В 1718 г. встречаем даже такого рода распоряжение: «набрать в адмиралтейские плотники из церковнических детей 500 человек, в том числе чтобы, сколько возможно, было больше грамотных», а местоблюстителю патриаршего престола Стефану Яворскому для ведома отписать, «чтобы во всей московской губернии до окончания того разбору поповых и дьяконовых и пономаревых и сторожевых и просвирниных и всяких церковниковых детей в духовный чин не посвящать до указу». Стефан написал на присланном ему извещении: «буди указ великого государя непременным о том, что из церковников избирать в плотники, а что не посвящать в попы, идеже самая нужда требует, сему делу несть должно быти». С 1712 по 1720 г. по разным присылкам было принято в адмиралтейство и определено к мастерствам 836 человек церковников, но из них 524 человека бежали. В 1724 г. адмиралтейская коллегия просила св. Синод или отыскать их и воротить из бегов, или прислать вместо них новых. Но он решительно отказался от этой комиссии на том основании, что бегство этих церковников случилось еще между 1712 и 1720 гг., когда и Синода вовсе не было; да и времени с тех пор прошло уже много, – отчего этих беглых до сих пор не разыскивали, о том пусть рассудит сама адмиралтейская коллегия; что касается до присылки новых церковников, то Синод прямо отвечал, что посылать стало решительно некого, потому что при церквах оставлены одни штатные причетники, а остальные забраны уже в подушный оклад 518 . По всей вероятности, адмиралтейская повинность с духовенства после этого прекратилась; – по крайней мере мы не имеем об ней никаких дальнейших известий. Налагали иногда на церковников и такие сборы и повинности, которые вовсе не должны были бы их касаться. Наприм. в 1718 г. с податных людей назначен был сбор на устройство Ладожского канала. Заведовавшие этим сбором комиссары и камериры требовали его и с церковников 520 . Этого мало, вместе с канальными деньгами церковники должны были в иных местах нести разные другие платежи, которые или стояли в связи с канальным сбором, или просто только были приравнены к нему по количеству.

http://azbyka.ru/otechnik/Petr_Znamenski...

XI в., к нач. XIV в. византийцы утратили почти всю М. Азию, к нач. XV в. К-поль с пригородами - это небольшой анклав на территории Османской империи. Однако взятие К-поля не означало полного завоевания греч. земель. В 1460 г. со сдачей крепости Мистра прекратил существование «осколок» Византийской империи - Морейский деспотат, на следующий год османам подчинилась Трапезундская империя . Именно ее покорение означало полную утрату греками собственной государственности, хотя вне власти османов оставалась большая группа прибрежных крепостей на Пелопоннесе, в Центр. Греции и в Эпире, а также острова - все они находились во владении Венеции, Генуи и мелких династий итал. и франц. происхождения. Завоевание османами этих территорий продолжалось во 2-й пол. XV-XVII в., в ходе войн с европ. гос-вами. Первые острова (Тасос, Лемнос и др.) были захвачены в 1458-1459 гг. После Халкиды (о-в Эвбея) Венеция в XVI в. уступила османам большую часть своих крепостей на Пелопоннесе (Метони, Корони, Монемвасия и др.), нек-рые острова, крупнейшим из к-рых был Кипр (1571). Венецианский Крит перешел в руки турок в 1669 г., после сдачи крепости Хандакс (Кандия, совр. Ираклио), осада к-рой велась 21 год. Это было последнее крупное приобретение османов. В результате единственной греч. областью, не испытавшей на себе длительного владычества османов, остались Ионические о-ва (кроме о-ва Лефкада). Вид на Константинополь от бухты Золотой Рог. Фрагмент гравюры А. Ф. Зубова «План Константинополя». 1720 г. (РГБ) Вид на Константинополь от бухты Золотой Рог. Фрагмент гравюры А. Ф. Зубова «План Константинополя». 1720 г. (РГБ) I. Положение греческого населения. В 1-й период османского владычества положение греков было наиболее тяжелым. Основным критерием дифференциации подданных в империи была религ. принадлежность. Полноправными гражданами могли быть только мусульмане. Немусульманам (за ними постепенно утвердилось название «райя» - стадо) гарантировалась жизнь и личная свобода, но с определенными ограничениями.

http://pravenc.ru/text/597843.html

Материал из Православной Энциклопедии под редакцией Патриарха Московского и всея Руси Кирилла Содержание ЖУРНАЛЫ ДУХОВНЫЕ христ. периодические издания, к-рые выпускаются церковными учреждениями или с их участием, научными или общественными орг-циями, фондами, а также частными лицами. К Ж. д., с одной стороны, примыкают церковные и церковно-общественные газеты, листки, бюллетени, отличающиеся в основном формальными признаками (формат, отсутствие обложки и, как правило, более высокая периодичность выхода), а также большей актуальностью публикаций; с другой - непериодические продолжающиеся издания (нумерованные сборники статей, труды и доклады регулярных конференций и т. п.), серийные издания с низкой периодичностью (ежегодники, альманахи), календари, богослужебные указания, регулярные книгоиздательские и книготорговые каталоги. В Европе и Сев. Америке Предшественниками повременных христ. изданий были многочисленные религ. «летучие» листки и брошюры, появившиеся вскоре после изобретения книгопечатания и выпускавшиеся в большом количестве на новых европ. языках и латыни в эпоху Реформации и Контрреформации. В нач. XVII в. появились регулярно выходившие и сходно оформленные листки новостей, т. е. газеты. Вскоре после возникновения универсальных по содержанию регулярных научных периодических изданий, «Journal des savants» (издается в Париже с 1665) и «Acta eruditorum» (Lpz., 1682-1731), в XVIII в. появились богословские журналы. 1-й из них, «Altes und Neues aus dem Schatz theologischer Wissenschaften», был основан лютеранским пастором В. Э. Лёшером и выходил в Виттенберге (1701) и Лейпциге (1702-1720, под заглавием «Unschuldige Nachrichten von alten und neuen theologischen Sachen»). Его преемниками стали «Fortgesetzte Sammlung von alten und neuen theologischen Sachen» (1720-1750) и «Neue Beyträge von alten und neuen theologischen Sachen» (1751-1761) с тематическими приложениями, кумуляциями и указателями, выходившими каждые 10 лет. Вслед за этими изданиями во мн. европ. странах в XVIII в. появились богословские, практические (напр., проповеднические), нравоучительные (в т. ч. пиетистские) журналы, а также посвященные новостям церковной жизни отдельных земель. Бурный рост протестант. и католич. периодических изданий в Зап. Европе происходил на протяжении XIX в. В 70-х гг. в Европе и Сев. Америке появились специализированные богословские журналы, а также периодические издания рецензий и обзоров богословской лит-ры.

http://pravenc.ru/text/182371.html

Через пятьдесят лет другой Питирим, епископ Нижегородский, указывал в своих докладах, что " едва ли не все попы (его епархии) укрывают раскольников». Через пять лет в той же нижегородской епархии 85 священников подвергнутся наказанию за поддержку раскола 1129 . В 1718–1720 гг. в Москве было обнаружено 78 священников, которые причащали, исповедовали, крестили по-старому и укрывали раскольников 1130 . В 1722 г. в Старой Руссе полиция обнаруживает 2904 раскольника, которых покрывало и поддерживало духовенство 1131 . До 1720 г. все калужские священники служили по-старому, и, хотя в этом году дали присягу служить по новому обряду, все же продолжали упорствовать и служить, пользуясь старыми книгами 1132 . На севере России: в Архангельске, в его уездах и областях, в Олонецкой области, в вологодских пределах – почти до середины XVIII века, несмотря на многочисленные изъятия старых книг и запрещения, большинство приходских священников пользовалось старопечатными служебниками 1133 . В 1726 г. из Холмогор пишут, что много священников придерживаются старого обряда 1134 . Все эти данные касаются только открытых и сообщенных начальству случаев. Число нераскрытых или скрытых от властей по доброте или за взятку случаев служения по старым книгам неизмеримо больше, да и зарегистрированные случаи поддержки духовенством раскольников, несомненно, далеко не все дошли до автора этой книги. Посошков, сам консерватор, но убежденный противник раскола, придумывавший способы борьбы с ним, подчеркивает в своих книгах, написанных в самом начале XVIII века, что число потакающих священников немалое и что у раскольников»много потаенных попов исповедывающих и причащающих потайными дарами«. По его мнению, раскол быстро растет и»раскольники не отчего так быстро не умножаются яко от потачки поповской " 1135 . На основании этих данных и отзывов не будет преувеличением сказать, что до середины XVIII века очень значительная часть приходского духовенства, если не большинство его, поддерживала и сочувствовала расколу.

http://azbyka.ru/otechnik/Sergej-Zenkovs...

Анна Леопольдовна 26 июня 1741 г. положила резолюцию: «заопределенным вотчинам, впредь до нового рассмотрения и определения, быть по прежнему в ведомстве у властей, и доходы платить в Коллегию Экономии, как было с 1720 г. до представления Мусина-Пушкина Только не запускать недоимки» 393 . Наученный горьким опытом прошлого, особенно же докладом Мусина-Пушкина, который действительно далеко не соответствовал истине, но все-таки оказал на правительство свое действие, Св. Синод, извещая епархии и монастыри, приказал: 1) означенные заопределенные вотчины от поставленных Коллегией Экономии управителей и приказчиков, а где их не окажется, то при священниках, сотских и старостах принять с описью, именно: а) с какой доимкой они принимаются, сколько ее при Коллегии Экономии взыскано и сколько запущено, где и кем; б) какое и в каком состоянии принято ими недвижимое и движимое имущество и инвентари в этих вотчинах (заручившись подписями коллежских управителей, прислать эти ведомости в Св. Синод); 2) надлежащие доходы власти обязуются платить в Коллегию Экономии бездоимочно под страхом лишения чинов и конфискации имущества; 3) если Коллегией Экономии будут взыскиваться не настоящие доимки, то в нее представлять оправдания, а против ослушников и обидчиков просить у нее помощи; 4) о сношениях с Коллегией Экономии своевременно доносить Св. Синоду, а в случае ее замедления, обращаться через М. С. Канцелярию в Сенатскую Контору и о ее решениях доносить Синоду 394 . Со своей стороны Коллегия Экономии привела эти распоряжения в исполнение, затрудняясь только в том, каким образом в 1720 г. доходы платились? 395 . Духовные власти, видимо, были очень рады возвращению вотчин и не очень думали о своевременном платеже в Коллегию Экономии. По крайней мере в октябре 1741 г. никаких и ни откуда платежей еще не поступило, так что Коллегия Экономии принуждена была послать понудительные указы и, наконец, оклад 1741 г. сосчитать недоимкой. Сама она взыскивала лишь недоимку с 1733 г., а взыскание прежней за 1724–1733 гг. предоставила воеводским и провинциальным канцеляриям 396 .

http://azbyka.ru/otechnik/Pavel_Verhovsk...

1) Высочайшие манифесты и Именные указы, Высочайшие повеления, Высочайше утвержденные доклады и положения разных правительственных учреждений и лиц. 2) Указы Св. Синода. 3) Указы Сената, Верховного Тайного Совета, Кабинета Министров (при Анне Иоанновне), Конференции (при Елизавете). 4) Высочайше утвержденные доклады временных учреждений, назначаемых правительством по делам церкви, так, например, комиссии церковных имений 1762–1768 гг., комиссии церковных училищ, Положение Выс. утв. в 1862–1881 г. присутствия по делам прав. духовенства и др. 5) Высочайше утвержденные мнения Государственного Совета. 6) Высочайше утвержденные положения Комитетов Кавказского, Сибирского и Комитета Министров. Из всей этой массы памятников не все, конечно, имели и имеют одинаковое значение. Перечислим наиболее важные: а) Духовный Регламент 25 Января 1721 г., являющийся, с одной стороны, учреждением Св. Синода, с другой же стороны, сводом церковных законов. В виду важности этого законодательного памятника, мы несколько подробнее остановимся на нем. Петр, решившись уничтожить патриаршую власть, считавшуюся им опасной для целости и спокойствия государства, и заменить ее коллегиальным учреждением, создал, так наз., Духовную Коллегию (впоследствии Св. Синод) и дал ей регламент, определяющий ее положение в государстве. Кто был автором этого акта – с достоверностью сказать трудно, но можно догадываться, что сочинил его известный Феофан Прокопович . Что касается до истории составления регламента, то мы знаем о ней следующее. 23 Февраля 1720 г. Петр внес в Сенат проект названного акта, предписав Сенату совместно с архиереями рассмотреть его и сделать соответствующие замечания. Сенат исполнил предписание Государя и в заседании 24 Февраля рассмотрел проект, дополнив некоторые постановления, касающиеся мирских людей. Затем проект был разослан по всем епархиям. Цель подобной посылки неизвестна. Быть может, Петр хотел, чтобы епархиальные власти, близко стоящие к духовной жизни провинции, сделали свои замечания и пополнения к проекту, иначе говоря, может быть, Государь хотел привлечь к участию в составлении Духовного регламента и провинциальное духовенство. С другой стороны, цель посылки проекта, может быть, ограничилась только тем, чтобы добыть одни подписи епархиальных властей, имея в виду этим способом придать регламенту большую силу и значение. Как-бы то ни было, но посылка регламента состоялась 9 Марта. Сенат постановил послать в Москву полковника Давыдова с проектом регламента и с приказом созвать архиереев, архимандритов и игуменов определенной части епархий в Москву. Духовные чины другой части епархий должны были собраться в Казани. Обоим этим собраниям Давыдов представил проект, который они и подписали. После этого он был возвращен Государю и утвержден им в последних числах Декабря 1720 г. В Январе следующего (1721) года регламент был обнародован.

http://azbyka.ru/otechnik/Mihail_Gorchak...

Все приказы, и среди них Монастырский, были расформированы, когда с 1720 г. начали работать основанные в 1717 г. коллегии. Камер-коллегия, заведовавшая государственными доходами, согласно указу Петра от 17 августа 1720 г. вместе с функциями Монастырского приказа по управлению имениями унаследовала и его персонал; Штатс-контора как ведомство по контролю за государственными расходами следила за использованием доходов с этих Через несколько месяцев учреждение Святейшего Синода повлекло за собой новые Уже на первом заседании Духовной коллегии было решено запросить царя, как теперь следовало управлять церковными имениями. В конце докладной записки (см. § 3), которая уверяла в «искании интереса Царского Величества», говорилось, будто «Духовный регламент» определил-де, что управление вотчинами должно находиться в ведении Духовной коллегии. Хотя это утверждение не соответствовало действительности, царь удовлетворил просьбу Святейшего Синода (так была переименована Духовная коллегия) и вернул церковные имения под управление церковных По ходатайству Святейшего Синода прежний Монастырский приказ был восстановлен, но уже как синодальное учреждение, под названием Камер-контора синодального правления; ей поручалось взимать государственные подати и передавать их Камер-коллегии и Штатс-конторе вместе с отчетами. Обе названные коллегии в делах надзора и контроля функционировали в качестве вышестоящих инстанций по отношению к синодальной Камер-конторе, в то время как Святейший Синод обладал директивным правом в отношении своих уполномоченных в епархиях, так называемых комиссаров, которым в свою очередь были подчинены органы управления епархиями и С государственной точки зрения эта система себя не оправдала: уже в 1721–1722 гг. податные недоимки от церковных имений составляли 120 000 руб. Ввиду этого Петр I по просьбе коллегий повелел ограничить оклады членам Синода, синодальным чиновникам и содержание монастырям до минимума и выдавать их зерном. Как только особые офицеры-контролеры собрали по епархиям часть недоимок, император разрешил выплачивать оклады пропорционально этим суммам и, лишь вняв настоятельным просьбам Святейшего Синода, он повелел заплатить содержание В течение всего процесса секуляризации, особенно же в 1-й половине XVIII в., государственная казна терпела значительный урон от подобных недоимок. Налоговые табели составлялись небрежно, а порой и заведомо неправильно, епархиальные же власти были совершенно незаинтересованы в сборе казенных податей. Кроме того, государственная налоговая система была слишком громоздкой, а отчетность — чрезвычайно

http://sedmitza.ru/lib/text/439971/

Нерешительность Моголов была выгодна и маратхам, к-рые много сделали для разрушения некогда могущественной империи. Сосредоточив в своих руках реальную власть, пешва (главный министр) Маратхского гос-ва Баладжи Вишванатх Бхат (1713-1720) смог преодолеть внутренние разногласия в среде маратхских феодалов и добиться от могольского правителя права на сбор налогов с 6 суб в Декане. Основанная им т. н. династия пешв правила до 1818 г. При пешвах Баладжи Рао (1720-1740) и Баладжи Баджи Рао (1740-1761) маратхи заметно продвинулись на север и юг, подчинив себе большую часть Южноазиатского субконтинента. Результатом их завоеваний к 30-м гг. XVIII в. стало образование на территории И. ряда маратхских княжеств, самыми крупными среди к-рых были Нагпур (правящая династия Бхосле/Бхонсле), Индаур (династия Холкар), Гвалиор (династия Шинде/Синдия) и Барода (династия Гайквад/Гаеквар). Эти 4 княжества во главе с Махараштрой образовали конфедерацию со столицей в Пуне. В 1739 г. в Сев. Индию вторглось войско иран. завоевателя Надир-шаха, разбившее многотысячную армию правителя Дели Мухаммад-шаха и разграбившее столицу Моголов. Потеряв казну, Моголы лишились последних рычагов воздействия на подданных. Джагирная система практически перестала существовать. Власть Мухаммад-шаха ограничивалась Дели и незначительными территориями между реками Ганг и Джамна (Ямуна). Последующие могольские правители - Ахмад-шах (1748-1754), Аламгир II (1754-1759) и Шах Алам II (1759-1806) - были марионетками в руках афганцев или маратхов. С 1748 г. правитель Афганистана Ахмад-шах Дуррани/Абдали совершил 5 военных походов в Сев. Индию, в результате к-рых Аламгир II был вынужден признать его власть над Пенджабом, Синдом и Кашмиром. В Пенджабе интересы афганцев пересеклись с интересами маратхов, к-рые в стремлении подчинить себе всю И. дошли до сев.-зап. территорий. В сражении при Панипате (14 янв. 1761) афганцы наголову разбили маратхов. После чего маратхи бросили все силы на борьбу с юж. соседями - Хайдарабадом и подвластным ему Карнатиком.

http://pravenc.ru/text/389577.html

Страна имела военный успех, была создана сильнейшая армия в Европе, «прорублено окно» в Европу, возвращены северные земли, завоеваны южные территории, построен Петербург. Произошла кардинальная реформа государственного управления, сводившегося к четкому разделению управления по функциональному (образование коллегий) и региональному признаку (губернии и провинции). В 1705 г. Пётр ввёл рекрутскую повинность, заложившую формирование регулярной армии. В 1716 г. был издан воинский Устав, написанный лично императором. При населении 13 млн. человек Россия имела армию численностью 200 тысяч солдат и около 100 тысяч казачьей конницы. Император сам вел за собой войска, был прекрасным полководцем, тщательно берег своих солдат и очень гуманно относился к побежденным. В битве под Полтавой пуля прошила шляпу Петра. Был создан сильный военный флот: к середине 1720 г. в его составе было около 48 линейных кораблей, 800 галер. Не менее значительные успехи имелись в развитии науки, культуры и образования [iv] . Империи нужны были грамотные и классифицированные специалисты и император прекрасно понимал это. Была создана светская и государственная система образования, профессиональные школы разного уровня, в Москве – Школа математических и навигацких наук (1701), Госпитальная школа (1707). Были открыты пушкарская, инженерная, артиллерийские, медицинские, реальные (при приказах, заводах, верфях) и др. школы. Появились начальные общеобразовательные школы, для детей солдат и матросов - гарнизонные и адмиралтейские школы. В 1724 в С.-Петербурге была основана российская Академия наук, при которой открылись университет и гимназия. В 1700—1725 гг. за границей учились около тысячи русских. Началось массовое издательство книг на русском языке. В 1714 г. Пётр запретил жениться дворянским детям, не имевшим начального образования; без образования нельзя было стать офицером или занять хорошую должность в госаппарате. Государство активно [v] участвовало в экономике – сначала строило казенные мануфактуры, а затем стало поощрять частную инициативу в промышленности. Если в конце XVII века в России было около 20 мануфактур, то к 1720 г. – 205, среди них – 90 казенных и 115 – частных, были построены Уральские металлургические заводы. Россия вышла на 1 место в Европе по производству чугуна, полностью перешла на отечественное вооружение, ранее закупаемое в Европе. Тарифная политика носила ярко выраженный протекционистский характер. Император проводил активную денежную политику [vi] . Была введена государственная монополия на чеканку денег, введен запрет на вывоз драгметалов (на ту самую утечку капитала) за границу. Если до 1700 г. эмиссия монет составляла от 200 до 500 тыс.руб. ежегодно, то в 1700 г. было выпущено около 2 млн.руб., а в 1702 г. – уже свыше 4.5 млн.руб. [vii]

http://ruskline.ru/news_rl/2022/08/24/re...

не было переоброчки. Между тем счет дворов заменился душами. В населении была большая убыль. Многие умерли, были взяты в рекруты, отосланы в Петербург для работ по его строительству. Земли лежали в пусте и т.д. и т.д. Наконец и комиссары Коллегии Экономии вели себя бессовестно. Если не все и не всегда, то многие из них брали взятки, растрачивали или утрачивали собранное. Между тем материальная ответственность за все это лежала по-прежнему на разоренных крестьянах, а служебная на духовных властях, и главным образом на Св. Синоде, который и Сенат и Коллегия Экономии упрекали в бездеятельности и послаблениях, упрекали с тем большей силой, что духовные власти, якобы по своему желанию, приняли под свой присмотр вотчины и обязались платить бездоимочно 324 . Защищаясь от нареканий, Синод 20 сентября 1733 года представил доклад Императрице, в котором, доказывая неправильность ведомостей о недоимках и подчеркивая бездеятельность или безпорядочную деятельность Коллегии Экономии, заявлял, что вотчины отданы духовным властям не Синодом, а будто бы еще тогда, когда и Синода не было, именно в 1720 г. (очевидно при закрытии Монастырского Приказа). А «синодальное в 1721 г. – говорил Синод – предложение Его Величеству было собственно не тех доходех, которые собираются в Коллегию Экономии на содержание госпиталей, школ, богаделен и проч., но о государственных, т.е. окладных табельных и повсягодных и различных по указом запросных податях, которыя в те годы как с монастырских, так и с государевых и помещичьих крестьян с двороваго числа со всех необходимо были собраны». Наконец Синод снимал с себя ответственность в силу указа 15 июля 1726 г. о разделении Синода на два Апартамента, после которого Синод, будто бы, вовсе экономических дел не касался 325 . Доклад Синода, по-видимому, Кабинет не рассматривал 326 . Правительство и Синод могли бы без конца пререкаться и спорить о взаимной ответственности, но без определенного результата, потому что в основе было недоразумение. Не в 1720 и 1721 гг.

http://azbyka.ru/otechnik/Pavel_Verhovsk...

   001   002     003    004    005    006    007    008    009    010