По духовной схим. Марфы за погребение в ограде обители К. м. получил 50 р. и 50 четв. ржи из 2 сел. Схим. Марфа определила сумму, к-рую душеприказчики должны были выплачивать мон-рю за заупокойное поминание в течение года. В 1701-1720 гг. в ходе секуляризационных реформ царя Петра I у мон-ря, по-видимому, конфисковали населенные части вотчины, оставив ему только пустоши. В документах 1706-1710 гг. фиксируется отсутствие у К. м. десятинной пашни, поступлений оброчного хлеба в этот период также не было. Взамен изъятых земель игумен с братией стали получать из Монастырского приказа денежное жалованье. Сумма жалованья игумену и братии (14 чел.) на 1707 г. составляла по 58 р. 26 алтын 4 деньги в год, для церковных нужд - на свечи, ладан и церковное вино - 20 р. 28 алтын 2 деньги в год, всего - 79 р. 21 алтын 4 деньги. В 1710 г. для 20 насельников выделялись средства из суммы, собранной приказом с бывш. монастырских вотчин, в уменьшенном размере - 45 р. 10 алтын и хлебного жалованья по 100 четв. на год. При этом в ведомости доходов архиерейских домов и мон-рей, подчиненных Монастырскому приказу и «не определенных содержанием», в 1706-1710 гг. указывается иная сумма доходов обители - 90 р. 50 к. Подмонастырская слобода приходила в упадок, местные жители разорялись из-за мздоимства чиновников приказа и многочисленных гос. повинностей. Если в 1678 г. в переписных книгах учтено 73 двора, то в 1709 г.- 38 и один двор нищих. При учреждении штатов в 1764 г. остававшиеся за К. м. вотчинные крестьяне с закрепленной за ними монастырской землей перешли в ведение специального учреждения Коллегии экономии. К. м. был причислен к заштатным, находившимся на «своекоштном» содержании. За монастырем было официально закреплено 22 пустоши. Также числилось 10 спорных пустошей, владельческие права на пользование к-рыми К. м. не удалось доказать в суде. К этому времени братия получала содержание в размере 37 р. 63 к., ржи - 98 четв., ячменя - 56, овса - 40, пшеницы - 8 четв. 6 четвериков, гороха - 4 четв. 4 четверика, конопли - 5 четв., масла коровьего - 5 четв., яиц - 10 шт., круп - 7 четв. 10 четвериков в год. «Бесспорные» пустоши сдавались в аренду в кон. XVIII в. за 173 р. 10 к. в год. Также сдавались в оброк: монастырская мельница на берегу р. Кашинки за 110 р. в год, каменные амбары кашинским купцам под склады - за 60 р. В 1798 г. по указу имп. Павла I мон-ри стали наделяться угодьями и «милостынными деньгами» для улучшения материального положения. К. м. к этому времени располагал пашней, лугами и лесом площадью 1473 дес. 1882 саж., а также мельницей, поэтому братия стала получать только «милостынные деньги», ежегодно 300 р. ассигнациями. В кон. XIX в. земли, находившиеся во владении К. м., использовались под огороды, покосы, а 871 дес. земли сдавались в аренду.

http://pravenc.ru/text/1841455.html

Сначала мне казалось, что всё можно поправить низложением правящих царя и министров... но такое чувство было недолго. Я поверил в марксизм». В 1896 г. Ремизов арестован за активное участие в студенческой демонстрации и выслан в Пензу. Здесь в 1898 г. снова арестован за участие в работе пропагандистских кружков. Создавал рабочие театры, для работы в которых привлёк В. Мейерхольда, сына владельца водочного завода. С 1898 по 1903 г. Ремизов был в ссылке в Усть-Сысольске и Вологде, там осознал своё творческое призвание, отверг революционный путь переустройства мира. Ремизов отстаивал свои убеждения в спорах с революционерами, прежде всего с Савинковым, главой боевой организации эсеров. В ссылке Алексей Михайлович познакомился с Серафимой Павловной Довгелло (1883-1943), специалисткой по палеографии, членом боевой организации эсеров. Он боролся и за судьбу любимой девушки, уберёг её от пути террористки, который заканчивался виселицей. В 1903 г. Серафима Павловна стала его женой. Найдёновская инициатива встретила живой отклик среди выборных купеческого общества: в 1890-х гг. было издано 9 томов, заключающих данные десяти ревизий (первая - в 1720-х гг. при Петре Великом, десятая - при Александре 11 в 1857 г.). Кроме того, вышло несколько дополнительных томов, содержащих переписные книги XVII в., окладную книгу 1798 г. и другие документы... Изданием материалов для истории московского купечества не исчерпывалась забота Найдёнова об опубликовании исторических документов. Им лично были собраны, переведены и напечатаны многочисленные извлечения из описаний Московии, содержащиеся в различных трудах иностранцев, приезжавших в XVI-XVIII вв. Но самым примечательным памятником, оставленным Николаем Александровичем, было издание, посвящённое московским церквам, по его инициативе и на его средства они все были сфотографированы. Подлинник фотографий составлял 6 больших альбомов, с него были перепечатки с литографиями и коротким текстом. Найдёновские издания выходили в очень небольшом количестве экземпляров, иногда менее 25.

http://sobory.ru/article/?object=19928

до Р. X. и вплоть до возникновения Римской империи. Весьма вероятно, что во времена патриархов в Египте у власти находилась 12-я династия, правление которой завершилось к 1786 г. до Р. X. За ней последовали правители 13-й и 14-й династий, избравшие своей резиденцией Фивы (Нижний Египет). Незадолго до конца правления 13-й династии в Северный Египет вторгся народ, который позднейшие историки назвали гиксосами. Гиксосы господствовали в стране Нила около 150 лет (1720–1580/70 гг. или 1750–1600/1550 гг. до Р. X.) и основали в Египте 15-ю и 16-ю династии. В это же время в Фивах продолжали оставаться египетские правители, однако они подчинялись власти гиксосов. Столицей гиксосов был город Аварис (позднее названный Пер–Рамсес), расположенный в дельте Нила. В конце концов египетские правители восстали против господства гиксосов и снова стали хозяевами своей страны. Несмотря на то что нам в подробностях известна история Древнего Египта, тем не менее дошедшие до нас египетские документы не предоставляют никаких свидетельств о жизни и пребывании Иосифа на территории Египта. Египтологи пока не обнаружили ни археологических памятников, ни письменных источников той эпохи. История страны Нила в период с 1750 г. и вплоть до 1550 г. до Р. X. окутана мраком. Что же произошло? Археологическая наука владеет сегодня многочисленными данными, подтверждающими, что около 1700 г. до Р. X. (или несколько ранее) Древний Египет захлестнула волна нашествий. Часть племен проникла в эти земли мирным путем, в то время как другая, напротив, вторглась в Египет на боевых колесницах в период правления бессильной 13-й династии. Вновь пришедшие поселенцы явились из Палестины и поселились здесь, пролив в Египте море крови и произведя невиданные доселе разрушения. Сперва они захватили область дельты Нила, а затем распространили свое господство на всю страну. Непокоренный до того Нильский колосс превратился в их раба! Происхождение этих завоевателей неизвестно, однако мы знаем, что большая часть их принадлежала к семитским племенам, населявшим Ханаан и Сирию.

http://azbyka.ru/otechnik/Biblia/biblija...

От редакции К оглавлению В шестую книгу настоящего издания вошли десятый и одиннадцатый тома «Истории Русской Церкви» преосвященного Макария, митрополита Московского и Коломенского. Десятым томом открывается третий период истории Русской Церкви — период ее самостоятельности, который, согласно периодизации митрополита Макария, разделяется на два отдела: время патриаршества в России (1589–1720) и время синодального управления. Публикуемые в этой книге два тома охватывают период с конца 80-х гг. XVI в. до 1652 г. Автором охвачен широкий круг конкретных тем и вопросов, имеющих отношение к истории Церкви. Не все они раскрыты с одинаковой полнотой и подробностью, чего и нельзя требовать от работы общего характера. Но в совокупности они дают довольно полную картину жизни Русской Церкви в данный период. Многие из рассмотренных здесь сюжетов стали в дальнейшем предметом специальных исследований. Десятому тому предпослан специальный раздел об учреждении патриаршества в России, знаменательнейшем событии в истории Русской Церкви; им завершается длительный период перехода Русской Церкви к самостоятельности (1240–1589). Это событие не было обойдено вниманием предшествующих историков — авторов обобщающих трудов по истории России и Русской Церкви. В 50-х гг. XIX в. были опубликованы две статьи на эту тему . Почти одновременно с десятым томом, но несколько ранее вышла книга П. Ф. Николаевского , которая, впрочем, осталась неизвестной митрополиту Макарию во время его работы над этим томом. Наряду с книгой П. Ф. Николаевского, данный раздел десятого тома, основанный на серьезной источниковой базе, является одним из первых монографических исследований вопроса. Здесь использованы все известные в то время источники, в том числе и архивные. Автор рассматривает учреждение патриаршества как закономерное и исторически обусловленное событие, а не как факт текущей политики и политической борьбы, к чему склонялись многие светские историки. Идея патриаршества возникла не неожиданно, а естественно выросла из всей предшествующей истории Московской митрополии, явилась результатом осознания растущего значения Российского государства и несоответствия действительного положения Русской Церкви и ее иерархии тому месту, которое она занимала среди других православных Церквей.

http://sedmitza.ru/lib/text/436083/

трети XVII в. и были исполнены, по-видимому, в связи с постановкой иконы в 1671 г. в первую, деревянную часовню. Нижние пластины, выполненные в том же стиле, относятся к периоду с кон. XVII в. по 1720 г., когда образ был перенесен в каменную часовню. Нижняя корона выполнена в XVIII в. (по-видимому, в 1754), первоначально находилась выше, была переделана и перемещена с нимба на изображение мафория Богоматери в связи с устройством ок. 1830 г. 2-й короны, закрепленной на месте первоначальной. Оклад поновлялся в 1810 и 1828 гг., чеканная надпись об этом имеется на венце иконы. В 1849 г. оклад дополнен большим серебряным полумесяцем, закрепленным отдельно от иконы, но зрительно воспринимающимся как ее часть. В 1927 г., накануне католич. коронации О. и., обе короны на окладе были заменены копиями из золота с драгоценными камнями, к-рые изготовил виленский ювелир К. Горзуховский, тогда же осуществивший реставрацию всего оклада. В наст. время на окладе закреплены первоначальные короны, местонахождение золотых копий неизвестно. Версия о визант. происхождении О. и. впервые была изложена в 1839 г. польско-литов. историком Т. Нарбутом в многотомной «Древней истории литовского народа» («Dzieje staroytne narodu litewskiego») со ссылкой на некую рукопись 1649-1669 гг. свящ. Даниила Лодзяты, якобы хранившуюся в мон-ре босых кармелитов (ее существование не доказано). Согласно тексту, образ был привезен в Вильну литов. кн. Ольгердом из Корсуни (Херсонеса) после успешного военного похода на Крым в 1369 г. Также упоминалась якобы имевшаяся на иконе надпись с начальными словами правосл. Богородичного песнопения (следы ее не обнаружены при реставрации иконы в 1927). Первое письменное упоминание об О. и. относится к 1672 г., сразу после устройства деревянной часовни при Острой браме по инициативе католич. свящ. Кароля (Францишека Килчевского), с деятельностью к-рого связано начало широкого почитания образа в Вильне. Очевидно, импульсом к прославлению образа стало происшедшее в 1671 г. 1-е чудо, зафиксированное в более поздних источниках: воскрешение ребенка, упавшего с крыши дома.

http://pravenc.ru/text/2581661.html

II. Також определить, что оные многочисленные моления, хотя бы и прямые были, однако не суть всякому должные, и по воле всякого наедине, а не в соборе церковном употреблять оных мощно, дабы по времени не вошли в закон и совести бы человеческой не отягощали» (Духовный регламент 1874, с. 13). Это положение подтверждает и принятое Собором 1917–1918 гг. «Определение о круге дел, подлежащих ведению органов Высшего церковного управления», согласно которому ведению Св. Синода подлежали: «1. Охранение текста богослужебных книг, наблюдение за его исправлением и переводом и, с одобрения Церковного Собора, благословение на печатание вновь составленных или переизданных отдельных служб, чинов, молитвословий; 2. Дела, касающиеся богослужебного чина» (ДСОП I, с. 12–13). Относительно контроля над богослужебными книгами предписания «Духовного регламента» практически не отличаются от положений, выработанных Поместным собором 1917–1918 гг. В обоих случаях постулируется жесткий контроль высшей церковной власти над исправлением богослужебных книг и введением в богослужебный обиход новых служб и акафистов. Другим унифицирующим фактором стала наметившаяся еще в XVIII в. тенденция ограничить число типографий, имеющих право издавать богослужебные книги. 5 октября 1720 г. появляется царский указ, запрещающий типографиям Киева и Чернигова предпринимать самостоятельные издания богослужебных книг. Разрешалась лишь перепечатка великорусских изданий при условии недопущения в них «никакой розни и особого наречия» (Харлампович 1914, с. 787). На основе этого указа Синод издает другой указ, согласно которому при переиздании в Киеве или Чернигове богослужебных книг перед началом распространения тиража необходимо послать в Синод два экземпляра ново-напечатанной книги для сличения с аналогичными книгами, напечатанными в Москве или Санкт-Петербурге, «чтобы розни и особого наречия никакого не было» (Харлампович 1914, с. 787). Вплоть до конца синодального периода периодически издавались различные указы, ограничивающие права местных типографий. Краткий очерк истории процесса уменьшения прав местных (Киевская, Черниговская) церковных типографий и закрепления права первых изданий богослужебных книг за Московской и Санкт-Петербургской типографиями см. Матьесен 1972, с. 69–71.

http://azbyka.ru/otechnik/Aleksandr-Krav...

Восстановлена была Ямышевская крепость, в 1718 г. построена Семипалатинская крепость на Иртыше – ныне Старо-Семипалатинское. В 1720 г. Лихарев с своим отрядом проплыл в озеро Зайсан и далее в Черный Иртыш. На обратном пути он основал Усть-Каменогорскую крепость, связавшую иртышскую военную колонизацию с остановившейся томской колонизацией. Но усиление Джунгарии в 30 – 40 гг. XVIII в. задержало дальнейшее движение русских по Иртышу. К 1760 г. они довели свои крепости только до Бухтормы, правого притока Иртыша. Впрочем, у русского правительства в это время явилась другая настоятельная необходимость укрепиться к западу от Омска, южнее Ишимской линии. В 1752 г. генерал Киндерман выстроил Петропавловскую крепость и новую линию крепостных редутов от Омской крепости до Оренбургских крепостей. В числе последних были Троицк, основ. в 1743 г. Неплюевым, и Верхнеуральск, основанный с именем Верхнеяицкой крепости, еще в 1734 г. Так как эти укрепления строились по прямой линии близ цепи пресных и горько-соленых озер, раскинутых по Ишимской степи, то и самая линия получила название Горькой или Пресногорьковской военной линии. К востоку от Петропавловской крепости до Омской было четыре новые крепости, основанные в половине XVIII в. – Полуденная, Лебяжья, Николаевская и Покровская с 9 редутами, а к западу шесть – Копинская, Становая, Пресновская, Кабанья, Пресногорьковская и Звериноголовская. Протяжение всей линии равнялось – 579 верстам. С проведением Пресногорьковской линии Ишмская линия потеряла свое стратегическое значение, зато нынешняя Тобольская губерния была совершенно обеспечена от внешних врагов. 391 Плодородные степи под прикрытием новой линии привлекли множество земледельцев не только в Тобольский, но и в Омский край. В конце XVIII в., как известно, значительная часть Киргизского края признала русскую власть и кочевала уже в русских пределах нынешней Акмолинской области. Возможность безопасной колонизации на юге Томской губернии представилась несколько позже. Она стоит в связи с военной колонизацией и постройкой двух юго-восточных укрепленных линий – 1759 и 1764 гг.

http://azbyka.ru/otechnik/Ivan_Pokrovski...

Первое издание церковной истории Евсевия (editio princeps) было сделано в Париже в 1544 г. in folio Робертом Стефаном. Выход этого издания был, можно сказать, фатален для из–Даний последующего времени. Издание было сделано по °Дному кодексу, находившемуся в Парижской королевской библиотеке, который носил название «codex Regius» и был очень плохим [немногие чтения, также разделение на главы, заимствуются из другой рукописи, codex Medicaeus]. За Стефана следует издание в Париже 1659 г. талантливого Валу Последний в своем деле был связан предшественником. Считая издание Роберта Стефана верхом совершенства Валуа почти везде удержал его текст. Но имея хорошие пособия в кодексах С [Mazarinaeus], В [Medicaeus], D [Fuketianus], Fa [Savilianus], пользуясь ими и некоторыми другими, — он под строкою указал более правильное чтение. Текст Валуа перепечатал в Кембридже в 1720 г. Reading. В издании Валуа дана история Евсевия в «Патрологии» Миня (1857). Затем были издания Stroth " a в Галле в 1779 г. и Zimmermann " а во Франкфурте в 1822. В 1827 году вышло издание Heinichen " & в Лейпциге. Он имел для своего критического аппарата лишь данные Валуа. Шаг вперед, благодаря сверке некоторых кодексов, сделал Eduard Burton, издание которого явилось в 1838 году в Оксфорде и было перепечатываемо в 1872 и 1881 гг. Bright " oM. Затем последовало издание Albert " s. Schwegler " a 1852 г. в Тюбингене, где хорошо выяснены те группы, в которые следует разместить рукописи Евсевия. Но, хорошо классифицировав рукописи, он задался ограниченною целью, желая восстановить тексты Евсевия на основании главным образом С [Mazarinaeus или Parisiensis 1430]. В Шаффгаузене (Scaphusiae) в 1859—1862 гг. издал по частям историю Евсевия бреславский католический профессор, бывший протестант, перешедший в католичество, и бывший доцент берлинского университета, Hugo Lämmer. По переходе в католичество, Гуго Леммер занял кафедру церковной истории в католическом бреславском университете. Побуждения к переходу в католичество изложены им в брошюре «Misericordia Dei», которая вскоре после издания сделалась антикварной редкостью. Леммер–католик был, так сказать, persona grata в Риме, и потому ему легко отворялись двери тех библиотек, в которые раньше ему было бы весьма трудно проникнуть как протестанту. Он для изучения рукописей Евсевия побывал в Дрездене, Вене, Венеции, Риме и Мюнхене и таким образом свой критический аппарат довел до цифры 24 евсевианских рукописей и отрывков. Это был огромный шаг вперед. Но Леммер предположил, что кодекс О (Venetus 338) наиболее верно передает подлинный

http://pravbiblioteka.ru/reader/?bid=722...

В самом начале XVIII в. ряд новообразованных деревень фиксируется документально. Постепенно эти земли были освоены, включены в хозяйственный оборот и закреплены за Россией. В первой половине XVIII в. русские поселения едва достигали подошвы Алтайских гор, примыкая к ним вдоль больших рек: Иртыша, Чарыша, Томи и Бии. Главными пунктами русских были на р. Томи – Кузнецкий острог (основан в 1618 г.), на р. Бии – Бикатунская крепость (1709), и на реке Иртыш – Усть-Каменогорская крепость (1720). В 1718 г. полковником Ступиным была основана Семипалатинская крепость. Первоначально крепости не были связаны между собой, и сообщение было крайне затруднено. Большую часть передвижений казаки совершали по реке, а это было, как правило, вдвое или втрое длиннее прямого расстояния по суше 74 . Постепенно, на протяжении 50–60-х гг. XVIII столетия, между этими укрепленными пунктами был выстроен сплошной ряд крепостей, форпостов, редутов, представлявших собой две линии. Кузнецкая казачья линия, основанная в 1755 г., соединяла Кузнецк с Колывано-Воскресенскими заводами А. Н. Демидова. Вторая линия соединяла Колывано-Воскресенские заводы с Иртышом. В 60-х гг. XVIII в. часть Кузнецкой линии была усилена редутами, идущими от Бийска, и переименована в Бийскую казачью линию. Позднее, в связи с окончательным вхождением Алтая в состав России, оборонительные сооружения были сдвинуты южнее. Новая линия получила название Колывано-Кузнецкой. Она шла от Усть-Каменогорска через ряд форпостов (Красноярский, Убинский, Тигирецкий, Чарышский, Антоньевский) и крепостей (Ануйская, Катунская, Бийская) до города Кузнецка 75 . С созданием оборонительных линий экономическое развитие новой территории пошло значительно успешнее. Активное освоение и динамичное развитие региона в свою очередь стимулировало строительство богослужебных сооружений. Инициатором возведения церквей в заводских поселках в этот период выступала горная администрация. Так, например, первый начальник Колывано-Воскресенских заводов А. В. Бэер вошел с предложением в Кабинет и Тобольскую епархию о строительстве церкви в поселке Барнаульского завода, который должен был стать административным центром нового края (г. Барнаул ведет свою историю с 1730 г.). Первый настоящий храм был построен в 1750 г., и тогда же митрополит Тобольский и Сибирский Сильвестр предписал его освятить. В той же грамоте он повелевал «духовному правлению быть в Барнауле, а не в Кузнецке». А 10 мая он сообщил об этом Консистории. С этого момента, можно считать, начинается официальное развитие приходской структуры на Алтае.

http://azbyka.ru/otechnik/missiya/altajs...

В период секуляризационных реформ царя Петра I в 1701-1705 гг. земельные владения обители не были конфискованы, однако все доходы с них стали поступать в Монастырский приказ. С 30 дек. 1701 г. вместо этих денег каждому насельнику, включая и архимандрита, выплачивалось единое фиксированное денежное и хлебное содержание в размерах «без чего по самой нужде быть не возможно». В период частичной секуляризации земельных владений в 1705-1720 гг., вероятно, в связи с незначительностью получаемых доходов право их сбора вновь было передано обители. На 1744 г. за мон-рем числилось 534 крестьянина. Владельческие права Ж. м. на вотчины были подтверждены в жалованной грамоте имп. Елизаветы Петровны от 5 дек. 1744 г. Документ был написан на пергаменте и украшен рисунками, листы переложены «темнолазоревой камкой», переплет также обложен камкой «с разными полосами и по ней белые травы с корни», скреплены шелково-серебряными шнурами, красновосковая печать заключена в серебряный корпус (ГА Тверской обл. Ф. 192. Оп. 1. 4). По данным офицерской описи 1764 г., в 1-й пол. XVIII в. монахи не получали ни хлебного, ни денежного жалованья, довольствуясь общей трапезой и небольшими денежными выплатами, складывавшимися в результате раздела доходов от треб и кружечного сбора. Слуги получали по 1 р. и по 6 четв. хлеба в год. Проживавшим в мон-ре отставным офицерам и солдатам (5 чел.) полагалось в год 44 р. 30 коп., 15 четв. муки, 7, 5 четв. круп. В 1-й пол. XIX в. штатная выплата Ж. м. составляла 701 р. 39 к. серебром. В нач. XX в. на содержание настоятеля, братии и штатных служителей ежегодно из Тверского уездного казначейства отпускалось 1192 р. 19 к. Сведения о получении мон-рем дохода в виде процентов с капитала впервые зафиксированы в билете Московской сохранной казны, оформленном в 1800 г. дочерью подполковника Н. И. Шишковой, к-рая положила в казну 500 р. ассигнациями с условием выплаты Ж. м. 25 р. ежегодно. На 1917 г. неокладные доходы составили 5129 р. 72 к., проценты по ценным бумагам 3364 р.

http://pravenc.ru/text/182239.html

   001    002    003   004     005    006    007    008    009    010