Семинария от воинской повинности и от болезни совсем ослабела: в 7 курсе всего трое отвечали, а двое больны, в 6 курсе – 5 отвечали, один болен; из того и другого курса лучшие ученики – одни уже взяты, другие скоро будут взяты в солдаты. В Катехизаторской школе в старшем курсе всего два ученика и хромой Пимен Усуи, в младшем 8 учеников, а одного не далее, как сегодня утром потребовали в солдаты. Отвечали почти все хорошо. 7/20 декабря 1904. Вторник. Кончил надписи на 400 картинках к четырем волшебным фонарям. Вечером было испытание их, и молодые учителя Семинарии Нобори, Уцияма и Мори, имеющие отправиться с ними к военнопленным, учились показывать их. Заплачено за фонари по 30 ен, за стекла с картинками, раскрашенными, по 20 сен за каждую, 80 ен, за палатки по 9 ен, за чемоданы по 6 1/2 ен – всего 264 ены. 8/21 декабря 1904. Среда. На экзамене в 3-ем классе Семинарии по Гражданской Истории; 32 ученика и два русских. Класс хороший, много способных; отвечали хорошо почти все. Русские – Романовский и Легасов идут наравне с японцами; то же самое выучили и почти так же складно говорят, как они. Только что написал выше – 32 ученика, как приходится сократить число на 31; из городского госпиталя известили, что положенный там ученик Сасаки, больной дизентерией – из-за которого Семинария недавно выдержала 5-дневный карантин – не вынес болезни, помер. Жаль, хороший ученик был. Сожгут его, как умершего заразного, и пепел доставят сюда, который и придется отпевать. 9/22 декабря 1904. Четверг. На экзамене в 5 классе Семинарии, где 9 человек, и в 1 классе Катехизаторской школы по Нравственному Богословию. Отвечали отлично, кроме тех, кто мало способен, хотя и прилежен. В «Japan Daily Mail» сегодня под заглавием: «Греческий Собор в Токио», напечатано следующее: «В Нижней Палате известным присяжным поверенным Ханаи Такузо предложен был Правительству следующий вопрос: Земля на Суругадай, на которой построен Собор Николая в Токио, была отдана в аренду Русскому Посольству как временная принадлежность (annex, фузоку).

http://azbyka.ru/otechnik/Nikolaj_Japons...

[лат. Index librorum prohibitorum], офиц. перечень книг, к-рые Римско-католическая Церковь объявляла противоречащими основам католич. вероучения или не соответствующими нормам морали, тем самым запрещая их чтение, перевод, хранение и распространение. Хотя Церковь всегда осуждала еретические учения и сочинения (в т. ч. налагая дисциплинарные санкции за чтение и распространение осужденных сочинений вплоть до отлучения от Церкви), списки запрещенных книг стали создаваться только с ростом книгопечатной продукции (после изобретения книгопечатания). Инициаторами создания таких списков часто выступали правители: в 1529 г. по указанию имп. Карла V список запрещенных книг был составлен для Нидерландов (в 1540 и 1546 пересмотрен и дополнен Лувенским университетом; впоследствии именно этот список с дополнениями и изменениями неоднократно издавался испан. инквизицией независимо от рим. И. з. к.); в 1543 г. подобный список появился в Венецианской республике, в 1552 г.- во Флоренции, в 1554 г.- в Милане. В 1551 г. свой список запрещенных книг был составлен в Парижском ун-те. После того как папа Павел IV поручил рассмотрение вопросов, связанных с запретом еретических сочинений, рим. Конгрегации инквизиции, в 1557 г. ей было поручено составление 1-го офиц. И. з. к., утвержденного папой и опубликованного в 1559 г. В этом И. з. к. на каждую букву алфавита приводились 3 группы (класса) авторов и сочинений: в 1-м классе перечислялись авторы, осужденные католической Церковью как еретики, все сочинения которых, уже написанные или те, что будут написаны, запрещались (in odium auctoris); во 2-м классе - авторы, отдельные сочинения которых были осуждены Церковью; в 3-м классе - сочинения анонимные и опубликованные под псевдонимами. Отдельно оговаривалось, что запрету подлежали все анонимные сочинения, опубликованные после 1519 г. В приложении к И. з. к. приводился список запрещенных изданий книг Свящ. Писания, а также перечень 62 издательств, продукция которых могла способствовать распространению еретических учений.

http://pravenc.ru/text/389555.html

Во 2 классе Священную Историю Нового Завета надобно проходить по учебнику. Но здесь в большом употреблении должно быть Св. Евангелие. Из него здесь с большой пользой могут быть прочитаны с учащимися особенно трогательные места, напр., нагорная и прощальная беседа Господа. Я знаю примеры, что прощальную беседу Господа некоторые ученики знали на память. В 3 классе должно быть проходимо по Закону Божию учение о богослужении. Но этому предмету существует много учебников, и практикуются разные способы преподавания. Некоторые даже думают, что лучше бы проходить учение о богослужении не в одном классе, третьем, а раздробить его по другим классам, связав с другими предметами Закона Божия. Нет. Синодальный Указ дает определенное место этому предмету, именно 3-й класс, в котором все существенное из богослужения должно быть хорошо усвоено и объяснено. Так, здесь должны быть изучены: понятие о храме и его строении, его принадлежности, свящ. одежды, утварь, виды богослужение, ежедневные святые воспоминания, всенощная, литургия, особенности больших праздников, постовое богослужение, обряды при таинствах. Здесь необходимо изучать в добавок к молитвам важнейшие церковные песни, как-то: Господи воззвах, да исправится молитва моя, Свете тихий, ныне отпущаеши, Бог Господь и явися нам, Четыре полиелейных стиха, Единородный Сыне, Херувимская песнь, Господи и Владыко живота моего, а также воскресные тропари и тропари двунадесятых праздников. У опытного законоучителя усердные учащиеся с великой пользой для себя могут еще изучить и песнопения: «Воскресение Христово видевше, Слава в вышних Богу, а также поупражняются в церковно-славянском чтении кафизм, шестопсалмия, паремий и «Благословлю Господа»... часов и особенно псалма: «Помилуй мя Боже» и «Живый в помощи Вышнего» – последние два псалма хорошо изучить на память. В 4 и 5 классах гимназий проходится пространный Катехизис. Я уже говорил о руководстве по этому предмету, составленном митр. Филаретом. Содержание Катехизиса должно быть изучаемо все, как вероучение в первой его части, так и нравоучение (о христианских надежде и любви) во второй.

http://azbyka.ru/otechnik/Arsenij_Bryanc...

Когда вознесся Иисус Христос? Кто присутствовал при Его вознесении? Что говорил Он ученикам перед вознесением? Где Он вознесся? В церкви, в день Вознесения, мы слышим тропарь, который читается так: «Христе Боже наш! Ты вознесся со славою и доставил радость ученикам Своим, обещав им Духа Святаго, и уверил их в этом Своим благословением, потому что Ты Христос, Сын Божий, избавитель мира». «Вознеслся еси во славе, Христе Боже наш, радость сотворивый учеником, обетованием Святаго Духа, извещенным им бывшим благословением, яко Ты еси Сын Божий, Избавитель мира». Тропарь этот мы начинаем обращением к Иисусу Христу и называем Его: «Христе Боже наш». Далее мы вспоминаем Вознесение Его и говорим: «Ты вознесся со славою, Ты обрадовал учеников тем, что дал им обещание Святого Духа и уверил их в этом Своим благословением». И, наконец, мы снова обращаемся к Господу и называем Его «Христос, Сын Божий, Избавитель мира». Как в этой молитве называем мы Иисуса Христа? Какое событие из Его жизни вспоминаем мы? Чем обрадовал Иисус Христос учеников Своих? Кок Он уверил их в Своем обещании? Отчет самой Б-вой об уроках Закона Божия, данных ею в приготовительном классе Тема: Воскресение и Вознесение. На первом уроке мною замечены следующие недостатки: я несколько раз в непонятной форме предлагала вопросы; при выспрашивании прошлого урока часто повторяла: «ну, что же дальше»; славянскую букву О назвала не «он», а «от»; вместо слова плат, сказала плащ, но заметила свою ошибку и сейчас же поправилась; передавая детям по-русски тропарь, недостаточно оттенила его, связав с рассказом о том, как празднуют Пасху, так что дети сразу не сумели перевести тропарь: все время урока оставалась на одном месте и вообще держалась как-то слишком строго. На втором уроке дети очень плохо прочли со мной хором молитву перед учением. Дисциплиной в классе я осталась довольна, да и материал, мне кажется, дети усвоили. Отчет ассистентки М. К-ской об уроках Б-вой Г-жа Б-ва дала 2 урока Закона Божия в приготовительном классе.

http://azbyka.ru/otechnik/novonachalnym/...

14 окт. 1896 г. И. был назначен епископом Уфимским и Мензелинским, 14 нояб. прибыл в Уфу. Как и в Тобольске, одним из первых его деяний на новой кафедре стало учреждение епархиального братства в честь Воскресения Христова при кафедральном соборе, торжественное открытие к-рого состоялось 20 дек. того же года. Согласно уставу, братство действовало под председательством правящего архиерея, имело миссионерский, просветительный, попечительный и распорядительный отделы. С помощью братства И. удалось добиться существенных результатов в устроении различных сторон епархиальной жизни. Так, братство учредило должности епархиального и уездных противораскольнических и противосектантских миссионеров, содержало кафедру истории и обличения «мухаммеданства» в Уфимской ДС, организовывало миссионерские беседы. Также братство собирало точные статистические сведения по епархии о числе раскольников, сектантов и иноверцев. На средства братства издавалась и распространялась духовно-просветительная лит-ра. За вечерними богослужениями в крестовой Свято-Духовской ц., а также во время поездок по епархии И. бесплатно раздал до 300 тыс. экз. книг и брошюр религиозно-нравственного содержания. В 1897 г. братство открыло книжную лавку и епархиальный книжный склад с целью распространения среди прихожан брошюр религиозно-нравственного и церковно-исторического содержания, образков и крестиков, что способствовало созданию новых и пополнению старых фондов приходских б-к. В 1897 г. при Казанском соборе г. Стерлитамака братство создало противораскольническую б-ку. 1 окт. 1897 г. братство открыло в Уфе 3-годичный класс подготовки псаломщиков по составленной И. программе «Общего обучения в псаломщицком классе». К 1 янв. 1899 г. в этом классе обучалось 28 учеников, из к-рых 22 происходили из духовного сословия, а 6 - из др. сословий; 13 учащихся были сиротами или из бедных семей и пользовались содержанием от братства. Определением Совета братства от 6 окт. 1898 г. 3-й год обучения в классе предназначался для изучения предметов по программе 2-классных церковно-приходских школ с добавлением предметов, положенных в особых «Правилах для производства испытаний по духовному ведомству на звание учителя одноклассной церковноприходской школы». Это давало возможность способным учащимся после сдачи экзамена поступать учителями в церковноприходские школы и школы грамоты.

http://pravenc.ru/text/1237927.html

Что касается учебной программы, то на 1876 год она была следующей. В 1-м классе училища преподавались: закон Божий – четыре урока в неделю, изучение сопровождалось обязательным чтением Библии на церковнославянском языке; русский язык – четыре урока в неделю, на уроках изучались краткие прозаические и поэтические произведения, при чтении которых особое внимание д о лжно было обращать на дикцию воспитанниц; арифметика – четыре урока в неделю; чистописание – четыре урока в неделю; нотное пение – два урока в неделю. Во 2-м классе к имеющимся предметам прибавлялись три урока гражданской истории и два урока географии. В 3-м классе – три урока словесности, три урока математики, два урока физики и один урок педагогики . Епископ Феоктист очень внимательно и строго относился к уровню образованности епархиального священства. Особенно строго он относился к проповедничеству. Он сам определял литературу, которой духовенство должно было пользоваться в обязательном порядке. Одной из таких книг стало сочинение члена Духовно-учебного комитета при Священном Синоде, придворного собора протоиерея Иоанна Васильевича Толмачева, под названием «Православное собеседовательное богословие, или Практическая гомилетика». В епархиальных ведомостях можно увидеть следующую рекомендацию архиерея: «Его преосвященство рекомендует духовенству Симбирской епархии приобрести для церковных библиотек, по возможности, на церковно-кошельковую сумму, это неоспоримо полезное и действительно руководительное и образовательное сочинение о. Толмачева и записать в каталоги библиотек. При ревизии церквей его преосвященством обращено будет внимание на нахождение этого сочинения в библиотеках и на употребление его священнослужителями» . Долгое время было весьма затруднительно определить хотя бы примерное количество раскольников в епархии. Основная их масса находилась на территории Алатырского, Курмышского, Карсунского и Ардатовского уездов. Однако большинство раскольников и сектантов скрывались, опасаясь стеснений со стороны духовенства и полиции и выдавая себя за православных христиан. Положение дел прояснилось, когда в 1874 году было высочайше утверждено положение о записи в метрические полицейские книги актов рождения, браков и смерти в семействах раскольников от рождения или считавшихся таковыми по 10-й народной переписи. Последние восприняли этот акт как предоставление им полной свободы вероисповедания. С этого момента тайные раскольники и сектанты перестали считать необходимым скрываться, и они не замедлили заявить себя не принадлежащими к Церкви. Данные уезды были включены в особый миссионерский округ, во главе которого стал священник-миссионер Красков.

http://pravoslavie.ru/31259.html

В философском: 1) профессор философии обучать должен логике, метафизике и нравоучению: 2) профессор физики обучать должен физике экспериментальной и теоретической; 3) профессор красноречия для обучения оратории и стихотворства; 4) профессор истории для показания истории универсальной и российской, также древности и геральдики. Каждый профессор должен учить по крайней мере два часа в день, исключая воскресных, табельных дней и субботы; по субботам собрание для рассуждения о делах университетских. Никто из профессоров не должен по своей воле выбрать себе систему или автора, но каждый повинен последовать тому порядку и тем авторам, которые ему профессорским собранием и от кураторов предписаны будут. Лекции должны быть на латинском или на русском языке, смотря как по приличеству материй, так и по тому, иностранный ли будет профессор или природный русский. Вакаций две: зимою от 18 декабря по 6 января; летом от 10 июня по 1 июля. В обеих гимназиях учредить по 4 школы, в каждой по 3 класса. Первая школа российская: в ней обучать в нижнем классе грамматике и чистоте стиля, в среднем – стихотворству, в вышнем – оратории. Вторая школа латинская: в ней обучать в нижнем классе первые основания латинского языка, вокабулы и разговоры, в среднем – толковать нетрудных латинских авторов и обучать переводам с латинского на российский и с российского на латинский язык, в верхнем – толковать высоких авторов и обучать сочинениям в прозе и в стихах. Третья школа первых оснований наук: в нижнем классе обучать арифметике, в среднем – геометрии и географии, в вышнем – сокращенной философии. Четвертая школа знаменитейших европейских языков: в двух нижних классах обучать первые основания и разговоры с вокабулами немецкого и французского языков, в двух верхних классах обучать чистоте стиля помянутых языков. Кураторами университета были назначены Ив. Ив. Шувалов и действительный статский советник Лаврентий Блюментрост, известный лейб-медик Петра Великого, первый президент Академии наук, подвергшийся опале в царствование Анны и живший в Москве в должности начальника гошпиталя.

http://azbyka.ru/otechnik/Sergej_Solovev...

На Вятке, как и в других местах, день пророка Илии считается Великим праздником, и богослужение совершается, как и в Господние и Богородичные праздники. Не спросив владыки, начали звонить ко Всенощной по-праздничному. Страшно рассердился владыка, призвал и разбранил соборного протоиерея, указав на то, что в уставе положено полиелейное служение, велел немедленно прекратить праздничный звон. Но случись, как нарочно, в ночь гроза со страшным громом и молнией, и перепуганный владыка выбежал из спальни в Крестовую церковь и начал молиться, а на другой день сам служил Илие Пророку, вполне по-праздничному. Другой рассказ. Служил он в Стефановской церкви и после службы заметил, что стёкла в алтаре очень темны. «Ты что, не промываешь стёкла?» – спросил он стефановского дьякона. Бойкий дьякон отвечал: «Стёкла, владыка, почернели от времени и не промываются». «А ну-ка, дай мне мокрую губку!» И, проведя губкой несколько раз по стёклам, он выжал на лысину дьякона всю грязь, какою напиталась губка. И понятно, что, наслышавшись таких рассказов о крутости нрава преосвященного Нила, в Нолинске, как и везде, ждали его со страхом и трепетом. В училище предположено было встретить его речами в каждом классе и, прежде всего, в четвёртом, как старшем классе, речью на греческом языке. Речь назначено было говорить мне, и я после обычного приветствия, пропетого всем классом, вышел на середину и начал её произносить, но он с гневом закричал: «Не нужно, не нужно! Я вот дам тебе… Я вот спрошу тебя, знаешь ли ты греческую грамматику?» Я ни жив ни мёртв, ушёл и встал за первую парту в среднем классе, где мне назначено было встать для произнесения речи. Между тем владыка стал спрашивать учеников по-гречески. Испуганные его гневом, ученики отвечали плохо. Я хорошо сделал, что не пошёл на своё место кверху, на первой парте. Я успел немного прийти в себя, и когда пришла очередь до меня, то мог ответить ещё порядочно. Заметив одну ошибку, он сказал: «Вот то-то, лучше бы учить грамматику, чем браться не за своё дело». Это замечание относилось не ко мне, разумеется, а к училищному начальству, которое было так перепугано, что ничего не могло сказать.

http://azbyka.ru/otechnik/Ivan_Porfirev/...

Зак., ст. 64) и в рескрипте ВАШЕМ на имя первоприсутствующаго члена Синода Митрополита Антония от 27 декабря 1905 года благоволили выразить Свою волю, чтобы преоб­разования в строе нашей отечественной Церкви произведены были на твер­дых началах вселенских канонов для вящего утверждения православия. О сем имею долг всеподданнейше представить ВАШЕМУ ИМПЕРАТОР­СКОМУ ВЕЛИЧЕСТВУ. Владимир Саблер. Например, в списке должностных лиц и учреждений числились: ректор Московской духовной академии – 100 рублей; главный врач Яузской боль­ницы – 300 рублей; Софийский санаторий в Кисловодске – 200 рублей; Марфо-Мариинская Обитель милосердия – 400 рублей; Общество повсе­местной помощи пострадавшим на войне солдатам и их семьям – 420 ру­блей и так далее. В списке людей, которым, по мнению великой княгини, следует оказывать помощь в наступившем 1917 году, перечислены: Никита Войнов, курьер Елисаветинского общества, получает небольшое жалованье и имеет большую семью – 50 рублей на обучение детей; Гончуков, отстав­ной полицейский надзиратель, имеет большую семью, живет на пенсию – 100 рублей на воспитание детей; Горская, вдова протоиерея, безвозмездно работавшего в Елисаветинском обществе и общежитии для юных доброволь­цев – 110 рублей на учение дочери в 5-м классе 4-й Московской гимназии; Михаил Кутояров, мать не имеет средств – 60 рублей за учение в Сергиев­ском приюте; Евгения Лопатина, сирота – 100 рублей за учение в Сергиев­ском приюте; Параскева Рудинкина, вдова кучера, убитого при злодейском убийстве великого князя Сергея Александровича, – 350 рублей на учение до­черей: Натальи в 7-м классе Мариинского училища и Клавдии в 6-м классе Коммерческого училища; Николай Лешин, хромой – 100 рублей; Екатерина Холмогорова, вдова бывшего письмоводителя секретариата, большая семья, бедность – 40 рублей и так далее. Круг замкнулся. Сознание части общества упало почти ниже некуда. Каляев, который совершил преступление исходя из ложно понятой идеи служения народу, все же готов был идти за свою идею до конца, до смерт­ной казни включительно; высокопоставленные убийцы, убившие жестоко, садистски доверившегося им человека, считали вместе со своими апологета­ми, что их убийство может быть оправдано идеей служения Родине. Если для существования России было важно нравственное и религиозное содержание, то при таком повороте дела существовавшая социальная система была обре­чена безотносительно от того, выиграла бы Россия войну или проиграла. Так полагали и многие новомученики. В социально-политической системе не было содержания, не было жизни, и исчезла она еще до того, как междуна­родные авантюристы сокрушили политическую систему, воспользовавшись религиозным, нравственным и социальным кризисом в стране.

http://fond.ru/kalendar/541/varvara/

3) Потом приступить к самому чтению книг, в следующем порядке: а) Исторические книги Ветхого Завета можно читать скоро, останавливаясь только там, где не совсем ясен образ выражения, или где повествование требует пояснения обстоятельствами историческими или сведениями археологическими, при сем некоторые части, например, подробное описание устройства скинии в книге Исход, такое же описание различных жертв в книге Левит, переношение скинии в книге Чисел, родословия в книге Паралипоменон, повторение в сих книгах того, что есть в книгах Царств и проч. могут быть опущены. В замену сего, при чтении исторических книг, наставник изложить в связи некоторые особенно нужные для уразумения сих книг части библейской археологии; например, при чтении книг Моисеевых, изложить религиозные постановления Ветхого Завета; при чтении книг Иисуса Навина, судей и Руфи, распределение обетованной земли по коленам израильским; при чтении книг Царств и проч. гражданские постановления и домашние обычаи народа Божия. б) Книги учительные и пророческие, по обширности их, особенной важности содержания и трудности в изъяснении, не могут быть прочитаны все с изъяснением: посему необходимо ограничиться, после общего обозрения их, чтением только нескольких. При сем из учредительных книг особенно надобно иметь в виду книгу Псалмов и Притчей, а из пророческих книг Исаии и Даниила; из прочих прочитать только важнейшие части, например, пророчества о Христе Спасителе и Его церкви. в) В Новом Завете должны быть прочитаны: евангелие Матфея, с указанием параллельных мест в евангелиях Марка и Луки, и с дополнением из последних того, что опущено у евангелиста Матфея, и евангелие св. Иоанна. Из посланий апостольских могут быть избраны для непрерывного чтения послание к римлянам, послания к Тимофею и к Титу, одно из собранных Иаковлево или Петрово, и, если позволит время, одно из посланий к коринфянам или послание к евреям. г) Для поддержания внимания учащихся, полезно, чтобы следующие к объяснению в классе главы, были прочитаны или предварительно в доме; чтобы и те книги, которые не могут быть вполне прочитаны в классе, которые не могут быть вполне прочитаны в классе, были прочитываемы учениками в доме, чтобы на показавшиеся им особенно темными и затруднительными места могли требовать пояснения у наставника.

http://azbyka.ru/otechnik/Dimitrij_Muret...

   001    002    003    004    005    006    007    008   009     010