехал во Фрайберг (Саксония), где обучался химии, металлургии и минералогии у проф. И. Ф. Генкеля. В мае 1740 г. после острого конфликта самовольно ушел от него. 6 июня (н. с.) того же года в церкви реформатской общины Марбурга зарегистрировал брак с дочерью своей бывшей квартирной хозяйки Елизаветой Христиной Цильх (1720-1766; в Россию приехала в 1743 с 4-летней дочерью и братом, получила имя Елизавета Андреевна; из 3 детей Л. выжила только дочь Елена (1749-1772), в замужестве Константинова). Во 2-й пол. 1740 г. Л. посетил Голландию и ряд городов Германии, в июне 1741 г. вернулся в С.-Петербург. Вся последующая жизнь Л. связана с АН. С янв. 1742 г.- адъюнкт физического класса. 25 июля 1745 г. получил звание профессора химии (одновременно с Тредиаковским, профессором элоквенции; они стали первыми рус. академиками АН). В окт. 1748 г. после продолжительных хлопот Л. при АН была открыта 1-я в России химическая лаборатория. В нач. 1750 г. Л. познакомился и сблизился с фаворитом имп. Елизаветы Петровны И. И. Шуваловым, получив в его лице влиятельного покровителя, к-рый мог способствовать практической реализации его идей. Наряду с императрицей и Шуваловым Л. по праву считается основателем Московского университета (1755). С февр. 1757 г.- член («советник») Академической канцелярии, высшего адм. органа АН, чью деятельность Л. оценивал негативно, постоянно конфликтуя с членами канцелярии с нач. 40-х гг. XVIII в. (см. его «Краткую историю о поведении Академической канцелярии в рассуждении ученых людей…», 1764, опубл. в 1865). С марта 1758 г. возглавлял Географический департамент АН, в к-ром организовал составление «Атласа Российского»; с янв.

http://pravenc.ru/text/2110683.html

   001    002    003    004    005    006   007     008    009    010